Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся. Семь стадий (уровней) развития творческой личности

Правовая поддержка предпринимателя 30.09.2019

1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Интерес к проблеме развития творческой активности закономерен, поскольку нацеленность на формирование творческой личности учащегося предполагает не случайное, стихийное раскрытие возможностей подрастающего человека, а специальный выбор такого содержания методов форм, средств, создание таких условий обучения и воспитания, при которых творческий потенциал личности раскроется, как можно раньше и будет полноценно развиваться.

Рассматривая проблему развития творческой активности учащихся на уроках технологии, как одну из основных задач современной школы, мы предполагаем изучение теории данного вопроса и возможности решения данной задачи на уроке содержания и организации учебно-воспитательного процесса, для чего необходимо осмысление педагогических условий развития этого интегрального качества личности.

    1. 1.1. Педагогическое понятие – творческая активность.

Развитие творческой активности учащихся тесно связано с такими понятиями как «активность», «творчество», «деятельность», «познавательная активность», «самостоятельность». Это стало предметом изучения целого ряда ученых (А.К.Альбуханова-Славская, Д.Б.Богоявленская, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.И.Родак, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.).

Само понятие «активность» (от латинского activus –деятельный, энергичный) широко распространяется в педагогической теории и практике. Оно тесно сопряжено с понятием «деятельность». Эти понятия содержательно сложные и трактуются неоднозначно.

Понятие «активность» выражает активность как способ существования живых существ, и в этом смысле оно шире понятия деятельности (А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн). Деятельность является формой проявления активности человека. Она имеет свой предмет, мотивирована и отвечает потребностям личности. В тоже время, активность – есть «функциональное проявление личности в деятельности, которая организуется, упорядочивается и структурируется самим субъектом» (К.А.Албуханова-Славская). По мнению Г.И.Щукиной: «активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер» (130,с.18).В этом смысле она выступает как личностное образование, характеризующее особое состояние учащегося и его отношение к деятельности.

Творчество, являясь высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека, направлено на преобразование действительности, создание новых социально значимых ценностей. Согласно Г.И.Щукиной в нем просматривается цепочка этапов: «вначале исполнительская, далее активно самостоятельная, затем – творчески самостоятельная (130. с.16). Творческая деятельность отмечается неординарностью, нешаблонностью мышления, чувствований, действий. Творческая деятельность проявляется в разных сферах деятельности человека: педагогической научной, производственной, художественной и т.д., там, где создается что-то новое (Г.И.Андреев, Л.С.Выгодский, Д.Гилфорд, А.Лук, В.С.Шубинский, Г.И.Щукина).

Творческая активность проявляется, во-первых, в деятельности и отражает процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов личности в их единстве (К.А.Альбуханова-Славская, Д.Б.Богоявленская, А.К.Маркова, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев).

Во-вторых, она характеризует включенность личности в творческую деятельность, а это и есть высший уровень активности по отношению к репродуктивной или воспроизводящей активности.

На этом уровне личность глубже проникает в сущность явлений их взаимосвязи, стремится найти способы применения знаний и умений в новых ситуациях для их творческого преобразования. Это предполагает развитие самостоятельности, критичности, склонности к творческому сомнению и направленность на познавательную мотивацию интерес к самостоятельному творческому поиску (М.А.ДДанилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.И.Родак, В.С.Шубинский, Г.И.Щукина). При этом предполагается развитие общеучебных умений, таких как прогнозирование, моделирование нестандартных ситуаций, умение анализировать главное и второстепенное, формировать обоснованно свои взгляды (Т.К.Александрова, П.И.Пидкасистый, А.В.Усова, В.С.Шубинский, Г.И.Щукина). Такая трактовка в научной литературе творческой активности предопределяет характер рассмотрения этого явления в аспекте задач нашего исследования.

Мы понимаем творческую активность учащихся как высший уровень активности, как интегральное свойство личности, которое показывает отношение учащегося к учебно-познавательной творческой деятельности и степень включенности его в творческий процесс. В этом качестве она проявляет самостоятельность, познавательный интерес, наличие общеучебных умений направленных на достижение целей творческой деятельности.

Важная роль в развитии личности учащегося, его творческой активности отводится учебно-познавательной деятельности. «Система упорядочности этой деятельности, приобретаемой в школе,- отмечает Г.И.Щукина,- является первоосновой, фундаментом к раскрытию творческого потенциала индивидуальности». (130 с.35).

В педагогике выделено три уровня активности учащегося в учебно-познавательной деятельности (П.А.Тряпицина, Г.И.Щукина и др.). Они отражают поэтапность процесса развития творческой активности.

Для репродуктивной активности характерно стремление ученика понять и воспроизвести умения, выполнить действие по образцу. Он не умеет самостоятельно выделять задачу и у него отсутствует интерес к углублению знаний.

При частично-поисковой активности учащегося наиболее самостоятелен, задает вопросы «почему?» к учителю и пытается сам объяснить явления. Он выделяет, но не всегда принимает учебную задачу, недостаточно настойчив в ее решении.

