Исследование эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью. Диагностика нарушений эмоционального развития у детей. редукция профессиональных обязанностей

Обслуживание клиентов 20.09.2019

Протекая частично на неосознаваемом уровне, восприятие эмоций имеет боль­шую практическую значимость. Адекватное восприятие эмоций и эмоциональных состояний важно, например, в межличностном общении, при решении проблем профессиональной пригодности (начиная от определения эмоциональных характе­ристик человека, работающего со сложной техникой в условиях повышенной от­ветственности, заканчивая важными личностными качествами руководителей раз­личного уровня) . В качестве иллюстрации вышесказанного, можно сослать­ся на работы А.Г. Журавлева, в которых он раскрывает актуальность и практиче­скую значимость вопроса о влиянии различных коммуникативных качеств лично­сти руководителя на эффективность или результативность руководства коллекти­вом. Первостепенным в этом отношении качеством личности, по мнению А.Г. Журавлева, является общительность, которая характеризуется легкостью кон­тактов, отсутствием замкнутости, изолированности и т. п. Однако следует специ­ально отметить, что по количеству, по частоте контактов недостаточно еще судить о выраженности общительности личности. Необходимо учитывать эмоциональный «тон» этих контактов, который может быть положительным, нейтральным и отри­цательным. Поэтому нужно различать такие качества, как контактность и общи­тельность. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный «тон» общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общи­тельным. Общительность как качество личности обязательно должна сопровож­даться эмоционально-положительным тоном общения .

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний .

На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие. Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение. При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов. Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями .

Обязательным компонентом создания эмоционально-положительного тона об­щения служат такие проявления эмоций, которые психологи классифицируют как невербальные эмоциональные экспрессии.

Важнейшим свойством экспрессии как средства коммуникации является ее длительность. Обычно бурная экспрессия не превышает 2–3 секунд и при большей продолжительности интерпретируется как фальшивая, наигранная . Представ­ляет большой интерес изучение закономерностей динамики микроэкспрессий, длительность которых варьирует от 40 до 200 мс. В случае маскировки человеком эмоционального состояния они выступают в качестве наиболее информативных сигналов, которые большинством наблюдателей не замечаются и не опознаются . Микропроцесс восприятия, или элементарный перцептивный акт, - нераз­ложимая единица зрительного восприятия, которая контролирует процессы более высокого уровня, подчиняясь одновременно логике их развития. Как известно, взаимодействие субъекта восприятия с объектом выступает в виде процессов ре­шения зрительной задачи, действия (операции) или поведенческого акта. Оно реа­лизует визуальный контакт индивида со средой, который внешне проявляется в форме направленного поворота и (или) устойчивой фиксации глаз (головы). «Кон­такт» продолжается 300–500 мс и развертывается в пределах зрительного поля индивида. Движение перцептивной системы данного уровня и есть микропроцесс восприятия в широком смысле слова.

Визуальное отображение потребного фрагмента действительности становится возможным благодаря практически мгновенной мобилизации психических средств и ресурсов индивида в целом (она длится в течение долей секунды и столь же бы­стро перестраивается) . Подобное образование и развитие функционального психологического органа (системы внутренних условий восприятия) было названо В.А. Барабанщиковым перцептивным микрокомплексом. Невербальная эмоцио­нальная экспрессия имеет достаточно разнообразные области проявления: это по­зы, жесты, речевые экспрессии, мимические лицевые проявления. В конкретном исследовании был выбран лишь один аспект этих многочисленных проявлений - мимика лица.

Проблема динамики восприятия экспрессии лица является проблемой иного типа, чем, например, проблема восприятия цвета, формы или движения. Воспри­ятие лица - это сложный, многомерный процесс, в котором распознавание эмо­ции является лишь одной из его сторон. Лицо выражает личность человека и явля­ется основным каналом невербальной коммуникации. Лицо несет информацию о возрасте, расовой и половой принадлежности человека, его интеллекте, характере, эмоциональном состоянии, определяет содержательный контекст высказываний, включено в организацию процесса общения. Поэтому, воспринимая лицо, мы от­носимся к данному предмету восприятия как к себе подобному. Соответственно, и перцептивный процесс строится, в том числе и по логике общения . И как след­ствие этого, восприятие и определение наблюдателем эмоционального состояния другого человека - это не просто процесс принятия решения, не просто прием и переработка информации и т. д., это эмоциональное сопереживание, т. е. целост­ный акт общения.

