Обращение в европейский суд. Порядок обращения в еспч. Правила, условия и сроки подачи

Организация работы магазина 25.09.2019
Организация работы магазина

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

Правовой статус личности - система прав, свобод и обязанностей индивида, законодательно закрепленных за ним государством. Структура правового статуса:

1. Права человека - это установленные и гарантируемые государством возможности индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, либо нет.

2. Свободы человека - те сферы деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя за установленные законодательством пределы.

3. Юридические обязанности - это установленные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться правами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности.

Различают виды прав человека :

Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от незаконного вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и другие права.

К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Социальные права граждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь; право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации прав зависят от состояния экономики государства.

Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.

Обязанности граждан РФ

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные. К общимотносятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками - обязанность платить установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.

Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина Соблюдение государством прав и свобод человека гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами. Конституция РФ признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ОБРАЩЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД

В результате вступления России в 1996 г. в Совет Европы и ратификации Европейской конвенций о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, который рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти. Прежде чем жалоба будет принята Европейским Судом к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен обосновать свои личные претензии. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Российской Федерацией. В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права.

По рассматриваемым делам Европейский Суд большинством голосов выносит решение, которое является окончательным. При этом он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако он вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Государство, к которому относится решение Суда, обязано ему подчиниться. За всю многолетнюю практику Европейского Суда не зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами-членами Совета Европы его решений, ибо последнее, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и к исключению государства из состава Совета Европы.

Омбудсмен

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека. Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Согласно Закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (принят 16 апреля 1996 г.), на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Срок его полномочий - пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы РФ. Уполномоченный по правам человека не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой. Он не может быть членом политической партии или иного политического объединения.

Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

Восстановление нарушенных прав;

Совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с принципами и нормами международного права;

Развитие международного сотрудничества в области прав человека;

Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда лицу стало известно об их нарушении. Однако Уполномоченный рассматривает эти жалобы только в том случае, если ранее подавшее их лицо уже обжаловало нарушающие его права действия (бездействие) государственных органов в судебном или административном порядке, но не согласно с принятым решением.

В соответствии с Законом Уполномоченный, получив жалобу, может:

Принять ее к рассмотрению;

Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

Передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы;

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Кроме того, на основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека имеет право направлять свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан и совершенствованию административных процедур. В конце каждого календарного года Уполномоченный по правам человека готовит доклад о своей деятельности, который направляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.


Похожая информация.


Eвропейский суд по правам человека (ЕСПЧ, Страсбургский суд) - это международный судебный орган, который рассматривает жалобы частных лиц, организаций и государств на нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства, ратифицировавшие Конвенцию .

ЕСПЧ располагается в Страсбурге (Франция). Жалобы в ЕСПЧ сегодня рассматривают 47 судей - по числу стран-участников Конвенции. Судьи независимы и не являются представителями интересов отдельных государств. Они рассматривают поступившие в суд жалобы и выносят по ним постановления, которые ратифицировавшие Конвенцию страны обязаны выполнять.

Кто и против кого может подавать жалобы?

Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.

Пожаловаться в ЕСПЧ может только то лицо, которое непосредственно стало жертвой нарушения, или законный представитель этого лица. Просто так подать жалобу от лица других граждан нельзя.

Также вы не можете подать в ЕСПЧ общую жалобу на законы страны, которые кажутся вам несправедливыми, если в отношении вас лично государство не нарушило нормы, прописанные в Конвенции.

В каких случаях можно обратиться в ЕСПЧ?

Обратиться в ЕСПЧ можно только в связи с нарушениями норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция охраняет, в частности, право на жизнь, право на свободу мысли и совести, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной жизни, право на свободные выборы, право на свободу передвижения и др.
Запрещены Конвенцией пытки, рабство, принудительный труд, бесчеловечное обращение, незаконный арест, смертная казнь, дискриминация, высылка из страны и т.д.

Важно понимать, что Страсбургский суд - это последняя инстанция, которая может помочь восстановить нарушенные права. Поэтому в ЕСПЧ человек может обратиться только после того, как его претензии рассмотрят судебные органы на национальном уровне. Для обращения в ЕСПЧ нужно как минимум обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях, а нередко и дойти до Верховного или Конституционного суда. Должно иметь место действительное нарушение Конвенции, а если решение национального суда вам просто не нравится, жаловаться в ЕСПЧ бессмысленно.

