Продлят срок службы сложной аппаратуры. Перечень технических устройств, зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации, экспертиза которых подлежит утверждению в госгортехнадзоре россии. Когда вред подлежит возмещению независимо от времени причинения

Торговля и склад 24.07.2019
Торговля и склад

Об утверждении "Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.01 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" Госгортехнадзор России постановляет:

1. Утвердить "Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах".

2. Направить "Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах" в Минюст России на государственную регистрацию.

Начальник Госгортехнадзора России В.М. Кульечев

Регистрационный N 3665

Положение
о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах

I. Область применения

1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" от 28 марта 2001 г. N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 3367) и предметом его регулирования является эксплуатация технических устройств, оборудование и сооружения на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией.

2. Положение обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), и экспертных организаций.

II. Общие положения

3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, Ст. 3588); Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, Ст. 4742); Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64, зарегистрированным Минюстом России 8 декабря 1998 г. N 1656 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 декабря 1998 г. N 35-36).

4. В настоящем Положении использованы следующие термины и определения:

Опасные производственные объекты - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, отнесенные статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"к категории опасных;

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", федеральных законах и иных нормативных, правовых актах Российской Федерации, а так же в нормативных технических документах, которые применяются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

5. По достижении срока эксплуатации, установленного в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается. По результатам работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации принимается одно из решений:

продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

продолжение эксплуатации с ограничением параметров;

ремонт;

доработка (реконструкция);

использование по иному назначению;

вывод из эксплуатации.

Примечание. Если в документации отсутствует назначенный срок эксплуатации диагностируемых технических устройств, оборудования и сооружений, то принимается срок эксплуатации аналогичного технического устройства, оборудования и сооружения.

6. Установленные сроки эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений обеспечиваются:

эксплуатацией технических устройств, оборудования и сооружений в строгом соответствии с требованиями технической документации, регламентирующей вопросы эксплуатации;

проведением технического обслуживания и ремонтов технических устройств, оборудования и сооружений.

7. Сроки эксплуатации вновь создаваемых технических устройств, оборудования и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно-конструкторской документации.

8. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации, расчетные сроки эксплуатации устанавливаются после соответствующих расчетных обоснований по утвержденной (согласованной) Госгортехнадзором России методике с учетом результатов анализа проектно-конструкторской документации и условий эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.

9. Продление сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Положением с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

10. В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов продление эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса.

11. Разрешается проведение работ по техническому диагностированию как работающих (эксплуатируемых) технических устройств, оборудования и сооружений, так и находящихся в резерве, на хранении или консервации, с последующим проведением отдельных видов контроля после приведения их в рабочее состояние. При этом в программу работ по продлению срока безопасной эксплуатации могут быть внесены изменения.

III. Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений

12. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы:

установление необходимости проведения работ по продлению сроков безопасной эксплуатации (п.п. 5, 8);

подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по продлению срока эксплуатации и прилагаемых к ней документов;

разработку, согласование и утверждение программы работ;

проведение работ, предусмотренных программой, анализ полученной информации и результатов, выработку технического решения о возможности продления, разработку частных и итогового заключений по результатам выполненных работ;

подготовку, согласование и утверждение решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период;

принятие решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации);

проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений;

контроль за выполнением корректирующих мероприятий.

13. Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений проводятся:

по заявке заказчика при выработке техническим устройством, оборудованием и сооружением нормативного срока эксплуатации;

по требованию Госгортехнадзора России или его территориального органа, предъявляемому в установленном порядке.

14. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений рекомендуется планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации.

15. В случае отсутствия нарушений технологического режима эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений допускается совмещать в пределах одного года работы по техническому диагностированию с работами по техническому освидетельствованию при согласовании принятого решения с территориальным органом Госгортехнадзора России.

16. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации при необходимости проводятся поэтапно на составных частях технических устройств, оборудования и сооружений, которые по технической документации можно оценить как индивидуальные единицы, имеющие назначенные сроки эксплуатации.

17. Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений выполняют экспертные организации.

При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, персонал) некоторые работы по контролю технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений по согласованию с экспертной организацией могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.

Работы по реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период в соответствии с требованиями промышленной безопасности выполняют организации, эксплуатирующие технические устройства, оборудование и сооружения.

18. Лаборатории неразрушающего контроля обеспечивают выполнение необходимых работ по неразрушающему контролю. Испытательные и аналитические лаборатории обеспечивают выполнение необходимых металлографических исследований, определение механических характеристик, оценку межкристаллитной коррозии, определение химического состава, испытания на прочность и другие виды испытаний, предусматриваемые программами работ.

