Виды и формы православных крестов. Какой должен быть нательный православный крестик? (фото)

Обслуживание клиентов 12.10.2019
Обслуживание клиентов

Андреевский . «Земной подвиг апостола окончился в Греции, в г. Патре. Губернатор города заключил его в темницу, потом велел жестоко бить и, наконец, осудил его на крестную смерть, а чтобы страдания на кресте продолжались как можно долее, он велел не гвоздями прибить, а веревками привязать к нему. Долго висел на кресте апостол Андрей. Слуги губернатора Егеата хотели было снять Андрея со креста, но он вознес молитву к Богу и с миром скончался. Мощи его почивают в итальянском городе Амальфи, а честная глава находится в Риме» . Его крест, хоть и изъеденный древоточцами, сохранился в Греции - до нашего времени.

Форма андреевского креста отличается от обычного знака «умножение» (x) своими неравными углами (Х). Что изменяет смысловое значение слов с «равностороннее умножение» на «разностороннее умножение». Причем две стороны взаимодействуют узко, но остро. А две другие стороны, широко, но медленно, соответствуя именам (названиям) углов. Изменяя положение креста, можно изменить парность действия: острое взаимодействие верха и низа - сделать неторопливым, а неспешное взаимодействие сторон - острым (><). Имя «Андрей», в переводе с греческого языка, несет значение «мужественный, храбрец» . Связь слова с формой легче определить по записи, чем по устной речи. Слова «андреевский крест», говорят только об особой форме (типе/строении) креста. Слова «Андреевский крест», говорят о форме и ее содержании - «умножение мужеством». Этому определению более всего соответствуют дополнения цветом, т.е. в каком качестве оно проявлено. Например: «чистотой мужества, чистым мужеством» - белый крест, «живой кровью» - красный, и т.д. Слова «крест Св. Андрея» предполагают его присутствие, т.е. «андреевский крест» + «лицо/тело человека». Возможен и крест - «умножителя» христианских земель.

Антониевский . Греческая «тау» произошла от финикийской буквы «тау», которая имела Х-образную форму и означала «отметка, знак». В библейские времена, поскольку этот символ был последней буквой еврейского письма, Т стал означать конец мира, а также служил знаком Каина, знаком спасения израильтян, стоящих в дверях, чтобы защитить свои дома, когда Ангел Смерти прошел по Египту, чтобы «уничтожить всех перворожденных в этой стране; это сделало знак общим знаком защиты. В христианских церквях его название - крест святого Антония .

В «Послании Варнавы» приводится выдержка из книги пророка Иезекииля, где прообразован Т-образный крест, как символ праведности: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Здесь словом «знак» переведено название буквы древнееврейского алфавита «тав» (т.е. буквальный перевод был бы: «сделай тав») , соответствующей греческой и латинской букве Т. Также и Тертуллиан пишет: «Греческая буква тау, а наша латинская Т есть образ креста». По преданию, святой Антоний носил на своих одеждах крест-тау. Святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 г. базилики крест в форме Т . Tt происходит от последней буквы древнего семитского алфавита taw (это слово значило «отметка» или «знак»). Когда греки позаимствовали эту букву, они назвали ее «тау». Римляне переняли от этрусков форму, где горизонтальная черточка размещалась на самом верху . У финикиян крест, в виде древнееврейской буквы «тав», был символом бога солнца. Его изображение встречается и в финикийских храмах, и на финикийских монетах .

Из вышеприведенных текстов совершенно ясно видно, что речь идет о кресте и его начальной форме: древнееврейской букве «тав». Любая фигура, состоящая из двух прямых линий, но не имеющая видимого пересечения (как Т или Г), не может считаться крестом . Это настолько очевидно, что не требует каких - либо доказательств. Остается проверить строение древних букв, были ли они по своей форме - крестами ? В «Мозаике алфавитов» северо-семитская «тав» выглядит как современный знак «плюс» (+). Финикийская «тав», в двух видах: как современный знак «умножение» (×) и как «латинский крест». То есть слова «крест» и «тав» равны между собой и взаимозаменяемы, а греческая и латинская буква Т, к кресту никакого отношения не имеют.

Армянский . Хачкары (арм. хачкар - крест-камень) армянские средневековые памятники (распространены в 9-17 вв.); вертикально поставленные каменные плиты (0,5 - 3 м высотой), покрытые орнаментальной резьбой с изображением креста в центре . Хачкар («крест - камень») на башне у центральных ворот крепости в Судаке. Носит имя Сурб - Хач («Святой Крест») .

