Исторический кулинарный экскурс: что ели и пили в Средневековье. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере Поваренные книги Средних Веков

Обслуживание клиентов 29.12.2023
Обслуживание клиентов

Дом купцов Агаповых (XVIII век)


Адрес: г. Суздаль, ул. Толстого, д. 7.



В старину на Руси говорили: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи», ибо Божьим наказанием считали не бедность, а богатство. Заповеди нестяжательства непреложно следовало русское купечество. Деньги для купцов были не путём к наслаждению, а средством служения людям, Родине. Примером тому являются известные меценаты Третьяков и Мамонтов, Строганов и Демидов… Однако в их тени долго оставались провинциальные купцы – простые люди с мозолистыми руками и добрыми глазами. Тихо, как ежедневную работу, творили они добрые дела и, как писал о них Горький, «веками несли Россию на своих плечах».

Купечество составляло значительную и важную прослойку населения Суздаля. В конце XVIII века представителей купеческого сословия было более 1500 человек. Особенно активно купечество было в XVII-XVIII вв., когда город был известным центром транзитной торговли Ярославского и Нижегородского направления. В конце XVIII столетия в Суздале числилось более 1000 представителей купеческого сословия.
Строительство в конце XVIII века шоссейной, а затем во второй половине XIX века железной дороги Москва – Нижний Новгород оставило Суздаль в стороне от основных путей, что заставило наиболее предприимчивых купцов искать для жительства и торговли более перспективные места. Многие из них уехали в Москву, Иваново-Вознесенск, Санкт-Петербург и другие города. Значение Суздаля как торгового центра упало, сократилось и численность суздальского купечества.
В начале XIX века здесь проживало около 400 купцов и членов их семей, торговавших не только в Суздале, но и за его пределами.
В начале XIX века суздальские купцы строят большой каменный , в котором было более 100 лавок. Но в течение XIX в. торговая деятельность в Суздале идёт на убыль в связи с развитием путей сообщения, которые обошли Суздаль стороной.
К кон. XIX в. в Суздале осталось только 140 купцов, при этом многие из них не каждый год выкупали гильдейские свидетельства (разрешение вести торговлю). Купцы стали заниматься преимущественно розничной торговлей, мелким текстильным, кожевенным и колокололитейным производством, содержанием постоялых дворов и харчевен, а также огородным промыслом. Тем не менее, значение суздальских купцов в развитии города было весьма заметно: они часто избирались на различные выборные должности, гласными (депутатами) в Городскую думу, чаще других занимали должность Городского Головы, директора Общественного банка, городского ломбарда, были Председателями и членами Попечительских советов учебных заведений, больницы и социальных учреждений, церковными старостами. Занимались благотворительной деятельностью.

Из Суздальской Градской общей Думы дан сей билет Суздальскому купцу Василию Иванову сыну Шишкину в том, что по силе учиненного минувшего сентября 29 числа от строящих в городе Суздале в Гостином Дворе каменные лавки хозяев купцов и мещан общественного приговора досталась вам по жеребью в том Гостином Дворе в передней линии щепетинного ряду под № 39 лавка в смежности лавок Суздальских 2-ой гильдии купца Герасима Афанасьева сына Биркина, а по другую малолетнего купеческого сына Алексея Белина, которая лавка выбранными от них хозяев расценщиками положена в 485 рублей и сверх сложенных на строение одной по десяти приговорам 450-ти рублей суммы составляет 35 рублей, которые деньги от вас в здешнюю градскую думу внесены и следуют оные на раздачу прочим хозяевам тем коим достались расценённые ниже сложенной по оным десяти приговорам цены. В чём для надлежавшего и бесспорного тою лавкою владения сей билет вам купцу Шишкину и дан:
Градской Голова Лука Ермолин
Гласный Андрей Пахомов
Гласный Козьма Ульянов
Гласный Яков Мешков
У сего Билета Владимирской губернии
Суздальской Градской общей Думы печать
Октября 4 дня 1811 года.






Кожевенный завод купцов Кашиных. XVIII в. Фото с открытки нач. ХХ в.

Как и во всей России, суздальскому купечеству принадлежала важная роль в развитии благотворительности. Многое в этом отношении сделали такие купеческие семьи, как Жинкины, Жилины, Беловы, Вихревы, Дубынины, Агаповы, Холоповы и другие. Крупными благотворителями были выходцы из Суздаля московские купцы В.М. Блохин, И.В. Шишкин и харьковский купец И.Г. Вихрев. В XIX в. на их средства в городе были открыты 2 детских приюта и 3 богадельни.
Будучи членами попечительских советов земкой больницы, учебных и социальных заведений, многие купцы делали значительные вклады на их обустройство. Часто избиравшиеся церковными старостами купцы выделяли собственные средства на ремонт и украшение многочисленных храмов Суздаля. В традиции суздальских купцов было перед большими православными праздниками оказывать материальную помощь неимущим слоям населения.

Уроженец Суздаля московский купец 1-й гильдии Иван Васильевич Шишкин в 1888 г. завещал капитал в 100 тыс. рублей на строительство и содержание «дома призрения бедных» в Суздале.
Строительными работами руководил суздальский купец . В 1891 г. богадельня была открыта и освящена. находился в ведении Суздальской городской думы, был рассчитан на 60-100 человек, призреваемые содержались бесплатно.
«…С 1888 г. начинается бескорыстная, самоотверженная и энергичная деятельность И.Ф. Белова. Будучи сам не особенно богатым купцом, он более двух лет неустанно трудился над исполнением завещанного дела, и трудился не только без всякого вознаграждения, а даже в ущерб для своих торговых занятий… В доме всё устроено целесообразно, прочно, чисто, красиво и даже, можно сказать, роскошно для простых людей нашего города …» (Владимирские Епархиальные ведомости. 1891 г.).

Объявляется благословение Божие от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского.

Суздальскому купцу Ефиму Васильевичу Головашкину – за пожертвование в ризницу суздальского 20-ти аршин серебряной цветной парчи на 70 р.;
Суздальскому купцу Федору Дмитриевичу Дубынину – за пожертвование в Богоявленскую церковь священнического бархатного облачения (фелони, епитрахили, набедренника, пояса и поручей) и бархатных же воздухов, шитых золотом на сумму 120 р.;
Суздальскому купцу ивану Яковлевичу Агапову – за пожертвование Государственного 4 % банковского билета в 115 р. В пользу братии Суздальского Васильевского монастыря.
Владимирские Епархиальные ведомости. 1880, 1881, 1882 гг.

«… В продолжении своей службы Холопов восполнил все недостатки по церковной утвари в ризнице, церковь привел в лучший благолепный вид, и все это сделано, несмотря на свое ограниченное состояние, большею частью из собственных средств … не благоугодно ли будет … за усердную и полезную службу по должности церковного старосты купца Холопова удостоить … ходатайства о награждении его, имеющего уже серебряную на Станиславской ленте медаль (в 1874 г.), золотой на Аннинской ленте …».
Из характеристики старосты кладбищенской всехсвятской церкви купца 2-й гильдии Григория Холопова, данной благочинным Суздальского собора протоиереем А. Кротовым. 1876 г.





Типичными представителями суздальского купечества среднего достатка были и купцы Агаповы.
Купец Агапов построил себе двухэтажный дом во второй пол. XVIII в. в заречной стороне на Щупачихе, где «щупали» (проверяли) возы приезжих торговцев, отсюда и название улицы.
В обывательской книге 1806 г. о владельце дома говорится: «Иван Яковлев сын Агапов 59 лет старожил, женат на купецкой дочери Ананье Яковлевой 57 лет, у них внучата Яков - 10 лет, Акулина - 13 лет, имеет дом на Борисовой стороне в большой улице и под ним каменная кузница подле домов в одну сторону купецкой вдовы Ирины Назаровой и по другую купца Карпа Капитонова, (дом) построенный им, а земля по данным наследственная и при ней огород под №846; (состоит) у работы кузнешной; был у продажи соли целовальником, потом добросовестным» (Целовальник - продавец соли, избиравшийся на определённый срок, дававший обязательства работать честно, целовавший крест - отсюда название целовальник, добросовестный - свидетель, помощник при оценке имущества, сборе налогов и т.д.).
Дом представляет собой распространённый в то время образец купеческой застройки с каменным служебным первым этажом и деревянным жилым вторым. Подобные купеческие дома во многом определили облик гражданской архитектуры исторической части Суздаля.
К сер. XIX в., вероятно, было несколько ветвей купцов Агаповых в Суздале. Агаповы держали кузницы у реки за кремлём, имели лавки и торговые места в Гостином дворе, так владельцы дома на Степачёвской улице (во второй пол. XIX в. название улицы Щупачиха трансформировалось в Степачёвскую) в разное время торговали мануфактурой, обувью, книгами, колониальными товарами (чай, кофе, пряности), овощами и ягодами. В кон. XIX в. Иван Яковлевич Агапов имел 4 каменных лавки в гостином дворе и капитал 2500 руб. У него было три сына – Яков, Фёдор и Капитон. Купцы Агаповы не чужды были общественной и благотворительной деятельности – несколько раз избирались в гласные Городской Думы, делали пожертвования в церкви, за заслуги и пожертвования по духовному ведомству в 1901 г. преподано благословение святейшего синода среди прочих и суздальским купцам Якову, Капитону и Фёдору Агаповым, о чём напечатали Владимирские епархиальные ведомости.
У Якова Ивановича были сыновья: Василий, Иван, Александр, Гурий и он был последним владельцем дома, в котором он уже не жил.
На первом этаже по-прежнему работала кузница, при доме был пчельник и большой плодовый сад, занимавший и часть нынешней территории Музея деревянного зодчества. Сад вымерз в последнюю войну и был выпилен на дрова.
В 1912 г. Агаповы открыли в доме мукомольню на нефтяном двигателе. Большая семья Якова Ивановича (у него было 5 сыновей и 6 дочерей) проживала в двух домах на улице Ивангорской (ныне Пушкарская).


