Обморок - состояние, при котором человек на время теряет сознание. Возникнуть...
![Обморок: причины, симптомы и порядок оказание первой помощи](https://i0.wp.com/irinazaytseva.ru/Pic/20160224.jpg)
Наука - двигатель прогресса. Без тех знаний, которые ежедневно передают нам ученые, человеческая цивилизация никогда бы не достигла хоть сколь-нибудь значимого уровня развития. Великие открытия, смелые гипотезы и предположения - все это продвигает нас вперед. Кстати, а каков механизм познания окружающего мира?
В современной науке различают эмпирический и теоретический методы. Наиболее результативным следует признать первый из них. Дело в том, что эмпирический уровень научного познания предусматривает углубленное изучение непосредственно интересующего объекта, причем в этот процесс входит как само наблюдение, так и целый набор экспериментов. Как несложно понять, теоретический метод предусматривает познание объекта или явления посредством применения к нему обобщающих теорий и гипотез.
Нередко эмпирический уровень научного познания характеризуется множественными терминами, в которых фиксируются важнейшие характеристики исследуемого предмета. Нужно сказать, что данный уровень в науке особенно уважаем за то, что любое высказывание такого типа может быть проверено в ходе практического эксперимента. К примеру, к таким выражениям можно отнести данный тезис: "Насыщенный раствор поваренной соли можно изготовить, нагревая воду".
Таким образом, эмпирический уровень научного познания - это совокупность способов и методов изучения окружающего мира. Они (методы) основаны, прежде всего, на чувственном восприятии и точных данных измерительных приборов. Вот какие существуют уровни научного познания. Эмпирический, теоретический способы позволяют нам познавать различные явления, открывать новые горизонты науки. Так как они неразрывно связаны, было бы глупо рассуждать о каком-то из них, не рассказав про основные характеристики другого.
В настоящее время уровень эмпирического познания постоянно повышается. Проще говоря, ученые узнают и классифицируют все большие объемы информации, на основании которой и строятся новые научные теории. Конечно же, совершенствуются и способы, при помощи которых они получают данные.
В принципе, о них можно догадаться самостоятельно, опираясь на сведения, которые уже были приведены в данной статье. Вот основные методы научного познания эмпирического уровня:
Вот мы вкратце и разобрали основные методы научного познания эмпирического уровня. А сейчас рассмотрим одни из них несколько более подробно.
Нужно заметить, что оно бывает сразу нескольких видов, причем конкретный подбирает сам исследователь, ориентируясь на ситуацию. Давайте перечислим все разновидности наблюдения:
Вообще, наблюдение хорошо как раз тем, что во многих случаях позволяет получать совершенно уникальную информацию (особенно полевое). Нужно заметить, что данный метод широко распространен далеко не у всех ученых, так как для его успешного применения необходимы немалое терпение, усидчивость и способность беспристрастно фиксировать все наблюдаемые объекты.
Вот чем характеризуется основной метод, который использует эмпирический уровень научного познания. Это приводит нас к мысли о том, что данный способ - сугубо практический.
Как ни странно, но в истории науки есть немало случаев, когда важнейшие открытия становились возможными благодаря грубым ошибкам и просчетам в процессе наблюдения. Так, в XVI веке знаменитый астроном Тихо де Браге делал работу своей жизни, пристально наблюдая за Марсом.
Именно на основе этих бесценных наблюдений его ученик, не менее знаменитый И. Кеплер, формирует гипотезу об эллипсовидной форме планетарных орбит. Но! Впоследствии оказалось, что наблюдения Браге отличались редкой неточностью. Многие предполагают, что он намеренно дал ученику неправильные сведения, но суть от этого не меняется: если бы Кеплер использовал точную информацию, он бы никогда не смог создать цельную (и правильную) гипотезу.
В этом случае благодаря неточности удалось упростить изучаемый предмет. Обойдясь без сложных многостраничных формул, Кеплер смог выяснить, что форма орбит не круглая, как тогда предполагалось, а эллипсовидная.
Напротив, все выражения и термины, которыми оперирует теоретический уровень познания, проверить на практике нельзя. Вот вам пример: "Насыщенный раствор солей можно изготовить, нагревая воду". В этом случае пришлось бы провести невероятное количество экспериментов, так как "раствор солей" не указывает на конкретное химическое соединение. То есть "раствор поваренной соли" - понятие эмпирическое. Таким образом, все теоретические высказывания неверифицируемы. Согласно Попперу, они фальсифицируемы.
Проще говоря, эмпирический уровень научного познания (в отличие от теоретического) весьма конкретен. Результаты опытов можно потрогать, понюхать, подержать в руках или увидеть графики на дисплее измерительных приборов.
Кстати, а какие существуют формы эмпирического уровня научного познания? На сегодняшний день их две: факт и закон. Научный закон - высшая форма эмпирической формы познания, так как он выводит основные закономерности и правила, в соответствии с которыми происходит природное или техническое явление. Под фактом понимается лишь то, что оно проявляется при определенном сочетании нескольких условий, но ученые в этом случае еще не успели сформировать стройную концепцию.
Особенность научного познания во всех областях состоит в том, что теоретические и эмпирические данные характеризуются взаимным проникновением. Нужно заметить, что абсолютным образом разделить эти понятия совершенно невозможно, что бы ни утверждали некоторые исследователи. К примеру, мы говорили об изготовлении раствора солей. Если человек имеет представления о химии, этот пример будет для него эмпирическим (так как он и сам знает о свойствах основных соединений). Если же нет - высказывание будет носить теоретический характер.
Нужно твердо усвоить, что эмпирический уровень научного познания ничего не стоит без экспериментальной основы. Именно эксперимент - основа и первоисточник всех знаний, которые на данный момент накоплены человечеством.
С другой стороны, теоретические изыскания без практической основы вообще превращаются в беспочвенные гипотезы, которые (за редкими исключениями) не имеют абсолютно никакой научной ценности. Таким образом, эмпирический уровень научного познания не может существовать без теоретического обоснования, но и оно без эксперимента ничтожно. Для чего мы все это говорим?
Дело в том, что рассмотрение способов познания в этой статье следует осуществлять, предполагая фактическое единство и взаимосвязь двух методов.
