О специальных операциях, проводимых органами внутренних дел российской федерации. Основные способы проведения специальной операции Виды спец операций

Торговля и склад 04.07.2020
Торговля и склад

Вся повседневная деятельность и тем более проведение специальной операции требует одновременных действий различных подразделений с привлечением большого количества людей, средств, неуспешные действия которых, как правило влекут за собой потери и поражения. Организуя такую совместную деятельность необходимо знать, понимать и грамотно использовать основные законы управления.

УПРАВЛЕНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ, РУКОВОДСТВУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЮ УСИЛИЙ ПОДЧИНЕННЫХ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ

Под руководством понимается своевременная постановка задач элементам боевого порядка в соответствии с условиями обстановки, уточнение и доведение новых задач, когда ранее поставленные задачи выполнены, контроль за выполнением отданных указаний и распоряжений.

Управление подразделениями при подготовке и в ходе операции является главной функцией командиров всех уровней.

Командиры подразделений управляют своими подчиненными путем отдачи письменных, устных распоряжений, указаний, а также командами и установленными сигналами. Распоряжения и команды отдаются быстро, кратко и ясно. Они должны исключать всякую возможность их различно толковать.

3.1. Цели управления:

3.1.1. Поддержание постоянной боевой готовности подразделения.

Под постоянной оперативно-боевой готовностью понимают такое состояние подразделений ОВД при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки выполнить возложенные на них задачи.

Слагаемые оперативно-боевой готовности:

Высокие морально-волевые качества сотрудников;

Обученность личного состава;

Организованность и физическая закалка;

Оснащение подразделения оружием, спец. средствами, снаряжением.

Поддержание оружия и техники в исправном состоянии;

Высокий уровень боевой и специальной подготовки командиров подразделений, их способность взять на себя управление подразделением;

Способность командиров подразделений умело руководить действиями подчиненных, организовать бесперебойное снабжение материальными средствами, словом, личным примером вдохновлять сотрудников на выполнение поставленных задач.

Таким образом высокая оперативно-боевая готовность подразделения является одной из главных целей управления. Достигается она комплексом взаимосвязанных мероприятий проводимых командирами всех уровней.

Нельзя считать подразделение боеготовым, если командир и органы управления не знают обстановки, не умеют принимать обоснованного решения на операцию, организовать взаимодействие и обеспечение подразделения всем необходимым для достижения успеха оперативно-служебных мероприятий.

3.1.2. Всесторонняя подготовка оперативных и специальных мероприятий и направление усилий сотрудников на успешное выполнение полученных задач

Вторая цель “Всесторонняя подготовка и проведение мероприятий “ управления подразделением дополнительно возникает с получением конкретной задачи и в ходе проведения оперативно-служебных мероприятий.

Она заключается во всесторонней подготовке операции, а в ходе его ведения обеспечения эффективного применения подчиненными подразделениями имеющихся средств и направив усилия сотрудников на успешное выполнение поставленной задачи.

Управление в ходе операции осуществляется не ради самого управления, а ради эффективного выполнения полученной оперативно-боевой задачи. По результатам выполнения оперативно-боевой задачи, т.е. эффективности использования сил и средств, особенно по количеству потерь с обоих сторон нужно в первую очередь оценивать эффективность управления со стороны любого командира и органа управления. Очевидно, что нельзя считать управление подразделением успешным, если подчиненные не выполнили поставленной задачи или выполнили с большими неоправданными потерями, достигли намеченной цели слишком дорогой ценой.

Все остальные критерии и показатели такие как:

    оперативность по проведению операции;

    точность получаемых данных и проводимых расчетов;

    уровень подготовки лиц руководящего состава;

    оснащенность техникой управления;

    полнота и достоверность информации;

    количество, качество и сроки разработки документов и другие являются вспомогательными и дополнительными. Такова специфика целей управления подразделением в ходе операции по сравнению с управлением в любой другой сфере.

3.2. Задачи управления:

Как командир или орган управления и какие выполняют задачи в ходе подготовки и проведении операции:

3.2.1. Сбор, обработка и оценка данных об обстановке.

Именно с этой задачи начинается процесс управления подразделением со стороны любого командира и органа управления. Какую бы общую или частную цель они не имели перед собой, их практическая деятельность начинается с получения и восприятия данных об объективно, реально сложившейся оперативной обстановке. Без этого руководители неизбежно допустят грубые ошибки и субъективизм.

Нельзя путать сбор (получение) данных с добыванием, так как добывают данные командиры личным наблюдением за мероприятием. Особенно это касается младших командиров. Все остальные исходные данные они собирают (получают) от различных источников, которые добывают их.

Задач и же командиров и органов управления состоят в том чтоб вовремя собрать эти данные от соответствующих источников и умело их использовать для достижения цели в ходе проведения операции. Для этого любому командиру и органу управления требуются данные о следующих элементах обстановки:

Противоборствующая сторона;

Свои подразделения;

Местность;

Время суток, года;

Социально-политический состав населения;

Криминогенное состояние района проведения операции.

Все эти данные приходится собирать с больших территорий и длительное время, поэтому часть их будет устаревать, особенно данные о противоборствующей стороне, т.к. последняя будет стремится скрыть свои намерения, обмануть или ввести в заблуждение.

Ряд важных сведений о преступных элементах, таких как: морально-психологическое состояние, умственная, организаторская способность руководителей криминальных группировок невозможно измерить количественно. Вот почему руководителям всех степеней очень важно учитывать эти особенности при принятии решения и планировании оперативно- служебных мероприятий.

3.2.2. Принятие решения на проведение операции и планирование действий.

Сущность любого решения состоит в определении цели действий, выборе сил, средств, способов и времени ее достижения.

Решение является основой управления подразделениями, а его принятие важнейшим творческой функцией и личным актом руководителя - командира. Решение командира призвано объединить всех сотрудников в единое целое, обеспечить между ними четкое взаимодействие по задача, времени и месту, подчинить их действия единой воле руководителя операции. В строгом соответствии с решением осуществляются все остальные операции по управлению, а также действия самих подразделений по выполнению оперативно-служебных задач.

Суть решения любого командира на операцию.