Изучая онтологию восприятия экспрессии лица на микроуровне, чрезвычайно важно правильно подобрать необходимую методику исследования. С этой целью был проведен обзор существующих методов исследования эмоций. Они оказались достаточно разнообразными. Самыми достоверными и надежными критериями определения эмоциональных состояний на сегодняшний день являются, бесспор­но, соматические и вегетативные критерии (ЭЭГ, ЭКГ, ЭПГ, КГР и некоторые другие) и, соответственно, методы, использующие их .

22. Исследования эмоций

Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.

По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.

В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = – П (Ин – Ис), где Э – эмоция, ее сила и качество, П – потребность, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии потребности нет и эмоции. Если Ин > Ис, то эмоция отрицательна, в противоположном случае – положительна. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.

Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестин-геру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.

Из книги Сон - тайны и парадоксы автора Вейн Александр Моисеевич

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Понимание эмоций Второе предварительное замечание касается понимания нами эмоций. Наши представления об эмоциях еще далеки от четкости и не позволяют нам предложить оригинальные дефиниции. Мы, скорее, стремимся пока опереться на наименее спорные суждения компетентных

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Наименование эмоций Когда мы обсуждали строение черт, то пришли к выводу о том, что наименование имеет большое значение для функционирования черт и их распознавания в себе и в другом. Список черт, которые характеризуют человека, играет большую роль в понимании другого, в

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Сила эмоций Эмоции – страшное оружие. Бессовестный оратор способен довести разгоряченную толпу до точки кипения, и она ринется громить, грабить, убивать. Но не будем преувеличивать: степень накала эмоций ваших слушателей зависит от обстоятельств, и вряд ли вам удастся

Из книги Техника безопасности для родителей детей нового времени автора Морозов Дмитрий Владимирович

ДУБИНКА ЭМОЦИЙ Эмоциональная жизнь ребенка у открытых, оптимистичных, внимательных родителей похожа на уверенную прогулку по широкой ровной дороге, плавно поднимающейся вверх. В неблагополучной семье ребенок идет, как по горной тропе, спотыкается на порицаниях,

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Суммация эмоций Зависть способна к накоплению энергий других эмоций. Если зависть сопровождается стыдом, виной, страхом, ревностью, ущемленной гордостью, попранием достоинства, то энергия этих эмоций сливается с доминирующей структурой переживания, и все эти эмоции

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Выражение эмоций Первое, на что обращают внимание большинство людей при встрече, - глаза. Глаза многое выражают. Люди с оживленным взглядом охотнее идут на контакт, они более дружелюбны. А те, у кого холодный пронизывающий взгляд, как будто бы смотрят сквозь нас. Глаза

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Контроль эмоций 1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.3. Чрезмерное использование вины. Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Тренировка эмоций Об этом написано много. Где-то правдиво, где-то намеками, где-то откровенно лживо, потому что не сработает… Для того чтобы разобраться, потребуется отдельная книга, поэтому ограничимся намеками, и приведем несколько примеров.К примеру, вы боитесь делать

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения) Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

Фабрика эмоций Адлер рассматривал сны как фабрику эмоций и чувств. Он не считал их посттравматическим синдромом или результатом накопившихся переживаний. Нас не волнует, что было с нами вчера. Сегодня и завтра – вот что бросает нам вызов. Давайте подумаем, как

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

7.1. Виды эмоций Существуют различные классификации эмоций. Согласно одной из них, эмоции подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные. К положительным эмоциям

Из книги автора

Оценка эмоций Аналогичную работу по идентификации выражений лица проводили Хизер Гордон и ее сотрудники в Центре когнитивной неврологии, в Дартмутском колледже. В процессе распознавания эмоций (участники которого должны были придавать своему лицу те же выражения, что

Чувства и эмоции отражают наше отношение к какому либо событию или человеку, причем эмоции - это непосредственная реакция на что-либо, на животном уровне, а чувства - больше продукт мышления, переживания, накопленного опыта и т.д. Итак, какие бывают чувства и эмоции?

Давайте для начала разберемся, зачем важно четко осознавать и понимать те чувства, эмоции, которые мы испытываем. Эмоции дают нам обратную связь на происходящее и позволяют понять, что мы делает правильно и целесообразно, а в чем...

Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.

Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире - эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века. Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим...

Человек – существо биосоциальное. Как нам известно из школьного курса по обществознанию, это означает, что никто из людей не может существовать без общества для нормальной самореализации и развития своих способностей, а также освоения человеком разных социальных статусов.

Во время жизни человек не может оставаться равнодушным или безразличным к другим людям или событиям, поэтому для выражения своих чувств использует разные эмоции.

Понятие эмоций и их проявление

Эмоции определяются как...

Значение эмоций и чувств для человека весьма велико. Они проявляют свое влияние во всех сферах его жизни. Эмоции и чувства – это различные явления. Вместе с тем, они тесно связаны между собой, поэтому их удобнее рассматривать совместно.

Любые эмоции и чувства, переживаемые человеком, так или иначе, влияют на состояние его энергетики и, соответственно, на его психическое и физическое самочувствие.

Регулирование сферы психики обычно сводится к контролю, подавлению и торможению эмоций и...

Эмоции это индикаторы, которые показывают, что в данный момент чувствует человек.

При этом он может их скрывать, прикрываясь ложными словами, но если следить за его мимикой, жестами и языком тела, то можно выяснить правду.

Согласно Википедии, эмоция – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Положительные эмоции – это позитивная ответная реакция на событие, которое...

Исследование продуктов питания... За последние 50 лет ключевую роль в увеличении числа душевных заболеваний, шизофрении, болезни Альцгеймера, возможно, играют… продукты питания. Это мнение высказано психологами Британского Фонда психического здоровья.

За последние 50 лет население стало есть пищу менее свежую, больше насыщенную жирами и сахаром, что, по мнению врачей, стимулирует развитие депрессии и проблем с памятью. Кроме того, в продуктах питания резко изменился баланс жирных кислот, и, в...

Исследование предпочтений женщин Америки завершились неожиданными результатами: лучшие друзья» девушек приказали долго жить – согласно опросу три четверти гражданок выберут новый плазменный телеящик в пику такому привычному бриллиантовому колье.

Опрос 1400 женщин и 700 мужчин в возрасте от 15 до 49 лет, проведенный американской кабельной телесетью Oxygen Network, владелицей которой, кстати, является женщина, показал, что слабый пол не хуже сильного стал ориентироваться в новейших технологиях...

Одна из проблем, стоящая сейчас перед обществом в целом и перед социальными службами в частности, – это увеличение количества людей, имеющих инвалидность. Для повышения эффективности работы с этой категорией клиентов необходимо учитывать ряд присущих им психологических особенностей.

Мы полагаем, что уверенность в себе занимает среди них не последнее место, поскольку оказывает влияние как на адаптацию инвалида к своему новому положению, так и на реабилитационный процесс, и тем самым...

В начале января 1969 года я почувствовал настоятельную потребность продолжить дальнейшие поиски и исследования духовной стороны жизни и особых сфер, в которых я побывал, проводя эксперименты в 1964-1965 гг. Я решил поговорить с Джин Хоустон и Бобом Мэйстерсом - парой, которая в прошлом работала с ЛСД и написала книгу о нем.

Они работали с гипнозом и измененными состояниями сознания. Я уважал их честность, их интересы, любовь и осведомленность в интересующих меня вопросах. После звонка по...

эмоция чувство регулировка

Диагностические методы оценки эмоциональности у мужчин и женщин.

С целью изучения эмоциональности мужчин и женщин мною было проведено исследование двух групп испытуемых юношеского возраста. В исследовании участвовали 30 испытуемых в возрасте от 17 до 20 лет, которым были предложены методики на выявление эмоциональности. В экспериментальную группу входило 15 юношей в возрасте 17 - 20 лет и 15 девушек в возрасте17 - 20 лет. Средний возраст испытуемых 18, 5 лет (См. табл. 2.1).

Для проверки гипотезы моего исследования, которое заключается в том, что я предполагаю, что различие в выражении эмоций юношами и девушками будет просматриваться в следующих особенностях:

  • 1. девушки имеют более высокий уровень общей эмоциональности; а юноши более низкий уровень общей эмоциональности.
  • 2. у девушек преобладают такие виды эмоциональности как психомоторная и коммуникативная, а у юношей преобладают такой вид эмоциональности как интеллектуальная.
  • 3. у девушек преобладают такие эмоциональные свойства как эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций и отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, а у юношей преобладает такое свойство эмоциональности как длительность, - нами был проведён констатирующий эксперимент. Он заключался в определении вида эмоциональности, выявления ситуативных эмоциональных состояний и выявление самооценки различных характеристик эмоций.

