Клинический психолог: кто это чем он занимается? Работа по специальности клиническая психология. Какие услуги предлагаются

Открытие бизнеса 20.09.2019

Клинический (медицинский) психолог - это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных психических состояний.

Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такое образование открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям, чем перед обычным гуманитарным психологом.

Основными сферами деятельности клинического психолога являются проведение развернутой и углубленной психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий направленных на психологическую реабилитацию, а также проведение судебно-психологической военной и трудовой экспертизы.

Клинический (медицинский) психолог оказывает психокоррекционную и психотерапевтическую помощь людям разных возрастов и пола при различных психосоматических и патопсихологических нарушениях невротических и пограничных психических состояниях, в том числе и при наркомании, алкоголизме и других зависимостях от психоактивных средств.

Клинический (медицинский) психолог оценивает, консультирует и проводит психотерапию в различных социальных слоях населения и групп людей относительно их жизненных психологических проблем, карьеры, проблем во взаимоотношениях, людей переживающих кризисное психологическое состояние.

Клинический (медицинский) психолог реабилитолог изучает причины и следствия возникших психических расстройств, обследует людей, планирует и проводит психотерапию не взирая на возраст, пол и социальное положение обратившегося. Психологическая реабилитация которых включает в себя определение и коррекцию личностных факторов, препятствующих полноценной жизни человека.

Клинический (медицинский) психолог это специалист в области психологии здоровью который способствует нормализации коммуникационных связей между людьми, его физическим и психологическим здоровьем, разрабатывает психологические программы и методы, помогающие людям преодолевать стрессы стрессы, проблемы, помогает избавиться от вредных привычек, фобий, бросить курить, пить, находит и избавляет от давлеющих факторов набора веса.

Детский же клинический (медицинский) психолог имеет дело как с психологическими проблемами, возникающими в ходе нормального психического развития ребенка, так и при наличии у него соматических (телесных) заболеваний, проводит диагностику, коррекцию и психотерапию. Он помогает вашим детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением, завистью к своим здоровым сверстникам и т.д. и т.п..

Еще одна важная сфера деятельности клинического (медицинского) психолога - это консультирование по проблемам семьи и брака. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях между родителями и их детьми, во взаимоотношениях между супругами, в том числе и сексуального характера, проблемы, касающиеся всей семьи в целом.

Все более широким полем деятельности для клинического (медицинского) психолога становится сфера социальной деятельности человека. Он может заниматься такими видами деятельности как оказание помощи жертвам сексуального, физического насилия, благополучие детей, проведение реабилитационных программ при алкогольной или наркотической зависимости, лицам, освободившихся из мест заключения, благополучие детей, служба семьи и т.д. и т.п..

В центре внимания клинического психолога находится работа с людьми с отклоняющимся поведением, так называемыми девиантами. Современный мир, к сожалению, стал источником порождения все большего числа таких людей, особенно среди подростков. Клиническая психология предлагает свои способы решения проблем этих людей и эти способы, несмотря на их долговременный и затратный характер, оказываются и более эффективными с точки зрения общества, и экологическими в отношении конкретного индивида.

В чем отличие клинический от медицинский психолог?

Клиническая психология это специальность широкого профиля, включающая в себя такие векторы деятельности, как нейропсихология, патопсихология, психосоматика и психотерапия причем межотраслевой характер участвует в решении обширного комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология », определяющий ту же сферу деятельности, что и на сегодняшний день клиническая психология. В 1990-е года, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность "клиническая психология" заменяющая "медицинскую психологию". В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или психотерапевта и пациента и ряда других узко специфических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина. Т.е. на сегодняшний день медицинская психология уходит в прошлое, а на ее место приходит клиническая психология.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины включает в себя:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении психических расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Что такое клиническая психология?

Клиническая психология - это одна из ведущих, востребованных и потому наиболее интенсивно развивающихся областей в современной психологии России. В центре внимания клинической психологии - человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья. К клиническому психологу человек приходит, тогда, когда ему плохо. Он надеется получить от специалиста дружескую поддержку и уважение собственной личности.

Клинический психолог помогает человеку увидеть в себе то, что тому не видно. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой области в качестве отдельной самостоятельной специальности. Следует добавить, что по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ требуется не менее 6000 клинических психологов. Клиническая психология изучает, влияние психических факторов на развитие заболеваний, их профилактику и лечение, а также, как болезни влияют на психику человека.

Другая важная задача, решаемая клинической психологией, - это изучение различных отклонений в развитии психики человека и как эти отклонения влияют на изменение его поведения.

Наконец, важнейшей задачей клинической психологии является оказание психокоррекционной и психотерапевтической помощи людям любых возрастов, начиная от мала до велика и заканчивая любым полом.

