Монетарная кредитно денежная политика государства. Монетарная политика государства: цели и инструменты. Кредитно-денежная политика государства

Работа с клиентами 28.12.2023
Работа с клиентами

Реализация принципов монетарной политики позволяет сохранять финансовый баланс, выстраивать эффективные торговые отношения.

Основные цели монетарной политики

Цели финансовых регуляторов в рамках монетарной политики можно условно разделить на три основные категории: промежуточные, стратегические и тактические. К промежуточным относится метод корректировки процентной ставки и фактического объема денежной массы в обращении. Подобные приемы позволяют выполнять искусственную балансировку действующего спроса на товары первой необходимости, регулировать предложение денег. Конечным итогом является обеспечение влияния на увеличение занятости населения и объемы производства, привлечение сторонних инвестиций в экономику, сохранение динамики ценовой политики.

Стратегические цели монетарной политики направлены на выполнение следующих ключевых задач:

  • стабилизация цен при сдерживании возможных экономических дисбалансов и инфляционных процессов;
  • рост занятости населения в экономике;
  • формирование платежного баланса государства;
  • наращивание текущих объемов производства, освоение новых рынков сбыта.
В основе тактических целей представлены краткосрочные меры по увеличению темпа достижения заданных стратегических и промежуточных целей. К таким механизмам относятся контроль текущего предложения денег, обменного курса национальной валюты и регулирование процентной ставки за счет ставки рефинансирования.

Монетарная политика: виды и особенности

Для каждого государства характерен собственный вид реализованной монетарной политики. Соответствующие изменения могут вноситься под воздействием текущего состояния экономики и выполнения базовых показателей роста, внешних стрессовых факторов, динамики расширения производственных мощностей, занятости населения. Всего монетарная политика делится на четыре основных вида, для каждого из которых характерны свои особенности.
  • Политика дорогих денег (жесткая монетарная политика). Основной задачей является контроль роста объема денежной массы для защиты от высокой инфляции. Основными признаками жесткой монетарной политики является повышение предела доступного банковского резервирования для регулирования фактической денежной массы, увеличение процентной ставки для создания барьеров кредитования коммерческих структур и населения.
  • Мягкая монетарная политика. Задачей данного механизма является стимулирование разных областей экономики при помощи наращивания объема денежной массы и корректировки процентной ставки. В такой ситуации Центробанк активно приобретает государственные ценные бумаги в условиях открытого рынка. Понижается уровень банковского резервирования с целью расширения возможностей для кредитования экономики. Проходит поэтапное снижение ключевой процентной ставки, благодаря чему обеспечивается доступ коммерческих финансовых организаций к выгодным кредитам.
  • Стимулирующая монетарная политика. В основе данного метода заложены: снижение действующей учетной ставки, активная скупка на открытом рынке государственных активов и снижение показателей нормированной величины резервных требований. Эффективность подобных действий подтверждена на практике в условиях необходимости замедления темпов роста безработицы, стимулирования занятости населения в экономике.
  • Сдерживающая монетарная политика. Предполагает понижение уровня фактического предложения денег на внутреннем рынке. Осуществляется повышение учетной ставки, наращивается нормированная величина резервных требований, проводится комплекс мер по реализации государственных активов. Подход актуален в условиях необходимости сохранения уровня инфляции, снижения деловой активности.
Монетарная политика должна соответствовать текущему положению дел в экономике, только так, с ее помощью, можно сохранить оптимальный финансовый баланс. При выборе правильной монетарной политики государственная система будет более устойчивой к воздействию внешних экономических и политических факторов.

Монетарная политика государства является неотъемлемой частью системы управления и контроля экономики. Проводником ее выступает центральный банк (ЦБ). Посредством доступных ему способов и методов он влияет на денежные потоки и деловую активность.

Для того чтобы подробнее разобраться в том, как и для каких целей реализуется кредитно-денежная (монетарная) политика государства, надо определить его (государства) функции и задачи.

Функции государства

Государственные функции не ограничиваются регулированием экономики, а распространяются и на другие сферы жизни. Во всех вопросах, в которых общество нуждается в помощи и контроле, должна присутствовать «рука государственной власти».

К ее функциям относятся:

  1. Поддержание стабильности и роста экономики.
  2. Защита прав и свобод всех лиц - физических и юридических.
  3. Контроль движения денег.
  4. Перераспределение денежных потоков.
  5. Производственная деятельность.
  6. Внешнеэкономическая и политическая деятельность.
  7. Содействие развитию фундаментальной науки.
  8. Решение экологических и других глобальных вопросов.