На сегодняшний день единственным, наиболее полным и русскоязычным трудом по истории армянских крестов, является фотоальбом «Хачкары», не имеющий ни даты, ни места изготовления - «дитя перестройки 90-х». По датам, приведенным в альбоме, без особого труда обнаруживается первоначальное строение креста. С 5-го по 9 века, это равносторонние и с удлиненной нижней частью кресты, с расходящимися от центра к раздваивающимся краям сторонами, которые заканчиваются небольшими шариками (общая форма коптских и византийских крестов). Основой армянского креста стала вторая форма - с удлиненной нижней стороной (византийская). К сегодняшнему дню вид армянского креста настолько изменился от исходной основы, что позволяет говорить не только о его самостоятельной и узнаваемой форме, но и самостоятельной (хоть и не описанной в литературе) школе креста, которая писалась на камнях 1500 лет.

Буквенный. Имя «Хи-Ро», которым обычно называют ныне этот мистический знак, является названием весьма позднего происхождения. Появилось оно в XVIвеке и исходит от Барония. До того времени предполагали, что знак этот образуется из латинской буквы Р заменяющей слово PRO и креста, обозначавшего Христа, так что косой крест с ручкой и греческий крест с ручкой назывались «pro Christo». В Риме были убеждены, что этим обозначалась всегда могила какого-нибудь мученика, т.е. человека, пострадавшего за Христа . «Монограмма, образованная греческими буквами Х (хи) и Р (ро) - первыми буквами имени Христос, - принятая ранними христианами в качестве символа христианства и очень часто встречающаяся в древнем христианском искусстве, начиная с IV века, на саркофагах, евхаристических сосудах и светильниках. Сама по себе она еще значительно раньше существовала как аббревиатура греческого слова chrestos (сулящий счастье) и служила символом хорошего предзнаменования» . … символ «Хи-Ро» долгое время был у греков знаком хорошего предзнаменования, так как представлял собой сокращенную форму слова chrestos , «благоприятный» . Слово Хрестос , как мы уже говорили, имеет несколько значений. Оно может быть приложимо как к Богу, так и к человеку. В первом смысле мы находим его в Евангелии от Луки (6: 35), где оно значит «милосердный» и «доброжелательный». Во втором смысле мы находим его у Клементия Александрийского, где оно означает просто доброго человека... «Все, кто верит в Хреста (хорошего человека), тоже хрестиане, хорошие люди (как их и называют)» . Хирография означает хорошее написание букв, каллиграфию.

Каллиграфия - искусство красивого и четкого письма; слово происходит от греческого каллос, «красота»; ей противостоит какография (от греческого какос, «плохо») - плохое,малоразборчивое изображение букв .

Буквенные кресты, монограммы и вензели (польск. = узлы) различить между собой достаточно просто. Буквенные кресты состоят из двух букв, одна из которых обязательно пересекает другую под прямым углом, как в знаке «+». В монограммах буквы совмещены простым наложением одной буквы на другую. Слияние двух (трех) букв в одну форму, когда одна и та же линия (греч. моно + грамма) является необходимой частью для каждой буквы. Вензели - это обычное наложение двух или более целых букв, не имеющих общих частей, иногда смещенных по отношению друг к другу, имеющих разный наклон и т.д.

Такое совмещение получило свое имя (название) за то, что линии одной буквы проходят то сверху, то снизу линий другой буквы, образуя видимую связанность (узел). Значение букв о пределяется языком (алфавитом) употребляющего его народа. Если в греческом языке слово «хиро» (хорошее, доброе) может быть выражено звучанием двух букв - Хи и Ро, то в латинском языке эти буквы принимают местное звучание - Пи и Ка, образующие «про кристо» (за Христа), а в русском языке буквы эР и Ха принимают значение: «Рождеств Христово».

Греческий. На квадратном красном флаге Швейцарии изображен белый крест. История флага уходит в далекое прошлое, во времена крестовых походов. В древних хрониках есть упоминания, что уже в 1339 г. под этим флагом ополченцы швейцарских кантонов выступили из Берна против ненавистных войск Габсбургов. Такой же крест мы видим и на флаге Греции. Первым национальным флагом страны, одобренным в 1822 г., было красное полотнище с белым крестом. В 1833 г. красный цвет был заменен голубым. Впоследствии страна несколько раз меняла свой флаг, но всегда на нем оставался крест - символ страны древнего христианства .