Решение на операцию - это основанный на закономерностях и принципах военного искусства, правильном уяснении полученной задачи и оценке обстановки результат творческого мышления и воли руководителя операции, определяющей цель операции, силы, средства, способы и сроки ее достижения, а также задачи подчиненных.

Принятое решение должно отвечать ряду требований:

Обоснованность- соответствие сложившейся и ожидаемой обстановки, полученной задаче, замыслу старшего командира, закономерностям и принципам, ведения оперативно-боевых действий, закрепленных в руководящих документах руководства МВД России;

Внезапность важно чтобы решение было неожиданным для противоборствующей стороны, обосновывалось соответствующими расчетами возможностей сил и средств и обеспечивало оптимальное применение сил и средств, давало наибольший эффект. Решение, принятое” на глазок”, не соответствующее обстановке, ведет или к постановке нереальных задач или к неполному использованию их боевых возможностей;

Своевременность - позволять тщательно подготовиться к выполнению, быть предельно ясным, исключающим различное его понимание.

При принятии решения существует ряд трудностей:

Качество решения невозможно проверить до начала операции в абсолютно схожих условиях;

Каждая новая операция не бывает похожей на предыдущую, т.к. не бывает одинаковой обстановки, по которой принимаются решения;

Невозможно на 100% предусмотреть ход развития обстановки, поэтому до 15% надо сбрасывать на долю случайности;

В ходе операции лучшего успеха может добиться тот руководитель, который с чисто математической точки зрения примет менее обоснованное решение, но зато неожиданное для противостоящей стороны.

Операция это прежде всего противоборство умов, борьба интеллектов “Удивить - победить“ - А. В. Суворов.

Принятое руководителем решение неразрывно связано с планированием оперативно-боевых действий. Сущность планирования действий состоит в определении последовательности, способов и сроков выполнения полученной задачи, а также необходимых для этого сил и средств, порядка их взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления ими. Из этого следует, что когда руководитель принимает решение, т. е. он намечает замысел действий, оперативно - боевые задачи сотрудникам, как построить боевой порядок, как поддерживать взаимодействие по задачам(объектам) и времени, то тем самым уже планирует действия, причем выполняет основные задачи планирования. Именно поэтому решение является основой планирования.

Резкой грани между принятием решения на операцию и планированием оперативно-боевых действий нет. Разница лишь в степени детализации тех или иных вопросов, в решении они обычно отражаются в более общем виде, чем при дальнейшем планировании.

3.2.3. Доведение задач до подчиненных и организация их взаимодействия.

Доведение задач до подчиненных и организация их взаимодействия - две задачи неразрывно связанные между собой. Ставя задачи сотрудникам и указывая цель операции, где,когда в течении какого времени проводить операцию, руководитель операции тем самым уже в известной мере согласовывает усилия и действия подчиненных по задаче, времени и месту, что и составляет суть организации взаимодействия. Однако только постановки задач сотрудникам для организации взаимодействия недостаточно. Необходимо дать дополнительные указания о том, как они должны действовать при выполнении своих задач с тем, чтобы оказывать друг другу взаимную помощь и согласованными усилиями успешно выполнять общую задачу. Чаще всего руководитель будет давать подчиненным указания по взаимодействию сразу после постановки задач.

Успех в операции во многом зависит от взаимодействия сил и средств, участвующих в операции, которое организуется внутри подразделений, с соседями, по месту, времени и достижению цели. Наиболее тщательно должны быть согласованы действия подразделений в ночное время и в условиях ограниченной видимости.

Взаимодействие, организованное руководителем операции в пункте дислокации, по прибытию в район операции подразделений уточняется. Все изменения, дополнения, сделанные на местности, наносятся на карту.

3.2.4. Организация всестороннего обеспечения операции.

Цель организации всестороннего обеспечения состоит в том, чтобы создать подразделениям, участвующим в операции, необходимые условия для успешного выполнения своих задач. Основными видами обеспечения оперативных и специальных мероприятий в любом звене являются: разведка, охранение, маскировка, инженерное, тыловое (медицинское) и техническое обеспечение . Для организации всестороннего обеспечения и каждого из перечисленных видов необходимо иметь дополнительные данные об обстановке, на основе общего замысла руководителя на операцию определить по данному виду обеспечения задачи и поставить их исполнителям.

3.2.5. Подготовка подразделения к мероприятию.

Успех операции в решающей степени зависит от подготовки сотрудников к операции, которая включает: подбор и экипировку личного состава; подготовку оружия, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия, транспорта, средств связи, специальных средств, служебных собак; инструктаж личного состава. При наличии времени, и если позволяет оперативная обстановка, могут проводится занятия и тренировки на местности, макетах в условиях максимально приближенным к реальным. К этому надо стремиться при любом дефиците времени, так как командир должен добиться понимания и знания своего маневра каждым сотрудником на все время операции.

3.2.6. Организация органов управления и управление подчиненными в ходе операции.

Организация самого управления мероприятием проводится на основе решения руководителя, для чего обычно осуществляются следующие операции:

Определяется соответствующая система пунктов управления, устанавливается их состав, техническое оснащение, место и время развертывания, их оборудование, намечается порядок перемещения в ходе операции и восстановления в случае потери управления;

Организуется работа должностных лиц на пунктах управления с точки определения кто, что, где, когда и как должен делать;

Организуется связь с элементами боевого порядка, вышестоящим руководством и взаимодействующими подразделениями налоговой полиции и другими правоохранительных органов.

3.2.7. Контроль за готовностью подразделений и операции с оказанием им необходимой помощи.

Контроль за готовностью подразделения и предстоящей операцией с оказанием помощи осуществляется с целью выяснения руководителем знания всеми сотрудниками своих задач в предстоящей специальной операции и его всесторонней готовности к нему, то есть способность успешно выполнить ее. По своему содержанию контроль является ни чем иным как изучением фактического состояния дел в подразделении, принятие на основе такого изучения решения на устранение выявленных недостатков и доведения до подчиненных соответствующих распоряжений.

