Целью разработки международных стандартов аудиторской деятельности является. Основные принципы международных стандартов аудита (МСА). Применяемые в России

Организация склада 28.12.2023

Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

МСА способствуют развитию аудиторской профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, формируют единые подходы к проведению аудиторских проверок.

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

Структура МСА включают в себя:

Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

Разделы, излагающие суть стандарта;

Приложение (для некоторых стандартов).

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики). В мировой практике имеют место три подхода к применению международных стандартов аудита (МСА):

Принимаются к сведению аудиторскими организациями в странах, имеющих свои национальные стандарты (например, в Канаде, Великобритании и США);

Используют в качестве базы для разработки собственных подобных стандартов (например, в Австралии, Бразилии, Голландии, России);

Воспринимаются в качестве национальных в тех странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (например, Малайзия, Нигерия).

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. Их следует применять только к существенным аспектам. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при предоставлении сопутствующих аудиту услуг.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Международная Федерация Бухгалтеров - является международной организацией, представляющей профессию бухгалтера. Разработкой стандартов занимаются комитеты МФБ. Комитеты придерживаются процессов, содействующих разработке высококачественных стандартов, выражающих интересы общества, с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и результативности.

Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (КМСАВУ) - разрабатывает Международные Стандарты Аудита (МСА).

КМСАВУ является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМСАВУ назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМСАВУ, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМСАВУ могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК).

Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета».

МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

МФБ обеспечивает широкий доступ к своим руководствам, предоставляя возможность всем желающим бесплатно скачать все публикации с сайта МФБ (http://www.ifac.org) и поощряя своих действительных и ассоциированных членов, региональные бухгалтерские органы, разработчиков стандартов, регулирующие органы и прочие лица делать ссылки со своих сайтов или печатных материалов на публикации, представленные на сайте МФБ.

Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.

Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (на 20.02.2011) представлен в Приложении 1.

Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям.

После изучения и обобщения полученной информации КМСАВУ готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

1. КМСАВУ выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;

3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМСАВУ;

5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМСАВУ;

6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМСАВУ;

8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.

Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

    1. Проверка финансовой отчетности, подготовленной в соответст­вии с основами учета, отличными от МСА или национальных стан­дартов.

    2. Проверка отчетов по компонентам финансовой отчетности (оп­ределенных счетов, их элементов или деталей финансовой отчетности).

    3. Проверка на соответствие условиям договора.

    4. Проверка обобщенной финансовой отчетности.

МСА 800 не применяется для проведения обзора, согласованных процедур или подготовки финансовой информации.

До начала выполнения задания аудитор должен уточнить у клиен­та его характер, формы и содержание своего предполагаемого отчета. Чтобы избежать неправильного толкования отчета, аудитор может указать в нем, для какой цели подготовлен отчет, и изложить любые ограничения относительно его распространения и использования.

Отчет по всем заданиям, кроме проверки обобщенной отчетнос­ти, должен содержать следующие основные элементы:

    1) название;

    2) адресат;

    3) вступительный параграф (введение), где описывается прове­ренная информация и разграничение ответственности руководства субъекта и аудитора;

    5) параграф, выражающий мнение по поводу финансовой инфор­мации;

    6) дата отчета;

    7) адрес аудитора;

    8) подпись аудитора.

Предписанные формы отчета в случае, если субъект представляет информацию правительственным органам, доверительным управля­ющим и другим субъектам, могут не соответствовать данным требо­ваниям. В этом случае аудитор в случае необходимости может:

    Внести поправки в соответствии с МСА;

    Изменить формулировки;

    Приложить отдельный отчет.

В аудиторском отчете о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами учета, отличными от МСА или национальных стандартов, должно быть заявление, указывающее на применяемые основы, или ссылка на пояснения к отчетности, содержащие такую информацию. Аудитору следует помнить, что совокупность бухгал­терских условий, принятых для удовлетворения индивидуальных предпочтений, не является основой бухгалтерского учета.

Во мнении должно быть указано, подготовлена ли отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с этими основами. Если отчетность не имеет адекватного названия или основы неверно ука­заны, аудитор должен модифицировать отчет.

Проверка по компоненту финансовой отчетности может осуществляться самостоятельно или быть частью задания по проверке отчет­ности в целом; уровень существенности в первом случае должен быть ниже, чем во втором. Аудиторская проверка при выполнении такого специального задания должна носить более масштабный характер, чем проверка того же компонента при аудите финансовой отчетности в целом. Это следует учитывать в тех случаях, когда данное специаль­ное задание выполняется одновременно с аудитом финансовой от­четности. Во мнении аудитора должно быть указано, подготовлен ли проверяемый компонент финансовой отчетности в соответствии с основами учета. При выражении отрицательного мнения или при от­казе от выражения мнения по поводу финансовой отчетности в целом аудитор готовит отдельный отчет по ее компонентам только в том случае, если они не составляют большую часть всей отчетности. При проверке соответствия условиям договора обычно рассматри­ваются:

    Выплата процентов;

    Обеспечение финансовых коэффициентов;

    Ограничения на выплату дивидендов;

    Использование доходов от продажи имущества.