Для облегчения восприятия диагностических заданий каждому испытуемому предлагались готовые бланки для ответов.

Для проведения моего исследования я подобрала комплекс диагностических методик, включающий в себя «Методику диагностики эмоциональности» Русалова В.М, « Дифференциальные шкалы эмоции», которую разработал К. Изард, Самооценночный тест «Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина. Одним из основных требований при подборе их надёжность, валидность и адекватность цели исследования.

Для определения вида эмоциональности мною была взята «Методика диагностики эмоциональности» Русалова В.М. .

Данный вариант представляет фрагмент опросника формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова (см. табл. 2.2). Автор выделяет 3 вида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную, интеллектуальную.

Цель: выявить вид эмоциональности, который преимущественно проявляется у мужчин и у женщин в юношеском возрасте.

Инструкция:

Вам предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно.

  • 1 - не характерно
  • 2 - мало характерно
  • 3 - довольно характерно
  • 4 - характерно.

Обработка результатов

Вопросы 2, 10, 18, 25, 31, 38 служат для проверки адекватности оценивания опрашиваемым своего поведения. Испытуемые, набравшие по этой шкале 18 баллов и более, по инструкции автора методики, должны исключаться из дальнейшей обработки.

Шкала «психомоторная эмоциональность»: 4, 7, 8, 14, 16, 23, 27, 28, 32, 33, 35, 38.

Шкала «Интеллектуальная эмоциональность»: 1, 3, 5, 6, 12, 13, 19, 22, 26, 30, 36, 37.

Шкала «Коммуникативная эмоциональность»: 9, 11, 15, 17, 20, 21, 24, 29, 34, 40, 41, 42.

По каждой из этих шкал можно набрать от 12 до 48 баллов. Низкие значения эмоциональности находятся в пределах до 25 включительно, средние - от 26 до 34, высокие - 35 и больше.

Суммируя баллы по всем трем шкалам, получают величину общей эмоциональности. Норма - от 78 до 102.

Для выявления ситуативных эмоциональных состояний мною была взята методика « Дифференциальные шкалы эмоции», которую разработал К. Изард (см. табл.2.3) .

Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Ее содержание вновь предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания .

Цель: диагностика ситуативных эмоциональных состояний.

«1» -- совсем не подходит;

«2» -- пожалуй, верно;

«3» -- верно;

«4» -- совершенно верно.

Обработка результатов: Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера.

В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно (при К 20-80 = 60/45 при С = 0):

Если отношение первой скобки ко второй Кс больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному, и при Кс меньше единицы? отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс < 1) самооценка в целом понижается, в особенности когда наступает состояние близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к патологической депрессии и суициду.

Для выявления самооценки различных характеристик эмоций мною была взята методика Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина (см. табл. 2.4) .

Цель: выявить качественные характеристики эмоциональной сферы личности, такие как эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, влияние эмоций на деятельность и общение субъекта.

Инструкция. На каждый из заданных вопросов отвечайте «да», если согласны с тем, о чем вас спрашивают, или «нет» при отсутствии согласия.

Обработка результатов.

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма баллов по каждой из четырех шкал.

Ключ к расшифровке данных опроса

«Эмоциональная возбудимость» - ответы «да» по пунктам 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29.

«Интенсивность эмоций» - ответы «да» по пунктам 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30.

«Длительность эмоций» - ответы «да» по пунктам 3, 11, 15, 19, 27, ответы «нет» по пунктам 7, 23, 31.

Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения? ответы «да» по пунктам 4, 12, 16, 24, 28, ответы «нет» по пунктам 8, 20, 32.

Анализ полученных результатов:

После проведения исследования мною были получены данные (см. табл. 2.5), которые мы получили на основании обработки тестовых бланков (см. табл. 2.6).

Из чего можно сделать выводы об эмоциональности юношей и девушек данной группы.

