Чины федеральной государственной гражданской службы. Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Классные чины прокурорских работников

Организация склада 16.08.2019
Организация склада

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ


ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

2. Установить на основании части 8 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , что ранее присвоенные федеральным государственным служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно таблице соответствия (прилагается).

Пункт 3 вступает в силу с момента вступления в силу Указа Президента РФ о денежном содержании федеральных гражданских служащих (пункт 6 данного документа). 3. Установить, что со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин).

4. Руководителям федеральных государственных органов (их аппаратов) принять меры, направленные на решение вопросов, связанных с реализацией пункта 2 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в нормативные правовые акты федеральных государственных органов, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1963);

Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 1135 "О внесении изменений в Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 44, ст. 5056);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. N 1458 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6014);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1508);

пункт 6 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 1389 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4659).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г., за исключением пункта 3, который вступает в силу одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

7. Установить, что впредь до вступления в силу пункта 3 настоящего Указа федеральным государственным гражданским служащим, которым присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, соответствующий присвоенному классному чину, в размерах согласно приложению N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1164) с учетом повышений, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 34, ст. 4224), от 9 ноября 2000 г. N 1853 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4541) и от 23 сентября 2003 г. N 1117 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 39, ст. 3743).

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — должности гражданской службы):

Классные чины Группы должностей
гражданской службы
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
младшая группа
Референт государственной гражданскойслужбы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
старшая группа
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

ведущая группа

Государственный советник Российской Федерации 3 класса Государственный советник Российской Федерации 2 класса Государственный советник Российской Федерации 1 класса

главная группа

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

высшая группа

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче квалификационного экзамена этим гражданским служащим принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

16. Классные чины, указанные в пункте 15 настоящего Положения, присваиваются:

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти — Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

20. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

21. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

а) до истечения срока, установленного пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

б) по истечении указанного срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

22. При поступлении на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

23. Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

24. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

25. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

26. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТАБЛИЦА
СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КЛАССНЫМ ЧИНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 27 ИЮЛЯ 2004 Г. N 79-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Квалификационные разряды федеральных государственных служащих Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Государственный советник Российской Федерации 1 класса государственный советник Российской Федерации 1 класса
Государственный советник Российской Федерации 2 класса государственный советник Российской Федерации 2 класса
Государственный советник Российской Федерации 3 класса государственный советник Российской Федерации 3 класса
Советник Российской Федерации 1 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник Российской Федерации 2 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник Российской Федерации 3 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной службы 1 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник государственной службы 2 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной службы 3 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной службы 1 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Референт государственной службы 2 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной службы 3 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

В начале года в интернете бурно обсуждали фотографию, на которой директор управления почтовой службы Кемеровской области . Оказалось, что эта форма была выпущена небольшой партией для руководителей, но в действительности она не черная, а темно-синяя — ради сходства с одеждой СС ее отфотошопили. Скандал в итоге замяли. Мы же решили узнать, как одеваются сотрудники госорганов, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, и как по их знакам отличия разобраться, со специалистом какого ранга вы имеете дело.

Государству важно, чтобы работающие на него люди отличались от простых обывателей. Именно поэтому оно издавно унифицирует их одежду. Не только армия и правоохранительные органы, но и гражданские ведомства имеют свою униформу.

Если смотреть на картинки с изображениями костюмов различных ведомств в черно-белом варианте, можно и вовсе не найти между ними отличий: настолько сильна стандартизация. Форменная одежда госслужащих очень похожа на армейскую: кители, фуражки, пилотки, погоны. Понять, представитель какого органа власти находится перед вами, можно главным образом по ведомственной нашивке на левом плече и, разумеется, цвету формы. В какие цвета окрасит себя тот или иной госорган, решает геральдический совет при президенте. Иногда он ориентируется на традиции ведомства(так, таможенной службе вернули зеленый цвет, который принадлежал ей еще в царское время), а в ряде случаев - создает их.