Специальные задания, целью которых является выражение мнения по поводу соответствия субъекта определенным условиям дого­вора, выполняются в том случае, если аспекты соответствия имеют отношение к вопросам, не выходящим за рамки профессиональном компетенции аудитора. Если в задании затрагиваются особые вопро­сы, находящиеся вне области финансовых и бухгалтерских знаний, аудитор должен рассмотреть необходимость использования работы эксперта. В отчете указывается мнение аудитора по поводу выполне­ния субъектом конкретных условий договора.

Обобщенная финансовая отчетность - это подготовленная субъ­ектом финансовая отчетность в сводной форме, в которой изложены проверенные аудитором годовые финансовые отчеты с тем, чтобы информировать заинтересованные группы пользователей только об основных результатах финансовой деятельности и финансовом поло­жении субъекта. Заключение о сокращенной отчетности дается толь­ко в том случае, когда аудитор выразил мнение о финансовой отчет­ности, на основании которой составлена исследуемая обобщенная отчетность. Сокращенную отчетность следует сопроводить четким указанием на ее характер, а также предупреждением, что для лучшего понимания информации о субъекте обобщенную отчетность следует читать вместе с последней проверенной финансовой отчетностью.

Аудиторский отчет об обобщенной финансовой информации дол­жен содержать, помимо типовых элементов:

    Мнение о соответствии информации обобщенной отчетности сведениям несокращенной отчетности.

Если мнение аудитора по несокращенной отчетности модифици­ровано, но он удовлетворен обобщенной отчетностью, то в отчете указывается, что хотя обобщенная отчетность не противоречит несо­кращенной, но она подготовлена на основании отчетности, которую нельзя признать достоверной во всех существенных отношениях.

Прогнозная финансовая информация - это финансовая информа­ция, основанная на допущениях относительно событий, которые, могут произойти в будущем, и возможных действий субъекта. Эта ин­формация может быть в форме прогноза, перспективной оценки или их комбинации.

Прогноз - это прогнозная финансовая информация, подготовлен­ная на основании допущений относительно будущих событий и действий, которые руководство предполагает предпринять (наилучшие оценки). Например, в качестве прогноза выступают данные бизнес-плана по проекту, который руководство клиента намеревается вопло­тить или уже воплощает (планируемые показатели денежных пото­ков, прибылей и убытков и др.).

Перспективная оценка - это прогнозная информация, подготов­ленная на основании гипотетических допущений относительно буду­щих событий и действий, которые необязательно будут иметь место, или сочетания наилучших оценок и гипотетических допущений. К примеру, в качестве перспективной оценки могут выступать суммы предполагаемых расходов (высвобождаемых средств) в случае введе­ния (отмены) каких-либо видов обязательных платежей.

МСА 810 не применяется для проверки информации, выражен­ной в общей или повествовательной форме.

Аудитор не в состоянии выразить мнение по поводу того, сможет ли проверяемая организация достичь результатов, указанных в про­гнозной информации. Его задача - получить доказательства того, что:

    Наилучшие оценки руководства являются обоснованными, а гипотетические допущения согласуются с назначением информации;

    Прогнозная информация надлежащим образом подготовлена на основании той же информации, допущений и принципов, что и финансовая отчетность за предыдущие годы;

    Все существенные допущения раскрыты в надлежащей мере с указанием того, являются ли они наилучшими оценками или гипоте­тическими допущениями.

Аудитор не должен выполнять задание, если допущения нереа­листичны или если он считает, что прогнозная финансовая инфор­мация не будет соответствовать предназначенной цели. Рекомендует­ся составить письмо-обязательство с разъяснением условий задания и предполагаемых результатов работы аудитора.

Представление о процессе подготовки прогнозной финансовой информации может быть получено на основе анализа:

    Опыта и компетентности лиц, готовящих информацию;

    Характера документации, подтверждающей допущения руко­водства;

    Степени использования статистических, математических мето­дов и компьютерной техники;

    Точности прогнозной информации, подготовленной в предыдущие периоды.

Аудитор должен иметь достаточные знания о бизнесе и опреде­лить степень достоверности исторической финансовой информации субъекта.

Надежность допущений находится в обратной зависимости от продолжительности периода, охватываемого прогнозной информа­цией. При анализе этого периода принимаются во внимание: особен­ности операционного цикла, а также потребности пользователей, для которых готовится информация.

В стандарте МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» определяются уровни уверенности и виды отчет­ности аудитора по отдельным видам услуг:

    Согласованным процедурам;

    Подготовке финансовой информации.

Помимо этого, профессиональные обязанности аудиторов при оказании упомянутых услуг раскрываются в МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности», МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур», МСА 930 «Задания по подготовке финан­совой информации».

Согласно МСА 120 использование термина «аудитор» при описа­нии сопутствующих услуг не подразумевает, что лицо, оказывающее эти услуги, является аудитором, проверяющим финансовую отчет­ность субъекта.

При проведении сопутствующих услуг аудитор должен:

    Планировать свою работу;

    Направить клиенту письмо-обязательство;

    Документировать необходимую информацию для того, чтобы подтвердить выполнение работы в соответствии с МСА.

Обзор финансовой отчетности - услуга, при проведении которой аудитор должен определить наличие обстоятельств, указывающих на то, что финансовая отчетность не была составлена во всех существен­ных аспектах в соответствии с основами финансовой отчетности. Проведение обзора, в отличие от аудита, не предполагает:

    Оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

    Проверки бухгалтерских записей;

    Получения ответов на запросы;

    Полного набора доказательств, получаемых в ходе проверки, наблюдения, подтверждений и расчетов.

