Таблица умножения для запоминания. Как объяснить ребенку умножение, деление: простые методики для родителей

Автоматизация бизнеса 20.10.2019
Автоматизация бизнеса

Казалось бы, что может быть проще, чем таблица умножения, которую все мы освоили в школе? Но если в прошлом ее изучали в пятом классе, то современная программа предполагает, что к третьему классу ученик уже должен знать ее «на зубок». Не знаю, как обстоят дела с этим вопросом в других школах, а в той, где учится мой первоклассник, таблица умножения – это домашнее задание на летние каникулы после окончания второго класса. За три месяца справиться с этой задачей вполне реально, но ведь лето – это отдых, море, путешествия, прогулки с утра и до самой ночи. Вспомните подготовку к экзаменационной сессии во времена собственной студенческой жизни. Когда шла усердная подготовка к сдаче экзамена? У большинства студентов – за несколько дней, а то и ночей, до часа Х. Как бы там ни было, а знать, как научить ребенка умножать, используя простые и эффективные способы-подсказки, не помешает. Сразу отмечу, что первые попытки познакомить своего первоклассника с таблицей Пифагора я уже предпринимала, но абсолютно зря. Пока еще его мозг не готов к восприятию этой информации. Но польза от предпринятой попытки очевидна – в закладках компьютера оказалось много полезных интернет-страничек, которые в будущем мне пригодятся.

Важность предподготовки

В Сети в помощь родителям учеников начальной школы предлагается огромное количество разнообразных табличек, карточек, игр, интерактивных программ и видеороликов, которые детально раскрывают вопрос о том, как научить ребенка умножению. Но дело в том, что каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе, поэтому эффективность методик придется опробовать экспериментальным путем. В моем случае приветствуется все, что связано с занятиями на компьютере)).

Первым делом ребенок должен хорошенько уяснить, в чем состоит суть такого действия, как умножение. Конечно же, школьники, осваивающие таблицу Пифагора, уже знают, что такое элементарные арифметические действия, то есть сложение и вычитание. Именно эти понятия и являются основой для понимания принципов умножения. Объяснять, как научить ребенка таблице сложения, не буду, но если он понимает, что 3х4 означает, что число 3 сложили четырежды (3+3+3+3), то трудностей будет куда меньше.

Самый распространенный вариант изучения основ умножения – это таблица, в которой по горизонтали и вертикали располагаются числа от 1 до 10, а на их пересечении вписано число, получаемое при умножении одного числа на второе. Ее можно скачать в интернете или создать самостоятельно. Мне приглянулась вот эта:


Начинать изучение таблички авторы методики рекомендуют с первого и последнего столбиков, то есть умножение на 1 и 10. С первым все предельно понятно: умножаем любое число на 1 и ничего не меняется. При умножении же на 10 просто к цифре приписываем нолик. Для ребенка такой подход послужит мотивацией, ведь таблица, которая, на первый взгляд, кажется непонятной и пугающей, так легко ему «поддается»! Этот урок довольно простой, поэтому можно сразу же знакомить школьника со вторым столбиком – умножение на 2. С этим тоже не должно возникнуть проблем, потому что умножение на 2 представляет собой обычное сложение двух одинаковых чисел, а второклассник с такой задачей справится без труда.

А вот следующий этап назвать элементарным нельзя. Начиная с третьего столбика (умножение на 3), необходимо объяснить ребенку закон коммутативности. Это пугающее слово означает не что иное, как всем нам известное «от перемены мест слагаемых (в нашем случае – множителей) сумма не меняется». Следует показать ребенку закономерность, которая прослеживается в таблице – повторение чисел в столбиках и строках с одинаковыми номерами (строка 3 дублирует столбик 3, строка 4 дублирует столбик 4 и тд.)

Запоминаем целенаправленно

После освоения элементарных приемов умножения пора подключать к процессу игры, основанные на запоминании, ассоциациях, повторениях, проверочных задачках. Педагоги настоятельно не рекомендуют учить таблицу «вразброс». Начинать следует с «маленьких» чисел, чтобы школьник всегда мог наглядно убедиться в правильности решения на пальцах руки.

Начиная с четвертой строки таблицы (умножение на 4), можно подключать специальные карточки. На подсознательном уровне ребенок запоминает, что изображено на картинке. В конце концов, таблица умножения и должна превратиться в чисто механический процесс без всяких размышлений и раздумий. Некоторые родители практикуют изучение таблицы умножения с помощью рифмованных строк. Коротенькие двустишья или четверостишья ребенок запоминает в игровой форме, но полезная информация надежно «отпечатывается» в голове. С умножением на 5 все просто – произведением всегда будет число, заканчивающееся ноликом (четные) или пятеркой (нечетные).