Как мы уже неоднократно говорили, особенности эмпирического уровня научного познания заключаются в том, что результаты опытов можно увидеть или ощутить. Но чтобы это произошло, необходимо произвести эксперимент, который является буквально «сердцевиной» всего научного познания с древнейших пор и по сей день.
Термин произошел от латинского слова «экспериментум», которое как раз-таки означает «опыт», «проба». В принципе, эксперимент - это и есть апробирование некоторых явлений в искусственных условиях. Нужно помнить, что во всех случаях эмпирический уровень научного познания характеризуется стремлением экспериментатора как можно меньше влиять на происходящее. Это нужно для получения действительно «чистых», адекватных данных, по которым можно с уверенностью говорить о характеристиках изучаемого предмета или явления.
Чаще всего перед постановкой эксперимента необходимо провести обстоятельную подготовительную работу, от качества которой будет зависеть и качество полученной в результате опыта информации. Давайте поговорим о том, как обычно осуществляется подготовка:
Таким образом, основная характеристика эмпирического уровня научного познания - наличие необходимого оборудования и приборов, без которых проведение эксперимента в большинстве случаев становится невозможным. И здесь мы говорим не о распространённой компьютерной технике, а о специализированных приборах-детекторах, которые измеряют весьма специфические условия окружающей среды.
Таким образом, экспериментатор всегда должен находиться во всеоружии. Речь тут не только о технической оснащенности, но и об уровне владения теоретическими сведениями. Не имея представления об изучаемом предмете, довольно сложно проводить какие-то научные эксперименты для его исследования. Нужно заметить, что в современных условиях многие эксперименты часто проводятся целой группой ученых, так как такой подход позволяет рационализировать усилия и распределить сферы ответственности.
Изучаемое явление или предмет в эксперименте поставлены в такие условия, что они неизбежно будут воздействовать на органы чувств ученого и/или на регистрирующие приборы. Заметим, что реакция может зависеть как от самого экспериментатора, так и от характеристик используемого им оборудования. Кроме того, эксперимент далеко не всегда может дать все сведения об объекте, так как он проводится в условиях изоляции от окружающей среды.
Об этом очень важно помнить, рассматривая эмпирический уровень научного познания и его методы. Именно из-за последнего фактора так ценится наблюдение: в большинстве случаев только оно может дать реально полезные сведения о том, как тот или иной процесс происходит в естественных условиях природы. Такие данные зачастую невозможно получить даже в наиболее современной и отлично оборудованной лаборатории.
Впрочем, с последним утверждением все же можно поспорить. Современная наука сделала неплохой рывок вперед. Так, в Австралии изучают даже низовые лесные пожары, воссоздавая их протекание в особой камере. Такой подход позволяет не рисковать жизнями сотрудников, получая вполне приемлемые и качественные данные. К сожалению, это возможно далеко не всегда, потому как не все явления можно воссоздать (во всяком случае, пока что) в условиях научного учреждения.
О том, что эксперименты в лабораторных условиях далеко не всегда точны, заявлял еще знаменитый физик Н. Бор. Но его робкие попытки намекнуть оппонентам о том, что средства и приборы в значительной степени влияют на адекватность получаемых данных, долгое время встречались коллегами крайне негативно. Они считали, что любое влияние прибора можно исключить, как-то изолировав его. Проблема состоит в том, что сделать это практически невозможно даже на современном уровне, не говоря уже о тех временах.
Конечно, современный эмпирический уровень научного познания (что это такое, мы уже говорили) высок, но фундаментальные законы физики нам обходить не суждено. Таким образом, задача исследователя состоит не только в банальном описании предмета или явления, но и в объяснении его поведения в различных условиях окружающей среды.
Ценнейшей возможностью изучить саму суть предмета является моделирование (в том числе компьютерное и/или математическое). Чаще всего экспериментируют в этом случае не над самим явлением или объектом, а над их максимально реалистичными и функциональными копиями, которые были созданы в искусственных, лабораторных условиях.
Если не очень понятно, поясним: исследовать торнадо гораздо безопаснее на примере его упрощенной модели в аэродинамической трубе. Затем полученные в ходе опыта данные сверяют с информацией о реальном смерче, после чего делаются соответствующие выводы.
Эмпирический метод основан на чувственном восприятии и измерениях сложными приборами. Эмпирические методы – важная часть научных исследований, наравне с теоретической. Без этих методик ни одна наука, будь то химия, физика, математика, биология – не смогли развиваться.
Эмпирический или чувственный метод– это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений. Эмпирические методы исследования помогают выявить объективные законы, по которым происходит развитие тех или иных явлений. Это комплексные и сложные шаги, и в результате их происходят новые научные открытия.
Эмпирическое познание любой науки, предмета строится на стандартных, зарекомендовавших себя с течением времени методов, одинаковых для всех дисциплин, но в каждой конкретной области обладающих своей спецификой, характерной для науки. Эмпирические методы, виды:
Методы эмпирического познания в отличие от теоретических обладают минимальной возможностью ошибок, недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего мира – и в этом главное достоинство этого метода.
Эмпирические методы научного познания важны для науки не меньше, чем теоретические предпосылки. Опытным путем выстраиваются закономерности, подтверждаются или отрицаются гипотезы, поэтому эмпирический метод как совокупность способов основанных на чувственном восприятии и данных полученных измерительными приборами помогает раздвигать горизонты науки и получать новые результаты.
Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:
Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты. Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г. Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:
Эмпирический или опытный метод в экономике предполагает познание реальности экономической ситуации в мире, осуществляется это с помощью инструментов:
Если взять отдельный сегмент экономики – товарооборот, то эмпирические методы товароведения будут следующими:
1. Эмпирический уровень научного познания.
Чувственное и рациональное - основные уровневые компоненты всякого познания, не только научного. Однако в ходе исторического развития познания выделяются и оформляются уровни, существенно отличные от простого различия чувственного и рационального, хотя и имеющие рациональное и чувственное в качестве своей основы. Такими уровнями познания и знания, особенно применительно к развитой науке, являются эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирический уровень познания, науки - это уровень, который связан с получением знания посредством специальных процедур наблюдения и эксперимента, которое затем подвергается определенной рациональной обработке и фиксируется с помощью определенного, нередко искусственного, языка. Данные наблюдения и эксперимента как основных научных форм непосредственного исследования явлений действительности затем выступают тем эмпирическим базисом, из которого исходит теоретическое исследование. Наблюдения и эксперименты в настоящее время имеют место во всех науках, включая науки об обществе и человеке.