Согласно МСА 910 «Задания по обзору финансовой информа­ции» доказательства, необходимые для достижения цели обзора, аудитор получает в первую очередь посредством проведения опроса и аналитических процедур.

Примерные процедуры, выполняемые при обзоре финансовой от­четности, следующие:

    1) общего характера:

      Выяснение полноты и правильности отражения финансовой информации;

      Сопоставление данных пробного баланса с показателями глав­ной книги и финансовой отчетности;

      Рассмотрение результатов предыдущих аудиторских проверок и обзоров;

      Выяснение наличия существенных изменений в деятельности клиента за отчетный период;

      Получение сведений о раскрытии и соблюдении учетной поли­тики;

      Ознакомление с протоколами собраний акционеров, заседаний совета директоров и другими документами с целью выявления важ­ных для обзора вопросов;

      Получение информации о:

        Наличии операций со связанными сторонами;

        Непредвиденных обстоятельствах и обязательствах;

        Планах по сокращению активов или деятельности;

        Вовлечении субъекта в судебные процессы;

      Сравнение показателей финансовой отчетности за отчетный и предыдущие годы, сопоставление их с бюджетами и прогнозами;

      Обсуждение финансовой отчетности с руководством, получе­ние разъяснений по поводу несоответствий или необычных измене­ний;

      Оценка последствий всех обнаруженных ошибок и информи­рование о них руководства клиента;

    2) в отношении денежных средств:

      Получение информации о сверке банковских выписок с учет­ными данными клиента, переводах между счетами субъекта, сущест­вующих ограничениях;

    3) в отношении дебиторской задолженности:

      Получение информации об учетной политике в части форми­рования резервов;

      Получение реестра задолженности и сопоставление данных с пробным балансом;

      Анализ задолженности по срокам погашения и суммам;

      Обсуждение с руководством клиента классификации задолжен­ности и причин возникновения просроченных долгов дебиторов;

    4) в отношении товарно-материальных запасов:

      Ознакомление с перечнем запасов, сопоставление итога с ос­татком пробного баланса;

      Уточнение периодичности и результатов проведения инвента­ризаций;

      Получение информации о контрольных процедурах;

      Выяснение обоснованности оценки;

      Сравнение количественных данных за отчетный период с пока­зателями предыдущих периодов, анализ существенных расхождений;

      Определение правильности учета запасов, переданных в залог или на консигнацию;

    5) в отношении инвестиций:

      Ознакомление с классификацией долгосрочных и краткосроч­ных инвестиций;

      Сверка перечня инвестиций с пробным балансом;

      Получение информации об учетной политике;

      Запрос руководству о текущей балансовой стоимости инвести­ций и проблемах, связанных с их реализацией;

      Выяснение правильности учета дохода от инвестиций;

    6) в отношении амортизируемого имущества:

      Сверка стоимости имущества и начисленной по нему аморти­зации с данными пробного баланса;

      Получение информации о применяемой учетной политике в отношении амортизации и разделения ее на затраты капитального и текущего характера;

      Обсуждение с руководством клиента поступления и списания по счетам учета имущества и правильности учета результатов от про­дажи и иного выбытия имущества;

      Сравнение способов и сумм начисленной амортизации за от­четный и прошлые периоды;

      Выявление фактов передачи имущества в залог;

      Выяснение правильности отражения в учете и отчетности арендных отношений;

    7) в отношении расходов будущих периодов:

      Обсуждение с руководством клиента характера этих расходов и перспектив их возмещения;

      Сравнение остатков по соответствующим счетам с аналогичны­ми данными предыдущего периода, обсуждение с руководством при­чин выявленных существенных различий;

    8) в отношении ссудной задолженности, подлежащей погашению:

      Получение от руководства данных и определение их соответст­вия пробному балансу;

      Отнесение задолженности подразделения по срокам погашения на долгосрочную и краткосрочную;

      Выяснение фактов и причин невыполнения руководством кли­ента условий ссудных договоров;

      Рассмотрение обоснованности расходов по выплате процентов по отношению к остатку задолженности;

      Определение видов предоставленного обеспечения;

    9) в отношении кредиторской задолженности поставщикам:

      Выяснение наличия прав на льготы по расчетам с поставщи­ками;

      Анализ объяснений по поводу значительных изменений сальдо счетов в динамике;

      Сверка реестра задолженности с данными пробного баланса;

      Выяснение фактов проведения сверки остатков;

      Определение наличия существенных неучтенных обязательств;

      Ознакомление с раскрытием данных по задолженности перед поставщиками, которые являются акционерами, директорами и про­чими связанными сторонами;

    10) в отношении начисленных и условных обязательств:

      Получение реестра обязательств и сверка его с пробным ба­лансом;

      Сравнение остатков по соответствующим счетам с сальдо за предыдущие периоды;

      Ознакомление с методом определения начисленных обяза­тельств;

      Получение сведений о суммах, включенных в условные, в том числе внебалансовые, обязательства;

      Выяснение фактов наличия неучтенных обязательств, обсужде­ние с руководством необходимости создания резервов и раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности;

    11) в отношении налогов:

      Выяснение наличия спорных ситуаций с налоговыми органа­ми, которые могут оказать значительное влияние на налоги клиента;