Для уровня творческой активности характерно проявление глубокого познавательного интереса, настойчивости, самостоятельности. Учащиеся выделяют и сознают учебную задачу, понимают необходимость развернутого и поэтапного ее решения. Они стремятся проникнуть глубже в суть изучаемых явлений и найти способы применения знаний и умений в нестандартных ситуациях.

Мы, выбираем уровень творческой активности, полагая, что учащиеся, участвуя в творческой деятельности, проявляют самостоятельный поиск информации, опираясь на ранее приобретенные знания, умения. Творческая деятельность вызывает интерес. Учащиеся стремятся расширить свой кругозор, найти ответы на решение нестандартных задач.

1.2 Формирование и развитие творческой активности в общеобразовательных учреждениях.

Идея о роли активизации творческой деятельности учащихся в усвоении и познании мира имеет давние корни. Но лишь с разработкой теории комплексных заданий она получила научное обоснование.

Важность проблемы комплексных заданий имеет определенное место в педагогической науке. Разобщенность и обособленность учебных предметов, где связь между разными разделами материала строилась формально, требовало разработки комплексной системы обучения (от латинского complexus - связь, сочетание).

Комплексный подход в системе обучения рассматривался как в зарубежной, так и в отечественной педагогике.

Первыми пытались преодолеть разобщенность изучения обособленных предметов французские просветители Ж..-Ж. Руссо, Ж.Жакото. Это связь учебного материала с жизненными ситуациями детей и образцовые сочинения.

В философских воззрениях Я.А.Каменского появились теоретические предпосылки объединения различных источников знаний с опорой на принцип природосообразности со ссылкой на источники собственного мировоззрения (священное писание, античные авторы и представители философии нового времени).

Дж. Локка выдвинул идею наполнения содержания одного предмета элементами т фактами другого, что должно служить средствами овладения основ наук, формирования ума и поведения ребенка. Он рекомендует изучать географию «рука об руку» с хронологией, историей, математикой и другими предметами. Эти его высказывания получили дальнейшее развитие в комплексных системах обучения И.Ф.Гербарта, Т.Циллера, В.Рейна, П.Р.Атутова, В.Д.Симоненко и др.

В зарубежной педагогической науке содержание учебного плана предлагалось на основе межпредметных связей (И.Ф.Герберт, Т.Циллер, В.Рейн, Ф.Юнге). Это дает возможность учителю использовать опыт учащихся для организации их умственной деятельности. Нас эта мысль направляет на понимание смысла развивающего потенциала комплексных заданий. Особенно это связано с современными представлениями о целях обучения как необходимости передачи не только опыта знания, но и развития личности ученика.

В зарубежной педагогике ХХ века идею комплексной системы обучения обосновал Дж.Дьюи, критикуя раздробленность учебных программ и оторванность учебных предметов от жизни и личности ученика. Он связывает обучение с реальным жизненным опытом ребенка, проводимое в игровой, познавательной и практической деятельности (П.К.Кроссер) Его идея созвучна современным представлениям о сочетании взаимосвязанных видов деятельности и их роли в развитии личности ученика (М.С.Каган, А.П.Петровский, Г.И.Щукина).

Развил теорию и практику комплексной системы обучения О.Декроли. Его система, осуществленная на практике в школе, получила широкую международную известность и оказала влияние на деятельности педагогов в Европе и США.

В прагматической педагогике обучение строилось на базе проектов (англо-американский вариант комплексов, положенный в основу «программ деятельности» - activity programs ), а также на основе жизненных ситуаций, к которым ученик приспосабливается в результате переработки комплексов («комплексы адаптации»).

Метод проектов в определенной степени обеспечивает достижение цели объединения предметных знаний.

При этом некоторые исследователи отмечают нарушение логики построения учебных предметов, историзм знаний, резкое снижение уровня теоретической подготовки ученика. Зарубежная педагогика и школа противоречиво относится к комплексному изучению учебного материала. Отрицательно из-за недостаточной обеспеченности формирования научного мировоззрения и синтеза знаний. Положительно потому, что метод проектов способствует развитию мотивации учения и механизмов познавательной деятельности (мышления, воображения, активности, интересов, мотивов, сотрудничества).

В России внедрение комплексной системы обучения связано с именем К.Д.Ушинского. Его комплексное задание представлено как объяснительное чтение.

По принципу комплексирования создавались хрестоматии, энциклопедии, пособия для детей.

В начале ХХвека комплексное задание было связано с трудовым обучением и строилось на принципах преемственности его содержания и усложнения деятельности учащихся. Особые старания в этот период были направлены на внедрение «трудового метода преподавания» во все учебные предметы. В результате учащиеся самостоятельно выполняли различные практические работы и задания: моделировали, рисовали, работали в поле, на станках и т.д.

В 30-х годах изучение учебных предметов осуществлялось единым базовым методом, имеющим исследовательскую направленность (Дальтон-план, метод проектов и пр.), что явилось примером приобщения к опыту западноевропейской прагматической педагогики.