Управление подразделениями в ходе проведения специальной операции является ни чем иным как продолжением рассмотренных выше задач управления, осуществляемых при подготовке к мероприятию. В его основе лежит проведение в жизнь принятого решения с внесением необходимых корректив по мере изменения конкретно складывающейся обстановки в ходе операции.

При управлении элементами боевого порядка в ходе операции руководитель и органы управления, чтобы поддержать на высоком уровне боеготовность и добиться успешного выполнения ими полученной задачи, делают не что иное как; сбор и изучение данных о реально складывающейся обстановке, учитывают в соответствии с ней ранее принятое решение, доводят до сотрудников уточненное взаимодействие элементов боевого порядка, руководят осуществлением мероприятий по обеспечению действий, обеспечивают непрерывность управления элементами боевого порядка и восстанавливают его в случае нарушения, осуществляют контроль за ходом операции и действиями сотрудников, оказывают необходимую помощь в выполнении ими своих задач.

Как видно по своему содержанию управление в ходе специальной операции принципиально не отличается от управления при ее подготовке. В обоих случаях главными, всегда обязательными и повторяющимися задачами являются:

Сбор, обработка и изучение данных об обстановке, принятие по ней решения, доведение задач до исполнителей.

Таково основное содержание и специфика задач управления подразделениями при подготовке и входе проведения специальной операции.

3.3. Требования предъявляемые к управлению подразделениями.

Приведенное определение сущности управления подразделениями в ходе операции и его специфика станут еще более обоснованными, а если мы дополнительно к целям и задачам рассмотрим условия управления и вытекающие из них особые требования к нему, т.е. его основные качественные характеристики, свидетельствующие о том, насколько командир подразделения и органы управления способны уверенно ориентироваться в обстановке, принимать целесообразное решение на операцию, своевременно и грамотно ставить задачи, доводить их до сотрудников, организовывать взаимодействие, всесторонне обеспечивать их действия, твердо и настойчиво проводить в жизнь принятое решение.

При подготовке и ведении специальной операции основными требованиями к управлению являются:

3.3.1. Высокая готовность всех звеньев и системы управления;

3.3.2. Твердость;

3.3.3. Гибкость;

3.3.4. Непрерывность;

3.3.5. Скрытность;

3.3.6. Оперативность.

Рассмотрим подробнее требования к управлению и пути их достижения.

1. Высокая готовность всех звеньев и системы управления Суть данного требования состоит в постоянной готовности руководителя и органов управления всех степеней взять на себя управление подчиненными буквально с первых минут после получения сигнала боевой тревоги или задачи, обеспечить успешное выполнение ее в любой сложной обстановке. При этом важно чтоб готовность системы управления и связи шла с некоторым опережением общей готовности подразделения, предшествовала ей, была выше и мобильнее ее. Выполнение данного требования достигается:

Своевременной и полной укомплектованностью органов управления грамотными, высококвалифицированными кадрами;

Правильной организацией работы в органах управления;

Умелым размещением, маскировкой мест управления;

Технической оснащенностью органов управления;

Обеспечением гибкости и живучести системы связи, ее помехозащитностью;

Четкой организацией боевого дежурства;

Натренированностью органов управления в выполнении функциональных обязанностей в сложных ситуациях;

Быстром восстановлении нарушенного взаимодействия и управления подчиненными.

Условия подготовки и проведения мероприятий особенно их острый и напряженный характер, предъявляют к управлению подчиненными такое требование как твердость.

2. Твердость под твердостью понимают способность всех без исключения руководителей и прежде всего командиров подразделений ОВД. принять смелое решение, настойчиво провести его в жизнь, удержать в своих руках руководство сотрудниками, сохранить организованность и добиться выполнения поставленной задачи в любой момент сложившейся обстановки.

Для этого руководители должны обладать мужеством, решительностью, смелостью, большой силой воли и выдержкой, способностью пойти на обоснованный риск, правильно и быстро мыслить при большом морально-психологическом напряжении, оказать мобилизующее и организующее воздействие на подчиненных.

Твердость управления, следовательно, характеризуется в основном личными (субъективными) качествами руководителя, которые измерить как-то количественно вряд ли возможно. Однако твердость управления нельзя понимать как упрямство, вопреки логике и здравому смыслу

Проведение мероприятий особенно по освобождению сотрудников насильственно удерживаемых правонарушителями характеризуется быстрой сменой обстановки. В таких условия нельзя надеяться на то что мероприятие будет развиваться по заранее продуманному плану. В него неизбежно придется вносить коррективы. Поэтому управление должно быть гибким.

3. Гибкость .под гибкостью понимается способность руководителя своевременно уточнить прежнее решение, а если необходимо принять новое решение, перестроить систему управления и методы своей работы в соответствии с условиями обстановки.

Для этого руководителю и органам управления необходимо иметь надежную связь с элементами боевого порядка, всегда чувствовать “ пульс операции”, постоянно знать обстановку, своевременно реагировать на ее изменения; утверждать и предотвращать возможные осложнения.

Однако гибкость не следует отождествлять с нерешительностью, ведущей к частым и необоснованным изменениям решения и отданных распоряжений. Это всегда вредно сказывается на управлении подчиненными и выполнении ими поставленной задачи.

4. Непрерывность также имеет большое значение в ходе операции. Под непрерывностью или устойчивостью к управлению понимают живучесть системы управления и все способности обеспечить бесперебойную связь с подчиненными, постоянное знание командиром, органом управления обстановки и возможность с их стороны оказывать необходимое влияние на ход операции имеющимися силами и средствами. Непрерывность достигается:

Ведением активной разведки;

Поддержанием надежной и бесперебойной связи;

Информированием элементами боевого порядка руководителя операции о выполненных задачах и изменениях обстановки.

5. Скрытность суть данного требования состоит в сохранении в тайне всех проводимых оперативно-служебных мероприятий по управлению. Чтобы достичь скрытности необходимы:

Высокая бдительность личного состава, соблюдение правил конспирации.

Строгий режим и четкий порядок использования средств связи, особенно при ведении переговоров по радио.

Ограничение круга лиц, участвующих в разработке планирующих документов.

Выполнение требований служебной дисциплины.

Соблюдение мер маскировки.

6. Оперативность в решающей степени определяет эффективность и высокое качество управления руководителями и органами управления мероприятием.

