К г юнг психологические типы. Психологические типы по К.Г. Юнгу (Краткая типология Юнга)

Оптовая торговля 29.09.2019
Оптовая торговля

И на преобладании той или иной психической функции , к которым он относил мышление , чувство , ощущение и интуицию .

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психолологического опыта в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок .

Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грей-Уилрайт) и опросник «Индекс юнговских типов » (англ. Jungian Type Index, JTI ).

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах Айзенка (Dimensions of Personality , L. 1947) и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка ».

Классификация по преобладающей функции

Понятие «психическая функция» введено Юнгом и озвучено на одной из его лекций в 1923 году:

«Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации. Для полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных: мышление облегчает познание и суждение, чувство говорит нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас важной или не является таковой, ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха, вкуса и т. д. сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет нам угадывать скрытые возможности в подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной ситуации».

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу», работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств .
  • Интуиция - функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом образуется «восемь наглядных психологических типов» .

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса - «рациональные», то есть, лежащие в сфере разума, это мышление и чувство, и «иррациональные», то есть, лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию, и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции , а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства . Однако сам Юнг не занимался дальнейшим дифференцированием психологических типов.

Влияние бессознательного

Существенную трудность в определении типа создаёт то, что доминирующая установка оказывается скомпенсированной влиянием бессознательного . То же относится и к преобладающей функции, подавляемая противоположность которой вытесняется в область бессознательного.

Примечания

Литература

  • Jung C. G. Psychologische Typologie // Suddeutsche Monatshefte . - 1936. - Vol. XXXIII. - № 5. - P. 264-272.
  • Шарп, Дарэл. Типы личности. Юнговская типологическая модель / пер. Валерий Зеленский. - Азбука-классика, 2008. - 288 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-91181-823-4
  • Юнг К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского, перевод С. Лорие. - СПб. : Азбука, 2001.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Типология Юнга" в других словарях:

    Бриггс типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40 х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования Myers Briggs Type… … Википедия

    - (от греч. отпечаток, форма, образец и слово, учение), 1) метод науч. пo знания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. 2) Результат ти пологич. описания … Философская энциклопедия

    Юнга интро– и экстраверсия - См. Личности типология по Юнгу. Я …

    ЮНГА ИНТРО- И ЭКСТРАВЕРСИЯ. - См. Личности типология по Юнгу … Толковый словарь психиатрических терминов

    Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

    Типология Майерс Бриггс типология личности, возникшая на базе идей Юнга в 40 х годах XX века, и получившая широкое распространение в последние десятилетия в США и Европе. Содержание 1 Мировой опыт применения типологии Майерс Бриггс … Википедия

Новосибирский Государственный Технический Университет

Реферат.

Психологические типы по К.Г. Юнгу.

Факультет: ФПМИ

Группа: ПМ-75

Преподаватель:

Студент: Lic.

Новосибирск 1999г.

1. Введение

2. Общие типы установки

3. Основные психологические функции

4.

4.1. Экстравертный тип

4.1.1. Экстравертный мыслительный тип

4.1.2. Экстравертный чувствующий тип

4.1.3. Экстравертный ощущающий тип

4.1.4. Экстравертный интуитивный тип

4.2. Интровертный тип

4.2.1. Интровертный мыслительный тип

4.2.2. Интровертный чувствующий тип

4.2.3. Интровертный ощущающий тип

4.2.4. Интровертный интуитивный тип

5. Заключение

Введение.

Современная наука соционика берет свое начало из работы известного американского психолога К.Г. Юнга. Типология К.Г. Юнга являлась наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей в период ее создания. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

Типология К.Г. Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей иклассификацией этого поведения. Типология К.Г. Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, ане наоборот, как это обычно бывает. Но она не совершенна. Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделки изавершения.

Давайте рассмотрим более подробно, как Юнг подошел к проблеме определения типов, и какое он дал описание для сделанного им в своей работе «Психологические типы» схематического распределения типов.

Общие типы установки.

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки. Давайте рассмотрим более подробно, что Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления , ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления.

В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.

Основные психологические функции.

Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила Юнгу, прежде всего, выделить две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различие. Более детальное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе. Поэтому Юнгу пришлось сделать еще один шаг в своем исследовании с целью обосновать данное различие между индивидами. Юнг сделал еще одно распределение индивидов, помимо разделения по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, по их отдельным психологическим функциям . Внешние обстоятельства не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Юнг называл основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и интуицию (в современной соционике это, соответственно, логика, сенсорика, этика и интуиция). Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий психологический тип. В соответствии с преобладанием одной из основных психологических функций Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по отношению к объекту. В результате Юнг получил разделение на 8 психологических типов, среди которых он выделял рациональные и иррациональные типы, по принципу обоснования своих действий либо разумом, либо своим восприятием. Этим 8 психологическим типам Юнг дал описание в своей работе «Психологические типы», которое мы рассмотрим более подробно с точки зрения самого Юнга.

Описание психологических типов.

Экстравертный тип.

Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами. Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по объекту и объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обуславливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке. Если она оказывается привычной, то мы говорим об экстравертном типе. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное воззрение. Он имеет, конечно и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем не предвидит возможности натолкнутся внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо знает таковые только во внешнем мире. Все его сознание смотрит во внешний мир, потому что важное и детерминирующее решение приходит к нему именно оттуда. Но оно приходит оттуда, потому что он его оттуда ждет. Эта основная установка является, можно сказать, источником всех особенностей психологии человека.

11.05.2016 10:28

Карл Густав Юнг, ученик и соратник Зигмунда Фрейда, почти шестьдесят лет занимался обширной психиатрической практикой. Он много наблюдал за людьми и убедился, что структура психики, которую описывал Фрейд, проявляется не одинаково. Люди по-разному воспринимают действительность.

Обобщив и систематизировав наблюдения, свои и учеников, Юнг описал восемь психологических типов. Его труды легли в основу книги «Психологические типы», которая увидела свет в 1921 году. С позиций Юнга, у каждого человека есть индивидуальные черты и черты, присущие одному из психологических типов. Психологический тип проявляется в раннем детстве и в течение жизни почти не меняется, хотя по мере взросления он может сглаживаться. Стоит подчеркнуть, что типология не ограничивает свободу выбора человека, не является преградой для карьеры или любви, не препятствует его развитию. Это некий каркас, структура личности. Она не отменяет многообразия характеров и индивидуальности человека, представлений о добре и зле, его личного жизненного опыта, собственных мыслей, культурного уровня. Теория Юнга помогает понять, как люди воспринимают мир.

Юнг ввел в науку новые понятия - экстраверсия и интроверсия.

Человек-экстраверт сконцентрирован на внешнем мире. Интроверт черпает силу внутри себя. В мире нет чистых экстравертов и интровертов. Каждый человек всего лишь склонен к тому или другому восприятию мира, иногда ведет себя иначе дома и на работе. Экстраверты более активны, чем интроверты. Им комфортно в современном обществе свободного рынка. Они рвутся к статусу, наградам, достижениям, первенству, отдыхают и черпают силы в компании друзей. Отрицательные проявления экстраверсии - эгоистичность, наглость, своенравность. Поскольку экстраверты стремятся верховодить, то лучше складываются отношения в паре, где мужчина по своему психологическому типу - экстраверт, а женщина - интроверт.

Интроверты ничем не лучше и не хуже экстравертов. У них собственные слабости и преимущества. Интроверты восстанавливают силы, погружаясь в собственный внутренний мир. Чтобы успешно взаимодействовать со сложным для них внешним миром, они целенаправленно фокусируются на отдельных его аспектах. Интроверты - хорошие стратеги, вдумчивые и рассудительные. Они умеют видеть ситуацию глубже и дальше. В отличие от интровертов экстраверты - тактики и рвутся к победе здесь и сейчас. Отрицательные проявления интроверсии - витание в облаках, нежелание следить за своим внешним видом, неумение выражать свои мысли.