Основной формой знания на эмпирическом уровне является факт, научный факт, фактическое знание, представляющее собой результат первичной обработки и систематизации данных наблюдения и эксперимента. Основу современного эмпирического знания составляют факты обыденного сознания и факты науки. Факты при этом нужно понимать не как высказывания о чем-либо, не как некие единицы «выражения» знания, а именно как особые элементы самого знания.
2. Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов.
Теоретический уровень познания, науки связан с тем, что на нем объект представлен со стороны его связей и закономерностей, полученных не только и не столько в опыте, в ходе наблюдений и экспериментов, сколько уже в ходе автономного мыслительного процесса, через применение и конструирование особых абстракций, а также произвольных конструкций рассудка и разума как гипотетических элементов, с помощью которых заполняется пространство постижения сущности явлений действительности.
В области теоретического познания появляются конструкции (идеализации), в которых знание может выходить далеко за пределы чувственного опыта, данных наблюдения и эксперимента и даже вступать в острые противоречия с непосредственными чувственными данными.
Противоречия между теоретическим и эмпирическим уровнями познания имеют объективную диалектическую природу, сами по себе они не опровергают ни эмпирические, ни теоретические положения. Решение в пользу того или другого зависит только от хода дальнейших исследований и проверки их результатов на практике, в частности, средствами самих же наблюдений и эксперимента, применяемых на основе новых теоретических представлений. При этом важнейшую роль выполняет такая форма знания и познания, как гипотеза.
3. Становление научной теории и рост теоретических знаний.
Известны следующие научные исторические типы познания.
1. Ранненаучный тип познания.
Этот тип познания открывает эпоху систематического развития научного познания. В нем, с одной стороны, еще отчетливо видны следы предшествующих ему натурфилософского и схоластического типов познания, а с другой, - появление принципиально новых элементов, резко противопоставляющих научные типы познания донаучным. Чаще всего такая граница этого типа познания, отделяющая его от предшествующих, проводится на рубеже XVI–XVII столетий.
Ранненаучный тип познания связан, прежде всего, с новым качеством знаний. Основным видом знаний объявляется знание опытное, знание фактическое. Это создавало нормальные условия для развития теоретического знания - научного теоретического знания.
2. Классическая ступень познания.
Имела место с конца XVII - начала XVIII до середины XIX века. С этого этапа наука развивается как непрерывная дисциплинарная и вместе с тем профессиональная традиция, критически регулирующая все свои внутренние процессы. Здесь появляется теория в полном смысле слова - теория механики И. Ньютона, которая почти два столетия, оставалась единственной научной теорией, с которой соотносились все теоретические элементы естествознания, да и социального познания также.
Самые значительные перемены, по сравнению с ранней наукой, произошли в сфере знания. Знание становится теоретическим уже в современном смысле слова, или почти современном, что было огромным шагом в преодолении традиционного разрыва теоретической проблематики и эмпирического подхода.
3. Современный научный тип познания.
Данный тип науки продолжает господствовать и в настоящее время, на рубеже XX–XXI вв. В современной науке коренным образом изменилось качество предметов познания. Окончательно выявилась целостность объекта, предметов отдельных наук и самого субъекта научного познания. Происходят коренные изменения в средствах современной науки. Совсем иной вид обретает ее эмпирический уровень, наблюдение и эксперимент практически полностью стали контролироваться теоретическим (опережающим) знанием, с другой стороны, - знанием о наблюдаемом.
Культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования. Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное представление, навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше...
Ныне и регулятивным методологическим принципом биологических наук, задающим способы введения ими своих идеальных объектов, объяснительных схем и методов исследования и одновременно новой парадигмой культуры, позволяющей осмыслить взаимоотношения человечества с природой, единство естественно-научного и гуманитарного знания. Коэволюционная стратегия задает новые перспективы для организации знания, ...
И направляют друг друга. Любой перевес в сторону одной из них неизбежно приводит к вырождению. Бескультурная жизнь - это варварство; безжизненная культура - византинизм» . 2. Анализ взаимосвязи истории и культуры В старину, особенно в древнюю эпоху, условия общественной жизни изменялись медленно. Поэтому история представлялась людям в виде калейдоскопа повторяющихся событий. Из века...
Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое мистико-религиозное содержание. 6. Насилие и ненасилие в истории культуры. Представители этической философии полагают, что личность не является ни доброй, ни злой. Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро, и на зло. В рамках этого...
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ – деятельность, связанная с выявлением сущностных, повторяющихся связей и отношений в системе «человек – мир», с преодолением познавательных трудностей и стремлением найти ответы на различные вопросы и проблемы. Важнейшей характеристикой научного познания является его доказательность, что достигается при помощи математических расчетов, опытов, экспериментов и т.п.
Научное знание – результат и основа научного познания. Ему свойственны: объективность, доказательность, принципиальная проверяемость (верифицируемость), системность. Научное знание стремится быть нейтральным по отношению к идеологии и политике. Основная цель и ценность научного знания, то ради чего ученые отдают свои жизни – это истина.
Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический . Это деление связано с тем, что познающий субъект может добывать знания разными путями: а) опытным, то есть эмпирическим ; б) логическим, то есть теоретическим .
Можно предложить три основных критерия, по которым различаются эти УРОВНИ:
1) характер предмета исследования,
2) тип применяемых средств исследования,
3) особенности методов исследования.
К ЭМПИРИЧЕСКОМУ уровню относятся те действия познающего субъекта, которые непосредственно связывают его с познаваемой действительностью, и те результаты, которые фиксируют эту действительность.
Если детализировать сказанное, то ЭМПИРИЧЕСКИЙ уровень познания включает:
Наблюдение явлений,
Накопление и отбор фактов,
Установление связей между ними.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ уровень – это этап сбора данных о социальных и природных объектах, которых не хватает ученым, чтобы создать относительно полную картину исследуемого явления.