В приказах различных ведомств можно найти описание огромного числа предметов гардероба для сотрудников. Это и кители, и плащи, и пальто, и джемперы, и перчатки, и туфли с ботинками, и кашне с футболками. Поражает разнообразие головных уборов: пилотки, фуражки, фетровые шляпы, каракулевые шапки, ушанки, финки, кубанки. Для оперативных работников предусмотрены даже маски. Чтобы не запутывать читателя, в своем обзоре мы представим только наиболее распространенные повседневные виды одежды.

Тем более, что происходит некоторое снижение разнообразия. Так, 5−10 лет назад многие ведомства стали отказываться от парадных кителей для своих сотрудников. Теперь повседневная и парадная форма зачастую отличается только цветом рубашек - в последнем случае они белые. Да и летняя форма от зимней отличается теперь чаще всего только длиной рукавов. У женщин выбор больше - они могут носить или брюки, или юбку.

Татьяна Малютина,

В нашем ведомстве для тех, кто работает в кабинетах, ношение формы каждый день необязательно. Согласно этике госслужащего они одеты в строгий деловой костюм. Однако на официальные мероприятия, совещания и коллегии руководящий состав ведомства обязательно надевает форму. А вот для тех, кто непосредственно взаимодействует с налогоплательщиками в операционных залах, форма обязательна. Если вы увидите сотрудника в зале для налогоплательщиков не в форме, то это значит, что он работает недавно и у него нет чина. В таких случаях в нашем ведомстве предусмотрен дресс-код: белая рубашка и темная юбка или брюки.

Форму алтайским налоговикам присылают из Москвы и выдают сотрудникам бесплатно. Поменять ее можно раз в два года. Однако централизованные поставки иногда дают сбой, и нужный размер сотруднику приходится ждать дольше, чем он рассчитывал.

Роберт Куляпин,
старший инспектор отдела государственной службы и кадров Алтайской таможни:

Не все должностные лица Алтайской таможни работают с участниками внешнеэкономической деятельности или физлицами, однако ношение формы у нас обязательно для каждого. У нас с этим строго. Систематически проводятся построения и производится осмотр форменной одежды. Примером грубого нарушения может послужить смешение форменной одежды и гражданской. Прекрасной половине работников Алтайской таможни запрещается укорачивать юбки. За нарушение правил ношения форменной одежды или неопрятный внешний вид могут привлечь к материальной или дисциплинарной ответственности, назначить служебную проверку в отношении провинившегося. Однако подобных нарушений у нас не случалось.

В повседневном режиме носки одежда быстрее изнашивается, поэтому в ведомствах, где форма обязательна, сроки ее обновления короче, и они установлены для каждого элемента гардероба в отдельности. Поставки также централизованно идут из Москвы.

В некоторых ведомствах(например, в Федеральной таможенной службе или в Федеральной службе контроля за оборотом наркотиков) должностные лица делятся на госслужащих и сотрудников. Первые имеют классные чины, вторые - специальные звания. Система иерар­хии у сотрудников такая же, как в армии или правоохранительных органах. Погоны, соответственно, тоже. При этом иногда они совпадают с погонами госслужащих.

Алина Шмидт,
пресс-секретарь Алтайской таможни:

У советника государственной гражданской службы 3-го класса форма и погоны точно такие же, как у майора таможенной службы. А секретаря государственной гражданской службы 2-го класса легко можно спутать с прапорщиком. Человек со стороны никогда их не отличит.

Тем не менее, по ее словам, путаницы внутри ведомства у них не возникает.

Как говорят сами работники гос­органов, по улице в форме они стараются не ходить - предпочитают переодеваться на работе. Однако отмечают, что в служебное время она оказывается очень полезной. «Наши специалисты говорят, что граждане по-разному воспринимают сотрудников в форме и без нее. Действительно, лишний раз подумаешь, прежде чем поднять голос на человека в форме, - говорит Татьяна Малютина. - Общение получается официальным и более формализованным. Граждане видят в нашем специалисте не просто симпатичную девушку, а государственного служащего в погонах. И сами работники в форме отчетливее осознают, что они - представители государства».