Дома Я.И. Агапова на ул. Ивангорской. Справа . Фото нач. ХХ века.

События первой пол. ХХ в. изменили привычный образ жизни семейства Агаповых. В годы первой мировой войны погибли сыновья Якова Иван и Александр. После революции сам Яков Иванович и его брат Федор Иванович как «бывшие крупные торговцы» попали в разряд «лишенцев», их имущество (дома, торговые лавки в Гостином дворе, огородные земли) было конфисковано. В 1930-х гг. были репрессированы Василий Яковлевич (1884-1957 гг., агроном) и Гурий Яковлевич (родился в 1894 г., геодезист). Их младший брат Рафаил Яковлевич (1904-1996 гг.) с 1930-го г. жил во Владимире, участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден. Его потомки и сейчас проживают во Владимире.
Старожилы города ещё помнят, что в советское время вплоть до 60-х гг. в нём была дизельная мельница на один постав. Затем дом был поставлен на реставрацию (автор проекта реставрации Н. Немцова), передан музею-заповеднику. В начале 80-х гг. в нём была открыта экспозиция «Суздаль и уезд в годы революции 1905 года» (автор тематико-экспозиционного плана научный сотрудник музея-заповедника Н.М. Курганова), именно на первом этаже данного дома в помещении кузницы непродолжительное время работала подпольная типография в 1905 г. и был найден типографский шрифт. Экспозиция вызывала интерес у посетителей, в ней были представлены интересные документальные материалы, фрагменты интерьеров кузницы и комнаты суздальской интеллигенции нач. XX в. И на тот момент выставка выполнила свои задачи - проиллюстрировать классовую борьбу в Суздале на рубеже веков.



Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере»

Суздальским купцам – кто «благородно служил» во славу родного города, незаслуженно забытым жертвователям и патриотам – Владимиро-Суздальский музей-заповедник посвящает эту экспозицию.
Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере» в доме купцов Агаповых начала работать в нач. 2012 г.
В экспозиции можно познакомиться с жизнью и бытом суздальцев кон. XIX - XX вв., посмотреть подлинные интерьерные вещи и документы той эпохи, ощутить аромат размеренной провинциальной жизни, узнать об общественной и благотворительной деятельности суздальского купечества. Представленные экспонаты второй пол. XIX в. дополнены современной стилизованной мебелью, на которой можно посидеть, посмотреть старинные документы и фотографии, ощутить атмосферу прошлых веков, подумать о быстротечности времени.
В доме Агаповых мебель, убранство, фотографии на стенах… - всё тз того, былого, жизненного уклада, купеческого естества, многоцветного русского мира, сутью которых была мудрая, отзывчивая православная душа.

Экспозиция на первом этаже














Года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. Многие из купцов высших гильдий не вели торговли из-за недостаточности капитала, а купцы третьей гильдии занимались ремёслами, мелкой торговлей или работали по найму, в то время законно проживать в городах и заниматься торговлей дозволялось и образованной ещё в 1722 году сословной группе «торгующих крестьян».

Размер гильдейских сборов неоднократно повышался, с 1 % до 1,25 % в 1797 году, 1,75 % в 1810, 4,75 % в 1812 и 5,225 % в 1821. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3,212 рублей, второй гильдии - 1,345 рублей, третьей гильдии - 438 рублей. Увеличивались и минимальные размеры объявляемого капитала: с 10,000 до 16,000 рублей в 1794 году для пребывания в высшей гильдии, и до 50,000 в 1807. Для пребывания во второй гильдии, эта сумма выросла с 1,000 до 5,000 в 1785, 8,000 в 1810 и 20,000 в 1812, а для третьей гильдии с 500 до 1,000 в 1785, 2,000 в 1810 и 8,000 в 1812.

После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов. Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале. При неспособности внести гильдейский сбор, купцам предписывалось переходить в мещанство. Многие мещане вели торговлю, не объявляя своих капиталов, и не уплачивая гильдевых сборов, что и стало причиной реформы 1824 года .

Гильдейские пошлины были уменьшены в 1,4-2 раза, налогообложение купцов первой и второй гильдий вернулось к уровню 1812 года, составив соответственно 2,200 и 880 рублей, а третьей гильдии - к уровню 1807-1810 в 100-150 рублей. Налогообложение других торгующих сословий было увеличено. Начался прирост купечества, в основном, за счёт третьей гильдии, в которую вступали мещане и крестьяне. Реформа министра финансов Канкрина 1824 года первоначально выделила отдельную категорию «торгующие мещане», но в 1826 году эта категория была упразднена.

Количество купцов выросло с 107,300 в 1782 году до 124,800 в 1812, затем упало до низшей отметки в 67,300 в 1820, и выросло до 136,400 в 1840. После небольшого падения в следующем десятилетии, оно снова выросло до 180,300 в 1854, а к октябрьской революции 1917 года купечество выросло до 600 тысяч человек. Более 90 % купцов относилось к третьей гильдии. В первой гильдии состояло лишь 3 % в 1815-1824 годы, а затем и того менее (2 % в начале 1850-х).

Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи , поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости , в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятых в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ.

В конце XVIII века в купечество интенсивно переходили представители цеховой сословной группы. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились.

Влияние купечества на городскую архитектуру

Купеческие дома во многом определили лицо исторической части российских городов. Купеческие особняки формировали торговые зоны городов.

Купцы жили в одно- или двухэтажных деревянных или каменных особняках. В первом этаже и подвале могли размещаться склад, магазин, лавка, контора; жила прислуга, или дальние родственники. Второй этаж был жилым. Каменные дома с толстыми стенами, деревянные - с богатой резьбой. Двухэтажные дома с балконами, лоджиями, большими окнами. Каменные дома с приметными фасадами ; появилась даже особая «купеческая» кладка кирпича. Украшались кирпичные дома кованными решётками, чугунными лестницами, парапетами и т. д.

Большинство купеческих домов крылось железными крышами. Красили их, как правило, в зелёный или красный цвет.

Дома строились основательные - «на века», и больших площадей - для потомков. По данным городской переписи Омска 1877 года в купеческих семьях на одного человека в среднем приходилось две комнаты.

Купцы, как зажиточные люди, могли себе позволить инновации в строительстве. Так в Кузнецке первый дом с балконом построил купец Пётр Баранов в 1852 году , а первый дом с мезонином - купец Алексей Бехтенев в 1856 году . Первую электростанцию в Сибири построил в 1885 году в своём доме красноярский купец Гадалов.

В Сибири среди небогатых купцов (и зажиточных мещан) были популярны полукаменные дома . Первый этаж такого дома (или полуподвал) выполнялся из камня, второй этаж - из дерева.

Купцы первых поколений, несмотря на богатое внутреннее убранство дома, продолжали сохранять крестьянский уклад, жили в скромных задних комнатах дома, и много времени проводили на большой кухне. В конце XIX века в купеческих домах появляются специализированные комнаты: кабинеты, библиотеки и т. д.

Во многих городах улицы назывались в честь купцов: в Томске Евграфовская, Большая и Малая Королевская, Дроздовская, Ереневская, в Енисейске в честь А. С. Баландина и т. д.

Высшие награды для купечества

Купцы могли быть награждены Почётным гражданством и чинами коммерц - и мануфактур-советника .

Чины коммерц- и мануфактур-советника были введены в 1800 году для поощрения предпринимателей. Они соответствовали VIII классу Табели о рангах . Получить их могли только купцы, пробывшие «беспорочно» не менее 12 лет подряд в первой гильдии. Получение такого статского чина давало купцам привилегии, близкие к дворянским.

