Виктор франкл история жизни. История одной победы. Виктор Франкл и смысл жизни в концлагере

Обслуживание клиентов 20.09.2019
Обслуживание клиентов

Виктор Эмиль Франкл (26 марта 1905 - 2 сентября 1997) - австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии - метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

В мире нет такой ситуации, которая не содержала бы ядро смысла. Но мало наполнять жизнь смыслом, надо воспринимать ее как миссию, осознавая свою ответственность за конечный результат. Виктор Франкл

В молодости, решая, кем ему стать - карикатуристом или психотерапевтом, Виктор Франкл сказал себе: «Как карикатурист я смогу подмечать человеческие слабости и недостатки, а как психотерапевт я смогу увидеть за сегодняшними слабостями возможности для их преодоления». Письма, приходившие из разных стран, со словами «Доктор Франкл, ваши книги изменили всю мою жизнь» стали лучшим подтверждением того, что выбор он сделал правильный.

В юности меня, как и многих, мучил вопрос: кому нужна моя жизнь? Ответы я искала везде, но помогали в основном книги: Ричард Бах, Томас Манн, Герман Гессе… Они не давали рецептов, а ставили новые вопросы, но это было даже интересно. И когда отец принес только что изданную книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла», я почувствовала себя путником, который мучился от жажды и вдруг увидел бьющий из-под земли родник. Слово смысл было для меня тогда знаком узнавания, о смысле много говорили в аудиториях, на кухне, под звездным небом…

Книгу я прочитала за одну ночь и, закрыв последнюю страницу, уже знала, что еще не раз к ней вернусь. И возвращаюсь до сих пор, пытаясь понять человека, который писал ее, основываясь на собственном опыте, так как сознавал, что иначе объяснить кому бы то ни было смысл жизни невозможно.

Познать себя можно только действуя, а не размышляя. Гёте

Виктор Франкл… Кем он был? Профессором неврологии, профессиональным психотерапевтом? Альпинистом, покорявшим горные вершины? Летчиком, совершившим свой первый самостоятельный полет в 67 лет? Композитором, чья музыка звучит в популярных телепередачах? Узником концлагеря, выжившим в нечеловеческих условиях вопреки всему? Добрым гением, чьи книги помогают излечиваться от скуки и суеты? Всем этим и многим еще. Но прежде всего - Человеком, умевшим в каждом разглядеть то хорошее, что, может быть, спит до поры до времени. Разглядеть и разбудить…

Виктор Франкл родился в 1905 году в Вене, его детство и юность пришлись на сложные годы Первой мировой войны, экономических кризисов и психологической нестабильности. Вместе с ними в мальчике росла потребность найти свое место в мире. Тринадцатилетним подростком, услышав от учителя, что жизнь в конечном итоге не что иное, как процесс окисления, Франкл не выдержал и вскочил с места с вопросом: «А в чем же тогда смысл жизни?» Пытаясь найти некий уравновешивающий принцип, который лежит в основе всей Вселенной, он в школьные годы исписал несколько записных книжек, дав им громкое название: «Мы и мироздание». Все это время, борясь с отчаянием и непониманием, Франкл вырабатывал в себе иммунитет против нигилизма.

Возможно, кто-то подумает, что ему самой судьбой было уготовано стать психотерапевтом, ведь как раз в это время в Вене активно развивалась школа Фрейда и чуть позже появилась школа индивидуальной психотерапии его оппонента Адлера. Возможно, но Франкл не остановился на их идеях, он продолжал искать.


Виктор Франкл в молодости.

В 1928 году, стремясь предотвратить самоубийства среди студентов, он открыл центр консультирования молодежи в Вене и вместе с единомышленниками победил эту проблему: впервые за много лет количество самоубийств среди молодых людей начало сокращаться. В 1930 году Франкл получил степень доктора медицины и продолжал работать в области клинической психиатрии. Он стремился, чтобы люди, обращающиеся к нему, начали сознавать, что они свободны изменить что-то в мире к лучшему и изменить к лучшему себя, если это необходимо.