      Анализ соотношения расходов по выплате налогов и доходов за отчетный период;

      Получение информации об адекватности учтенных отсрочен­ных и текущих налоговых обязательств;

    12) в отношении последующих событий:

      Получение промежуточной отчетности и сравнение ее с отчет­ностью, по которой проводится обзор;

      Получение информации о событиях, произошедших после даты составления баланса: о существенных изменениях в структуре акционерного и оборотного капитала, долгосрочной задолженности, произведенных корректировках;

      Определение необходимости корректировки или раскрытия информации в финансовой отчетности;

      Ознакомление с протоколами собраний акционеров или засе­даний совета директоров, состоявшихся после даты составления ба­ланса;

    13) в отношении собственного капитала:

      Получение и анализ перечня операций, отраженных на счетах капитала, включая новые выпуски, выбытие и дивиденды;

      Выяснение фактов наличия каких-либо ограничений;

    14) в отношении деятельности клиента в целом:

      Сравнение фактических или ожидаемых результатов текущего периода с результатами предыдущих периодов;

      Обсуждение правильности временного периода признания до­ходов и расходов;

      Рассмотрение непредвиденных и необычных статей;

      Рассмотрение и обсуждение взаимосвязи между соответствую­щими статьями доходов.

В ходе обзора аудитор может допустить средний (более низкий по сравнению с аудитом финансовой отчетности) уровень уверенности в том, что проверяемая информация не содержит существенных иска­жений. По результатам обзора в аудиторском отчете формулируется мнение в виде негативной уверенности (например: «В результате проведенных процедур не обнаружены обстоятельства, свидетельст­вующие о наличии существенных искажений в отчетности»). Следо­вательно, негативная уверенность - это отрицание факта обнаруже­ния каких-либо значительных искажений, выраженное по результатам проведенных работ.

Аудитор должен обратить внимание клиента на то, что обзор не является аудиторской проверкой, а составленное по результатам об­зора заключение не выражает аудиторского мнения о достоверности финансовой отчетности. Кроме того, необходимо разъяснить клиен­ту, что на обзор нельзя полагаться как на средство выявления оши­бок, незаконных действий или других нарушений.

Тем не менее при проведении обзора аудитор руководствуется теми же общими профессиональными принципами и соображениями в отношении существенности, целесообразности использования ра­боты других лиц, рассмотрения последующих событий, что и при вы­ражении аудиторского мнения о финансовой отчетности.

Заключение по обзору имеет структуру, во многом схожую с ауди­торским заключением по финансовой отчетности, и формируется в зависимости от результатов работы аудитора. Возможные варианты представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Содержание констатирующего параграфа заключения по обзору

Untitled Document

Возможные ситуации

Выводы аудитора

Факты, указывающие на то, что отчетность составлена не в соответствии с применимыми основами, не обнаружены

Не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности)

Обнаружены факты, оказывающие негативное влияние на достоверность отдельных статей финансовой отчетности

Не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности), за исключением перечисленных фактов (по возможности дается количественная оценка)

Обнаружены факты, оказывающие существенное нега­тивное влияние на достоверность финансовой отчетности

Учитывая изложенные факты, финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности)

Масштаб обзора ограничен

Не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности), если не принимать во внимание возможные поправки, внесение которых могло бы оказаться необходимым в отсутствие ограничений обзора

Масштаб обзора существенно ограничен

Невозможно обеспечить какую бы то ни было степень уверенности

Согласованные процедуры - действия аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, субъектом и лю­быми соответствующими третьими сторонами. Например, между ауди­тором, клиентом и его поставщиком заключается соглашение в целях определения действительных размеров задолженности по расчетам за поставленные материалы. Помимо этого, работа по выполнению со­гласованных процедур может касаться таких статей отчетности, как де­биторская задолженность, операции со связанными сторонами, объем продаж и прибыли подразделений, а также финансовых отчетов. Стандарты и рекомендации по данному виду услуг установлены МСА 930 «Задания по выполнению согласованных процедур».

При выполнении согласованных процедур аудитор должен обяза­тельно следовать всем этическим принципам, определяющим про­фессиональную ответственность аудитора, за исключением принципа независимости. Тем не менее, если аудитор не является независи­мым, то этот факт отражается в его отчете.

При определении условий задания аудитор должен обратить вни­мание руководства клиента на то, что выполняемые процедуры не будут являться аудиторской проверкой или обзором и что аудитор­ское мнение по результатам такой работы не выражается. Кроме того, аудитор устанавливает ограничения в отношении распростране­ния информации отчета о фактических результатах.

    Анализ, сравнение;

    Проверку расчетов;

    Сквозную проверку;

    Наблюдение;

    Запрос и подтверждение.

В случае проведения согласованных процедур аудитор представ­ляет в виде отчета сторонам, участвующим в договоренности, только фактические выводы без выражения уверенности. Пользователи от­чета самостоятельно оценивают объем проведенных процедур и пред­ложенные выводы и составляют собственные заключения на основе данных работы аудитора. Аудитор должен представить выводы по по­воду задолженности клиента поставщику, подтвержденной проверен­ными документами. Как у клиента, так и у поставщика могут быть свои соображения по поводу реальности размера этой задолженнос­ти. Предположим, новый управляющий поставщика считал, что часть долга покупателя на определенную дату не погашена, а в ре­зультате выполнения согласованных процедур аудитором обнаруже­ны документы, свидетельствующие о взаимозачете задолженностей, проведенном прежней дирекцией поставщика и не отраженном в бухгалтерском учете. Таким образом, поставщик может изменить свое мнение, полагаясь на отчет аудитора.