Крупнейшие российские купцы

  • Медведников Иван Логгинович

См. также

Примечания

Литература

  • «1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов» / Сост., вступ. ст., примеч. О. Платонова. Москва, 1995;
  • Барышников М. Н. «Деловой мир России: Историко-биографический справочник.» Санкт-Петербург, 1998;
  • Бойко В. П. «Томское купечество в конце XVIII-XIX вв.: Из истории формирования сибирской буржуазии.» Томск,1996;
  • Зуева Е. А. «Численность сибирского купечества // Роль Сибири в истории России.» Новосибирск, 1993;
  • Рындзюнский П. Г. «Сословно-податная реформа 1775 г. и городское население // Общество и государство феодальной России». Москва, 1975;
  • Старцев А. В. «Торгово-промышленное законодательство и социально-правовой статус предпринимателей в России в XVIII - начале XX в.// Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX вв.)». Барнаул, 1995;
  • Боханов А. Н. «Российское купечество в конце XIX - начале XX века» // История СССР. 1985;
  • «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири». Новосибирск, 1995;
  • Лаверычев В. Я. «Крупная буржуазия в пореформенной России (1861-1900 гг.)». Москва, 1974;
  • Нардова В. А. «Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Правительственная политика». Ленинград, 1984;
  • Шиловский М. В. «Политическая культура и политическая активность предпринимателей дореволюционной Сибири // Общественно-политическая жизнь Сибири. XX век». Вып. 3. Новосибирск, 1998.
  • Османов А. И. Петербургское купечество в последней четверти XVIII - начале ХХ века. СПб., 2005.

Шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, который побывал в Москве еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, в своей книге "Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году" писал, что все москвичи "от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве". Такой увидел Москву Кильбургер. Но следует сказать, что в XVII -XVIII веках понятие "купечество" не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватило все посадское население определенной состоятельности. Доступ в это состояние был широко открыт и для крестьян. Это привело к тому, что количество купцов постоянно увеличивалось, а с 1750-х годов "купечество" потребовало для себя монополии на торговлю, и получила ее в 1755 г.

История собственно московского купечества началась в XVII веке, когда торговое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь стала разделяться на гостей, гостиную и суконную согни и слободы. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. Гости были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII веке их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Наконец Низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как "черные сотни", торговали собственной продукцией, а, следовательно, могли продавать ее дешевле. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.

Деятельность московского купечества регулировалась Новоторговым Уставом, принятым в 1667 году. Устав прописывал четкую систему налогообложения для купцов: вместо тамги1 был введен полавочный налог (с торговой деятельности) и тягло (с промысла). Для московского купечества XVII-XVIII веков было характерно отсутствие определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции. Так, например, собранные в 1648 г. выписки из таможенных книг о привезенных купцом — гостем Василием Шориным товарах свидетельствуют о том, что в 1645 г. он провез чрез Архангельскую таможню 7 1/2 половинок сукна, 200 аршин атласу, 25 аршин красного бархата, золото пряденое в мишуру, но также тонкую медь, красную досчатую медь и 100 тысяч иголок, а на другом досчанике находилось 16 медных колоколов весом в 256 пудов и 86о стоп писчей бумаги. Из тех же книг следует, что в другой год им были привезены бакалейные товары. Из предметов вывоза приказчики Шорина везли сало топленое, клей, масло, рыбу, икру, но также юфть и весла. Так что один и тот же купец торговал сукном и бархатом, медью, иголками, бумагой, маслом, рыбой и другими разнообразными товарами. Торговля в XVII-XVIII веках в Москве шла прямо на улице или в специальных лавках, расположенных в пределах Гостиного Двора, который был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. Тогда, по велению Государя в Китай-город переселили торговых людей со всей Москвы. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные. О старом Гостином дворе посланник при дворе Ивана Грозного барон Сигизмунд Герберштейн писал в своих "Записках о Московии": "Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют".

Кстати, не все московские купцы имели право торговать в Гостином Дворе. Дело в том, что в XVII веке торговые площади в Москве делились на обычные торговые ряды и ряды Гостиного двора. По Уложению 1649 года в рядах должна была производиться розничная торговля, а на гостиных — оптовая — "врозь никаких товаров на гостиных дворах не продавать".

Типичной лавкой московского купца, что в торговых рядах, что в Гостином дворе, являлось помещение в 2 сажени в ширину, 2 1/2 в глубину. Такая лавка называлась полной. Наряду с полными лавками имелись так называемые полу-лавки, четверти лавки и даже восьмые части лавок. В 1726 года в Московском Китай-городе из 827 всех торговых владений было всего 307 владельцев полных лавок, тогда как в 76 случаях они занимали менее целой лавки, а в 328 случаях торговое место составляло всего пол-лавки.

Но были и другие случаи. Например, некоторые московские купцы соединяли нескольких лавок, но это было явлением весьма редким: насчитывалось всего 32 случая владения по 1 1/2 лавки и 15 случаев свыше 2 1/2 лавки, из них только один, когда торговец занимал 3 3/4 лавки. В 1701 г. 189 человек владело по одной лавке, тогда как 242 занимали всего пол-лавки, а 77 человек 3/4 лавки.

К лавкам присоединялось еще огромное количество торговых мест, которые представляли собою лишь временные, переносные помещения. Таких мест насчитывалось в Китай-городе, например, в 1626 году 680, из них 47 шалашей, 267 скамей и так называемых "мест скамейных", причем и тут нередко торговец занимал пол-шалаша или часть скамейного места.

Итак, крупная торговля в Москве существовала рядом с мелкой. Безусловно, у крупных купцов было явное преимущество. Например, в выборе места для торговли, которое, к тому же, немало стоило. Так московский садовник Кондратий Хвастливый, крупнейший винокур в Москве первой четверти XVIII века, купил в Китай-городе в Смоленском суконном ряду лавку за 1000 рублей, а В. Щеголин, один из первых "суконных" фабрикантов при Петре, приобрел каменную лавку за 500 рублей. Цена такой лавки равнялась стоимости большого двора с хорошими строениями. Ценилось и расположение ее на бойком месте. Лавочники платили солидный доход в казну, что представляло выгоду для всех участвующих сторон: покупателя (больше товара — ниже цены), самого купца и казны.

Главным торговым местом Москвы считался, конечно, Китай-город. Торговых рядов здесь насчитывалось более сотни: почти 20 одёжных, игольный, ножевой и другие, в которых торговали металлическими изделиями; ювелирные ряды, отличавшиеся чистотой и вежливостью продавцов; тишайший иконный ряд; белильный ряд, где торговали стрелецкие жёны и вдовы. Яблочный, дынные и огуречные ряды стояли отдельно. Хлебная торговля велась в основном на берегу Москвы-реки. На мосту, перекинутом через ров от Спасских ворот Кремля, торговали книгами и рукописями. Торговали и в других районах, например на площадях у ворот Белого и Земляного города, но там торг был гораздо менее оживлённым. В своей повседневной деятельности крупные и мелкие московские купцы, случалось, и конфликтовали. Так, например, в конце 20-х гг. XVIII века группа "купцов-компанейщиков" получили в откуп всю водочную торговлю в Москве. Заплатив в казну за откуп большие деньги, они чрезвычайно подняли цены на водку в городе. Увидев это, часть недовольных московских мелких торговцев стала покупать и привозить водку из пригородов, продавая ее по более низкой цене. "Компанейщики" не стали мириться с этим и возвели в 1731 году вокруг всех значительно населенных окраин города невысокий земляной вал со стеной из вбитых в землю деревянных столбов. На главных же дорогах поставили заставы, где все возы осматривали, проверяя, не ввозится ли в город водка. Однако такой частокол оказался для мелких торговцев не помехой. Скоро в нем образовалось множество лазеек, а затем его и вовсе растащили на дрова. И опять дешевое вино стало продаваться в Москве в большом количестве.

Интересно, что еще в начале XVIII века, по Указу 1714 года, все московские купцы и ремесленники были обязаны селиться в загородных слободах. Вскоре вокруг Земляного вала (старой границы Москвы) быстро начал складываться пояс разнообразных пригородных поселений.

Решение о выселении купцов из Китай-города было принято, в том числе, и в связи с тем, что количество московского купечества постоянно увеличивалось. В Китай-городе уже не то что было негде жить, но даже торговать. А потому, в конце XVIII века императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект нового Гостиного двора в пределах улиц Ильинки и Варварки, так как старый Гостиный двор, который к этому времени насчитывал 760 лавок, амбаров, палаток уже не вмещал всех желающих. И это не удивительно, так как к концу XVIII века в Москве проживало более 12 тысяч купцов и членов их семей.

Тамга — с ХIII века в Русском государстве пошлина, взимавшаяся за провоз товара, на который накладывалось специальное клеймо — тамга.

Материал написан на основе монографий, статей, документов и материалов, представленных в разделе «Библиография».