Позитивный смысл внедрения комплексных программ в школьную практику заключается в необходимости поиска новых возможностей активизации учебной деятельности учащихся через соединение обучения с жизнью, через объединение знаний из разных предметов вокруг природы, труда, общества. Идея соединения обучения с жизнью привела нарушению логики построения учебного процесса, снизило теоретическую подготовку. Был нарушен принцип научности и систематичности обучения. Внедрение на практике принципа связи школы с жизнью на основе комплексных программ не способствовало реализации одной из важных функций школы – развивающей. Комплексное задание сводилось к тому, чтобы «продиктовать» учащимся знания необходимые для жизни. Активизирующая сущность комплексных заданий, заключающаяся в переходе внешнего задания во внутреннюю личностно значимую для учащегося задачу, не была в то время по достоинству оценена.

Применение предметной системы надолго утвердило две взаимосвязанные тенденции – интеграцию и координацию межпредметных связей (Т.К.Александрова, Н.В.Максимова и др.).

Исследования проблемы межпредметных связей показали, что им отведена связующая функция (Т.К.Александрова, В.Н.Максимова.) Установление межпредметных связей ведет к качественной перестройке, как в содержании, так и в системе методов и организационных форм. В результате формирования знаний на межпредметной основе возрастает их мировоззренческое значение и происходит рост познавательных возможностей учащихся. Решение познавательных задач межпредметного содержания позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала различных предметов, отмечают Т.К.Александрова, В.Н.Максимова.

Межпредметные умения понимаются, как способность ученика создавать новое знание на основе синтеза знаний и умений из разных учебных предметов при решении познавательных задач межпредметного содержания (Т.К.Александрова.). Г.Ф.Федорец рассматривает межпредметные связи в процессе изучения учебной темы. Раскрывая идею межпредметных связей, как способа познавательной деятельности учащихся,

(Т.К.Александрова, В.И.Максимова, Г.Ф.Федорец) выделяют важный компонент этой деятельности – межпредметная познавательная задача (тема), которая по своей сущности является комплексной. Однако возможности реализации творческих функций, межпредметной (комплексной) познавательной задачи как специальная проблема выходит за рамки нашего исследования. Это связано с тем, что информационный этап, призванный обеспечить осознание сущности творческой активности, способствует развитию такой стороны ее саморегуляции как самоанализ и самооценка.

Исследования ученых подтверждают, что развитие творческой активности целенаправленно воздействует на мотивационную сферу личности, стимулируют интерес к творческой деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова, Г.И Щукина, Н.И. Дереклева).

В контексте нашего исследования правомерны вопросы о соотношении интереса учащихся к учению и их активности, о характере влияния мотивов на особенности проявления познавательной активности, о необходимости формирования интереса к творчеству, мотивации включая в творческий процесс.

Исследования ряда ученых показывают, что познавательный интерес, самостоятельность, как компонент учебной деятельности проявляется не сразу. Он походит последовательно стадии своего развития от любопытства до внутреннего побуждения – мотива учебной деятельности (любознательности) и, наконец, до собственного познавательного интереса, способствующего развитию его самостоятельного учения подкрепляющего его активную творческую деятельность.

Б.Г.Ананьева, А.К.Маркова, Г.И.Щукина и другие подтверждают, что познавательный интерес развивается в учебной деятельности. Учебную деятельность учащихся можно представить как синтез репродуктивной деятельности, характеризующей начальное звено активности, самостоятельности, интереса к творческой деятельности, предлагающей высшую ступень развития этих личностных образований.

Исследования Б.П.Есиповой, А.К.Марковой, Л.А.Регуш существенно дополняют представления о том, что наличие общеучебных умений не только реализуют проблему единства и преемственности между репродуктивным и творческим, эти умения являются обязательным компонентом творческой активности и способствуют развитию познавательного интереса.

Г.И.Щукина особую роль отводит работам творческого характера. В процессе их выполнения познавательный интерес становится определяющим для развития способностей и склонностей.

Применительно к нашему исследованию правомерно предполагать, что поэтапно усложняющиеся работы творческого характера являются определяющими и при развитии творческой активности учащихся. Обучению учащихся навыкам поисковой деятельности как элементу творчества уделяет внимание А.П.Тряпицина, как механизму ориентации А.ВКирьякова, как характеристике высшего уровня познавательного интереса (интереса – мотива), предполагающего творческую активность Г.И.Щукина. Мы разделяем точку зрения ученых о разноплановой функции поисковой деятельности и о том, что эта деятельности может служить механизмом творческой активности.

Педагогическим условием развития интереса как компонента творческой активности может быть целенаправленно организованная деятельность, предполагающая самостоятельный поиск ученика.

Характер отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-учитель», способствующий развитию творческой активности ученика, предполагает межсубъективный обмен деятельности, активное взаимодействие в творческом процессе; отношения взаимного доверия, совместный поиск, предусматривающий повышение уровня самостоятельности ученика; возможность самостоятельного выбора способа учебной работы, что способствует развитию субъективной позиции ученика.

Еще одним важным педагогическим условием активизации творческой деятельности учащихся стала работа учителя по обучению учащихся методом проекта. В основе этой работы лежит разработка проектов по проектированию технологических процессов. Проектный метод обучения на современном этапе выступает составным звеном в организации самостоятельной творческой работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, развить мотивационную сферу учащихся (Л.В.Байбородова, И.В.Курицина, А.В.Леонтьев, Л.В.Серебренников, В.В.Солдатов, В.Д.Симоненко, И.Ф.Раздымалик, Ю.Л.Хотунцев, А.В.Цветков, В.Н.Чернякова, О.А. Нессонова и д.р.).