Обязана ли Россия исполнять постановления Страсбургского суда?

Поскольку Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и часть протоколов к ней, она признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась выполнять принятые им постановления. Однако некоторые протоколы РФ не ратифицировала. Судьей ЕСПЧ от России в октябре 2012 года был избран Дмитрий Дедов.

В последние годы наметилась напряженность в отношениях между Россией и ЕСПЧ. В частности, президент РФ Дмитрий Медведев в 2010 году заявил, что Россия не передавала ЕСПЧ ту часть своего суверенитета, которая позволила бы Страсбургскому суду менять российское законодательство.

В том же году глава Конституционного суда Валерий Зорькин высказал похожую позицию и заявил, что ЕСПЧ руководствуется исключительно Конвенцией и не берет в расчет конституции других стран, и России не обязательно исполнять те решения, которые идут в разрез с Конституцией РФ.

Как правильно подать жалобу?

В Страсбургский суд нужно отправить письмо с изложением жалобы, и вам пришлют формуляр суда, который необходимо будет заполнить. Формуляр есть на сайте ЕСПЧ, поэтому можно скачать его и сразу отправить его в заполненном виде.

Адрес Европейского суда по правам человека:
The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Приезжать в Страсбург лично не надо.
Срок подачи жалобы ограничен - это сделать можно только в течение 6 месяцев после того, как было вынесено последнее судебное решение на национальном уровне.

Жалоба должна быть составлена на одном из официальных языков ЕСПЧ (английском или французском) или на официальном языке государства, которое ратифицировало Конвенцию. То есть на русском языке формуляр тоже можно заполнить. Писать надо разборчиво.

В формуляре вы должны кратко написать о предмете жалобы и правах, которые вы считаете нарушенными, и о средствах правовой защиты, которые вы использовали. Также нужно будет указать свое имя и фамилию, адрес, национальность, государство-ответчика и другие личные данные, а также приложить документы по вашему делу, например, судебные решения.

Если вы хотите отправить жалобу анонимно, вы должны проинформировать ЕСПЧ о причине, по которой вы не хотите разглашать свое имя. Оправданна ли эта просьба или нет, решит председатель ЕСПЧ.

Как узнать, принята ли жалоба?

О том, принята ли ваша жалоба к рассмотрению или отклонена, вас уведомят письменно. Многие жалобы отсеиваются уже на этом этапе из-за того, что не удовлетворяют изложенным в Конвенции требованиям или были поданы неправильно. Если ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой, то это решение обжалованию не подлежит, и повторно обращаться в Страсбургский суд бессмысленно.

Каковы этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ?

Изначально ЕСПЧ решает, приемлема ли жалоба, и удовлетворяет ли она требованиям Конвенции. Явно неприемлемые жалобы сразу же отклоняет единоличный судья. Если жалоба принята, и по делам данного типа уже существует установленная судебная практика, решение выносит Комитет из трех судей. В других случаях дело может быть рассмотрено Палатой из семи судей. Палата сначала доводит суть жалобы до сведения государства-ответчика, потом предоставляет обеим сторонам возможность сделать свои замечания по делу и выносит решение большинством голосов. Иногда назначаются слушания. В исключительных случаях стороны могут в течение трех месяцев после вынесения решения Палатой из семи судей ходатайствовать о рассмотрении дела Большой Палатой из 17 судей. Большая Палата пересматривает дело и выносит окончательное решение.

Нужно ли платить за рассмотрение жалобы в ЕСПЧ?

Нет, Страсбургский суд рассматривает жалобы бесплатно. Это сделано для того, чтобы обратиться в ЕСПЧ могли малоимущие граждане или те, кто находится в труднодоступной местности. На первом этапе рассмотрения адвокат вам не нужен, однако его услуги обязательно понадобятся, когда ЕСПЧ уведомит о вашей жалобе правительство государства-ответчика. Расходы на адвоката и переписку ЕСПЧ оплачивать вам не обязан, однако может в отдельных случаях предоставить вам финансовую помощь.

Сколько нужно ждать до начала рассмотрения жалобы?

Часто от момента подачи до начала рассмотрения проходит не меньше года. Это связано, что в ЕСПЧ поступает огромное количество жалоб из всех стран Европы. Если жизни или здоровью заявителя угрожает опасность, жалобу могут рассмотреть в срочном порядке.

Каждому, кто планирует обращаться в Европейский суд, необходимо знать, что процедура обращения представляет собой систему четко определенных правил, от строгого соблюдения которых зависит, будет ли рассмотрена ваша жалоба.