КУПЕЧЕСТВО (английский - merchants, французский - les marchands, немецкий - Kaufmannschaft), в широком смысле - торговцы, в узком - исторически сформировавшаяся социальная общность людей, занятых торговлей или связанной с ней иной предпринимательской деятельностью. Образует сословия, корпорации, землячества и другие социальные и профессиональные группы. Хотя обмен вещами практиковался ещё при господстве родоплеменных отношений, торговля, как купля-продажа товаров, появилась в эпоху неолитической революции, когда возникла производящая экономика, обеспечивающая создание устойчивого прибавочного продукта. Процесс стратификации древнего общества и появление городских поселений сопровождались формированием купечества, так же, как крестьян и ремесленников, власти с её бюрократией, воинства и жрецов. Торговля выступила экономической альтернативой неэкономическому (военному) способу овладения прибавочным продуктом, произведённым в другом обществе, при этом на заре цивилизации и в отдельные исторические эпохи, например, в раннем Средневековье, оба способа могли осуществляться одними и теми же людьми.

Купечество в Древнем мире . Экономика раннеклассового общества мало зависела от торговли: правители и их окружение, пользуясь властью и военной силой, отбирали у зависимых групп населения, которые вели натуральное хозяйство, значительную часть прибавочного продукта. Однако по мере развития государственности и формирования элит, отличавшихся образом жизни от основного населения, росло значение обмена с отдалёнными землями, производившими незнакомые или малознакомые предметы, обладание которыми подчёркивало высокий социальный статус их хозяина. Таким образом, внешняя торговля длительное время имела большее значение, чем внутренняя. И впоследствии, с появлением крупных городов и развитием обмена между ними и деревней, социальный статус купцов, торговавших «заморскими» товарами, оставался выше, чем у торговцев, получавших доход от внутренней торговли. Складывавшееся в обществе отношение к купечеству зависело не только от его роли в хозяйственной жизни, но и от исторических особенностей процесса социальной стратификации, религиозно-этических учений, распространившихся в каждом конкретном регионе. В греко-романском мире, где выше всего ставились земельная собственность, воинская доблесть и принадлежность к числу граждан, купцы не пользовались большим авторитетом. В Древней Индии с её жёсткой кастовой системой представители купечества не принадлежали к брахманам и кшатриям и долгое время составляли часть низшей варны шудр, а впоследствии распределились в варне вайшью. Напротив, у семитских народов, особенно у финикийцев, занятие торговлей считалось необходимым и почётным делом. Финикийцы вели продуманную торговлю с записями и использованием точных мер веса. И именно финикийцы, освоив Средиземноморье, стали продвигаться со своими товарами вдоль океанского побережья. Но не только финикийцы занимались в древности торговлей на большие расстояния. Вслед за ними средиземноморское пространство стали осваивать купцы Крита, Египта и других стран. С конца 3-го тысячелетия до нашей эры начал формироваться Великий шёлковый путь, вполне сложившийся во 2 веке до нашей эры. Этот путь протянулся от Китая до Рима и был разбит на несколько этапов, на каждом из которых караваны с товарами формировали купцы-посредники из разных народов. Параллельно существовала и морская международная торговля, связывавшая Китай с побережьем Индийского океана. Ещё до появления денег купечество Древнего мира стало использовать в своих расчётах слитки серебра (смотри также в статье Деньги).

Купечество в средние века. В средневековой период купечество наращивало свою экономическую и политическую мощь. Нередко функции купца и воина-завоевателя были мало различимы (от латинского hostis - враг во многих европейских языках происходят слова, обозначающие купцов, в том числе русский - «гость»). Сарацины и викинги в Европе не только торговали, но и занимались грабежом. Главной зоной контактов между ними явилось Средиземноморье, насыщавшее Восток захваченными норманнами европейскими товарами, в том числе рабами, и Запад - арабским серебром. Новый этап в развитии купечества связан с интенсивным ростом городов в Европе в 11-12 века, который сопровождался превращением купечества в важнейший элемент средневекового общества. Оно стало главным фактором в образовании так называемых свободных городов. Само же купечество формировало корпорации - гильдии. В 12-13 веках немецкие купцы сумели создать крупные объединения (например, Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам. В свободных городах ганзейцы задавали тон в городских советах, в столицах - создавали собственные кварталы, где был ограничен княжеский или королевский произвол (примером такого района, созданного ганзейскими купцами, может служить «Стальной двор» в Лондоне). Мощь города определялась богатством его купцов. Торгуя с Ближним Востоком, немецкие купцы стали создавать в безопасных местах большие склады товаров (например, в Венеции). На Востоке своими операциями славились хорошо организованные сирийские купцы, связывавшие Средиземноморье с Ираном и другими странами Азии. Арабские торговцы, первенствовавшие в международной торговле с 7 века, способствовали распространению ислама.

Приобщение народов Восточной Африки к исламу - результат деятельности арабского купечества. Побочным, но весьма важным результатом торговых операций купцов стало распространение информации о природе, обычаях, верованиях других регионов. Своими рассказами о дальних землях любознательные купцы, подобные Марко Поло или Афанасию Никитину, развеивали предрассудки и мифы об антиподах, наводили, как и монахи-миссионеры, мосты между культурами разных народов. В то же время результатом «хождений» купцов на Восток стала «Чёрная смерть», занесённая в середине 14 века из Азии в Европу.

Купечество сталкивалось в средние века с немалыми трудностями. Интернационализации торговли мешало сложное административно-территориальное устройство средневекового мира, раздробленного на многие сотни государств. Затруднения для купечества создавало не только существование многочисленных мытных дворов, но и различные меры веса, длины, объёма, а главное - многообразие денежных систем, с которыми купцам приходилось иметь дело. Им пришлось устраивать повсюду меняльные конторы или способствовать их учреждению. Так купеческий капитал стимулировал развитие особой сферы предпринимательства, ставшей затем одним из элементов кредитно-финансовой системы европейских стран. Этому же способствовало и изобретение купцами переводных векселей (смотри в статье Вексель), избавивших коммерсантов от рискованной необходимости возить с собой на большие расстояния значительные суммы денег. Использование переводных векселей открывало купцам простор для манёвра: затруднения с обычным товаром преодолевались вложением средств в иные торговые операции и даже в другие области применения капитала (кредит, организация гостиничного дела, приобретение недвижимости и т.д.). Накопленный в торговых операциях капитал стал источником для создания банковской системы. Так, купеческая семья Фуггеров из Аугсбурга в конце 15 века главные свои доходы получала уже за счёт ростовщического процента, а затем и организации медных и серебряных рудников в Центральной Европе. Правда, такого рода превращения торгового капитала сталкивались с ещё одним препятствием - осуждением Римско-католической церковью ростовщичества: им занимались евреи, которым был закрыт путь в купеческие гильдии.

В средние века купцы широко использовали ярмарки, проходившие несколько недель, чаще всего в приграничных городах. В ярмарочной торговле были особенно заинтересованы купцы среднего достатка, у которых не было больших капиталов и навыков для торговли с дальними странами. Ярмарки служили местом не только товарообмена, но и источником коммерческой информации об изменении цен на товары, динамике спроса и предложения и являли тем самым прообраз торговых бирж.

С ростом богатства менялся уклад жизни купечества, рос его престиж. В позднем Средневековье самые богатые купцы, составлявшие городской патрициат, образом жизни, роскошью дворцов, изысканностью кухни, многочисленностью челяди не отличались от аристократов, которых даже превосходили в сфере меценатства и пожертвований в пользу Церкви.

Купечество в Новое время. В раннее Новое время для европейского купечества характерны те же противоречия, которые были свойственны самой эпохе, когда сохранялись родовые черты Средневековья и в то же время неумолимо пробивались к жизни новые формы социального поведения, связанные с возникновением и становлением капитализма. С начала 16 века находят своё выражение и политические амбиции купечества. Их появлению способствовала Реформация, но проявляли они себя по-разному. В одних странах (Нидерланды, Северная Европа, часть германских княжеств) купечество увидело в лютеранстве, особенно в кальвинизме, идеологию, наилучшим образом отвечавшую его политическим и идеологическим запросам, в других (Франция) - оно поддержало оставшуюся верной католицизму королевскую власть в её борьбе с той частью аристократии, которая решила отстаивать свои древние привилегии под флагом протестантизма.

В раннее Новое время (конец 15 - середина 17 века) сложно складывались отношения купечества с королевско-княжеской властью, которая проводила в отношении этого сословия политику протекционизма и меркантилизма. Купцов, вывозивших свои товары за рубеж и возвращавшихся с золотом и серебром, поощряли (это было особенно характерно для стран, где не добывались благородные металлы), а тех, кто тратил золотые и серебряные монеты на иностранные товары, преследовали. С появлением колоний расширился ассортимент товаров, но колониальная торговля находилась под особым контролем власти. Королевская власть отдавала себе отчёт, что купечество, платившее немалые налоги в казну и предоставлявшее займы правителям, фактически вкладывало инвестиции в государство. Именно союз монархии и купечества стал важнейшим фактором возникновения и укрепления национальных государств. В подчинённом положении в отношении государственной власти находилось и купечество в восточных странах, например, в Китае 16-17 века, где государственное казённое производство в значительной степени питалось денежными средствами от прибылей купцов.

