Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Эксплуатация детского труда: мировая практика или мировое преступление? Эксплуатация детей в России

Подбор персонала 20.06.2020
Подбор персонала

В 2002 году Международная организация труда (МОТ) объявила 12 июня Всемирным днем борьбы с эксплуатацией детского труда (The World Day Against Child Labour).

Это решение было принято, чтобы привлечь внимание общества к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда, в особенности его наихудших форм: рабства и принудительных работ, работ в опасных условиях, вовлечения детей в торговлю наркотиками и занятия проституцией, участие в вооруженных конфликтах.

Борьба с эксплуатацией детского труда является одной из приоритетных задач Международной программы по искоренению детского труда (International Programme on the Elimination of Child Labour, ИПЕК). Эта организация руководствуется принципами, закрепленными Конвенциями МОТ "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973) и "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (1999).

ИПЕК была организована в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом, которая до этого, в основном, была направлена на разработку международных норм и контроль за их соблюдением.

ИПЕК работает в нескольких направлениях: внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда; проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ; проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводимых в данной сфере на региональном и международном уровнях.

Благодаря усилиям МОТ и ИПЕК общее число детей, вынужденных работать, с 2000 года (с 246 миллионов), почти вполовину сократилось число детей, вовлеченных в опасные и криминальные виды труда. На 40% снизилось распространение детского труда среди девочек, на 25% — среди мальчиков.

К 2016 году государства‑члены МОТ поставили своей целью полную ликвидацию наихудших форм детского труда.

На III конференции по борьбе с эксплуатацией детского труда, прошедшей в октябре 2013 года в Бразилии, МОТ призвала страны к проведению законодательных и политических реформ с тем, чтобы искоренить труд детей — домашних работников, обеспечить достойные условия труда подросткам, которые достигли установленного национальным законодательством возраста приема на работу; ратифицировать Конвенцию о достойном труде домашних работников (2011); сформировать Всемирное движение против детского труда и наращивать потенциал объединений домашних работников в решении вопросов детского труда.

Международное сообщество также приняло декларацию , в которой подчеркивается необходимость бесплатного, обязательного и качественного образования, а также доступность институтов социальной защиты для всех детей (в соответствии с Рекомендацией № 202 МОТ).

Одними из важнейших шагов в этой области станет устранение препятствий к получению образования девочками; предоставление возможности наверстать упущенные знания детям, ранее не имевшим возможности получать школьное образование; устранение нехватки учителей по всему миру; обеспечение подготовленного и профессионального учительского состава; принятие мер для устранения нищеты.

Каждый год Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда имеет свою тему. В 2014 году в свете принятых в Бразилии решений он пройдет под девизом "Расширенная социальная защита: долой детский труд!" (Extend social protection: combat child labour!).

СССР присоединился к Конвенции "О минимальном возрасте для приема на работу" в 1979 году, в 2003 году Россия ратифицировала Конвенцию "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 16 лет . С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет.

Гражданам России, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, запрещается выполнять любые работы с вредными или опасными условиями труда, подземные работы и работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. В частности, несовершеннолетним запрещено работать в сфере игорного бизнеса, ночных кабаре и клубах, на производстве и в торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(кликните, чтобы открыть)

Поэтому если Вы на своем предприятии, организации и помогаете школьникам подзаработать, то должны четко знать все правовые аспекты, касательно того, что им можно делать по закону, а от чего лучше поостеречься. Освещением данного вопроса мы и займемся в сегодняшней статье.

Законодательная характеристика труда несовершеннолетних

Согласно букве закона, вопросы связанные с эксплуатацией детского труда регламентирует Уголовного кодекса. В ней в частности говорится об основных правилах использования труда несовершеннолетних и их ответственности по ряду случаев.

На практике же, вопросы с вязанные с несовершеннолетними решаются на основании 3х правовых источников:

  1. Положение «Об образовании» .
  2. Трудовой кодекс РФ, статьи связанные с трудом несовершеннолетних.
  3. Права ребенка.

На основании этих источников и делается вывод о законности тех или иных мер по отношению к несовершеннолетним. В частности если рассматривать труд школьника в периоды уборки школьной территории, то можно заметить отсутствие на то правовых оснований. В частности в законе говорится, что любой школьник в праве пропустить ремонтные работы в классах или в садово-парковой зоне, если таковые работы не включены в образовательный процесс, как например уроки технологии.