Под оперативностью следует понимать способность руководящего звена управления выполнить свои функции быстро, полно и качественно. В первую очередь это касается сбора сведений об обстановке, принятия решения и доведения задач до подчиненных с тем, чтобы предоставить им как можно больше времени для подготовки к мероприятию.

Особо высокая оперативность необходима для организации противодействия вновь выявленным силам и средствам противостоящей стороны.

При обнаружении их нашими органами разведки в момент их появления за эти минуты (секунды), руководитель должен получить данные, оценить их, принять решение, поставить задачи своим подчиненным, те в свою очередь должны подготовиться к выполнению задачи и упредить действия противостоящей стороны.

В случае промедления противоборствующая сторона может упредить наши действия и уйти из района. Для достижения высокой оперативности управления без нанесения ущерба его качеству первостепенное значение имеют высокий профессионализм руководителей и сотрудников органов управления, применение точных расчетов и наиболее эффективных методов работы.

Шесть основных требований к управлению находятся в тесной зависимости и взаимосвязи, невыполнение одного из них может привести к срыву поставленной задачи.

3.4. Средства управления

Эффективность управления во многом зависит от состояния и количества технических средств управления. Они должны обеспечивать быстрый сбор, обработку и выдачу данных обстановки; производство в короткие сроки расчетов, необходимых для принятия решения и планирования операции; своевременное оформление принятого командиром решения и доведение задач до подчиненных; высокую подвижность пунктов управления, а также создать необходимые условия для работы и отдыха сотрудников, руководителей. Выполнение этих требований невозможно без комплекса современных технических средств. Имеющиеся технические средства можно разделить на четыре основные группы:

    средства связи;

    средства добывания информации;

    средства обработки и проведения расчетов;

    средства документирования и размножения документов.

Средства связи делятся на: радиосредства; проводные; подвижные; сигнальные средства.

Средства добывания информации на: приборы наблюдения; фото-аудио-видео-технику; инфракрасная техника; специальные технические средства разведки; специальные аппаратные машины.

Средства обработки и производства расчетов: простейшие вычислительные средства; электронно-вычислительная техника.

Средства документирования и размножения: звукозаписывающая аппаратура; видеоаппаратура; копировальные и печатные аппараты; чертежные приборы и инструменты; типовые формы документов (формализованные документы).

3.5. Место руководителя при управлении подразделением в ходе проведения специальной операции.

    должно обеспечивать руководителю возможность своевременно получать информацию и передавать сигналы т е обеспечивать высокую скорость и надежность управления;

    возможность лично вести наблюдение за действиями подчиненных(прежде всего оперативно-боевыми группами) и противника;

    должно иметь высокую мобильность и устойчивость к временным и погодным условиям иметь хорошую маскировку и легенду;

    исходя из оперативных условий место выбирается готовиться и определяется в решении или приказе на мероприятие.

Исходя из сказанного видно что изучение процесса управления первоочередная задача не только руководителей всех степеней, но и всех офицеров участвующих в оперативно-боевых операциях. Понимание всеми участниками операции происходящих процессов позволяет значительно сокращать и упрощать работу руководителя по подготовке и проведению оперативно-боевого операции, а в повседневной жизни рассчитывать на качественное выполнение своих обязанностей всеми сотрудниками, ведет к взаимопониманию и объединяет всех общей целью. Изучение вопросов управления будет более глубоким если рассматривать его на примерах разных операций проводимых реально различными силовыми структурами как у нас в стране так и за рубежом. Многие из вопросов управления наглядно показаны в художественных, документальных и иных видео материалах.

Для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в специальных операциях силы органов внутренних дел, внутренних войск, других приданных им формирований применяют специфические, только им присущие, основные способы действий.

Блокирование представляет собой способ силовых действий, при осуществлении которого изолируется район (объект) нахождения преступников в целях воспрещения проникновения в него посторонних лиц, а также выхода из него и обеспечения задержания преступников.

Виды блокирования :

Сплошное;

По направлениям вероятного движения преступников.

При сплошном блокировании между соседними нарядами (подразделениями), расположенными на границе района (объекта) должна быть зри­тельная и огневая связь.

Наиболее плотно прикрываются направления, ведущие к лесным массивам, населённым пунктам, дорогам и участкам пересечённой мест­ности. В ночное время плотность блокирования увеличивается за счёт резервов и установки технических средств обнаружения.

Блокирование по направлениям вероятного движения преступни­ков (по объектам) проводится при недостатке сил и средств для сплошного блокирования района нахождения преступников или когда по условиям местности сплошное блокирование нецелесообразно.

При проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах способ блокирования применяется и для отсечения активной части участников массовых беспорядков в целях их последующего задержания.

Этот способ применяется для обеспечения действий сил внутри блокированного района. Блокирование может быть сплошным или перекрывать только вероятные направления ухода преступников и осуществляться путем выставления цепочек, заслонов, контрольно-пропускных пунктов, секретов, засад и других нарядов.

Оцепление представляет собой действия группировки сил и средств по изоляции района вероятного нахождения преступников в целях недопущения притока посторонних граждан в район проведения специальной операции, обеспечения действий других элементов группировки по нейтрализации чрезвычайного обстоятельства. Оно может проводиться как при проведении специальной операции, так и без ее проведения. Так, например, при ликвидации последствий взрывов, катастроф, стихийных бедствий и иных подобных чрезвычайных ситуаций применяется оцепление еще один из видов силовых действий. Оцепление осуществляется путем выставления цепочек, заслонов и контрольно-пропускных пунктов.



Окружение может проводиться как самостоятельно, так и в ходе проведения блокирования или оцепления. Оно как вид силовых действий отличается от блокирования и оцепления тем, что в этом случае преступники изолируются на ограниченном участке местности (объекте) и проводится, как правило, под огневым воздействием со стороны преступников. Конечной целью окружения является захват или уничтожение оказывающих вооруженное сопротивление преступников. При проведении окружения создаются группы огневой поддержки, штурмовые, захвата и другие.

Рассредоточение (расчленение) представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка или нормального функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы. Рассредоточение проводится нарядами, построенными в колонны или цепью.

