Обморок - состояние, при котором человек на время теряет сознание. Возникнуть...
![Обморок: причины, симптомы и порядок оказание первой помощи](https://i0.wp.com/irinazaytseva.ru/Pic/20160224.jpg)
1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.
4. Утратила силу.
5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
Принципиальное отличие выемки от обыска заключается в том, что органу расследования точно известно место нахождения подлежащего изъятию, поэтому поиск при производстве данного следственного действия не предполагается и не планируется. Это отличие относится к основаниям комментируемых следственных действий. Во всем остальном процедуры обыска и выемки сходны. Обе они сопряжены с применением необходимого принуждения и с соблюдением однотипных юридических и нравственных норм; обе имеют одинаковую цель — изъятие в целях использования в дальнейшем доказывании обнаруженных и изъятых предметов и документов.
Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 183 УПК РФ
1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.
5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
URL документа [скопировать ]
1. Выемка - это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.
2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем-либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.
3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. ком. к ст. ст. 164 - 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.
4. По судебному решению также производятся выемка в жилище - п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. ком. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК) и иные сообщения (электронной почты). Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. ком. к ст. 185.
5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 11.06.2011). Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.
6. Законодательство не дает определения иной охраняемой федеральным законом тайны. На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):
1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");
3) аудиторская тайна (ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");
4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности");
5) врачебная тайна (ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 2 ст. 15 СК; ст. 9 ФЗ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");
6) коммерческая, производственная тайна или секрет производства (ст. 1465 ГК; ст. 183 УК; ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. ст. 5 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 05.12.1991 N 35);
7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);
8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации; ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
9) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации");
10) тайна голосования на выборах или референдуме (подп. "г" п. 10 ст. 30 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; ст. 141 УК);
11) тайна завещания (ст. 1123 ГК);
12) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи");
13) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");
14) тайна источника информации средства массовой информации или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ "О средствах массовой информации"). Об этом см. ком. к ст. 144;
15) тайна кредитной истории (ч. 4 ст. 7 ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях");
16) тайна объектов транспортной безопасности (ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 11 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");
17) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; ст. 86 ТК; ст. 12 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");
18) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);
19) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");183 УПК РФ), осмотр документов и предметов (ч.2 ст. 176 УПК РФ) относятся к следственным действиям, а составленные по их результатам протоколы (ст. 180, ч.2 ст. 183 УПК РФ) являются доказательствами по делу. Протоколы следственных действий, которые государственный обвинитель намеревался представить присяжным заседателям, не были признаны недопустимыми доказательствами...
Таким образом данное следственное действие произведено законно и требования ст. 183 УПК РФ нарушены не были...
Оценка же достоверности данных показаний относится к исключительной компетенции присяжных заседателей. Выемка копии паспорта, хранящейся у нотариуса, была проведена в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 183 УПК РФ) на основании судебного решения...
Основания и порядок производства выемки установлены в ст. 183 УПК РФ. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка (ч. 1 ст. 183 УПК РФ). Отсюда следует, что целью выемки, как и обыска, является изъятие предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Как и обыск, выемка производится по постановлению следователя. Как и при обыске, необходимо получить разрешение суда на производство выемки в жилище. Выемка от обыска отличается тем, что при ее производстве: 1) точно известны предметы и документы, которые необходимо изъять; 2) точно известно, где и у кого они находятся. Если же в этом месте предметов или документов, подлежащих изъятию, нет, то необходимо безотлагательно произвести обыск. Обыск необходимо также произвести и в том случае, когда при производстве выемки у следователя появляются основания полагать, что в месте производства выемки могут находиться и иные объекты, имеющие значение для дела или исключенные из гражданского оборота. В указанных выше случаях постановления о производстве выемки недостаточно. Следователь должен вынести постановление о производстве обыска и проводить его с соблюдением требований, предъявляемых к производству обыска. Кроме выемки в жилище, необходимо судебное решение и для выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. При этом закон не требует получения разрешения судьи. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Протокол выемки составляется с соблюдением тех же правил, что и протокол обыска. В исключительных случаях, когда производств выемки и обыска в жилище, а также личного обыска, не терпит отлагательства, ука занные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Для проверки законности производства следственного действия в течение 24 часов с момента начала его производства следователь уведомляет судью и прокурора о производстве соответствующего следственного действия. К уведомлению должны быть приложены копии постановления и протокола (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 183 УПК РФ при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Порядок производства выемки и фиксации ее хода и результатов определяется ст. 183 УПК РФ.