Я думала, что только у меня умножение на 6, 7, 8 и 9 в свое время вызывало трудности (да чего уж там, и сейчас надо таймаут «для подумать»)), а оказалось, что с аналогичной проблемой сталкиваются практически все дети. Упрощает задачу тот факт, что благодаря закону коммутативности ребенок, который выучил табличку до пятой строчки, уже освоил большую ее часть. Вообще комбинаций всего 36, а остается выучить только 6. Именно им и предстоит посвятить большую часть времени, терпения и усилий. Педагоги рекомендуют довести запоминание примеров, представленных ниже, до полного автоматизма:

Альтернативные методы изучения таблицы умножения

Наглядность для некоторых детей имеет большее значение, чем информация, воспринимаемая на слух. Если ваш ребенок относится именно к таким, можно предложенную выше таблицу заменить предметами, которые удобно считать. Это могут быть орехи, пуговицы, машинки, счетные палочки и тд. Раскладывая на столе «кучки», ребенок сможет наглядно видеть, что происходит, когда одну «кучку» соединяют с другими, содержащими аналогичное количество предметов.

Универсальные анатомические счеты – это пальцы рук. Их можно использовать не только при сложении и вычитании, но и при умножении. Например, умножение на 9 на руках демонстрируется идеально. Присваиваем каждому пальцу обеих рук порядковый номер слева направо, сгибаем палец, соответствующий цифре, на которую умножаем 9, а затем считаем пальцы, до указанного и после него. Эти две цифры и будут тем двухзначным числом, которое требуется найти.


В интернете есть много видеоуроков, объясняющих, как умножать все числа друг на друга на руках.

Эра цифровых технологий и электроники играет нам на руку, если надо закрепить или подучить таблицу умножения. Существуют специальные тренажеры и сетевые игры, которые с головой увлекают ребенка в мир цифр. В игровой форме яркие персонажи разъясняют, как научить ребенка таблице деления, умножения, сложения и вычитания. Это именно тот случай, когда игры на компьютере полезны для всех. Разумеется, дозированно, потому что негативного воздействия излучения монитора на глаза ребенка никто не отменял. И пусть вокруг все будет обклеено яркими плакатами, чтобы процесс запоминания происходил без явного участия ребенка.

Обилие несложных и вполне реалистичных методик, опробованных на многих школьниках, меня, признаться, воодушевило. Теперь не так страшно думать о том, что вскоре предстоит мне и моему сыну.

В наше время многие родители считают, что ребенок еще до поступления в первый класс должен научиться не только писать и считать, но и знать основные приемы алгебры: сложение, вычитание, умножение и деление. Именно поэтому перед мамами и папами встает серьезный вопрос: “как научить ребенка выучить таблицу умножения”?

Основные правила для получения оптимального результата

Безусловно, можно учить ребенка с помощью базовых методов (они описаны ниже). Однако, родители, настроенные на то, как легко выучить таблицу умножения ребенку, должны не только выучить специальные приемы (с помощью которых можно научить ребенка таблице умножения гораздо проще и быстрее), но и подобрать для своего малыша самый оптимальный метод.

Несмотря на то, какой метод Вы изберете, необходимо тщательное соблюдение следующих правил:

  1. Чтобы учеба легко давалась ребенку, необходимы частые перерывы;
  2. Необходимо объективное оценивание способностей малыша: дошкольник просто физически не сможет выучить всю таблицу умножения за три часа;
  3. Обязательно хвалите ребенка за каждый, пусть и небольшой успех;
  4. Категорически запрещено ругать ребенка, если он не может что-то выучить. Лучше всего в таком случае сделать небольшой перерыв, а затем снова вернуться к камню преткновения;
  5. Старайтесь превратить изучение таблицы умножения в игру: если ребенку будет интересно и весело, то все знания будут усваиваться намного быстрее, чем в том случае, если родители будут заставлять непоседу сидеть за скучными книжками.

Базовый способ изучения таблицы умножения

Родитель, всерьез задумавшийся над тем, как выучить таблицу умножения с ребенком, может в порыве вдохновения вспомнить собственное детство: счетные палочки, школьная доска, строгая учительница и огромная таблица, полностью заполненная цифрами. Именно такую таблицу чаще всего используют в школах, поэтому рекомендуется хотя бы первое занятие провести именно с ней.

Для начала следует распечатать (или нарисовать) два варианта таблиц: первая – полностью заполненная, а вторая – лишь с числами по краям. Желательно, чтобы вторая таблица была крупной, поскольку ребенок будет самостоятельно вписывать числа.

На первом занятии постарайтесь объяснить ребенку основной смысл умножения: это такое же сложение, только многократное. В качестве примера возьмите небольшие числа, чтобы с их помощью показать, как происходит умножение. Примерный вариант может выглядеть так:

“Вот числа два и три. Для того, чтобы умножить три на два, нам понадобится сложить три и три. Сколько получится? Правильно, шесть!”

Что следует делать после первого “пробного” занятия с таблицей?

Если все прошло хорошо, попробуйте снова поработать с таблицей: объясните ребенку своеобразную “зеркальность” умножения:
“А теперь посмотрим, сколько будет два умножить на три. Для того, чтобы это посчитать, нам понадобится к двойке прибавить двойку, а потом еще раз прибавить двойку. Давай запишем их в столбик. Сколько получится? Умница, шесть! Видишь, три умножить на два – это шесть, и два умножить на три равно шесть. Вот ты выучил первое правило умножения: от перемены множителей (это числа, которые ты перемножал) произведение (это число, которое ты получил в ответе) не изменится!”
Обязательно хвалите ребенка.
“Видишь, как быстро ты посчитал! Выучить таблицу умножения проще, чем кажется на первый взгляд!”