У каждой из этих функций есть свои институты, цели и задачи, инструменты и методы, при помощи которых они реализуются. В частности, монетарная политика и ее цели служат для работы с финансовым рынком, который является частью экономической системы.

Цели регулирования экономики на государственном уровне

Для того чтобы управлять экономикой, надо понимать в какой точке находится система на данный момент и какие цели являются основными. После этого определяются инструменты, которые лучше всего повлияют на текущую ситуацию и приведут к желаемому результату.

Какими могут быть цели экономического регулирования:


Для управления экономикой страны используется монетарная и фискальная политика государства. Первая влияет на систему при помощи рынка денег, вторая - бюджетных и налоговых механизмов.

Объекты и участники монетарной политики

Цели и инструменты кредитно-денежной политики воплощаются в жизнь через ее субъектов, к которым относятся ЦБ, банки и другие участники денежного рынка. Объектами являются показатели рынка денег: спрос, предложение, цена. Существует такое понятие, как денежный рынок, являющийся частью финансового. Здесь действуют те же законы, что и на любом другом рынке. Под влиянием факторов предложения и спроса формируется равновесная цена.

Если предложение набирает обороты, а спрос остается на месте, то стоимость денег (номинальная ставка процента) уменьшается, и наоборот. Рыночные механизмы стремятся уравновесить спрос и предложение при помощи изменения цены. Монетарная политика государства кратко может быть описана как контроль над показателями рынка денег для достижения определенного уровня их стоимости. В случае стремительного экономического роста для предотвращения последующего неизбежного резкого спада ЦБ может воздействовать на рынок денег с целью изменения их стоимости.

При изменяющейся скорости обращения денег ЦБ должен откорректировать их количество таким образом, чтобы денег было достаточно, но не возникало избытка.

Концепции финансовой политики

Инструменты и методы монетарной политики зависят от выбранной концепции. В современных условиях их всего две:

  1. Дешевые деньги, или научным языком - концепция кредитной экспансии.
  2. Дорогие деньги, другими словами, концепция кредитной рестрикции.

Инструменты кредитной экспансии нацелены на рост ресурсов банков, а значит, возможность получения большого количества кредитов для населения и предприятий. При помощи таких действий увеличивается количество денег.

Кредитная рестрикция означает снижение активности банков в кредитовании для уменьшения количества денег.

Выбор концепции определяет набор инструментов и методов, которые будут задействованы для достижения целей в ближайшем будущем и более далекой перспективе. Но задача эта сложная, требующая всестороннего анализа ситуации на рынке финансов и в экономике в целом, согласования действий субъектов денежного рынка с общим курсом политики страны.

Методы монетарной политики, представление о временных лагах

Методы монетарной политики государства – это конкретные приемы, при помощи которых центральный и коммерческие банки влияют на спрос и предложение денег.

Экономисты выделяют два типа методов: прямые и непрямые (косвенные).

Банковская система должна быть достаточно гибкой для своевременного реагирования на изменения факторов и показателей на рынке денег. Но как бы быстро ни внедрялись те или иные меры по регулированию денежного рынка, между осознанием проблемы, выработкой системы мер воздействия и их применением проходит определенное время, которое называют временным лагом.

Также надо учитывать, что вне зависимости от инструментов и методов, которые использует монетарная политика государства, между их внедрением и реакцией экономических субъектов тоже проходит определенное время.

Временные лаги затрудняют процесс анализа и выработки решений по стабилизации ситуации на денежном рынке. Монетарная политика государства должна быть достаточно гибкой и продуманной для того, чтобы учесть их влияние.

Прямые методы воздействия на денежное обращение

ЦБ имеет возможность четко регламентировать деятельность банков: устанавливать лимиты на размер кредитов и депозитов, максимальный и минимальный уровень процентов. Такие методы называются прямыми.

Положительными сторонами прямых методов являются:

  • сокращение временных лагов;
  • небольшие затраты на их внедрение;
  • вполне предсказуемые результаты.

Но есть и минусы таких приемов:

  • нарушение конкурентных условий на рынке финансовых услуг;
  • неэффективное распределение свободных средств;
  • снижение привлекательности услуг банков.