Умения работать с информацией, материалами, инструментами учащиеся приобретают по мере осуществления репродуктивных и проектных этапов обучения. Система проектов строится по принципу усложнения и достижения осознания учащимися собственных способностей в проектно-технологической деятельности.

Мы учитываем основные требования к подбору объектов проектной деятельности такие как:

    Интерес учащихся к проблеме;

    Практическая осуществимость проекта.

Информационно-методическое обеспечение проектного обучения должно включать учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. Важная роль отводится рациональному планированию и оформлению учебного комплекса.

Решение проблем выбора тем проектов, отдельными учащимися, может быть осуществлен через «банк проектов» состоящий из реально выполненных заданий сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся. Он сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением.

И, конечно, главная роль в процессе творческого развития учащегося принадлежит учителю. От его умения создавать атмосферу творческого сотрудничества, вступать в дискуссию с учащимися с использованием доказательств своих обоснований зависит образовательный и воспитательный эффект урока. На этих уроках у учащихся в наибольшей мере развиваются такие качества как, эмоционально-творческая активность, художественное восприятие, кругозор, самостоятельность, специальные умения и навыки.

Наиболее полно активизируется творческая деятельность учащихся, когда учитель комплексно решает задачи технологического обучения, используя различные методы, в том числе выполнение творческих проектов. Целью проектов является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.

Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, учащиеся осваивают методы инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач ориентирующих их на профессиональное самоопределение.

В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов технологического образования и учесть интересы учащихся.

Результатами проектов могут быть объекты, системы технологии, разработки по совершенствованию любых сфер деятельности, а так же личностные достижения учащихся. Совокупность этих педагогических условий обеспечивает успешную деятельность учителя по развитию творческой активности учащихся, что способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в целом.

1.3. Педагогические условия формирования и развития творческой активности.

По определению, данному в философском энциклопедическом словаре, «условие – то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления». В педагогике определились понятия «педагогические условия» и «дидактические условия». Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Современная дидактика трактует условия, как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения.

Понятие «педагогические условия» определяются как совокупность объективных возможностей содержания образования, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи (В.А.Андреев). В теории воспитания условия рассматриваются как среда, в которой протекают педагогические процессы.

К педагогическим относим те условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и должны обеспечить наиболее эффективное формирование и протекание учебного процесса. С точки зрения творческой деятельности развитие творчества является процессом, представляющим собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления, возможного и должного.

Мы выделяем следующие педагогические условия.

    Организация творческой деятельности учащихся.

    Включение в учебно-воспитательный процесс игровых форм учебной деятельности с художественно-коммуникативным содержанием.

    Использование форм, методов, приемов и средств, стимулирующих активность, самостоятельность, познавательный интерес учащихся.

Сущность педагогических условий развития творческой активности выражена Г.И.Щукиной в педагогической теории деятельности:

    Развитие деятельности в педагогическом процессе знаменует собой и поступательное развитие личности. На основе деятельности и различных ее видов совершается последовательное формирование личностных образований.

    Изменение характера деятельности существенно влияет и на изменение позиции ученика: от исполнительской к активной – к позиции субъекта.

    Изменение позиции ученика обусловлено развитием межсубъективых отношений учителя и учащихся. Это развитие характеризуется тем, что становится более активной позиция ученика в учебно-познавательном процессе и возрастает значение его саморегуляции, которая обусловлена такими личностными образованиями, как активность, самостоятельность, познавательный интерес.

Оно из основополагающих условий развития творческой активности учащегося: организация творческой деятельности. Говоря об условиях развития творческой активности, рассмотрим эту проблему с разных сторон. И на наш взгляд «творческая деятельность является воплощением высшей целесообразности и высшего проявления мастерства, совершенства человека в деятельности, т.е. искусности» (В.В.Горшкова).

Труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике позволяют выявить возможности творческой деятельности для формирования личности в педагогическом процессе. Считая главным назначением педагогического процесса – организацию деятельности обучающим обучающегося, то будет логичным дать анализ организации творческой деятельности через ее построение (структуру).

Педагогическая структура деятельности разработана Г.И.Щукиной. Компоненты деятельности: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умение, результат. Поэтому мы творческую деятельность анализируем исходя из двух теоретических положений. Творческой деятельности как общему феномену присущи сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность.

Проблема комплексного воздействия актуальных видов деятельности на развитие личности учащегося исследовались многими учеными с целью формирования таких значительных личностных образований как активность, самостоятельность, интерес к учению (И.П.Волкова, М.С.Каган, А.В.Петровский, Г.И.Щукина). Во взаимосвязи видов деятельности проявляется влияние предметных особенностей каждого из них, происходит их взаимодополнение за счет особенностей друг за друга. «В этом ансамбле видов деятельности каждый ученик может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы». (130,с.41). Это позволяет нам рассматривать учебно-познавательную деятельность во взаимосвязи с другими видами деятельности как основу развития творческой активности учащихся.