Из приведенного отрывка видно, что свое название крест получил не за флаговую традицию, которая молода даже по отношению к швейцарскому флагу (моложе почти на 500 лет), а за широкое употребление этого вида креста в церковной жизни Греции раньше других христиан. Это отразилось в названии церковной одежды, украшенной многими крестами - полиставрий (поли/много + ставрос/крест), которая используется священниками основных (наиболее ранних, первых) христианских церквей. Русское православие, принявшее греческий обряд, сохраняет эту традицию.

Грузинский. «...Пресвятая Дева, вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест. Он будет для тебя щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов...» Пробудившись и увидев в руках у себя чудный крест, святая Нина стала целовать его со слезами радости и восторга; потом она связала его своими волосами и пошла к дяде своему патриарху» . Спасая святыню от нашествия врагов. «Митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию в 1749 году, тайн о взял с собою крест Нины и вручил его проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. /.../ Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес в 1801 году крест Нины императору Александру Павловичу, которому благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, близ северных врат алтаря в кивоте, окованном серебром» .

Грузинский крест, по своей форме, не является «каноническим» (т.е. полностью прямолинейным), т.к. горизонтальная перекладина изогнута. Эта особенность строения делает его неповторимым и легко узнаваемым. Из его истории видно, что он не связан с «историческим» крестом мучений Иисуса Христа, но, тем не менее, относится к типу «крест связанный» (лат. - crux comissa). В связи с этим, мотив использования католической церковью и Римским Папой Иоанном-Павлом II формы грузинского креста, как основы под распятие - непонятен и оскорбителен (на церковном языке это - богохульство). В русском православии форма грузинского креста, как самостоятельная, не обнаруживается.

Египетский. (Древнеегипетск. «ankh» - жизнь) Популярный оккультно-магический символ , иногда называемый также «crux ansata» (лат., «крест с петлей»). Ведет свое происхождение от древнеегипетского иероглифа, обозначавшего слово «жизнь», который, в свою очередь, происходит от древнего священного символа с тем же значением (или от стилизованного изображения человека с расставленными руками). По мнению Г.д’Альвиеллы, анх имеет форму старинного инструмента, применявшегося для измерения уровня воды в Ниле .

Особенностью строения египетского «креста жизни», является сфера чистоты (пустая петля), которая изменяет свое значение от места расположения: чистое содержание головы или чистое взаимодействие головы и сердца. Крест на его основе встречается в западном христианстве , в русской православной традиции - не обнаруживается.

Кельтский. «Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от «Хи-Ро». Круг символизирует как солнце, так и вечность. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака» . «Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом или, короче, Квесте (англ. queste- поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний .


Особенностью строения кельтских крестов является почти постоянное сочетание удлиненного креста и, окружающего его перекрестье, круга . Изменение размеров и соотношения частей могут изменить общий внешний вид кельтского креста, но не «до неузнаваемости». Наиболее частая форма креста: широкий ровный круг, имеющий ширину равную одной из сторон и проходящий через центры боковых сторон удлиненного креста. Особенность, давшая имя этому кресту, заключается не столько в имеющемся круге, сколько в особом рисунке (орнаменте), нанесенном на его поверхность. В русском православии кресты с кругами имеются, но с поверхностью другого вида.

Константиновский. «Однажды после полудня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил царь, - я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «симъ побеждай» . «Основным источником, откуда византийские, западноевропейские и русские авторы черпали сведения о Константине, было сочинение епископа Кесарийского Евсевия «Vita Constantinae». В этом произведении Константин рисуется как образец истинного христианина и рассказывается, что перед битвой с претендентом на престол Максентием ему явился пополудни изображенный звездами образ «Креста Господня», сияющий больше солнца, с надписью «In hoc signo vinces» (Сим знаменем победишь)» . Надпись на прапоре XVIIстолетия: «Образ Креста явившегося на Небеси» «Благоверному» «Царю Константину» «И глаголано-бо-еси» «Бысть» «Константине! Сим побеждай врага!» . «Посмотри на звезды небесные, и каждый день ты усмотришь среди них знамение креста, образуемое сочетанием звезд.» Сочинение Vв. «На поклонение честному древу», приписываемое св. Иоанну златоусту .