Когда задумываешься о таких людях, невольно задаешь себе вопрос: а я так смогу? Смогу следовать правилам, которые выработал для себя Франкл:

  1. Относиться к самым маленьким делам с таким же вниманием, как и к самым большим. И делать самые большие дела так же спокойно, как и самые маленькие.
  2. Стараться делать все как можно быстрее, а не в последний момент.
  3. Сначала делать все неприятные дела, а уже потом приятные.

Вроде бы просто, но… Особенно страдал второй пункт, и я всегда находила себе оправдание. Этим, наверное, и отличалась от Франкла, ведь, если ему не удавалось придерживаться правил, он мог по нескольку дней не разговаривать сам с собой.

Часто в своей работе Франкл использовал метод парадоксальной интенции, который сам разработал. Суть метода такова: вместо того чтобы бежать от неприятных чувств и связанных с ними ситуаций, надо идти им навстречу. Чтобы избавиться от какого-то симптома, надо сформировать парадоксальное намерение, то есть стремление совершить нечто обратное тому, от чего нужно избавиться, причем желательно сделать это в юмористической форме. Смех позволяет взглянуть на себя и свои проблемы со стороны и обрести контроль над собой. Франкл хорошо освоил этот метод и побуждал к тому же последователей, примеры из собственной и их практики он приводил в своей книге. Результаты действительно впечатляют, но каким же чувством юмора надо обладать, чтобы предложить пациенту, страдающему от дрожания рук, устроить соревнование по дрожи, да еще побуждать его трястись быстрее и сильнее! Или дать задание пациентке, мучающейся от бессонницы, бодрствовать всю ночь. И нужно быть очень смелым, чтобы не стушеваться и на замечание пациента: «Доктор, я всегда считал, что я ненормальный, но мне кажется, что и вы тоже» - спокойно ответить: «Видите ли, мне иногда доставляет удовольствие побыть ненормальным».

Лишь вершина человека - это человек. Парацельс

Но самое главное в работе психотерапевта не техники и приемы. Франкл был готов отвечать на телефонные звонки в любое время суток, искать разные варианты объяснений и всегда стремился за клиническим случаем разглядеть человека. Он считал, что картина болезни - это лишь шарж, тень человека и быть психиатром можно только ради человеческого в больном и ради духовного в человеке. Многие пациенты Франкла признавались, что от непоправимых поступков их удерживала благодарность человеку, который был готов выслушать их даже в три часа ночи и умел увидеть в них то хорошее, во что они сами давно перестали верить.

Вторая мировая война помешала выйти в свет его первой рукописи «Врачевание души» с основами логотерапии, лечения с помощью поиска смысла жизни. В это время Франкл был заведующим неврологическим отделением Еврейского госпиталя в Вене. Он мог эмигрировать в США, но понимал, что тогда оставит на произвол судьбы престарелых родителей и ничем не сможет им помочь. Знал он и то, что у него, еврея, почти не будет шансов выжить… Франкл решил просить совета у неба. Первое, что он увидел, придя домой, был обломок мрамора с одной из десяти заповедей: «Почитай отца своего и мать свою и пребудешь на земле». В глубине души он уже принял решение остаться, а заповедь лишь помогла осознать это. Еще два года он продолжал работать, так как офицер гестапо, от которого зависела судьба Франкла, был его пациентом. Но в 1942 году вместе с родителями и женой попал в концлагерь. Его жертва имела смысл. И мать, и отец Франкла умерли хотя и в концлагере, но на его руках. А учение о смысле прошло испытание в четырех лагерях, доказав свое право на существование.


Виктор Франкл с женой.

В концлагере Франкл организовал службу психологической помощи заключенным, узнавал о тех, кто терял цель и смысл жизни, и старался помочь им… Он видел, как загадочное «упрямство духа» позволяло людям оставаться свободными даже в концлагере и не зависеть от условий, в которые они попали. «Здесь в лагере были люди, у которых всегда находилось доброе слово, чтобы поддержать товарища, они готовы были делиться последним куском хлеба. Конечно, они были немногочисленны - эти люди, которые выбрали для себя возможность сохранить свою человечность, но они подавали другим пример, и этот пример вызывал цепную реакцию».