На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны ВНЕШНИХ связей и проявлений. Главным для эмпирического уровня является фактофиксирующая деятельность.
Эти задачи решаются с помощью соответствующих МЕТОДОВ: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, материальное моделирование и т.д.
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
МЕТОД – способ достижения ЦЕЛИ, путь познания, который опирается на некоторые принципы. (Ф.Бэкон – светильник, который помогает путнику /ученому/ идти в темноте).
Рассмотрим содержание основных МЕТОДОВ, с помощью которых можно получать ЭМПИРИЧЕСКОЕ знание.
НАБЛЮДЕНИЕ – это система организованных, целенаправленных восприятий субъектом познания различных явлений действительности. Другой отличительной чертой научного (в отличие от обыденного) наблюдения является невмешательство субъекта (исследователя) в объект наблюдения, который должен находиться в обычных, естественных условиях. Более того, часто сам факт наблюдения должен быть скрыт. Например, наблюдение за животными, социологическое наблюдение.
Наблюдение становится главным методом эмпирического познания примерно с ХУ1 века.
Он активно применяется, например:
Для изучения ЖИВОТНОГО МИРА (наблюдение в зоопарках, питомниках, естественных условиях),
Для получения сведений об АСТРОНОМИЧЕСКИХ объектах (планеты, звезды, «черные дыры», квазары, красные карлики и т.д.),
Для изучения РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (наблюдение за растениями, например, на опытных участках).
Некоторые трудности и ограничения наблюдения .
Во-первых, невоспроизводимость ;
Во-вторых, наличие границы, порога наблюдения как чувственной деятельности; отсюда - необходимость использования приборов, расширяющих возможности наблюдателя;
В-третьих, пагубность интерпретации полученных данных в духе какой-либо теории, разделяемой наблюдателем; субъективизм – враг наблюдения; это тем более важно, что наблюдения зачастую одиночно, уникально.
Различают ДВА вида наблюдений:
1. ПРЯМОЕ (визуальное) – ученый получает информацию о явлениях без помощи приборов.
2. КОСВЕННОЕ – объект наблюдается при помощи ПРИБОРОВ или АВТОМАТИЧЕСКИ при помощи регистрирующей аппаратуры, технических средств. Например, для проведения метеопрогнозов существует автоматическая аппаратура, собирающая информацию о природных явлениях.
Особенность НАБЛЮДЕНИЯ при изучении социальных явлений: результаты наблюдения здесь во многом зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому явлению, объекту. В социологии и социальной психологии, в зависимости от положения наблюдателя, различают ДВА вида наблюдений:
ПРОСТОЕ (обычное) - события регистрируются со стороны;
СОУЧАСТВУЮЩЕЕ (включенное) – события анализируются, как бы изнутри. То есть наблюдатель включается в определенную социальную среду (группу), адаптируется в ней и анализирует события «ИЗНУТРИ».
САМОНАБЛЮДЕНИЕ – частный случай наблюдения, применяется в психологии.
Наблюдение связано с описанием.
ОПИСАНИЕ позволяет фиксировать и передавать результаты наблюдений с помощью определенных ЗНАКОВЫХ средств. Благодаря этому чувственная информация переводится на язык понятий (слов), знаков, схем, рисунков, графиков, цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей обработки материала, то сеть для систематизации, классификации, обобщения.
ЭКСПЕРИМЕНТ (от латинск. – проба, опыт) – это специфический вид предметно-орудийной деятельности, в ходе которой субъект познания воздействует на объект с помощью специальных орудий и приборов. Это позволяет экспериментатору активно вмешиваться в естественный ход событий, выделять изучаемый объект из естественных условий, изолировать явления, затемняющие его. Эксперимент можно неограниченно и планомерно воспроизводить и варьировать. Таким образом, эксперимент – это планируемая и управляемая научная деятельность, осуществляемая с помощью специальных орудий.
Эксперимент становится важнейшим методом научного познания в естественных науках со времен Г.Галилея и Ф.Бэкона.
Примерно с 20-х годов ХХ века активно развиваются СОЦИАЛЬНЫЕ эксперименты. Например, объектом социального эксперимента может быть определенная группа людей, когда изучаются ее интересы, потребности, поведение.
ОБЪЕКТОМ (единицей) изучения могут выступать различные социальные слои, например, в ходе изучения их отношения к рискосодержащим проектам, реализуемым органами власти.
ИЗМЕРЕНИЕ .
Этот МЕТОД научного познания появился потому, что окружающие людей предметы и тела имеют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫЕ характеристики. Следовательно, есть возможность выразить их в различных числах (числовых значениях). Например: 1 см, 2 метра, 4 грамма, 2 тонны и т.д. В естественных науках для того, чтобы открыть законы природы нужно знать, например, насколько расширяется вода или железо при нагревании, каков атомный вес химических элементов.
ИЗМЕРЕНИЕ – это нахождение числового значения изучаемой величины в принятых единицах, это КОЛИЧЕСТВЕННОЕ выражение определяемых величин. Например: время измеряется в секундах, сила тока в амперах, давление в паскалях, мощность в ваттах.
Измерение применяется не только в естественных, но и в социальных науках. Например, с развитием общества стали применяться: оценка труда в денежных единицах; квалификации - в разрядах; - успехов в обучении, спортивных достижений – в баллах.
Примером ИЗМЕРЕНИЯ в социальных исследованиях может служить шкала привлекательности профессий, фиксирующая последние в условных единицах. Это дает возможность сравнивать разные профессии по степени популярности.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – это МЕТОД получения научного знания, позволяющий получать необходимую информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основании проведения опытов, экспериментов без участия в них реальных объектов, когда вместо них исследуют их заменители.
МОДЕЛЬ – мысленная или материально реализованная система, которая замещает другую систему, находясь с ней в состоянии СХОДСТВА.
МОДЕЛИРОВАНИЕ весьма распространенный метод исследования, поскольку реальные объекты могут быть либо весьма дорогостоящими, либо недоступными (удаленность, малые размеры, длительность существования, превосходящая человеческую жизнь), либо вовсе неприкосновенными (например, человек как объект медицинских исследований).
