Интонационные упражнения на уроках сольфеджио. Интонационные упражнения на индивидуальных логопедических занятиях

Правовая поддержка предпринимателя 29.09.2019
Правовая поддержка предпринимателя

Компонентами интонации являются: мелодика, фразовое ударение, темп, тембр, пауза, которые взаимодействуют между собой и выполняют в речи различные функции: коммуникативную, смыслоразличительную и эмоционально-экспрессивную.

Работа над интонацией в подготовительный период логопедической работы строится на материале отдельных звуков, звукосочетаний, «эталонов», автоматизированных рядов. Далее, на этапе активной тренировки речи – на материале предложений, стихотворений, диалогов, текстов, инсценировок. Активно используем музыкальное сопровождение.

Примеры упражнений:

● При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

● Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием: восторженно, спокойно, вопросительно, задумчиво, скорбно.

● Прослушать фонограмму музыкального произведения из сборника «Веселые нотки» и пропеть «эталон» с той эмоциональной окраской, которую отражает та или иная мелодия, .

● В непрерывной линии звучания выделяем интонационно один из гласных, повышаем или понижаем голос.

А о у и? (вопрос) - А о у и! (ответ)

а О у и? - а О у и!

а о У и? - а о У и!

а о у И? - а о у И!

● Изменяя силу, высоту глосса, передаем различные чувства в «автоматизированных рядах» - при пропевании ноток до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до высота голоса увеличивается, а сила уменьшается; при пропевании в обратном порядке высота глосса понижается, а сила увеличивается. Для упражнения использовалась фонограмма игры на фортепиано.

● Отрабатываем все элементы интонации на «эталоне» АОУИЭ, сопровождая произношение дирижированием. Используем такие эмоциональные состояния: восторженность, торжество, спокойствие, команда, ласка, поучение и т.д.

Логоритмические упражнения

Огромная роль отводится выработке оптимального темпа и ритма речи у заикающегося посредством специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля, ритмических движений (встречное дирижирование, ходьба, прыжки, хлопки и т.д.). Логопедическая ритмика способствует нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, а также просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые и ритмические упражнения воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса.

В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

Двигаться в заданном темпе;

Чередовать движения в различном темпе;

Согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Упражнение необходимо выполнять:

– с четкой артикуляцией;

– с равномерным распределением выдоха;

– соблюдая умеренный темп;

– синхронизируя произнесение и движение (на слог).

Примеры упражнений:

● Ходьба на месте по кругу в среднем темпе. Произносить слитно, гласные звуки, слоговые ряды, позже слова (автоматизированные ряды) и фразы (чистоговорки, скороговорки). Произносим слог на каждый шаг. В конце занятия темп движений и речи увеличиваем.

а - о - у - и

Ах-ох-ух-их

Ва-во-ву-ви

На горе Арарат зреет спелый виноград.

Наша армия сильна, охраняет мир она.

● Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Весь речевой материал произносим на выдохе.

Ама – ома – ума- има

Хоп – хоп – хап – хап – хип – хип

Топ – тап – туп – тип

● Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. В начале в качестве речевого материала используем слова начинающиеся с гласного звука. Далее используем короткие предложения.

Аист, август, апельсины, ананасы

Окно, обои, охота, облако

● Слитное произнесение месяцев, дней недели и дирижирование в такт проговаривания, с повышением высоты и силы голоса (от шепотной до громкой и наоборот).

● Согласование речи с движением рук в стиле «робота».

Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та

Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.

Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист

Чист, чист, чист, чист.

● Согласование речи с движением рук и ног. Маршируем и одновременно произносим под ритм музыки скороговорки, стихи. Движение ноги и руки на слог. Для выполнения упражнения используем фонограмму « Юные барабанщики».

Дело сделаем умело

Нам преграда не беда

В бой идем все вместе смело

и на вызов скажем "ДА!"

1. РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:
И, А, О, У, Ы.

2. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

1. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

2. Мама мыла Милу мылом.

3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа

4. Купи кипу пик (3 раза)

5. Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.