19. Работы по контролю технического состояния (обследование) технических устройств, оборудования и сооружений экспертными организациями осуществляются с участием экспертов (специалистов, обследователей), аттестованных в установленном порядке и для которых работа в экспертной организации является основной.

20. Работы по определению остаточного ресурса технических устройств, оборудования и сооружений проводятся экспертами экспертных организаций, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации.

21. В целях установления необходимой полноты сведений экспертная организация рассматривает заявку на проведение работ по продлению срока безопасной эксплуатации и прилагаемые к ней документы, в которых должна быть приведена достоверная информация о состоянии технических устройств, оборудования и сооружений и их соответствии требованиям промышленной безопасности, установленным в нормативных документах. Руководители эксплуатирующей организации обеспечивают достоверность информации, представленной экспертной организации для определения безопасного срока эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений.

В случае необходимости экспертная организация может запросить дополнительные материалы, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, оборудования и сооружения.

Эти документы могут служить основанием для изменения объема работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений.

22. Работы по техническому диагностированию технических устройств, оборудования и сооружений могут предусматривать:

анализ эксплуатационной, конструкторской (проектной) и ремонтной документации (при наличии);

неразрушающий контроль;

определение механических характеристик;

металлографические исследования;

определение химического состава материалов;

оценка коррозии, износа и других дефектов;

испытания на прочность и другие виды испытаний;

расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие:

расчет режимов работы;

установление критериев предельного состояния;

исследование напряженно-деформированного состояния и выбор критериев предельных состояний;

определение остаточного срока эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния).

23. Программа работ по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений может предусматривать:

подбор требуемых для технического диагностирования технических устройств, оборудования и сооружений, нормативных организационно-методических документов, согласованных или утвержденных Госгортехнадзором России;

разработку организационно-методических документов по выполнению отдельных работ с соответствующим согласованием или утверждением Госгортехнадзором России;

сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности технических устройств, оборудования и сооружений, а также технических устройств, оборудования и сооружений аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения (в том числе зарубежных);

проведение по специальным программам и методикам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также технических устройств, оборудования и сооружений в целом с целью оценки технического состояния;

разборку (демонтаж) технических устройств, оборудования и сооружений на составные части и комплектующие изделия (при необходимости) и контроль технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений, а также поиск мест и причин отказов (неисправностей);

прогнозирование технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации;

разработку отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итогового заключений) по результатам выполненных работ;

разработку проекта решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период.

Программа работ разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Положения с учетом особенностей и специфики эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

24. Техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах выполняется экспертной организацией с привлечением необходимых организаций в соответствии с программой работ согласно договорам на проведение работ. Данные о результатах проведения технического диагностирования фиксируются соответствующей записью в паспорте (формуляре) технического устройства, оборудования и сооружения.

25. Отчетные документы (акты, отчеты, протоколы, заключения) оформляются, передаются и хранятся в порядке, установленном методиками на выполнение работ и системой качества организации.

26. Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения (заключение экспертизы промышленной безопасности) подписывается руководителем экспертной организации и утверждается в порядке, устанавливаемым Госгортехнадзором России (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

27. В случае необходимости проведения корректирующих мероприятий к итоговому заключению прилагают план мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выполнению требований промышленной безопасности, согласованный заинтересованными организациями.

28. Если по результатам технического диагностирования установлено, что технический объект находится в состоянии опасном для дальнейшей эксплуатации, информация об этом экспертной организацией направляется в территориальный орган Госгортехнадзора России и использование по назначению такого технического устройства, оборудования и сооружения владельцем прекращается.

29. Изменение эксплуатационных параметров технических устройств, оборудования и сооружений, предлагаемое по результатам технического диагностирования и зафиксированное в заключении о возможности продления срока безопасной эксплуатации, должно быть подтверждено техническими расчетами.

30. Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимаются руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).