Идея о необходимости актуализации учебно-познавательной деятельности с такими, как коммукативная (общение), художественная и игра обусловлена, согласно многим исследованиям, их функциональным назначением (А.В.Мудрик, А.П.Тряпицина, Г.И.Щукина).

Целесообразность широкого включения общения в учебную деятельность учащегося обусловлена самой сущностью обучения. Она понимается нами как целенаправленный, мотивированный педагогически организованный процесс, в ходе которого происходит овладение новыми знаниями и умениями, развитие творческих сил, способностей и мотивационной сферы учащихся. Процесс передачи и усвоения знаний зависит от атмосферы сотрудничества и взаимопонимания участников учебного процесса. Познание (Л.С.Выготский) совершается в сотрудничестве, в общении учащегося с учителем, где можно видеть зону его ближайшего развития, и лишь затем это новое образование входит в фонд актуального развития учащегося.

Важную роль в процессе формирования личности ученика, его самооценки и самосознания отводят Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, А.В.Мудрик и Г.И.Щукина (4; 5; с.124). Таким образом, сочетание актуальных видов деятельности (учебно-познавательной в сочетании с художественной и коммуникативной) дает неограниченные возможности для использования в процессе организации деятельности учащихся различные формы, приемы и средства, стимулирующие активность, самостоятельность, познавательный интерес ученика, что является важным педагогическим условием развития его творческой активности.

Рассмотрим вопрос соотношений самостоятельности и познавательного интереса в контексте поисков педагогических условий развития творческой активности учащихся. Изучение вопроса о соотношении активности и самостоятельности связано с выдвижением задачи воспитания деятельностной личности в противовес теории процесса усвоения знаний. Прежде всего, это связано с организацией самостоятельной работы учащихся в условиях АСО (адаптивной системы обучения).

В условиях АСО, обучение – это не только сообщение новой темы, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать, делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Для организации такой работы важным является увеличение времени самостоятельной работы на уроке. Работа в парах, группах, выполнение разноуровневых заданий способствует созданию благоприятных условий для активизации творческой деятельности учащихся. Таким образом, увеличение времени самостоятельной деятельности учащихся является одним из условий активизации творческой деятельности учащихся. Исследование этого вопроса предлагает нам (А.С.Границкая).

В соответствии с логикой деятельностного подхода условием развития самостоятельности ученика является включение его в самостоятельную деятельность, направленную на готовность человека творить и преобразовывать мир. Именно в этом понимании значение самостоятельности присутствует в ряде педагогических исследований (М.Ф.Каган, Л.П.Аристов, Л.С.Границкая, Б.П.Есипов, М.А.Данилов, П.И.Пидкасистый и др.). Самостоятельность заключается в способности субъекта действовать без посторенней помощи (с.31).

Самостоятельность формируется в процессе выполнения особого вида учебных заданий – самостоятельных работ, приобретая характер проблемно – поисковой деятельности. Задания должны отражать логику поэтапного развития самостоятельности и предполагать постепенное усложнение деятельности ученика от деятельности под руководством учителя к самостоятельному поиску (Л.П.Аристова, М.А.Данилов, П.И.Пидкасистый, А.С.Границкая). Таким образом, педагогическим условием развития творческой активности, по нашему мнению, является систематическое включение учащегося в поэтапно усложняющуюся самостоятельную деятельность, которая в процессе выполнения учеником особого вида учебных заданий приобретает активно творческий характер.

Поэтапность развития самостоятельности как компонента творческой активности соотносится с этапами развития учебно-познавательной деятельности ученика – от репродуктивной к собственно творческой, преобразующей. И.И.Рондак отмечает, что воспроизводящая и творческая активность как противоположные виды познавательной деятельности учащихся взаимно дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретаемые учеником, в процессе усвоения программного материала, питают его творческую активность, а творческая деятельность способствует более вдумчивому, сознательному и глубокому усвоению материала. Становится важным соотношение знаний и умений в учебном процессе. Это подчеркивает в своих исследованиях С.Е.Матушкин.

Репродуктивное и творческое в учебно-познавательной деятельности ученика должны быть в отношении единства и преемственности и обеспечиваться, по нашему мнению, как на уровне ее содержания, так и на уровне форм и средств организации учебно-воспитательного процесса. Как отмечает Т.К.Ахаян, принцип единства и преемственности многообразно «…активизирует личность, актуализирует усвоенные в учебной работе знания, побуждает к новому поиску (7, с.33).

Отсюда следует, что реализация принципа единства и преемственности является важным педагогическим условием развития творческой активности. В нашем исследовании это означает, что принцип единства и преемственности репродуктивного и творческого должен быть последовательно реализован при конструировании учебных заданий и отражать поэтапность процесса развития творческой активности ученика.

Исследователи Т.К.Александрова, Б.П.Есипов, А.К.Макарова, А.М.Матушкин, А.В.Усова, А.А.Бобров – основу соединения воспроизводящей и творческой активности видят в общеучебных умениях несущих обобщенный и межпредметный характер (с.112). В контексте развития творческой активности учащегося исследователи выделяют обобщенные познавательные умения, лежащие в основе этого развития.