Модели бывают материальные и мысленные. К эмпирическому уровню научного исследования относятся, в основном, материальные модели; здесь осуществляется процесс материального моделирования.
Виды материальных моделей.
1. ПРОСТРАНСТВЕННО ПОДОБНЫЕ (или геометрически подобные). Они отличаются от ОБЪЕКТА по материалу, внутренней структуре и другим параметрам. Например, различные макеты, муляжи.
2. ФИЗИЧЕСКИ ПОДОБНЫЕ, когда ОРИГИНАЛ и МОДЕЛЬ сходны по своей физической природе. Скажем, механические свойства объекта могут изучаться на механических свойствах модели, а обезьяна крыса или лягушка могут быть биологической моделью человека.
3. МАТЕМАТИЧЕСКИ ПОДОБНЫЕ – модель и объект относятся к разным формам движения, а
подобие реализуется с помощью математических формул. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ предполагает, что СХОДСТВО с оригиналом укладываются в рамки одинакового математического описания.
ИТАК, ЭМПИРИЧЕСКИЙ уровень научного познания – это полноценное научное исследование, база и основное содержание науки вообще. Большая часть открытий совершается на этом уровне.
Похожая информация.
В структуре научного познания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Эти два уровня следует отличать от двух ступеней познавательного процесса в целом – чувственной и рациональной. Чувственное познание близко, но не тождественно эмпирическому, рациональное отличается от теоретического.
Чувственное и рациональное – формы человеческого познания вообще, как научного, так и обыденного; эмпирическое и теоретическое знание характерно именно для науки. Эмпирическое знание не сводится к чувственному, оно включает моменты осмысления, понимания, интерпретации данных наблюдения и формирования особого типа знания – научного факта. Последний представляет собой взаимодействие чувственного и рационального знания.
В теоретическом знании доминируют формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения), но используются и наглядные модельные представления типа идеального шара, абсолютно твердого тела. Теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Таким образом, на обоих уровнях познания функционируют и чувства, и разум.
Различие эмпирического и теоретического уровней научного познания происходит по следующим основаниям (табл. 2):
Уровень отражения действительности,
Характер предмета исследования,
Применяемые методы изучения,
Языковые средства.
Таблица 2
Различие эмпирического и теоретического уровней познания
Уровни научного познания | Уровень отражения | Предмет изучения | Методы научного познания | Формы научного познания | Язык |
Эмпри-ческий | Явление | Эмпрический объект | Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент | Научный факт | Естественный |
Переход | - | - | Обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция | Научная проблема, научная гипотеза, эмпирический закон | - |
Теоретический | Сущность | Теоретический идеальный объект | Идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент | Научная теория | Математический |
Эмпирическое и теоретическое исследование направлено на познание одной и той же объективной реальности, но её видение, отражение в знании происходит по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение внешних связей и сторон объектов, явлений и зависимостей между ними. В результате этого исследования выясняются эмпирические зависимости. Они являются результатом индуктивного обобщения опыта и представляют собой вероятностно-истинное знание. Таким является, например, закон Бойля-Мариотта, описывающий корреляцию между давлением и объёмом газа: РV= соnst, где Р – давление газа, V – его объем. Вначале он был открыт Р. Бойлем как индуктивное обобщение опытных данных, когда в эксперименте была обнаружена зависимость между объемом сжимаего под давлением газа и величиной этого давления.
На теоретическом уровне познания происходит выделение внутренних, существенных связей объекта, которые фиксируются в законах. Сколько бы мы ни проделывали опытов и не обобщали их данные, простое индуктивное обобщение не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения фактов. Эйнштейн считал этот вывод одним из важных гносеологических уроков развития физики XX века. Теоретический закон – это всегда знание достоверное.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. И в этом взаимодействии познается природа объектов, их свойства и особенности. Проверяется истинность эмпирического знания путем прямого обращения к опыту, к практике. При этом объекты эмпирического познания следует отличать от объектов реальности, которые обладают бесконечным числом признаков. Эмпирические объекты – это абстракции, обладающие фиксированным и ограниченным набором признаков.
В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Они изучаются только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Изучаются здесь теоретические идеальные объекты, которые называются идеализированными объектами, абстрактными объектами или конструктами. Их примерами могут служить материальная точка, идеальный товар, абсолютно твердое тело, идеальный газ и др. Например, материальную точку определяют как тело лишенное размера, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет, они конструируются мышлением для выявления существенных сторон изучаемого объекта. Проверка теоретического знания путём обращения к опыту невозможна, и потому оно связывается с практикой посредством эмпирической интерпретации.
Уровни научного познания различаются и по функциям: на эмпирическом уровне происходит описание действительности, на теоретическом –объяснение и предсказание.
Эмпирический и теоретический уровни различаются по используемым методам и формам познания. Изучение эмпирических объектов осуществляется с помощью наблюдения, сравнения, измерения и эксперимента. Средствами эмпирического исследования являются приборы, установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
На теоретическом уровне отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Здесь применяются особые методы: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, аксиоматический, восхождение от абстрактного к конкретному.
Результаты эмпирического исследования выражаются на естественном языке с добавлением специальных понятий в форме научных фактов. В них фиксируется объективная, достоверная информация об изучаемых объектах.
Результаты теоретического исследования выражаются в форме закона и теории. Для этого создаются специальные языковые системы, в которых понятия науки формализованы и математизированы.
Специфичностью теоретического познания являются его рефлексивность, направленность на себя, исследование самого процесса познания, его методов, форм, понятийного аппарата. В эмпирическом познании такого рода исследования, как правило, не ведутся.
В реальном познании действительности эмпирическое и теоретическое знание всегда взаимодействуют как две противоположности. Данные опыта, возникая независимо от теории, рано или поздно охватываются теорией и становятся знаниями, выводами из неё.
С другой стороны, научные теории, возникая на своей особой теоретической основе, строятся относительно самостоятельно, вне жесткой и однозначной зависимости от эмпирических знаний, но подчиняются им, представляя в конечном счете обобщение данных опыта.
