Гражданская госслужба. Государственная гражданская служба – виды и принципы. Правовые акты, регулирующие государственную гражданскую службу

Новости 10.09.2019
Новости

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя:

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Структура органов государственной власти Российской Федерации

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах осуществляется на основании принципа разделения властей. В соответствии с этим органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К органам законодательной власти Российской Федерации относится Федеральное Собрание Российской Федерации в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации - законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации (республиканские парламенты, краевые, областные, городские думы или законотворческие собрания и т.д.).

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации - правительства и администрации субъектов Российской Федерации. Кроме того, к органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, службы, агентства и иные, включая их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Высшими органами судебной власти Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации. Также судебную власть осуществляют верховные суды республик, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды, мировые судьи и др.

Должности государственной гражданской службы

Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Законодательством определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

  1. руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Кроме того, законодательством определены следующие группы должностей:

  1. высшие должности государственной гражданской службы;
  2. главные должности государственной гражданской службы;
  3. ведущие должности государственной гражданской службы;
  4. старшие должности государственной гражданской службы;
  5. младшие должности государственной гражданской службы.

Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.

Руководители Помощники (советники) Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа v v v -
Главная группа v v v v
Ведущая группа v v v v
Старшая группа - - v v
Младшая группа - - - v

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. Указанные перечни составляют разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574).

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

  • Парламентские выборы :
  • Президентские выборы :
    • Внутренняя политика
    • Внешнеэкономическая политика

    Государственная гражданская служба - профессиональная деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной власти , на федеральном и региональном уровнях . Служба в армии и органах правопорядка не является государственной гражданской службой .

    Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета , а региональных из бюджета соответствующих регионов .

    Нормативное правовое регулирование

    Государственная служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон № 58-ФЗ определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба , военная служба .

    Детальное регулирование государственной гражданской службы осуществляется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), а также указами Президента России , постановлениями Правительства России и нормативными правовыми актами регионов . Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

    Государственная гражданская служба в России

    • руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений;
      • высшая группа
      • главная группа
      • ведущая группа
    • помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов;
      • высшая группа
      • главная группа
      • ведущая группа
    • специалисты - основная категория должностей, учреждаемая для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций;
      • высшая группа
      • главная группа
      • ведущая группа
      • старшая группа
    • обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов;
      • главная группа
      • ведущая группа
      • старшая группа
      • младшая группа

    Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.

    Выдержка из реестра должностей гражданской госслужбы в части перечня должностей в федеральных министерствах
    Категории должностей Группы должностей Должности (пример)
    Руководители Высшая группа Первый заместитель федерального министра
    Заместитель федерального министра
    Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека - заместитель Министра юстиции РФ
    Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу
    Заместитель федерального министра - руководитель (директор) федерального агентства
    Руководитель (начальник) службы федерального министерства
    Руководитель аппарата федерального министра
    Руководитель (директор) департамента
    Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства
    Заместитель руководителя аппарата федерального министра
    Начальник главного управления
    Заместитель директора департамента
    Заместитель руководителя (директора) департамента
    Первый заместитель начальника главного управления
    Заместитель начальника главного управления
    Главная группа
    Начальник управления
    Заместитель начальника управления
    Начальник отдела
    Заместитель начальника отдела
    Помощники (советники) Высшая группа Помощник федерального министра
    Советник федерального министра
    Специалисты Главная группа Начальник отдела в департаменте
    Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации
    Начальник отдела в службе федерального министерства
    Начальник отдела в главном управлении
    Начальник отдела в управлении
    Референт
    Ведущая группа Заместитель начальника отдела в департаменте
    Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации
    Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства
    Заместитель начальника отдела в главном управлении
    Заместитель начальника отдела в управлении
    Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства
    Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства
    Ведущий советник
    Советник
    Ведущий консультант
    Консультант
    Старшая группа Главный специалист-эксперт
    Ведущий специалист-эксперт
    Специалист-эксперт
    Обеспечивающие специалисты Ведущая группа Ведущий специалист 2 разряда
    Старшая группа Старший специалист 1 разряда
    Старший специалист 2 разряда
    Старший специалист 3 разряда
    Младшая группа Специалист 1 разряда
    Специалист 2 разряда

    Классные чины

    Без квалификационного экзамена классные чины присваиваются следующим категориям гражданских служащих :

    • замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей;
    • замещающим должности категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России ;
    • замещающим должности относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации .

    Распределение классных чинов по группам должностей

    Группа должностей Федеральная гражданская служба Гражданская служба субъекта России Кем присваивается
    Высшая Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Президент Российской Федерации . В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в соответствии с местным законодательством.
    Главная Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Для федеральных органов исполнительной власти - Правительством России , в других федеральных органах - руководителем органа. В органах исполнительной власти субъектов РФ - в соответствии с местным законодательством.
    Ведущая Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Представителем нанимателя - руководством федерального органа власти. В органах исполнительной власти субъектов РФ - в соответствии с местным законодательством.
    Старшая Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
    Младшая Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса

    Поступление на государственную гражданскую службу

    Правом поступления на государственную гражданскую службу обладают совершеннолетние граждане России, владеющие государственным языком , и соответствующие квалификационным требованиям .

    За исключением ряда случаев, поступление на государственную гражданскую службу производится на конкурсной основе. Конкурс проводится в два этапа :

    • 1 этап . Объявление о приеме документов для участия в конкурсе. Объявление должно быть опубликовано не менее чем в одном периодическом печатном издании. Информация о проведении конкурса также должна быть размещена на сайте государственного органа, проводящего конкурс. Гражданин, желающий принять участие в конкурсе, в установленный срок должен представить в государственный орган необходимые документы.
    • 2 этап . Осуществляется оценка кандидатов конкурсной комиссией государственного органа. Оценка производится на основании предоставленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, об осуществлении иной трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур. В качестве последних могут выступать собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование. По окончании конкурса осуществляется голосование членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на должность или для отказа в назначении. Результатом конкурса также может быть отказ от назначения, но с зачислением в кадровый резерв органа власти.

    Конкурс не проводится:

    • при назначении на определенный срок на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
    • при назначении на должности категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России или Правительством России ;
    • при заключении срочного служебного контракта;
    • при назначении гражданского служащего на иную должность, если он не может исполнять должностные обязанности по уже замещаемой им должности по состоянию здоровья, либо при сокращении должностей государственной гражданской службы, либо при реорганизации (изменении структуры) или ликвидации государственного органа;
    • при назначении на должность государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

    Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).

    Оплата труда государственных гражданских служащих

    По состоянию на I полугодие 2012 года, среднемесячная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах России составила 112,5 тысяч рублей . При этом в 49 федеральных министерствах, службах, агентствах (70 % от их общего числа) уровень средней заработной платы служащих был ниже средней заработной платы в Москве (57,4 тысяч рублей).

    Составные части доходов государственных гражданских служащих:

    Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну , не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.

    Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

    Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27.07.2004 № 79-ФЗ) установлены ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы . Предусмотренные наказания за нарушение этих норм - дисциплинарные взыскания, увольнение, а в отдельных случаях возбуждение административного или уголовного дел .

    Ограничения, связанные с гражданской службой

    Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:

    • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей на госслужбе;
    • отказа от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
    • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу;
    • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если прохождение службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    • выхода из гражданства России или приобретения гражданства другого государства;
    • наличия гражданства другого государства (других государств);
    • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    • непредставления установленных законодательством сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
    • утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.

    Запреты, связанные с гражданской службой

    В связи с прохождением гражданской службы запрещается:

    Ссылки

    • Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    • Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»

    См. также

    Примечания

    Источники

    1. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
    2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    3. Численность работников замещавших должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации по полу, ветвям власти и уровням управления . Росстат (2011). Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012. Проверено 3 ноября 2012.
    4. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации»
    5. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"
    6. «Таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции» (приложение к Указу Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113)
    7. Приложение № 2 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «Размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих» (2 августа 2012). Проверено 3 ноября 2012.
    8. Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации определены соответствующим положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

    Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

    Что это такое?

    Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т. п.

    Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия. Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба - это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности. Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

    История управленческого аппарата

    Государственная служба формировалась столетиями. Уже в Древнем Риме существовал достаточно громоздкий бюрократический аппарат, который впоследствии перекочевал в государственное устройство Византии. Характерной особенностью данного периода стала сословная и родовая зависимость всех государственных служащих. Их, как правило, назначали на должности согласно принципу личной зависимости от вышестоящего патрона. Позднее основной упор делался на анализ способностей и моральных качеств.

    Что касается России, то на её территории деятельность в управленческом аппарате имеет свои характерные черты. Государственная служба РФ во многом основана на принципах, разработанных в период СССР и Царской России.

    Госслужба в современной России

    Государственная служба РФпредставляет собой деятельность профессионального характера граждан по обеспечению и реализации основных функций и задач государства. Если проанализировать данное понятие более скрупулезно, то госслужащие органов власти РФ обеспечивают полномочия следующих структур:

    Державы, России;

    Федеральных органов, иных центральных органов власти;

    Субъектов РФ;

    Органов власти субъектов РФ;

    Лиц, исполняющих функции федеральных государственных органов власти;

    Лиц, исполняющих функции государственных органов власти субъектов РФ.

    Помимо этого, федеральная государственная служба имеет внутреннюю структуру. Распределение функциональных сфер между её элементами позволяет более оперативно и точно реализовывать государственные задачи на всей территории России.

    Структура госслужбы

    Органы государственной службы составляют единую систему аппарата управления РФ. Полномочия между ними разделены на основе существующих видов госслужбы. Учитывая положения Федерального закона «О системе госслужбы Российской Федерации», можно выделить следующие её виды, а именно:

    1. Государственная гражданская служба.

    2. Военная.

    3. Правоохранительная служба.

    Органы каждого из этих видов, имеют свою специфику работы. Чтобы понять суть их деятельности, необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности, а также проанализировать точки их соприкосновения.

    Государственная гражданская служба РФ

    Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

    Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

    1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

    2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

    Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

    Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

    Должности и ранги гражданской службы

    Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

    1. Руководители - осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

    2. Помощники - специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

    3. Специалисты - это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

    4. Обеспечивающий персонал - совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

    Классные чины гражданской государственной службы - это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

    Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

    Служба регистрации, кадастра и картографии

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии-это орган исполнительной власти в России, который осуществляет единый федеральный кадастровый учет имущества, регистрацию имущественных прав на него и пространственных данных России. Служба имеет подведомственные учреждения, например ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) и другие. Регламент деятельности осуществляется через соответствующее министерство, а именно Министерство экономического развития Российской Федерации. Изначально Федеральная государственная служба кадастра, картографии и регистрации подчинялась Министерству юстиции, что в корне не отвечало принципам подведомственности и структуризации государственного аппарата управления.

    Полномочия службы

    Государственная служба кадастра, картографии и регистрации наделена рядом функций по регистрации прав на недвижимость, сделок с подобным имуществом, осуществлению кадастрового учета и т. п. В рамках представленных полномочий ведомство осуществляет следующую деятельность:

    1. Ведет реестр регистрации прав на имущество.
    2. Составляет специальный реестр саморегулируемых организаций.
    3. Осуществляет деятельность по ведению кадастра недвижимости на территории Российской Федерации.
    4. Ведет специальный каталог географических названий тех или иных мест.
    5. Осуществляет земельный, геодезический надзор, а также контролирует проведение процесса землеустройства.

    Представленные виды деятельности регламентированы некоторыми указами президента Российской Федерации.

    Правоохранительная служба

    Российская государственная служба правоохранительного характера является составляющей частью аппарата управления страной. Но правоохранительная служба имеет ряд отличий от военной и гражданской. Во-первых, она имеет особенную структуру, во-вторых, её функциональные задачи экстраординарного характера. Анализируя федеральное законодательство России в данной сфере, можно сказать, что правоохранительная служба - это деятельность граждан профессионального характера, занимающих должности в правоохранительных органах, по обеспечению и реализации правопорядка, законности, безопасности личности и общества, а также самого государства. Что касается государственной безопасности, то в этом случае речь идет о конституционном строе, режиме демократизма, территориальной целостности и суверенитете страны. Людям, занимающим должности в службах обеспечения правопорядка и безопасности населения, присваиваются специальные звания.