Будьте терпеливы.

Если ребенок не может быстро произвести операцию сложения, не нужно ему подсказывать: он обязательно сосчитает сам, просто ему нужно больше времени, чем взрослому.

Если на объяснение этого правила ушло небольшое количество времени, то можно начать заполнять часть таблицы умножения с числом 1 (обычно дети быстро понимают смысл умножения на 1). Как только внимание малыша начнет рассеиваться, следует прекратить занятие – больше материала дошкольник не усвоит.


При клике у вас будет большая таблица пригодная для печати

Последующие занятия

Сделайте большое количество карточек с примерами из таблицы умножения. Перед каждым занятием обязательно давайте малышу решать знакомые примеры, иначе знания просто забудутся.
Небольшие хитрости помогут легче запоминать результаты
После того, как малыш выучит умножение с участием единицы, можно попробовать умножение числа на десятку, либо десятки на число. Научить ребенка приписывать дополнительный нолик к каждому числу будет значительно легче, чем, скажем, научить его умножать числа на шестерку.

Умножение на двойку, тройку и четверку. Обычно эти действия не составляют особого труда, поскольку их можно с легкостью посчитать на пальцах.

Как научить ребенка умножению на пятерку? Очень просто: любое четное число закончится на 0, а нечетное – на 5. Посчитать их – дело техники.

Вот практически выучена вся таблица умножения. Но как выучить легко и быстро умножения на самые сложные числа: шестерка, семерка и восьмерка?

Скорее всего, их придется просто заучивать: в умножении этих чисел зачастую путаются даже взрослые люди.

Есть ли альтернатива таблице?

Если во время первых занятий Вы видите, что ребенку явно тяжело запоминать даже простейшие примеры, ни в коем случае не ругайтесь на него, а начинайте пробовать альтернативные методы.

Интересной кажется методика изучения таблицы умножения с помощью стихов: сейчас имеются целые книги, позволяющие не только легко подтянуть “западающие” числа, но и выучить таблицу умножения с нуля. Также интересны сказки про числа: они в шуточной форме могут рассказать об одном из самых сложных для понимания действий математики: умножении.

Однако, изучение с помощью одних лишь стихов или сказок может быть бесконечно долгим без использования такой дополнительной методики, как карточки с примерами. Помните, что мозг ребенка нуждается в неустанном повторении – только тогда информация будет не только механически выучена, но и осознана. А это является гарантией того, что таблицу умножения малыш не забудет до самой старости.

Как заранее понять, проще выучить таблицу умножения путем простой таблицы или же добавления стихотворных игр с ребенком? Вспомните характер малыша: если он ярко выраженный гуманитарий, то игры определенно придутся ему по вкусу, тем самым делая процесс обучения увлекательнее.

Игрушки всегда помогут

Если у Вас совершенно нет идей, как можно быстро помочь своему чаду выучить эту сложную таблицу умножения, то воспользуйтесь беспроигрышным вариантом: любимые игрушки малыша.

Единственный критерий к игрушкам – любой посторонний должен легко понять, что они иллюстрируют именно умножение. Например, при умножении трех колес от машинки на два должно получиться именно шесть колесиков, а не четыре колеса, бампер и фара (в таком случае научить ребенка будет крайне трудно!). Также, если Вы выбрали обучение с помощью игрушек, то не надо вместо этого пытаться научить ребенка считать на пальцах – это два совершенно разных метода!

Одной из самых интересных идей являлась мысль одного отца пустить в дело огромное количество деталей от ЛЕГО, которые в огромных количествах были разбросаны по всей квартире. Взяв самую маленькую деталь за единичку, отец стал показывать своему сыну основы умножения на два, на три и на четыре (ведь ЛЕГО было крайне много, поэтому недостатка в кусочках они не испытывали). В итоге все занятия прошли в форме игры, а отец даже и подумать не мог, что научить сына умножению будет так легко и быстро!

Многие родители помогли используют в обучении интерактивные звуковые плакаты. В этом случае запоминание происходит лучше, чем в процессе обычного урока или зубрежки наизусть.

Пальцы и умножение

Как ни странно, но можно быстро выучить таблицу умножения даже на собственных пальцах!

Многие родители не одобряют привычку детей проверять все результаты вычислений на пальцах, аргументируя это тем, что на пальцах легко считать лишь небольшие числа.

На самом деле, это не совсем правдиво: можно легко выучить таблицу умножения (причем, довольно быстро!), используя лишь собственные пальцы и знания интересных математических закономерностей (однако, это не будет избавлять малыша от решения примеров на повторение материала).


Умножение на ДЕВЯТЬ с помощью пальцев - результат моментальный

Безусловно, с простейшими примерами все понятно: десяти пальцев вполне достаточно для вычисления. Но как быть с умножением на девять?