Нарушение единства эмпирического и теоретического знания, абсолютизация какого-либо из этих уровней ведет к ошибочным односторонним выводам – эмпиризму или схоластическому теоретизированию. Примерами последнего являются концепция построения коммунизма в СССР в 1980 году, теория развитого социализма, антигенетическое учение Лысенко. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, отрицает его активную роль и относительную самостоятельность. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание.
Методы научного познания
Рассмотрим сущность общенаучных методов познания. Эти методы возникают в лоне одной науки, а затем используются в ряде других. К таким методам относятся математические методы, эксперимент, моделирование. Общенаучные методы разделяются на применяемые на эмпирическом уровне познания и на теоретическом уровне. К методам эмпирического исследования относят наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Наблюдение – систематическое целенаправленное восприятие явлений действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и их отношениях. Наблюдение – это активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это, конечно, не значит, что мышление человека исключается из этого процесса. Наблюдатель сознательно ищет объекты, руководствуясь определенной идеей, гипотезой или прежним опытом. Результаты наблюдения всегда требуют определённой интерпретации в свете существующих теоретических положений. Интерпретация данных наблюдения дает возможность ученому отделять существенные факты от несущественных, замечать то, что неспециалист может оставить без внимания. Поэтому в настоящее время в науке редко бывает, чтобы открытия делались неспециалистами.
Эйнштейн в разговоре с Гейзенбергом отмечал, что возможность наблюдать данное явление или нет, зависит от теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя.
Прогресс наблюдения как метод научного познания неотделим от прогресса средств наблюдения (например телескоп, микроскоп, спектроскоп, радиолокатор). Приборы не только усиливают мощь органов чувств, но и дают нам как бы дополнительные органы восприятия. Так, приборы позволяют «видеть» электрическое поле.
Для того чтобы наблюдение было эффективным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
Преднамеренность или целенаправленность,
Планомерность,
Активность,
Систематичность.
Наблюдение может быть непосредственным, когда объект воздействует на органы чувств исследователя, и опосредованным, когда субъект использует технические средства, приборы. В последнем случае об исследуемых объектах ученые делают заключение через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми объектами. Такое заключение основывается на определенной теории, устанавливающей определенное отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами.
Необходимой стороной наблюдения является описание. Оно представляет собой фиксацию результатов наблюдения с помощью понятий, знаков, схем, графиков. Основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемое явление. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, имели четкий и однозначный смысл. Описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию свойств изучаемого объекта, оно дает самое общее знание о нем. Количественное описание предполагает использование математики и числовую характеристику свойств, сторон и связей изучаемого объекта.
В научном исследовании наблюдение осуществляет две основные функции: обеспечение эмпирической информацией об объекте и проверку гипотез и теорий науки. Нередко наблюдение может играть и важную эвристическую роль, способствуя выдвижению новых идей.
Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще нескольким объектам, а это ведет к познанию закона. Сравниваться должны лишь те объекты, между которыми может существовать объективная общность. Кроме того, сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам. Сравнение лежит в основе умозаключений по аналогии, которые играют большую роль: свойства известных нам явлений могут быть распространены на неизвестные явления, имеющие между собой нечто общее.
Сравнение является не только элементарной операцией, применяемой в определённой области знания. В некоторых науках сравнение выросло до уровня основного метода. Например сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология. Это указывает на все возрастающую роль сравнения в процессе научного познания.
Измерение исторически как метод развилось из операции сравнения, но в отличии от него является более мощным и универсальным познавательным средством.
Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством сравнения с величиной, принятой за единицу измерения. Для того, чтобы измерить, необходимо наличие объекта измерения, единицы измерения, измерительного прибора, определенного метода измерения, наблюдателя.
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямом измерении результат получается непосредственно из самого этого процесса. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путём на основе знания других величин, получаемых прямым измерением. Например определение массы звезд, измерения в микромире. Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и в некоторых случаях служит источником формулирования научных теорий. В частности, измерения атомных весов элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы Д.И. Менделеева, представляющей собой теорию свойств химических элементов. Знаменитые измерения Май-кельсоном скорости света впоследствии привели к коренной ломке устоявшихся в физике представлений.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Последняя зависит от качества и усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом от имеющихся измерительных приборов. Поэтому главными путями повышения точности измерения являются:
Совершенствование качества измерительных приборов, действующих
на основе некоторых утвердившихся принципов,
Создание приборов, действующих на основе новых принципов.
Измерение является одной из важнейших предпосылок применения в науке математических методов.
Чаще всего измерение представляет собой элементарный метод, который входит в качестве составной части в эксперимент.
Эксперимент – наиболее важный и сложный метод эмпирического познания. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путём создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств данного объекта.
Эксперимент предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения как более элементарных методов исследования. Главная особенность эксперимента во вмешательстве экспериментатора в течение естественных процессов, которое обусловливает активный характер данного метода познания.
Какие же преимущества вытекают из специфических особенностей эксперимента по сравнению с наблюдением?
В процессе эксперимента становится возможным изучение данного
явления в «чистом виде», т. е. исключаются различные побочные факторы,
затемняющие суть основного процесса.
Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (при сверхнизких или сверхвысоких
температурах, при высочайшем давлении). Это может привести к неожиданным эффектам, в результате чего обнаруживаются новые свойства объектов. Таким методом были, например, открыты свойства сверхтекучести и
сверхпроводимости.
Важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость, причем условия его можно планомерно изменять.
Классификация экспериментов проводится по различным основаниям.
В зависимости от целей, можно выделить несколько видов эксперимента:
- исследовательский
– проводится в целях обнаружения у объекта не
известных ранее свойств (классический пример – опыты Резерфорда по
рассеянию a-частиц, в результате которых была установлена планетарная
структура атома);
- проверочный – проводится для проверки тех или иных утверждений науки (примером проверочного эксперимента может служить проверка гипотезы о существовании планеты Нептун);
- измерительный – проводится для получения точных значений тех или иных свойств объектов (например опытные плавки металлов, сплавов; опыты по исследованию прочности конструкций).
По характеру исследуемого объекта различаются физические, химические, биологические, психологические, социальные эксперименты.
По методу и результатам исследования эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Первые из них скорее носят исследовательский, поисковый характер, вторые обеспечивают точное измерение всех существенных факторов, влияющих на ход изучаемого процесса.