Закон также регламентирует тот факт, что любые работы, даже с согласия ученика школы, должны им выполняться только при наличии письменного разрешения родителей.

Как закон смотрит на привлечение к работе с 14 лет?

Факт

В законодательном плане, работодатель в праве привлекать к труду несовершеннолетних с 14 летнего возраста. При этом за подростком закрепляется особый статус работника и налагаются определенные правовые правила, которые должны быть учтены работодателем и отступление от них преследуется по закону.

Согласно трудового законодательства, протяженность рабочего дня для 14-ти летнего работника не может превышать 18 часов в неделю. Кроме того, закон защищает подростков от выполнения следующих работ:

  1. Связанных с тяжелым физическим трудом, увеличивающие риск получения травм.
  2. В ночное и сверхурочное время.
  3. В праздничные и выходные дни.

Как быть с привлечением к труду детей с ограниченными способностями?

Трудоустройство людей с ограниченными особенностями, в принципе острая тема в нашей стране. Что говорить о детях, с различными нарушениями, не позволяющими им выполнять определенные функции.

В законодательном плане для таких детей, работодатель должен соблюдать требования еще жестче, нежели со всеми подростками. В настоящее время привлечение к труду детей-инвалидов, связано прежде всего с реабилитационными мерами, позволяющими человеку пройти социологическую реабилитацию, больше приспособиться к окружающим ее людям. Говорить в данном случае о реальной трудовой практике не приходится, т. к. как в данном случае придется не только создавать определенные условия на рабочем месте, но и в целом менять рабочий процесс предприятия, ориентируя его под детей с ограниченными способностями, как это принято в той же Европе.

Подпишитесь на свежие новости

1. Эксплуатация детей, не достигших возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство, путем использования их труда с целью получения

прибыли наказывается арестом на срок до шести месяцев или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, совершенные в отношении нескольких детей или если они причинили существенный вред

здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка, или соединенные с использованием

детского труда во вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до

пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет.

1. Объектом данного преступления является здоровье, физическое развитие, образовательный уровень ребенка и др.

Своеобразным предметом преступления и одновременно потерпевшим выступает ребенок.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в эксплуатации детей, которые не достигли возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство.

Эксплуатация детей заключается в использовании детского труда на любого вида работах с целью получения

3. Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Лицо осознает, что эксплуатирует ребенка с целью получения прибыли и желает

4. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Квалифицирующими признаками данного преступления по ч.2 являются:

Эксплуатация нескольких детей;

Причинение существенного вреда здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка;

Эксплуатация детей с использованием детского

труда во вредном производстве.

Эксплуатация нескольких детей заключается в противозаконном использовании труда двух и более детей.

Под существенным вредом здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка следует понимать получение ребенком различной степени тяжести

телесных повреждений, различных хронических заболеваний, ненормальное физическое развитие ребенка и отклонение в образовательном уровне ребенка, наступивших в результате противоправной эксплуатации детского труда7^\

Под использованием детского труда во вредном производстве следует понимать труд ребенка на производствах, которые отнесены законодателем к вредным.

НИК «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда!» в КГУ общеобразовательной школе №89

« Сотни миллионов мальчиков и девочек по всему миру заняты работой, которая лишает их адекватного образования, здравоохранения, отдыха и основных свобод, нарушает их права.»

В 2002 году Международная организация труда объявила 12 июня Всемирным днем борьбы с эксплуатацией детского труда .

Это решение было принято, чтобы привлечь внимание общества к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда, в особенности его наихудших форм: рабства и принудительных работ, работ в опасных условиях, вовлечения детей в торговлю наркотиками и занятия проституцией, участие в вооруженных конфликтах.

Поэтому ежегодно по всему миру проходят акции, проводятся Международные и Национальные Информационные Кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ .

Система образования принимает активное участие в проведении различных мероприятий в рамках национальной информационной кампании , в решении вопроса детского труда .

М еждународное Образование работает с МОТ для решения проблемы детского труда.

Международное Образование (МО) - всемирная федерация, представляющая представителей организаций учителей по всему миру. Организации учителей являются ключевыми игроками в существующих инициативах и объединениях для решения проблемы детского труда и привлечения детей в школу.