К таким умениям относятся:

    Умения выделять главное и второстепенное, которое является результатом таких логических операций как анализ, синтез и обобщение;

    Умение видеть новую функцию знакомого объекта;

    Умение моделировать нестандартные ситуации, связанные с развитием дивергентного мышления;

    Умение прогнозировать результаты деятельности.

Характер развития данных обобщенных познавательных умений в процессе учебно-познавательной деятельности может быть показателем уровня развития творческой активности (Л.Л.Гурова, В.П.Слуцкий).

Обобщенные познавательные умения, согласно исследованиям (А.К.Маркова, А.В.Усова, А.А.Боров) являются межпредметными. В контексте развития творческой активности существенное значение придается организационным и коммукативным умениям. Таким как: умение планировать предстоящую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы, умение формулировать свое мнение, умение обосновывать свои взгляды. Эффективным средством формирования общеучебных умений Т.К.Александрова считает комплексное учебное задание, так как оно требует применения определенной совокупности знаний и умений из ряда учебных предметов, способствует решению задач не только образования, но и развития и воспитания учащихся.

Этапы формирования умений, выделены Т.К.Александровой,- в силу общности их целей могут быть объединены в два этапа: информационный и практически действенный. Эти этапы, отражающие, процессуальный характер развития личности в процессе решения учебно-познавательных задач, были выделены Т.К.Аханян. Для нас этот этап важен в плане педагогического управления развитием творческой активности учащихся средством комплексного учебного задания.

Таким образом, основной соединения репродуктивной и творческой деятельности являются общеучебные умения, а специально организованный учебный процесс, направленный на их поэтапное формирование, выступает в качестве общего педагогического условия развития творческой активности ученика.

В аспекте задач исследования педагогических условий, развития творческой активности выделение информационного и практически-действенного этапов организации деятельности учащихся чрезвычайно важно. Это связано с тем, что информационный этап, призванный обеспечить осознание сущности творческой активности, способствует развитию такой стороны ее саморегуляции как самоанализ и самооценка. Исследования ученых подтверждают, что развитие творческой активности целенаправленно воздействует на мотивационную сферу личности, стимулируют интерес к творческой деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова, Г.И.Щукина).

В контексте нашего исследования правомерны вопросы о соотношении интереса учащихся к учению и их активности, о характере влияния мотивов на особенность проявления познавательной активности, о необходимости формирования интереса к творчеству, мотивации включения в творческий процесс. Исследования ряда ученых показывают, что познавательный интерес, самостоятельность как компонент учебной деятельности проявляется не сразу. Он проходит последовательно стадии своего развития от любопытства до внутреннего побуждения – мотива учебной деятельности (любознательность) и, наконец, до собственного познавательного интереса, способствующего развитию его самостоятельного учения подкрепляющего его активную творческую деятельность. Б.Г.Ананьев, А.К.Макарова, Г.И.Щукина и другие подтверждают, что познавательный интерес развивается в учебной деятельности. Учебную деятельность учащихся можно представить как синтез репродуктивной деятельности, характеризующей начальное звено активности, самостоятельности, интереса к творческой деятельности, предполагающей высшую ступень развития этих личностных образований.

Существенным педагогическим условием развития творческой активности ученика является включение в учебный процесс занимательного материала как средства привлечения интереса к предмету, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремление углубиться в сущность познаваемого.

Исследования Б.П.Есиповой, А.К.Марковой, Л.А.Ркгуш существенно дополняют представление о том, что наличие общеучебных умений не только реализуют проблему единства и преемственности между репродуктивным и творческим, эти умения являются обязательным компонентом творческой активности и способствуют развитию познавательного интереса. Г.И.Щукина особую роль отводит работам творческого характера. В процессе их выполнения познавательный интерес становится определяющим для развития способностей и склонностей.

Применительно к нашему исследованию правомерно предполагать, что поэтапно усложняющиеся работы творческого характера являются определяющими и при развитии творческой активности учащихся. Обучению учащихся навыкам поисковой деятельности как элементу творчества уделяет внимание А.П.Тряпицина, как механизму ориентации – А.В.Кирьякова, как характеристике высшего уровня познавательного интереса (интереса-мотива), предполагающего творческую активность-Г. И.Щукина.

Мы разделяем точку зрения ученых о разноплановой функции поисковой деятельности и о том, что эта деятельность может служить механизмом творческой активности. Педагогическим условием развития интереса как компонента творческой активности может быть целенаправленно организованная деятельность, предполагающая самостоятельный поиск ученика.

Характер отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-учитель», способствующий развитию творческой активности ученика, предполагает межсубъективный обмен деятельности, активное взаимодействие в творческом процессе; отношения взаимного доверия, совместный поиск, предусматривающий повышение уровня самостоятельности ученика; возможность самостоятельного выбора способа учебной работы, что способствует развитию субъективной позиции ученика

Еще одним важным педагогическим условием активизации творческой деятельности учащихся стала работа учителя по обучению учащихся методом проекта. В основе этой работы лежит разработка проектов по проектированию технологических процессов. Проектный метод обучения на современном этапе выступает составным звеном в организации самостоятельной творческой работы учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, развить мотивационную сферу учащихся (Л.В.Байбородова, И.В.Курицина, А.В.Леонтьев, Л.В.Серебренников, В.В.Солдатов, В.Д.Симоненко, И.Ф.Раздымалин, Ю.Л.Хотунцев, А.В.Цветков, В.Н.Чернякова, Л.Н. Морозова, К.Н. Поливанова).

