Образец договора на оказание медицинских услуг для водителя. Договор с медицинской сестрой на предрейсовый медицинский осмотр. Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Налоги, взносы, сборы 04.03.2020
Налоги, взносы, сборы

Общество с ограниченной ответственностью "Бета"
ООО "Бета"

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

03.10.2016 № 107/2016

г. Москва

Общество с ограниченной ответственностью "Бета" , именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице генерального директора Петрова Александра Ивановича , действующ его на основании Устава , с одной стороны, и Краснова Нина Игоревна , именуем ая в дальнейшем "Работник", с другой стороны, в дальнейшем совместно именуемые "Стороны", заключили настоящий трудовой договор (далее – Договор) о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Работодатель поручает, а Работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей по должности медицинской сестры по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам водителей в транспортном отделе .
1.2. Настоящий Договор регулирует трудовые и непосредственно связанные с ними отношения между Работником и Работодателем.
1.3. Работа по настоящему Договору является для Работника основной.
1.4. Местом работы Работника является ООО "Бета" .
1.5. В целях проверки соответствия занимаемой должности Работнику устанавливается испытание продолжительностью три месяца.
1.6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности Работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.
1.7. В период испытания настоящий Договор может быть расторгнут по инициативе любой из Сторон с предупреждением другой Стороны за три дня до расторжения настоящего Договора.

1.8.
Условия труда на рабочем месте Работника – допустимые (2 класс) .

2. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

2.1. Работник обязуется приступить к выполнению своих трудовых обязанностей с 3 октября 2016 г .
2.2. Настоящий Договор заключен на
неопределенный срок .

3. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКА

3.1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, Работнику устанавливается зарплата, включающая в себя:
3.1.1. Должностной оклад в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей в месяц.
Компенсационные выплаты (доплаты за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу), которые начисляются и выплачиваются Работнику в порядке и на условиях, установленных Положением об оплате труда работников.
3.1.3. Стимулирующие выплаты (квартальные, годовые и единовременные премии), которые начисляются и выплачиваются Работнику в порядке и на условиях, установленных Положением о премировании работников.">3.1.2. Компенсационные выплаты (доплаты за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу), которые начисляются и выплачиваются Работнику в порядке и на условиях, установленных Положением об оплате труда работников.
3.1.3. Стимулирующие выплаты (квартальные, годовые и единовременные премии), которые начисляются и выплачиваются Работнику в порядке и на условиях, установленных Положением о премировании работников.

3.2. Зарплата выплачивается Работнику в следующие сроки: за первую половину месяца (аванс) – 20-го числа текущего месяца , за вторую половину месяца – 5-го числа следующего месяца .
Аванс выплачивается с учетом фактически отработанного времени, но не менее 1000 (Одной тысячи) рублей .
Зарплата Работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных сре дств в к ассе Работодателя. По заявлению Работника допускается выплата зарплаты в безналичной форме путем ее перечисления на указанный Работником банковский счет.
3.3. Из зарплаты Работника могут производиться удержания в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

4. ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ РАБОТНИКА

4.1. Работник выполняет следующие трудовые обязанности:
– проводит предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей автотранспортных средств (сбор анамнеза, измерение температуры тела, артериального давления, пульса, определение реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе);
– принимает водителей автотранспортных средств для проведения предрейсового медосмотра – каждого индивидуально и только при наличии у него путевого листа;
– по результатам прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей выносит заключениео наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков), либо об отсутствии таких признаков, состояний и заболеваний;
– принимает решение о допуске водителей автотранспортных средств к работе. Допускает водителя к работе только при отсутствии жалоб и объективных оснований для отстранения от работы;
– проставляет соответствующие отметки о прохождении медосмотра в путевых листах водителей простановкой штампа "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и своей подписи и "прошел послерейсовый медицинский осмотр" и своей подписи, указывает в путевом листе водителя следующие сведения:дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения медосмотра и свою фамилию, имя, отчество;
– направляет в дневное время к дежурному врачу поликлиники отстраненных от работы по состоянию здоровья водителей автотранспортных средств для решения вопроса о признании отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным и о выдаче ему листка нетрудоспособности в установленном порядке;
– при выявлении во время предрейсового или послерейсового медосмотра водителя признаков употребления им алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ проводит контроль трезвости водителя. При проведении контроля трезвости в обязательном порядке составляет протокол контроля трезвости по установленной форме в двух экземплярах. Регистрирует каждый случай контроля трезвости в специальном пронумерованном, прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации;
– вносит сведения о результатах проведенного предрейсового и послерейсового медосмотра в журналы установленного образца;
– ведет учет результатов медосмотров водителей автотранспортных средств. Проводит анализ эффективности медосмотров водителей;
– информирует руководителя о результатах медосмотров водителей автотранспортных средств;
– принимает участие в расследовании дорожно-транспортных происшествий, произошедших с водителями автотранспортных средств;
– другие
трудовые обязанности, предусмотренные Д олжностной инструкцией № 210-ДИ от 20.07.2012 .

5. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

5.1. Работнику устанавливается рабочая неделя продолжительностью пять дней с двумя выходными днями – суббота и воскресенье .
5.2. Ежедневная продолжительность работы Работника составляет 7,8 часа .
5.3. Еженедельная продолжительность работы Работника составляет 39 (тридцать девять) часов .
5.4. Начало работы – в 9.00 часов, окончание работы – в 17.48 часов.
5.5. Работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью
один час , с 12.00 часов до 13.00 часов. Перерыв не включается в рабочее время и используется Работником по своему усмотрению.
5.6. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 (двадцать восемь) календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тем, что он перенес заболевание, связанное с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительностью 14 (четырнадцать) календарных дней .
Ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются Работнику одновременно с отпуском по основной работе. Если Работник на работе по совместительству не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется ему авансом. Если продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска Работника по основному месту работы больше, чем 28 календарных дней, то Работодатель предоставляет Работнику отпуск без сохранения зарплаты соответствующей продолжительности.
5.7. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Работнику на основании его письменного заявления может быть предоставлен отпуск без сохранения зарплаты. Продолжительность указанного отпуска определяется по соглашению Сторон.
5.8. Работник может привлекаться к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, к сверхурочным работам в случаях и порядке, предусмотренных действующим трудовым законодательством РФ.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

6.1. Работник имеет право:
6.1.1. На п редоставление ему работы, обусловленной настоящим Договором.
6.1.2. Своевременную и в полном объеме выплату зарплаты в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
6.1.3. Отдых, в том числе на оплачиваемый ежегодный отпуск, еженедельные выходные дни, нерабочие праздничные дни.
6.1.4. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
6.1.5. Работник имеет иные права, предусмотренные действующим законодательством РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами Работодателя.

6.2. Работник обязан:
6.2.1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим Договором, Д олжностной инструкцией, иными локальными нормативными актами Работодателя коммерческой тайне)"> (в т. ч. Положением о коммерческой тайне) , с которыми он был ознакомлен под под пись.
6.2.2. Добросовестно и своевременно исполнять распоряжения, указания, поручения генерального директора ООО "Бета" , выполнять установленные нормы труда, соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, принятые у Работодателя, с которыми он был ознакомлен под под пись.
6.2.3. Соблюдать трудовую дисциплину.
6.2. 4 . Бережно относиться к имуществу Работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников.
6.2. 5 . Правильно и по назначению использовать переданные ему для работы оборудование, инструменты, документы, материалы.
должностных обязанностей. Сведения, являющиеся коммерческой тайной Работодателя, определены в Положении о коммерческой тайне.
6.2.7.">6.2.6. Не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну Работодателя, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Сведения, являющиеся коммерческой тайной Работодателя, определены в Положении о коммерческой тайне.
6.2.7.
Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, с которыми он был ознакомлен под подпись.
6.2.8. Незамедлительно сообщать генеральному директору ООО "Бета" о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
6.2.9. Перечень иных трудовых обязанностей Работника определяется действующим законодательством, Д олжностной инструкцией, а также локальными нормативными актами Работодателя, с которыми Работник был ознакомлен под под пись.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

7.1. Работодатель имеет право:
7.1.1. Поощрять Работника за добросовестный и эффективный труд.
7.1.2. Требовать от Работника исполнения трудов ых обязанностей, определенных настоящим Договором, Д олжностной инструкцией, бережного отношения к имуществу Работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения положений действующих у Работодателя локальных нормативных актов, с которыми Работник был ознакомлен под под пись.
7.1.3. Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
7.1.4. Принимать в установленном законодательством порядке локальные нормативные акты.
7.1.5. Осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами Работодателя.