    Нормативное регулирование и структура

    Управление государственной службой правопорядка осуществляется за счет существующего законодательства. Однако нормативная база правоохранительной сферы существенно отличается от гражданской. Не существует единого нормативно-правового акта для всех органов данной области. Таким образом, правовое регулирование каждой структуры правоохранительной направленности осуществляется путем издания отдельного закона и создания отраслевой подзаконной базы. Этот факт обусловлен не только большим различием функциональных задач, но и достаточно громоздкой структурой этих органов.

    К правоохранительным органам можно отнести следующие структуры:

    • МВД, МЧС, ФМС России.
    • Следственный комитет.
    • Прокуратура России.
    • ФСКН, ФТС.
    • ФСИН Министерства юстиции России.

    К числу этих органов могут быть причислены и другие государственные службы по решению высших органов госвласти. Некоторые органы не имеют высших ведомств в структуре исполнительной власти. Поэтому управление федеральной службы государственной сферы правопорядка в ряде случаев осуществляется внутри самого ведомства. Порой отсутствие единого регулятора достаточно негативно сказывается на самом механизме деятельности правоохранительных служб. Тем не менее система органов правопорядка в России достаточно развита, что обеспечивает качественное выполнение их функциональных задач.

    Служба военная

    Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба - это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

    На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

    Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

    Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор.

    Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы» Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области работы органов государственной службы.

    Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий:

    Государства Российская Федерация в целом;

    Органов власти;

    Субъектов России;

    Лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.

    Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой органиации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.

    Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает:

    Значимую для государства деятельность;

    Это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;

    К субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.

    Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала.

    Виды и принципы государственной службы

    Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.

    Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.

    Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.

    Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной.

    Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.

    Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами:

    У неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;

    Служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.

    Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой. Принципы определяют сущность взаимоотношений в обасти государственной службы.

    Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.

    Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях. К ним относятся такие принципы:

    Принцип главенства Конституции, как основного документа государства;

    Принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;

    Принцип комплексности и системности государственной службы;

    Принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)

    Принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.

    Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:

    Принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии;

    Принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;

    Принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;

    Политика гласности, осуществляемая государственной службой;

    Принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба.

    Функции государственной службы и ее регулирование

    Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции:

    Правомерная функция - заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;

    Правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;

    Регулятивная функция - основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов;

    Организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;

    Правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.

    Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства.

    Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают , законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.

    Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.

    Должности в государственной службе делят на такие:

    Должности гражданской федеральной структуры;

    Должности гражданской службы субъекта РФ;

    Военные должности;

    Правоохранительные должности.

    Список должностей государственной службы;

    Перечень существующих военных должностей;

    Типовые перечни должностей правоохранительных органов.

    Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:

    По виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее;

    По масштабам распространения – типовые и индивидуальные.

    По наличию рабочих мест – занятые и вакантные;

    По соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности).

    Как поступить на государственную службу

    Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда.

    Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:

    Признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;

    Лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;

    Если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;

    Нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы;

    Гражданство иного государства, при исключении особых случаев;

    Близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;

    Нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.

    На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется.

    Зачисление происходит, когда замещают должности дополнительного персонала. Оформляется специальными актами, заключается трудовой договор или .

    Назначение на должность характеризуется теми же юридическими моментами, отличается только специфическим административным актом Лица, которые занимают должность по назначению, ограничены руководящими должностями.

    Выборы на должность являются довольно распространённым способом. Выбирают из тех, кто избирается, акт оформлять не нужно, а трудовой договор по итогам избирательного процесса.

    Суть конкурса состоит в том, что замещение должности происходит путём проведения соревнований между кандидатами. Специфика соревнований установлена на законодательном уровне. На данный момент конкурсная основа является распространённым способом замещения кадров.