Среди различных знаков, считающихся «крестом Константина», можно встретить и изображение звезд, составленных в виде равностороннего креста. Такой знак трудно перепутать с какой-то другой формой креста. Эта особенность не прошла незамеченной и на русской земле, что нашло свое отражение на военных знаменах, придавая им собственное значение «победоносных» (т.е. с обязательной надписью: «Сим победиши!» при крестах разного вида). И на церковном (купольном) кресте, придавая ему значение «постоянство», т.к. имя Константин - «твердый, постоянный»(лат.) . В этой связи все «константиновские» кресты делятся на три основных вида. 1) Победоносные - т.е. кресты разного вида, но с надписью. 2) Победного постоянства - «кресты» составленные из звезд и с надписью. 3)Постоянства - «кресты» из звезд и без надписи.

Латинский. «Латинский крест - наиболее распространенный христианский религиозный символ в западном мире. По традиции считается, что именно с этого креста был снят Христос, отсюда другое его название - крест Распятия; другие его названия - крест Запада, крест Жизни, крест Страдания, crux immissa. Обычно крест представляет собой необработанное дерево, но иногда его покрывают золотом, что символизирует славу, или же красными пятнами (кровь Христа) на зеленом (Дерево жизни). Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства; поднимающийся из сердца крест символизировал у египтян доброту» .

Прямолинейный крест, повторяющий соразмерность человеческого тела, получил название «латинский» по церковному языку католической церкви - латыни. Другой вид этого же креста - с тремя равными верхними частями. Подобные кресты, но «не прямолинейные» в своей поверхности - не являются «латинскими». Русские старообрядцы, признававшие единственно правильным крестом - русский восьмиконечный, с наклонной нижней перекладиной и обязательно сопровождавшийся копьем и тростью с губкой, отказывались признавать крестом - «латынский крыж» (т.е. «латинский крест»). Но… не избежали этой формы креста, т.к. на ней, как и на иделиях других форм, изображали «правильный крест».



Мальтийский. «Мальтийский крест известен также под названием «восьмиконечный крест». Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного «ордена госпитальеров», называемых также «иоаннитами», которые посвятили себя задаче освобождения от мусульман Святой земли во времена крестовых походов (1095 - 1272). Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее - на Мальту (в 1529) - отсюда это название» . Четыре «стрелы» встретившиеся в одной точке - фигура несомненно крестообразная (крестовидная), но - не «крест». Смысл фигуры: чистые (белые) стремления (стрелы) складывающиеся (+) в этой точке (здесь - о. Мальта). Свое имя знак получил по названию острова. Другие распространенные кресты, имеющие окончания похожие на «ласточкины хвосты», но являющиеся «крестами», не могут называться «мальтийскими» во избежание ошибок. В русском православии такой знак не обнаруживается. Но, купол церкви Божией Матери на острове Мальта, украшен крестом такого вида .

Новгородский. Древние русские кресты, описанные профессором И.А. Шляпкиным, относятся, по своему строению, к виду «крест в круге». Но, развиваясь самостоятельно, к 15 веку форма новгородских крестов изменяется до вида «круглый крест», т.е. в отдельных случаях «крест» только угадывается. Подобная форма крестов не является основной или распространенной в других землях и вероисповеданиях, что позволяет говорить о древнем русском кресте, как об особенной форме креста - «новгородском».

Св.Петра. «Взявши осужденных, воины повели их на место казни; Климента, как родственника царского, они пощадили, отпустив на свободу; Иродиона же и Олимпа, пришедших в Рим с апостолом Петром, вместе с многими верующими убили мечем. Святой же Петр молил своих распинателей, чтобы распяли его вниз головой, почитая этим Господа своего, на кресте распявшегося волею, - он не хотел уподобляться Ему в образе распятия, желая под ноги Его преклонить свою голову» . Нельзя сказать, что форма креста св. Петра широко распространена в христианских церквях. Тем не менее, некоторые примеры можно обнаружить и в русском православии. Явным признаком главного перекрестья креста, является пересечение двух самых больших (по длине) частей креста. Если пересечение проходит ниже середины (центра) вертикальной части креста, то это - крест св. Петра. Такой же крест образуется при крестном знамении христианина, о котором говорится:

«Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому, а затем к левому плечу, изображая Крест на себе…» . Таким несложным движением каждый православный человек уподобляет себя не Христу, но Петру - одному из камней, складывающих церковь (греч. «Петр» - «камень») . Подобный крест на вершине христианского храма означает, что Христос - (краеугольный) камень Церкви.