Монетарная или кредитно-денежная политика государства с использованием таких методов на первый взгляд отвечает всем потребностям государственного управления. Но она способна привести к тому, что банки перестанут выполнять свои функции, и спрос обратится к другим финансовым организациям, деятельность которых не регламентируется напрямую государством. Так, ЦБ может утратить контроль над денежным обращением.

Прямые методы – это грубое вмешательство в рыночные механизмы, в результате таких действий денежная масса может резко уменьшиться, что приведет к спаду производства.

Косвенные методы монетарной политики

Все чаще ЦБ стали отказываться от прямых методов вмешательства в денежное обращение. Жесткие директивы применяются только в условиях серьезного экономического кризиса и тогда, когда нужны быстродействующие меры.

В других случаях ЦБ может влиять на ситуацию более мягкими, косвенными методами. Они стимулируют нужное поведение субъектов рынка, мотивируют на определенные действия.

Недостатки косвенных методов:

  • увеличенные временные лаги;
  • возможная большая погрешность в прогнозах результатов тех или иных мер;
  • эффективность их связана со степенью развитости рыночных механизмов.

Преимущества косвенного регулирования:

  • отсутствие деформации рыночных механизмов;
  • соблюдение прав субъектов рынка;
  • предотвращение перетекания капиталов на теневые рынки;
  • они не приводят к резким, шоковым перепадам количества денег и снижению уровня производства.

Набор инструментов монетарной политики

Средства, которыми ЦБ воздействует на объекты денежного рынка, - это инструменты монетарной политики государства.

Одним из них является норма резервов. Это определенный процент от обязательств, сумма, которую банки обязываются хранить в ЦБ. Если величина резерва увеличивается, то естественным образам сокращается объем свободных денег в распоряжении банков. Таким образом, предотвращается выброс дополнительных денег на рынок. Если норма резервов уменьшается, то имея дополнительные средства, банки могут увеличивать количество выданных кредитов (в денежном выражении). В результате денежная масса будет увеличиваться.

Монетарная, или денежно-кредитная политика государства, реализуется также посредством регулирования процентных ставок. ЦБ кредитует банки. Если проценты по такому кредиту (ставка рефинансирования) уменьшаются, то денежные средства становятся более доступными для банков. Если проценты увеличиваются, то коммерческие банки либо отказываются от займа, либо вынуждены поднимать проценты по выданным кредитам. В любом случае, увеличение ставки рефинансирования приводит к сдерживанию роста количества денег в обороте.

Третьим инструментом влияния ЦБ на количество денег являются его действия на рынке ценных бумаг. В том числе покупаются и продаются государственные ценные бумаги. Этот инструмент сегодня очень широко используется в мировой практике. Когда ЦБ скупает ценные бумаги, это дает эффект эмиссии денег, а когда продает – эффект изъятия денег из оборота.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики тесно связаны. В зависимости от поставленных задач средства могут использоваться в двух разных направлениях, стимулируя или усмиряя деловую активность.

Дополнительные инструменты

Рассмотренные выше способы относятся к традиционным инструментам. Но есть еще несколько средств, например, валютное регулирование и установление границ увеличения объема денег в обращении.

Монетарная политика как вид стабилизационной политики предполагает анализ причин и последствий роста денежной массы. Не только кризисные явления в экономике требуют особых мер, но и резкий рост производства, в результате которого может проявиться неконтролируемая инфляции и деформация рыночных механизмов. По теории циклов, после фазы активного экономического роста начинается резкий и глубокий спад. Чтобы сгладить перепады, не допустить выхода ситуации на рынке из-под контроля, ЦБ ограничивает количество денег и скорость его увеличения.

Валютное регулирование предполагает формирование, прогнозирование и регулирование валютных потоков, курса, внешних платежей. Это важный инструмент, который способен ограничить отток и приток капиталов в страну.

Валютное регулирование может осуществляться прямыми методами: установлением границ колебания курса (валютного коридора), закреплением его на одном уровне и т.д. Но чаще используются косвенные методы, такие как купля-продажа валюты на открытых рынках. Этот механизм похож на операции ЦБ с ценными бумагами. Для укрепления курса валюты он сбывает иностранные денежные знаки, для уменьшения курса – покупает.

Регулирование количества денег и валютного курса способствуют стабильному развитию внешнеэкономической и производственной деятельности фирм, а также финансовой устойчивости банков.

