Дисциплинарное производство. Что в себя включает дисциплинарное производство? Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства

Маркетинг и реклама 01.07.2020
  • Административное право как отрасль права
  • Государственное управление и административное право
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
    • Метод административно-правового регулирования
    • Основные функции административного права
    • Принципы административного права
    • Административное право в системе российского права
  • Административно-правовые нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
    • Структура административно-правовых норм
    • Виды административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административные правоотношения
    • Понятие и основные признаки административных правоотношении
    • Предпосылки возникновения административных правоотношений
    • Виды административных правоотношений
  • Субъекты административного права. Общие положения
  • Понятие и виды субъектов административного права
  • Физические лица
    • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
    • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
    • Основные гарантии прав граждан
    • Обращения граждан РФ
    • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
    • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
    • Правительство РФ
    • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
    • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Должности государственной службы
    • Система государственной службы
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
    • Правовые основы государственной службы
    • Понятие и виды государственных служащих
    • Основы административно-правового статуса государственных служащих
    • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • О муниципальной службе и ее служащих
  • Основы государственной гражданской службы
    • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
    • Должности гражданской службы
    • Понятие и виды гражданских служащих
    • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
    • Поступление на государственную гражданскую службу
    • Прохождение гражданской службы
    • Стимулы гражданской службы
    • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
  • Основы правоохранительной службы
    • О правовых основах правоохранительной службы
    • Понятие и принципы правоохранительной службы
    • Должности правоохранительной службы
    • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
    • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
      • Прохождение правоохранительной службы
    • Прекращение службы в правоохранительных органах
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
  • Основы военной службы
  • Предприятия, учреждения и организации
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права
    • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
    • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные и религиозные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  • Формы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
    • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
    • Классификация правовых актов органов управления
    • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
    • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
    • Действие правового акта управления
    • Утрата силы правовыми актами управления
    • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
    • Административный договор
  • Методы деятельности органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных наказаний
    • Наложение административного наказания
    • Административная ответственность юридического лица
  • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность
  • Вопросы административно-процессуальной деятельности
  • Административный процесс: понятие, структура
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Основы административного производства
    • Участники административного производства
    • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
    • Меры обеспечения административного производства
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение административного дела
    • Пересмотр постановлений и решений
    • Исполнение административных постановлений
  • Дисциплинарное производство
  • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
  • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
    • Общий надзор органов прокуратуры

Дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство - разновидность административного производства. Его основные черты определяются тем, что оно осуществляется по делам о дисциплинарных проступках. Субъектом дисциплинарной власти в отношении подчиненного ему работника, сотрудника, служащего. В отношениях между ними принцип «власть - подчинение» реализуется в полной мере. Он имеет специфическую организационную и правовую основу - административное подчинение в процессе трудовой, служебной деятельности, весьма разнообразной по своим субъектам и характеру. Отсюда множественность субъектов дисциплинарной власти и наличие как общих, так и специфических актов (норм), регулирующих дисциплинарное производство.

В систему правовых актов, содержащих нормы о дисциплинарном производстве, входят:

  1. федеральные конституционные законы, федеральные законы: Трудовой кодекс РФ, законы о государственной службе и др.;
  2. указы Президента РФ по вопросам государственной службы, дисциплины должностных лиц и других служащих. Так, указами Президента РФ утверждены от 14 декабря 1993 г. № 2140 (с изменениями от 30 июня 2002 г.). Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, от 16 ноября 1998 г. № 1396 Дисциплинарный устав таможенной службы;
  3. правовые акты Правительства РФ, в том числе утверждаемые им положения и уставы о дисциплине работников и служащих тех или иных отраслей и сфер деятельности;
  4. правовые акты других федеральных органов исполнительной власти. Многими такими органами приняты специальные инструкции, регламентирующие производство о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности работников, служащих в подведомственных им системах;
  5. конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов РФ, регулирующие производство по дисциплинарным проступкам в пределах их компетенции, например, в отношении их гражданских служащих.

Условно к системе рассматриваемых актов можно также отнести законы, предусматривающие особенности дисциплинарного производства в отношении определенных должностных лиц, например, об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ и т.п.

Наиболее общие положения, характеризующие дисциплинарное производство, сводятся к следующим.