Погоны для госслужащих

(на примере Федеральной налоговой службы)

По старшинству, в порядке убывания

Погоны действительных государственных советников РФ

Верх погона выполнен вышивкой того же цвета, что и ткань мундира, с рисунком в виде широких переплетающихся полос. Вместо привычных звезд - геральдические эмблемы службы, вышитые серебряной нитью.

Такие чины и погоны носят руководители федеральных ведомств и их заместители.

3 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 1-го класса;
2 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 2-го класса;
1 эмблему носят действительные государственные советники РФ 3-го класса.

Погоны государственных советников РФ

Верх погона - с аналогичной вышивкой. Вместо эмблем - десятиконечные звезды диаметром 22 мм, состоящие из чередующихся серебристых и темно-вишневых лучей и вышитые серебряной нитью. В середине звезды - темно-вишневый пятиугольник.

Такие чины и погоны носят руководители региональных управлений федеральных ведомств.

Принцип определения класса по звездочкам здесь и в дальнейшем тот же, что и по эмблемам:

3 звезды - 1-й класс,
1 звезда - 3-й класс.

Погоны советников государственной гражданской службы РФ

Такие же десятиконечные металлические звезды серебристого цвета у них имеют меньший диаметр(18 мм). На край погона добавляются три поперечные серебристые полосы.

Чины и погоны советников носят заместители руководителей региональных управлений федеральных ведомств, а также начальники отделов и подразделений внутри ведомства.

Погоны референтов государственной гражданской службы РФ


Погоны секретарей государственной гражданской службы РФ

Погоны секретарей отличаются количеством полос и размером звезд - их диаметр составляет всего 15 мм. Чины референтов и секретарей носит большинство госслужащих.

Татьяна Малютина,
начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Алтайскому краю:

Федеральный закон № 79 определяет классные чины государственных служащих. Принцип для всех госорганов тут одинаковый. Чины делятся на категории и классы. При этом установлена своеобразная «вилка», для определенной должности в системе могут быть присвоены соответствующие чины. Человек приходит к нам на работу, и через 3 месяца он может получить первый чин. Дальше начинается его карьерный рост, и соответственно повышается чин.


Аналогичный принцип иерар­хии чинов и оформления погон действует и в других госорганах. Разница может быть только стилистической. Например, у многих ведомств(например, Ростехнадзора или Федеральной таможенной службы) руководители носят на погонах вместо геральдических символов своего ведомства четыре большие звезды.

Как еще опознать руководителя ведомства?

Начальников как федерального, так и регионального уровня можно отличить от других сотрудников даже издалека по специфическим вышивкам. Их можно встретить:


В ряде случаев идентифицировать большого начальника можно по двубортному пиджаку и генеральским лампасам на брюках.

В некоторых ведомствах названия разрядов в табели о рангах работников несколько отличаются от принятой в других госорганах иерархии.

Например, в службе судебных приставов или прокуратуре.

Наплечные знаки прокуроров:


Старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции.

На территории Российской Федерации старший советник - классный чин (классификация, степень профпригодности должностного лица) высшего порядка юстиции в органах прокуратуры и следственного комитета.

Данный чин был установлен еще в Советском Союзе Указом Верховного Совета в далеком 1943 году. Этот Указ носил название «Об установлении классного чина для следственных сотрудников органов прокуратуры». В советские годы чин присваивали посредством указов Президиума в отношении лиц, которые занимали должность прокурора.

Должность сейчас

В современный период чин присваивают указом Президента России. Старший советник юстиции соответствует должности прокурора. В период с 2007 по 2011 год этот чин присваивался лицам, которые занимали должность первого заместителя генпрокурора нашей страны.

Погоны

Этот элемент форменной одежды имеет свои особенности. На погонах старшего советника юстиции вышивают золоченый государственный герб России без изображения щита. Высота герба составляет тридцать миллиметров. Кроме того, на погонах имеются три золоченых пятиконечных звездочки, которые обладают выпуклой формой. Диаметр каждой равен двадцати миллиметрам. Полотно погона синего цвета, окантовка и две продольные полосы (просветы) оливково-зеленые. Две звездочки расположены на просветах, а одна посредине. Старший советник юстиции соответствует званию полковника.