От чего зависит выбор инструментов политики ЦБ

Монетарная политика, цели, инструменты и последствия ее осуществления зависят от множества факторов. Среди них можно выделить:

Для достижения целей регулирования рынка денежных средств монетарная политика государства должна учитывать все эти факторы, быть гибкой и последовательной.

Монетарная политика в России

Монетарная политика государства: понятие, виды, инструменты, методы – все это создает теоретическую базу для принятия решений. Но оценить деятельность ЦБ на практике довольно сложно.

За 2014 год экономическая ситуация в России очень изменилась, это затронуло и рынок финансов. Причиной тому стали внешние искусственно созданные факторы. Оценивать в этих условиях эффективность той или иной политики в сфере экономики вдвойне сложнее.

Но в целом можно сказать, что основными тактическими целями ЦБ являются:

  • сдерживание темпов инфляции;
  • управление валютным курсом;
  • стимулирование деловой активности.

Контроль уровня инфляции – это основная задача ЦБ России в течение последних 10 лет. Кроме того, открытая экономика страны подвержена внешним воздействиям, и нет возможности не вмешиваться в формирование курса рубля, поэтому устанавливаются валютные коридоры. От этой практики планируют отказаться и в дальнейшем сосредоточить все усилия на стабильных низких уровнях инфляции.

ЦБ РФ часто в качестве инструмента воздействия использует ставку рефинансирования. Также регулярно осуществляется контроль количества денег в обращении и операций с ценными бумагами.

ЦБ России обладает достаточно большой самостоятельностью, что в целом позитивно влияет на проведение монетарной политики. Все реже отмечаются противоречия в принимаемых решениях. Регулярно проводится анализ и корректируются текущие цели и методы их достижения, что позволяет говорить о гибкости монетарной политики.

Монетарная (кредитно - денежная) политика государства – это комплекс мер, реализуемых Центральным банком, с целью воздействия на уровень банковского процента путём изменения массы денег в обращении.

Монетарная политика является разновидностью антициклической (стабилизационной) политики государства. Она направлена на сглаживание циклических колебаний.

Выделяют два типа монетарной политики государства:

    Политика «дешёвых» денег (мягкая, расширительная, экспансионистская) – направлена на увеличение массы денег в обращении и снижение уровня банковского процента. Используется в условиях экономического кризиса, чтобы стимулировать экономический рост с помощью дешёвого кредита.

    Политика «дорогих» денег (жёсткая, сужаемая, рестриктивная) – направлена на сокращение массы денег в обращении и увеличение уровня банковского процента. Используется в условиях высокой инфляции, а также в фазе подъёма, чтобы сдержать экономический рост.

К инструментам монетарной политики относят:

    Учётная ставка (ставка рефинансирования) – это процент, под который Центральный банк выдаёт кредиты коммерческим банкам. Если Центральный банк повышает учётную ставку, масса денег в обращении сокращается, а кредит становится более дорогим и менее доступным для заёмщиков. Снижение учётной ставки приводит к увеличению массы денег в обращении и снижению ставки банковского процента.

    Норма обязательного банковского резерва – это процент от привлекаемых коммерческими банками средств, который они обязаны хранить в Центральном банке на бессрочных и беспроцентных счетах. Если Центральный банк повышает норму обязательного резерва, это приводит к уменьшению массы денег в обращении и увеличению уровня банковского процента. Снижение нормы обязательного резерва приводит к увеличению денежной массы в обращении и снижению уровня банковского процента. Норма обязательного банковского резерва – административный по характеру инструмент. Если коммерческие банки не выполняют резервные требования Центрального банка, он имеет право использовать против них штрафные санкции, а также приостановить действие их лицензии.

    Операции Центрального банка на открытом рынке – это операции по купле продаже государственных ценных бумаг и иностранной валюты. Саамы популярный инструмент монетарной политики на современном этапе. Является рыночным по характеру. Если в экономике наблюдается излишек денежной массы, Центральный банк начинает продавать государственные ценные бумаги инвесторам. В результате масса денег в обращении сокращается, а ставка банковского процента увеличивается. Если денег экономике не хватает, Центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги. Масса денег в обращении увеличивается, а ставка банковского процента снижается.

Фискальная политика государства

Фискальная (бюджетно - налоговая) политика государства - это комплекс мер, направленных на регулирование делового цикла с помощью изменения расходов и доходов государственного бюджета.