Для определения вида эмоциональности нами была взята «Методика диагностики эмоциональности» Русалова В.М. Эмпирические показатели, полученные в результате выполнения юношами и девушками данной методики, распределялись по четырём основным шкалам: психомоторная эмоциональность, интеллектуальная эмоциональность, коммуникативная эмоциональность, общая эмоциональность (табл. 2.7).

Анализ полученных показателей выраженности того или иного вида эмоциональности у мужчин и женщин позволяет выявить достоверные отличия в уровневых характеристиках изучаемых свойств эмоциональной сферы. Более высокие средние показатели регистрируются у женщин по шкалам «Психомоторная эмоциональность» (24, 4 и 21.2 балла соответственно), «Общая эмоциональность»(75, 07 и 73, 93 балла соответственно). Так же мы получаем, что по шкалам «Психомоторная эмоциональность» и «Коммуникативная эмоциональность» и юноши и девушки имеют низкий уровень эмоциональности, по шкале «Интеллектуальная эмоциональность» обе группы имеют средний уровень эмоциональности. Общий уровень эмоциональности и в группе юношей и в группе девушек снижен.

Из этого можно сделать вывод, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, более раскованно выражают свои эмоции. Они у них проявляются ярко, многообразно, сопровождаясь психомоторным возбуждением, выражающемся в двигательном возбуждении, речевой активности.

На мой взгляд, это связанно с особенностями воспитания тех и других. Так у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют .

Так же это связано и с особенностями женской гормональной системы, которая влияет на центральную нервную систему, определяя выраженность эмоций. Эстрогены избирательно накапливаются в преоптической области и в перегородке. Известно влияние прогестерона на возбудимость преоптической зоны и латерального гипоталамуса, имеющих отношение к гонадотропной функции. А это в свою очередь ведёт к усилению эмоционального ответа, так как непосредственно за эмоции отвечает лимбическая система. Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро таламуса. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий, поясная извилина, в свою очередь является часть лобной доли мозга, а она в свою очередь тесно связана с преоптической областью коры .

Так же, было выявлено, что у мужчин уровень по шкале «Интеллектуальная эмоциональность» выше(28, 26 и 26, 13 соответственно). На наш взгляд это связано с преобладанием рационального мышления у мужчин. Тестостерон обладает способностью улучшать мыслительный процесс. Тестостерон отрицательно влияет на способность человека к распознаванию невербальных сигналов, которые ему подают окружающие, и состраданию [ 3, С. С. 224, 226].

Для выявления ситуативных эмоциональных состояний мною была взята методика « Дифференциальные шкалы эмоции», которую разработал К. Изард. Эмпирические показатели, полученные в результате выполнения юношами и девушками данного теста распределялись по следующим шкалам: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, самочувствие (табл. 2.8).

Таким образом, по данным средних показателей по группе юношей мы имеем, что преобладающими ситуативными состояниями являются «радость», «интерес». Также значительно выражены такие ситуативные эмоциональные состояния как «удивление», « презрение», «стыд», «вина». Эти эмоции являются доминирующими в эмоциональном состоянии юношей исследуемой группы. Подсчитав соотношение положительных эмоций к отрицательным мы получаем К = 1, 42, так как К>

По данным средних показателей по группе девушек можно сделать вывод о том, что преобладающими ситуативными состояниями являются также «радость», «интерес» и «стыд». Эти эмоции являются доминирующими в эмоциональном состоянии девушек исследуемой группы. Подсчитав соотношение положительных эмоций к отрицательным мы получаем К = 1, 3, так как К>1, следовательно самочувствие в целом характеризуется положительным.

На основании полученных данных можно сделать вывод, как и у юношей, так и у девушек доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции и положительное самочувствие.

Для исследования особенностей эмоциональных свойств личности я выбрала одноименный тест, разработанный Е. П. Ильиным .

Эмпирические показатели, полученные в результате выполнения юношами и девушками самооценочного теста «Характеристика эмоциональности», распределялись нами по четырем основным шкалам: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения (табл. 2.9).

Анализ полученных показателей выраженности эмоциональности у мужчин и женщин позволяет выявить достоверные отличия в уровневых характеристиках изучаемых свойств эмоциональной сферы. Более высокие средние показатели регистрируются у женщин по шкалам «эмоциональная возбудимость» (4, 2 и 3, 6 баллов соответственно), «интенсивность эмоций»(5, 07 и 4, 4 балла соответственно), «отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения» (3, 8 и 3, 07 баллов соответственно).