Главными его задачами является установление наличия дисциплинарного проступка и его состава в действиях привлекаемого к ответственности, законное и обоснованное назначение ему дисциплинарного взыскания из предусмотренных нормативными правовыми актами.

К принципам дисциплинарного производства относятся: законность, презумпция невиновности; гласность; объективность и всестороннее исследование доказательств; уважение права и достоинства лица, в отношении которого ведется производство.

Субъектами дисциплинарного производства могут быть лишь уполномоченные на то органы и должностные лица, которые, по общему правилу, одновременно являются субъектами дисциплинарной юрисдикции по данному делу. Но в производстве могут участвовать и другие лица: либо те, кто инициировал производство, или те, чье участие необходимо для принятия правильного решения по делу.

По ТК РФ субъектом дисциплинарной власти является работодатель (ст. 192). Иначе и неоднозначно решается вопрос о субъектах дисциплинарной власти в нормативных правовых актах о государственной службе. Субъектами дисциплинарной власти по дисциплинарным проступкам, совершенным: гражданскими служащими является представитель нанимателя ; сотрудником органа внутренних дел, наркоконтроля, таможенного органа и т.п. - прямой начальник ; военнослужащим - командир (начальник) .

В системе правоохранительных органов и военной службы установлены субординационные отношения между сотрудниками, военнослужащими. Они имеют иерархическую структуру. Исходя из их должностного статуса среди них выделяются прямые и вышестоящие начальники, командиры, а исходя из персональных званий - старшие и младшие.

Прямыми начальниками, командирами являются лица, которым сотрудники, военнослужащие подчинены по службе. Прямой начальник, командир является его непосредственным начальником. По персональным званиям определяется старшинство сотрудников, военнослужащих; при равных званиях - в соответствии с занимаемой должностью.

Указанная классификация сотрудников, военнослужащих характеризует специфику отношений между ними и положена в основу определения круга участников дисциплинарного производства, характера и объема их дисциплинарной власти.

Прямые начальники, командиры являются субъектами дисциплинарной юрисдикции. Они могут налагать предусмотренные нормативными правовыми актами дисциплинарные взыскания в пределах их прав. Предоставленные им права принадлежат также вышестоящим начальникам, командирам. Последние имеют также право отменить, смягчить или ужесточить дисциплинарное взыскание, примененное прямым начальником, командиром. Но данное правило не является всеобщим. Оно имеет исключение при применении взысканий к военнослужащим. Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Он вправе отменить взыскание, если найдет, что оно не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

В системе правоохранительных органов, военной службы не каждый прямой командир (начальник) обладает дисциплинарной властью в полном объеме. Например, такой властью обладает министр обороны РФ, а также командующие войсками округа, фронта, группой войск, флотом в отношении подчиненных им прапорщиков и мичманов. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил виды субъектов дисциплинарной власти и объем этой власти определяются в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, статуса военнослужащих, виновных в его совершении, видов дисциплинарных взысканий, соответствующих статусу военнослужащего, которые могут быть к нему применены.

Так, здесь определены права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов. Конкретизирована также дисциплинарная власть командиров (начальников) в соответствии с их воинскими званиями, предусмотренными по занимаемым должностям, заместителей командиров (начальников). В тех случаях, когда, по мнению командира (начальника), к сотруднику, военнослужащему необходимо применить дисциплинарное взыскание, выходящее за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. Начальник, командир при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.

Необходимой процедурой производства, предшествующей применению дисциплинарного взыскания, является затребование от привлекаемого к ответственности объяснения в письменной форме. Отказ дать объяснения не может быть препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В необходимых случаях до применения дисциплинарного взыскания проводятся проверка, разбирательство, имеющие целью установление виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка, правильного применения дисциплинарного взыскания за его совершение.

Сроки , в пределах которых может быть применено дисциплинарное взыскание, являются императивными, по дифференцируются в зависимости от характера дисциплинарного проступка либо его субъекта.

По ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. В этот срок не входит время болезни нарушителя, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работника.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. С учетом сложности и специфики выявления проступков срок для применения за них дисциплинарных взысканий не может быть позднее двух лег со дня их совершения, а именно: по результатам ревизии, проверки производственно-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Иные сроки применения дисциплинарных взысканий предусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливающими дисциплинарную ответственность сотрудников правоохранительной службы и военнослужащих.

Дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутренних дел должно быть наложено до истечения десяти суток, когда начальнику стало известно о совершенном проступке. В случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня окончания проверки или вынесения окончательного решения по указанным делам. В этот срок не включается время болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни сотрудника, в период его нахождения в отпуске или командировке, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административных правонарушениях. Данное положение в основном аналогично тому, которое имеется в ТК РФ. В нем лишь не указывается аудиторская проверка, с которой ТК РФ увязывает двухлетний срок для применения дисциплинарного взыскания.

На военнослужащего дисциплинарное взыскание налагается, как правило, через сутки, но не позднее десяти суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При определении вины и вида дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его последствия, предшествующее поведение и отношение к исполнению служебных обязанностей совершившего проступок и т.д.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно может быть применено в письменной, а замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд также в устной форме. Дисциплинарное взыскание в письменной форме объявляется приказом (распоряжением). Приказ (распоряжение) с указанием мотивов применения взыскания объявляется привлеченному к ответственности под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одной.) месяца со дня его применения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание, примененное приказом, считается снятым, если в течение года со дня его применения сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, командиром, наложившим данное взыскание, равным ему или вышестоящим начальником, командиром.

В специфическом порядке применяются и снимаются дисциплинарные взыскания, связанные с изменениями в должностном положении, персональном звании привлеченного к ответственности.

Особенности порядка наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

В этом уставе особо и детально регламентируется производство по исполнению каждого вида дисциплинарных взысканий.

Например, о наложенных дисциплинарных взысканиях объявляется: солдатам и матросам - лично или перед строем; сержантам и старшинам - лично, на совещании или перед строем сержантов или старшин и т.п. Запрещается объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных.

Понятие, правовые основы и признаки дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство — одно из производств административно-юрисдикционного процесса, которое представляет регулируемую правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленную на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности.

Нормативно-правовая регламентация дисциплинарного производства в административном праве осуществляется совокупностью актов, различных по юридической силе, содержанию, сфере применения. Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарного производства на государственной гражданской службе и основополагающие принципы дисциплинарной ответственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Вопросы дисциплинарной ответственности содержатся и в других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы отдельных видов государственной службы: Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указе Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Также нормы дисциплинарной ответственности содержатся в ряде ведомственных нормативных правовых актов, например: Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации; Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации; Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации; Уставе о дисциплине работников морского транспорта; Уставе о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота; Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта; Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Дисциплинарное производство в административном праве базируется на определенных принципах, которые являются исходными началами проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, в нем выделяют общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности: принципы законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические принципы: экономичности, оперативности, целесообразности.

Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают реальную общую обязательность и юридическую силу.

Цели дисциплинарного производства:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка;

— принятие решения о применении дисциплинарного взыскания;

— обеспечение выполнения принятого решения;

— выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины.

В юридической литературе принято выделять следующие признаки дисциплинарного производства :

— дисциплинарное производство является внесудебным, оно есть разновидность исполнительно-распорядительной деятельности (исключением из данного общего правила является норма, закрепленная в ч. 2 ст. 248 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой если истек месячный срок добровольного возмещения ущерба или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке);

— дисциплинарное производство осуществляют все работодатели, а значит, и органы (руководители) негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан. Таким правом, в частности, наделены организации адвокатов, профсоюзные комитеты, руководители коммерческих организаций. Они делают это на основе норм трудового и административного права в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям;

— особенность дисциплинарного производства состоит в том, что оно реализуется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных — членов легально организованных коллективов;

— дисциплинарное принуждение и дисциплинарное производство является реакцией на дисциплинарные правонарушения (проступки), но в ряде случаев оно связано с иными неправомерными действиями и даже с нарушениями моральных норм. Так, военнослужащие, сотрудники ОВД могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за административные правонарушения. На основании ст. 81 Трудового кодекса РФ работник, выполняющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение «аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

Общая характеристика дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство возбуждается и осуществляется не только в связи с нарушением трудовой, но и служебной, учебной, исправительно-трудовой и иной дисциплины в существующих легальных организациях. Нормы трудового права применяются к членам трудового коллектива, административного — к членам административных коллективов (военнослужащим, сотрудникам полиции, учащимся, студентам и др.), нормы уголовно-исполнительного права — к лицам, помещенным в следственные изоляторы, отбывающим наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, нормы судоустройства — к судьям.