В связи с этим 1 июня 2016 года в нашей школе стартовала акция «12 дней против детского труда». Ее цель – освещение проблемы детского труда, повышение информированности общественности об эксплуатации детского труда, привлечения внимания к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда и в особенности его наихудших форм.

Детский труд является чрезвычайно сложной проблемой и во всем мире признан как наиболее значимый фактор, характеризующий эксплуатацию и нарушение прав детей.

Сегодня мы еще можем остановить эту проблему. Мы должны усилить свои действия за упразднение детского труда . Мы должны добиваться осуществления права каждого ребенка.

НИК «12 дней против детского труда» проходит в период с 01 по 12 июня, в промежутке между двумя важными для детей датами. Это Международный день защиты детей и 12 июня – Всемирный день борьбы с детским трудом. Этот день служит символом для объединения усилий всемирного движенияпо искоренению детского труда.

На протяжении двенадцати дней в КГУ ОШ №89 будут проведены информационно-разъяснительные мероприятия, посвященные проблеме детского труда , также рейдовые мероприятия по дачам, рынкам, увеселительным заведениям и неблагополучным семьям по выявлению фактов эксплуатации детского труда. В школе организована работа телефонов «горячей линии» по вопросам детского труда, куда обращаются с вопросами о том, где могут работать дети, какова продолжительность их рабочего дня, могут ли быть привлечены дети на опасные для здоровья производства, из чего складывается оплата труда несовершеннолетнего, кто несет ответственность за здоровье работающих подростков и др.

12 июня по КГУ ОШ №89 будет проведена конференция, где будут озвучены итог и проведения НИК «12 дней борьбы против детского труда».

Универсальных мер по решению проблемы детского труда не существует. Более того, следует отметить, что программы по борь­бе с наихудшими формами детского труда в основном содержат элементы, необходимые для борьбы со всеми формами детского труда. Первостепенное внимание следует уделять детям, подвер­гающимся наибольшему риску, а также реабилитации тех детей, которые страдают от наиболее тяжелых и опасных форм эксплуа­тации.

Для достижения этих целей необходимо действовать в пяти ос­новных направлениях:

привлечение общественного мнения;

законодательная деятельность;

исполнительная деятельность;

образование;

оказание поддержки детям и их семьям.

Для успешной борьбы с детским трудом необходимо в первую очередь изменить отношение самого общества к этой проблеме. .

Привлечение общественного мнения к этой проблеме играет ог­ромную роль. Все, кто имеет отношение к данному вопросу, на­чиная с самих детей и их родителей, а также политики, полити­ческие партии, местные власти, работодатели, профсоюзы и ра­ботники сферы образования прежде всего должны признать существование такой проблемы, как использование детского тру­да. Зачастую ее рассматривают лишь в качестве источника дохода малоимущих семей или же в качестве средства обучения навыкам самостоятельного труда.

Даже если людей удастся убедить в том, что дети не должны взрослеть раньше времени или бросать учебу ради работы, им при­дется доказать еще и то, что действительно существует ачьтернати-ва такому труду. Для малоимущих семей любые аргументы о пользе образования для их детей неизбежно звучат как нечто гипотети­ческое, поскольку они никак не согласуются с необходимостью изо дня в день бороться за выживание.

Невозможно обойтись без законодательных мер в искоренении наихудших форм детского труда. Любая законодательная програм­ма по искоренению наихудших форм детского труда должна ос­новываться на:

четком юридическом определении минимального возраста для приема на работу, не достигнув которого ребенка запрещено на­нимать для выполнения какого-либо вида трудовой деятельности;

четком определении риска, которому запрещено подвергать детей, не достигших 18-летнего возраста;

законах, запрещающих неприемлемые формы труда, такие как долговая кабала и принудительный труд; продажа детей и торговля ими; использование, вербовка детей для занятия проститу­цией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

законах, предусматривающих наказание за осуществление такой деятельности, пособничество при ее осуществлении или по­пустительство.