Она основывается на следующих положениях:

Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, что ведет к расширению объемов производства, следовательно, снижает безработицу. При этом возникает эффект мультипликатора, за счет которого совокупный спрос растет в большей степени, чем бюджетные расходы;

Рост налогов снижает располагаемые доходы хозяйственных субъектов, сокращает совокупный спрос. При этом также возникает мультипликационный эффект, но более слабый, так как изменение налогообложения влияет не только на потребление, но и на сбережения.

Фискальную политику проводит правительство. Её инструменты оказывают влияние как на совокупный спрос (величину совокупных расходов в экономике), так и на совокупное предложение (деловую активность и величину издержек фирм). К инструментам фискальной политики относят налоги, систему государственных закупок, государственные трансферты.

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую).

Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматические изменения в бюджетно-налоговой системе, которые происходят под влиянием экономической ситуации без специальных решений правительства. Она является результатом действия встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – это такой элемент экономической системы, который автоматически реагирует на изменение фазы экономического цикла. К встроенным стабилизаторам относят социальные выплаты из бюджета и прогрессивные налоги. Во время экономического спада уменьшаются налоговые платежи, особенно при прогрессивных ставках, увеличиваются социальные расходы (пособия по безработице, компенсации). Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса становятся менее значительными. Во время экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают, а социальные выплаты сокращаются, что позволяет бороться с инфляцией и перегревом экономики.

Необходимо заметить, что встроенные стабилизаторы в бюджетно-налоговой системе России слабые, так как основная масса налогов носит не прогрессивный, а пропорциональный характер. К тому же, бюджетное законодательство не предусматривает увеличения социальных расходов при ухудшении экономической ситуации в стране.

Дискреционная фискальная политика – законодательное изменение налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на уровень экономической активности. Она может быть экспансионистская (стимулирующая), предполагающая рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок, или рестриктивная (сдерживающая), предполагающая снижение государственных расходов или рост налогообложения.

При проведении фискальной политики необходимо учитывать влияние уровня налогообложения на размер налоговых поступлений, которое иллюстрируется кривой А.Лаффера.

В соответствии с данной закономерностью, увеличение доли налоговых изъятий из выручки предприятия до определенного уровня налогообложения приводит к увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. Однако дальнейший рост налогов ведет к снижению поступлений, так как у предприятий не остается средств даже на простое воспроизводство. В итоге плательщики вынуждены или уклоняться от уплаты налогов или снижать объемы производства.

Данная закономерность также приводит к тому, что если в стране высокий уровень налогообложения, то снижение налогов может стимулировать экономический рост, что впоследствии приведет и к увеличению налоговых поступлений.

% налоговых

Налоговые поступлении в бюджет, %

Основным недостатком дискреционной фискальной политики является наличие «временных лагов». Иными словами, требуется время для выявления каких - либо изменений в экономике (лаг распознавания), для изменения бюджетного и налогового законодательства (лаг принятия решений), для получения эффекта от принятых изменений (лаг воздействия). За это время ситуация в экономике может измениться, и желаемого эффекта правительство может не получить. Поэтому для решения макроэкономических проблем фискальную политику используют в совокупности с другими методами государственного регулирования экономики.

Денежно-кредитная политика - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия . Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты , влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты , предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков .

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг .

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.


Понижая учётную ставку . Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых ” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

Снижения нормы обязательных резервов;

Уменьшения учетной ставки;

Скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.

Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

Увеличения нормы обязательных резервов;

Повышения учетной ставки;

Продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно -кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно -кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы .

1. Денежная система - это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М 1 , М 2 , М 3 , L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система - двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.

Деятельность государства по регулированию объёма денежной массы, денежного обращения и условий кредитования, направленная на решение макроэкономических задач, называется кредитно-денежной (монетарной) политикой. Кредитно-денежная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. В макроэкономике выделяют два типа кредитно-денежной политики: дискреционная и недискреционная (ав­томатическая).

Дискреционная политика – гибкая политика, ориентирующаяся в большей мере на изменяющуюся экономическую ситуацию, чем на решения законодательных и исполнительных органов. Дискреционная политика нацелена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла.

Стимулирующая дискреционная политика (политика «дешё­вых» денег) реализуется правительством при спаде деловой активности. При этом правительство увеличивает денежную массу, что приводит к снижению равновесной ставки процента (рис. 18.3.1, а).