Поиск - это действия розыскных нарядов (подразделений) в специальной операции по обнаружению и задержанию преступников в районах их вероятного нахождения.

Поиск как вид силовых действий характерен для некоторых видов специальных операций. Он может проводиться в ходе проведения специальной операции по решению ее руководителя на основе данных оперативных аппаратов органов внутренних дел или учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по решению старших войсковых (служебных) нарядов, действующих по задержанию лиц, совершивших террористические акты, поджоги, погромы и т.п.

Для ведения поиска создаётся группа поиска, состав которой опре­деляется исходя из численности преступников, размеров района поис­ка, характера местности. Группа поиска в операции состоит из нес­кольких поисковых групп.



Виды поиска :

Сплошной;

Выборочный.

Сплошной поиск применяется, когда нет достаточных данных о месте нахож­дения преступника в предполагаемом районе и имеется достаточно сил и средств для его ведения. При этом осмотру подвергается весь назначенный район.

При выборочном поиске осматривается не вся местность, а лишь от­дельные участки района поиска, отдельные направления, части насе­лённого пункта, где наиболее вероятно нахождение преступника.

По способам ведения поиск подразделяется на :

Односторонний;

Двусторонний;

По направлениям;

По участкам;

По объектам;

Комбинированный.

Односторонний поиск ведётся путём одновременного движения поис­ковых групп в одном направлении в пределах назначенных им полос.

Двусторонний поиск ведётся путём встречного движения поисковых групп в пределах назначенных им полос.

Поиск по отдельным направлениям применяется при недостатке сил и средств, на труднодоступной местности, где движение преступника и поисковых групп возможно только по отдельным направлениям.

Поиск по участкам ведется в тех случаях, когда исключается однов­ременный осмотр всего района.

Поиск по объектам применяется в населённых пунктах, для осмотра отдельных строений.

Комбинированный поиск включает несколько перечисленных способов ведения поиска.

Для ведения поиска указывается полоса, направление поиска (объ­ект) и устанавливается темп поиска.

Захват - действия элементов группировки сил по изъятию преступников, совершивших тяжкие преступления и оказывающих вооруженное сопротивление силам правопорядка. Он проводится как без предварительного воздействия, так и после воздействия на преступников различными законными средствами, вплоть до применения огнестрельного оружия.

Рассредоточение - представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка.

Введение

В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, приближенных к военным условиям, опасных для физического и психического здоровья. Для успешного достижения поставленной цели в различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности сотруд­ников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность, По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь, эта цифра возрастает до 1000 человек. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до несколько сотен в год. Риск, как физический, так и психологический, является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных ор­ганов и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть, целенаправленному уменьшению тако­го риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна. Таким образом, обучение сотрудников органов внутренних дел тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности, уверенным и грамотным действиям в экстремальных ситуациях выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров ОВД.

1.Особенности соблюдения мер личной безопасности сотрудниками органов внутренних дел при проведении специальных операций.

1.1 Основы специальной операции

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск

МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности,

применяют различные, на основании законов и подзаконных актов,

приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций,

в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и

средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно

внушительные показатели.

Одной из разновидностей операций вообще являются специальные

операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями

особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства

органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на

преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника,

специальные средства и т.п.

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их

применения специальные операции заслуживают отдельного исследования

в теории и практике правоохранительной деятельности.

Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных

обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются

одним из организационно-тактических способов экстренного

массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск

и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Специальные операции осуществляются на основе законов

Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих

деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы,

распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым

Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность

руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли

руководителей специальной операции, организация совместных действий

сил органов внутренних дел и внутренних войск.__

1.2 Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах

министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином

подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и

служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных

источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане

специальные операции могут характеризоваться определенными

понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений

действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов

деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является

привлечение сравнительно большого количества различных по составу,

подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск,

федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда

мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и

различного рода боевых действий, отличающихся высокой

маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной

территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях

носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных,

разведывательных, контрразведывательных, предупредительных

мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых

привлекаемыми силами по единому плану при централизованном

управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения,

пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации

террористического характера, а также иного криминального характера, не

связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг

разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого

знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и

действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных

групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных

производственных аварий.

действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого

порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного

чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте,

районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и

здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному,

общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям,

обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных

действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет

определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств,

по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс

мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя

специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить

частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и

поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут

эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия

(одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо

опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с

места совершения преступления, бежавших из мест содержания под

стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных

дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений,

сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация

бандитских формирований, пресечение деятельности преступных

сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов,

боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию

важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под

стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными

(морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий,

проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и

конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности,

которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых

действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого

порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов

внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные

действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и

необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к

проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная

операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции,

2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

  • 4.Пр.Основы применения спец. Средств сотрудниками фсин(ст.30 фз «Об учреждениях и органах исполняющих ун в виде л/с»).
  • 5. Общие требования к применению физ.Силы, спец.Средств и оружия сотрудниками уис(ст.28 фз «Об учреждениях и органах исполняющих ун в виде л/c»).
  • 6. Содержание Плана действий территориальных органов и учреждений уис при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
  • 7. Подготовка сил и средств территориального органа фсин России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
  • 8. Что такое спец.Операция? Основные виды спец.Операций.
  • 9. Назначение, состав, вооружение и экипировка временного розыскного поста (врп), тактика действия врп при обнаружении и задержании вооруженных и иных опасных преступников.
  • 10. Особенности применения резиновых палок, наручников, спец.Средств слезоточ.Действия.
  • 11. Что относится к спецсредствам обеспечения специальных операций?
  • 12.Что относится к специальным средствам активной обороны?
  • 13. Состав и основные функции оперативного штаба.
  • 15. Сигналы оповещения для сбора сотрудников по тревоге, действующие в уголовно- исполнительной системе (каким приказом определены, в каких случаях применяются?).
  • 16. Назначение, состав, тактика действия поисковой группы и группы блокирования при проведении специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и иных опасных преступников.
  • 17. Категории специальных средств, состоящих на вооружении в уис.
  • 18. Что относится к средствам индивидуальной безопасности, какие существуют классы жилетов защитных по степени защиты?
  • 19. Назначение, ттх и особенности применения «кс-23» и специальных средств «Волна - р» и «Черемуха-7».
  • 20. Назначение, ттх и особенности применения специальных средств «Черемуха-10», «Сирень-10», «Резеда».
  • 21. Способы ведения поиска вооруженных и иных особо опасных преступников, их характеристика
  • 22. Особенности действий группы ведения переговоров при проведении специальной операции по освобождению лиц, незаконно удерживаемых в качестве заложников. Состав, численность и экипировка группы.
  • 23. Что является линией охраны (при охране объектов ик, при конвоировании на автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном транспорте, при пешем конвоировании)?
  • 24. Понятия предотвращенного и пресеченного побега.
  • 25. Особенности проведения двустороннего (встречного) поиска в блокированном районе. Действия поисковой группы при обнаружении разыскиваемых преступников.
  • 26. Особенности проведения поиска по участкам и по направлениям.
  • 27. Караул по охране объекта ик: его назначение, состав, обеспечение оружием, боеприпасами и спецсредствами
  • 29. Действия личного состава караула по охране ик при происшествиях (нападении, побеге, массовых беспорядках, захвате заложников, пожаре). Каким документом эти действия регламентированы?
  • 30. Состав сил и средств учреждений и органов уис при проведении специальной операции по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах уис.
  • 31. Понятие планового, встречного, сквозного, особого и эшелонного конвоирования.
  • 32. Понятие всестороннего и боевого обеспечения. Виды боевого обеспечения и их характеристика.
  • 40. Тыловое и техническое обеспечение действий сил и средств уис при проведении специальной операции.
  • 41. Морально-психологическое обеспечение действий сил и средств уис при проведении специальной операции.
  • 42. Меры безопасности при проведении специальных операций.
  • 8. Что такое спец.Операция? Основные виды спец.Операций.

    Специальные операции - это совокупность согласованных и взаимных по цели, времени и месту политических, оперативных, режимных, следственных мероприятий, боевых действий проводимых по единому замыслу с целью обнаружения, задержания или ликвидации вооруженных преступников, ликвидации групповых нарушений общественного порядка, снижение потерь, разрушений при стихийных бедствиях и т.д..

    Ликвидация групповых нарушений общественного порядка;

    Задержание вооруженных и особо опасных преступников;

    Освобождение сотрудников, членов их семей и иных граждан от насильственного удержания их правонарушителями;

    Охрана и оборона особо важных объектов;

    Пресечение террористического акта.

    9. Назначение, состав, вооружение и экипировка временного розыскного поста (врп), тактика действия врп при обнаружении и задержании вооруженных и иных опасных преступников.

    ВРП численностью – от 3 до 6 человек для задержания преступников в пунктах их возможного появления или на пути вероятного движения;

    ВРП - это войсковой наряд, выставляемый в пунктах возможного появления или на пути вероятного движения преступников. Такими пунктами могут быть: ж/д станции, дороги, ведущие к населенным пунктам, морские и речные порты, пристани, вокзалы, аэропорты, автостанции...В состав наряда входят: начальник поста, инструктор со служебной собакой и необходимое кол-во военнослужащих.

    Начальником поста, как правило, сержант, прошедший спец. подготовку. С прибытием к месту службы начальник поста указывает каждому лицу наряда его место, ставит задачу и определяет порядок ее выполнения, организует взаимодействие с тер-ыми органами вн. дел, добровольными народными дружинами, всесторонне использует помощь местного населения.

    При обнаружении преступников розыскной пост принимает меры к захвату их, а при попытке скрыться - преследует до задержания.

    10. Особенности применения резиновых палок, наручников, спец.Средств слезоточ.Действия.

    Особенности применения в соответствии с 252 приказом МЮ РФ от 13.07.2006 «о надзоре за осужденными, находящимся в ИК»

    Запрещается нанесения ударов ПР по:

    по голове, шее, ключичной области, по животу, половым органам, в область груди женщинам.

    Наручники: требуется периодическая проверка (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

    Особенности применения слезоточивых средств:

    2)повторное применения в закрытых помещений в период действия слезоточивых веществ 3)черемуха-12 сирень-12 «облако применяется только на открытых местностях»

    4)черемуха и сирень 6,7,10 и газовые пистолеты со снарядами применяется на открытой местности с учетами направления ветра

    Свето звуковые ср-ва отвлекающего действия: Заря, Пламя, Факел, применяются не ближе 2 метров от людей. Ср-ва разрушения преград, малогабаритные взрывные устройства запрещается применять в помещениях где заложники и на расстоянии не ближе 2 метров от людей.

    Водометы: запрещено применение при ниже 0 градусов по цельсия.


    Литература: Приказ МВД России от 25 мая 2009 года 400 «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Приказ МВД России от 28 февраля 1997 года 013 «Об утверждении Временного наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел». Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. - М.: МВД России, Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, С, Бондаревский И.И. Специальная тактика. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Осипенко В.Д. и др. Основы тактико-специальной подготовки в ОВД. Учебное пособие (Курс лекций). - СПб.: Санкт- Петербургский университет МВД России, С


    Вопрос 1: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Специальная операция – это комплекс оперативно- розыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации оперативной обстановки. Специальная операция является наиболее сложной формой выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач ОВД и ВВ МВД России.


    Характерными чертами специальной операции являются: привлечение сравнительно большего количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, ВВ, ФСБ и других силовых ведомств; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий и действий (оперативных, предупредительных, силовых и др.); проводимые мероприятия и действия отличаются высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью; силовые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно; силовые действия проводятся только тогда, когда оперативно- розыскные, предупредительные и другие мероприятия не привели к отказу преступника или преступной группы от противоправных действий.


    Сущность и содержание мероприятий и действий, проводимых в специальной операции обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки. Они осуществляются путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т.д. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью: определения количества преступников (группы), характера их действий; выявления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей: установления мест укрытия; выявления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.); введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение.