В нечеловеческих условиях выдерживали не те, кто был крепче, а те, кому было ради чего жить. Уже после войны Франкл писал: «Будучи профессором в двух областях, неврологии и психиатрии, я хорошо сознаю, до какой степени человек зависит от биологических, психологических и социальных условий, но, кроме того, я еще человек, выживший в четырех концентрационных лагерях, - и потому являюсь свидетелем того, до какой неожиданной степени человек способен бросить вызов самым тяжелым условиям, которые только можно себе представить».

Франклу тоже было ради чего жить, ведь он хранил рукопись книги с первым вариантом учения о смысле и заботился о том, чтобы она уцелела, а когда это не удалось, надеялся ее восстановить. В тифозном бараке концлагеря он смог, отводя приступы горячки, использовать возбуждение и интеллектуальный подъем для того, чтобы воссоздать свой научный труд, - 16 бредовых ночей Франкл делал в потемках краткие стенографические записи на крошечных обрывках бумаги.

Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать. Гёте

Его внутренняя жизнь продолжалась, он представлял, как после войны будет рассказывать обо всем пережитом, мысленно общался с женой - это помогло ему не сломаться. «Я понял, что любовь проникает далеко за пределы сущности любимого человека, позволяя душе отрываться от существования узника… Все больше и больше я испытывал чувство, что жена присутствует здесь, что она со мной, что я могу прикоснуться к ней, - взять ее руки в мои», - писал Франкл. Он видел жену в птице, присевшей рядом с ним на землю, ее лицо было ярче лучей заходящего солнца, и никто в те минуты не смог бы убедить его, что это не так. Иногда сердце оказывается мудрее, чем ум, считал Франкл. И иногда разумнее не быть слишком разумным…

В том, что Франклу удалось выжить, есть, наверное, и доля случайности. Его переводили из лагеря в лагерь, он попадал в списки смертников, работал с инфекционными больными, пытался бежать… Но если бы не «упрямство духа», умение слышать судьбу и голос совести, ему не помогла бы никакая случайность.

После войны, вернувшись в Вену, Франкл пришел к своему другу Паулю Пологу и рассказал ему о смерти родителей, брата и жены. Он не мог не плакать: «Когда с кем-то происходит подобное, когда человека подвергают подобным испытаниям, то все это должно иметь какой-то смысл. У меня есть чувство, что меня что-то ожидает, что я к чему-то предназначен». Никто не смог понять его лучше старого друга, ведь справиться с кризисом предстояло самому Франклу. «Страдание имеет смысл, только если оно меняет меня к лучшему», - писал он. И, как никто, понимал, что любые лекарства, помогающие заглушить боль утраты и забыть тех, кого ты любил, - не помогут. Но вокруг Франкл видел людей, которые тоже испытывали такую же боль, были растерянны, одиноки и тоже нуждались в помощи, и он вновь нашел смысл: «Смысл моей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни».

Свой опыт и переживания Франкл описал в книге «Психолог в концентрационном лагере», которая вышла вскоре после войны. Он хотел издать ее анонимно, не думая, что кто-то ею заинтересуется, и только друзья убедили его все-таки поставить свое имя. Именно эта работа стала самой известной.


Виктор Франкл на лекции.

В 1946 году Виктор Франкл становится директором Венской неврологической поликлиники, с 1947 года начинает преподавать в Венском университете, пишет одну за другой несколько книг. Его «Человек в поисках смысла» переводится на 24 языка. С 1960-х годов он много ездит по миру и чувствует, что в это относительно мирное время проблема смысла жизни стала еще актуальнее. В послевоенном мире, более динамичном, более развитом и богатом, люди обрели больше возможностей и перспектив, но стали утрачивать осмысленность жизни.

Франкл назвал свою психотерапию вершинной, потому что видел в человеческой душе высоты, к которым нужно стремиться. И говорил, что человеку надо помочь обрести мужество духовно жить, напомнить ему, что у него есть дух. «Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются… меньшинством, - писал Франкл. - Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству». Человек чем-то похож на самолет, шутил он. Самолет может ездить и по земле, но, чтобы доказать, что он самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если мы остаемся на земле, никто и не догадается, что мы сможем полететь.

Когда Франкла просили сказать, в чем смысл жизни, он улыбался. Ведь универсального, единственно правильного ответа на этот вопрос нет. У каждого человека и у каждого мгновения смысл свой, уникальный. «В мире нет такой ситуации, которая не содержала бы ядро смысла, - считал Франкл. - Но мало наполнять жизнь смыслом, надо воспринимать ее как миссию, осознавая свою ответственность за конечный результат».