Рисунок 18.3.1. – Дискреционная кредитно-денежная политика

Снижение процентных ставок, в свою очередь, стимулирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Рост инвестиций через эффект мультипликатора обеспечивает опережающий рост реального объёма производства.

Сдерживающая дискреционная политика (политика «дорогих» денег) проводится при опасности кризиса перепроиз­водства, инфляции. При этом правительство снижает объём денежной массы, что влечёт за собой рост ставки процента (рис. 18.3.1, б). Высокие процентные ставки вызывают снижение инвестиций и через эффект мультипликатора - снижение реального объёма произ­водства.

Для манипулирования объёмом денежной массы центральный банк этого использует следующие четыре основных инструмента:изменение минимальной нормы обязательных резервов, учётно-процентную (дисконтную) политику, операции на открытом рынке и валютное регулирование.

Изменение минимальной нормы обязательных резервов . Повышение нормы обязательных резервов ограничивает избыточные резервы коммерческих банков и сдерживает их активность, а её снижение увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и увеличивает их активность. Последствия увеличения норматива обязательных резервов при стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике отражены на рисунке 18.3.2.

Рис. 18.3.2 - Изменение норматива обязательных резервов

Учетно-процентная (дисконтная) политика предусматривает манипулирование величиной учётной ставки. Учётная ставка – ставка процента, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их денежных резервов и кредитования клиентов. В России эта ставка носит название ставки рефинансирования.

Последствия изменения учётной ставки при стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике отражены на рисунке 18.3.3. Рост учётной ставки вызывает сокращение объёма кредитов, уменьшение денежной массы, рост процентной ставки, снижение инвестиций и реального объёма производства. Снижение учётной ставки приводит к противоположным результатам.

Рис. 18.3.3 – Изменение учётной ставки

Операции на открытом рынке - это операции по купле-прода­же государственных ценных бумаг. Операции на открытом рынке - один из элементов осуществления денежно-кредитной политики государства, заключающийся в том, что центральный банк покупает и продаёт ценные бумаги (векселя, казначейские обязательства, облигации) на открытом рынке, влияя тем самым на курс ценных бумаг и получая прибыль. В целях сдерживания денеж­ной массы Центральный банк проводит операции по продаже ценных бумаг на открытом рынке, сокращая денежную массу, инвестиции и реальный объём производства, в целях стимулирования эко­номики - активную скупку бумаг на открытом рынке (рис. 18.3.4).

Рис. 18.3.4 – Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ: осуществляются быстро; легко обратимы: вследствие ошибки можно быстро провести обратную сделку (в случае чрезмерной продажи, на­пример, можно быстро скупить часть ценных бумаг); гибки: могут осуществляться в любых объёмах.

Валютное регулирование – этодеятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Данный инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов ХХ в. как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса страны, соотношение экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета, экономическая и политическая ситуации и др.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Валютная интервенция – значительное разовое целенаправленное воздействие Центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продаёт иностранную валюту, для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную валюту.

Автоматическая кредитно-денежная политика - это следование моне­тарному правилу: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП. Основоположник монетаризма М. Фридмен вы­двигал идею законода­тельного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно возрастать на 3- 5% в год. Моне­тарное правило не было принято, но в некоторых западных стра­нах в 1970-е гг. стали применять практику денежного таргетирования в виде установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определённый период.

Интерпретировать результаты денежно-кредитной политики государства позволяет модель LM (liquidity - money: ликвидность - деньги), отображающая равновесие на денежном рынке (см. рис. 18.3.5). Равновесие на денежном рынке – это ситуация, когда денежное предложение равно денежному спросу. Денежный спрос можно разделить на трансакционный (), зависящий от дохода, и спекулятивный, зависящий от процентной ставки (): . Кри­вая LM проходит через точки, соответствующие такому соотно­шению процентной ставки и дохода, при котором выполняется ус­ловие равновесия: денежное предложение равно денежному спросу.

Плоскость графика в модели LM разбита на квадранты - четверти. Во II квадранте отображена обратно пропорциональная зависимость между процентной ставкой и спекулятивным спросом на деньги. В данном случае уровню r 0 соответствует спекулятивный спрос на деньги в размере . Линия в III квадранте отражает условие равновесия (M s = MD), а спрос на деньги в заданной пропорции делится на спекулятивный и трансакционный . Величине трансакционного спроса в квадранте III соответствует объём национального дохода Y 0 в квадранте IV. В I квадранте на пересечении уровней дохода и процентной ставки (Y 0 и r 0) определяется первая точка кривой ликвидность - деньги (LM 0). Вторая точка (LM 1) находится точно так же, но от другого уровня процентной ставки – уровня r 1 . Соединением всех точек, полученных таким образом, строится кривая LM.