7.2. Работодатель обязан:
7.2.1. Соблюдать законодательство РФ, локальные нормативные акты Работодателя, условия настоящего Договора.
7.2.2. Предоставлять Работнику работу, обусловленную настоящим Договором.
7.2.3. Обеспечивать Работника рабочим местом, оборудованием, инструментами, документацией, справочными и информационными материалами и иными средствами, необходимыми для надлежащего исполнения им трудовых обязанностей.
7.2.4. Обеспечивать безопасность выполнения Работником работы и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
7.2.5. Своевременно и в полном размере выплачивать причитающуюся Работнику зарплату в сроки, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Договором.
7.2.6. Вести на Работника трудовую книжку в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
7.2.7. Обрабатывать персональные данные Работника и обеспечивать их защиту в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами Работодателя.
7.2.8. Знакомить Работника под под пись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью.
7.2.9. Обеспечивать бытовые нужды Работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей.
7.2.10. Страховать Работника по обязательному социальному страхованию в порядке, установленном федеральными законами РФ.
7.2.11. Исполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, соглашениями и настоящим Договором.

8. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ РАБОТНИКА

8.1. Работник подлежит обязательному социальному страхованию (обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
социальном пакете работников.">8.2. Работник имеет право на дополнительное страхование (добровольное медицинское страхование) на условиях и в порядке, установленных Положением о социальном пакете работников.

9. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

9.1. На период действия настоящего Договора на Работника распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством РФ, локальными нормативными актами Работодателя и соглашениями Сторон.

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

10.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих трудовых обязанностей без уважительных причин, нарушения трудового законодательства, положений действующих у Работодателя локальных нормативных актов, с которыми Работник был ознакомлен под под пись , разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну Работодателя, а также причинения Работодателю материального ущерба Работник несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ .
10.2. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им Работодателю, так и за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения вреда третьим лицам, причиненного по вине Работника.
10.3. Работодатель несет материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

11. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

11.1. Основаниями для прекращения настоящего Договора являются:
11.1.1. Соглашение С торон.
11.1.2. Расторжение настоящего Договора по инициативе Работника. При этом Работник обязан письменно предупредить об этом Работодателя не позднее чем за две недели до предполагаемой даты прекращения настоящего Д оговора. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения Работодателем заявления Работника об увольнении.
11.1.3. Расторжение настоящего Договора по инициативе Работодателя (в случаях и порядке, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством РФ).
11.1.4. Иные основания, предусмотренные трудовым законодательством РФ.
11.2. Днем увольнения Работника является последний день его работы, за исключением предусмотренных законом случаев.

12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

12.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами .
Все изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются двусторонними письменными соглашениями Сторон.
12.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится у Работодателя, а другой – у Работника.
12.3. В случае возникновения между Сторонами спора он подлежит урегулированию путем непосредственных переговоров между Работодателем и Работником. Если спор между Сторонами не будет урегулирован путем переговоров, он разрешается в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.
12.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются трудовым законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также локальными нормативными актами Работодателя.

До подписания настоящего Договора Работник под под пись ознакомлен со следующими локальными нормативными актами Работодателя:

Наименование и реквизиты локального нормативного акта

Дата ознакомления

Подпись Работника

Правила внутреннего трудового распорядка № 1 от 01.02.2008

03.10.2016

Положение о коммерческой тайне № 2 от 01.02.2008

Если показания имеют отклонение от нормы, можно перемерить давление через 15 – 20 минут, чтобы убедиться в объективности показаний и выписать направление в поликлинику.Некоторые аспекты, касающиеся осмотра водителей, прописываются в договоре с медучреждением (способ оповещения работодателя, причины отстранения водителей, выявление группы риска и т. п.). Согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, часть 2, работодатель вправе внести изменения в вышеперечисленные функции медработника. Журнал предрейсового осмотра Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец

Важно

Ответ: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр Также прочитайте о Предрейсовом медицинском осмотре водителей более подробно. Какие сотрудники обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры Предрейсовые медосмотры обязаны проходить все сотрудники, выполняющие работу, связанную с движением и управлением транспортными средствами (п.