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене в еврейской семье. Во время учебы в школе он заинтересовался психоанализом, благо, почва для этого увлечения была самая благодатная: в то время в Вене жил и функционировало Венское психоаналитическое общество. В 1924 г. Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать психотерапию. Через несколько лет он присоединился к школе индивидуальной психологии, а в 1927 г. покинул «Общество индивидуальной психологии» по причине расхождения во взглядах с коллегами. В 1928 г. В. Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи. В 1930 г. получил степень доктора медицины и стал работать в Нейропсихологической университетской клинике. В 1938 г. Австрия оказалась под властью нацистского рейха, что для Франкла было смертельно опасно. В 1942 г. ученый попал в концлагерь, где он провел 3 года. После освобождения В. Франкл выпустил книгу «Психолог в концлагере». В конце 40-х годов он выпустил огромное количество книг: «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенционализм», «Время и ответственность», «Терапия на практике». В 1986 г. Франкл был избран директором Венской неврологической больницы. В 1950 возглавил австрийское общество психотерапевтов. Умер В. Франкл в 1995 г. в Вене.

Теория Франкла изложена в нескольких книгах, самой известной из которых является «Человек в поисках смысла».

Эта теория состоит из трех частей:
- учения о стремлении к смыслу;
- учения о смысле жизни;
- учения о свободе воли.

Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации . Обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

Три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной:
- ценности творчества (например, труд);
- ценности переживания (например, любовь);
- ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

В реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Франкл вводит понятие о поэтическом уровне существования человека, стремится вывести человека из-под действия биологических законов.

Выделяет три уровня существования человека:
- биологического,;
- психологического;
- поэтического, или духовного (именно в нем заключены те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль).

Виктор Эмиль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl, 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. После окончания гимназии в 1923 изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдёт от их воззрений.

В 1933-1937 Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 Франкл женился на Тилли Гроссер.

25 сентября 1942 Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС.

19 октября 1944 Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

После трёх лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971. В 1947 он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

Книги (10)

Воля к смыслу

Обсуждается широкий круг проблем: смысл жизни, смерть, здоровье и патология, вера и религия, искусство и жизненные ценности, свобода и ответственность и др. Автор не просто излагает свои идеи, он приглашает читателя к размышлению о ценностях бытия. Благодаря доступности стиля изложения и актуальности затронутых вопросов книга будет интересна и полезна не только специалисту, но и просто вдумчивому читателю.

Доктор и душа

Франкл, как и многие другие видные специалисты, прошел через школу психоанализа, изучил вклад ее учеников и последователей и пошел дальше.

Признавая бесспорные заслуги Фрейда и Адлера, он убедительно аргументирует недостаточность и однородность их подходов к пониманию человека.

Основны логотерапии

В ходе логотерапии пациент действительно оказывается перед необходимостью осознать смысл своей жизни и соответственно переориентировать ее. Следовательно, определение логотерапии верно и в том, что отражает характерное для невротика стремление уклониться от полного осознания своей жизненной задачи.

Поставить его перед лицом этой задачи, приблизить его к более полному ее осознанию – значит существенно повысить его способность к преодолению своего невроза.

Психотерапия и экзистенциализм

Автор: "В этой книге содержатся, главным образом, мои работы по логотерапии, изданные за последние несколько лет. Я переиздаю те очерки, которые, как мне кажется, дадут наиболее ясное и четкое понимание принципов логотерапии и ее терапевтического применения — очерки, в которых продолжается дискуссия о логотерапии, начатая в других моих работах, а также содержится обсуждение специфических точек зрения на эту систему."

Психотерапия на практике

Эта книга - описание пути от классической психотерапии и метода психоанализа к логотерапии и экзистенциальному анализу. Франкл критически подходит ко многим положениям своего знаменитого соотечественника Фрейда и его последователей.

В своей критике классического психоанализа Франкл говорит о необходимости демифологизации психотерапии, имея в виду представления о господстве бессознательных психических сил, имеющих биологическую природу, в сознании и поведении человека.

Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия

Книга «Страдания от бессмысленности жизни» представляет собой сборник лекций, в которых в доступной и увлекательной форме изложены основные идеи экзистенциальной психологии.

Основываясь на своем богатом опыте практикующего психотерапевта, Франкл не только анализирует причины появления мучительного ощущения бессмысленности жизни, которое царит в современном обществе, но и дает свой рецепт избавления от страданий, вызванных этим ощущением.

Теория и терапия неврозов

В книге изложено систематизированное учение о неврозах, охватывающее соматогенные, психогенные и социогенные неврозы, а также ноогенные неврозы, которые возникают вследствие чувства потери смысла жизни.

Разработанная автором концепция логотерапии, то есть смыслоориентированной психотерапии, может найти применение в форме парадоксальной интенции при неврозах страха и неврозах навязчивых состояний, а в форме «дерефлексии» - при нарушениях потенции и оргазма.

В книге прослеживается зарождение и становление логотерапии, дается ее теоретическое обоснование и приемы практического применения. Помимо этого сборник чрезвычайно интересен как документ эпохи, как свидетельство выжившего очевидца и участника трагических событий XX века, призванного собственной жизнью и судьбой проверить и подтвердить теоретические положения своих умозаключений. Биография Виктора Франкла, прошедшего ужас нацистских лагерей смерти, служит ярчайшим доказательством его выводов о том, что главной жизненной силой является воля человека к смыслу.

Сказать жизни Да

Перед вами великая книга великого человека. Ее автор — не просто выдающийся ученый, хотя это так: по числу почетных ученых степеней, присужденных ему разными университетами мира, ему нет равных среди психологов и психиатров.

Он не просто мировая знаменитость, хотя и с этим спорить трудно: 31 его книга переведена на несколько десятков языков, он объехал весь мир, и встречи с ним искали многие выдающиеся люди и сильные мира сего — от таких выдающихся философов, как Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, и до политических и религиозных лидеров, включая Папу Павла VI и Хиллари Клинтон.

Виктор Франкл – известнейший австрийский психиатр, который внес очень весомый вклад в теоретическую и практическую психологию.

Будущий ученый родился в 1905 году в Вене в одной из среднеобеспеченных еврейских семей. Его родители были очень религиозными людьми и сумели приучить к этому Виктора, а также его брата и сестру. Вера в Бога сопровождала Франкла на протяжении всей жизни и во многом сформировала его как личность, оказав влияние на выбор его жизненной позиции – убежденного социалиста.

Жизненный путь

Биография ученого весьма интересна. Он решил стать врачом в раннем детстве. Тогда же он начал задумываться о том, что все люди смертны, и рассуждать о том, для чего люди живут. В школе Виктор увлекался психологией, политикой и философией, принимал постоянное участие в дебатах на актуальные для того времени темы.

Стать именно врачом-психиатром Франкл решил во многом благодаря теории , придуманной , которая в начале 20 века была на пике своей популярности. Примечателен тот факт, что Виктор с 15 лет практически на профессиональном уровне умел вводить людей в состояние .

Франкл о смысле жизни задумывался очень много, особенно в кризисный для него отрезок жизненного пути в начале 1930-х годов. На тот момент он переживал переоценку ценностей, но вместе с тем активно вел психологические консультации и даже начал издавать журнал «Человек в повседневной жизни». Молодых людей с душевными проблемами он консультировал абсолютно бесплатно, а также выступал с лекциями для молодежи.

В 1930 году Франкл получил медицинское образование, после чего пошел работать в кризисный стационар одной из австрийских психиатрических больниц. Основываясь на опыте своей работы, спустя 8-9 лет практики ученый начал писать свою первую книгу.

Казалось бы, он был известен, молод и успешен, но ему не хватало самого главного – смысла, того, ради чего стоит существовать в этом мире, поэтому он, можно сказать, проматывал свою жизнь – много ходил по барам и варьете. Как говорится в Википедии, жизнь ученого кардинально поменялась в 1938 году – в то время, когда Австрию захватила фашистская Германия.

Еврейское происхождение Франкла каждый день подвергало его опасности. Чтобы ее избежать, ученый хотел эмигрировать в США, но долгое время не мог этого сделать. Когда же он все-таки получил визу, то решил не ехать в Америку из-за того, что его родителям визы не дали. В 1941 году Виктор женился на медсестре из своей больницы.