На самом деле, можно: например, умножение на девять выполняется безумно быстро: всего лишь в одно действие. Необходимо посчитать (начиная с левого большого пальца) до числа, которое мы умножаем на девять (или на которое мы умножаем девять). Числа, находящиеся левее его, будут давать десятки, а числа правее – единицы. Это поистине фантастический способ. Значительно облегчающий умножение на девять.

Конечно же, без повторения выучить таким способом таблицу крайне сложно, поэтому при выборе данного подхода требуется большое количество практических заданий.

Переменки необходимы

Вне зависимости от возраста малыша, ему требуется большое количество перерывов (желательно каждый 10-15 минут), иначе легко выучить основные законы умножения не получится: после 10 минут непрерывных занятий дитятко будет то и дело отвлекаться на кота, лучик Солнца, заглянувший в окно, раздавшийся на улице звон и так далее.

Как же максимально повысить уровень эффективности занятий? Во-первых, стоит начертить таблицу с четким планом занятий (в ней должны присутствовать небольшие перерывы) и все время следовать ей.

Во-вторых, необходимо проявлять фантазию: выучить материал можно и в игровой форме. Например, можно создать собственную карточную игру.

Пример игры: создаются карточки (их количество может варьироваться, возможны повторы и бонусные карты). Главное, чтобы ребенок знал все примеры на карточках, участвующих в игре. Основное правило игры – игрок, не глядя, вытягивает карту и за определенное время решает пример. Победит тот, кто наберет больше всего баллов. Бонусные карты могут добавлять количество времени, давать возможность выбора примера и так далее.

В-третьих, не стесняйтесь делить на части: выучить одну большую таблицу сложнее, чем много маленьких табличек.

В дополнение

  • Хорошей идеей будет повесить таблицу над кроватью малыша, а также в его игровой комнате: даже не занимаясь, он будет машинально скользить по ней взглядом, тем самым понемногу запоминая числа;
  • Почаще тренируйте все навыки ребенка: вместо произведения семерки на восьмерку предложите ребенку назвать числа, которые при умножении друг на друга дадут 56;
  • Если малыш уже ходит в школу, спросите учительницу про ее методы преподавания. Может быть, стоит использовать похожий метод, чтобы выучить материал быстрее;
  • Набирайтесь терпения: малышу проще выучить материал, когда его не ограничивают во времени хотя бы на первых порах.

Похожие материалы

С детства знакомая песенка «2х2=4» вызывает улыбку у взрослых. Сразу вспоминаются школьные годы и таблица умножения, которая многим давалась с большим трудом. Сейчас ничего не изменилось и детям тоже приходится учить таблицу. Существует много методик изучения таблицы умножения, некоторые даже обещают выучить табличку за несколько минут.

Как выучить таблицу умножения за 5 минут – грамотный подход

С чего начинаем изучать таблицу? С основ и сначала придется объяснять ребенку, как умножать число на число. То есть перед тем, как приступить к зубрежке таблицы, необходимо понимать принцип умножения.

Объясняем ребенку, что простой пример 2 умножить на 3 это значит, цифру 2 нужно сложить 3 раза. И показываем понятный ему пример, записываем так: 2+2+2=6. Объясняя суть умножения. Если ребенку трудно понять, почему этот пример записывается как 2х3=6, тогда берем счетные палочки, семечки, конфеты, вишенки и т.д. и при помощи этих предметов показываем пример на умножение.

Если ребенок это усвоил, тогда можно переходить к следующему этапу, собственно, изучению таблицы.

Какую таблицу умножения проще выучить?

Учителя старой закалки утверждают, что таблица, которая сейчас представлена на обратной стороне тетрадки в виде столбиков, не подходит для первого знакомства. Ее можно просто выучить, но не понимать, как пользоваться. А настоящая таблица, которая открывает все возможности умножения, это таблица Пифагора. Она и была размещена на каждой тетрадке в советские годы. Такой таблицей пользовались наши мамы и бабушки.

Числа в табличке расположены симметрично и ребенок, даже не задумываясь, будет искать симметрию и быстро найдет нужный ответ.

И еще, если ребенок увидел и понял принцип, как пользоваться табличкой-подсказкой, то ему нужно будет выучить только половину таблицы. Потому что оставшаяся часть – это повторение выученного материала. И еще, столбики и примеры обычной таблицы иногда отвлекают и школьник может запутаться, зачем нужна лишняя информация. Он может выучить таблицу по порядку, но пользоваться выученным материалом вразброс – задача не из легких.


Как выучить таблицу умножения за 5 минут

Таблицу на 2 и на 10 легко выучить даже за 5 минут! Тут важно показать ребенку, чтобы он понял принцип умножения, а дальше простая математика. Например, чтобы умножить число на 10, нужно сложить его столько же раз, то есть, 10 раз. И так далее. А чтобы получить ответ, необходимо просто добавить к полученной цифре 0 и сказать полученный ответ. Дети, закончившие первый класс, уже прекрасно считают в пределах 100 и смогут перевести единицу в десятки.

Как легко выучить таблицу на 2? Сделать это можно буквально за 5 минут. Ребенок уже знает, как складывать одинаковые числа, нужно только объяснить ему принцип и отработать усвоенный материал.