Умения работать с информацией, материалами, инстументами учащиеся приобретают по мере осуществления репродуктивных и проектных этапов обучения. Система проектов строится по принципу усложнения и достижения осознания учащимися собственных способностей в проектно-технологической деятельности.

Мы учитываем основные требования к подбору проектной деятельности такие как:

    Подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

    Интерес учащихся к проблеме;

    Практическая направленность и значимость проекта;

    Творческая постановка задачи;

    Практическая осуществимость проект.

Эти требования к подбору объектов выполняются нами при обеспечении условий учебной деятельности:

    Возможность использования полученных знаний, умений и навыков;

    Соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

    Наличие соответствующих материально-технических средств;

    Соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;

    Обеспечение безопасных условий труда;

    Использование образовательных ресурсов школы и социума.

Информационно-методическое обеспечение проектного обучения должно включать учебную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. Важная роль отводится рациональному планированию и оформлению учебного комплекса.

Решение проблемы выбора тем проектов, отдельными учащимися, может быть осуществлено через «банк проектов» состоящий из реально выполненных заданий сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся. Он сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением.

Объективный процесс сближения, творческого взаимодействия науки, технического искусства, познавательной и художественно-эстетической деятельности создает предпосылки для глубокого постижения в рамках образовательного пространства возможностей для формирования творческого отношения к деятельности, развития у учащихся творческой культуры.

И, конечно, главная роль в процессе творческого развития учащегося принадлежит учителю. От его умения создавать атмосферу творческого сотрудничества, вступать в дискуссию с учащимися с использованием доказательств своих обоснований, зависит образовательный и воспитательный эффект урока. На этих уроках у учащихся в наибольшей мере развиваются такие качества как, эмоционально-творческая активность, художественное восприятие, кругозор, самостоятельность, специальные умения и навыки.

Наиболее полно активизируется творческая деятельность учащихся, когда учитель комплексно решает задачи технологического обучения, используя различные методы, в том числе выполнение творческих проектов.

Целью проектов является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбирать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует знания, умения, навыки.

Выполняя проекты, учащиеся осваивают методы инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач ориентирующих их на профессиональное самоопределение. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы.

Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов технологического образования и учесть интересы учащихся.

Результатами проектов могут быть объекты, системы технологии, разработки по совершенствованию любых сфер

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Что такое творческая личность? Прежде всего, это человек с широкими взглядами, энциклопедическими знаниями, гибким живым умом. Такая личность способна быстро приспосабливаться в работе к резко изменяющейся ситуации, оперативно находить нестандартные решения стандартных проблем. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творческого человека можно определить так - это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.

Главное требование к творческой жизни - это наличие достойной цели. Достижение этой цели не одномоментно. Подготовка к решению занимает годы, включая в себя многочисленные промежуточные этапы, попытки решения, отступления и периоды поиска новой тактики.

Творческая личность – это индивидуум, который владеет высоким уровнем знаний, притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное, шаблонное. Потребность в творчестве является жизненной необходимостью.

Большинство авторов соглашается с этим определением «творческой личности». Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерен. Главным показателем творческой личности, ее самым главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Н.В. Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал. Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином "творческая личность" встречается термин "креативная личность". Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева.

Креативная личность – личность, которая имеет внутренние условия, которые обеспечивают её творческую активность, то есть не стимулированную внешне исследовательскую деятельность.

Творческая личность - это креативная личность, которая в результате влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, что способствуют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Каждый человек должен совершенствовать навыки творческого мышления и руководить ими, чтоб полностью использовать возможности процесса творчества.

Творческое мышление – это познание чего-то нового. Оно является составным человеческого интеллекта.

Творческие способности - это умения, а также возможности творчески выполнять какую-то работу, выполнять какие-то действия, направленные на конкретный результата для улучшения чего-нибудь или кого-нибудь.

Творческие возможности - качества и способности, умения и особенности мотивационной сферы учащихся, которые развиваются и ведут к формированию творческой личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка.

Тогда что же такое творчество?

Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Творчество – это деятельность человека, которая порождает что-то новое, отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческий интерес – внимание, вызванное чем-то значимым, интересным, таким, что побуждает к самостоятельной творческой деятельности, результатом которой является открытие чего-то нового, решение какой-то проблемы.

В творческой деятельности человека выделяют три уровня сознания: подсознание, сознание и сверхсознание.

Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества. В сфере творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению и ставит его перед познающим действительность.

К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Это хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъектов. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознаваемость этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих гипотез путем их логического анализа.

Трехуровневая структура сознания может рассматриваться как основной параметр индивидуальности человека. У разных людей активность этих уровней выражена далеко не в равной степени.