Спустя год Франкла-психолога отправили в концлагерь вместе со всей его семьей. Если кратко описать существование Виктора в заключении, то это были многочисленные муки, пытки, смерть его родителей и жены. Но самое главное – Франкл никогда не падал духом, и это помогло ему выжить. После войны, в 1945 году, покинув лагерь, он вернулся на родину и начал новую жизнь, в которой, к сожалению, не стало многих его родных и друзей.

В 1945 году Виктор был назначен на должность главного врача неврологического диспансера и проработал так 25 лет, пока не стал пенсионером. Для Виктора Франкла книги в этот период жизни стали своеобразной отдушиной – он писал и издавал их одну за другой. Ученый много работал в больнице, а помимо этого читал лекции в учебных заведениях. Умер он в возрасте 92 лет от сердечной недостаточности.

Вклад в науку

Переоценить вклад Франкла в психиатрию и психологию невозможно, он очень весом. В понимании человеческого существа он опирался на уже существовавшие тогда два подхода:

  • Человек постоянно на протяжении жизни стремится к удовольствию (Фрейд).
  • Индивид – это создание, которое стремится к власти, чтобы бороться со своими комплексами (Адлер).

Ученый в своих трудах писал о том, что каждая личность имеет свободу выбора: в поведении, в чувствах и мыслях – и несет за это ответственность. Главная идея Франкла заключается в том, что люди не должны изобретать смысл своей жизни, они должны его открывать и осознавать. Это можно сделать путем самодистанцирования – умения выйти за пределы своего сознания и посмотреть на ситуацию извне, а также самотрансценденции – способности выходить из привычного и типичного состояния своей личности и изменяться.

Одним из главных научных достижений является логотерапия Виктора Франкла. В этой концепции он определил, что личность является 3-компонентной системой и состоит из физического, душевного и духовного уровней. Если с первыми двумя все понятно и они описывались ранее другими психологами и психиатрами, то третий ввел именно Франкл. Под ним он подразумевал стремление людей к поиску смысла, а также , которая во многом определяет человеческие поступки.

Многое сказанное Виктором о духовном уровне можно описать вкратце так: любой человек уникален и имеет набор внутренних характеристик, а влияние одного индивида на другого определяется только степенью того, что позволяет последний. Духовное состоит из совести, свободы мыслей, юмора и т.п.

Логотерапия Франкла одним из главных, ключевых моментов определяет свободу воли. Человек не всегда и не во всем обусловлен и зависит от окружающего мира – он имеет волю выбирать то, как ему жить и что делать. При этом духовная составляющая в каждом индивиде всегда находится выше телесной и психической. Для Виктор Франкла логотерапия заключалась в том, что свобода в психотерапии играет важную роль, благодаря ей люди могут не только справляться с симптомами душевных заболеваний, но и полностью исцеляться.

Свобода дана каждому не просто так. Она является мотивационной составляющей, но только в том случае, когда человек может ее реализовать. Если отобрать у него возможность руководствоваться своей волей, то он оказывается в состоянии бессмысленности и пустоты, что может вызвать психические расстройства. Роль психолога (логотерапевта) состоит в том, чтобы помочь клиенту распознать, что ему мешает реализовывать свою волю.

Примечательно, что логотерапия довольно успешно применяется сегодня в психологической и психиатрической практике во многих странах мира. Для Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» стала одним из основных трудов. Стоит также прочесть книгу Виктора Франкла «Скажи жизни да». Кстати, в конце статьи отметим, что сам Франкл смог сказать жизни «да», не сдаваясь даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах, именно поэтому он во многом преуспел в жизни и стал великим психологом и психиатром. Автор: Елена Рагозина

Я не верю в рок, который обрушивается на человека, что бы он ни делал; но я верю в рок, который обрушивается на человека, если он бездействует.

В. Франкл

Виктор Франкл известен во всем мире, кроме постсоветского пространства. Практически на 30 лет опаздывают переводы книг, фамилия вводит в ступор даже практикующих психологов, а введенное ученым понятие «логотерапии» - «лечение смыслом», рассматривается как речевая практика, но не психо-философское учение. По-настоящему Франкл известен тем, что выжил в концлагере Дахау.