В правовой литературе выделяются три группы субъектов дисциплинарного производства : субъекты применения дисциплинарных взысканий; субъекты дисциплинарной ответственности; иные участники дисциплинарного производства, наделенные соответствующими полномочиями.

Первые две группы субъектов являются сторонами дисциплинарного производства, соответственно, с правами и обязанностями одной стороны корреспондируют права и обязанности другой стороны, чем гарантируется обеспечение реализации принципов законности, объективной истины, справедливости и целесообразности дисциплинарного производства.

Субъекты применения дисциплинарных взысканий — лица, занимающие начальствующее (руководящее) положение и (или) издавшие приказ (распоряжение) о приеме на службу (работу, учебу).

Перечень и полномочия данных субъектов определены нормами права. Нормативными актами установлена также ответственность субъектов применения дисциплинарных взысканий , например, в следующих случаях:

— неисполнение требований законодательства о дисциплинарной ответственности;

— нарушение подведомственности, сроков и процессуальной формы;

— неиспользование предоставленных дисциплинарных прав или их превышение и др.

Субъекты дисциплинарной ответственности — лица, в отношении которых ведется дисциплинарное производство.

Следует отметить, что права и обязанности данных субъектов не имеют четкого нормативно-правового регулирования. Исключением выступает судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста (Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ).

Действующее законодательство содержит нормы, закрепляющие конституционное право граждан обжаловать в административном или судебном порядке решения, действия (бездействие) органа (должностного лица), наделенного властными полномочиями. Например, гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ч. 7 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В обобщенном виде к правам и обязанностям субъектов дисциплинарной ответственности следует отнести :

— право знакомиться со всеми материалами дисциплинарного дела;

— использовать юридическую помощь;

— давать объяснения и представлять доказательства;

— заявлять ходатайства;

— обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.

К иным участникам дисциплинарного производства относятся свидетели, профсоюзы и аттестационные комиссии.

Процессуальный статус свидетелей в дисциплинарном производстве нормативно не закреплен, однако практика показывает, что при проведении служебной проверки их показания играют значительную роль.

Аттестационные комиссии участвуют в дисциплинарном производстве в случаях применения такого вида взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии (например, такая норма содержится в Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации).

Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности

Дисциплинарное производство состоит из следующих стадий (схема 11).

Стадии дисциплинарного производства

Возбуждение дела о дисциплинарном проступке. Первая стадия дисциплинарного производства заключается в возбуждении работодателем (представителем работодателя) дисциплинарного дела и выявлении им обстоятельств и причин, послуживших основанием для разрешения вопроса о привлечении субъекта правонарушения к дисциплинарной ответственности, выбора и применения меры ответственности к виновному лицу.

Дисциплинарный проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Служебное расследование (разбирательство) проводится либо самим руководителем (начальником, командиром), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива либо обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т.д. Процессуально-процедурными документами данной стадии могут быть: докладные, служебные записки, рапорты, распоряжения или постановления органов исполнительной власти, протесты или представления прокурора, частные определения суда, ходатайства судов чести и др.

На стадии служебного расследования у лица берется объяснение (письменное или устное). Срок для представления такого объяснения составляет два дня. В некоторых случаях имеется прямое указание на обязательность письменной формы. Отказ лица от дачи письменного объяснения не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Но право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Рассмотрев материалы дела , субъект применения дисциплинарных взысканий вправе:

— не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

— ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

— направить материал на рассмотрение общественных организаций;

— наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

— если руководитель считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;

— при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело (см. главу 19 УПК РФ).

Дисциплинарное взыскание — это мера правового воздействия, применяемая в установленном порядке к лицу, совершившему дисциплинарный проступок.

Любое дисциплинарное взыскание может быть применено к лицу, совершившему дисциплинарное правонарушение, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников.

К отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы. При этом месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; соответственно, днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. Отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течения указанного срока.

Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

Ограничение сроков для применения взысканий обусловлено необходимостью стимулирования работодателя к определенной оперативности в реакции на факт трудового правонарушения. В этом смысл эффективности применения юридической санкции и одновременное выражение с точки зрения морали, поэтому нельзя допускать ситуацию, когда работник неоправданно продолжительное время находился бы в состоянии угрозы применения к нему меры дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно работодателем, руководителем организации в случае предоставления ему подобных полномочий уставами организаций.

Приступив ко второй стадии дисциплинарного производства и рассматривая обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности того или иного работника, работодатель обязан в рамках действующего законодательства выбрать единственно правильную меру ответственности к работнику, совершившему дисциплинарный проступок.

Нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности может стать основанием для признания органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, дисциплинарного взыскания необоснованным.

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено одно дисциплинарное взыскание, предусмотренное законом, уставом либо положением о дисциплине. В случае когда правонарушение носит длящийся характер и работник, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, не прекращает действия, нарушающие трудовую дисциплину, и неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, работодатель вправе применить к нему новое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Наложение дисциплинарного взыскания на работника, совершившего дисциплинарный проступок, не препятствует привлечению его к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю. Согласно ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Применение дисциплинарного взыскания к подчиненному влечет для него состояние наказанности в течение года со дня принятия соответствующего приказа (решения). В случае если в течение года работник будет подвергнут новому взысканию, то первоначально наложенное взыскание будет считаться сохранившим силу, и его необходимо будет учитывать наряду с последним (например, при решении вопроса об увольнении за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей на основании п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Допускается возможность досрочного снятия с работника наложенного дисциплинарного взыскания. Сам работодатель имеет право снять дисциплинарное взыскание как по собственной инициативе, так и просьбе самого работника, ходатайству непосредственного руководителя работника или представительного органа работников организации. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания не ограничено какими-либо минимальными временными сроками. В каждом случае это может быть определено с учетом конкретных обстоятельств исходя из поведения работника, инициативы лиц, имеющих право на ходатайство о досрочном снятии взыскания.

Трудовой кодекс РФ предусматривает в качестве дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192). Однако Кодекс устанавливает, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ч. 2 ст. 192).

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Порядок привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности соответствует порядку, предусмотренному нормами Трудового кодекса РФ. Однако закон более детально регламентирует данную процедуру с учетом специфики трудовых отношений, возникающих при прохождении гражданской службы.

Следует выделить следующие особенности процедуры. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, и предложение о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение 5 дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

При вынесении решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности работодателю необходимо в случаях, предусмотренных законодательством, учитывать гарантии, предоставленные нормами Трудового кодекса РФ отдельным работникам при расторжении трудового договора, а также согласовывать свои действия по применению мер дисциплинарного взыскания с соответствующими органами, указанными в законе. Так, например, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации; не допускается расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери.

Данная стадия дисциплинарного производства предполагает издание приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания к работнику.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа с обязательным указанием мотивов его применения. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях.

Если работник отказывается подписать предложенный работодателем приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт. В ч. 6 ст. 193 Трудового кодекса РФ говорится об обязательности предъявления работнику приказа (распоряжения) работодателя о применении дисциплинарного взыскания под роспись. При этом отсутствует установленная форма акта в случае отказа работника поставить эту роспись.

Обычно акт подписывается тремя лицами: непосредственным руководителем работника, подозреваемого в совершении дисциплинарного проступка, и двумя лицами, работающими вместе с работником в соответствующем структурном подразделении организации. В этом случае отказ работника удостоверить факт предъявления приказа (распоряжения) не имеет какого-либо юридического значения и никак не влияет на действительность примененного взыскания.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются следующие варианты:

— издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

— одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

— в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

— взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

Приказ о наложении взыскания — одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно. Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен.

Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра , могут быть: жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Право на обжалование решений, действий (бездействия) органов и их должностных лиц имеет конституционно-правовую основу, а также регламентировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Рассмотрев жалобу, вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо), суд могут признать ее необоснованной и оставить приказ в силе. Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий. Некоторые из них имеют только морально-правовое содержание (например, выговор), и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Дисциплинарное производство включает несколько этапов.