В отчете, помимо обычных реквизитов и параграфов, должны быть отражены следующие принципиальные моменты:

    Заявление о согласовании выполненных процедур с получате­лем отчета;

    Перечень конкретных выполненных процедур;

    Заявление о том, что процедуры не являются аудиторской про­веркой или обзором;

    Указание на ограниченность объема процедур целью догово­ренности и упоминание о том, что при проведении дополнительных процедур, проверки или обзора могли быть обнаружены и другие проблемы, требующие отражения в отчете. Данная информация включается для того, чтобы не вызывать неоправданных ожиданий в отношении выявления всех обстоятельств, интересующих получате­лей отчета.

Подготовка финансовой информации - это сбор, классификация, обобщение и представление финансовой информации с применени­ем знаний аудитора в области бухгалтерского учета (например, со­ставление бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчет­ности на основе предоставленных клиентом данных бухгалтерского учета). При оказании данной услуги аудитор выступает в роли бухгал­тера, поэтому в тексте МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации» используется именно этот термин. При подготовке фи­нансовой информации так же, как и проведении согласованных про­цедур, бухгалтер должен соблюдать все профессиональные этические принципы, за исключением требования независимости (однако если бухгалтер не является независимым, это обстоятельство должно быть отражено в отчете). Уверенность в отношении обрабатываемой ин­формации не выражается.

При определении условий задания бухгалтер должен проинфор­мировать руководство клиента о следующем:

    Выполнение задания не предусматривает проведение аудитор­ской проверки или обзора, не предполагает выражения уверенности в достоверности информации, не гарантирует выявления ошибок или нарушений;

    Ответственность за полноту и точность предоставляемой бух­галтеру информации несет руководство клиента;

    Финансовая информация будет подготовлена с соблюдением перечисленных в отчете принципов бухгалтерского учета, кроме того, будут раскрыты все известные отступления от этих принципов (коли­чественную оценку таких отступлений приводить необязательно).

Для подготовки финансовой информации бухгалтер получает общее представление о характере финансово-хозяйственной деятель­ности клиента, формах его бухгалтерских записей и основах финансовой отчетности, в соответствии с которыми должна быть представ­лена требуемая информация. В обязанности бухгалтера не входит:

    Оценка достоверности и полноты предоставленной инфор­мации;

    Оценка системы внутреннего контроля;

    Получение подтверждений или проверка разъяснений.

Если бухгалтеру становится известно, что предоставленная ему информация не удовлетворяет предъявляемым требованиям, то он должен запросить у руководства клиента дополнительные сведения, а в случае невыполнения этой просьбы - отказаться от подготовки финансовой информации.

В отчете о выполнении задания по подготовке финансовой ин­формации помещается заявление о том, что аудиторская проверка или обзор не проводились и что в связи с этим уверенность в досто­верности информации не выражается. На каждой странице подготовленной отчетности либо на титульном листе должны содержаться ссылки на то, что данные собраны и представлены без проведения аудита и обзора.

Аудитор считается причастным к финансовой информации, если:

    К ней прилагается его отчет;

    Им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью (т.е. если выполнялись сопутст­вующие услуги).

Ответственность аудитора за содержание финансовой информации ограничивается уровнем уверенности, обеспечиваемым при оказании услуг. Если аудитору становится известно, что на него безосновательно ссылаются, то он может проинформировать об этом заинтересованные стороны или пойти по пути юридических разбирательств. Так, если ау­дитор проводил обзор финансовой отчетности, а клиент представляет заинтересованным пользователям его мнение как утверждение абсо­лютной достоверности проверенной информации, то аудитор, узнав об этом, должен предпринять указанные выше меры.

1. Каковы основные элементы отчета аудитора по специальным зада­ниям?

2. В каких случаях модифицируется отчет аудитора по проверке финан­совой отчетности, составленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от МСА или других основ?

3. В каких случаях аудитор должен подготовить отдельный отчет по про­верке компонента финансовой отчетности?

4. Соблюдение условий каких договоров может составлять специальное задание аудитора?

5. В каких случаях аудитор имеет право выражать мнение об обобщен­ной финансовой отчетности?

6. Какие дополнительные элементы включаются в отчет аудитора о ре­зультатах проверки обобщенной финансовой отчетности?

7. Чем отличается прогноз от перспективной оценки?

8. Какие задачи должен решить аудитор при проверке прогнозной ин­формации?

9. Чем проведение обзора финансовой отчетности отличается от ее аудита?

10. Какие процедуры выполняются при проведении обзора финансовой отчетности?

11. Какой уровень уверенности должен обеспечить аудитор при проведе­нии обзора?

12. Что понимается под негативной уверенностью?

13. Какие варианты формулировок констатирующего параграфа отчета аудитора возможны по результатам проведения обзора?

14. С помощью каких приемов и методов осуществляются согласованные процедуры?

15. Каковы особенности отчета аудитора, составляемого по результатам выполнения согласованных процедур?