Полоцкий. «… и в других родах княжеских того времени появлялись личности, удивлявшие современников благочестием и святостью жизни. К числу их принадлежит преподобная княжна Евфросиния, в миру Предислава, внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича. Отец ее, Святослав - Георгий, был младший из семи сыновей князя Всеслава. /…/ Ревнуя о благолепии дома Божия, блаженная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, построила (около 1160 года) каменный храм Спасителя в своем монастыре, сохранившийся до нашего времени, и приготовила для нового храма драгоценный напрестольный крест» .

«Крест преподобной Евфросинии шестиконечный. Длина его 11 3/8 вершка; верхняя поперечина, или титло, на 3 вершка, нижняя 4 5/8 вершка. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых множество украшений, искусно сделанных из мелкой муссии (мозаики), и 19 маленьких образов (один утрачен). Внутри креста вложены: часть животворящего древа, камня от гроба Господня и Богородицы и несколько частиц святых мощей. Из боковой надписи, начертанной вокруг всего креста, видно, что крест приложен в Спасскую церковь от преподобной Евфросинии в 6669 (1161) году и стоимость креста, кроме заключенной в нем святыни, составляла 140 гривен, т.е. около 1400 нынешних серебряных рублей» .

К вышеизложенному можно добавить только маленький штрих: на современном геральдическом (нарисованном на щите) гербе Белоруссии, мы видим крест этого типа.

Всем привет, решил начать публиковать статьи о том, что еще кроме монет чаще всего попадается на копе и что имеет порой бо́льшую ценность, чем заветные кругляшки, не считая конечно золотых и серебряных колец. Начну с нательных крестиков, так как их история и типология думаю будет очень интересна для тех, кто копает по старине.

Типы крестиков

Нательным называют крест, носимый на шее в знак принадлежности к христианской церкви. По традиции его получают при крещении. Считается, что предшественниками крестов-тельников были энколпионы – миниатюрные нагрудные ковчежцы, внутри которых хранились частицы мощей святых или освященных просфор.

Первые упоминания о крестиках, носимых на теле под одеждой, встречаются в документах начала IV века. На Руси обычай носить подобные украшения распространился с принятием христианства – в конце X столетия.

Популярные в православии формы крестов

Хоть писаных правил относительно того, как должен выглядеть нательный крест, в православии нет, мастера в разные времена все-таки старались придерживаться определенных негласных канонов. На форму и внешний вид изделия, помимо церковной традиции, влияли художественные тенденции, характерные для той или иной эпохи, личные пристрастия автора. Женские нательные крестики отличались от мужских, ниже старообрядческий женский нательный крест.

Художественные техники, используемые при оформлении изделий, зачастую имели региональные особенности. Яркий тому пример – новгородские кресты, напоминающие тамплиерский тип, дополненный окружностью. Примечательно, что в других древнерусских землях подобная форма практически не встречается.

Чаще всего встречаются следующие типы нательных крестов:

  • Иммисса – четырехконечный крест с поперечиной, расположенной выше середины вертикальной линии. Данная форма считается одной из древнейших, но в настоящий момент больше распространена среди католиков.

  • Крест греческий или «корсунчик» – разновидность четырехконечного креста, имеющая равные стороны. Такая форма была традиционной для Византии. Именно оттуда она и перекочевала в Киевскую Русь. Во времена Российской империи греческий крест лег в основу знаков отличия.

  • Крест лепестковый – еще одна вариация четырехконечного креста, отличающаяся плавными линиями и отсутствием углов. Изделия, в основе которых лежит иммисса, очертаниями напоминают лист. Символ с равными сторонами больше похож на цветок. Лепестковые кресты считаются женскими.

  • Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.

  • Шестиконечный православный крест имеет ту же форму, что и иммисса, однако в его нижней части есть перекладина. Данная деталь изображает весы, на одной чаше которых находится добро, на другой – зло.

  • Восьмиконечная форма – наиболее каноническая с точки зрения православной церкви. Выглядит такой крест как шестиконечный, но вверху есть короткая поперечина, символизирующая табличку, на которой значилось «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На некоторых изделиях изображен распятый Христос или терновый венец в центре.