Рисунок 18.3.5 – Модель LM

Если правительство решит увеличить предло­жение денег, то кривая LM сместится вправо (так, как это показано стрелкой на рисунке в I квадранте), вызвав смещение линии в III квадранте, отражающей условие равновесия на денежном рынке (так, как это показано стрелкой на рисунке в III квадранте).

Совмещение кривых IS и LM позволяет получить известную модель IS- IM, отражающую одновременное равновесие на реальном и денежном рынке (рис. 18.3.6).

Рисунок 18.3.6 – Модель IS-LM

Точка Е на графике - это точка макроэкономического равновесия, такое соотношение процента и дохода, при котором и реальный рынок, и денежный рынок находятся в состоянии равновесия и эти два равновесия достигаются одновременно: I(r) = S(Y) и .

Государство после достижения макроэкономического рав­новесия стремится к повышению уровня равновесного дохо­да. При этом правительство может проводить либо стимулирующую кредитно-денежную политику, либо стимулирующую налогово-бюджетную политику (рис. 18.3.7).

Рисунок 18.3.7 – Стимулирующая кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в модели IS-LM

Первый вариант графически означает сдвиг кривой LM вправо (см. рис. 18.3.7, а). Государство увеличивает предложение денег, это ведёт к понижению процента, а более низкий процент через стимулирование инвестиций приводит к увеличению дохода. Второй вариант графически означает сдвиг кривой IS вправо (см. рисунок 18.3.7, б). Правительство осуществляет автономные инвестиции, что приводит к росту дохода (работает эффект мультипликатора). Рост дохода означает, что всё большая часть денежной массы расходуется на обслуживание трансакций, следовательно, денег для спекулятивного спроса остаётся всё меньше, процентная ставка при этом возрастает.

Сдерживающая налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика приводят к противоположным изменениям в макроэкономической ситуации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под терминами «денежная система», «денежная масса», «денежная база»? Что понимается под «денежной единицей» и «денежным знаком»?

2. Какие элементы образуют денежную систему страны?

3. В чём отличие между активной и пассивной частями денежной массы? Что такое «квазиденьги»?

4. Какие денежные агрегаты образуют денежную массу?

5. Что такое «норма обязательных резервов»? Зачем она нужна? Как определяется этот показатель?

6. Что понимается под «денежным (банковским) мультипликатором»? Как проявляется его действие? Как рассчитывается его величина?

7. Какие психологические мотивы побуждают людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме? Какие два компо­нента спроса на деньги выделили кейнсианцы?

8. Какова графическая интерпретация кейнсианской агрегатной модели денежного рынка?

9. Как работает «ловушка ликвидности»? Каким образом она затрудня­ет реализацию кредитно-денежной политики государства?

10. Что понимается под «кредитной системой»? Какие структурные звенья она включает?

11. Каковы функции центрального банка? Почему его называют банком банков?

12. Какие функции выполняют коммерческие банки? Какие группы операций они выполняют? Каковы основные источники формирования банковских ресурсов?

13. Что понимается под термином «кредитно-денежная политика государства»? Какие типы кредитно-денежной политики Вы знаете? В чём их различия?

14. В каких случаях применяется стимулирующая, а в каких – сдерживающая дискреционная кредитно-денежная политика? Какова их графическая интерпретация?

15. С помощью каких инструментов центральный банк манипулирует объёмом денежной массы? Как изменение нормы обязательного резервирования влияет на макроэкономическую ситуацию?

16. Что понимается под учётной ставкой? Каковы последствия её изменения для макроэкономики?

17. Какие операции на открытом рынке проводит центральный банк? С какой целью они проводятся? Как они влияют на экономику?

18. Как и для чего проводится валютное регулирование? Что такое «валютная интервенция»?

19. Как модель LM позволяет интерпретировать результаты денежно-кредитной политики государства?

20. Какие основные параметры развития национальной экономики позволяет анализировать модель IS-LM?

Рекомендуем почитать

Наверх