    Переговорный процесс; Разведывательные мероприятия проводятся с целью получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступников (групп, организаций) и особенностях условий местности. Разведка осуществляется с земли, воздуха, с помощью радиотехнических средств, приборов радиационной и химической разведки. Предупредительные мероприятия проводятся различными приемами и способами для создания благоприятных условий и успешного проведения специальной операции на начальном этапе действий сил и средств. профилактические мероприятия; разъяснительные мероприятия. режимные мероприятия; Предупредительные мероприятия включают в себя:


    Силовые действия включают в себя комплекс различных тактических приемов и способов, направленных в зависимости от целей специальной операции на недопущение или ограничение негативных последствий от действий преступников или на их ликвидацию. Они осуществляется с применением сотрудниками ОВД оружия, специальных средств, боевой и специальной техники и физической силы. Следственные действия направлены на установление и процессуальное закрепление преступной деятельности, конкретных участников, а также причин и условий возникновения ЧС техногенного характера. Если при проведении оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий достигнуты положительные результаты, то осуществление силовых действий становится нецелесообразным. В этот период могут действовать отдельные служебные или войсковые наряды от ОВД и ВВ. Одновременно может осуществляться планирование специальной операции с ограниченными целями и задачами.


    Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов и способов ведения силовых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее оперативного построения, организационной структуры группировки и т.д. Эти особенности находят свое отражение в заблаговременно разрабатываемых Планах действий ОВД при ЧО. Для руководства действиями группировки сил и средств в специальной операции создается оперативный штаб (ОШ). Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом. В состав ОШ включаются: руководитель ОШ; заместители руководителя ОШ; члены ОШ; группы (организационно-аналитическая; связи; взаимодействия со СМИ; тылового и технического обеспечения и др.).


    ОШ возглавляет руководитель ОВД, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) ВВ, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководители (заместители руководителей) взаимодействующих органов, а также командиры отряда милиции специального назначения и отряда милиции особого назначения (ОМСН, ОМОН). Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО, руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. Членами ОШ могут назначаться руководители отраслевых подразделений ОВД, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления (по взаимной договоренности), силы и средства от которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания. От органов и подразделений УВД (ОВД) на транспорте, подразделений, управлений (отделов) вневедомственной охраны, управлений (отделов) внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов в ОШ ОВД выделяются оперативные группы (сотрудники) для координации совместных действий.


    Основными задачами оперативного штаба являются: сбор, обобщение и анализ поступающей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решений руководителем ОШ; подготовка распорядительных документов; организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией; управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий. При назначении руководителя территориального органа безопасности начальником ОШ, начальник ОВД назначается его первым заместителем в случаях: пресечения террористического акта; освобождения воздушного судна, судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава, захваченного преступниками; захвата заложников при попытке достичь целей политического характера, а в СИЗО, ИВС - при попытках содержащихся там лиц достичь целей незаконной эмиграции из Российской Федерации.


    Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях в органах внутренних дел развертываются пункты управления: центр оперативного управления (ЦОУ), в горрайлинорганах внутренних дел – пункт оперативного управления (ПОУ); запасный пункт управления (ЗПУ); подвижный пункт управления (ППУ); вспомогательный пункт управления (ВПУ). Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ (ПОУ), который развертывается непосредственно в здании ОВД, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для него помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, средствами связи, оргтехникой, местами обеспечения жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ (ПОУ) перебазируется на ЗПУ, который предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления.


    Для управления группировкой сил и средств в районе ЧО, руководства силами и средствами при проведении специальных операций выделяется ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо на него выделяется группа управления ОШ. ВПУ разворачивается на базе специально оборудованных автомобилей повышенной проходимости, которые оснащаются необходимыми видами связи и имеют не менее 6 рабочих мест. К участию в контртеррористических операциях и минимизации последствий террористических актов привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск согласно перечню, согласованному с руководством территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденному на заседании оперативного штаба в субъекте Российской Федерации. Состав сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемых к участию в контртеррористических операциях в субъектах Российской Федерации, утверждается приказом МВД России. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме.


    К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется, исходя из следующих норм: органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации – до 60%, за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50% списочной численности личного состава, линейные органы внутренних дел на транспорте – 10%; образовательные учреждения МВД России – 50% списочной численности личного состава. Основными способами действий ОВД и ВВ в специальной операции являются: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление; засада; рассредоточение; изъятие (захват).


    Вопрос 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Во время подготовительного периода (организация операции) проводится весь комплекс оперативно-розыскных, предупредительных и других мероприятий, в целях склонения к отказу отдельных преступников или преступной группы от противоправных действий. Первоначальные действия проводит оперативный дежурный по ОВД, наряды несущие службу в районе операции, группа немедленного реагирования (ГНР) и дежурная следственно-оперативная группа (СОГ) ОВД. Каждая операция вне зависимости от вида и особенностей ее проведения состоит из трех этапов: организация операции (подготовительный период); ведение операции (период силовых действий); завершение операции (заключительный период).


    Если меры принятые территориальным ОВД не дали положительных результатов, то его руководитель докладывает оперативную обстановку старшему начальнику и с его разрешения проводит специальную операцию. Задача на проведение специальной операции может поступить в виде приказа, распоряжения или подачей установленного сигнала оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО. Приказом МВД России от 25 мая 2009 года 400 установлены следующие сигналы для сбора личного состава: п/п СигналыДействия по сигналам 123 Предупреждение и пресечение преступлений террористического характера 1.«ЭДЕЛЬВЕЙС»Сбор личного состава, оперативного штаба МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, личного состава подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, выделенных в состав группировки сил и средств оперативного штаба в субъекте Российской Федерации 1.1«Набат»на объектах воздушного транспорта 1.2«Вихрь»на объектах водного транспорта 1.3«Сигнал»на объектах железнодорожного транспорта