Благодаря своей практической направленности, усилия клинической психологии направлены на понимание, предвидение и облегчение плохой приспособленности человека к окружающей среде, улучшение его адаптационных возможностей, повышение психических возможностей, гармонизацию психического развития, преодоление недугов, и наконец психологическую реабилитацию.

Зачем нужно платить за услуги частного клинического психолога в Москве?

Услуги клинического психолога в организации (школе, вузе, молодёжном центре и т.д.) клиент не оплачивает, их оплачивает организация.

Вопрос оплаты имеет место, тогда когда вы обращаетесь к клиническому психологу в частном порядке. В этом случае частный клинический психолог берёт деньги за своё время, которое он посвящает работе с вами.

Парадокс однако состоит в том, что в действительности, оплата психологических услуг важна не только для клинического психолога, но и для самого клиента. В случае, когда клиент платит за услуги частного клинического психолога, он гораздо быстрее достигает желаемого результата. Почему?

Во-первых, потому что в этом случае он гораздо свободнее чувствует себя в общении с клиническим психологом. Если услуги частного психолога бесплатны для клиента, то он не всегда может быть искренним с психологом, ну, например, ему бывает сложно сказать, что он злится на психолога, или ему бывает сложно сообщить о своих пожеланиях относительно взаимодействия с психологом. Клиент рассуждает приблизительно так: "Но психолог же меня слушает бесплатно, тратит на меня своё время, а я ему буду говорить, что я злюсь. Это несправедливо". Клиенту сложно чувствовать себя свободным в общении с психологом и из-за этого необходимо больше времени для достижения результата. Эта проблема гораздо менее выражена, если клиент оплачивает услуги частного клинического психолога. В этом случае он ощущает, что ничего не должен психологу, легко пользуется своими правами во взаимодействии и с клиническим психологом, чувствует себя более свободным и раскрепощённым — это, безусловно, способствует быстрому и эффективному протеканию психотерапевтического процесса.

Есть и второе следствие оплачиваемого консультирования и психотерапии. В случае оплаты услуг частного клинического психолога у клиента возрастает мотивация к работе над собой, желание вкладываться для как можно более скорого достижения результата. Высокая мотивация увеличивает скорость и эффективность психологического консультирования и психотерапии.

К тому же бесплатно практикующие психологи это либо студенты, либо практиканты не имеющие практического опыта работы с клиентом, либо бюджетники с зарплатой в 20 тысяч рублей и не имеющую мотивацию для вашего избавления от психологического недуга, либо волонтеры с помощью вас удовлетворяющие свои архаические потребности.

Поэтому звоните уже сейчас и записывайтесь на прем к клиническому психологу в Москве на Цветном бульваре, а если вы живете в другом городе вы можете проконсультироваться и по телефону, для этого достаточно лишь воспользоваться услугами психолога по телефону в мое рабочее время и естественно предварительно оплатив их.

Стоимость услуг клинического психолога в Москве:

Очное консультирование клинического психолога и психоаналитическая психотерапия проходят в комфортабельном психологическом центре в самом центре Москвы на Цветном бульваре.

Стоимость психологической консультации, психоанализа и психотерапии в Москве составляет всего 2.500 рублей, длительностью 50 минут одно занятие. Помните, что консультация клинического психолога и личная психотерапия это всего инвестиция в себя, свою семью и своих детей. Потому, что на сегодняшний день, быть здоровым и счастливым стало быть модно.

Адрес психологического центра:

г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, кабинет № 209

Психологический центр в Москве находится в шаговой доступности от метро ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР. Улица располагается в самом центре г. Москвы. Это очень уютная и тихая историческая часть города Москвы. Центр психологического консультирования идеально подходит для работы в формате индивидуальной, семейной, детской и групповой тренинговой работы. Имеется отдельный вход, свободный доступ и удобная парковка.

руководитель отделения – доктор психологических наук, профессор Н.Д.Творогова

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – новая психологическая специальность

Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению. Клинический психолог может работать в центрах психического здоровья, больницах, консультационных кабинетах и пр., иметь частную практику (не путать с врачом-психиатром!). Например, он может иметь дело с людьми, которые жалуются, на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

В 2000 г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по клинической психологии и начата в нашей стране подготовка соответствующих ему специалистов. Специалист призван выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную, учебно-воспитательную.

Название специальности связано со словом «клиника», греческое происхождение которого предполагает значение: klinikos – постельный, kline – постель. Современные значения этого слова: место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову присоединяются определяющие слова, чтобы ориентацию клиники сделать понятной, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр. В этом контексте слово «клинический» означает: (1) индивидуальный подход к психологической работе с данной конкретной личностью; (2) вид терапевтической практики, которая полагается на субъективные, в то же время научно выверенные решения клинициста (работа психолога с каждым клиентом, пришедшим к нему за помощью, неповторима); (3) подход к исследованию, которое проводит психолог в научных целях, опирающийся на небольшое число обследованных в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу). Именно в этом значении слово «клиника» породило название «клиническая психология».