Но вернемся к теории Юнга. Следующее понятие, которое ему принадлежит, - психологические функции . По наблюдениям ученого, одни люди хорошо оперируют логическими данными, другие лучше справляются с эмоциональной информацией. Есть люди с великолепной интуицией, и люди, у которых лучше развиты ощущения. Четыре базовые психологические функции, по Юнгу, - это мышление, чувство, интуиция, ощущение.

Мышление помогает человеку установить понятийные связи между содержанием своих представлений. В процессе мышления он руководствуется объективными критериями, логикой. Чувства , напротив, основаны на оценке представлений: хорошо или плохо, красиво или некрасиво. Следующая психологическая функция - интуиция . Она связана с бессознательным восприятием происходящего, инстинктами. Четвертая психологическая функция - ощущения , которые базируются на физических раздражителях, вызванных конкретными фактами. Все четыре психологические функции есть у каждого человека. Они помогают ему выстраивать единую картину мира. Развиты функции по-разному. Как правило, одна доминирует над другими.

В зависимости от преобладания функции Юнг сначала выделил типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Далее он разделил психологические функции на два класса: рациональные функции - мышление и чувство, иррациональные - интуиция и ощущение. Функции образуют также альтернативные пары: чувство и мышление, интуиция и ощущение. Ученый утверждал, например, что чувства подавляют мышление, а мышление способно мешать чувству.

Рациональные функции Юнг называл разумными, потому что они ориентированы на объективные ценности и нормы, накопленные и принятые в социуме. Иррациональное поведение, с точки зрения ученого, - это поведение, которое не основано на разуме. Эти психологические функции не плохие, и не хорошие. В решении всевозможных ситуаций может быть важен как и рациональный, так и иррациональный подход. Юнг отмечал, что иногда чрезмерная концентрация на разумном разрешении конфликта способна помешать найти ответ на иррациональном уровне.

Каждую из психологических функций Юнг проанализировал с позиций экстраверсии и интроверсии и определил восемь психологических типов . Экстраверты и интроверты бывают рациональные и иррациональные. Рациональные экстраверты и рациональные интроверты в свою очередь встречаются мыслительные и чувствующие. Иррациональные экстраверты и иррациональные интроверты бывают ощущающие и интуитивные.

Ярче всего психологический тип проявляется в отношениях. Обычно счастливые пары, идеальные друзья и коллеги - это люди, дополняющие друг друга. Два интроверта могут ждать инициативы от партнера и не дождаться. Два экстраверта не в состоянии ужиться или сработаться, потому что слишком инициативны, каждый тянет одеяло на себя. Человек будет успешнее в той сфере деятельности, которая присуща его психологическому типу, однако ему ничто не мешает развивать в себе и другие качества, необходимые в работе, в общественной или в личной жизни.

Знание своего психологического типа поможет понять свою предрасположенность, активно использовать свои сильные стороны и находить способы компенсации слабых сторон. Бывают случаи, когда тип человека сильно размыт, но это скорее исключение.

Если вы не можете самостоятельно определить свой психологический тип, скорее всего вам просто не хватает информации или вы не хотите быть с собой откровенны. Обратитесь к профессиональному психологу, который протестирует вас и даст нужные вам рекомендации по разрешению жизненных ситуаций, саморазвитию и достижению целей.


Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга.

Как известно, аналитическая, точнее - глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом. Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве идиосинкразии к психоанализу. И хотя ряд положений Юнга действительно строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды возникали «строительные элементы», впоследствии составившие оригинальную психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических данных.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений», оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти шестьдесят лет творческому периоду. Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса. Важно отметить, что с самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании /1- Т.1. С. 1–84; 2- С. 225–330/ легко можно увидеть логическую основу всех его последующих работ в их развитии - от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бурхгольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер был зримым воплощением работы и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в 8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.00 утра происходили встречи врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого Блейлера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами вечера. Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке истории болезни, так что порой приходилось работать до одиннадцати часов вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10.00 вечера. Младший персонал ключей не имел, так что, если Юнг хотел вернуться из города домой попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала. На территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал пятидесятитомную «Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie».