После проведения исследования нами были получены данные (диаграмма), на основании которых можно сделать выводы об эмоциональности юношей и девушек данной группы.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин, которые связывают с особенностями воспитания тех и других. Так, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Для мужчин открытое проявление эмоций достойно насмешек и позора. Это дает основание говорить, что эмоциональные особенности свойств личности у мужчин и женщин не одинаковая, различна и степень их внешнего выражения.Можно добавить, что различно у мужчин и женщин и выражение разных эмоций: то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т. п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин .

В процессе изучения эмоциональности мужчин и женщин мною было проведено исследование двух групп испытуемых юношеского возраста. Мною были взяты 30 испытуемых в возрасте от 17 до 20 лет, которым были предложены методики на выявление эмоциональности.

После проведения исследования мною были получены данные, на основании которых можно сделать выводы об эмоциональности юношей и девушек данной группы, а именно что женщины более эмоциональны, чем мужчины, более раскованно выражают свои эмоции. Они у них проявляются ярко, многообразно, сопровождаясь психомоторным возбуждением, выражающемся в двигательном возбуждении, речевой активности.

На мой взгляд, это связанно с особенностями воспитания тех и других. Так у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Так же это связано и с особенностями женской гормональной системы, которая влияет на центральную нервную систему, определяя выраженность эмоций.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что, как и у юношей так и у девушек доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции такие как радость и интерес, и положительное самочувствие.

Это дает основание говорить, что эмоциональные особенности свойств личности у мужчин и женщин одинаковы, различна же степень их внешнего выражения.


При исследовании эмоциональной сферы в клинической практике главное значение придается беседе и наблюдению за эмоциональными реакциями пациента, а также анализу поведения больного, о котором могут сообщить врачу его родственники или сослуживцы по работе.

Обращают внимание на выражение лица и мимику, позу и пантомимику, особенности речи. К объективным признакам эндогенной депрессии, кроме поведенческих особенностей, можно отнести наличие тахикардии, мидриаза, спастических запоров, нарушений менструаций, сухости во рту и иных вегетативных сдвигов.

Психиатрами описан ряд специфических симптомов - внешних признаков депрессии: "фигура омеги" (складка между бровей, похожая на греческую букву "омега"), признак Верагута (нависание наружных половин верхних век) и другие. Иногда можно обнаружить на коже рубцы - следы бывших попыток к самоубийству (в области шеи, сердца или локтевых вен).

По поводу основного настроения задают пациенту вопрос, каково оно, хорошее - плохое, нет ли тоски, страха или тревоги. Если ответ неопределенный, то дополнительно спрашивают, не изменилось ли настроение и какое оно было раньше. Обращают внимание на суточные и сезонные колебания основного фона настроения (заметные ухудшения в утренние часы или вечером, в осенне-весенние сезоны года чаще характеризует периодическую эндогенную депрессию). Большое значение имеет выявление отсутствия или слабости эмоциональной реакции на эмоциогенные стимулы (апатия). При исследовании аффективных реакций следует иметь в виду, что они не всегда соответствуют основному фону настроения. Так, например, на фоне веселого настроения можно наблюдать и реакцию злобности.

В условиях психологической лаборатории для исследования степени эмоциональной возбудимости часто используются методики регистрации кожно-гальванического рефлекса, электроэнцефалограммы, пульса, артериального давления и других физиологических, а также биохимических параметров при различных эмоциогенных нагрузках. Определенная независимость от воли возникновения вегетативных реакций при эмоциогенных стимулах легла в основу создания "детекторов лжи", т.е. специальных приборов (полиграф), которые регистрируют различные телесные проявления эмоций. Полиграфические методы исследования приобрели большую распространенность в различных психофизиологических исследованиях.

Изучение эмоций по их телесным проявлениям названо немецким психологом Освальдом Кюльпе (1862 - 1915) "методом выражения". Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), который сконструировал плетизмограф, Ш. Фере (1888) и И.Р. Тархановым (1890), которые независимо друг от друга предложили психогальванический метод.