Купечество лучше, чем остальные слои средневекового общества, справилось с последствиями изменения экономической ситуации, порождённого открытием Америки и притоком в Старый Свет огромного количества драгоценных металлов. Революция цен больно ударила по дворянству и крестьянству, светской и духовной власти, но принесла определённые выгоды купечеству, научившемуся создавать товарные запасы, что позволяло выбрасывать их на рынок по более высоким ценам. Сама торговля превратилась в занятие, требовавшее образования и специальных знаний. Это стало особенно очевидным после того, как итальянский математик, монах-францисканец Лука Пачоли заложил ещё на рубеже 15-16 веков основы современного бухгалтерского учёта. С выгодой для себя купечество находило и новые формы организации торговли. Усиление позиций голландского купечества в 17 веке в значительной степени связано с развитием акционерных обществ. Голландцы отошли от практики организации торговых рейдов отдельными купцами и стали формировать на базе акционерного капитала целые торговые флотилии, подавлявшие в конкурентной борьбе за азиатские рынки разрозненные силы купцов из других европейских стран.

Развитие капиталистических отношений не могло происходить без активного участия купечества. Особенную роль оно сыграло в развитии промышленности. Эта функция купечества реализовывалась двояко. Во-первых, купцы сами начинали заниматься производством товаров. Самым наглядным образом это проявилось в Англии, где они организовали рассеянную мануфактуру, и с развитием сукноделия сельское население включилось в сферу товарно-денежных отношений (впоследствии купцы стали устраивать мануфактуры и в городах). Во-вторых, купечество способствовало формированию механизма первоначального накопления капитала, вкладывая средства в любые операции, приносившие большие барыши. Именно европейскому купечеству мировая история обязана широкому распространению с 16 века работорговли, ставшей одним из элементов первоначального накопления. Создавая собственные отряды «ловцов живого товара» или подкупом вовлекая вождей африканских племён в этот промысел, европейские купцы разоряли огромные территории океанского побережья Африки и сказочно обогащались (Бристоль и Ливерпуль выбились в число главных городов Англии именно благодаря работорговле).

Европейское купечество являлось носителем двух исторических тенденций. 1-я из них вырастала из норм и узаконений Средневековья, ограничивавших свободу предпринимательства. Она особенно очевидно проявляла себя в торговых монополиях и патентах, выдаваемых королями привилегированным купеческим корпорациям на торговлю отдельными видами товаров или на торговлю в определённых странах. Эта система порождала недовольство купцов, не допущенных к прибыльной торговле, и коррупцию в среде чиновников, выступавших посредниками между верховной властью и купцами. 2-я тенденция заключалась в стремлении к максимальному высвобождению торговли и ремесла от тенёт средневековых узаконений. Наиболее полное развитие этих двух тенденций проявилось в Англии. С одной стороны, в ней процветала очень прибыльная заморская торговля, где монопольно господствовали опекаемые королевской властью торговые компании. С другой стороны, к тем купцам, которые занимались местной торговлей, двор с презрением относился лишь как к податным людям. К тому же элита и торговый люд принадлежали к разным религиозным течениям (двор насаждал англиканство, торговцы главным товаром - сукном в массе своей были пуританами). Английская революция 17 века высветила это противоречие: двор нашёл поддержку торговцев-монополистов, наживавшихся на операциях с Востоком и Русским государством, парламент же, вступивший в борьбу с королевским абсолютизмом, опирался на союз джентри и торговцев-мануфактуристов, из среды которых в первую очередь и стал уверенно формироваться класс буржуазии. В отличие от Англии и Голландии, где феодально-абсолютистские порядки подорвала революция, весь уклад общественной жизни в Европе сдерживал процесс укрепления купеческого сословия. Стремясь влиться в дворянское сословие, самые богатые купцы (Фуггеры и др.) приобретали земельную собственность, строили величественные замки, заключали брачные союзы с представителями аристократии, искали способы оказаться при дворе, в конечном счёте, их капиталы омертвлялись, а сами купцы причислялись к аристократии. Средние и мелкие торговцы были недовольны ограничениями и притеснениями, но будучи ещё не в состоянии выработать собственные политические идеи, как правило, оспаривали не саму систему власти, а только те её проявления, которые ущемляли их корыстные интересы (например, Фронда во Франции).

На фоне приниженного положения купечества в феодально-абсолютистских государствах позиции в политике английских и голландских купцов были хорошо обеспечены: власть руководствовалась в первую очередь их интересами. В 17 веке голландцы и англичане вели между собой морские войны, вызванные коммерческими противоречиями, а в 1739 году Великобритания объявила Испании «войну из-за уха Дженкинса», истинной причиной которой была не месть за оскорбление англичанина, а желание британских купцов потеснить испанцев в торговле с Новым Светом.

Купечество явилось и одной из движущих сил буржуазных революций 18 века. Торговцы Франции, выступая вместе со всем народом, внесли немалую лепту в сокрушение абсолютизма. Ещё более важную роль сыграло американское купечество в Войне за независимость английских колоний в Америке.

В 18 веке выросло самосознание купечества, питавшегося идеями Просвещения. Особенно восприимчивым оно оказалось к тезису о естественном праве, несовместимому с практикой торговых монополий и вторжением власти в дела предпринимателей и в конце концов ставшему исходным моментом для борьбы за превращение средневекового сословного общества в общество полноправных граждан. Тогда же купечество и другие элементы буржуазии обрели и научный фундамент обеспечения своих интересов - теорию А. Смита, который увидел в рыночной конкуренции универсальный регулятор стихии экономической жизни.

Промышленная революция инициировала процесс подчинения торгового промышленному капиталу (смотри Торговый капитал, Промышленный капитал). Одновременно восторжествовали принципы свободы торговли. К рубежу 19-20 века крупнейшие компании занимались в равной степени и производством, и реализацией произведённой продукции на рынке, а понятия «фабрикант» и «купец», приобретавшие постепенно историческое звучание, замещались в экономической и юридической литературе понятием «владелец торгово-промышленных предприятий», хотя понятие «торговец» продолжало употребляться в отношении частных лиц, занятых торговлей со средними и небольшими оборотами. Крупные торговые компании стали сферой приложения капиталов для тех же лиц, что и промышленные компании и банки.

Купечество в России. Процесс зарождения купечества в Древнерусском государстве начался в 9- 10 веках в военно-дружинной среде: воины-купцы занимались сбором дани с подвластных киевскому князю восточнославянских племён и сбытом её излишков (пушнины, кожи, мёда, воска), а также продажей рабов на внешних рынках, но почти не участвовали в слабо развитой тогда внутренней торговле. Самым дальним пунктом на юге, куда купцы-русы добирались по Волге, Каспийскому морю, через Персию, согласно информации персидского географа Ибн Хордадбеха (середина 9 века), был Багдад, откуда они привозили различные восточные товары. Наиболее активная торговля с конца 9 века велась древнерусскими купцами с Византией (их положение там особо оговаривалось в русско-византийских договорах 10 века), использовался путь «из варяг в греки». С 10 века для обозначения древнерусских купцов, занимавшихся международной торговлей, наряду с наименованием «купец» стало использоваться слово «гость» (с начала 13 века в новгородских летописях - иногда «гостебник»). К началу 10 века древнерусские купцы освоили торговый маршрут из Южной Руси на Верхний Дунай, в Баварию, что подтверждается их упоминанием в Раффельштеттенском таможенном уставе.

К середине 11 века купечество окончательно выделилось в самостоятельную социальную группу древнерусского общества. В домонгольское время среди южнорусских (преимущественно киевских) гостей различались ездившие регулярно из Киева в Византию «гречники» (от названия торгового пути - Гречник) и совершавшие поездки на Кавказ «залозники» (от названия Залозного торгового пути). Во 2-й половине 14 века в Московском великом княжестве выделились гости-сурожане, ездившие в Крым (Сурож и другие центры), Византию, Османскую империю и др., а также суконники, торговавшие с Новгородом, Псковом, Прибалтикой, Великим княжеством Литовским (ВКЛ), Польшей. Условия деятельности купцов за границей оговаривались в межгосударственных договорах: в договоре смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой 1229, в договорах Русского государства с Ливонским орденом 1481, 1509 и др., Ганзой 1487, 1514 и др.; на русско-литовских переговорах постоянно поднимались проблемы, связанные с пребыванием русских купцов в ВКЛ.