Рассмотрим эти критерии подробно:

Против кого подается жалоба

Жалоба подается всегда против Высокой Договаривающейся Стороны, то есть против государства — участника Конвенции, которое виновно в нарушении или необеспечении защиты прав и свобод человека. Если ваши права нарушены российскими государственными органами — Российская Федерация и будет той высокой договаривающейся стороной, на действия которой вы подаете жалобу. Европейский суд не будет рассматривать жалобу, поданную на действия частных лиц или неправительственных организаций.

Кто может пожаловаться

Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц , которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней.

Для заявителей практически не установлено ограничений. Это могут быть и взрослые, и дети, и физические лица, и организации (но не должностные лица и не официальные органы государства). Кроме того, Европейский суд признал в ряде своих дел, что лица недееспособные также имеют право на подачу жалобы. Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Заявитель должен являться жертвой нарушения права со стороны официальных властных органов. Понятие жертвы является ключевым в практике Европейского суда при решении вопроса, имело ли место нарушение прав и является ли жалоба приемлемой для рассмотрения Судом.

Основное правило — личные права обращающегося лица должны быть нарушены. Суд не принимает к рассмотрению так называемых абстрактных жалоб, то есть жалоб, в которых излагается несоответствие национальной практики или законодательства положениям Конвенции, но не указано, при каких конкретных обстоятельствах и какие именно персональные права заявителя были нарушены. Например, гражданин Норвегии обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на то, что норвежское законодательство об абортах противоречит статьям 2 и 8 Европейской конвенции. Однако лично он никаких нарушений своих прав при применении этого законодательства не претерпел, в связи с чем его обращение было признано неприемлемым.

Чаще всего при рассмотрении жалоб Суду приходится иметь дело с так называемыми прямыми (непосредственными) жертвами: обращающееся лицо само стало жертвой нарушения его права. Например, заключенный, которого пытали, жалуется в Европейский суд на нарушение со стороны государства статьи 3 Конвенции; истец в гражданском процессе, чей иск не рассматривается в национальном суде уже в течение 7 лет, обращается в Европейский суд с жалобой на нарушение статьи 6 Конвенции; журналист, которого преследуют за критику в средствах массовой информации действий властей, обращается в Европейский суд с требованием признать нарушение статьи 10 Конвенции, и т. д.

Но в практике Европейского суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Европейской конвенции, и его права, закрепленные в Конвенции, будут нарушены. В данном случае очень важно указать, почему к заявителю применимы положения законодательства, при каких обстоятельствах существует реальный риск такого применения. Именно убедительным описанием этих конкретных обстоятельств жалоба потенциальной жертвы будет отличаться от жалобы абстрактной. В качестве примера можно привести дела Норриса, Даджеона, в которых заявители жаловались на то, что они реально могут стать жертвами применения к ним законодательства об уголовной ответственности за гомосексуальные связи. Они утверждали, что являются гомосексуалистами, а это законодательство как раз направлено на уголовное преследование лиц, вступающих в гомосексуальные связи. Суд установил, что «в обстоятельствах, относящихся к личности заявителя, само существование такого закона является прямым и продолжающимся нарушением его права на частную жизнь», и признал нарушение статьи 8 Конвенции.

В практике Европейского суда признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого. Поэтому в определенных обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении своих прав, хотя само оно непосредственно не претерпевало ущерба. Но у этого лица с непосредственной жертвой должна быть очень близкая связь (родственная или иная). Наиболее распространенный пример — обращение родственников лица, погибшего по вине государственных органов.

Для признания жалобы приемлемой необходимо, чтобы на момент рассмотрения дела в Европейском суде лицо все еще было жертвой, то есть испытывало последствия нарушения его прав и не получило полного возмещения понесенных убытков и перенесенных страданий.

Критерий времени

События, послужившие основанием для обращения в Европейский суд, должны произойти после ратификации государством, на действия которого вы жалуетесь, Европейский конвенции о защите прав человека и основных свобод. В случае России это 5 мая 1998 года. Исключений из него не существует. Многие российские жалобы были признаны недопустимыми именно по этому критерию. Пример — жалобы российских граждан на действия российских госорганов в период политических репрессий.

Критерий места

По общему правилу государство несет ответственность за нарушения прав человека, совершенные на его территории официальными государственными органами и их представителями (милицией, прокуратурой, администрацией города, военными подразделениями и т. д.). Гораздо более сложным является вопрос ответственности государства за действия его органов за пределами его территории.