Необходимо, чтобы существующие законы либо затрагивали все аспекты данной проблемы, либо допускали внесение попра­вок. Но прежде всего важно предусмотреть санкции против на­рушителей, использующих недопустимые формы эксплуатации детей. Эти санкции должны быть достаточно суровы, для того чтобы предотвратить подобные действия и в то же время предо­ставить возможность получения жертвами соответствующей ком­пенсации и защиты.

Проблема серьезно усложняется тем, что во многих государ­ствах трудовые законодательства, включая законы о минималь­ном возрасте для приема на работу, никак не затрагивают некото­рые сферы трудовой деятельности, такие как сельское хозяйство, бытовое обслуживание и деятельность небольших негосударствен­ных предприятий. Данные сферы относятся как раз к тем отрас­лям, где работает большинство детей и где они подвергаются по­тенциальной опасности, а иногда и жестокому обращению. Даже в тех случаях, когда законодательство затрагивает эти отрасли, со­блюдение законов на практике чрезвычайно усложняется.

Тесное сотрудничество и партнерство между официальными исполнительными и правоохранительными органами и другими государственными и негосударственными организациями, вклю­чая коммерческие организации, профсоюзы, социальные служ­бы, местные органы управления, помогут достичь хороших ре­зультатов.

Очевидной альтернативой детскому труду является образо­вание, как и определено международными стандартами труда о минимальном возрасте для приема на работу. Должное соблю­дение законов и нормативов, предписывающих обязательное посещение школ всеми детьми, не достигшими минимального возраста, позволяющего начать трудовую деятельность, вносит значительный вклад в дело искоренения многих наихудших форм детского труда. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации де­тей абсолютно невозможными. Оно также исключило бы воз­можность работы детей на предприятиях, во многих опасных про­мышленных отраслях и на местах, требующих полной занятости. Помимо этих очевидных преимуществ качественное образова­ние в дальнейшем может дать как детям, так и обществу в целом множество положительных результатов. В свое время оно, воз­можно, позволит навсегда покончить со всеми формами дет­ского труда.

Для достижения желаемых результатов необходимо оказание поддержки детям и их семьям. Дети, которые подверглись наиболее неприемлемым формам эксплуатации, нуждаются в реабилита­ции прежде, чем будут способны извлечь пользу из получения регулярного образования, а именно им должны быть предостав­лены медицинская помощь и психологическая поддержка, а так­же создано безопасное окружение, а иногда правовая поддержка и защита правоохранительных органов. В некоторых случаях воз­можность получения образования такими детьми должна быть подкреплена материально, включая предоставление различных субсидий, например стипендий, бесплатного питания, учебных пособий и медицинского обслуживания или предоставление дет­ской одежды, а также обучающих программ или иных источни­ков дохода их родителям. Такие программы должны быть ориен­тированы как на необходимость повышения уровня дохода для взрослых, так и на образование для детей, с тем чтобы предотв­ратить найм детей на работу наряду со взрослыми или вместо взрослых.

Важно понять, кто из детей подвергается наибольшей опасно­сти быть вовлеченным в неприемлемые формы детского труда, и * мотивировать этих детей остаться в школе, пока не стало слиш­ком поздно. Профилактические меры включают программы мо­тивации детей (и их родителей) начиная с раннего возраста, ори­ентированные на повышение осознания пользы образования и разъяснение им их прав, а также опасностей, связанных с ран­ним началом трудовой деятельности.

Необходим контроль в областях, на рабочих местах и в про­мышленных сферах, где ранее применялся детский труд и исполь­зование его прекратилось, так как крайне важно, чтобы новые дети не заняли место тех, кто здесь когда-то работал. Для достижения этой цели необходимо активное участие работодателей, руково­дителей, подрядных и субподрядных организаций, а также проф­союзов, местных властей и общин в создании механизмов по мо­ниторингу рабочих мест и ситуации в сообществах.

Анализ мнений детей о своем жизненном обустройстве позволя­ет сделать вывод о том, что ребенку сейчас очень легко оказаться на улице и вовлечься в уличный труд, но значительно сложнее потом его увести оттуда. Дети, вкусившие уличной жизни, трудно поддаются обратной адаптации. Поэтому решение проблемы улич­ных детей надо сосредоточить на профилактической работе с деть­ми группы риска и их семьями, на создании условий, изначально препятствующих вовлечению детей в подобный образ жизни.

Рекомендуем почитать

Наверх