  • 15. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
  • 16. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
  • 17. Устройства защитного отключения. Классификация. Общие технические требования.
  • 18. Средства защиты работающих от механических воздействий. Общие требования и классификация.
  • 19. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики.
  • 20. Технологический регламент. Назначение, структура и содержание документа.
  • Содержание разделов технического регламента:
  • 28. Общие требования безопасности на предприятиях ядерного цикла.
  • 29. Общие требования безопасности на объектах энергетического комплекса.
  • 30. Общие требования безопасности на объектах транспортных комплексов.
  • 1.Санитарное законодательство рф. Подзаконные и нормативно-правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда. Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства.
  • Раздел 10-Охрана труда-Основные направления государственной политики в области от:
  • 4. Методы и средства нормализации производственного микроклимата.
  • 5.Вредные вещества и их классификация. Классы опасности вв.
  • 6.Токсичность. Показатели токсикометрии. Гигиенич. Нормирвание вв.
  • 7. Защита от вв на производстве.
  • 11. Производственная вентиляция. Классификация. Требования к вентиляционным установкам.
  • 17. Измерение освещенности. Методы расчета естественного и искусственного освещения.
  • 18. Производственный шум. Физические характеристики шума. Классификация шумов.
  • 19. Нормирование шума. Приборы и методы контроля шума на производстве.
  • 21.Классиф-я и нормирование уз. Методы борьбы с уз.
  • 23. Классификация и нормирование инфразвука. Методы борьбы с инфразвуком.
  • 24. Физические характеристики вибрации. Классификация и нормирование вибрации.
  • 25. Способы и методы защиты от вибрации на производстве.
  • 26. Виды ионизирующих излучений. Дозы и пределы облучения. Нормирование ионизирующих излучений. Средства защиты от ионизирующего излучения.
  • 30. Санитарно-гигиенические требования к планировке предприятия и организации производства.
  • 1. Основные понятия мпб. Нормативно-правовая база мониторинга и экспертизы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Классификация видов мониторинга. Техногенные воздействия на биосферу, техносферу, их классификация
  • 3. Экологические аспекты взаимодействия человека, инженерных сооружений с окружающей средой
  • 4.Моделирование технологических процессов в техносфере. Виды моделей. Расчет коэффициентов линейного уравнения регрессии. Проверка значимости коэффициентов и адекватности уравнения регрессии
  • 5. Рациональное использование энергии – основа устойчивого развития биосферы. Наблюдение за энергетическими потоками. Виды энергетики.
  • 6.Метод материального баланса. Составление материальных балансов технологических процессов. Виды материальных балансов экологических систем.
  • 7.Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении топлива.
  • 8. Мониторинг и расчет выбросов твердых частиц, оксида углерода (II), оксидов серы, оксидов азота, органических веществ.
  • Мониторинг за соблюдением пдк. Расчеты предельно-допустимых концентраций.
  • Мониторинг и расчет выбросов вредных веществ при работе технологического оборудования.
  • Расчет ожидаемой концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
  • 12. Основные формулы расчета качества воды при сбросе загрязняющих веществ. Разбавление сбросов в реках. Разбавление сбросов в водоемах.
  • 13.Проведение инвентаризации выбросов вредных веществ
  • 14. Расчет нормативов пдв. Составление проекта пдв и рекомендаций по охране воздушного бассейна.
  • 15. Проведение инвентаризации сбросов загрязняющих веществ. Расчет нормативов предельно-допустимого сброса (пдс(ндс))
  • 4 Этапа проектирования:
  • 16. Составление проекта пдс и рекомендации по охране водного бассейна
  • 17. Мониторинг радиационной безопасности. Основные характеристики и единицы измерения радиации
  • 18.Доза излучения. Взвешивающие коэффициенты. Эквивалентная доза излучения и единицы их измерения
  • 19.Экспозиционная доза излучения. Единицы измерения, соотношения между единицами измерения
  • 20.Радиационно-гигиенические нормативы и воздействие радионуклидов на биосферу
  • 21. Методы защиты биосферы от ионизирующих излучений
  • 22.Мониторинг и характеристики шума. Частотные спектры шума. Особенности мониторинга шума. Измерительные приборы
  • 23 . Методы расчета внешнего шума промышленных предприятий. Основные расчетные формулы
  • 24.Стоимостная оценка ущерба природе при антропогенном загрязнении окружающей среды. Расчет величины ущерба от загрязнения атмосферы
  • 25. Мониторинг водного бассейна. Методика расчета ущерба от загрязнения водоемов.
  • 26. Мониторинг за состоянием почвы. Методика расчета ущерба от загрязнения почвы.
  • 27.Сравнение природоохранных мероприятий и выбор оптимального варианта.
  • 28. Инструментальные и лабораторные испытания устройств и сооружений промышленной безопасности.
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
  • 30. Мониторинг зданий и сооружений.
  • 2.Нормативная основа проведения специальной оценки условий труда
  • 3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии
  • Факторы, подлежащие оценке при проведении специальной оценки условий труда.
  • 6. Условия труда и классы условий труда в соответствии с фз№426