Выучили табличку на 2? Смело переходим к цифре 4, а таблицу на 3 отложим на потом. Ребенок запомнит быстрее таблицу на 4, если ему объяснить, что это такая же табличка, как на 2, только все ответы нужно удваивать. Если 2х2=4, то 2х4=8 и т.д. Умножили на 2, получили ответ, потом результат умножили еще раз на 2.

Умножение на 3 иногда дается тяжелее, чем вся таблица, поэтому поможет простая считалочка:


Как выучить таблицу умножения. Легкий способ

Таблица умножения на 5 учится также легко, как на 2 и на 10. Простые ответы, счет в пределах 5. Маленькая подсказка: если умножается четное на нечетное, ответ – всегда нечетное на 0. Например, 5 умножить на 2 будет 10, на 4 будет 20, на 6 будет 30. И наоборот, если четное умножили на 5, получили в ответе число, заканчивающееся на эту цифру: 5 на 3 = 15 и т.д.

После таблицы на 5 сразу перескочите на изучение таблички на 9. А учить таблицу легко при помощи пальчиков. Когда освоите эту цифру, легко дадутся все остальные: таблица на 6,7 и 8. Ребенку нужно просто объяснить, что он уже знает ответы на эти примеры, только они записаны наоборот. Если 2 на 8 будет 16, то и 8 на 2 тоже будет 16.

Теперь вы знаете, как быстро выучить таблицу умножения, а мы советуем не спешить, не заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, заниматься в удовольствие всегда и везде, даже на отдыхе и транспорте, превратив уроки в игру. Удачи!


В начальной школе ребенок должен усвоить базовые знания. Наряду с основами правописания и техники чтения не менее важна таблица умножения. Над вопросом о том, как быстро выучить таблицу умножения, ломают голову из года в год множество родителей. Некоторые, довольно строго относящиеся к учебе, считают: следует просто взять и выучить. Истина заключена в том, что учить таблицу все равно нужно. Однако не все дети склонны к механическому зазубриванию. У ребенка может преобладать эмоциональная память или образная. Таким детям очень сложно зубрить.

Подготовительный этап

Не стоит сразу учить таблицу умножения. Процессу заучивания должен предшествовать подготовительный этап, чтобы в момент запоминания ребенок не механически зазубривал, а смог образно представить необходимые числа.

Во время прогулки в парке обращайте внимание малыша на количество деревьев в ряду. После этого сделайте акцент на ряды - сколько их? Предложите малышу сосчитать, сколько всего деревьев.

Попросите ребенка рассортировать носки по парам или обувь. Их по два, а сколько пар? После этого попросите пересчитать, сколько штук.

Дети очень любят помогать и всегда с удовольствием откликаются на просьбы взрослых, особенно если в просьбе звучит намек на полезность ребенка в процессе. Попросите помочь пересчитать пуговицы или домино. Разложите их в ряды, например по 10 штук. Ненавязчиво заметьте, что два ряда по десять пуговиц. Малыш сам подскажет ответ - двадцать. Выложите еще один ряд. Возможно, требуется тридцать пуговиц?

Канал восприятия

Вся новая информация о мире усваивается ребенком через органы чувств. Но каждый малыш обладает, как правило, одним ведущим каналом восприятия. Визуалы прекрасно усваивают зрительную информацию, аудиалы улавливают на слух, а кинестетики обязательно должны прочувствовать прикосновение к предмету. Если учесть особенности ребенка, грамотно подобрать наглядный материал, то малышу легко донести любые знания, в том числе и то, как выучить таблицу умножения.

Детям, предпочитающим зрительный метод подачи информации, повесьте в комнате яркую красивую таблицу умножения. Лучше всего, если шрифт будет достаточно крупным. Такую таблицу можно сделать вместе с ребенком. Глядя на творение своих рук, малыш будет четко знать, откуда взялись все цифры.

Как быстро выучить таблицу умножения любителям слушать? Займитесь пением. Сегодня очень много музыкальных методик по математике. К тому же музыка отлично усиливает внимание, прекрасно стимулирует мышление и очень позитивно влияет на эмоциональный фон.

Любителям все пощупать и потрогать очень поможет метод с пуговицами. Их можно заменять монетами, карточками. Старайтесь приводить множество «предметных» примеров. С такими детьми непременно задействуйте любые части тела - руки, ноги, глаза, пальцы. Например, попросите подсчитать, сколько пальцев у всех, кто проживает в квартире или пришел в гости.

Таблица Пифагора

Каждый человек сталкивался с таблицей Пифагора и, конечно же, знает алгоритм ее построения. Ребенок, делающий первые шаги к знаниям, о ней не подозревает. И глядя на нее, просто ужасается. Как можно по ней учить таблицу умножения? Не нужно покупать или распечатывать такую таблицу. Предложите ребенку сделать ее вместе.

Если на прогулке неоднократно затрагивалась тема деревьев в парке, постарайтесь малышу объяснить, что верхние цифры - это количество деревьев в одном ряду. А горизонтальные цифры - это ряды.