3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Например:
  • водители автомобилей, троллейбусов, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 7 п. 1 ст. 20 и ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
  • машинисты электропоездов, кочегары паровозов в депо (абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г.

Как оформить с медработником договор гпх на предрейсовый осмотр водителей?

Внимание

Порядок проведения процедуры Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей? Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.


Далее измеряют артериальное давление и пульс.

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

На практике сотрудниками, которые проводят технический осмотр транспортных средств, являются механики, в должностные обязанности которых, в частности, входит техническое обслуживание оборудования и которые должны иметь высшее или среднее профессиональное техническое образование (квалификационный справочник должностей, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке.
Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Такой порядок предусмотрен в пунктах 10 и 11 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н. Вопрос из практики: На какие особенности нужно обращать внимание медицинскому сотруднику в ходе проведения предрейсового медосмотра.


Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте В ходе медосмотра медицинский сотрудник должен обратить внимание на:

  • походку, внешний вид, поведение обследуемого сотрудника;
  • состояние кожных покровов сотрудника;
  • состояние слизистых глаз и склер, зрачков и их реакцию на свет;
  • температуру тела, артериальное давление и частоту сердечных сокращений.

Об этом говорится в абзацах 2 и 3 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г.

Установить средства контроля можно в специальных мастерских, допущенных к выполнению таких работ. Сведения о них формирует ФБУ «Росавтотранс». На установленных приборах должна стоять пломба.

Об этом говорится в пунктах 4, 6, 11 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273. За управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновные могут быть привлечены к административной ответственности (ч.
1 ст. 11.23 КоАП РФ). Назначение предрейсовых медосмотров Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н). Назначение послерейсовых медосмотров Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников Послерейсовые медицинские осмотры водителей проводят по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профзаболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Трудовой договор с работником по предрейсовому медицинскому осмотру водителей

Инфо

Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей. Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц.


В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты. Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров Важную информацию о Оплате труда по гражданско-правовому договору вы найдете в материале здесь. Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров За нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей организация и ее должностные лица могут быть оштрафованы (ст. 11.32 КоАП РФ). Кроме того, административная ответственность предусмотрена за допуск к работе водителя, не прошедшего соответствующий обязательный медосмотр (ч. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда и проведения медосмотров в организации может наступить уголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст.
Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция). Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Приказ №835 » Об утверждении Порядка проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медосмотров» Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей.
Результаты проведенных предрейсовых и послерейсовых медосмотров вносят в журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых указывают следующую информацию о сотруднике:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результатах медицинских осмотров;
  • подпись медицинского работника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника.

Журналы можно вести на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, или в электронном виде с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы.

Один раз в год составление списка лиц, состоящих на диспансерном учете, а также при первичном выявлении больных с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе. 2.13. Информирование руководителя организации о результатах осмотра.

3. Права работника Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам имеет право: 3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии. 3.2.

Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав. 3.3. На повышение квалификации по вопросам организации проведения предрейсовых медицинских осмотров.

3.4. Вносить руководителю предложения по вопросам, касающимся исполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. 3.5.

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Читайте в статье:

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2020 году. Как и в 2019 году, Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены "О безопасности дорожного движения".

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров ". Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Закон требует проводить предрейсовые медосмотры для всех работников, которые управляют служебным автомобилем по поручению работодателя. Логично предположить, что направлять на медосмотр нужно и водителя, и менеджера, который самостоятельно ездит на машине организации. Часто это неудобно и предрейсовый медосмотр игнорируют. В статье разъяснили, в каких ситуациях это законно. Узнайте, когда можно не направлять работника на предрейсовый медосмотр, а в каких случаях без него не обойтись.

Как установлено п. 9 "Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

  • Механик по выпуску автомобилей на линию – требования к образованию

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 . Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров. Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

  • Приказ об утверждении Положения о проведении обязательных предварительных, периодических, предрейсовых медицинских осмотров водителей и сотрудников, занятых на работе, связанной с управлением транспортных средств
  • Инструкция по охране труда для медицинской сестры по проведению предрейсовых (предсменных), послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров работников
  • Инструкция по проведению предрейсового инструктажа водителя перед выездом на линию
  • Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в . Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем лицензию.