Практика Европейского суда признала, что действия не на территории государства не исключают его ответственности за нарушения. В одном из дел Европейский суд по правам человека признал ответственность Швейцарии за действия швейцарских властей на территории Лихтенштейна.

На что можно жаловаться?

Зачастую в Европейский суд обращаются с жалобами, которые просто не входят в его компетенцию. Прежде всего следует знать, что Европейский суд — это не орган по пересмотру решений национальных судов, не кассационная инстанция. Это самостоятельный судебный орган, обращаться в него можно только с жалобой на нарушение тех прав, которые содержатся в Конвенции и протоколах:

— право на жизнь (ст. 2 Конвенции),

— право не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (ст. 3 Конвенции);

— запрет рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);

— право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции);

— право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции (ст. 8 Конвенции);

— право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции);

— право на свободу выражения мнения (ст. 10 Конвенции), свободу собраний и объединений (ст. 11 Конвенции);

— право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);

— право не подвергаться дискриминации при пользовании правами и свободами, закрепленными в Конвенции (ст. 14 Конвенции);

— право на беспрепятственное пользование своей собственностью (ст.1 Протокола 1);

— право на образование (ст. 2 Протокола 1);

— право на свободные выборы (ст. 3 Протокола 1);

— право не подвергаться лишению свободы за долги (ст. 1 Протокола 4);

— право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола 4);

— право не подвергаться высылке с территории государства, гражданином которого лицо является (ст. 3 Протокола 4);

— право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст. 2 Протокола 7);

— право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола 7);

— право не быть судимым и наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола 7);

— равноправие супругов (ст. 5 Протокола 7).

Из перечня прав видно, что подавать жалобу на действия администрации района, не предоставляющей вам квартиру, или на работодателя, не выплачивающего вам зарплату, неграмотно и бесполезно.

Когда можно жаловаться?

В соответствии со статьей 35 Европейской конвенции Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права .

Для России это будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признается эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом. В решении на предмет приемлемости одного из первых российских дел — Тумилович против России — была высказана позиция Европейского суда по данному вопросу и было признано, что для исчерпания средств внутренней правовой защиты достаточно решения первой инстанции и определения кассационной инстанции.

Многие заблуждаются, считая, что исчерпание средств внутренней правовой защиты заканчивается только после обращения в Верховный суд РФ. На самом деле прохождение Верховного суда обязательно только тогда, когда дело рассматривается в его первой и/или кассационной инстанции, а это определенная категория дел, существует их исчерпывающий перечень. Для дел, не отнесенных к подсудности Верховного суда, он остается надзорной инстанцией, обращение в которую необязательно для исчерпания средств внутренней правовой защиты.

Доказательства исчерпания вами средств внутренней правовой защиты следует прилагать к жалобе.

Нередко поводом к обращению в Европейский суд является сразу несколько нарушений. В этом случае необходимо очень точно проверить, прошли ли вы по каждому из нарушений судебные средства внутренней правовой защиты. Пример: гражданин был незаконно помещен под стражу. Он обжаловал действия властей в российском суде, получил отказ, кассационная инстанция оставила решение в силе. Таким образом средства внутренней правовой защиты были исчерпаны. Однако, подавая жалобу в Европейский суд по правам человека о нарушении статьи 5 (1) и статьи 5 (4) (каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию), гражданин не попытался решить проблему возмещения в национальном суде.

Срок исковой давности

Суд принимает жалобу к рассмотрению, если с момента вынесения окончательного решения по делу национальными органами прошло не более 6 месяцев . Это очень строгое требование, срок не может быть продлен ни по каким обстоятельствам. Если вы считаете нужным обратиться с жалобой в порядке надзора, не забывайте о шестимесячном сроке: обращение с жалобой в порядке надзора не будет считаться уважительным основанием пропуска срока.

Дополнительные критерии приемлемости жалобы

Статья 35 Европейской конвенции устанавливает, что Суд не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу, если она:

а) является анонимной.

b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства (например, вами уже подана по этому же факту жалоба в Комитет по правам человека ООН), или не содержит новых относящихся к делу фактов. Таким образом, повторное обращение в Суд с той же жалобой по тем же фактам недопустимо.

Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы. Явно необоснованная жалоба — жалоба, из которой явно не следуют нарушения положений Конвенции либо нарушения незначительны; злоупотреблением правом на подачу жалобы может считаться также направление жалобы, не содержащей сведений о нарушении прав либо содержащей ложные сведения, либо неоднократное непредставление Суду или Секретариату Суда сведений, которые они требуют представить.

Как правильно подать жалобу

Вы можете обратиться в Европейский суд по правам человека с письмом, в котором следует кратко изложить суть жалобы, указать, какие ваши права нарушены, в чем именно это выразилось, какие средства внутренней правовой защиты вы использовали, приложить копии соответствующих документов. Надо указать цель вашего обращения: вы стремитесь прекратить нарушение ваших прав, изменить общую практику государства, изменить законодательство. Не следует забывать о требованиях справедливой компенсации: в сумму, которая, по вашему мнению, должна быть вам присуждена по решению суда, включаются судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, другой понесенный вами в результате нарушения прав материальный ущерб, компенсация морального вреда.

Адрес, по которому следует направлять ваше обращение:

European Court on Human Rights. Council of Europe

F - 67075 Strasbourg Cedex France

Официальными языками Европейского суда являются французский и английский, но вы можете направить ваше обращение на русском языке. Секретариат суда направит вам подтверждение получения письма и сообщит номер временного досье, который следует указывать во всей дальнейшей переписке. Возможно, Секретариат запросит дополнительную информацию. Если у Секретариата возникнет мнение, что имеется очевидное препятствие для того, чтобы ваша жалоба была принята к рассмотрению, Секретариат уведомит вас об этом. Но мнение Секретариата — это еще не мнение Суда. Возможно, обращая внимание на замечания, сделанные Секретариатом, вам удастся устранить недостатки и пробелы в вашей жалобе.

Если ваша переписка с Секретариатом покажет, что ваше обращение может быть зарегистрировано как жалоба, Секретариат направит вам формуляр жалобы с пояснительной запиской по его заполнению. Суд рассматривает только те жалобы, которые заполнены в требуемой форме и содержат все указанные в формуляре сведения. При направлении обращения в Европейский суд вы не несете никаких издержек, кроме оплаты почтовых отправлений.

Иногда возникает вопрос, каким образом лучше действовать: сразу направить заполненный формуляр либо сначала представить первоначальное обращение. Все зависит от ситуации.

Если у вас достаточно времени для подготовки аргументов по жалобе, обоснования своей позиции, события, описанные вами, не представляют собой сложной совокупности фактов и вы не рискуете пропустить шестимесячный срок — вы можете сразу заполнять формуляр. Но надо понимать, что Суд рассматривает вашу жалобу на основании представленного формуляра. И дополнительную аргументацию представить суду будет достаточно сложно.

Предварительное обращение надо направить, если есть риск пропустить шестимесячный срок. Датой представления жалобы будет считаться дата направления вами первоначального обращения — хотя может пройти около 2 месяцев, пока Секретариат направит вам подтверждение о получении обращения.

Как правило, Секретариат в своем письме указывает следующее: «Ваше дело будет рассмотрено Судом, как только представится возможным. Судебное разбирательство осуществляется главным образом в письменном виде, и ваше личное присутствие предусматривается только в том случае, если вы будете приглашены Судом».

Как рассматривается дело?

Если Секретариат решит, что все необходимые по делу документы получены, он может направить государству, против которого направлена жалоба, информацию об этой жалобе и предложить представить свои предварительные возражения и ответить на вопросы Суда. Копии ответа правительства Суд передает заявителю: у него есть возможность представить свои возражения.

Если жалоба признана приемлемой, Суд начинает ее рассмотрение по существу. Дружественное урегулирование — одна из форм разрешения дела в Европейском суде. Суд в данном случае выполняет функцию посредника между сторонами. Именно дружественным урегулированием закончилось дело «Тайков против России». Недостаток дружественного урегулирования в том, что дело прекращается без вынесения решения против государства, а решение могло бы оказать влияние на законодательную и правоприменительную практику. Это как раз было актуально в деле Тайкова против России, где заявитель жаловался на нарушение его права на своевременную выплату ему пенсии. Решение Европейского суда о недопустимости подобных нарушений со стороны государства могло бы сыграть важную роль в законодательной и правоприменительной практике России.