Классные чины

Как уже отмечалось выше, этот термин означает своеобразный служебный разряд (степень) соответствия занимаемой должности. Чин сообщает о персональном звании прокурорского сотрудника в качестве государственного служащего. Классный чин присваивают с учетом следующих критериев:

  • Текущая занимаемая должность на государственной службе.
  • Наработанный стаж сотрудника.
  • Приобретенные за период службы и государственной деятельности знания и опыт.
  • Результаты работы, направленной по укрепление законности, а также общественного правопорядка.

Кому полагается?

Присваивается чин старшего советника юстиции прокурорам района, а также научным либо педагогическим сотрудникам образовательных учреждений, функционирующих на базе прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, классный чин на территории России присваивают работнику прокуратуры, учитывая занимаемую им должность, период пребывания в ней, результаты пройденной аттестации.

Таким образом, в России старший советник юстиции соответствует званию полковника и присваивается прокурору, который прошел необходимую аттестацию и получил соответствующее образование. Также учитывается общий стаж работы в следующих занимаемых должностях:

  • Прокуроры, работающие на территории России.
  • Научные и педагогические сотрудники.
  • Директора, а также их заместители, начальники подразделений и отделов научных учреждений, выполняющие свою деятельность на базе Российской прокуратуры не менее полугода.

Особый порядок

В досрочном порядке либо без соблюдения какой-либо последовательности классные чины присваиваются в следующих случаях:

  • В рамках выдвижения на вышестоящую должность.
  • За заслуги примерного исполнения служебного долга наряду с особыми отличиями в работе.

Необходимо отметить, что очередной классный чин могут присвоить выше положенного, но не более чем на два чина сразу. Исключение составляют классные чины государственных советников юстиции первого, второго и третьего классов.

Правила повышения в прокуратуре

Итак, мы уже разобрались, что такое классные чины. Их, согласно действующему законодательству, в нашей стране присваивают служащим прокуратуры. Порядок присвоения определяется соответствующим положением, которое утверждается Положением №659. Таким образом, классный чин является специальным служебным разрядом, а также персональным званием сотрудника прокуратуры. В России это:

  • Младшие юристы.
  • Юристы первого, второго, а кроме того, третьего класса.
  • Младшие советники юстиции.
  • Советники юстиции.
  • Старшие советники юстиции.
  • Государственные советники юстиции первого, второго, а также третьего класса.

Классные чины присваивают в строгом соответствии с занимаемой должностью. Также учитывается общий стаж работы. Получение очередного чина говорит о служебном росте, а также свидетельствует о профессиональных успехах работника прокуратуры. Старший советник юстиции - это не предел назначений. Всегда есть возможность получения более высокого чина.

Интересно, какие обязанности возлагаются на тех, кому присвоен этот чин? Профессиональная деятельность работников прокуратуры является крайне сложной и очень многогранной. Главные направления работы, ее цели и задачи определяются функциями прокуратуры. Все они перечислены в федеральном законодательстве. Если проанализировать функции советников юстиции, а также содержание и условия их практической деятельности, то можно выделить ряд различных особенностей работы прокуроров.

Первая особенность заключается в жесткой правовой регламентации. Как уже отмечалось, основные направления, задачи и цели прокурорского надзора наряду со служебными обязанностями указаны в законодательстве. Помимо этого, порядок исполнения советниками юстиции своих функций подробным образом отражен в Уголовно-процессуальном кодексе и прочих актах и материалах.

Возможные пути реализации полномочий

В общей совокупности нормативные документы тщательно регулируют порядок выполнения старшим советником юстиции своих должностных обязанностей. В нормативной базе приводятся следующие варианты деятельности:

  • Форма реагирования на всевозможные нарушения законов в различных сферах прокурорского надзора.
  • Порядок участия советников юстиции в судебных разбирательствах.
  • Порядок опротестования приговоров при обращении в кассационные инстанции.
  • Процедура подачи жалоб, исков и тому подобное.