Обязательно покажите закономерность. Для примера прекрасно подойдет таблица умножения на 3. Самая верхняя клетка заполняется цифрой 3 (3х1=3). Во второй клетке по вертикали число всегда увеличивается на главную цифру:

Когда ребенок поймет закономерность заполнения вертикальных рядов, непременно покажите, что это же правило действует и для горизонтальных.

Не заставляйте малыша заполнить за один день всю таблицу, но обязательно приложите усилия, чтобы ваше наглядное пособие получилось ярким и красочным. Повесьте его в комнате на стене. Если ребенку созданный шедевр понравится, то он часто будет смотреть на него. А именно таким образом включается зрительная память в процесс запоминания.

Разбор таблицы

Первый взгляд на таблицу может сильно напугать ребенка - она необъятна. Однако родители подскажут прекрасный метод того, как проще выучить таблицу умножения.

Сначала сформулируйте ребенку правило умножения на 0. Обоснуйте его. Ведь сколько рядов не хотелось бы получить, если пуговиц нет, то, кроме нуля, ничего не получится.

Перейдите к умножению на 1. Здесь тоже несложно пояснить, закрепив правилом умножения на единицу.

Посмотрите на таблицу. Она неплохо сократилась, при этом ребенок знает уже 40 примеров.

Умножение на 2

Для перехода к умножению на 2 очень важно использовать наглядное пособие. Им прекрасно может стать созданная вами таблица умножения для детей. Пояснять, как происходит механизм умножения, если вы неоднократно говорили об этом раньше, уже не стоит. Но у ребенка спросите, что значит "2 умножить на 4". Если исчерпывающего ответа услышать не удалось, значит, нужно снова возвращаться к наглядным примерам в виде пуговиц или деревьев.

Когда ребенок поймет сам механизм, только тогда можно начинать учить таблицу умножения на 2. Поясните малышу, что каждый следующий результат увеличивается на два. Пропишите вместе с ним таблицу в тетради. Это способствует включению в процесс запоминания механической памяти.

Следует напомнить, что умножение на 2 - это удваивание числа. Таким образом, число нужно просто сложить с самим собой:

Умножение на 3, 4

Именно эти действия чаще всего вызывают сложности. Поэтому им нужно уделить больше внимания. Обязательно поясняйте ребенку все примеры, переводя их на процесс сложения. Например: 4х3=4+4+4=12.

При умножении на 4 поясните малышу, что в этих примерах работает двойная система удваивания: 6х4=6х2х2=24.

Умножение на 5

Эта таблица вообще не вызывает трудностей. Она учится очень легко, главное, сделать акцент на том, что заканчивается результат всегда либо нулем, либо пятеркой.

Если ребенок хорошо ориентируется в четных и нечетных числах, есть возможность упростить запоминание. Предложите малышу внимательно посмотреть на примеры умножения на пять. Все четные числа при умножении дают в конце ноль, а нечетные - пятерку:

Игровая форма

Большая часть таблицы уже выучена. Осталось выучить умножение на 6, 7, 8 и 9. Затруднения обычно вызывает таблица умножения на 7. Семерка - простое число, т. е. не имеет делителей, при этом оно достаточно большое для ребенка. Складывать семерками даже для взрослого затруднительно. Именно поэтому возникает актуальный вопрос: "Как можно выучить таблицу умножения?" Секрет достаточно прост - разнообразьте процесс обучения играми. Ведь дети очень легко усваивают материал, поданный в увлекательной, основанной на личных интересах ребенка игровой форме.

Предложив ребенку несложные задания, можно выучить умножение на 6, 7, 8, 9. Упражнений придумать можно очень много, несколько из них будут приведены ниже. Они продемонстрируют, как выучить таблицу умножения, играя. Главное - подбирайте те игры, которые ближе и понятнее ребенку.

Игра «Шпионы»

Для этой игры родитель становится «врагом», а ребенок - «шпионом». Задание шпиона - разгадать код. Родитель начинает называть числа, полученные при умножении кода на 2, 3, 4 и т. д. Например, 16, 24, 32 и т. д. Маленький «шпион» должен точно сказать, что код - 8. Со временем игру можно немного усложнить. Теперь нужно разгадать не один код, а целую комбинацию кодов. Это значит, что нужно назвать не только число, на которое производилось умножение, но и те цифры, которые перемножались.

Лото

Это не совсем обычное лото. Скорее всего, это разделенная таблица умножения для детей. Сделать такое лото очень просто. Понадобится яркий цветной картон, линейка, ножницы и маркер. Расчертите картон на одинаковые прямоугольники. Вырежьте их. На каждом из них напишите по одному примеру на умножение, например: 7х8.

Заготовьте карточки другого цвета. На них напишите ответы к этим примерам.

Игрокам раздается по карточке с примерами. Ведущий вытягивает произведение и громко его называет. К примеру, 56. Тот игрок, у которого есть картонный прямоугольник с надписью 7х8, берет себе фишку, при этом закрыв ячейку.

Игру можно несколько упростить. Для этого напишите на листке бумаги множество примеров на умножение. Детям раздайте карточки с ответами. Называйте произведение, а ребята должны подобрать в своих карточках нужный ответ.