Выемка следственное действие, сущность которого заключается в изъятии (при необходимости принудительном) должностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, на основаниях и в порядке, предусмотренном законом, предметов и документов, имеющих значение дня уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
В зависимости от особенностей процессуального порядка существуют следующие виды выемки:
Законодатель указывает на возможность изъятия посредством производства выемки лишь предметов и документов (ч. 1 ст. 183 УПК РФ). В связи с этим, даже если точно известно, где и у кого находится конкретное разыскиваемое лицо или труп, необходимо производить не выемку, а обыск.
Фактическое основание производства выемки - наличие достоверных доказательств, на основании которых может быть сделан вывод о нахождении индивидуально определенных, имеющих значение для дела предметов (документов) в конкретном месте и во владении конкретного лица.
Выемка не может быть проведена, если известно, что предмет (документ) находится в определенном помещении, но отсутствуют доказательства, свидетельствующие о его конкретном месте нахождения. В случае когда такое место известно, но отсутствуют данные об индивидуальных признаках предмета, документа (например, известно, что в сейфе находится орудие преступления - пистолет, но неясно, какой именно), необходимо производить обыск, поскольку подобных предметов в этом месте может оказаться несколько, а посредством выемки может быть изъят лишь один из них, указанный в постановлении. При наличии достоверных доказательств, прямо указывающих на место нахождения индивидуально определенного предмета (документа), изъятие его путем производства выемки возможно лишь при условии, если точно известно, в чьем владении находится предмет (документ) на момент производства выемки.
Выемка производится по постановлению следователя (дознавателя). Выемка в жилище, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производятся на основании судебною решения, принимаемого в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
Процессуальные правила производства выемки во многом совпадают с правилами производства обыска. Так, производство выемки не допускается в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве выемки необходимо обеспечить присутствие лица, у которого производится выемка, или совершеннолетних членов его семьи. В производстве выемки по решению следователя может принимать участие специалист. Лицо, у которого производится выемка, имеет право на юридическую помощь адвоката. Перед началом следственного действия следователь должен разъяснить права и обязанности лицам, принимающим в нем участие. После этого лицу под расписку предъявляется постановление о производстве выемки и предлагается выдать предметы и документы, подлежащие изъятию.
В случае когда предметы и документы, указанные в постановлении не выдаются добровольно, выемка может быть проведена принудительно. Если подлежащие изъятию предметы (документы) не обнаружены в предполагаемом месте, производство поисковых действий (в отличие от обыска) не допускается. В этом случае производство выемки заканчивается. При этом если необходимость обнаружения и изъятия предмета (документа) обусловлена случаем, не терпящим отлагательства, следователь вправе вы нести постановление о производстве обыска, в ходе которого произвести поисковые действия с последующим уведомлением об этом суда и прокурора (если для производства обыска требуется судебное решение) по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 165 УПК РФ.
Изъятые в ходе выемки предметы предъявляются лицам, присутствующим при выемке, упаковываются и опечатываются на месте производства выемки. Изъятие электронных носителей информации производится по тем же правилам, что и в ходе обыска.
О производстве выемки составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, у которого производилась выемка.
В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
Таким образом, выемка отличается от обыска следующими признаками. Она может производиться, только если точно известно: (1) какие предметы (документы) подлежат изъятию; (2) конкретное местонахождение предметов (документов), подлежащих изъятию; (3) в чьем владении на момент производства выемки находятся подлежащие изъятию предметы (документы). Кроме того, в ходе выемки не допускаются поисковые действия.
На практике для этого используется выемка, суть которого состоит в получении либо принудительном изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, при условии, что условии, что точно известно, где и у кого они находятся.