Отступление от установленных требований может рассматриваться как нарушение закона, что будет свидетельствовать о низком уровне профессиональной подготовки и квалификации. Особенность прокурорской деятельности приводит к формированию уважения к законодательству, а также к стремлению строго придерживаться всех установленных правовых норм. Потребность в их соблюдении является одной из ведущих и доминирующих среди остальных социально значимых предпочтений служащих прокуратуры.

Законодательство гласит, что старший советник юстиции обладает широким кругом полномочий, применение которых в принудительном порядке (в случае необходимости) часто может существенно затрагивать интересы граждан либо всевозможных юридических лиц и учреждений, ограничивая их права. По этой причине применение власти требует от работников прокуратуры крайне высокого уровня персональной ответственности за все свои действия и принимаемые решения.

Иные положения

Также отличительными особенностями профессиональной деятельности старших советников юстиции служат их особый статус, правовая самостоятельность и независимость от влияний, которые могут исходить от любых органов власти, а также от каких-либо должностных лиц. Вот на этом и базируется основной принцип независимости прокуратуры. Это означает, что никто не имеет права заставлять прокурора действовать наперекор своим внутренним убеждениям.

Особенность и психологическое содержание деятельности советников юстиции

Профессиональная деятельность сотрудников прокуратуры обладает характерной особенностью, которая заключается в большом количестве всевозможных контактов с абсолютно разными людьми, с которыми по долгу службы советникам юстиции приходится вступать в противодействие или сотрудничество. В связи с этим можно выделить следующие варианты специфики деятельности старшего советника юстиции и других служащих прокуратуры:

  • Прием различных жалоб, а также заявлений от граждан.
  • Общение с гражданами, которые вызываются для дачи объяснений в процессе прокурорской проверки нарушений законности.
  • Регулярное взаимодействие с должностными лицами, представляющими различные органы государственной власти и управления.
  • Личное участие прокуроров в следственных действиях по причине руководства расследованием различных преступлений.
  • Выступления в судебных разбирательствах в роли государственного обвинителя.

Все перечисленные варианты деятельности представляют собой различные типы ситуаций, при которых происходит реализация коммуникативной деятельности прокуроров, осуществляемой в процессуальном либо непроцессуальном виде.

По своему психологическому содержанию деятельность советников юстиции представляется крайне конфликтной. Нередко сотрудникам прокуратуры приходится сталкиваться с открытым либо скрытым характером противодействия со стороны лиц, которые нарушили закон, а также со стороны тех, кто пытается уклониться от несения ответственности. На практике прокурорам приходится довольно часто сталкиваться с оказанием на них давления, чтобы повлиять на принимаемые решения.

Меры воздействия

В том случае, если ставки в таком противоборстве велики, в ход могут идти самые разнообразные меры воздействия на «неудобного» прокурора:

  • Фабрикация общественного мнения.
  • Всевозможные попытки опорочить и дискредитировать служебное лицо. Зачастую это может происходить с применением средств массовой информации в рамках использования «телефонного права».
  • Прямые угрозы жизни и здоровью сотрудника прокуратуры, а также его родных и близких.

Вот почему деятельность прокурора отличается крайней степенью экстремальности, а также высокими психологическими и эмоциональными нагрузками.

Помимо этого, напряженность в работе связана с необходимостью проведения интенсивного анализа значительного объема сложных многообразных сведений, часто включающих дезинформацию. Все это происходит на фоне нехватки времени. Стоит сказать, что нервные и психические перегрузки часто могут усугубляться нерегулярной сменой темпа и условий труда. Происходит нарушение привычной ежедневной жизнедеятельности. Присутствует вынужденный отказ от регулярного отдыха. Нередко для работы предоставляется слабая материально-техническая оснащенность, заключающаяся в отсутствии необходимой оргтехники, а также средств связи и транспорта.

Обратные стороны профессии

Таким образом, основные признаки высших должностей сотрудников прокуратуры, свойственные службе в таких органах власти, представляют собой целый комплекс, который отличает эти должности от прочих видов государственной деятельности и в полной мере оправдывает присвоение столь высоких классных чинов. Все эти особенности дают основания поднять вопрос о выделении прокурорской работы в отдельный полноценный вид службы. Возможно, это будет рассмотрено в процессе последующего развития законодательства государственной деятельности в нашей стране.