  • 7. Оценка условий труда по химическим факторам. Оценка ут по показателям микроклимата.
  • 8. Оценка условий труда по виброакустическим факторам. Оценка условий труда по показателям световой среды.
  • 9. Оценка условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений.
  • 10. Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
  • 11. Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса.
  • 12. Общая оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 14.Общая гигиеническая оценка ут.
  • 13. Оценка обеспеченности работника сиз
  • 15. Законодательная и нормативная база охраны труда. Трудовой кодекс рф. Понятие «Охрана труда».
  • 16. Права, гарантии и обязанности работника в области охраны труда.
  • 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
  • 18.Обучение и профессиональная подготовка по охране труда.
  • 19Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
  • Государственное управление охраной труда.
  • 21. Государственная экспертиза условий труда.
  • 22Ответственность за нарушение требований охраны труда.
  • 23Организация службы охраны труда на предприятии. Функции и задачи службы охраны труда. Основная документация и отчетность службы охраны труда.
  • Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по тб. Разработка и утверждение инструкций по тб.
  • 25. Обучение, проверка знаний и допуск персонала к работе.
  • 26 Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • 27. Особенности охраны труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
  • 28. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
  • Требования безопасности при производстве подготовительных работ
  • 2.1. Меры безопасности при организации строительной площадки
  • 1.Понятие, аппарат, объект анализа опасностей.
  • 2. Характеристика качественного и количественного анализа опасностей
  • 3.Классификация производственных травм
  • 4.Методы анализа производственного травматизма
  • 6.Анализ риска. Классификация и характеристика видов риска. Характеристика основных подходов к анализу и оценке риска.
  • 5. Классификация и характеристика опасных и вредных производственных факторов.
  • 8. Требования безопасности к органам управления производственным оборудованием.
  • 10. Характер воздействия электрического тока на организм человека
  • 11. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  • 12. Анализ опасности поражения электрическим током в различных электрических сетях.
  • 13. Защитные меры в электроустановках от поражения электрическим током.
  • 14. Электрозащитные средства. Порядок использования и содержание средств защиты.
  • 15.Клалификационные группы по электробезопасности
  • 16. Защита от статического и атмосферного электричества.
  • 17. Безопасность складских, погрузочных и разгрузочных работ.
  • 18. Типовые конструкции грузоподъемных машин, требования к устройству и безопасной эксплуатации.
  • 19. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, организация эксплуатации и надзоров.
  • 20.Сосуды, работающие под давлением, их устройство и общие принципы обеспечения безопасности эксплуатации сосудов
  • 21.Принципы устройства и основные характеристики компрессорных установок
  • 22.Условия безаварийной работы воздушных компрессорных установок, арматура, контрольно-измерительные приборы и регулирующая аппаратура компрессорных установок
  • 23.Организация безопасной эксплуатации котлов
  • 25.Основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»
  • 26.Виды горения и взрывов, условия их течения. Показатели взрыво-пожароопасности горючих веществ
  • 27. Мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров, уменьшению их последствий
  • 28.Средства и способы пожаротушения
  • 29.Организация службы пожарной охраны
  • 30.Нормативно- правовая база в области пожарной безопасности
  • Глава I. Общие положения(термины, опо, требование промыш безопасности, правовое регулирование)
  • Глава III. Заключительные положения(вступление в силу фз 116)
  • 9. Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 12. Составление декларации промышленной безопасности опо.
  • 13.Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств. Требования безопасности при проведении экспертизы опо.
  • 14.Расследование аварий и несчастных случаев на опо.
  • 15. Виды технических устройств, разрешение на применение которых выдают территориальные органы Ростехнадзора.
  • 16. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опо. Нормативная документация составления декларации пром. Безопасности опо.
  • Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность опо.
  • 18. Порядок получения лицензии на проведение промышленной деятельности опо.
  • 20. Категории, типы опо, основные принципы их классификации
  • 21. Содержание и структура лицензии на деятельность опо
  • 22. Основные положения подготовки и аттестации работников, работающих на опо
  • 23.Порядок проведения идентификации, регистрации опо. Государственный реестр опо
  • 24. Показатели риска на опо
  • 25. Очередность работы по расследованию причин аварий на опо
  • 26.Саморегулируемые организации
  • 27.Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 28. Лицензирование деятельности, осуществляемой в соответствии с фз №117
  • 29. Содержание материалов технического расследования аварий на опо
  • 30. Виды мониторинга на опасных производственных объектах
  • Классификация систем мониторинга (см)
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