Внутренней торговлей купцы стали заниматься с 11 века. После образования Русского государства она стала важным, а затем главным фактором формирования купечества. С 15 века московские гости-сурожане выступали также в роли строительных подрядчиков, первоначально в Москве (В. Д. Ермолин, Ховрины, Бобынины), а с 16 века - и в Новгороде (Сырковы, Таракановы и др.).Уже с 16 века представители зажиточного купечества (например, «именитые люди» солепромышленники Строгановы начали вкладывать капиталы в развитие промыслов, прежде всего, соляного, кожевенного, рыболовного). В 17 веке усилилась связь купеческого капитала с промышленным и сельскохозяйственным производством (однако заметную роль в создании мануфактур русское купечество стало играть в 18 веке). С появлением промышленного предпринимательства крупное купечество соединяло торговые и кредитно-ссудные операции.

В домонгольский период купечество пополнялось за счёт выходцев из среды ремесленников, крестьян-торговцев и других групп населения (в том числе и холопов). С середины 16 века в торговых операциях активно участвовало иностранное купечество (например, члены Московской компании). Указом Бориса Фёдоровича Годунова от 25.1(4.2).1599 сформирована особая группа иностранного купечества, со временем получившая устоявшееся название «московские торговые немцы» (иноземцы). Некоторые купцы-иноземцы вошли в состав русских привилегированных купеческих корпораций, другие получали царские грамоты с отдельными привилегиями на ведение торговли на территории Русского государства. Русское купечество стремилось оградить себя от конкуренции с иностранными коммерсантами на территории Русского государства и неоднократно обращалось к царям с челобитными, содержание которых было учтено правительством при подготовке Торгового устава 1653 и Новоторгового устава 1667. Развитие торговли вне города привело к появлению слоя «торгующих крестьян», хотя право на торговые занятия в середине 17 века законодательно было закреплено за посадским населением. Купечество пополнялось выходцами как из «торгующих крестьян», так и из среды городских ремесленников-торговцев, торговцев из числа служилых людей «по прибору» (стрельцов, пушкарей). В состав российского купечества в 17 веке вошли украинские купцы, в 1-й четверти 18 века - немецкие купцы Прибалтики.

Купцы создавали свои объединения; одно из первых - «Иванское сто» - возникло в Новгороде (вероятно, в 12 веке) по примеру объединений западноевропейского купечества. Со временем сложились привилегированные сословные купеческие корпорации - гости (во 2-й половине 15 века; начало формирования их особого статуса отразилось в Судебнике 1550: штраф за оскорбление гостя в 10 раз превышал штраф за оскорбление рядового посадского человека), гостиная сотня (в последней трети 16 века), суконная сотня (конец 16 века). К привилегированному купечеству относились также торговые люди «белых слобод», а к непривилегированному купечеству - посадские торговцы из «чёрных сотен». С конца 14 века известны сельские земельные владения богатых купцов под Москвой, Нижним Новгородом, с 15 века - в Новгородской земле. Богатым гостям 17 века (Гавриловым, Панкратьевым, Ревякиным, Стояновым, Харламовым, Шориным и др.) принадлежали деревни с крестьянами, соляные варницы, покосы, пастбища, места рыбной ловли. У них имелись и зависимые люди, и крепостные крестьяне.

В 13-15 веках купечество приобрело общественно-политический вес в Новгороде, Москве, Пскове, Твери, других крупных торговых центрах. Некоторые его представители участвовали в политической борьбе, в частности в Московской усобице 1425-53. В конце 15 - начале 16 века, опасаясь оппозиционных настроений привилегированного купечества, великие князья московские неоднократно «выводили» богатых купцов из Новгорода (1487, зима 1489), Вятской земли (1489), Пскова (1510), Смоленска (1514) в Москву и другие города Северо-Восточной Руси. На их место переселяли московских гостей-сурожан, получавших в Новгороде определённые привилегии, в частности освобождение от уплаты таможенных сборов. С 1566 года представители купечества участвовали в земских соборах, в том числе в соборах, избравших царём Бориса Фёдоровича Годунова (1598) и позднее - Михаила Фёдоровича (Романова) (1613). Большой ущерб купечеству был нанесён в годы опричнины (особенно пострадало новгородское купечество), а также в Смутное время.

Купечество - одна из наиболее грамотных групп населения Русского государства (уже купцы-воины были знакомы с кириллической письменностью), что, в частности, отчётливо видно из берестяных грамот торгового содержания. Представители древнерусского купечества в числе первых приняли христианство. Они на свои средства строили как храмы своих корпораций в Новгороде, Москве, Пскове, Русе (ныне Старая Русса), Новом Торге (Торжке) (14-15 века), так и церкви для всех городских прихожан (например, Троицы в Никитниках церковь в Москве, храм Ильи Пророка в Ярославле). Купцы выступали авторами хождений, которые с 15 века стали неотъемлемой частью древнерусской литературы. Им принадлежат, например, «Хожение Василия-гостя в Малую Азию, Египет и Палестину» (1465-66), «Хожение за три моря» тверского купца А. Никитина (около 1474-75), «Хожение Василия Познякова» (1560-е годы), «Хожение купца Федота Котова в Персию» (1623-24), «Житие и хожение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары» (1634-37). С именем Строгановых связано существование строгановской школы в русском искусстве. Из среды купечества вышел ряд видных представителей русской приказной администрации 17 века - дьяки М. Смывалов, Н. И. Чистой, А. И. Иванов, А. С. Кириллов.

В быту зажиточное купечество подражало дворянству, приобретая дорогую одежду и предметы роскоши, в конце 17 века гости Панкратьевы даже получили фамильный герб. Купцы возводили каменные палаты (сохранились в Гороховце, Пскове, Калуге, Нижнем Новгороде и др.). Уникальным явлением стала постройка крепости в 1640 в устье реки Яик (Урал) купцом-рыбопромышленником М. Гурьевым на свои средства (в его честь в 1734 возникший здесь населённый пункт назван Гурьев, ныне город Атырау в Казахстане).

С 1724 года «купцами» официально именовались посадские люди. К ним относились как собственники торгово-промышленного, купеческого и ссудного капитала, так и ремесленники и мелкие товаропроизводители, наёмные рабочие и даже нищие, во многих мелких городах - земледельцы. После неудачных попыток сосредоточить торговлю в городах правительство в 1745 легализовало сельскую крестьянскую торговлю, а в 1760-70-х годах расширило права крестьянства на занятия промыслами и торговлей.

Как сословие купечество законодательно оформлено при императрице Екатерине II. Манифестом от 17(28).3.1775 оно выделено из городского населения и объединено в гильдии купеческие (в 1799 право на запись в купечество принадлежало 31% горожан), а лица, не вошедшие в состав купечества, отнесены к мещанам. Права гильдейского купечества окончательно установлены Жалованной грамотой городам 1785. Одновременно складывалась система купеческого самоуправления. В дальнейшем правовой статус купечества уточнён манифестом императора Александра I от 1(13).1.1807, гильдейской реформой 1824, а также положением «О товариществах по участкам или компаниях на акциях» . Критерием принадлежности к купечеству с 1775 являлось вхождение в одну из трёх гильдий в соответствии с ежегодно объявляемым капиталом. В 1786 году записываться в гильдии запрещено дворянам, в 1807 им разрешено выкупать свидетельства 1-й и 2-й (с 1824 только 1-й) гильдий, с распространением на них прав и обязанностей купцов этих гильдий (при сохранении дворянских преимуществ). Выходцы из духовенства могли вступать в гильдию в случае снятия сана. Крепостные крестьяне и (до 1863) государственные служащие не могли выкупать гильдейские свидетельства и вступать в купеческие гильдии, однако крестьяне с 1812 пользовались правом вести крупную, в том числе внешнюю, торговлю путём покупки торговых свидетельств. В случае невозобновления купцом гильдейского свидетельства в срок, объявления его несостоятельным должником или признания по суду виновным в совершении преступления купец терял права состояния и переходил в мещанское сословие; с 1807 купеческое общество могло, не дожидаясь решения суда, общим приговором исключить купца из гильдии. В 1863 упразднена 3-я купеческая гильдия, а лица некупеческих сословий получили право выкупать гильдейское свидетельство с сохранением своей прежней сословной принадлежности (за исключением дворян).

Численность гильдейского купечества в Европейской России составляла 68,9 тысяч человек в 1827 и 176,5 тысяч человек в 1854; в целом по Российской империи в 1897 (с семьями) - свыше 281,2 тысяч человек, или около 2% всего населения. Основная часть купечества концентрировалась в Московской губернии (свыше 23,4 тысяч человек в 1897), Москве (около 19,5 тысяч человек), Санкт-Петербургской губернии (около 20 тысяч человек), Санкт-Петербурге (свыше 17,4 тысяч человек), Херсонской (свыше 12,3 тысяч человек) и Киевской (около 12 тысяч человек) губерниях, Одессе (около 5 тысяч человек).