    Государственная служба РФ является правовой структура, которая не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Трансформируется, обновляется новыми инструментами, изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Это говорит о том, что данную сферу необходимо развивать и подвергать реформам.

    Реформирование является следствием множественных факторов:

    Необходимость создания и закрепления новой современной государственности в России;

    Разграничение государственной власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное;

    Способствование проведению правовых изменений;

    Улучшение экономического климата;

    Закрепление высших органов государственной власти и местного самоуправления;

    Образование аппарата государственной и муниципальной власти;

    Разработка принципов и методов новой кадровой государственной политики;

    Проведение мероприятий, позволяющих укрепить государственные органы власти.

    Правовому регулированию необходимо уделять больше времени, отстаёт от процессов экономического и политического развития. Потому что государственная служба не менее важна, как общественный институт, она призвана обеспечить стабильное и правомерное управление государством. Также она способна выполнять решающую роль в осуществлении стабильных процессов в социальной, политической и экономической жизни государства.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

    Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. В рамках осуществления государственной службы происходит реализация компетенции государственных органов.

    Законодательством предусматривается государственная служба в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов. Государственная служба осуществляется также и в иных государственных органах: в аппаратах избирательных комиссий, в органах прокуратуры, других контрольных, ревизионных государственных органах.

    Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу (в аппаратах Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства и иных федеральных органах исполнительной власти, в аппаратах судов, Центральной избирательной комиссии и иных федеральных государственных органов) и государственную службу субъектов Российской Федерации (в аппаратах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий и иных государственных органах субъектов Федерации).

    Государственная служба основана на принципах верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении служащими должностных обязанностей; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия - обязанности служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равного доступа граждан к государственной службе; единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; гласности в осуществлении государственной службы; внепартийности и светском характере.

    В соответствии с принятой в законодательстве классификацией к должностям государственной службы относятся государственные должности категорий "Б" и "В". Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" - государственных должностей, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, главы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи). Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничивается сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственные должности категории "В" учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

    Должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

    Должности государственной службы замещаются по результатам квалификационного отбора и конкурса на замещение вакантной должности. См. .

    Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", иных принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

    Законодательством о выборах и референдумах устанавливаются определенные ограничения, связанные с нахождением лица на государственной службе. В частности, в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, наряду с другими ограничениями, не может находиться на государственной службе. Нормы ст. 36 названного закона обязывают зарегистрированного кандидата, находящегося на государственной службе, на время их участия в выборах приостановить выполнение их служебных обязанностей и представить в комиссию, их зарегистрировавшую в качестве кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации. , находящийся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

    Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

    Смотреть что такое "Государственная служба" в других словарях:

      Государственная служба - в РФ институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.… … Финансовый словарь

      Государственная служба - Государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы. == Росс Основная статья: Государственная служба Российской Федерации Государственная служба Российской Федерации России … … Википедия

      Государственная служба - институт административного права, профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности, по исполнению полномочий государственных органов. В Российской Федерации в соответствии с ФЗ № 58 ФЗ от 27.05.2003 г. О системе… … Политология. Словарь.

      государственная служба - гражданская служба Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - один из центральных институтов административного права; профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов. Включает: федеральную Г.с., находящуюся в ведении РФ; Г.с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении … Юридический словарь

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, институт административного права (см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО), профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов лицами, занимающими государственные должности. В Российской Федерации… … Энциклопедический словарь

      Государственная служба - (англ. public service) в РФ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К Г.с. относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Г.с.… … Энциклопедия права

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - (State Service; по общепринятому названию в мировой практике государственная/ Civil Service, иногда именуется правительственная служба Government Service) работа в пользу государства в системе его органов, служба в государственных учреждениях.… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В. Государственная… … Административное право. Словарь-справочник

      Государственная служба РФ - 1. Государственная служба Российской Федерации (далее государственная служба) профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов… … Официальная терминология

    Книги

    • Государственная служба. Учебник и практикум , Г. А. Борщевский. Учебник позволяет: - подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по дисциплинам, связанным с государственной службой, а также по административному праву и политологии, менеджменту и управлению…

    Рекомендуем почитать

    Наверх