Все уровни сознания развиваются, обогащаются и тренируются начиная с раннего детства. Сверхсознание тренируется игрой, затем – искусством. Оно не редко функционирует в зоне конфликта между социальными и идеальными потребностями, между существующими нормами и необходимостью их изменения. Сознание обогащается в процессе обучения, потом – образованием и мышлением. Подсознание наполняется посредством подражания, а позднее – практическим опытом, который контролируется сознанием. По мере взросления происходит обогащение как сознания (вполне осознаваемого опыта), так и подсознания, т.е. совокупности вторично неосознаваемых, автоматизированных навыков и умений. На определенном этапе у сверхсознания (творческой интуиции) появляется возможность непосредственного использования опыта, хранящегося в подсознании.

“Творческая личность, – утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, – это такая, которая некоторым, еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными”.

Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность - как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового. Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного сообщения.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Техническое творчество. Существует две формы получения творческого результата (решения):

Изобретение;

Рационализация.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.

К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.

Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают:

Принципиально новое (качественно);

Новое во времени.

Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.

Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.

Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).

По отношению к "творцу", новизна классифицируется:

1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, ндивидуальным, психологически новым;

2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей;

3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона;

4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования. Из сказанного вытекает, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

Есть люди, которые очень часто говорят, что они творческие, но при одном только взгляде на них, их слова ставятся под сомнение. А есть люди, которые действительно не видят себя в творчестве и никак не хотят быть к нему отнесенные. Кто же такие творческие личности, и как можно развить в себе творческие способности?

Мыслить творчески получается не у всех, и это знает каждый. В настоящее время стали модные такие слова как креатив, творческий подход, саморазвитие, эпатаж. И все это относиться к творческим личностям. Придумать новую идею, а также «украсить» и воплотить в жизнь старые замыслы, могут не все, и тем более не каждый. Такой креативный подход может быть только у творческого, и иногда странного человека. Сейчас каждый хочет в себе развить творческий потенциал, но иметь талант и тягу к творчеству – это не одно и тоже. Это у человека в крови, это и есть талант, который при огромных усилиях и маленьких задатках, возможно развить.

Творчески развиваем личность

  • Проводить много времени с «такими же». Как только вы начнете крутиться возле творческих людей, вы и сами почувствуете некий подъем, и к вам даже прилетит муза. Ученые доказали, если вы будете находиться в кругу творческих личностей как можно дольше, рано или поздно ваш творческий потенциал, если он хоть чуточку есть – раскроется.
  • Гибкость, которая подразумевает не прогибание под обстоятельства, а полное изменение своих привычек, которые должны быть без запретов, никаких табу, условностей. Творчество в любом его проявлении этого не терпит.
  • Особенное видение. Творческие люди всегда видят немного больше обычного человека, это и видеть главное, и рассмотреть недостающие детали, для собрания общего. Сам по себе творческий процесс очень уникален, эти люди мыслят креативно, и разнообразно, не так как все.
  • Какую бы цель не поставил перед собой творческий человек, он всегда к ней идет, и даже если на его пути встречаются промахи, ошибки и неудачи, он никогда не опускает руки, а всегда, с гордо поднятой головой, идет, даже если необходимо начать все сначала. Такое упорство к достижению намеченных планов также влияет на мыслительные процессы, которые заставляют продумывать все до мелочей.
  • Долой стереотипам. Творческие люди даже выглядят по другому, а это все из-за лишения стереотипов, как таковых. Никаких запретов, только желание и творческий подход ко всему.
  • Постоянное самосовершенствование. Творческая личность очень , и всегда найдет лазейку того, чего не знает, а значит это еще один путь к познанию и совершенствованию. Такой подход очень хорош для всех людей, это развивает много мыслительных процессов человека, уверенность, психологический настрой, эмоциональный фон, успешность, удовлетворенность жизнью – все это можно обрести через узнавание чего-то нового.

Активность. Забудьте про лень, для творческих людей активная жизненная позиция – самый лучший двигатель творчества. Они могут не спать ночами, а заниматься любимым делом, познавать что-то новое, увлекаться чтением, просмотром арт – фильмов, и т.д. горящие глаза и активность – вместе идут рука об руку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гуманных методов и приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание надо уделять чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.
И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому надо использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Также одним из условий является организация развивающей среды, т.е. пространства, открытого для действия личности, в котором педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность дошкольника.

Анализ и изучение опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений показывают, что для эффективного протекания процесса развития творческой личности дошкольника необходимо соответствующее руководство со стороны педагога, готового целенаправленно и целостно осуществлять данную деятельность, что возможно только при реализации следующих педагогических функций:

Информационная, включающая умения пользоваться речевой выразительностью, точно и образно излагать материал, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе творческой деятельности;

Организаторская, включающая в себя умения планировать развивающий воспитательно-образовательный процесс, подбирать материал, методы, приемы и средства для содержательной творческой деятельности дошкольников;

Диагностическая, включающая умения определять особенности творческих способностей детей и учитывать это в организации творческой деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности развивающей работы в целом, видеть связи развития творческой личности ребенка с использованием различных методов творческой и познавательной деятельности;

Коммуникативная, которая требует от педагога навыков межличностного взаимодействия с детьми в процессе их совместной творческой деятельности, проявляющихся в умении быть всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым;

Побудительная, направленная на умение возбуждать творческий интерес и фантазию детей, побуждать их к активности и преобразованию.

Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.

Рекомендуем почитать

Наверх