"Кто быстрее"

В эту игру лучше всего играть вдвоем. Необходима только колода карт. Из колоды изымаются валеты, дамы, короли, тузы и джокеры. Должны остаться исключительно числовые карты, и лучше всего использовать колоду, имеющую двойки, тройки, четверки и пятерки.

Колода карт делится пополам. Каждый игрок берет верхнюю карту и кладет на стол. Необходимо сосчитать произведение двух выпавших карт. Тот, кто первым называет верный результат, забирает обе карты себе. Выигрывает тот, кто соберет больше карт.

Хитрость умножения на 9

Таблица умножения на 9 имеет несколько методик запоминания. Воспользовавшись ими, вы не только определите, как быстро выучить таблицу умножения на 9, но и достаточно легко научите ребенка ориентироваться в таких примерах без зубрежки. Рассмотрим одну из них.

При умножении на 9 любого числа до десяти в результате получаем разницу между первоначальным числом с дописанным нулем и самим первоначальным числом. Понятнее будет на примере.

Стимул

Для занятий выберите время, когда будете оба готовы. Если у родителя есть множество дел, а ребенок устал или голоден, эффективного обучения не достигнуть. Выделите полчаса, полностью исключив любые отвлекающие факторы. Самый быстрый способ выучить таблицу умножения - это обоюдный энтузиазм и энергия. Поэтому необходимо отключить мобильный телефон, выключить телевизор и приняться за работу.

Поясните ребенку, зачем нужна таблица умножения, как она помогает в жизни. Приведите примеры, как в магазине быстро сосчитать продукты, на любом заводе - изготовленные детали, в банках - полученные деньги.

Можно стимулировать изучение таблицы обещанием. К примеру, когда ребенок изучит умножение на 2, ему купят долгожданную игрушку. Однако этот прием нужно использовать очень осторожно. Иначе можно сформировать у малыша привычку, что за любую работу он обязательно получит вознаграждение. Так он вообще без награды перестанет выполнять поручения.

Поощрения

Замечайте даже маленькие результаты ребенка. Обязательно хвалите его. Малыш, ощущая, как родители радуются его успехам, обязательно постарается в следующий раз добиться лучших результатов. Выразите словами, как отлично он занимается.

Не забывайте делать перерыв. Уставший ребенок занимается медленно. А любые негативные эмоции смогут отбить охоту учиться. Плохое настроение вообще может перечеркнуть всю сделанную ранее работу.

Проверка

После перерыва необходимо проверить выученный материал. Таким образом дети закрепляют знания, а родители выясняют, где остались пробелы.

Проверяйте прогресс. Используйте разнообразные игры и викторины, чтобы понять, сколько примеров малыш запомнил. Не задавайте ему обычных тестов. Разнообразьте процесс проверки игрой. Ребенок воспримет такую проверку как самую настоящую игру, а не продолжение учебы.

Поинтересуйтесь результатами в школе. Возможно, при всем творческом подходе что-то было упущено. Пообщайтесь с учителем, выясните, где остались пробелы в знаниях. Участие родителей в учебной программе всегда приветствуется.

Вместо заключения

Не переутомляйте ребенка большим количеством материала. Разбейте его на несколько дней. При этом улыбайтесь и делайте перерывы.

Не называйте малыша глупым. Если он что-то не понял, значит, нужно преподнести материал в несколько иной форме.

Запомните, что ребенок - это не калькулятор. Быстрота ответа достигается длительным путем запоминания. Все хитрости и сложения, демонстрирующие, как быстро выучить таблицу умножения, необходимы лишь на первых этапах. Далее все вычисления не нужны, потому что таблица будет отлично усвоена малышом.

Когда перед школьником становится задача учить таблицу умножения, то, конечно же, родители хотят ему помочь и ищут, какой самый . Методик великое множество, но во всем нужен индивидуальный подход к вашему карапузу. Мы расскажем вам о том, как можно легко объяснить ребенку принципы перемножения чисел и поспособствовать тому, чтобы он его запомнил в самые короткие сроки.

Скорее все, школьнику множить на 1 и 10 будет проще всего. Этот счет дается очень легко малышам, так как тут нет ничего страшного и трудного. Попробуйте нарисовать перед крохой несколько примеров, таких как 1*2=2, 1*5=5, 8*1=8. В любом случае число останется неизменным.

С 10-ой будет чуть-чуть посложнее, но если вы все нормально объясните ребенку 8-9 лет, что умножение на 10 похоже на принцип на 1, но к результату нужно добавить 0, то малыш это запомнит очень легко. Обязательно скажите вашему школьнику, что, выучив умножение на 1 и на 10 он уже будет знать первую и последнюю строчку во всех других столбцах.

Умножение на 2

С двойкой тоже будет легко, так как вы скажите малышу, что правильный результат можно получить, если сложить два предложенных числа. К примеру, если у ребенка есть пример 2*6, то ему всего лишь нужно сложить между собой 6+6 и получиться 12. После каждого занятия, обязательно делайте перерыв, минимум на час, а лучше всего продолжать занятия через сутки.