Древнерусские нательные кресты

Согласно археологическим находкам на территории древнерусских городов, первые нательные крестики были греческого типа – четырехконечными, с равными лучами. Некоторые изделия на концах имеют расширение или трехлопастное завершение ветвей, другие – по краям украшены круглыми медальонами. Среди меднолитной пластики XI–XIII столетий часто встречаются энколпионы. На крестиках-мощевиках изображали страдающего Спасителя, по бокам от него – Иоанна Богослова и Богородицу. Образами святых и архангелов украшали, как правило, вертикальные ветви изделий. Во многом древнерусские нательные крестики были похожи на византийские. Вот только славяне нередко христианскую символику дополняли языческой, например, заключали крест в полумесяц (Луна) или круг (Солнце).


Особенности крестов-тельников XIV — XVII веков

Мастера XIV–XV веков, создающие нательные крестики, за образец часто брали монументальные кресты, играющие главную роль в убранстве известных храмов. На смену четырехконечной форме приходит восьмиконечная. Распростаненными техниками становятся инкрустация оловом, как и домонгольского нашествия вновь крестики украшают перегородчатой эмалью и наносят чернение. Изменения претерпевает и иконография крестов. На «тельниках» все чаще изображают демоноборцев. Особой популярностью пользуется образ архангела Михаила, украшающий металлические, костяные и деревянные крестики воинов.

К XVI веку на Руси сложилась традиция дополнять изображения на изделиях бувенными обозначениями, текстами молитв.

Как выглядели нательные кресты в эпоху Петра I — Николая II

По мере проникновения барокко в русское искусство форма нательных крестов усложняется. Линии становятся более изысканными и вычурными. Изображение распятого Христа исчезает, а на средней перекладине появляется терновый венец.

Старообрядческие нательные кресты XVIII–XIX веков в основном восьмиконечные. Если же и встречаются четырехконечные изделия, то на них присутствует вписанный восьмиконечный крест. «Тельники» староверов зачастую отделаны многоцветной эмалью, с обратной стороны содержат отрывок молитвы.

Нательные крестики никониан более разнообразны, в оформлении имеют позаимствованные на Западе элементы. В XIX–начале XX века в Российской империи становятся популярны крестики с «католическим» распятием и надписью «Спаси и сохрани».

Что обозначают надписи и буквы на кресте?

На этом все, у кого будут какие-либо дополнения,пишите ниже в комментариях, буду рад дополнить статью.

Please enable JavaScript to view the

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский » (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе «. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его » (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте » (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его » (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский » (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест » и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме », — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский » на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий » (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.


Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем .

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно! » — возражали одни; «Это не нужно! » — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва », - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


Католический крест Православный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

«Возьми крест свой, и следуй за Мной»
(Мк. 8, 34)

О том, что Крест в жизни каждого православного человека играет большую роль известно всем. Это касается и Креста, как символа крестных страданий православного христианина, которые он должен переносить со смирением и упованием на волю Божью, и Креста, как факта исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападков. Стоит отметить, что Крестным знамением совершались многие чудеса. Достаточно сказать, что одно из великих Таинств совершается Крестом — Таинство Евхаристии. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан, Спиридон Тримифунтский превращал змею в золото, крестным знамением исцеляли больных и бесноватых. Но, пожалуй, самое главное чудо: крестное знамение, наложенное с глубокой верой, ограждает нас от власти сатанинской.

Сам Крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа»

Крест сопровождает православного человека в течение всей жизни. «Тельник», так назывался нательный крест на Руси, возлагается на малыша в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях это глубокая христианская вера, в других — формальная, внешняя принадлежность к христианской Церкви. Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности, годами советской антирелигиозной пропаганды, отступничества от Бога. А ведь, Крест — это величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

С нательным крестом сегодня связано очень много различных непониманий и даже суеверий, мифов. Давайте попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.

Нательный крест потому так и называется, что его носят под одеждой, никогда не выставляя напоказ (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, не лишним так же будет поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани»

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. Полагая на чело три большие перста, нужно говорить: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключить словом «Аминь». Можно так же во время наложения Креста произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».

Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью, Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его». Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу, лепестковые, каплевидные, криновидные и другие.