Наряду с методом выражения большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый "метод впечатления", начало которому положено И. Гете. Он изучал действие цвета на чувства, но полную методическую разработку метода осуществил Г. Фехнер в разделе экспериментальной эстетики. Цель опыта сводилась к определению того, как и в какой степени разные ощущения цвета оказывают на человека эстетическое воздействие. В последующем это использовалось для изучения элементарных чувств и эмоций в области слуха (сочетания звуков) и движений (пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятий). Существенным для метода впечатления является субъективное сравнение (нравится или нет) двух и более одновременно или последовательно предъявляемых раздражителей. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия.

В 90-х годах XX в. наметилась тенденция объединения метода впечатления с методом выражения, что связано со стремлением объективизировать субъективные оценки испытуемого. Кроме этих двух основных экспериментальных методов изучения эмоций в психологии стали часто использовать различного рода опросники, кинофотосъемку для регистрации мимики, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека.

Определенные данные об эмоциональной сфере больного дают тесты изучения темперамента и личности, опросники выраженности реактивной и личностной тревоги, наличия депрессии. Могут быть полезными для оценки эмоциональной сферы и ряд других методик экспериментально-психологического исследования: изучение уровня притязаний, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, метод "чернильных пятен" Роршаха, тест "портретов" Сонди, цветовой тест Люшера, исследование понимания эмоционального подтекста в рассказе, исследование юмора и другие.

Начиная с 50-х годов, происходит неуклонное внедрение специальных градуированных шкал во все основные отрасли медицины. Эти шкалы разрабатываются для сравнения разных методов и средств терапии, а также в научных целях. Для объективной оценки депрессии в психиатрии разработано множество шкал, которые могут быть подразделены на две группы: шкалы самооценки (например, шкала Цунга) и шкалы, где оценку состояния больного проводит врач (например, шкала Гамильтона, шкала Раскина, шкала Монтгометри - Асберга и др.).

Шкала самооценки депрессии Цунга (Zung W.W.K., Durham N.S., 1965) обеспечивает оценку интенсивности депрессивных симптомов и измеряет депрессию в целом. Используется для предварительной диагностики, катамнестических сравнительных исследований, клинических испытаний лекарственных средств. Шкала состоит из 20 пунктов, каждый из них выражает симптом депрессии в форме утверждения (пункты 5, 6, 11, 12, 16, 17, 18 и 20, обратный подсчет баллов) или отрицания. Нормальный показатель равен 34 или меньше, а депрессивный - 50 или выше.

Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS) предназначена для измерения тяжести депрессии в клинических и экспериментальных целях (Hamilton M., 1967). Исследователь должен иметь подготовку в психиатрии, т.к. шкала основывается на клинической беседе с больным. Время оценки определяется как "сейчас" или "в течение последней недели". Оригинальная версия шкалы содержит 23 пункта, 2 из которых состоят из двух частей. В настоящей версии 21 пункт (последние 4 пункта отражают типы депрессии или редкие синдромы). Сумма баллов лиц без депрессии равна 0, крайняя степень депрессивного (меланхолического) синдрома (максимальная оценка) равна 52 баллам.

1. ДЕПРЕССИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малой ценности)
0=отсутствие
1=выражение указанного чувства только при прямом вопросе
2=высказывается в жалобах спонтанно

3=определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика, поза, голос, плаксивость
4=пациент выражает только эти чувства как в спонтанных высказываниях, так и невербально

2. ЧУВСТВО ВИНЫ О=отсутствует
1=самоуничижение; считает, что подвел других
2=чувство собственной вины или мучительные размышления о прошлых ошибках или грехах
3=настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности
4=вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и/ или зрительные галлюцинации угрожающего содержания

3. СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ О=отсутствуют
1=чувство, что жить не стоит
2=желание смерти или какие-либо мысли о возможности собственной смерти
3=суицидальные высказывания или жесты
4=суицидальные попытки (любая серьезная попытка оценивается как «4»)

4. РАННЯЯ БЕССОННИЦА О=отсутствие затруднений при засыпании
1=жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 30 мин)
2=жалобы на невозможность заснуть каждую ночь

5. СРЕДНЯЯ БЕССОННИЦА О=отсутствует
1=жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2=многократные пробуждения в течение всей ночи - любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)

6. ПОЗДНЯЯ БЕССОННИЦА 0=отсутствует
1=раннее пробуждение утром с последующим засыпанием
2=окончательное раннее утреннее пробуждение

7. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ 0=отсутствие трудностей
1=мысли и ощущение несостоятельности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью (работа или хобби)
2=утрата интереса к деятельности (работе или хобби), выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно, через апатичность и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)
3=уменынение реального времени проявления активности или снижение продуктивности; в условиях стационара оценка "3" выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее 3 ч в день (работа в стационаре или хобби)
4=отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка "4" выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или не справляется даже с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи

8. ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)
0=нормальная речь и мышление
1=легкая заторможенность в беседе
2=заметная заторможенность в беседе
3=выраженные затруднения при проведении опроса
4=полный ступор (обездвиженность)

9. АЖИТАЦИЯ (тревожное возбуждение)
0=отсутствует
1=беспокойство
2=беспокойные движения руками, теребление волос и пр.
3=подвижность, неусидчивость
4=постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, покусывание губ

10. ПСИХИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА 0=отсутствует
1 субъективное напряжение и раздражительность
2=беспокойство по незначительным поводам
3=тревога, отражающаяся в выражении лица и речи
4=страх, выражаемый и без расспроса

11. СОМАТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА (физиологические проявления тревоги: гастроинтестинальные - сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка; сердечно-сосудистые - сердцебиение, головные боли; дыхательные - гипервентиляция, одышка; учащенное мочеиспускание; повышенное потоотделение)
0=отсутствует
1=слабая
2=средняя
3=сильная
4=крайне сильная

12. ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ СОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
0=отсутствуют
1=утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе
2=прием пищи только с упорным принуждением; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов

13. ОБЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
0=отсутствуют
1=тяжесть в конечностях, спине или голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил
2=любые резко выраженные симптомы

14. ГЕНИТАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ (утрата либидо, менструальные нарушения)
0=отсутствуют
1=слабо выраженные
2=сильно выраженные

15. ИПОХОНДРИЯ
0=отсутствует
1=поглощенность собой (телесно)
2=чрезмерная озабоченность здоровьем
3=частые жалобы, просьбы о помощи и пр.
4=ипохондрический бред

16. ПОТЕРЯ В ВЕСЕ (оценивается либо пункт А, либо Б)
А. По данным анамнеза:
0=отсутствие потери в весе
1=вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием
2=явная (со слов пациента) потеря в весе
3=не поддается оценке

Б. Если имеются данные об измерениях веса тела
0=потеря в весе менее 0,5 кг в неделю
1=более 0,5 кг в неделю
2=более 1 кг в неделю
3=не поддается оценке

17. КРИТИЧНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ
0=осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием
1=осознание болезненности состояния, но отнесение этого на счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.
2=полное отсутствие осознания болезни

18. СУТОЧНЫЕ КОЛЕБАНИЯ
А. Уточните, когда симптомы выражены в более тяжелой форме - утром или вечером; при отсутствии суточных колебаний маркируйте 0 баллов
0=отсутствие колебаний
1=ухудшение утром
2=ухудшение вечером

19. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ И ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ (например, ощущение нереальности окружающего)
0=отсутствует
1=слабая
2=умеренная
3=сильная
4=непереносимая

20. ПАРАНОИДАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ
0=отсутствуют
1 =подозрительность
2=идеи отношения
3=бред отношения и преследования

21. ОБСЕССИВНЫЕ И КОМПУЛЬСИВНЫЕ СИМПТОМЫ
0=отсутствуют
1=легкие
2=гяжелые
Особое место при исследовании эмоций, особенно в клинике неврозов, занимают методики изучения эмоциональных отношений больного. Для изучения эмоциональных отношений могут использоваться различные опросники, методика "незаконченных предложений", классический ассоциативный эксперимент, цветоассоциа-тивный эксперимент на основе теста Люшера (Эткинд A.M., 1980) и другие. В качестве примера приведем бланковый вариант изучения фундаментальных эмоций по К. Изард.

Дифференциальные шкалы эмоций (По К. Изард, модификация О.П. Елисеева, 1994)

Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по строкам (качественный анализ - обнаружение доминирующих эмоций). Вычисляется коэффициент самочувствия (К) из отношения результата суммы эмоций 1,2,3,9,10 к эмоциям - 4,5,6,7, 8. Если К больше 1,0 самочувствие более отвечает положительному (гипертимному), а при К меньше 1,0 - отрицательному (дистимному, с пониженным настроением) полюсу. При очень низком К возможно заподозрить депрессию.

Рекомендуем почитать

Наверх