Умножение на 3

С умножением на тройку можно попробовать тот же способ, что и с двойкой. Нужно всего лишь пояснить ребенку, что 3*4 и 4+4+4 будут одинаково равняться 12. Если же этот способ вашему малышу абсолютно не подходит, то попробуйте поиграть с ассоциациями. Сначала попросите малыша, чтобы он пофантазировал и зарисовал свои ассоциации к цифрам от 1 до 9.

После этого начните придумывать историю по каждый пример, и так школьник запомнит табличку на 3 намного быстрее. Разрешите малышу играть с этими рисунками и придумывать к ним истории самостоятельно. Можете нарисовать к каждому примеру свою историю, так запомнится намного легче.

Умножение на 4

Чтобы ваш малыш легко запомнил умножение на 4, напомните ему про принцип, которым пользовались, когда изучали столбцы с двойкой. Но только сейчас нам нужно будет удвоить нужное число и результат увеличить вдвое. К примеру, 4*4= 4*2=8*2=16.

Таблица умножения 4

Умножение на 5

При изучении действия на 5, вы должны сразу обратить внимание вашего ребенка 8-9 лет на то, что на результате умножения в этом столбце все результаты будут заканчиваться или на 5 или на ноль. Также обратите внимание на то, что 5 – это половинка десятки. Поэтому ответы проще будет умножать число не на 5, а на 10 и потом делить результат пополам. К примеру, нам нужно найти ответ на пример 7*5. Попробуйте 7*10, будет 70. Теперь 70 поделите на 2 – будет 35.

Умножение на 6

Для шестерки тоже есть способ, чтобы запоминание прошло легко для детей 8 лет, и этот столбец таблички был выучен за час. Попробуйте напомнить малышу, как он учил табличку на 3 и предложите ему к результату добавлять то же самое число. К примеру, 3*5=15, значит 6*5=3*5+15=30.

Таблица умножения 6

Умножение на 7

Если умножение до 6 уже не составляет для ребенка 8 лет большого труда, то понять, как умножать на 7 будет для него проще простого. Если нужно 7* 2 – значит нужно просто сложить 7 и 7, получится 14. Пример 7*4 будет означать, что цифру нужно удвоить дважды и так далее. Отдельно записать и выучить нужно будет лишь умножение на 7, 8 и 9.

Умножение на 8

По аналогии с предыдущими методами, умножение на 8 можно сравнить с четверкой, только результат нужно будет удваивать трижды. Если у нас в примере написано, что 4*8, то значит 2 множим на 4, получившуюся восьмерку еще на два, получаем 16 и потом этот результат множим еще на 2 и получаем 32.

Таблица умножения 8

Умножение на 9

Существует простой и очень легкий метод умножения на 9 на пальцах. Он определенно понравиться детям 8-9 лет, так как обучиться ему можно всего лишь за несколько минут, а не за час или два.

Попросите школьника положить ручки на стол ладошками вниз. Считайте пальчики слева направо. Итак, к примеру, у нас есть пример 7*9. Отсчитываем 7 пальчиков справа. Загибаем палец, на котором остановили счет. Сколько пальчиков не загнуто слева от седьмого – шесть.

Значит, у нас в ответе будет шесть десятков. Сколько пальчиков справа от загнутого – три. Это будет число единиц в ответе. Так мы поняли что ответ – 63. Такое изучение таблички умножения на пальцах будет полезным. Не стоит ругать кроху, что он пользуется этим методом слишком долго. Именно такой метод позволит малышу крепко-накрепко запомнить умножение на 9.

Таблица умножения 9

Как умножать числа столбиком

Конечно же, после того, как ребенок 9 лет хорошо выучит табличку умножения, его нужно будет научить умножать в столбик двухзначные, а потом и трехзначные числа. Числа, которые умножаются друг на друга называются множителями. Их именуют первый множитель, второй множитель и так далее. Результат умножения будет носить название «произведение».

Чтобы перемножить два числа, нужно будет расположить их в столбик друг над другом так, чтобы единицы были над единицами, десятки над десятками и так далее. Следующим этапом будет то, что верхнее число нужно будет умножить на цифру нижнего числа. Сначала умножаются единица, потом десятки, сотни и так далее. Результат обязательно нужно записать внизу под чертой.

Если в результате умножения у вас получилось число, которое больше десяти, что под черту идет только последняя цифра результата, а десяток, если он есть, записывается сверху. Потом этот десяток должен быть приплюсован к результату умножения десятка на единицу. Перемножение верхнего числа на десятки и сотни нижнего происходит по тем же правилам.

Если вы дадите вашему ребенку возможность спокойно усвоить тот или иной метод запоминания таблицы умножения, то он достаточно быстро начнет считать. Не настаивайте, если у малыша нет желания заниматься. Вы вполне можете идти на поводу у ребенка, позволяя ему не повторять таблицу.

Показывайте ему конкретные примеры в жизни, где таблица ему может пригодиться. К примеру, попросите дочь посчитать, столько конфет нужно купить, чтобы ее подружкам всем досталось по три. Девочке будет легко и интересно находить ответ, так как это непосредственно касается практики и жизни.

Рекомендуем почитать

Наверх