Каждая линия Креста имеет глубокое символическое значение. На обороте креста чаще всего делают надпись «Спаси и сохрани», иногда встречаются молитвенные надписи «Да воскреснет Бог» и другие.

Восьмиконечная форма православного креста

Классический восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

Над длинной средней перекладиной такого креста находится прямая короткая перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, а нижний — на юг — символизирует подножие, призванное служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается мучение.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, потому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех без исключения людей под властью греха. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в муках человеческое тело Спасителя. Такой образ более характерен для католического Распятия. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина, но смысл вкладывается несколько иной: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Четырехконечная форма креста

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев».

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «„Византийский“ четырехконечный крест на самом деле есть крест „русский“, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Энколпион — крест-мощевик

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для Причащения в своих домах и имели при себе. Самыми распространенными были мощевики выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди.

Крест-мощевик состоит из двух половинок с углублениями на внутренней стороне, которые образуют полость, куда помещаются святыни. Как правило, в таких крестах находится кусочек ткани, воска, ладана, либо просто пучок волос. Будучи заполненными, такие кресты обретают великую защитную и целительную силу.

Крест схимнический, или «Голгофа»

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или Причащении. По преданию Адам был погребен на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения:

  • «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть
  • «Г.Г.» — гора Голгофа
  • «Г.А.» — глава Адамова
  • Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи:

  • «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа;
  • а под ней: «НИКА» — Победитель;
  • на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий,
  • но чаще «I.Н.Ц.I» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
  • надписание же над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — означает Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении монахов, принявших схиму — обет соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при Крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов также используется изображение Креста «Голгофа» на стенах здания по четырем сторонам света.

Как отличить православный крест от католического?

Католическая церковь использует только один образ Креста — простой, четырехугольный с удлинением нижней части. Но если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей Господу, то положение Тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий. В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Православная же традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии. Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности. Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. В католическом Распятии ноги Христа сложены вместе и прибиты одним гвоздем. Поэтому когда Вы приносите крестик в храм на освящение, его будут внимательно рассматривать на предмет количества гвоздей.

Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка. Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Соответственно на католических крестах Вы увидите надпись на латыни I.N.R.I., а на русских православных — I.Н.Ц.I. (встречается также И.Н.Ц.И.)

Освящение нательного крестика

Еще один очень важный вопрос — это освящение нательного крестика. Если крест приобретен в храмовой лавке, то он, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма или работницу за свечным ящиком передать крест в алтарь. После осмотра креста и при соответствии его православным канонам священник отслужит положенное в этом случае чинопоследование. Обычно священник освящает кресты во время утреннего водосвятного молебна. Если речь идет о крестильном крестике для младенца, то возможно освящение и во время самого Таинства Крещения.

При освящении креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов и от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

В завершение, хочется отметить, Крест нужно почитать своим правильным, православным к нему отношением. Это не просто символ, атрибут веры, но и действенная защита христианина от сатанинских сил. Крест нужно почитать и поступками, и своим смирением, и посильным, насколько это возможно для ограниченного человека, подражанием подвигу Спасителя. В чинопоследовании монашеского пострига сказано, что монах всегда должен иметь перед глазами страдания Христовы — ничто так не заставляет человека собраться, ничто так ясно не показывает необходимость смирения, как это спасительное воспоминание. Неплохо и нам бы к этому стремиться. Именно тогда в нас через изображение крестного знамения на самом деле будет действовать благодать Божия. Если мы будем совершать его с верой, то воистину почувствуем Божию силу и познаем Божию премудрость.

Материал подготовила Игнатова Наталья

Нательный крест — это священный символ, а не ювелирное украшение. Не стоит покупать усыпанное бриллиантами Распятие только за тем, чтобы похвастаться своим богатством. Бог находится у вас в душе и не требует выражения любви через драгоценные подвески.

Выбирая нательный крест, обращайте внимание не на ценность металла, из которого он сделан, а на то, какое изображено Распятие. Оно может быть православным или католическим.

Православные кресты имеют очень древнюю историю. Чаще всего они бывают восьмиконечные. Канон изображения Распятия утвержден в 692 году Трульским собором. С тех пор вид его остался неизменным. Фигура Иисуса Христа на кресте выражает покой, согласие и достоинство. В нем воплощены самые главные его ипостаси — Божественная и Человеческая. Тело Христа наложено на крест и раскрывает свои объятия всем страждущим, стремясь оберечь своих послушников от зла.