Если дружественное урегулирование не достигнуто, Суд рассматривает дело. При этом слушание в традиционном смысле слова — с вызовом свидетелей и экспертов, заслушиванием сторон — имеет место, только когда Суд считает это необходимым и на этом настаивают стороны. В основном же процедура носит письменный характер. Рассмотрение дела заканчивается вынесением решения. Если признан факт нарушения прав, суд решает вопрос о присуждении заявителю справедливой компенсации, а также о мерах, которые государство должно принять, чтобы не допускать в будущем подобных нарушений. В соответствии со статьей 46 Европейской конвенции Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

Сроки рассмотрения

Рассмотрение жалобы и все подготовительные процедуры — непростой процесс. Основная его часть происходит письменно, и с момента направления обращения до вынесения решения по делу может пройти 4-5 лет , хотя эксперты Европейского суда по правам человека утверждают, что со вступлением в силу Протокола 11 сроки сократятся. Направляя жалобу в Европейский суд по правам человека, подумайте, готовы ли вы к такому длительному процессу. На любом этапе жалобщик может известить Суд о том, что не намерен продолжать разбирательство. Но суд может принять решение о продолжении разбирательства, если в жалобе затронуто важные вопросы в сфере прав человека: «Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных настоящей Конвенцией и протоколами к ней» (ст. 37 Конвенции).

Европейский суд по правам человека является международным органом, который при условиях, определенных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, может рассматривать заявления, поданные лицами, которые жалуются на нарушение своих прав

Основания обращения в Европейский суд по правам человека

    Если считаете, что лично являетесь жертвой

    Рассматриваются судом только заявления о нарушениях гарантированных Конвенцией и протоколами к ней прав. Суд обеспечивает соблюдение Высокими Договаривающимися Сторонами их обязательств по Конвенции, но не является высшим судом и не имеет полномочий отменять, изменять, решения, также не может вмешиваться в деятельность органа власти.

    Может рассматривать только те заявления, которые направлены против ратифицировавших Конвенцию и которые касаются событий, происходивших после даты ратификации. Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений, только в отношении государства.

    Заявления принимаются к рассмотрению только после того, как были использованы все внутренние средства правовой защиты, и только в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения.

Условия подачи заявления:

Официальными языками Суда являются английский и французский, но по желанию Вы можете обращаться в Секретариат Суда на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию. Если Суд не признает жалобу неприемлемой на основе присланных документов, а решит предложить Правительству выразить свою позицию относительно жалоб заявителя, Суд будет вести переписку на английском или французском языке, по общему правилу, вы должны будете передавать дальнейшие замечания английском или французском языке.

Суд принимает только те заявления, присланные по почте. Если Вы отправляете свое заявление электронной почте или факсу, Вам обязательно нужно продублировать ее обычной почтой. Не обязательно присутствовать лично. Все страницы должны быть последовательно пронумерованы.

а) привести краткое изложение фактов, и суть Ваших жалоб;

б) отметить права, которые, по Вашему мнению, были нарушены;

в) назвать национальные средства правовой защиты, которые Вы использовали;

г) привести перечень решений судов в деле, с указанием даты каждого решения и органа, краткую информацию о содержании этого решения. К письму необходимо приложить копии самих решений.

Адрес суда - всю корреспонденцию относительно жалобы следует направлять по адресу: Переписка с Судом – после получения жалобы Секретариат суда направляет ответ с тем, что за вашем именем было открыто дело, номер, который нужно указывать в последующих письмах.

Вы своевременно и добросовестно отвечать на письма Секретариата Суда. Задержка с ответом может расцениваться как не заинтересованность в рассмотрении жалобы, и рассмотрение заявления, соответственно, прекращается.

Все документы, поступившие в Секретариат Суда в связи с заявлением, за исключением представленных по поводу переговоров относительно мирового соглашения, должны быть доступны общественности.

Истец Суд не может помочь Вам по оплате услуг адвоката для подготовки заявления в Суд. После решения Суда о направлении заявления правительству для предоставления замечаний, Вы, в случае нехватки средств для оплаты услуг адвоката, можете претендовать на получение бесплатной юридической помощи, если оказание такой помощи Суд признает необходимым для надлежащего рассмотрения дела. Процедура рассмотрения дела бесплатная.

1. Условия, основанные на положениях Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод - обстоятельства времени

Обстоятельства места

Обстоятельства по существу

Обстоятельства лица

2. Исчерпание внутренних средств правовой защиты

3. 6-месячный срок обращения

4. Обоснованность жалобы

5. Недопустимость анонимности жалобы

6. Недопустимость злоупотребления правом на обращение

7. Повторность жалобы

Рекомендуем почитать

Наверх