6. Пётр – повар, Павел – повар (3 раза)

7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. Пришёл Прокоп – кипит укроп
Ушёл прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.

9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

3. ГРУЗИНСКИЙ ХОР
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

4. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберите несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?), и т. д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно (к примеру, ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)
· не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

5. ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе - художественное чтение.

6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т. е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т. е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т. е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т. е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т. е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т. е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т. е. все должны поверить читающему!

В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

7. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

8. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Интонация

  • Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Урок русского языка в 1 классе
  • Словесное и фразовое ударение. Интонация. (Английский язык)
  • Особенности интонирования через ощущения локализации звуков разной высоты в речи и пении (интегрированный метод обучения сольному пению)

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост:

Это значит - Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

ау ои ауи аза усо и т. д.

у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д.

А а А а А а

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

(С. Маршак)

Скажи погромче Слово “гром” - Грохочет слово,

Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

На пороге - морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

§ познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

§ Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

§ Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

§ Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь!

А громкого свиста?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рева?

Нисколечки не боюсь!

А чего же ты боишься?

Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

§ последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко )

У меня уборка, (низко )

Для чего тебе метла? (высоко )

Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко )

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

Был сапожник? (высоко )

Был. (низко )

Шил сапожки? (высоко )

Шил. (низко )

Для кого сапожки? (высоко )

Для пушистой кошки, (низко )

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

Это же - ребенок,

Это же - теленок, (низко )

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.4. Вопрос-ответ………………………………………………....3

1.1.5. «»……………………………………………………………...4

1.1.6. Диктант……………………………………………..………...4

1.1.7. «»……………………………………………………………...4

1.1.8. «»……………………………………………………………...5

1.2.1. Помоги Маше одеться………………………………….…….5

1.2.2. Собираемся на прогулку……………………………………..5

1.2.3. Что с чем……………………………………………..………..5

1.2.4. Назови ласково………………………………………………..6

1.2.5. Похвали подарок……………………………………….……..6

1.2.6. Почемучки………………………………………………….....6

1.2.7. Просьба………………………………………………….….....7

1.2.8. Качели……………………………………………………...…..7

2. ТЕМП 2.1.Упражнения:

2.1.1. Ноги и ножки…………………………………………...……..7

2.1.2. Муха-Цокотуха………………………………………………..7

2.1.3. На крыше……………………………………………………....8

2.1.4. Курочка и цыплята ………………………………….………..8

2.1.5. Поехали, поехали ……………………………………………..8

2.1.6. Барабанщик …………………………………………….……..8

2.2.1. Осенние листочки……………………………………………..9

2.2.2. Карусели………………………………………………………..9

2.2.3. Из-за леса, из-за гор……………………………………….…..9

2.2.4. Еду-еду к бабе, деду………………………….………………..9

2.2.5. Санки…………………………………………………………..10

2.2.6. Угадай…………………………………………………...……..11

3. РИТМ 3.1. Упражнения:

3.1.1. Кегли и мячи………………………………….………………..11

3.1.2. Осенний дождь……………………………….………………..11

3.1.3. Узоры………………………………………….………………..11

3.1.4. Постучи в дверь………………………………………………..12

3.1.5. Язычки-дразнилки (Передай снежок)………….……………..12

3.1.6. Аты-баты………………………………………………………..12

3.2.1. Послушай и угадай…………………………….………………..12

3.2.2. Забияки-петушки…………………………………….…………..13

3.2.3. Мы сидели на печи…………………………………..…………..13

3.2.4. Послушай и повтори так же…………..……………….………..13

3.2.5. Накорми птиц………………………………………….…..……..13

3.2.6. Охотники и зайцы………………………………………………..14

4. ТЕМБР 4.1.Упражнения:

4.1.1. «»……………………………………………….………………….14

4.1.2. «»…………………………………………………………………..14



4.1.3. Ау!…………………………………………………...…………….14

4.1.4. Тихо………………………………………………………………..14

4.1.5. Самолет…………………………………………..………………..15

4.1.6. «»……………………………………………………….…………..15

4.1.7. Чтение стихотворений по ролям………………………..………..15

4.2.1. Угадай, кто говорит…………………………………..…….……..16

4.2.2. Новоселье……………………………………………………...…..16

4.2.3. Волшебные превращения………………………………...……….16

4.2.4. Превратись в птицу………………………………………..….…...16

4.2.5. Барабек……………………………………………………….….…17

4.2.6. Как у бабушки Наташи……………………..……………………..17

5. УДАРЕНИЕ (СЛОВЕСНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ) 5.1.Упражнения:

5.2.1. «»………………………………………….………………….…....18

5.2.2. Слушай, думай, называй………………………..……………..…18

5.2.3. Найди важное слово (1-й вар)…………………………………...18

5.2.4. Найди важное слово (2-й вар)………………….…….………….18

5.2.5. «»…………………………………………………….……..….…..19

5.2.6. «»…………………………………………………………………..19

5.2.1. Накорми птичек…………………………………….………….…19

5.2.2. Где твой круг? (1-й вариант)…………………………………….19

5.2.3. Где твой круг? (2-й вариант)…….………………………………20

5.2.4. Построения………………………………………………………..20

5.2.5. Кто в каком доме живет?………………………….……………..20

5.2.6. Ходит Леночка..…………………………………………………..20

6. Список используемой литературы ……………..………………………..22

Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу:

«Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».

МЕЛОДИКА

Упражнение 1.1.1. «Дирижеры»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.



Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Упражнение 1.1.2. «Лесенка»

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение 1.1.3. «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение 1.1.4. «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.

Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

Упражнение 1.1.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики

повествовательных предложений.

Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.

Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

Упражнение 1.1.6. «Диктант»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

Пример текста: «Лиса и собаки».

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л.Толстой)

Упражнение 1.1.7. «»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

Упражнение 1.1.8. «»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)

Игра 1.2.3. «Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.

Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.

Например: Суп едят из тарелки.

Цветы поливают из лейки.

Игра 1.2.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».

Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.

Для Маши он приготовил красивую куклу.

- Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!

Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.

- Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.

А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.

- Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.

- Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.

· Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?

· Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?

· Почему обрадовались Маша и Ваня?

· Почему удивился Паша?

Игра «Похвали подарок»

Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.

Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!

Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

Игра 1.2.6. «Почемучки»

Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом.

Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос.

А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов:

Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?

Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения:


У почтальона какая сумка? Это что?

В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре.

Игра 1.2.7. «Просьба»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.

Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.

Игра 1.2.8. «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

ТЕМП

Упражнение 2.1.1. «»

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит? Что болит?

Ну, что споём? Ну что, споём?

Игра 2.2.2. «Карусели»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М.Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле-еле, еле-еле (в медленном темпе)

Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (в умеренном темпе)

Все бегом, бегом, бегом! (в быстром темпе)

Все быстрей, быстрей, бегом, (бег)
Карусель кругом, кругом! (бег)
Тише, тише, не спешите, (в умеренном темпе)

Карусель остановите, (в умеренном темпе)

Раз, два, раз, два – (в медленном темпе )
Вот и кончилась игра! (в очень медленном темпе )

Игра 2.2.5. «Санки»

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом высказывания.

Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

(З.Александрова)

Садитесь, дети, на санки, поедем к этой елочке.

Игра 2.2.6. «Угадай»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?

РИТМ

Упражнение 3.1.3. «Узоры»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Игра 3.2.5. «Накорми птиц»

Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы.

Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы.

Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить:

Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

Утка с утятами: / / / / / / / /

Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

ТЕМБР

Упражнение 4.1.1. «»

Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание. Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую.

Например: Ах! – радость, восхищение.

Ой! – испуг, страх.

Ух! – гнев, недовольство.

О! – удивление.

Эх, - грусть, сожаление.

Упражнение 4.1.2. «»

Упражнение 4.1.3. «Ау!»

Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.