Во-первых, до применения дисциплинарного взыскания руководитель предлагает работнику дать письменное объяснение по обстоятельствам, свидетельствующим о нарушении им внутреннего распорядка организации. В случае если работник отказывается предоставить работодателю объяснение в письменной форме, по истечении двух рабочих дней составляется соответствующий акт. Этот документ должен содержать следующие реквизиты: место и дата составления документа; фамилия, имя, отчество, должность составителя и работника, краткое описание предполагаемого нарушения дисциплины труда; предложение работнику дать объяснение и его отказ фактический либо по умолчанию; разъяснение, в чем именно проявилось неисполнение работником своих трудовых обязанностей.

Во-вторых, работодатель (его полномочный представитель - начальник отдела кадров, заместитель директора по кадрам) затребует от непосредственного руководителя работника необходимые документы, подтверждающие нарушение работником дисциплины труда, сто мнение об избрании нарушителю определенной (необходимой в сложившихся обстоятельствах) меры дисциплинарного взыскания.

В-третьих, оценивая материалы, собранные по факту нарушения внутреннего трудового распорядка, работодатель принимает решение о виновности работника, т. е. о совершении им дисциплинарного проступка.

В-четвертых, до наложения дисциплинарного взыскания работодатель учитывает тяжесть совершенного проступка, обстоятельства смягчающие вину работника.

В-пятых, в соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ работодатель реализует свое право - применить к нарушителю внутреннего трудового распорядка меру дисциплинарного взыскания или ограничиться другими средствами воспитательного воздействия. Эффективность дисциплинарного взыскания во многом зависит именно от этого этапа дисциплинарного производства. Сводить его только к каре, наказанию неоправданно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Воспитательная роль этого этапа зависит и от личности работника, от уровня его профессиональной подготовки, правовой и нравственной культуры. Это довольно сложный и ответственный для работодателя процесс. Иногда для исправления нарушителя достаточно беседы руководителя, а в некоторых случаях применение меры дисциплинарного взыскания ведет к противостоянию, нарастанию напряженности в отношениях работодателя не только с работником, но и с первичным производственным коллективом. Для этого этапа очень важна педагогическая, психологическая подготовка руководителя как управленца.

Данная стадия завершается принятием соответствующего решения о наказании работника или по усмотрению работодателя оставлении собранных материалов без движения. На практике в последнем случае никакого процедурного акта работодателем не выносится. Аналогичным образом работодатель поступает, если выявляется незначительное нарушение дисциплины труда либо недостаточность материалов для его установления. В последнем случае, очевидно, нарушается право работника на защиту «его трудовых прав и свобод» (ст. 2 ТК РФ), поскольку работник не может защитить свое доброе имя, честь и достоинство. Обжаловать можно только соответствующий приказ работодателя, а не созданное в процессе расследования негативное мнение о возможной недобросовестности работника.

В-шестых, работодатель избирает меру дисциплинарного взыскания, издает соответствующий приказ. Приказ (распоряжение) о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) под роспись, то уполномоченным представителем работодателя составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ). Реквизиты акта аналогичны тем, которые изложены для акта об отказе дать объяснение по факту нарушения правил внутреннего трудового распорядка.

Для дисциплинарного производства характерны определенные процедурные сроки: один месяц и шесть месяцев. Дисциплинарное взыскание не применяется, если прошло более одного месяца со дня обнаружения проступка. В месячный срок не засчитывается время болезни работника, нахождения его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, если оно требуется в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

По истечении шестимесячного срока работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. При проведении ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки срок, в течение которого допускается наложение дисциплинарного взыскания, увеличивается до двух лет.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).

Для дисциплинарного производства характерно правило о том, что за один и тот же дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Это не исключает применения к работнику мер административного или уголовного характера. Нарушитель внутреннего трудового распорядка также может быть дспрсмирован, поскольку лишение премии не считается дисциплинарным взысканием.

Наряду с изложенными обязательными стадиями дисциплинарного производства возможны ифакультативные : 1) обжалование дисциплинарного взыскания в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров; 2) прекращение дисциплинарного производства в результате пересмотра его компетентными органами, например вышестоящим руководителем.


Похожая информация.


Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о процессуальной деятельности по привлечению к дисциплинарной ответственности можно различить два вида производства простое и сложное или рутинное.

Простое производство обычно включает в себя две стадии:

Возбуждение дела и принятие решения о привлечении к дисциплинарной ответственности;

Исполнение принятого решения.