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию.

До 2015 года многие компании избегали получения лицензии, принимая в штат врача с действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить эту процедуру на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Порядка № 835н).

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на её получение. Этот документ является бессрочным (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании) и, при необходимости, позволяет оказывать услуги сторонним организациям.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Для тех компаний, в штате которых имеется один-два водителя, содержание собственного медицинского кабинета и врача (фельдшера) нецелесообразно экономически. Оптимальным решением будет заключение договора на оказание услуг с лицензированной организацией.

При выборе обслуживающей компании стоит обратить внимание на:

  • территориальное расположение;
  • стоимость предрейсового медицинского осмотра водителей;
  • репутацию медицинского центра.

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности ( , п. , утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Для допуска к проведению процедуры медперсонал должен пройти специализированный курс обучения и получить сертификат или диплом.

Цены могут кардинально отличаться от региона к региону. В Новосибирской области цены начинаются от 50 руб. за один осмотр одного водителя. В Москве же начальная цена – от 100 руб. Многие медучреждения предоставляют услугу выезда к работодателю, что снимает проблему доставки водителей. Однако цена при этом увеличивается.

Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей должны составлять юристы компании. Здесь мы проводим пример этого документа.

Оформление результатов предрейсового медосмотра

Медицинский работник по итогам проверки состояния здоровья дает свое заключение. Пункт 14 Порядка № 835н подразумевает внесение заключения в журнал.

В нем указывается следующая информация:

  • время проведения осмотра;
  • данные работника (ФИО, пол, дата рождения);
  • результаты исследования;
  • заключение медработника;
  • подписи водителя и медработника.

Печать "Медосмотр пройден" проставляется на путевом листе только в том случае, если состояние здоровья водителя не вызывает сомнения у врача. Такая печать должна содержать данные о времени проведения освидетельствования, а также подпись и расшифровку ФИО медработника.

Без штампа путевой лист будет не действительным. Об итогах проверки сообщают руководителю. При отклонении в состоянии сотрудника ему выдается справка о состоянии, он и направляется в медучреждение для оказания помощи.

Чем чреваты нарушения при проведении предрейсового медосмотра водителей

Нарушение установленных норм влечет за собой наложение ответственности на должностное лицо или организацию. Так, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность в виде административного штрафа за отсутствие медосмотра в размере:

  • от 15 до 25 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • регулирует размер наказания за допущение водителя в состоянии опьянения или при неисправном транспортном средстве (20 тыс. руб. на ответственное лицо и 100 тыс. руб. на ЮЛ).

1. Можно ли оформить с медработником (не медучреждением), имеющим соответствующий сертификат, договор ГПХ на оказание услуг по предрейсовому осмотру наших штатных водителей-экспедиторов? Если "да", то из каких норм это следует?2. Какая существует альтернатива договору с медучреждением: брать в штат медработника? Какие условия должны быть выполнены при этом?Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

С мед.работниками на практике заключаются договоры возмездного оказания услуг.

При этом мы не рекомендуем этого делать , так как гражданско-правовые договоры заключаются на выполнение разовых работ, для которых нецелесообразно принимать сотрудника по трудовому договору. Это, например, ремонт офиса, компьютеризация отдела, перевод иностранной документации и т. п. Такие договоры регулируются гражданским законодательством. Их нельзя использовать для оформления штатных сотрудников, которые будут выполнять определенную трудовую функцию.

При этом следует отдельно обратить внимание на то, что с 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. Этим же законом КоАП РФ дополнен положением об ответственности за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Так, в случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а в случае повторного нарушения - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Кроме того, для заключения такого договора мед. работник должен получить статус ИП. При этом на занятие медицинской деятельностью индивидуально врач должен иметь лицензию (). Указанную лицензию врач может получить, лишь имея статус индивидуального предпринимателя (п. 2-4 Положения, утвержденного ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя. Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров также возлагается на работодателя.