Эксперимент любого вида может осуществляться как непосредственно с интересующим объектом, так и с его заместителем – моделью. Соответственно эксперименты бывают натурные и модельные. Модельные используются в тех случаях когда эксперимент невозможен или нецелесообразен.
Наибольшее применение эксперимент получил в естествознании. Современная наука начиналась с экспериментов Г. Галилея. Однако в настоящее время все большее развитие он получает и в изучении общественных процессов. Такое распространение эксперимента во все большее число отраслей научного знания говорит о возрастающей важности этого метода исследования. С его помощью решаются задачи по получению значений свойств тех или иных объектов, проводится опытная проверка гипотез и теорий, велико и эвристическое значение эксперимента в нахождении новых сторон изучаемых явлений. Эффективность эксперимента возрастает и в связи с прогрессом экспериментальной техники. Отмечается и такая особенность: чем больше используется в науке эксперимент, тем быстрее она развивается. Не случайно учебники экспериментальных наук стареют много быстрее, чем наук описательных.
Наука не ограничивается эмпирическим уровнем исследования, она идет дальше, раскрывая сущностные связи и отношения в исследуемом объекте, которые, оформляясь в законе, познанном человеком, приобретают определенную теоретическую форму.
На теоретическом уровне познания используются иные средства и методы познания. К методам теоретического исследования относятся: идеализация, формализация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному . Понятие «абстрактное» употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, когда выделены только те свойства, которые интересуют исследователя.
Понятие «конкретное» в философии может употребляться в двух смыслах: а) «конкретное» – сама действительность, взятая во всем многообразии свойств, связей и отношений; б) «конкретное» – обозначение многогранного, всестороннего знания об объекте. Конкретное в этом смысле выступает как противоположность абстрактному знанию, т.е. знанию, бедному по содержанию, одностороннему.
В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному? Восхождение от абстрактного к конкретному есть всеобщая форма движения познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Сам объект в процессе этой операции как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в том, что мысль движется от абстрактных определений объекта к всестороннему, многогранному знанию об объекте, к конкретному в познании. Следует отметить, что это две стороны одного процесса, которые обладают лишь относительной самостоятельностью.
Идеализация – мысленное конструирование объектов, которые не существуют в действительности. К таким идеальным объектам относятся, например, абсолютно черное тело, материальная точка, точечный электрический заряд. Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Так, говоря об абсолютно черном теле, мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела обладают способностью отражать падающий на них свет. Для формирования идеальных объектов большое значение имеют и другие мыслительные операции. Это связано с тем, что при создании идеальных объектов мы должны достигнуть следующих целей:
Лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;
- мысленно наделить эти объекты определенными нереальными свойствами. Для этого необходим мысленный переход к предельному случаю в развитии какого-либо свойства и отбрасывание некоторых реальных свойств объектов.
Идеальные объекты играют в науке большую роль, они позволяют значительно упростить сложные системы, благодаря чему возникает возможность применять к ним математические методы исследования. Более того, наука знает немало примеров, когда исследование идеальных объектов привело к выдающимся открытиям (открытие Галилеем принципа инерции). Любая идеализация правомерна лишь в определенных пределах, она служит для научного решения только определенных проблем. Иначе применение идеализации может привести к некоторым заблуждениям. Только с учетом этого можно правильно оценить роль идеализации в познании.
Формализация – метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме и исследование логической структуры теории. Достоинство формализации заключается в следующем:
Обеспечение полноты обозрения определённой области проблем, обобщенность подхода к их решению. Создаётся общий алгоритм решения проблем, например вычисления площадей различных фигур с помощью интегрального исчисления;
Использование специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и четкость фиксации знания;
Приписывание отдельным символам или их системам определенных значений, что позволяет избежать многозначности терминов, которая свойственна естественным языкам. Поэтому при оперировании с формализованными системами рассуждения отличаются четкостью и строгостью, а выводы доказательностью;
Возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей. Этим достигается упрощение познавательных задач. У искусственных языков существует относительно большая независимость, самостоятельность знаковой формы по отношению к содержанию, поэтому в процессе формализации возможно временно отвлечься от содержания модели и исследовать лишь формальную сторону. Такое отвлечение от содержания может привести к парадоксальным, но поистине гениальным открытиям. Например, с помощью формализации было предсказано существование позитрона П. Дираком.
Аксиоматизация нашла широкое применение в математике и математизированных науках.
Под аксиоматическим методом построения теорий понимается такая их организация, когда ряд утверждений вводится без доказательства, а все остальные выводятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами или постулатами. Впервые этот метод был применен для построения элементарной геометрии Евклидом, затем он получил применение в различных науках.
К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований. Согласно требованию непротиворечивости в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание. Согласно требованию полноты любое предложение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть. Согласно требованию независимости аксиом любая из них не должна быть выводима из других аксиом.
В чем достоинства аксиоматического метода? Прежде всего аксиоматизация науки требует точного определения используемых понятий и соблюдения строгости выводов. В эмпирическом знании то и другое не достигнуто, в силу чего применение аксиоматического метода требует прогресса данной области знаний в этом отношении. Кроме того, аксиоматизация упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, устраняет двусмысленности и противоречия. Иначе говоря, аксиоматизация рационализирует организацию научного знания.
В настоящее время делаются попытки применения этого метода в нематематизированных науках: биологии, лингвистике, геологии.
Мысленный эксперимент осуществляется не с материальными объектами, а с идеальными копиями. Мысленный эксперимент выступает как идеальная форма реального эксперимента и может привести к важным открытиям. Именно мысленный эксперимент позволил Галилею открыть физический принцип инерции, легший в основу всей классической механики. Этот принцип не мог быть открыт ни в каком эксперименте с реальными объектами, в реально существующих средах.
К методам, применяемым как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования, относятся обобщение, абстрагирование, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы, математические методы.
Абстрагирование носит в умственной деятельности наиболее универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей и одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого предмета. Процесс абстрагирования имеет двухступенчатый характер: отделение существенного, выявления наиболее важного; реализация возможности абстрагирования, т. е. собственно акт абстракции или отвлечения.