16. Как распределяются обязанности и ответственность между аудитором и клиентом при подготовке финансовой информации?

17. В каких случаях аудитор считается причастным к финансовой инфор­мации клиента?

Бухгалтерский учёт с точки зрения аудита Финансовый контроль Большая четвёрка

Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA) ) - международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через . На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности , регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории.

Список стандартов

Вводные аспекты

  • МСА 110 «Глоссарий»
  • МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

Обязанности

  • МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»
  • МСА 210 «Условия аудиторского задания»
  • МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы»
  • МСА 230 «Документация», (Аудиторская документация)
  • МСА 240 «Мошенничество и ошибки»
  • МСА 250 «Учёт законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»
  • МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями»
  • МСА 265 «Сообщения о недостатках в системе внутреннего контроля»

Планирование

  • МСА 300 «Планирование»
  • МСА 310 «Знание бизнеса»
  • МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»
  • МСА 320 «Существенность в аудите» (Материальность (аудит))
  • МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам»

Внутренний контроль

  • МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»
  • МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем»
  • МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

Аудиторские доказательства

  • МСА 500 «Аудиторские доказательства»
  • МСА 501 «Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей»
  • МСА 505 «Внешние подтверждения»
  • МСА 510 «Первая аудиторская проверка - начальные сальдо»
  • МСА 520 «Аналитические процедуры»
  • МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля»
  • МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости»
  • МСА 550 «Связанные стороны»
  • МСА 560 «Последующие события»
  • МСА 570 «Непрерывность деятельности»
  • МСА 580 «Заявления руководства»

Использование работы третьих лиц

  • МСА 600 «Использование работы другого аудитора»
  • МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»
  • МСА 620 «Использование работы эксперта»

Аудиторские выводы и заключения

  • МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»
  • МСА 710 «Сопоставления»
  • МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»

Специализированные области аудита

  • МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию»
  • МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»

Сопутствующие услуги

  • МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»
  • МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»
  • МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

См. также

  • ISO 19011 - международный стандарт по аудиту систем менеджмента организаций (качества, окружающей среды, промышленной безопасности, информационной безопасности и т.д.)

Ссылки

  • Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международные стандарты аудита" в других словарях:

    Международные рейтинговые агентства - (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора

    - (англ. International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB)) независимый орган, разрабатывающий стандарты аудита, обзорных проверок и других заданий, позволяющих контролировать и гарантировать качество аудиторской деятельности во… … Википедия

    Аудит - (Audit) Независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности Проверка какого либо явления или деятельности выполняемая независимым экспертом Содержание Содержание Оприделение История аудита в Древнем Мире Развитие аудита в Развитие… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Журналирование. Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый … Википедия

    ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» международный стандарт, содержащий руководящие указания по аудиту систем менеджмента организаций. Стандарт разработан Техническим комитетом ТК 176 Международной организации… … Википедия

    Стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и… … Википедия

    Факультет международных финансов Всероссийская академия внешней торговли Год … Википедия

    - (МИЭП) Международное название … Википедия

    Карточка университета название = Международный институт экономики и права International Institute of Economics and Law сокращение = МИЭП эмблема = изображение = оригинал = девиз = Мир полон красоты и знаний! основан = 17 июля 1992 ректор = к.э.н … Википедия

    МСА - Международный союз адвокатов Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. МСА Международный совет аэропортов авиа МСА МАС международные стандарты аудита; международные аудиторские стандарты … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Международные стандарты аудита. Учебное пособие. ФГОС , Кударенко Виктор Александрович , Кучеренко Сергей Анатольевич , Петух Алексей Владимирович , Попов Виталий Павлович , В данном учебном пособии рассмотрены международные стандарты аудита, положения по международной аудиторской практике: особенности их разработки и содержания. Учебное пособие составлено в… Категория: Бухгалтерский учет и аудит Серия: Высшее образование Издатель:

Международные стандарты аудиторской деятельности будут применяться в 2018 – 2019 году в обязательном порядке. О переходе на новые правила, их содержании и отличиях от прежних мы расскажем в этой статье.

Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 - 2019 году

В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).

МСА обязательны для всех:

  • аудиторов;
  • аудиторских организаций;
  • СРО аудиторов и работников таких СРО.

Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.

В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.

В 2016 году Минфином РФ были изданы:

  • приказ от 09.11.2016 № 207н;
  • приказ от 24.10.2016 № 192н.

В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).

Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).

Классификация международных стандартов, их содержание

Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:

  • из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
  • 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
  • 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
  • 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
  • 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
  • 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).

МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.

МСА можно сгруппировать по содержанию:

  1. Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
  2. Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
  3. Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
  4. Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
  5. Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.

Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.

Соответствие ФПСАД и МСА

Ранее в области аудита действовали:

  • Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
  • Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610.

Другая часть стандартов имела отличия.

С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.

Таблица 1

Какими МСА были заменены ФПСАД

Российские стандарты

Международные стандарты

ФПСАД 5/2010

ФПСАД 6/2010

Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).

Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.

Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)

В 2018 - 2019 действуют 2 МСОП:

  • задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
  • обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).

МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:

  • изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
  • представить письменное заключение.

МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.

МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.

В чем суть МСЗОУ 3000:

  1. Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
  2. Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
  3. Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
  4. В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.

МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.

Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)

Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.

МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).

Согласно МССУ 4410:

  • это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
  • руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.

В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.

Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью

Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:

  1. Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
  2. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
  3. Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
  4. Словарь терминов, применяемых в МСА.
  5. Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
  6. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Структура МСА

Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:

  1. В начале документа — его полное название.
  2. Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
  3. Порядок применения стандарта.
  4. Дата вступления акта в силу.
  5. Термины с определениями, используемые в данном акте.
  6. Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
  7. Контроль качества руководителем.
  8. Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
  9. Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
  10. Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2018 - 2019. Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам.

Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.

Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:

  1. Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
  2. К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
  3. Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
  4. Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
  5. Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.

В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.

Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.

Аудит по международным стандартам финансовой отчетности

В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них становятся обязательными к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).

Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:

  1. Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
  2. Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
  3. Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
  4. Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.

Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.

В 2018 - 2019 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:

  • вводятся профессиональные термины, даются им определения;
  • перечисляются обязанности аудиторов;
  • регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
  • приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.

Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).

На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.

1. Назначение международных стандартов аудита (МСА). Основные принципы МСА

международный стандарт аудит

Появление Международных стандартов аудита, обусловлено процессом реформирования системы бухгалтерского учета в России, переходом отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов.

В условиях рынка предприятия кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Часто собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, а также судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

возможность поступления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;

необходимость специальных знаний для проверки информации;

частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Стандарт (от англ. Standard) - образец, модель, т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора, которые носят единый характер независимо от направлений деятельности и регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) - это сборник документов, объединенный идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей является, необходимость в ходе проведения аудита, обеспечение определенного уровня уверенности.

Уверенность - тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе того или иного типа проверки и уровня ответственности за ее результаты.

Международные стандарты аудита построены системно, имеют одинаковую структуру, каждый раздел одинаково важен и соответственно должны рассматриваться в качестве единой интегрированной структуры. МСА предназначены для применения при оказании различных аудиторских услуг, в том числе при аудите финансовой отчетности, аудите иной информации и предоставлении сопутствующих аудиторских услуг.

В МСА подробно описаны все требования, которые нужно выполнять в ходе аудита; как планировать работу, правильно знакомиться с бизнесом клиента, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, также определяется степень существенности для ошибок, объясняется, как собирать и оценивать аудиторские доказательства, проводить выборочную проверку, наконец, делать аудиторские заключения.

Применение стандартов является своеобразной гарантией качества аудиторских услуг.

Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международная профессиональная бухгалтерско- аудиторская организация.

Аудиторская проверка должна планироваться, и проводится аудитором в соответствии с МСА, где содержаться основные принципы, необходимые процедуры и сопутствующие рекомендации в форме пояснительного материала.

Основные принципы МСА регламентируются в разделе «Основные принципы и обязанности» (200-299).

Принципы аудита можно сгруппировать следующим образом:

)принципы разграничивающие аудит и сопутствующие аудиту услуги;

) этические принципы;

) профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности.

В первой группе можно выделить три принципа, характеризующих отличие аудита от сопутствующих услуг , которые раскрыты в МСА:

характер услуги;

уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором;

вид предоставляемого отчета.

К сопутствующим услугам при этом отнесены:

обзорные проверки;

согласованные процедуры;

составление отчетности.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться такими этическими принципами , которые составляют вторую группу принципов :

независимость;

порядочность, честность;

объективность;

профессиональная компетентность и должная тщательность;

конфиденциальность;

профессиональное поведение;

следование техническим стандартам.

Третья группа - базовых профессиональных принципов - связана с содержанием и методологией проведения аудита. В нее входят следующие принципы:

существенности;

разумной уверенности;

разграничения ответственности;

документирования;

доказательности;

выборочной проверки;

понимания деятельности аудируемого лица;

профессионального скептицизма;

унифицированности.

Аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, в которых содержатся основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.


2. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды. Действия аудитора в соответствии с оцененными рисками


Аудитор обязан оценивать риски существенных искажений в финансовой отчетности на основе знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля субъекта МСА 315 «Обнаружение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемой компании».

Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление требований о том, что понимается под знанием бизнеса, почему это важно для аудитора и аудиторского персонала, работающего на задании, почему это относится ко всем стадиям аудита, каким образом аудитор получает и применяет эти знания.

При проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен обладать знаниями (или получить их) о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые в соответствии с суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность либо на проверку, либо на аудиторский отчет (заключение).

Рассматриваемый стандарт содержит требования в части :

) процедуры по оценке риска , которые обеспечивают основу для оценки рисков существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений. Получение знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на протяжении всего аудита.

Аудитор должен выполнить ряд процедур по оценке рисков:

запросы руководству располагающим информацией, которая может помочь при идентификации рисков существенных искажений;

аналитические процедуры;

наблюдение и инспектирование.

Действия аудитора. В результате на основе полученных знаний, аудитор планирует аудит и выражает профессиональное суждение в ходе аудита. Руководствуясь МСА315, аудитор рассматривает вопрос о том, является ли имеющаяся информация значимой для идентификации рисков существенных искажений, а также предрасположенность финансовой отчетности субъекта к существенным искажениям.