Об этом говорится в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: Как проконтролировать режим труда и отдыха водителей пассажирских и большегрузных машин

Общие требования к учету рабочего времени каждого сотрудника установлены статьи 91 Трудового кодекса РФ. В отношении режима труда отдельных категорий водителей работодатель обязан обеспечить дополнительный контроль с помощью специальных технических средств - тахографов ( Технического регламента, утвержденного , ). Требования к тахографам, правила их использования определены . Перечень машин, которые должны быть оснащены средствами контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, приведен в . Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден .

Оснащать автомобиль указанными средствами контроля обязаны все работодатели, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов. При этом не имеет значения, является работодатель собственником или использует арендованное авто. Это следует из статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Порядка, утвержденного .

Все автомобили должны быть оснащены тахографами нового типа со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ). Предельные сроки оснащения новыми приборами зависят от типа авто:

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, - до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, - до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, - до 1 апреля 2015 года.

Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы придется заменить на новые до 1 января 2018 года.

Установить средства контроля можно в специальных мастерских, допущенных к выполнению таких работ. Сведения о них формирует ФБУ «Росавтотранс» . На установленных приборах должна стоять пломба. Об этом говорится в пунктах , Порядка, утвержденного .

За управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновные могут быть привлечены к ().

Назначение предрейсовых медосмотров

Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:

  • выявить медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • предотвратить допуск нетрудоспособного сотрудника к выполняемым обязанностям;
  • предупредить дорожно-транспортные происшествия.

Данные разъяснения содержатся в статьи 1, статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в .

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб ( Порядка, утвержденного ).

Назначение послерейсовых медосмотров

Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников

Послерейсовые медицинские осмотры водителей проводят по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профзаболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Такой порядок установлен в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые - только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры ().

В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов ().

Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.

Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. .

Организация предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Каким способом работодатель может организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров работодатель может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем, занимающимся медицинской деятельностью). Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен должно иметь лицензию на этот вид деятельности ( , п. , Положения, утвержденного ). В случае если работодатель организует предрейсовые и послерейсовые медосмотры в собственном медпункте, то ему также необходимо ( Порядка, утвержденного ).

Вопрос из практики: Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна.

Медицинская деятельность является лицензируемой (). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые и послерейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию ( к Положению, утвержденному ). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении в собственном медпункте как предрейсовых, так и послерейсовых медосмотров необходимо получить лицензию на данный вид деятельности ( Порядка, утвержденного ).

Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным, поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязанность получать лицензию распространяло только на медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также на организации, которые оказывают медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод следовал из Положения, утвержденного . Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС , ).

Однако с введением в действие с 1 мая 2012 года нового Положения о лицензировании медицинской деятельности спорный момент был решен. Согласно новому Положению все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, перечисленной в к Положению, утвержденному , обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

Вопрос из практики: Как должен быть оборудован медпункт в организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Для проведения медосмотра в организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.

Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления 2 шт., термометр 3 шт., стетофонендоскоп 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования 1 шт.;
  • шпатели медицинские 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Такие требования приведены в приложения 2 к .

Требования к персоналу медпункта

Каким требованиям должен соответствовать сотрудник, осуществляющий предрейсовый и послерейсовый осмотры

Медицинский сотрудник организации, который осуществляет медосмотр, должен иметь соответствующий сертификат ( приложения 2 к ). Кроме того, он должен пройти обучение по специальной программе подготовки. такой подготовки приведена в приложении 8, утвержденном .

Вопрос из практики: Вправе ли сотрудник организации, например бухгалтер, имеющий диплом о медицинском образовании, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Организация не имеет собственного медпункта

Нет, не вправе.

Организации всех форм собственности и предприниматели, которые имеют автомобильный транспорт, обязаны организовать проведение обязательных и медосмотров водителей ( , Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Организовать проведение обязательного медосмотра организация может либо , либо по договору с медицинским учреждением. Медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности ().

Если организация самостоятельно проводит предрейсовый и послерейсовый медосмотры, необходимо, чтобы это делали только . При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в .

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Требование к квалификации сотрудников при проведении медосмотра самостоятельно.

Вопрос из практики: Как организовать предрейсовые медосмотры водителя автобуса при длительных междугородних перевозках (маршрутах большой протяженности). В момент отправления в рейс сотрудник находится в другом городе

Если водитель автобуса начинает рабочий день вне места расположения организации, то она обязана обеспечить проведение предварительных медосмотров через иные организации. Например, через автовокзалы, автостанции, оборудованные медпунктами. При этом, чтобы такая организация могла проводить предрейсовые медосмотры, она на этот вид деятельности ( Положения, утвержденного ).