Википедия скромно упоминает, что «родился он в еврейской семье». Многие биографии тоже грешат подобной политкорректностью, отказываясь называть вещи своими именами, как в случае с религиозными предпочтениями. Почему-то не принято говорить, что Франкл – еврей, неконфессиональный иудей, словно тут кроется оскорбление чести и достоинства. Нет. Пишут: «посещал синагогу». Словно если использовать какие-то особые деликатные формулировки, можно будет избежать прошлого, в котором руководителя неврологического стационара Ротшильдовской еврейской больницы отправили в «образцовое гетто» Терезиенштадт. Второй предпосылкой к поездке «далеко» послужил отказ от американской визы, любезно дарованной послом Соединенных Штатов (ну как дарованной, скорее вымоленной многомесячной перепиской с посольством), но не включавшей в себя никого из близких родственников профессора. В лагере Виктор оказался в возрасте тридцати девяти лет, а до этого была профилактика самоубийств и Зигмунд Фрейд.

Первая слава настигла Франкла в двадцать пять лет, после работы с неудавшимися самоубийцами. За четыре года практики - три тысячи пациентов. При таком потоке депрессивных больных довольно быстро приходилось принимать сотни решений о выписке или продлении стационара. Изобретательный врач выдумал простой тест. Каждому пациенту предложено было ответить на вопрос: «Можно ли вас уже выписывать?». Психиатрическая лечебница – отдельная песня, и практически все незамедлительно отвечали: «Конечно, я все осознал, я больше не буду так делать». После чего следовал резонный вопрос: «А почему нет?». И вот здесь аудитория раскалывалась на два лагеря. Первые невнятно мычали что-то типа «ну не буду, ну что вы прицепились» - явные рецидивисты, - в то время как вторые называли ряд причин, связывавших их с жизнью. От «жене и детям очень тяжело без меня, я же вижу, они мучаются» и до «на работе все разваливается, дело моей жизни вот-вот погибнет, я должен вмешаться». Таким хитрым способом отделялись «зерна от плевел»: первые оставались рисовать реабилитирующие картинки и кушать таблеточки, вторые уходили домой и, думается, начинали жизнь с чистого листа.

В возрасте шестнадцати лет Франкл решает податься в психоанализ, для чего затевает переписку с Зигмундом Фрейдом, идеи которого уже будоражат светлые умы Вены. Фрейд предлагает юному Виктору пройти личный психоанализ и таким образом получить необходимую подготовку. Конечно же, он незамедлительно прибывает на встречу с Паулем Федерном, назначенным его консультантом.

А теперь представьте себе: вам шестнадцать лет, вы только что получили приглашение от своего кумира и величайшего мыслителя современности по совместительству. Вот вы заходите в кабинет, где вас ждет собеседование, присаживаетесь напротив лысоватого мужчины в очках, который внимательно вас изучает. И все. Ничего не происходит. Ваш визави просто смотрит на вас умным, пронзительным взглядом. Никакого приветствия, пары вводных фраз или даже мимолетной поддержки. Оглушающая тишина. Напомню, вам шестнадцать лет. Вы в ступоре. Пытаетесь начать диалог, который не получает никакого отклика. Так проходит несколько томительных минут. После чего звучит вопрос: «Итак, господин Франкл, в чем ваш невроз?».

Что бы вы сделали? Ошарашенно подыскивали слова? Пытались бы как-то спасти ситуацию? Ну и Франкл попытался. Он начал сумбурно вещать о тревожно-навязчивых чертах, об анальном характере. Федерн внимательно слушал в течение пятнадцати минут, затем остановил «потенциального психоаналитика» и вежливо посоветовал повременить с началом карьеры и мгновенно потерял любой интерес к собеседнику. Даже руку на прощание не пожал.

Франкл был растоптан. Практически моментально он отказался от идеи примкнуть к психоаналитическому обществу. Подобного усечения человеческой составляющей Виктор Франкл всячески избегал и в своей практике, и в теоретических трудах. Уже позже, когда станут популярными его книги, а сам он будет именитым психотерапевтом, отцом-основателем Третьей Венской школы психологии, основной парадигмой его учения станет установление личных контактов с пациентом. Нельзя рассматривать человека исключительно в качестве носителя невроза. Даже при всей неоспоримости утверждения о том, что «мы все больны», невозможно отрицать роль личности индивидуума.