) необходимое знание субъекта и его среды , включая систему внутреннего контроля субъекта, начинается с получения общего представления о субъекте и среде, в которой он осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Аудитор должен получить представление о следующем:

отраслевые факторы, факторы регулирования и прочие внешние факторы, включая применяемую основу представления финансовой отчетности;

характер субъекта (операции, собственность, виды инвестиций);

цели и стратегии субъекта, а также сопутствующие предпринимательские риски;

выбор и применение субъектом учетной политики, является ли она подходящей для его бизнеса и совместимой с применяемой финансовой отчетностью;

оценка и обзор финансовых результатов.

Контрольная среда, включает в себя функции по управлению, руководству и ее важности для субъекта.

Действия аудитора. В процессе оценки контрольной среды аудитор должен получить представление о том:

а) поддерживает и создало ли руководство субъекта под контролем лиц, наделенных руководящими полномочиями;

б) обеспечивают ли сильные стороны элементов контрольной среды основу для других компонентов внутреннего контроля, и не снижают ли недостатки эффективность других компонентов.

Процесс оценки риска, используемый субъектом. Как руководство субъекта определяет риски.

Действия аудитора. Получить представление о том, имеется ли у субъекта процесс:

а) для идентификации предпринимательских рисков;

б) оценки значительности рисков;

в) оценки вероятности их возникновения;

г) принятия решений о действиях в ответ на такие риски.

В результате аудитор получает два варианта:

субъект установил процесс оценки рисков и получить представление о таком процессе;

субъект не установил процесс оценки рисков и обсудить с руководством вопрос возникновения предпринимательских рисков, являются ли они значимыми для целей финансовой отчетности.

Информационная система, включая соответствующие бизнес- процессы, связанные с подготовкой и представлением финансовой отчетности, и обмен информацией (классы операций; процедуры используемые для записи, обработки, корректировки операций и их передачи; процесс подготовки и представления финансовой отчетности; средства контроля, связанные с несанкционированными записями).

Действия аудитора. Аудитор долен получить представление о том, как субъект передает информацию, включая обмен информацией между руковоством и лицами наделенными руководящими полномочиями. ;

Действия по контролю - политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы субъекта выполнены.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление о действиях по контролю, которые являются значительными для аудита;

Мониторинг средств контроля, процесс оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля в течении определенного периода времени.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление об обоснованных действиях для проведения мониторинга средств внутреннего контроля над финансовой отчетностью.

) Идентификация и оценка рисков существенных искажений в целях обеспечения основы для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур производится:

на уровне финансовой отчетности;

уровне утверждений для классов операций, сальдо счетов и раскрытий.

Действия аудитора. Аудитор должен определить является ли любой из идентифицированных рисков значительным, при этом он рассматривает следующие вопросы:

является ли риск риском мошенничества;

связан ли риск с недавними значительными событиями в области экономики, бухгалтерского учета;

связан ли риск со значительными операциями со связанными сторонами;

о степени субъективности при оценке финансовой информации, связанной с риском;

связан ли риск со значительными операциями, выходящими за рамки обычной хозяйственной деятельности субъекта.

Если аудитор установил, что значительный риск существует, он должен получить представление о средствах контроля субъекта.

) Составление документации , которая должна отражать:

обсуждение с командой по проекту, а также принятые решения;

ключевые элементы знания, полученного в отношении каждого аспекта субъекта и его среды, а также в отношении системы внутреннего контроля;

идентифицированные и оцененные риски существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений;

идентифицированные риски и соответствующие средства контроля, о которых аудитор получил знание.


3. Задача 10


Программа аудита содержит перечень процедур проверки операций по кассе, представленный в таблице (графа 1). Процедуры должны быть направлены на проверку элементов предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (графа 3):


Аудиторская процедураОбозначение связи граф 1 и 3Предпосылка1. Проверка правильности заполнения статьи «Затраты на оплату труда» таблицы «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»1-71. Существование2. Проверка правильности исчисления и удержания сумм налога на доходы физических лиц2-62. Права и обязанности3. Проверка наличия трудовых договоров с персоналом предприятия3-23. Возникновение4. Проверка подписи руководителя предприятия на приказах, связанных с приемом на работу, увольнением, переводом на другую работу сотрудников предприятия и т.д.4-34. Полнота5. Проверка полноты отражения в учете сумм, начисленных к оплате работникам по всем основаниям5-45. Стоимостная оценка6. Проведение инвентаризации суммы резерва на предстоящую оплату отпусков работникам6-16. Точное измерение7. Проверка соблюдения предприятием установленного коллективным договором положения о премировании работников и сумм оплаты труда, установленных штатным расписанием7-57. Представление и раскрытие

Задание: графически (стрелками, проходящими через графу 2) или цифрами (например, «1-4») покажите, для получения разумной уверенности в соблюдении каких элементов предпосылок финансовой отчетности проводится каждая из перечисленных аудиторских процедур.


Список литературы


Основная

1.Международные стандарты аудита /Под ред. Ж.А. Кеворковой.- М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Архарова З.П. Международные стандарты аудита: учеб.-метод. пособие. - М. Изд. центр ЕАОИ, 2011.

Бычкова, С.М. Международные стандарты аудита: учеб. пособие/ С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова; под ред. С.М. Бычковой. - М.: Проспект, 2008.

3.Международные стандарты аудита: учебник / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - 3-e изд., с изм. - М.: Магистр, 2009.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рекомендуем почитать

Наверх