Порядок проведения предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

Как организовать предрейсовый и послерейсовый медосмотр сотрудника в собственном медпункте

Предрейсовые медосмотры в медпункте организации проводят в следующем порядке.

Как правило, руководитель издает о назначении ответственного сотрудника за проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров. сотрудников проводите перед началом рабочей смены. А - после окончания рабочей смены. Об этом говорится в пунктах и Порядка, утвержденного .

Водители должны приходить на предрейсовый и послерейсовый медосмотр с путевым листом, оформленным на транспортное средство. По итогам осмотра сотрудник медпункта поставит на нем (п. , Порядка, утвержденного ).

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводят в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянения, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

  • количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с для определения в ней наличия психоактивных веществ.

В случае регистрации у сотрудника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование, но не более двух раз с интервалом не менее 20 минут.

Такой порядок предусмотрен в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: На какие особенности нужно обращать внимание медицинскому сотруднику в ходе проведения предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

В ходе медосмотра медицинский сотрудник должен обратить внимание на:

  • походку, внешний вид, поведение обследуемого сотрудника;
  • состояние кожных покровов сотрудника;
  • состояние слизистых глаз и склер, зрачков и их реакцию на свет;
  • температуру тела, артериальное давление и частоту сердечных сокращений.

Об этом говорится в абзацах и раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в .

При решении вопроса о допуске к работе медицинский сотрудник должен учитывать:

  • принадлежность сотрудника к одной из групп риска;
  • возраст;
  • стаж работы в профессии (должности);
  • условия работы;
  • характер производственных факторов.

К группе риска относятся сотрудники:

  • склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами;
  • длительно и часто болеющие;
  • страдающие хроническими заболеваниями;
  • старше 55 лет.

Такие разъяснения содержатся в раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в .

Результаты предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

Вопрос из практики: В каких случаях сотрудника нужно отстранить от работы по результатам предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

По результатам медосмотра сотрудника нужно отстранить от работы, если у него выявились отклонения в состоянии здоровья, в частности:

  • симптомы острого или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 °C, общая слабость, головная и зубная боль);
  • изменения частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки употребления лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность;
  • жалобы сотрудника на плохое самочувствие, общую слабость.

Данные разъяснения содержатся в приложения 2 и раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в .

Ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для : замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления ( , ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

За допуск к управлению транспортным средством нетрезвого водителя сотрудник, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, может быть оштрафован на сумму в размере 20 000 руб., а сама организация - на сумму 100 000 руб. ().

Вопрос из практики: Можно ли работодателя привлечь к ответственности за то, что сотрудник-водитель осуществляет езду без водительских прав. Сотрудник был лишен прав в нерабочее время, управляя собственным автомобилем

Нет, нельзя, если о лишении водительских прав работодатель официально не извещен.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя периодически контролировать у сотрудников-водителей наличие специального права на управление транспортным средством. Наличие этого права работодатель проверяет единожды - при трудоустройстве ().

Если сотрудник нарушил правила дорожного движения и по решению суда был лишен водительских прав, а работодатель не был извещен об этом (например, заявлением самого сотрудника либо копией постановления суда о наложении наказания в виде лишения прав), привлекать работодателя к административной ответственности за допуск к управлению без прав нельзя в связи с отсутствием его вины (ст. , КоАП РФ).

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт

Да, нужно.

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей (). является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.

Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

Вопрос из практики: Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля

Можно, но только при наличии соответствующей квалификации и пройденной аттестации.

Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации может быть назначено отдельное должностное лицо, которое соответствует квалификационным и профессиональным требованиям механика, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного .

Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают . Это предусмотрено .

При этом законодательством не установлено, сотрудник с какой именно должностью должен проводить предрейсовый техосмотр транспорта.

(п. , утвержденный ).

Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке. Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.


Каждый предприниматель обязан проводить предрейсовую оценку здоровья водителя. Для этого заключается договор с соответствующей медицинской организацией. Когда речь идет о перевозках общественным транспортом — компания берет на себя ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Несоблюдение процедуры предрейсового медосмотра влечет наложение наказания на организацию.