Права служащего органов прокуратуры

Общие права сотрудников прокуратуры закреплены в Федеральном законе №2202-1. Следует отметить, что нижеприведенными правами обладают не только работники прокуратуры, но и государственные служащие (ФЗ №79).
Итак, в указанном государственном документе числятся следующие права:

Мы разобрались с понятием старшего советника юстиции. Кто это, круг его полномочий и возможность дальнейшего роста - все эти вопросы были нами затронуты.

Согласно ныне действующему закону о прокуратуре РФ, лица, работающие в учреждении этого направления, получают определенные звания. Различные чины присваиваются на всю жизнь согласно должностному положению. Присвоение нового звания осуществляет генеральный прокурор. Порядок получения и приведения в действие чинов утверждает глава государства.

Классным чином называется личное звание, степень квалификации, которая присваивается в соответствии со стажем работы, знаниями и опытом, приобретенным во время своей деятельности, а также по результатам работы по укреплению правопорядка в государстве. В целом звания в прокуратуре такие же, как и в армии, и выдаются приблизительно за такие же заслуги. Должности, по которым присваиваются звания прокурорам и следователям, указаны в законодательных актах России о прокуратуре. Итак, существуют такие чины:

  1. Действительный госсоветник юстиции 1, 2 и 3 класса соответствует званию генерал армии.
  2. Старший советник юстиции – полковник юстиции.
  3. Советник юстиции – подполковник юстиции.
  4. Младший советник юстиции – майор юстиции.
  5. Юрист 1, 2 и 3 класса – капитан, старший лейтенант, лейтенант юстиции.
  6. Младший юрист – младший лейтенант юстиции.

Образование работников области правосудия

Для того чтобы достигнуть того или иного звания в прокуратуре, у работников должно быть соответствующее образование, а также определенный стаж работы. Получить первоначальный классный чин могут сотрудники юстиции, которые благополучно прошли аттестацию и имеют такой стаж работы на занимаемом посту:

  • следователи и прокуроры – не меньше полгода;
  • специалисты, которые заведуют канцеляриями с высшим либо неоконченным высшим образованием – не меньше 1 года;
  • заведующие канцеляриями, получившие только среднее образование – более трех лет.

Если же в прокуратуру пришел сотрудник, который ранее работал в адвокатуре, нотариате либо в какой-нибудь иной юридической организации, он может получить классный чин до истечения шести месяцев. Это будет зависеть от того, насколько качественно и добросовестно он работает, соответствует ли высоким моральным принципам. Тем лицам, которые имеют диплом о высшем образовании, присваивается классный чин юриста 3 класса. Принимаются ко вниманию и воинские заслуги.

Сроки пребывания в классных чинах

Присвоение нового чина происходит тогда, когда истек срок службы на прежней должности. Бывают случаи, когда новый чин вручается за особые заслуги раньше окончания срока пребывания на прежнем месте. Младший юрист имеет возможность получить должность спустя год добросовестной работы либо после получения высшего образования юриста. Юристу 3 класса нужно проработать 2 года и юристу 2 класса тоже 2 года. Младшему советнику юриста необходимо проработать на занимаемом посту 3 года, а советнику юстиции – 4 года. Отсутствуют конкретные сроки пребывания в чинах старшего советника, госсоветника и советника 1, 2 и 3 класса.

Только за особые выслуги можно добиться повышения в данных должностях. В течение всей жизни работники сфера правосудия находятся в присвоенных чинах. Потеря звания может произойти только в случае, если работника уволили из органов за серьезные нарушения. Понизить в чине могут за какое-то серьезное нарушение. Восстановиться в должности можно только после прохождения повторной аттестации. Если сотрудник не прошел проверки и был понижен в чине из-за дисциплинарного взыскания, он не может вернуться к своей должности до тех пор, пока не будет снято взыскание. Генеральная аттестация – вообще очень важный процесс для органов.