    Нормативные сроки службы технических устройств, зданий и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно- конструкторской документации. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации, расчетные (предельные) сроки устанавливаются в порядке, определяемом Ростехнадзором России. Экспертизу технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации проводит экспертная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8.08.2001 г. N 128-ФЗ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

    Порядок продления сроков безопасной эксплуатации включает следующие этапы: рассмотрение заявки (технического задания); разработку, согласование и утверждение программы работ по обследованию; выполнение работ по обследованию; анализ полученной информации; выдача заключения с предложениями о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений и, при необходимости плана корректирующих мероприятий; утверждение заключения экспертизы; подготовку, согласование, принятие и утверждение решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации); проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных в заключении экспертизы промышленной безопасности; контроль выполнения корректирующих мероприятий.

    На основании изучения технического задания и объекта обследования экспертной организацией должна быть составлена Программа работ по обследованию, согласованная с руководителем эксплуатирующей организации.

    Эксплуатирующая организация должна представить экспертной комиссии следующую документацию : паспорт технического устройства, здания, сооружения; техническую документацию на механическое и электрическое оборудование; комплект чертежей с указанием всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект; монтажный и ремонтный формуляры, с информацией о проведенных заменах и модернизациях; технический журнал по эксплуатации; акты расследования аварий (инцидентов) и отклонений от технологических параметров, влияющих на условия эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений за весь период эксплуатации; материалы о ранее проведенных экспертизах промышленной безопасности; акты результатов проведенных осмотров; материалы обследования и испытаний сосудов, работающих под давлением; материалы геодезических (маркшейдерских) съемок;

    30. Мониторинг зданий и сооружений.

    ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

    Мониторинг включает в себя проверку: технического состояния, работоспособность состояния, ограниченность состояния, аварийное состояние, акты и отчеты, которые проводились раньше, проектную документацию, геологические изыскания, информацию об опасных географических объектах, мощность проводки воды, электроэнергии.

    При проведении мониторинга устанавливают автора проекта, год разработки, конструкции З и С, монтажные схемы сборки, характеристики грунта, данные об окружающей среде, износ объекта.

    В заключении отмечается: наименования обследования, время, организация, тип проекта, проектная организация, год последнего капитального ремонта, форма объекта собственности, число этажей, оценка технического состояния, физического и морального износа, оценку звукоизоляции и технического состояния ограждений системы.

    Мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят для:

    Контроля технического состояния зданий и сооружений и своевременного принятия мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к ухудшению этого состояния;

    Выявления объектов, на которых произошли изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций и для которых необходимо обследование их технического состояния;

    Обеспечения безопасного функционирования зданий и сооружений за счет своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения состояния конструкций и грунтов оснований, которые могут повлечь переход объектов в ограниченно работоспособное или в аварийное состояние;

    Отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения.

    Методика и объем системы наблюдений при мониторинге, включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту получаемой информации для подготовки исполнителем обоснованного заключения о текущем техническом состоянии объекта (объектов).

    Используемые для наблюдений средства измерений и оборудование должны быть сертифицированы, поверены (калиброваны) и аттестованы уполномоченными органами.

    Ответы Аттестация рабочих мест и Охрана труда

      Основные понятия, задачи, сроки проведения специальной оценки условий труда. Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

    Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Если приводит к травме или внезапному резкому ухудшению здоровья – опасный производственный фактор.

    Нормативы условий труда - утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;

    2) класс условий труда - степень отклонения фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;

    3) критерии оценки условий труда - показатели, указывающие на степень отклонения значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда;

    4) специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты;

    5) трудовой процесс - воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;

    6) эксперт - физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

    7) испытательная лаборатория (центр) - структурное подразделение организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.

    Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Постоянным называется рабочее место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). задачи Специальной оценки условий труда:

    Осуществлять грамотную проверку рабочих мест на условия труда для сотрудников предприятий

    Четко регламентировать процедуру возмещения и компенсации рисков, ввиду вредности и опасности производственных условий;

    Стимулировать дополнительные денежные вложения в совершенствование условий труда и повышение безопасности для того, чтобы в будущем снизить затраты на компенсацию опасных и вредных условий.

    Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно

    Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

    Оценка условий труда должна быть проведена:

    1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах – не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ);

    2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – по 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ);

    3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:

    а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 (с их учетом досрочно назначается трудовая пенсия по старости);

    б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

    Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок для проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки, так как за ее непроведение работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

    Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих местах, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки – не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

    1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

    Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

    1) на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой).

    Отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован. Однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки;

    2) на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки;

    3) на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

    Продолжение перечня:

    4) на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);

    5) на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

    6) на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.

    Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

    Вопрос: 22.12.2014 года вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116. Согласно пункту 485 указанных Правил, срок службы баллонов определяет организация-изготовитель. При отсутствии таких сведений срок службы устанавливают 20 лет. Экспертизу промышленной безопасности в целях продления срока службы баллонов массового применения, объем которых менее 50 литров, не производят. Их эксплуатация за пределами назначенного срока службы не допускается. Указанные Правила являются нормативно-правовым актом и подлежат неукоснительному исполнению. Прошу разъяснить вопрос возможной эксплуатации баллонов, отработавших нормативный срок службы (более 20 лет), но прошедших техническое освидетельствование в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03) до 22.12.2014 года, до конца срока проведенного технического освидетельствования.

    Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД), вступившие в силу с 22.12.2014, устанавливают обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением. До вступления в силу ТР ТС 032/2013 и ФНП ОРПД требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации сосудов были установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), которыми предусматривалась возможность эксплуатации сосудов, в том числе баллонов, при условии проведения периодического технического освидетельствования. При этом пунктом 6.3.2 ПБ 03-576-03 было установлено, что освидетельствование баллонов должно проводиться по методике, утвержденной разработчиком конструкции баллонов, в которой должны быть указаны периодичность освидетельствования и нормы браковки, а согласно пункту 6.3.24 ПБ 03-576-03 для сосудов, отработавших расчетный срок службы, установленный проектом, изготовителем, объем, методы и периодичность технического освидетельствования должны были быть определены по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса, выполненного специализированной организацией или организациями, имеющими лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

    ПБ 03-576-03 и другими нормативными документами, на основании которых до вступления в силу ТР ТС 032/2013 в Российской Федерации осуществлялось проектирование и изготовление баллонов, в том числе ГОСТ 15860-84, не устанавливалась необходимость оформления изготовителем паспорта на каждый баллон вместимостью до 100 литров включительно с указанием в нем срока службы.

    В соответствии с пунктом 6 ФНП ОРПД обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование под давлением, осуществляется, в том числе, путем выполнения организациями и их работниками требований законодательства Российской Федерации, Федеральных норм и правил, иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Ростехнадзора, а также нормативных документов организаций, применяемых ими в зависимости от осуществляемого вида деятельности в области промышленной безопасности. При этом согласно подпункту «д» пункта 218 ФНП ОРПД организации в целях обеспечения содержания оборудования в исправном состоянии и безопасных условий его эксплуатации необходимо утвердить перечень нормативных документов, применяемых в ней для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и ФНП ОРПД. Например, организации, осуществляющие техническое освидетельствование баллонов, изготовленных по ГОСТ 15860-84 до вступления в силу ТР ТС 032/2013, применяют рекомендации, в том числе по сроку службы и периодичности освидетельствования, установленные Методикой технического освидетельствования стальных сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860 (МТО 14-3Р-004-2005), согласованной Ростехнадзором (письмо от 10.01.2006 № 09-03/3). Следующий срок освидетельствования, установленный по результатам технического освидетельствования баллона, проведенного в соответствии с МТО 14-3Р-004-2005, является действительным, если он не превышает периодичность технического освидетельствования или срок службы, рекомендованные указанной Методикой.

    Этот показатель означает время целесообразной с экономической точки зрения эксплуатации здания и является довольно условным понятием. По факту, к окончанию этого срока большинство важных составляющих здания не исчерпывают свои резервы прочности, поэтому могут безопасно использоваться ещё немалое время.

    В процессе эксплуатации постоянно проводится текущий профилактический (т.е. заранее запланированный по месту, затратам и объёму), а в случае нужды и непредвиденный ремонт каких-то систем и конструкций дома.

    Строительные конструкции подвергаются не только силовому воздействию от нагрузки, но и агрессивному влиянию внешней среды – разнообразной коррозии, от которой строение необходимо защищать.

    При проведении надлежащего ремонта здания способны служить гораздо дольше, однако в первые годы после капитальных ремонтных работ за строением необходимо внимательно наблюдать.

    При определении срока службы строения в целом принимают средний нормативный показатель безотказной службы для его основных конструктивных элементов – фундамента, самонесущих и несущих стен, колонн.

    Срок годности

    Для разных типов жилых строений эти показатели различны:

    1. Дома советского периода:
      • «Сталинки» довоенной постройки - 125;
      • «Сталинки» послевоенного возведения -150;
      • «Хрущевки» панельного типа- 50;
      • Кирпичные 4-5-ти этажные дома - 100;
      • Панельные и блочные 9-16-ти этажные – 100.
    2. Современные постройки:
      • Дома из кирпича и монолитного железобетона - 125-150;
      • Панельные - 100-120.

    При этом для сооружений панельных и блочных типов строительными нормами серьёзные работы по реконструкции, а значит и продление периода службы, не предусмотрены.

    Железобетонные дома очень чувствительны к срокам капитального ремонта. Т.е. выполненный в нужное время и в необходимых объёмах, он способен значительно продлить срок службы жилья. Однако если ремонт нужен, но по каким-то причинам не производится, то строения начинают стремительно изнашиваться, и через какое-то время ремонт становится уже нецелесообразным.