Выемка, производимая в кредитных организациях, представляет определенные особенности по порядку принятия решения и проведения данного следственного действия. Связано это с тем, что сведения, содержащиеся в истребуемых документах, содержат охраняемую законом информацию. Согласно ст. 857 ГК РФ банк (иная кредитная организация) гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливает исчерпывающий перечень государственных органов и их должностных лиц, имеющих право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, а также условия предоставления информации. В частности, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, справки по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных g редпринимателей, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией при наличии согласия на это прокурора (части 2, 4 статьи).
Разница между получением справок, содержащих банковскую тайну и выемкой документов, ее содержащих, в том, что при выемке получаются или изымаются сами первичные материальные носители информации, тогда как справки по операциям и счетам представляются вторичными носителями. В таком случае порядок производства выемки должен быть по логике вещей сложнее порядка получения справок по операциям и счетам клиентов.
Основания и порядок производства выемки регламентируется статьей 183 УПК РФ. Согласно части 1 статьи при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Часть 2 статьи в регламентации порядка проведения выемки отсылает к порядку производства обыска (ст. 182 УПК), за исключением установленных в ней специальных правил. То есть, о проведении выемки следователь выносит постановление, а сама выемка проводится в присутствии понятых и ее ход протоколируется (ст. 164, 166, 170 УПК РФ).
Части 3 и 4 статьи 183 УПК содержат важные для проведения выемки в кредитной организации нормы. Согласно части 3 выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну , производится следователем с санкции прокурора, а по части 4 выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК. В таких случаях следователь обязан с согласия прокурора ходатайствовать перед судом о проведении данного следственного действия, о чем выносится соответствующее постановление.
Конституционной основой здесь выступает статья 23 Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Данные нормы также вполне соотносятся с нормами ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Во взаимоотношениях следственных органов и кредитных организаций вызывает разногласия вопрос о толковании нормы статьи ч. 3 ст. 183 УПК. Представители органов следствия часто настаивают на буквальном толковании, утверждая, что при выемке документов по счетам юридических лиц (организаций) не требуется судебное решение, а достаточно санкции прокурора. В приложении № 78 к УПК, содержащем бланк постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки в банках (иных кредитных организациях) также упоминаются только счета (вклады) граждан.
Однако т акое понимание нормы закона вызывает большие сомнения с позиции закрепленного в конституции РФ равенства перед законом и судом (ст.19). Ведь за личностью юридического лица стоят интересы определенных граждан, т. е. физических лиц. Конституционный суд России, распостраняя действие Главы 2 Конституции на юридических лиц, в принимаемых им актах неоднократно подчеркивал, что юридические лица по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для совместной реализации своих конституционных прав , как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, провозглашенные Конституцией РФ права и свободы граждан, а также гарантии их реализации должны распостраняться и на юридических лиц, в той мере, в какой это соответствует их существу.
Изложенное означает, что норму ч. 3 ст. 183 УПК следует толковать расширительно, поскольку вкладываемый в нее законодателем смысл шире буквального слововыражения. Только такое толкование соответствует Конституции РФ и согласуется с нормами п. п. 7, 9 части 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которым только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях и о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также с нормой ст. 10 ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального Кодекса РФ» от 18.12.2001 N 177-ФЗ, в которой устанавливается срок введения в действие части 2 ст. 29 УПК РФ (без указания на принадлежность счетом и вкладов гражданам - А. А.) . К сожалению, такая разноголосица в тексте закона, объяснимая, на мой взгляд, только небрежностью законодателя, влечет споры между кредитными организациями и следственными органами. Однако каких-либо критических комментариев к статье 183 УПК и материалов судебной практики обнаружить не удалось.
Таким образом, при выемке в кредитной организации документов, содержащих информацию о счетах и вкладах клиентов кредитной организации, независимо от того физические это лица или юридические, необходимо наличие судебного решения. При выемке документов, содержащих иную охраняемую тайну, например, коммерческую тайну самой кредитной организации, необходима санкция прокурора.
См. например Постановление Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" //Российская газет от 6 ноября 1993 г.