Венские школы психотерапии принято рассматривать в виде здания, где Зигмунд Фрейд и его детище - принцип поиска удовольствия – занимают подвал, так как рассматривают человека в контексте его животной составляющей; затем следует Альфред Адлер, наделяющий личность волей к власти, основанной на комплексе неполноценности – все это занимает этажи психологической фундации. Адлер в свое время отошел от идей Фрейда именно потому, что не рассматривал человека в качестве заложника его сексуальности, а, следовательно – не отождествлял всецело с животным миром. После неудачной попытки примкнуть к фрейдистам, Франкл обратился к адлерианцам, какое-то время успешно изучал индивидуальную психологию, но после прений, возникших в обществе между основателями, оказался не у дел и начал достраивать крышу венской психологии. Наделяя человека необходимостью оправдать собственное существование, Франкл возвестил эпоху новой философии – век поиска смысла.

Лагерный период жизни стал переломным моментом в жизни психолога. Смерть родителей и жены заставила Виктора Франкла отчаянно искать повод не броситься на колючую проволоку. «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл своей жизни». О чем люди говорят, когда ждут смерти с минуты на минуту? Три темы: жизнь-политика-бог. Франкл пишет, что новоприбывшие становятся крайне религиозными практически сразу – есть огромная необходимость объяснить весь тот ужас, происходящий повсеместно и с каждым. В какого бога верят эти несчастные – доброго или злого? Или в мертвого, как Ницше. Но верят все. И молятся. А потом говорят друг-другу: «Скоро рейх падет. Война вот-вот закончится». Или шутят. Непонятно как, но заключенные сохраняли чувство юмора даже на пороге эшелонов, идущих «в печи». И мечтают…

«Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».

Если бы вы спросили у Виктора Франкла, как ему удалось пережить лагерь, он ответил бы вам одним словом: «самодистанцирование». Когда ты смотришь на свою жизнь как на сюжет кино, всегда остается надежда, что в конце «фильма» все будут счастливы. Это напоминает мне «Реквием по мечте», когда главный герой – Гарольд – находясь в ужаснейшей из всех трагедий, утешает мать и обещает, что все наладится, потому что как же иначе. Все будут счастливы. Это закон жанра. Как и симметрия хороших и плохих событий.

Всего должно быть поровну, так лучше воспринимается картинка. Но тем страшнее это звучит, чем острее понимаешь, что речь идет о человеческой жизни. После освобождения из лагеря Франкл возвращается в пустую для него Вену. Да, он выжил, относительно здоров, занимает пост главного врача неврологического диспансера Венской поликлиники. Война окончена, и преступники понесут наказание. Но… жена скончалась сразу после освобождения из лагеря, отец умер на руках Виктора, мать не выжила, все близкие друзья и родственники тоже погибли. Когда-то очень давно, некто по фамилии Ремарк пытался поднять тему жизни после войны. Солдаты западного фронта, на котором, как известно, все без перемен, отлично иллюстрируют полную фрустрацию и жизненный вакуум переживших сражения бойцов. В суматохе смерти невозможно строить планы на будущее. И не придумали еще таких реабилитационных механизмов, которые объясняли бы, что делать бывшим заключенным с внезапно свалившимися на их головы жизнями. Каждый выбирает для себя сам. Кто-то стреляется, кто-то спивается, а кто-то пишет книги.

После войны доктор Франкл прочел массу лекций, написал 32 книги, женился во второй раз, стал отцом. Наверное, он действительно обладал каким-то тайным знанием демонического характера, позволявшим выжить и продолжать бороться. Есть какая-то потаенная глубина души в этом человеке, позволившая ему после войны оспаривать справедливость понятия «коллективная вина» немцев. Каждый должен отвечать за свои поступки сам.

Смерть Виктора Франкла совпала с гибелью принцессы Дианы, по этой причине не получила никакого резонанса. В сентябре 98го все были заняты проблемами королевской фамилии. Сопоставляя масштабы личностей, понимаешь, в каком забавном мире мы живем. Диана ведь была… милой, не так ли? Но это уже совсем другая история.

Рекомендуем почитать

Наверх