У каждого сотрудника есть свое личное дело, в котором фиксируются, когда и какое звание он получил, а также понижение в звании (если оно есть). Время пребывания работника юстиции на военной службе также отслеживается в личном деле и позволяет стать обладателем новой должности.

Государственная гражданская служба РФ – это разновидность государственной деятельности, которая выступает, как профессиональная работа подданных РФ по созданию условия для реализации полномочий органов управления на уровне всей РФ или ее субъектов, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ и субъектов России.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данное понятие представлено в ст.3 ФЗ №79 от 2004 года. Государственная гражданская служба существует наряду с правоохранительной и военной.

Гражданским служащим признает тот подданный РФ, который принял на себя обязанности по пребыванию на госслужбе (ст. 13 ФЗ №79).

Специальная служебная деятельность реализуется после оформления документов о назначении и подписания служебного контракта. Классные чины – это одно из базовых начал, на которой строится вся госслужба.

Они назначаются сотруднику при принятии во внимание должности, на которую он назначен, в границах групп должностей. Классные чины были введены после отмены разрядов.

Основные сведения

В период пребывания на госслужбе служащему назначаются классные чины. Работникам, с которыми были оформлены служебные договоры на определённый период, классные чины назначаются по итогам успешной сдачи квалификационного испытания.

А тем сотрудникам, с которым оформлены на неопределенный период, классные чины назначаются на базе ходатайства об уровне познаний, навыков и умений этого служащего и о допустимости назначения ему классного чина, от его руководителя.

Классные чины дают понимание о дальнейших перспективах и позволяют человеку увереннее себя чувствовать в определенной должности. Такая ясность в карьерном росте положительным образом влияет на мотивацию.

Что это такое

Классный чин – это степень, класс, квалификация пригодности сотрудника для определённой деятельности на основе его познаний, навыков и умений.

Данное понятие используется не только в современном законодательстве. Система классных чинов была изложена в Табеле о рангах. В советское время она применялась в отношении прокурорско-следственных работников.

Сегодня карьера государственного служащего связана с предоставлением конкретному человеку таких возможностей, которые бы в полной мере отражали его реализацию в соответствии со способностями, стремлением и интересами государства.

Негативным образом на данный процесс воздействуют два момента – опережение и запоздание в карьерном росте.

Если человек «растет» в быстром темпе, который не соответствует его развитию в плане работы, то это приводит к низкой продуктивности и становится причиной формирования неадекватной самооценки.

Когда сотрудника современно не поощряют повышением, то его трудовая мотивация снижается.

Процедура получения

Классные чины назначаются служащим индивидуально, с учетом принципа последовательности. Данный процесс сопровождается оценкой профессиональной степени сотрудника, длительности его деятельности.

Назначение классного чина может быть очередным или первичным (п.4 Указ Президента № 113). В первый раз он назначается служащему, который раньше не имел чины госслужбы.

При этом должны приниматься во внимание воинское или специальное звание, классный чин юстиции или прокурорского работника, которые были назначены данному сотруднику на предшествующем месте осуществления деятельности.

Очередной классный чин назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем классном чине.

А также когда служащий занимает должность, для которой допустим классный чин, который равен или же он выше, чем тот, что назначается ему.

Законодательная база

Нормы о классных чинах содержатся в . В данного нормативно-правового акта содержатся статьи, которые раскрывают данное понятие.

Также в нем отражен общий процесс назначения чинов. Более подробно данные вопросы освящены в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, которое было принято Указом Президента №113.

В данном акте представлена таблица классных чинов с учетом их иерархии, которая действует в нынешнее время. В п.4 определены принципы их назначения. В п.5 дан ответ на вопрос о том, как присваивается чин в первый раз, в п. 8 – в очередной.

Данный указ утвердил положение, которое наиболее полным образом регулирует все вопросы, обладающие связью с правилами назначения классных чинов и их оставления.

Таблица соответствия классных чинов государственной гражданской службы

Мы уже упоминали о том, что при изменении места работы на службу иного рода будет приниматься во внимание прежнее звание, ранг или чин.

Это требуется при первоначальном назначении, например, классного чина. Обратите внимание, что законодатель не обязуется автоматически переносить бывшие заслуги служащего. Он лишь говорит о необходимости учитывать их.