Такое производство, как правило, имеет место:

1) в случаях, не требующих дополнительной проверки по факту нарушения служебной дисциплины ввиду ее явности;

2) когда виновный осознает свою вину и раскаивается в совершенном нарушении дисциплины.

Во всех других случаях дисциплинарное производство имеет форму сложного или рутинного и имеет, как правило, пять стадий.

1. Возбуждение дела о дисциплинарном проступке. Содержание данной стадии заключается в том, что руководитель на основании информации о нарушении дисциплины оценивает свои юрисдикционные полномочия по применению дисциплинарного взыскания и принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства.

К этой же стадии следует относить решение офицерского собрания о применении мер дисциплинарного воздействия к нарушителю дисциплины, если материалы о нарушении служебной дисциплины были приняты им самостоятельно.

В некоторых случаях, когда это требуется, на этой стадии назначается служебная проверка.

В соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России, утвержденной приказом МВД России от 24 декабря 2008 года №1140, служебная проверка проводится в соответствии с нормами федерального закона от 30 ноября 2011 года №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Основанием для назначения служебной проверки являются факты:

Грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины;

Необходимость наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка;

Гибель сотрудника, получение им ранений, травм;

Применения и использования оружия;

Возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения;

По требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

Для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

По иным основаниям служебная проверка может быть проведена только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебная проверка проводится по решению руководства МВД России, начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их

заместителей, наделенных в пределах установленных полномочий в отношении определенных категорий сотрудников органов внутренних дел правом наложения дисциплинарных взысканий.

При проведении служебной проверки лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены:

Факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;

Факт происшествия с участием сотрудника, время, место, обстоятельства происшествия;

Вина сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;

Данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

Причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (происшествия);

Наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;

Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность сотрудника;

Обстоятельства, послужившие основанием для письменного обращения о проведении служебной проверки;

Другие обстоятельства, имеющее значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Основанием для проведения служебной проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием.

Поводом для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника и происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях государственных гражданских служащих и публикациях средств массовой информации.

Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:

Причину и основания для ее назначения;

Сроки проведения;

Состав комиссии по проведению служебной проверки;

Должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

2. Рассмотрение дела.

На данной стадии рассмотрение дела осуществляется, как правило, прямым начальником привлекаемого к дисциплинарной ответственности. На этой стадии исследуются все обстоятельства, при необходимости собираются дополнительные материалы для всесторонней оценки и принятия объективного, обоснованного решения. В любом случае до принятия решения по делу, даже если служебная проверка не проводилась, от лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. На этой стадии:

Анализируются письменное объяснения нарушителя служебной дисциплины, заключение служебной проверки или решение офицерского собрания, а также другие документы и материалы, имеющие отношение к делу;

Оцениваются тяжесть совершенного проступка и степень вины;

Выбирается вид дисциплинарного взыскания;

Если к виновному, по мнению руководителя необходимо применить меры наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником;

Даются письменные распоряжения должностным лицам (кадровым аппаратам) о подготовке проекта приказа о привлечении виновного в нарушении служебной дисциплины к дисциплинарной ответственности.

Считаю необходимым обратить ваше внимание на оформление результатов служебной проверки. В соответствии с ранее названной инструкцией МВД России по окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку или состав комиссии, проводившей служебную проверку, основания проведения служебной проверки; должность, звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, время службы в органах внутренних дел и в занимаемой должности, количество поощрений, взысканий, наличие (отсутствие) не снятых дисциплинарных взысканий;

В описательной части указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства; какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность;

Резолютивная часть должна содержать: заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка или происшествия; выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия); предложения о применении (неприменении) к виновному мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, а также, при необходимости, предложения о передаче материалов в органы прокуратуры для принятия процессуального решения в установленном законом порядке; предложения о необходимости обеспечения правовой защиты сотрудника, оказания ему социальной и психологической помощи; предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины; рекомендации предупредительно - профилактического характера.

Проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, как правило. готовится лицом, проводившим служебную проверку, согласовывается с правовым и кадровым подразделениями, приобщается к заключению и представляется с материалами служебной проверки должностному лицу, назначившему ее проведение. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику в установленном порядке под роспись.