В 19 - начале 20 века купечество стало вторым по численности после крестьянства источником формирования буржуазии. С принятием Положения «О пошлинах на право торговли и иных промыслов» представители всех сословий получили возможность заниматься торговым или промышленным предпринимательством, платя особые сборы и не перечисляясь в купечество. Связь между получением купеческого гильдейского свидетельства и занятием предпринимательством окончательно прекратилась после издания Положения «О государственном промысловом налоге» , согласно которому право на ведение собственного дела стали давать промысловые свидетельства 3 торговых и 8 промышленных разрядов в зависимости от доходности, расположения, степени механизации предприятия, числа рабочих. Их ежегодно выкупали предприниматели всех сословий. С другой стороны, купечество получило право, сохраняя свою сословную принадлежность, прекратить торгово-промышленную деятельность. Гильдейские свидетельства стали выкупаться людьми, желавшими получить купеческие права, но не занимавшиеся предпринимательством («неторгующие купцы»). Численность гильдейского купечества уже в 1899 сократилась почти в 2 раза, в дальнейшем этот процесс продолжался; например, в Москве в 1899 она составила около 2,5 тысяч человек, в 1912 - около 2 тысяч человек, в 1914 - свыше 1,7 тысяч человек. Единственным исключением являлся Санкт-Петербург, где после 1899 численность гильдейского купечества возросла с 2 тысяч до 6 тысяч человек в 1914. Некоторые купцы продолжали выкупать сословные свидетельства из соображений престижа и сохранения традиций; особое значение принадлежность к гильдиям имела для еврейского купечества, поскольку это позволяло проживать вне черты оседлости. Право на вступление в 1-ю гильдию (с выкупом купеческого сословного свидетельства стоимостью 50 рублей) давали торговые промысловые свидетельства 1-го разряда и промышленные свидетельства 1-3-го разрядов, право на вступление во 2-ю гильдию (с уплатой 20 рублей) - торговые свидетельства 2-го разряда и промышленные свидетельства 4-5-го разрядов.

Помимо особых торгово-промышленных прав, купечество имело ряд других привилегий. Оно освобождалось от подушной подати (с 1775), от рекрутской повинности (1-я и 2-я гильдии) с уплатой денежного взноса в казну (1776), а также от телесных наказаний (1785). Во 2-й половине 18 - 1-й половине 19 века равные с российскими купцами права получили купцы Белоруссии (исключая лиц иудейского вероисповедания) и других территорий, вошедших в состав Российской империи. В Прибалтике, Царстве Польском, Великом княжестве Финляндском купечество сохраняло часть особых прав до 20 века. Купцы имели право представления лично и через купеческие общества соображений по делам торговли и промышленности в Министерство финансов (с 1807). Указом императора Александра I от 12(24).12.1801 купечество получило право приобретать ненаселённые земли; в результате сложилось купеческое землевладение. С 1807 за особо важные заслуги купцы награждались орденами и медалями, пользовались преимуществами, связанными с этими отличиями, до 1892 могли получать гражданские чины. На купечество распространялась паспортная льгота, избавлявшая от необходимости приписки и получения увольнительной от своего общества, что было обязательно для крестьян и мещан. Купцы 1-й гильдии имели особые преимущества: право приезда к императорскому двору (с 1785), ношения шпаги (при русской одежде - сабли) и губернского мундира той губернии, где купец был приписан, а также записи в «Бархатную книгу» знатных купеческих родов (с 1807). Они могли получать звания именитых граждан (в 1785-1807), первостатейных купцов (в 1807-24), негоциантов или банкиров (с 1824), с 1832 могли быть причислены к почётным гражданам (потомственным и личным). С 1800 за успехи в торговой и промышленной деятельности купцам присваивали звание коммерции советника, с 1807 - и мануфактур-советника (оба звания давали право на чин 8-го класса гражданской службы). С 1804 купцы 1-й гильдии в случае 100-летия существования фирмы или личных заслуг перед императором могли возводиться в личные и потомственные дворяне. С 1859 евреям - купцам 1-й гильдии разрешалось жить повсеместно. После реформ 1860-70-х годов, давших личную свободу большинству населения страны, сословные права и привилегии купечества играли всё менее существенную роль. К концу 19 века (после введения всеобщей воинской повинности и отмены подушной подати) сословные права и льготы купечества носили главным образом декоративный характер.

Купечество наделялось и рядом повинностей, основной из которых была необходимость платить гильдейскую подать (процент с объявленного капитала) и нести городскую службу. В силу цензовых ограничений, введённых Жалованной грамотой городам 1785, органы городского самоуправления - «собрания Градского общества» - являлись по составу не всесословными, а купеческими учреждениями, состоявшими из купцов 1-й и 2-й гильдий. Купечество должно было из своей среды избирать каждые 3 года кандидатов в органы городского самоуправления, причём из купцов 1-й гильдии избирались городские головы, заседатели совестных судов и приказов общественного призрения, торговые депутаты, церковные старосты, из купцов 2-й гильдии - бургомистры и ратманы, 3-й гильдии - градские старосты, члены Шестигласной думы и т.д. После введения Городового положения 1870 купечество утратило определяющее влияние в органах городского самоуправления.

В конце 18 - начале 19 века сложились многие купеческие династии (Абрикосовы, Бахрушины, Елисеевы, Карзинкины, Каретниковы, Крестовниковы, Морозовы, Рябушинские и др.). Некоторые представители купечества известны своей активной общественной деятельностью (П. А. Бурышкин, А. С. Вишняков, А. И. Коновалов, Н. А. Найдёнов и др.), деятельностью в издательско-просветительной области (М. П. Беляев, братья Гранат, Н. П. Поляков, М. В. и С. В. Сабашниковы, К. Т. Солдатёнков, И. Д. Сытин и др.), в деле благотворительности и меценатства (Бахрушины, Боткины, Ф. Я. Ермаков, Куманины, Лепёшкины, С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов, П. М. Третьяков и С. М. Третьяков, Щукины, Хлудовы и др.). Из купеческой среды вышли многие деятели отечественной культуры и науки: историки И. И. Голиков, В. В. Крестинин, Н. А. Полевой, М. Д. Чулков, физики С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Н. Лебедев, химик А. М. Зайцев, агрохимик Д. Н. Прянишников, биолог Н. И. Вавилов, клиницист С. П. Боткин и многие др., литераторы В. Я. Брюсов, Г. П. Каменев, А. В. Кольцов, И. С. Шмелёв, театральные деятели Ф. Г. Волков, К. С. Станиславский, музыканты А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн и др.

Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10(23).11.1917 купеческое сословие наряду с другими сословиями упразднено.

Лит.: Кизеветтер А. А. Посадская община в России XVIII столетия. М., 1903; История Московского купеческого общества, 1863-1913: В 5 т. М., 1908-1914; Сыроечковский В. Е. Гости-сурожане. М.; Л., 1935; Яковцевский В. Н. Купеческий капитал в феодально-крепостнической России. М., 1953; Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958; Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976; Боханов А. Н. Российское купечество в конце XIX - начале XX в. // История СССР. 1985. №4; Варенцов В. А. Привилегированное купечество Новгорода XVI-XVII вв. Вологда, 1989; Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1990; Гуревич А. Я. Средневековый купец // Одиссей - 1990. М., 1990; Лe Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Российское купечество от средних веков к новому времени. М., 1993; Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XIX вв. М., 1996; Купечество в России. XV - 1-я половина XIX в. М., 1997; Преображенский А. А., Перхавко В. Б. Купечество Руси. IX-XVII вв. Екатеринбург, 1997; Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI - первой четверти XVIII в. М., 1998. Т. 1; Варенцов Н. А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999; Демкин А. В. Купечество и городской рынок в России во второй четверти XVIII в. М., 1999; он же. Городское предпринимательство в России на рубеже XVII-XVIII вв. М., 2001; Козлова Н. В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в. (20-е - начало 60-х годов). М., 1999; Кулаев И. В. Под счастливой звездой: Воспоминания. М., 1999; Разгон В. Н. Сибирское купечество в XVIII - первой половине XIX в. Барнаул, 1999; Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860-1914. М., 1999; История предпринимательства в России: В 2 кн. М., 2000; Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв. СПб., 2001; Нилова О. Е. Московское купечество конца XVIII - первой четверти XIX в. М., 2002; Петербургское купечество в XIX в. СПб., 2003; Захаров В. Н. Западноевропейские купцы в российской торговле XVIII в. М., 2005; Перхавко В. Б. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006; он же. История русского купечества. М., 2008; Бойко В. П. Купечество Западной Сибири в конце XVIII - XIX вв. Томск, 2007; Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 2007. Т. 1-3; Найденов Н. А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М., 2007.

В. Б. Перхавко, И. В. Беспалов.

Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.

В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли.

Так что же такое купечество и кто такие купцы?