Православный крест имеет надпись «Спаси и сохрани». Это связано с тем, что во время освящения Распятия батюшка читает две молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело от злых сил. Крест становится охранником человека от любых тяжестей и невзгод.

Католическая церковь не приняла данной концепции, там Распятие изображается иначе. На кресте выражены муки Христовы, голова его в терновом венке, ступни сложены вместе и пробиты гвоздем, руки провисли в локтях. Католики преподносят человеческие страдания, забывая о Божественной ипостаси.

Перед тем, как надеть нательный крест, его нужно освятить. Сделать это можно в любой церкви, подойдя к батюшке до начала богослужения.

Носить нательный крест лучше под рубашкой, не выставляя его напоказ. Особенно если вы отправляетесь в игорные или питейные заведения. Помните, что это не украшение, а один из символов Веры.

Божественное не приемлет суеверий, поэтому все сказки про то, что найденный нательный крестик нельзя поднимать и брать себе или что Распятие нельзя дарить, являются выдумками. Если вы нашли Распятие, можете освятить его и спокойно носить. Или отдайте его в храм, там его передадут нуждающимся. И дарить нательный крест, конечно же, можно. Этим вы только обрадуете близкого человека, выразите свою любовь к нему.

Надо ли носить нательный крестик?

Прошли те времена, когда любой признак принадлежности к христианской Церкви, включая ношение нательного креста, мог повлечь за собой серьезные последствия, в лучшем случае – насмешки. Носить нательный крестик сегодня никому не запрещается. Встает другой вопрос: нужно ли это делать?

Главное условие ношения христианского нательного креста – это понимание его смысла. Он не является ни украшением, ни талисманом, способным защитить от всех несчастий. Такое отношение к священному предмету характерно для язычества, а не для христианства.
Нательный крест – это материальное выражение того «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему. Надевая крест, христианин тем самым обещает жить по заповедям Божьим, чего бы это ни стоило, и стойко переносить все испытания. Тому, кто это осознал, несомненно, нужно носить нательный крестик.

Как нельзя носить нательный крестик

Нательный крест – это признак принадлежности к Церкви. Тот, кто еще не присоединился к ней, т.е. не был крещен, носить нательный крест не должен.

Не следует надевать крестик поверх одежды. По церковной традиции, только священники носят кресты поверх рясы. Если же так поступает мирянин, это похоже на желание выставить свою веру на показ, похвастаться ею. Такое проявление гордыни не подобает христианину.

Нательный крест, как следует из его названия, должен быть на теле, точнее, на груди, ближе к сердцу. Нельзя носить крест в ухе в виде серьги или на браслете. Не стоит подражать и тем людям, которые носят крестик в сумке или в кармане и говорят: «Он же все равно при мне». Такое отношение к нательному кресту граничит с кощунством. Положить крестик в сумку можно лишь на время, если порвалась цепочка.

Каким должен быть православный нательный крестик

Иногда говорят, что четырехконечные кресты носят только католики, но это не так. Православная церковь признает все виды крестов: четырехконечные, восьмиконечные, с изображением распятого Спасителя или без него. Единственное, чего следует избегать православному христианину – это изображение распятия с предельным реализмом (провисающее тело и другие подробности крестных страданий). Это действительно характерно для католицизма.

Материал, из которого крестик изготовлен, может быть любым. Нужно только учитывать особенности конкретного человека – например, есть люди, у которых серебро на теле темнеет, такому человеку серебряный крестик ни к чему.

Никому не запрещается носить крест большого размера или инкрустированный драгоценными камнями, но следует задуматься: совместима ли с христианской верой такая демонстрация роскоши?

Крестик должен быть освящен. Если он куплен в церковной лавке, беспокоиться об этом не стоит, там крестики продают уже освященными. Крестик, купленный в ювелирном магазине, нужно освятить в храме, это займет несколько минут. Освящают крест один раз, но если точно неизвестно, освящен он или нет, это нужно сделать.

Нет ничего зазорного в ношении креста, принадлежавшего умершего человеку. Внук вполне может получить при крещении крестик умершего деда, и не надо бояться, что он «унаследует» судьбу родственника. Представление о неотвратимой судьбе вообще несовместимо с христианской верой.

Рекомендуем почитать

Наверх