Упражнение 4.1.4. «Тихо…»

Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, Почти без голоса, одной артикуляцией.
тишина…

Вдруг Шепотом.
Грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик Голосом разговорной громкости.
Тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал
по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он
Громко.
станет.
Уже барабанит. Уже
Очень громко.
барабанит!
(А. Шибаев)

Упражнение 4.1.5. «Самолет»

Описание. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

Упражнение 4.1.6. «»

* * *
Летит поезд во весь дух: Произносят высоким голосом, делая круговые движения
- Ух! Ух! Ух!
согнутыми в локтях руками.

Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и гудят.
Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают.

* * *
«Ой! - воскликнул окунек, Произносят высоким голосом.
- Я попался на крючок».


Сом сердито проворчал:
Низким голосом.
«Из-за шалости попал».
(Ф. Бобылев)

* * *
Маленькие ножки Высоким голосом с одновременным легким ритмичным Бежали по дорожке постукиванием двумя пальцами.
Топ! Топ! Топ!
Большие ноги Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело

Шли по дороге: стучат по столу.

Топ! Топ! Топ!

Игра 4.2.2. «Новоселье»

Материал. Картинка с изображением животных, строящих дом.

Описание.

1-й вариант. Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга. Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу с восклицательной интонацией, изменяя тембр голоса.

2-й вариант. Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.

Как скажет поросенок (сова, медвежонок и т.д.)? Почему?

Игра 4.2.5. «Барабек»

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с

удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят

наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в

стороны - «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

«метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое

движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

«кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы

рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно

и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко

замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне»,

говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким

Игра 4.2.6. «Как у бабушки Наташи»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на

голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая

ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным

пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий

от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст

произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,

с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх

большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,

поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим

справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

по-старушечьи.

(слова народные)

УДАРЕНИЕ

Упражнение 5.1.1. «»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Например: У -ли-ца, пло -щадь, фо-нарь , му-зей , те-атр , парк , прос-пект , го -род.

Упражнение 5.1.5. «»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в речи.

Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове.

Например: Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч ?

Они принесли краски?- Они принесли краски?- Они принесли краски ?

Меняется ли смысл фразы?

Упражнение 5.1.6. «»

Цель. Формировать навыки восприятия и воспроизведения логического ударения в речи.

Материал. Картинка: снегири сидят на ветке дерева, под деревом на земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.

Описание. Взрослый задает вопросы, изменяя местоположение логического ударения во фразе – изменяется смысл вопроса.

Например: Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.

Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.

Снегири сидят в кормушке ? – Нет, они сидят на ветке . В кормушке сидят синички.

Важно. Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением голоса логически значимое слово в предложении.

Усложнение. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

Игра 5.2.2. «Где твой круг?»

Материал. Два больших обруча.

Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих, во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Игра 5.2.3. «Где твой круг (2-й вариант)

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок – замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит-стоИт, мОю-моЮ и др.

Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание.

Игра 5.2.4. «Построения»

Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

Игра 5.2.6. «Ходит Леночка»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Ходит Леночка , вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая ! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку , (с сожалением)
На пол бросила картошку , (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело ! (восклицательно)

Ходит Леночка , вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.

Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.

Я плохая ! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.

Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.

На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.

Быть хорошей надоело ! – взмах руками, выражение недовольства.

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.

Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.

Уши мыть или не мыть ? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.

Отвечает доктор гневно: – резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.

Надо мыть их ежедневно ! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.

Если уши мыли вы ,

если уши мыли мы ,

если уши вымыл ты, – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.

Значит уши вымыты ! – указательное движение на ухо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008

2. Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007:: №3, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285#more-285

3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Москва Изд.ТЦ Сфера 2008

Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005:: №4, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2005/07/125

5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2007

6. Панина.Г. «Речевая ритмика, или как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников»

7. Родионова Ю.Н. Статья «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» «Ребенок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1

http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?item_id=183

8. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей 4-5 лет» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2009

9. Сидорова Ю.В. Статья «Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях. Звуковой анализ и синтез слова» http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=29

Дисциплина: «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ».

ТЕМА: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.1. Дирижеры…………………………………………….…..…..3

1.1.2. Лесенка………………………………………………….…....3

1.1.3. Волшебная линия……………………………………….…....3

Рекомендуем почитать

Наверх