Особенности договора

Для каждой транспортной компании обязательным условием функционирования является ежедневный предрейсовый медосмотр водителей. Необходимость прописана в Трудовом и Административном кодексах . Водителям предлагается проходить послерейсовый медосмотр, но он не является обязательным. Подобный вариант актуален для группы лиц, страдающих хроническими болезнями, либо гражданам пенсионного возраста. Договор на предрейсовый медосмотр водителей заключается с медучреждениями, имеющими соответствующую лицензию.

Предрейсовый медицинский досмотр водителя проводится с целью выявить признаки употребления алкогольных, психотропных, наркотических веществ. Медик может диагностировать обострение хронических заболеваний, влияющих на управление транспортом или признаки переутомления. При наличии подобных отклонений от нормы водитель не допускается к перевозкам.

Время, отведенное на проверку медиком, учитывается как рабочий период и, соответственно, оплачивается водителю. Если предприниматель хочет провести медосмотр на своей территории, ему необходимо выделить кабинет. Средняя продолжительность предрейсового медосмотра 10-20 минут.

Медик оценивает кожный покров, глазные яблоки и слизистые рта. После проведения осмотра водитель опрашивается на предмет недомогания. Если состояние водителя удовлетворительно, он допускается к исполнению своих обязанностей. Результаты медосмотра заносятся в журнал учета и в путевой лист. С 1.01.18 Федеральный закон № 242 позволяет медикам проводить предрейсовый осмотр удаленно, используя технологии телемедицины. Результаты при проведении подобного осмотра будут передаваться организации в электронном виде.

Как оформить договор на предрейсовый медосмотр водителей?

Для маленьких организаций не выгодно содержать собственного медика. Предпринимателю намного выгоднее заключить договор на медицинское освидетельствование водителей. Необходимо обратиться в медицинскую организацию, имеющую разрешение на проведение предрейсового осмотра водителей. Договор заключается с целью ежедневного предрейсового осмотра водителей. В документе стоит подробно расписать все нюансы.


  • предмет договора;
  • условия оказания услуг предрейсового медосмотра;
  • размер оплаты за проведение медицинского осмотра и способ перечисления средств исполнителю (подобные услуги не облагаются НДС);
  • обязанности исполнителя;
  • обязанности заказчика;
  • ответственность сторон в случае недобросовестного исполнения условий договора;
  • наступление обстоятельств, расценивающихся как «Форс-мажор»;
  • дополнительные условия соглашения;
  • необходимые приложения;
  • заключительное положение, подводящее итог договора;
  • реквизиты сторон.

Договор, составленный в соответствии с приведенной схемой, позволит максимально разъяснить сторонам их права и обязанности. Скачать образец договора можно по ссылке .

Права и обязанности сторон

Оформление договора на предрейсовый медосмотр водителей требует четкого разграничения обязанностей и прав сторон, подписывающих соглашение. На исполнителе договора лежит наибольшая ответственность, нежели на заказчике.

Обязанности заказчика включают в себя:

  • если медосмотр проводится на территории заказчика – предоставление всех необходимых условий, для надлежащего исполнения медосмотра (помещение, инвентарь);
  • обеспечение доступа исполнителя на территорию организации;
  • информирование медицинского работника в случае невозможности проведения медосмотра водителей в установленное время;
  • оплата предоставленных услуг в соответствующие сроки, указанные в договоре;
  • оформление необходимой документации (акт приема работ).

Исполнитель, согласно договору, обязан:

  • проводить медосмотр водителей перед выездом на маршрут;
  • предоставлять соответствующую документацию на приборы, фиксирующие наличие алкогольного опьянения (алкотестер);
  • в случае необходимости привлечь третьих лиц для оказания медицинской помощи, при этом исполнитель остается напрямую ответственным перед заказчиком за проведение медицинских процедур;
  • предоставить ксерокопию лицензии;
  • предупредить заказчика за 3 дня до прекращения действия лицензии об истечении разрешения на предоставление услуг;
  • если медосмотр происходит на территории медицинского учреждения, предоставить необходимый кабинет и оборудование;
  • информировать заказчика о невозможности проведения медосмотра;
  • ведение соответствующей документации.

Рекомендуем почитать

Наверх