Что соотнести ранги, чины и звания была разработана специальная таблица. С ее помощью можно провести соответствие между данными понятиями.

В данной норме предусмотрено, что денежное довольствие включает следующие элементы:

  • месячный оклад, определяемый должностью;
  • месячный оклад, определяемый классным чином;
  • дополнительные выплаты (за выслугу лет, за специфические условия работы, за работу с государственной тайной и пр.)

Суммы денежных средств за классный чин устанавливаются документом, утверждённым Президентом РФ.

Если же сотрудник занимает государственную в субъекте РФ, то данная сумма определяется нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне отдельного региона РФ.

Из этого следует, что за классный чин полагается не доплата, а утверждается определённый оклад.

Дополнительный выплаты служащий будет получать за стаж, работу в особых условиях, денежное поощрение, премии за реализацию особо важных миссий (п.5 ст. 50 ФЗ №79).

Размер оклада

Итак, размер окладов будет утвержден . В нем подробно дана информация о денежном содержании гражданских служащих.

В приложении №2 к данному Указу представлены сведения о размере оплаты за классный чин. Обратите внимание, что регулярно в данный документ вносятся изменения, которые необходимо при инфляционных процессах в РФ.

Так, размер окладов был увеличен в 2008, 2012 и 2013 годах. За чин устанавливается денежное довольствие в размере от 450 до 1850 рублей в месяц.

С повышение по службе увеличивается и размер окладов. Итак, это еще один ответ на вопрос о том, что дает классный чин.

Сроки присвоения

Мы уже упоминали о том, что очередной классный чин назначается по истечении определённого периода. Само по себе прошествии срока не является безусловным основанием для повышения сотрудника.

В Указе Президента уточняется, что такой служащий вступает на должность гражданской службы, для которой необходим классный чин, равный или более высокий, чем тот, что назначается ему.

Периоды для прохождения службы предусмотрены в п.9 Указа Президента №113:

Отсутствуют данные временные рамки для некоторых классных чинов:

  • секретаря 1 класса;
  • референт 1 класса;
  • советника государственной службы 1 класса;
  • государственный советник 1 класса.

Периоды, указанные в Указе Президента №113, начинают отсчитываться с момента назначения классного чина (п. 12).

Если гражданского служащего повышают, ему положен следующий классный чин при данных обстоятельствах:

Классификация званий

В соответствии со государственным служащим назначаются классные чины, дипломатические ранги, а также звания. В данной норме сказано, что для гражданских служащих применяются исключительно классные чины.

В пункте 3 данной нормы сказано о том, что при переводе служащего с одной государственной службы на иную (при условии, что они разного рода) назначение звания или классного чина осуществляется с учетом прежнего чина или звания, которое было получено на предыдущем месте службы.

Законодатель утвердил таблицы, в которой приведено соотношение классных чинов государственной гражданской службы и званий, а также связь между ними.

С ее помощью можно понять, какой именно ранг будет присвоен человеку. Данная таблица принята Указом Президента №113 (приложение №1).

Ведущий специалист

Был согласован реестр должностей гражданской службы. На основании данного документа «ведущий специалист» — это ведущая группа должностей, которая соответствует «обеспечивающим служащим».

Таким образом, согласно их основные функции – создание условий для полноценной деятельности государственных органов.

Период службы таких работников неограничен. Обратите внимание, что должности и чины связаны между собой. Так, первые классифицируются на 5 групп – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

В соответствии с ними выявляются чины по п.2 Указа Президента №113. Например, ведущий специалист относится к ведущей группе.

Таким образом, его должности будут соотноситься с классным чином — Советник государственной гражданской службы РФ одного из классов.

Советник третьего класса – это классный чин, назначаемый впервые поступившим на службу в должности ведущей группы (п.6 Указа Президента №113).

Выделен период для прохождения службы в данном чине — не менее 2 лет. Данный классный чин назначается представителем работодателя, в роли которого выступает руководитель госоргана либо его полномочное лицо.

Рекомендуем почитать

Наверх