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить («нащупать») определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально «заряженных») мыслей, понятий, представлений и, тем самым, дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением испытуемого. Значительное отклонение от норм отмечало присутствие аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввел понятие «комплекс», чтобы описать их целокупную комбинацию. /3- С.40 и далее/

В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя четыре года предложил термин «шизофрения» для соответствующей болезни. В этой работе /4- С. 119–267; 5/ Юнг предположил, что именно «комплекс» отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс напрямую направляет свое психическое содержание в сознание. В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени искаженные проявления подавленного комплекса. Книга Юнга «Психология dementia praecox» оказалась первой психосоматической теорией шизофрении, и в дальнейших своих работах Юнг всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил «токсинную» гипотезу, объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных нейрохимических процессов.

Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда - его труды он хорошо знал, - Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение как таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что наконец-то нашел своего духовного «сына» и последователя. В этой глубоко символической связи «отец - сын» росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки. Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая полновесный том /6- P.650 [том содержит 360 писем, охватывающих семилетний период и варьирующих по жанру и объему от короткой поздравительной открытки до фактического эссе в полторы тысячи слов]; 7- С. 364–466 [на русском языке переписка частично опубликована здесь]/.

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах (1882–1955), с которой прожил вместе пятьдесят два года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на территории клиники Бурхгольцли, занимая квартиру этажом выше Блейлера, а позже - в 1906 году - переехали во вновь отстроенный собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в Цюрихском университете. В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком - венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций по методу словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень доктора.

Содержание:

Карл Юнг был швейцарским психологом и психотерапевтом, получившим известность за свои основы аналитической психологии и работу «Психологические типы». Его работа была результатом двадцатилетних исследований в области практической психологии. Это была попытка найти компромисс между двумя господствующими теориями, которые существовали в то время – одна из этих теорий принадлежала Зигмунду Фрейду, а другая принадлежала Альфреду Адлеру.

Карл Юнг первым представил понятия интроверсии и экстраверсии , хотя современное использование этих двух принципов отклонилось от его первоначальных определений. Он пришел к выводу, что теория Фрейда была экстравертированная по своей природе, в то время как теория Адлера была интровертированная.

Термины интроверсия и экстраверсия впервые ввел Карл Густав Юнг, однако их понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения.

В своей книге «Психологические типы» Юнг попытался не только найти компромисс между двумя теориями, но и определить, как его собственный взгляд отличается от взгляда Фрейда и Адлера.

Индивидуальные типы Юнга (или типология) не является гороскопической системой анализа характера, это не система для обозначения людей, она была изобретена не для упрощения понимания людей и типов личности, а чтобы продемонстрировать сложность человеческой типологии и ее последствия.

Оригинальная типология Юнга построена на

  • две личностные установки : экстраверсия и интроверсия;
  • четыре функции (или способы ориентации): мышление, ощущение, интуиция и чувство.

Четыре функции разделены на то, что Юнг называл рациональными (или судящими) и иррациональными (или воспринимающими) функциями. Согласно Юнгу, мышление и ощущения рациональны, в то время как интуиция и чувства иррациональны.

Разделение функций

Важно понимать , что Карл Юнг имел в виду под интроверсией и экстраверсией. Юнг рассматривал интроверсию и экстраверсию как отношения. По его словам, интроверсия – это сосредоточение внимания на внутреннем мире, в то время как экстраверсия – это сосредоточение внимания на внешнем мире.

По мнению Юнга, невозможно продемонстрировать экстраверсию или интроверсию в изоляции. Чтобы стать очевидными, они должны быть связаны с одной из четырех функций - мышлением, ощущением, интуицией и чувством. В итоге получается восемь вариантов:

  1. экстравертное мышление;
  2. интровертное мышление;
  3. экстравертное ощущение
  4. интровертное ощущение;
  5. экстравертное интуиция;
  6. интровертное интуиция;
  7. экстравертное чувство;
  8. интровертное чувство.

Все четыре функции – мышление , ощущение , интуиция и чувство – используются в разное время в зависимости от обстоятельств, но, по словам Юнга, обычно предпочтение будет отдаваться одной преобладающей функции или «высшей функции» . Эта тенденция может быть как врожденной, так и развитой в течение жизни.