Результатом абстрагирования является образование различного рода абстракций – как отдельно взятых понятий, так и их систем. Следует отметить, что этот метод входит составной частью во все другие методы, более сложные по структуре.
Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношения ряда объектов, то тем самым создаём основу для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает как общий.
Обобщение – метод, приём познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Например, такие понятия, как «сосна», «лиственница», «ель» являются первичными обобщениями, от которых можно перейти к более общему понятию «хвойное дерево». Затем можно перейти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «живой организм».
Анализ – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
Синтез – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое.
Эти методы взаимно дополняют, обусловливают и сопровождают друг друга. Чтобы стал возможным анализ вещи, она должна быть зафиксирована как целое, для чего необходимо ее синтетическое восприятие. И наоборот, последнее предполагает ее последующее расчленение.
Анализ и синтез являются наиболее элементарными методами познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм.
Возможность анализа объекта в принципе безгранична, что логически следует из положения о неисчерпаемости материи. Однако всегда осуществляется выбор элементарных составляющих объекта, определяемый целью исследования.
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны с другими методами познания: экспериментом, моделированием, индукцией, дедукцией.
Индукция и дедукция . Разделение этих методов основано на выделении двух типов умозаключений: дедуктивного и индуктивного. При дедуктивном умозаключении делается вывод о некотором элементе множества на основании знания общих свойств всего множества.
Все рыбы дышат жабрами.
Окунь – рыба
__________________________
Следовательно, окунь дышит жабрами.
Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Здесь наблюдается движение мысли от общего к частному. Такое движение мысли очень часто применяется в научном исследозании. Так, Максвелл из нескольких уравнений, выражающих наиболее общие законы электродинамики, последовательно развернул полную теорию электромагнитного поля.
Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает новая научная гипотеза. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путем знание определяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.
Следовательно, содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.
Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Индукция как метод познания – совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим. Таким образом, индукция и дедукция прямо противоположные направленности хода мысли. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, мы делаем вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса.
Выделяют следующие виды индукции:
- полная индукция,
в которой общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Полная индукция даёт
достоверные выводы и может использоваться в качестве доказательства;
- неполная индукция,
в которой общий вывод получается из посылок,
не охватывающих всех предметов класса. Различают три вида неполной
индукции:
Индукция через простое перечисление или популярная индукция, в которой общий вывод о классе предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению;
Индукция через отбор фактов, осуществляется путём отбора их из общей массы по определённому принципу, уменьшающему вероятность случайных совпадений;
Научная индукция, в которой общий вывод о всех предметах класса
делается на основании знания необходимых признаков или причинных
связей части предметов класса. Научная индукция может давать не только
вероятные, но и достоверные выводы.
Методами научной индукции могут быть установлены причинные связи. Выделяются следующие каноны индукции (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля):
Метод единственного сходства: если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные
обстоятельства различны, то это единственное сходное обстоятельство и
есть причина данного явления;
Метод единственного различия: если случаи, при которых явление
наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это обстоятельство и есть причина данного явления;
Соединённый метод сходства и различия, представляющий собой
комбинацию двух первых методов;
Метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство
есть причина второго;
Метод остатков: если известно, что причиной исследуемого явления
не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления.
Привлекательность индукции состоит в тесной связи ее с фактами, с практикой. Она играет большую роль в научном исследовании – в выдвижении гипотез, в открытии эмпирических законов, в процессе введения в науку новых понятий. Отмечая роль индукции в науке, Луи де Бройль писал: «Индукция, поскольку она стремится избежать уже проторенных путей, поскольку она неустранимо пытается раздвинуть уже существующие границы мысли, является истинным источником действительно научного прогресса» 1 .
Но индукция не может приводить к универсальным суждениям, в которых выражаются закономерности. Индуктивные обобщения не могут осуществить переход от эмпирии к теории. Поэтому абсолютизировать роль индукции, как это делал Бэкон, в ущерб дедукции было бы неверно. Ф. Энгельс писал, что дедукция и индукция связаны между собой столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Только во взаимной связи каждый из них может в полной мере проявить свои достоинства. Дедукция является основным методом в математике, в теоретически развитых науках, в эмпирических науках преобладают индуктивные выводы.
Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны между собой. Они применяются при исследовании сложных развивающихся объектов. Сущность исторического метода состоит в том, что история развития изучаемого объекта воспроизводится во всей многогранности, с учётом всех законов и случайностей. Применяется он прежде всего для исследования человеческой истории, но большую роль играет и в познании развития неживой и живой природы.
История объекта реконструируется логическим путем на основании изучения тех или иных следов прошлого, остатков прошлых эпох, запечатленных в материальных образованиях (природных или созданных человеком). Для исторического исследования характерна хронологическая после
________________
1 Бройль Л. По тропам науки. М., С. 178.
довательность рассмотрения материала, анализ этапов развития объектов исследования. С помощью исторического метода прослеживается вся эволюция объекта от его зарождения и до современного состояния, исследуются генетические отношения развивающегося объекта, выясняются движущия силы и условия развития объекта.
Содержание исторического метода раскрывается структурой исследования: 1) изучение «следов прошлого» как результатов исторических процессов; 2) сопоставление их с результатами современных процессов; 3) воссоздание событий прошлого в их пространственно-временных отношениях на основе интерпретации «следов прошлого» с помощью знания о современных процессах; 4) выделение основных этапов развития и причин перехода от одной стадии развития к другой.
Логический метод исследования – это воспроизведение в мышлении развивающегося объекта в форме исторической теории. При логическом исследовании отвлекаются от всех исторических случайностей, воспроизводя историю в общем виде, освобождённую от всего несущественного. Принцип единства исторического и логического требует, чтобы логика мысли следовала за историческим процессом. Это не значит, что мысль пассивна, наоборот, активность ее состоит в вычленении из истории существенного, самой сути исторического процесса. Можно сказать, что исторический и логический методы познания не только отличны, но и в значительной мере совпадают. Не случайно Ф. Энгельс отмечал, что логический метод есть, в сущности, тот же исторический, но освобожденный от исторической формы. Они взаимно дополняют друг друга.