    Виды жилых многоквартирных домов

    По уровню капитальности жилые дома классифицируются согласно материалу изготовления основных (не подразумевающих замену) элементов (фундамент, стены/колонны перекрытия) и подразделяются на 5 групп, каждая из которых имеет свой срок службы:

    1. 150 лет для каменных особо капитальных зданий с каменными/бетонными фундаментами, кирпичными, монолитными и крупноблочными стенами и железобетонными перекрытиями.
    2. 125 лед для обыкновенных каменных строений с каменными фундаментами, кирпичными, крупноблочными и крупнопанельными стенами, смешанными либо железобетонными перекрытиями, каменными по металлическим балкам.
    3. 100 лет в случае облегчённых каменных зданий с каменными и бетонными фундаментами, облегчённой конструкции стен из кирпича, шлакоблоков и т.п., перекрытиями из железобетона, древесины или камня по металлическим балкам.
    4. 30 лет, если здания сборно-щитовые, каркасные, глинобитные, фундаменты древесно-каменные, стены каркасные, перекрытия в них деревянные.
    5. 15 лет для крайне лёгких жилых построек из досок и им подобных малопрочных материалов.

    Сроки службы отдельных частей здания различаются в зависимости от материала изготовления и колеблются в пределах:

    • Фундамент 50-150 лет.
    • Стены 50-100 лет.
    • Колонны 85-100 лет;
    • Перекрытия 50-100 лет.
    • Крыша 30-100 лет.
    • Кровля 8-25 лет.
    • Полы 15 – 60 лет.
    • Лестницы 30-100 лет.

    При воздействии агрессивной внешней среды этот срок сокращается в 2-3 раза.


    Износ зданий

    Вне зависимости от класса и степени капитальности по ходу времени все здания подвергаются износу.

    Физический

    Физический износ означает, что под влиянием естественных факторов постройка постепенно теряет какие-то из своих изначальных физических свойств и характеристик. Конкретная степень изнашивания изменяется в зависимости от характеристик материалов, конструктивного решения здания, особенностей его расположения в т.ч. климатических, условий эксплуатации.

    Физический износ целого здания в общем определяется согласно износу составляющих его фрагментов.

    Определяется обследованием здания визуальным образом, способами контроля и испытания конструкций при помощи специальных приборов и инструментов.

    Моральный

    Моральный износ возникает из-за постепенного технического развития в обществе и определяется как несоответствие по функциональному назначению.

    Признаки морального устаревания здания:

    1. Планировка квартир не соответствует современным требованиям.
    2. Системы инженерного оборудования устарели.
    3. Излишняя плотность застройки и заселения.
    4. Недостаточное благоустройство и озеленение.

    Первый тип морального износа определен снижением цены здания в сравнении со временем его строительства в связи с упрощением, а значит и удешевлением процесса строительства, а также за счёт возведения более современного жилья. Соответственно, необходимо производить периодическую переоценку жилого фонда.

    Вторая вид определяет устаревание здания и составляющих его элементов относительно существующих на данный момент требований к объёмно-планировочным, санитарно-гигиеническим и иным решениям, озеленению, благоустройству и т.д.

    Оценка состояния жилого дома

    В соответствии со степенью износа, состояние понимается как:

    • Хорошее - менее 10% износа.
    • Вполне удовлетворительное - 11-20%.
    • Удовлетворительное - 21-30%.
    • Не вполне удовлетворительное - 31-40%.
    • Неудовлетворительное - 41-60%.
    • Ветхое - 61-80%.
    • Непригодное для жизни - выше 80%.

    При принятии решений о сносе домов в процессе реконструкции и застройки городов износ в 70% принимается за предельную величину.

    На скорость процесса изнашивания оказывают влияние:

    • качество используемых для строительства материалов;
    • частота и качество выполняемых ремонтных работ;
    • особенности эксплуатации;
    • целесообразность и адекватность конструктивных решений в процессе капитального ремонта;
    • время, в течение которого здание не использовалось (при наличии таких периодов);
    • степень заселённости.

    Процедура

    Осмотр подразделяется на:

    • Общий – обследование всего здания.
    • Частичный – осмотр конкретных участков или систем постройки.
    • Внеочередной – после проявлений стихии, способных нанести ощутимый урон зданию – ливней, ураганов, снегопадов.

    Осмотр выполняется в такой последовательности:

    1. Придомовая территория, вводы, выпуски и дворовые сети различных коммуникаций.
    2. Фундамент, отмостка, подвальные помещения и расположенное там оборудование.
    3. Фасады, наружные стены, включая балконы, лоджии, различные декоративно-архитектурные детали, устройства отвода атмосферных осадков.
    4. Кровля и чердачные помещения вместе с выходящими туда оголовками вентиляции, канализации, антеннами и т.д.
    5. Непосредственно сами помещения в здании. Особенно тщательно обследуются несущие элементы – стены/колонны и перекрытия, однако внимание уделяется всем составляющим помещения – окнам, дверям, перегородкам, балконам и т.д.
    6. Системы санитарно-технического и инженерного обеспечения.