В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие «здоровье» (а не только на понятия «болезнь», «патология»), идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности.

Стратегические «мишени» профессиональной деятельности клинического психолога - психические «объекты», на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.

Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.), психическим (эмоциональное напряжение, переживание страха, обиды, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием. Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр. Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр. В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом.

В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание. Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности. В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго.

Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика – одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности. В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс). В клинической психологии психологическая защита– это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций.

В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь. И на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, в получении социальной поддержки.

Клиент, пришедший на консультацию к психологу, может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и проблемы, сопровождающие процессы самореализации. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M. Jahoda, 1958): самопринятие, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение. Эти индикаторы благополучия можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.

Характеристика подготовки клинических психологов

в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Нацеленность подготовки клинических психологов на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта;

Гармонизация подготовки клинических психологов с европейскими стандартами;

Наличие профессионально подготовленных преподавательских кадров;

Наличие необходимой для учебного процесса материально-технической базы (в том числе, компьютерного класса, закупленных психодиагностических методик, пакета методик обработки психодиагностического обследования; для студентов функционируют кабинет психологических тренингов и кабинет для индивидуальных консультаций; имеется комната для самоподготовки, оборудованная персональным компьютером с выходом в Интернет);

Практика студентов проходит в клиниках Университета;

В университете открыта аспирантура по психологическим наукам;

Основные аспекты, выделяющие подготовку клинических психологов в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Клинические психологи готовятся преимущественно к работе в системе здравоохранения и медицинского (фармацевтического) образования;

Подготовку клинических психологов в университете осуществляют не только высокопрофессиональные психологи, но и ведущие представители медицинских специальностей;

Подготовка нацелена на формирование профессиональных компетентностей, позволяющих выпускнику отделения приступить к практической деятельности;

Практическая подготовка студентов совмещена с фундаментальной психологической подготовкой;

Студенты имеют возможность пользоваться уникальными информационными ресурсами Фундаментальной библиотеки университета, не выходя из своего дома;

В ходе освоения специальности студентам предлагается возможность получать индивидуальные психологические консультации, участвовать в групповых тренинговых занятиях;

За годы обучения студенты-психологи имеют возможность приобрести друзей среди будущих врачей, фармацевтов, дипломированных медсестер, социальных работников;

По результатам выполнения с 2-го курса научно-исследовательской работы студентам, добившихся в ней успехов, предлагается на 4-5 курсах принять участие в студенческих научных конференциях;

После окончания университета выпускники имеют возможность стать членом Российского психологического общества (его Московского отделения), имеющего более 100-летнюю историю (сформировано в 1885 г.), принимать участи в работе его секции «Психология здоровья» (руководитель проф. Н.Д.Творогова).

Характеристики дружеского факультета

Между Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и МГУ им. М.В.Ломоносова после открытия в 2010 г. отделения клинической психологии в Первом МГМУ заключен договор о сотрудничестве (студенты отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова имеют возможность слушать лекции ведущих профессоров факультета психологии МГУ);

Факультет психологии МГУ наряду с факультетом психологии Санкт Петербургского университета – первые факультеты, начавшие подготовку профессиональных психологов в СССР. Факультет психологии МГУ характеризуется научной школой, ставшей ведущей в СССР, РФ, признанной международным научным сообществом;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова исторически связан с МГУ, будучи приемником медицинского факультета Московского Императорского университета (старое название МГУ);

После начала подготовки психологов на факультете психологии МГУ профессора и клиники Первого МГМУ им.И.М. Сеченова (в 1966 г., когда в СССР началась подготовка профессиональных психологов, – Первый МГМУ имел другое название) участвовали в их специализации по медицинской психологии. В настоящее время выпускники факультета психологии МГУ, его аспиранты составили основу преподавательских кадров, преподающих различные психологические дисциплины в Первом МГМУ.

Характеристики подготовки психологов, которых нет в других вузах

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова – старейший и всеми признанный медицинский вуз страны, доказавший высокое качество подготовки в нем специалистов; в настоящее время это ведущий вуз при МЗ РФ;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова имеет давние традиции изучения психики человека (в конце 19 в. открыта психологическая лаборатория, которую возглавил проф. Токарский; психиатрическая клиника им. Корсакова имеет давние традиции изучения психических явлений, в советский период в ней функционировала лаборатория психодиагностики, которую возглавлял проф. Березин; в институте физиологии человека работали профессора Сеченов, Анохин, Судаков, создав уникальную научную школу, внесшую вклад в понимание психофизиологических процессов, др.);