Копия заключения служебной проверки приобщается к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание:

Характер проступка;

Обстоятельства, при которых он был допущен;

Прежнее поведение виновного;

Признание им своей вины;

Его отношение к службе;

Время нахождения на службе и знание правил ее несения;

А также другие факторы.

3. Вынесение решения о дисциплинарном взыскании.

На данной стадии после рассмотрения материалов о деле субъект дисциплинарной власти вправе:

Вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

Ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

Направить материал на рассмотрение общественных организаций (офицерского собрания, профсоюзного комитета, и так далее);

Наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

Если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, то он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;

При наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбуждать уголовное дело.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания руководитель принимает в форме приказа, который является индивидуальным актом управления и должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к актам подобного рода.

При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.

4. Исполнение решения.

Эта стадия является завершающей и состоит в объявлении виновному под расписку приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения.

Согласно норм федерального закона №342 дисциплинарное взыскание должно быть наложено на сотрудника органов внутренних дел не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

Работники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения или в их действиях содержатся признаки состава преступления. Основаниями такой ответственности могут служить нарушения или неисполнение законодательства, злоупотребление служебным положением, взяточничество, халатность и др.

5. Обжалование дисциплинарного взыскания.

Эта стадия производства альтернативная, зависеть от волеизъявления сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности.

Лицо, привлеченное к дисциплинарной ответственности вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание вышестоящему начальнику или в суд. В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания, как правило, не приостанавливается.

Федеральный закон №342 «О службе в органах внутренних дел РФ...» нормативно закрепил в статье 72 процедуры обжалования, кроме того, Министром издан 13 августа 2012 года приказ №782 «Об утверждении порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации».

Эти нормативные документы, говоря о процедуре обжалования решений руководителей ОВД, вводят в оборот понятие служебный спор в органах

внутренних дел - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Коллективные служебные споры в органах внутренних дел не допускаются.

Сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Сотрудник органов внутренних дел может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В случае пропуска по уважительным причинам сроков вышестоящий руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел.

Решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних дел.

Жалоба может быть оставлена без удовлетворения или по результатам ее рассмотрения возможно изменение меры взыскания в сторону снижения. Кроме того, может быть отменен приказ о наложении дисциплинарного взыскания и принято по делу иное решение.

Деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство - это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к .

Нормы о дисциплинарном производстве - это процессуальный механизм, использование которого позволяет применять материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности . Это - составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.

В дисциплинарном производстве можно различить четыре стадии:

  • служебное разбирательство (расследование);
  • рассмотрение дисциплинарного дела;
  • пересмотр дела;
  • исполнение наложенного взыскания.

На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать, в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и неотмененные взыскания должны быть исполнены.

Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода - поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение , при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы . Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии , проверки документов, замеры и т. д.

Во всех случаях у члена коллектива должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным - важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю. Ему же могут поступить материалы дела об административном правонарушении .

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

    а) вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

    б) ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

    в) направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, студенческого совета и т. д.);

    г) наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

    д) если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декан - ректору);

    е) при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников милиции самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

    а) издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

    б) одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

    в) в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

    г) взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях.

Приказ о наложении взыскания - одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно.

Как всякий административный акт приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть: жалоба наказанного, протест прокурора , усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица , подписавшего приказ.

В дисциплинарных уставах и иных подобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право они, как и все граждане, имеют в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано о возможности военнослужащего обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Рассмотрев жалобу, вышестоящий начальник, суд может признать ее необоснованной и оставить приказ в силе. Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Довольно широкое применение получила такая практика: вышестоящий начальник поручает руководителю, издавшему приказ, пересмотреть свое решение.

Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий. Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т. д.) и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении. Если начальник избрал взыскание организационного характера - понижение в должности, увольнение (исключение) и т. п., - его нужно выполнить реально.

В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету . Взыскания, налагаемые на военнослужащих и служащих правоохранительных органов , заносятся в их служебные карточки.

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние - состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным (систематическим!) нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.

Как и члены трудовых коллективов, члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, т. е. с даты издания приказа. Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение неоконченного срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

Рекомендуем почитать

Наверх