    Если речь идёт о внеочередном осмотре, то первыми изучаются наиболее пострадавшие части здания, чтобы возможно было максимально быстро принять решения об их устранении, особенно, если речь идёт об опасных для жизни и сохранности имущества повреждений.

    В осмотре принимают участие компетентные специалисты из эксплуатирующей здание организации либо товарищества собственников, а также представители местных органов самоуправления ответственные за эту процедуру.

    В процессе осмотра помимо конкретной степени износа осуществляется прогнозирование остаточного срока эксплуатации для того или иного элемента, конструкции и т.д. Этот срок по факту может быть меньше или больше среднего нормативного значения для данного объекта.

    По итогам обследования составляется акт осмотра, согласно утверждённым в данном населённом пункте образцам, а также акт о фактическом техническом состоянии. Акты отправляются в органы местного самоуправления, которые уже принимают решения о ремонтных работах, сносе, расселении и т.д.

    В случае спорных ситуаций о пригодности/непригодности здания для проживания, необходимости проведения ремонта и т.д., окончательное решение принимается большинством голосов в комиссии, осуществляющей технический осмотр.

    ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ

    НТЦ «ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

    ПОЛОЖЕНИЕ
    О ПОРЯДКЕ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА БЕЗОПАСНОЙ
    ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ,
    ОБОРУДОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ
    НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

    РД 03-484-02

    Москва

    Государственное унитарное предприятие
    «Научно-технический центр по безопасности в промышленности
    Госгортехнадзора России»

    2003

    Ответственные составители-разработчики:

    А.В. Денисов, Ф.В. Шумилихин

    Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», и предметом его регулирования является эксплуатация технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией.

    Положение обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), и экспертных организаций.

    определение механических характеристик;

    металлографические исследования;

    определение химического состава материалов;

    оценку коррозии, износа и других дефектов;

    испытания на прочность и другие виды испытаний;

    расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие:

    расчет режимов работы;

    установление критериев предельного состояния;

    исследование напряженно-деформированного состояния и выбор критериев предельных состояний;

    определение остаточного срока эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния).

    23. Программа работ по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений может предусматривать:

    подбор требуемых для технического диагностирования технических устройств, оборудования и сооружений, нормативных организационно-методических документов, согласованных или утвержденных Госгортехнадзором России;

    разработку организационно-методических документов по выполнению отдельных работ с соответствующим согласованием или утверждением Госгортехнадзором России;

    сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности технических устройств, оборудования и сооружений, а также технических устройств, оборудования и сооружений аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения (в том числе зарубежных);

    проведение по специальным программам и методикам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также технических устройств, оборудования и сооружений в целом с целью оценки технического состояния;

    разборку (демонтаж) технических устройств, оборудования и сооружений на составные части и комплектующие изделия (при необходимости) и контроль технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений, а также поиск мест и причин отказов (неисправностей);

    прогнозирование технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации;

    разработку отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итогового заключений) по результатам выполненных работ;

    разработку проекта решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период.

    Программа работ разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Положения с учетом особенностей и специфики эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

    24. Техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах выполняется экспертной организацией с привлечением необходимых организаций в соответствии с программой работ согласно договорам на проведение работ. Данные о результатах проведения технического диагностирования фиксируются соответствующей записью в паспорте (формуляре) технического устройства, оборудования и сооружения.

    25. Отчетные документы (акты, отчеты, протоколы, заключения) оформляются, передаются и хранятся в порядке, установленном методиками на выполнение работ и системой качества организации.

    26. Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения (заключение экспертизы промышленной безопасности) подписывается руководителем экспертной организации и утверждается в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

    27. В случае необходимости проведения корректирующих мероприятий к итоговому заключению прилагают план мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выполнению требований промышленной безопасности, согласованный заинтересованными организациями.

    28. Если по результатам технического диагностирования установлено, что технический объект находится в состоянии, опасном для дальнейшей эксплуатации, информация об этом экспертной организацией направляется в территориальный орган Госгортехнадзора России, и использование по назначению такого технического устройства, оборудования и сооружения владельцем прекращается.

    29. Изменение эксплуатационных параметров технических устройств, оборудования и сооружений, предлагаемое по результатам технического диагностирования и зафиксированное в заключении о возможности продления срока безопасной эксплуатации, должно быть подтверждено техническими расчетами.

    30. Решения о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимаются руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).

    Рекомендуем почитать

    Наверх