    «Тоннель»на объектах метрополитена 1.5«Циклон»на объектах автомобильного транспорта 1.6«Технология»на объектах промышленности 1.7«Молния»на объектах топливно-энергетического комплекса 1.8«Атом»на ядерных и радиационно-опасных объектах 1.9«Шторм»на гидротехнических сооружениях 1.10«Гроза»на объектах органов государственной власти 1.11«Арсенал»на военных объектах 1.12«Метель»на объектах массового пребывания людей 1.13«Дипломат»на объектах представительств иностранных государств Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности 2.«ВУЛКАН-1»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях милиции 3.«ВУЛКАН-2»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению деятельности банды 4.«ВУЛКАН-3»Сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) 5.«КРЕПОСТЬ»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск


    123 Предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 6.«ЛАВИНА» Сбор личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению (подавлению) вооруженного мятежа Предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 7. «ТУМАН» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению блокирования транспортных коммуникаций Предупреждение и пресечение преступлений в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы 8. Сигнал определяется территориальными органами ФСИН России, ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении действий по захвату заложников и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 9. «ТАЙФУН-1» «ТАЙФУН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: а) техногенного характера; б) природного характера Мероприятия по защите государственной границы Российской Федерации 10. Сигнал определяется территориальными органами управления ПС ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия органам и войскам ПС ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации органов внутренних дел и внутренних войск


    Силы и средства ОВД и ВВ, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность 2 и 1. боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на места построения При приведении в степень готовности 2: боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства боеприпасы на руки не выдаются задачи подразделениям не ставятся проводится оповещение и сбор личного состава, который прибывает в места сбора (сосредоточения) средства связи и автоматизации управления готовятся к работе Время привидения личного состава в степень готовности 2 составляет для ОВД, соединений и воинских частей ВВ 1 час 30 минут.


    Личному составу выдаются оружие и боеприпасы (боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной упаковке) При приведении в готовность 1: ставятся задачи группам осуществляется экипировка личного состава производится посадка личного состава на транспорт Готовности 1 может вводиться, минуя степень готовности 2. В ОВД, соединениях (воинских частях) ВВ срок приведения в степень готовности 1 из степени готовности 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности 2 – 2 часа. Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности 1 осуществляется немедленно (с получением приказа).


    С получением сигнала или доклада о возникновении чрезвычайных обстоятельств начальник территориального ОВД проводит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧО, информирует прокурора и местные органы власти и управления. Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ. Дежурная часть до сбора личного состава ОШ: самостоятельно принимает необходимые решения; отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД. В дальнейшем все управление передается ОШ. В любом случае при организации операции руководитель ОШ: уясняет задачу; отдает предварительные распоряжения о подготовке сил и средств; производит расчет времени; оценивает обстановку; принимает решение; ставит задачи группам оперативного построения; организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.


    В результате уяснения задачи и оценки обстановки формируются выводы из нее, которые и составляют основу решения руководителя ОШ на проведение специальной операции. В решении руководитель ОШ определяет: замысел операции (район действий, способ проведения, привлекаемые силы, построение групп, направление основных усилий, время готовности); задачи групп оперативного построения (состав, вооружение, экипировка, время и порядок занятия исходного рубежа, задачи и способы их выполнения); порядок применения оружия, техники, специальных средств, меры безопасности; порядок взаимодействия групп оперативного построения; организацию управления и всестороннего обеспечения. Решение руководителя ОШ оформляется на карте или схеме, а к ней прилагаются планы оперативно-режимного и материально- технического обеспечения, а также необходимые расчеты.


    Принятое и утвержденное старшим оперативным начальником решение руководитель ОШ объявляет своим заместителям и членам ОШ, дает им указание о постановке задач исполнителям и организации их выполнения непосредственно на местности. Поставленные устно задачи записываются в журнал распоряжений, а решение оформляется приказом. После объявления решения руководитель ОШ становится руководителем операции. Заместители руководителя ОШ ставят задачи подразделениям внутренних дел и частям (подразделениям) ВВ, которые им соответственно подчинены. Организация специальной операции (подготовительный период) завершается выходом подразделений в район операции и занятием исходных позиций группами оперативного построения. После отдачи приказа руководитель специальной операции организует взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение операции и осуществляет контроль за выполнением отданных распоряжений.


    На втором этапе операции (период силовых действий) созданная в первоначальный период группировка сил и средств по команде (сигналу) руководителя операции выполняет свои задачи по пресечению или ликвидации противоправных акций преступников. Силовые действия обеспечиваются оперативно-розыскными, предупредительными и иными мероприятиями комплекса специальной операции. Особое внимание в этот период уделяется управлению силами и средствами. Управление группировкой сил и средств осуществляется с основного (ЦОУ, ПОУ), а при необходимости и вспомогательного пунктов управления (ВПУ). В ходе силовых действий, по изменяющейся обстановке, руководитель специальной операции управляет силами и средствами путем отдачи коротких распоряжений лично и через заместителей (членов) оперативного штаба.


    Специальная операция прекращается по команде (сигналу) руководителя операции после получения данных (докладов командиров групп оперативного построения) о выполнении поставленной задачи. Основные действия заключительного периода: сбор сил и средств, участвующих в операции, в местах постоянной дислокации; подведение итогов операции; уточнение оперативных планов с учетом недостатков выявленных в ходе операции; подготовка приказа о результатах операции; подготовка и отправка донесения в вышестоящий штаб (ОВД, ВВ). Заключительный период операции включает мероприятия по недопущению возникновения вновь ЧО (рассредоточение участников противоправных действий, разоружение незаконных вооруженных формирований), обеспечение работы следственно-оперативной группы и другие.


    В письменном донесении старшему оперативному начальнику о результатах операции указываются: время и источник получения информации о месте нахождения и преступном поведении задержанных; меры, принятые сотрудниками ОВД по блокированию преступников и обеспечению безопасности граждан; меры, принятые по организации операции; силы и средства, привлекавшиеся к проведению операции; допущенные при организации и проведении операции ошибки и просчеты, а так же их отрицательные последствия; данные о преступниках (их количество, вооруженность, характер действий); список лиц, отличившихся при проведении операции и достойных поощрения. К донесению прилагается схема организации и хода операции. Таким образом, успех специальной операции зависит: от знания основ ее организации и ведения; качественной подготовки сил и средств; рационального управления ими при выполнении поставленных задач.



    Рекомендуем почитать

    Наверх