Менее предпочтительная функция – четвертая функция – используется бессознательно; Юнг назвал ее «низшей функцией» . Низшая функция всегда противоположна вашей основной функции.

Согласно Юнгу, ваша доминирующая функция представляет собой ваше сознательное поведение, а ваша низшая функция представляет собой ваше бессознательное или подавленное поведение.

Согласно теории типов личности Юнга противоположность мышления – это чувство, а противоположность ощущения – это интуиция.

Противоположные функции

Если ваша высшая функция (или первичная функция) – мышление, то ваши вторичные функции (или вспомогательные функции) – интуиция и ощущение, а ваша низшая функция (менее развитая, бессознательно используемая функция) – чувство.

Согласно теории психологических типов Юнга, если ваша основная функция – мышление, то чувство не может быть вашей вторичной функцией, потому что оно находится на противоположной стороне спектра.

Точно так же, если ваша основная функция – ощущение, ваши вспомогательные (вторичные) функции – это мышление и чувство, а ваша низшая функция – интуиция.

Та же логика применима и к личностным установкам – экстраверсии и интроверсии. Если ваш основной режим – экстравертное мышление, ваш менее используемый и менее сознательный режим будет интровертным чувством.

Как правило, людям трудно работать, используя наименее предпочтительную функцию, но это не значит, что вы не можете развить свою низшую функцию и поднять ее на более сознательный уровень.

Мари-Луиза фон Франц, швейцарский Юнговский психолог и ученый, написала в своей типологии Юнга:

В области низшей функции существует большая концентрация жизни, так что, как только высшая функция изнашивается – начинает греметь и терять масло, как старый изношенный автомобиль – если людям удастся обратиться к своей низшей функции, они вновь откроют для себя новый потенциал жизни. Все в области низшей функции становится захватывающим, драматичным, полным положительных и отрицательных возможностей. Существует огромная напряженность, и мир как бы заново открывается через низшую функцию.

Активация низшей функции не лишена побочных эффектов.

Во-первых, усиление низшей функции автоматически будет означать ослабление высшей функции.

Во-вторых, согласно теории Юнга, переключение на низшую функцию может привести к сильным эмоциональным реакциям от влюбленности до слепой ярости.

Если вы хотите активировать свою низшую функцию, вам нужно понять, что это занимает время, так как вы должны сначала пройти через одну из своих вспомогательных (вторичных функций).

Переключение функций

Существование личностного теста Юнга?

Вы можете быть разочарованы, услышав, что нет никакого теста личности Юнга. Хотя Карл Юнг не мог предсказать коммерческое использование своих психологических типов, он оставил несколько предупреждений:

В медицинских кругах было высказано мнение о том, что мой
метод лечения заключается в подгонке пациентов к этой системе
и предоставлении им соответствующих «рекомендаций». , Моя типология
– скорее довольно важный инструмент, служащий для сортировки и упорядочивания
сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не
для наклеивания ярлыков на людей. , Это не физиогномика, и не
неикая антропологическая система, а критическая психология, связанная с
организацией и разграничением психических процессов, которые могут
показаться типичными.

Из этой цитаты мы знаем, что вряд ли Карл Юнг одобрил бы использование своей модели для тестов личности. Кроме того, автор предупредил, что использование его теории для лучшего понимания себя не так просто. Он сказал:

Хотя есть личности не вызывающие сомнения, чей тип можно
распознать с первого взгляда, это далеко не всегда так очевидно.
Как правило, только внимательное наблюдение и взвешивание доказательств
позволит произвести верную классификацию. Несмотря на простой и понятный
основополагающий принцип [противоположных установок и функций], в реальной
действительности может быть довольно сложен для применения, потому что каждый человек является исключением из правила.

Хотя популярный личностный тест типологии Майерс-Бриггс основан на психологических типах Юнга, существуют некоторые важные различия между этими двумя теориями. Кроме того, обе теории подверглись критике за отсутствие контролируемых научных исследований.

Источники:

Все материалы носят ознакомительный характер.

Рекомендуем почитать

Наверх