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров). Купечество - организованная сила. Они управляют почти всеми торговыми процессами в городе, совместно добиваются от муниципалитета льгот и привилегий, и всем видом стараются показать, что главные в городе именно они. Они платят основные налоги, они управляют экономикой, они даже могут выставить небольшое ополчение, если понадобится. В конце концов, в их руках основные денежные потоки, государство все больше зависит именно от них. В будущем они ассимилируют дворянство, превратив его в буржуазию, но пока это процесс только в самом начале.

Они обладают имиджем. Им крайне важно иметь доброе имя и надежные связи, на этом держится все их существование. Их мало интересуют предки, им важнее надежность капиталовложений. Им важно держать марку - хотя бы внешне. Им очень важно, как они выглядят при парадных выходах в церковь - как они одеты, сколько у них слуг, родственников и сторонников. По этим выходам будут делать выводы об их благосостоянии, и выводы эти должны быть позитивными.

Они посещают все крупные службы и стараются занимать в соборе самые почетные места. Основные пожертвования в собор - именно от них, что можно проверить по надписям на пожертвованных предметах.

Как и все люди, они подвержены несчастным случаям и болезням, и, как правило, лечатся где угодно, смотря по уровню доходов и личному предпочтению.

Они подписывают договора и заключают сделки - на бумаге, при нотариусе, со всеми положенными печатями. Бумагу они уважают и относятся к ней очень серьезно, в отличие от прочих классов общества. Заключение договора - это процесс, долгий и красивый.

Они - буржуазия, в их среде зарождается буржуазная культура. Они весьма трепетно относятся к таким вещам, как мебель, интерьер, костюм и еда. В их среде уже постепенно входит в моду вешать в гостиной натюрморты. Они не вытирают руки о скатерть, и не швыряю кости на пол. Они не держат охотничьих собак и соколов, и вообще не уважают развлечений. Их время стоит дорого.

К лицам купеческого звания полагалось обращение «Ваше степенство».

В эпоху 18 века

Кратко состояние торговли в России 18 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новгороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмарка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя.

Образ жизни и быт купечества во многом определялся еще с XVIII века законодательными актами, устанавливавшими ряд внешних отличий и типичных особенностей ряда представителей купеческого сословия.

Прологом в этом направлении стало «Городовое положение» 1785 года, давшее начало понятию «купеческое общество», возглавляемое старшинами и определившее его права и обязанности.

В данном документе наиболее ярко была показана такая сторона повседневного образа жизни, как способ передвижения купцов в городе. Так, купцам 1-й гильдии разрешалось ездить по городу в карете парою. Купцам 2-й гильдии разрешалось то же самое, но лишь в коляске. Эти два сословия были свободны от телесных наказаний. Купцам 3-ей гильдии запрещалось ездить по городу в карете и впрягать летом и зимой более одной лошади.

Многие из купцов желали получить права почетных граждан, которые, согласно своему положению, освобождалисьот подушного оклада, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, могли участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться в городские общественные должности не ниже тех, куда избирались купцы первых 2-х гильдий, иметь право называться «почетными гражданами», не записываться в ревизские сказки, а в свои особые книги. Получить почетное гражданство можно бьло, имея звание коммерции- или мануфактур-советника, либо получив с 30 октября 1826 года один из российских орденов, либо беспорочно пребывая и неся службу в своей гильдии по истечении определенных сроков (для 1-ой гильдии -- 10 лет, а для 2-ой -- 20 лет).

Также почетными гражданами могли стать дети купцов, получив «без порядка» гражданский чин.

Дети купцов входя во взрослую жизнь, принимая участие в торговле родителей и помогая им. Наглядно это можно видеть на примере жизни курского астронома-самоучки Ф. А. Семенова: «Когда юный Ф. А. начал укрепляться в силах и подрастать, отец отправлял его часто, под присмотром приказчиков, по торговым делам своим: весною и летом за покупкою скота на разные ярмарки, а зимою за покупкою рыбы на Дон и в Таганрог. Осенью же, по приказанию отца Ф. А. занимался вместе с работниками на бойне и продавал мясо в мясном ряду»

Одной из особенных черт купечества середины 18 века был определенный консерватизм, пассивность в некоторых начинаниях. Вот как об этой черте, в частности, выразился председатель Курского губстаткомитета князь Н. Н. Голицын в вопросе о переводе Коренной ярмарки в Курск: «Одним из существенных препятствий к успешному его разрешению было желание иногороднего купечества оставаться при прежних условиях ярмарочного быта, прежних обычаях и порядках -- желание столь согласное с рутинными приемами нашего купечества, и с опасением его каждой реформы и нововведения». Подобная черта свойственна купцам была ввиду возможности любого неверного решения, от которого они могли потерять все состояние или скоро разориться.

Отношения курского купечества с другими сословиями однозначно оценить нельзя. Для их характеристики, обратимся к речи первого всесословного городского головы Курска П. А, Устимовича, произнесенной им 18 мая 1874 года при открытии памятника на Никитском кладбище астроному Ф. А. Семенову.

Она представляется очень интересной: «И так, Семенов, как вы слышали, преодолев все препятствия, все трудности, предрассудками и невежеством его семьи и его сословия созданная, покинул курское мещанство; но он покинул эту среду не для поступления в купечество, как это обыкновенно бывает, и к чему так стремятся мещане. Не в эту столь общую и родственную с мещанством среду влекло его, не в то общество, которое, в сущности, лишь названием, да большею зажиточностью отличается от меньшей братии или черни, какою купцы считают мещан». Из этих слов можно сделать ряд выводов. Во-первых, мещане стремились попасть в купечество и покидали с этой целью свое сословие. Соответственно, наполнялась, в первую очередь, 3-я гильдия. Во-вторых, купечество и мещанство были родственны между собой и составляли «общую среду», т. е. принадлежали они к категории «городских обывателей».

В-третьих, купечество от мещан отличалось «лишь названием, да большей зажиточностью», что подтверждает тезис об «общей среде». Поэтому для купечества мещанство выступало «меньшей братией». И наоборот, для мещан купцы были как «старшая братия». В-четвертых, купцы считали мещан «чернью».

Возникает вопрос: как мог вчерашний мещанин, а ныне купец 3-ей гильдии, так относиться к прежнему сословию? Нормы христианской морали не позволяли этого. Напрашивается вывод: так могли относиться к мещанам лишь зажиточные купцы, т. е. 1-ой и 2-ой гильдий. Для того, чтобы понять откуда у городского головы Устимовича столь критическое отношение к купечеству приведем еще одну цитату из той его речи; «...когда понятие "гражданин" применялось лишь к тому богачу-счастливцу, который, отторговавши в купечестве известное число лет по первой гильдии, получает лишь за то самое, а не за что другое, звание почетного гражданина»Сказано это было в сравнении с потомственным почетным гражданином Ф. А. Семеновым. Будучи дворянином и занимая пост всесловного городского головы в 1871--1874 годах, П. А. Устимовичу не всегда удавалось повести за собой и «расшевелить» на реформы консервативное городское купечество. Отсюда и острые выпады в адрес этого сословия, его сущности. Налицо и известная проблема взаимоотношений между дворянством и купечеством, которое многие недолюбливали в силу ряда причин и считали представителей особенно первых двух гильдий «выскочками».

Таким образом, само «высшее» купечество в образе жизни отличалось от своих «коллег» по сословию.

Повседневная сторона жизни купечества была схожа с другими сословиями. Весело среди купеческого населения проходили различные празднества, выливавшиеся в массовые народные гуляния. Кроме традиционных праздников, отмечались дни бракосочетаний царствующих особ и членов императорской фамилии. В день бракосочетания будущего императора Александра II «от бедной хижины простолюдина, до роскошных палат богача не было уголка, в котором бы садясь за стол, и выходя из-за стола не пили за Государя Императора и Государыню Императрицу и за надежду России Государя Наследника», Редкий дом не украшался тогда «щегольским вензелем, с надписью: «16 Апреля 1841 года».

Из материалов, хранящихся в областном архиве, в фонде И. В. Гладкова, можно видеть, что в праздничные дни купцы посылали друг другу и знакомым свои поздравления, приглашения на обеды, бракосочетания. Часты были приглашения на отпевания своих родных, а затем на их помины в дома.

Дома, в которых жили купцы, были разные. Представители первых двух гильдий имели, как правило, каменные, чаще всего, двухэтажные особняки, находившиеся часто на главных городских улицах. При этом они владели и домами не столь крупными, которые могли располагаться в других частях города. Преобладали здания деревянные на каменном фундаменте. Таковые же были и у мещан, чиновников и других жителей.

По смерти, лица купеческого звания, как и все, отпевались в своих приходских церквях и погребались, как правило, на ближайшем от дома городском кладбище. Некоторые устраивали себе и родным фамильные склепы. Памятники купцам, как правило, отличались величественностью (при наличии необходимых средств), делались чаще всего из пород мрамора и гранита.

Рекомендуем почитать

Наверх