В Первом МГМУ им. И.М.Сеченова в 1971 г. сразу после первого выпуска профессиональных психологов в СССР была открыта первая в медицинских вузах страны кафедра медицинской психологии, которая успешно адаптировала принятых для работы на ней психологов к требованиям медицинской науки и практики, к требованиям медицинского образования; стала ведущей базой повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов СССР; подготовила авторскую модель психологической подготовки организаторов здравоохранения, заложила основы психологической подготовки дипломированных медсестер и семейных врачей, которых впервые в СССР начали готовить в стенах «сеченовки», стала в 2011г. базовой кафедрой отделения «Клиническая психология»;

В настоящий период профессиональная подготовка клинических психологов на старших курсах отделения проходит на базах уникальных университетских клиник;

Студенты отделения от организаторов здравоохранения, преподающих в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова, имеют возможность получить информацию о перспективных направлениях работы клинических психологов в реформируемых учреждениях здравоохранения;

Уже на студенческой скамье студенты отделения могут представить подготовленные ими курсовые и дипломные работы на научных конференциях не только психологического профиля, но и медицинского;

Возглавляет подготовку клинических психологов в нашем медицинском вузе – доктор психологических наук, имеющая академическую психологическую подготовку на факультете психологии МГУ (прошла специализацию по нейропсихологии, ученица проф. А.Р. Лурии) и всю свою профессиональную жизнь посвятившая педагогической работе в стенах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Член Московского Дома Ученых РАН, действительный член Международной Академии Информатизации и Американской Академии наук, образования, промышленности и искусств (The international academy of sciences, education, industry, & arts /California), академик Международной Академии Психологических Наук; имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», член Президиума Московского психологического общества, почетный профессор факультета психологии МГУ, член Президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. С 1998 г. на протяжении пяти лет - член докторского совета по восстановительной медицине в ММА им. И. М. Сеченова, с 2007 г. - член докторского совета по медицинской психологии в МГУ; с 2011г. – председатель учебно-методической комиссии по клинической психологии УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, член Комитета по психологии и здоровью (SC on Psychology and Health) Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), член Этического комитета РПО, председатель секции «Психология здоровья» Московского психологического общества. Награды: медаль 850-летия Москвы, значок «Отличник здравоохранения», в 2012 г. престижная премия «Золотая Психея» и диплом Российского психологического общества «За лучшее учебное пособие по психологии», др.);

Поступившие на молодое отделение старейшего медицинского вуза страны абитуриенты и успешно освоившие общую образовательную программу по клинической психологии, имеют шанс быть среди тех, кто закладывает традиции братства психологов «Сеченовки», имеют шанс, благодаря своей неравнодушной позиции, творческому отношению к овладению специальностью, участвовать в развитии отделения клинической психологии Первого МГМУ, закладывать традиции, которые будут способствовать высокому качеству подготовки клинических психологов в стенах медвуза.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ клинического психолога

Специализация № 1 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»

Специализация № 2 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

Специализация № 3 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»

Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Специализация № 5 «Психология здоровья и спорта»

Специализация № 6 «Клинико-социалъная реабилитация и пенитенциарная психология»

В настоящий период на отделении проводится моноподготовка по специализации №1, закладываются основы и для других специализаций, которыми можно овладеть на постдипломном уровне повышения квалификации.

Последнее обновление: 23/02/2015

Клиническая психология связана с оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств. Хотя специалисты в этой сфере и работают в медицинских учреждениях, клинические психологи не являются докторами и не имеют право назначать лекарства в большинстве штатов США.

Клиническая психология - одна из крупнейших областей психологии, в ней огромное количество направлений. В рамках клинической психологии психолог может заниматься как психическим здоровьем детей или взрослых, трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, так и злоупотреблением психоактивными веществами, гериатрией или психологией здоровья.

Чем занимаются клинические психологи?

Часто клинические психологи работают в больницах, занимаются частной практикой или преподают. Клиницисты обучаются ряду методов и теоретических подходов. Некоторые специализируются на лечении определённых психологических расстройств, в то время как другие работают с клиентами, сталкивающимися с широким спектром проблем. Клинические психологи лечат некоторые из самых тяжелых психических расстройств - таких, как шизофрения и депрессия.

Как много зарабатывают клинические психологи?

По данным исследования АПА, в 2001 году средняя зарплата лицензированного клинического психолога составила $72,000. Из опрошенных психологов 65% занимались частной практикой, 19% работали в медицинских учреждениях и 2% работали в сфере услуг.

Считается, что спрос на психологов будет расти быстрее, чем спрос на специалистов других специальностей.

В 2009 году в своём докладе сотрудники CNN сообщили, что средний годовой оклад для опытных клинических психологов составляет $81,100, а верхняя планка в этой области достигает $172,000. Клиническую психологию назвали одной из лучших сфер; в докладе отмечалось, что для клинических психологов на тот момент существовало почти 60000 рабочих мест, их количество, согласно прогнозам, к 2016 году должно вырасти на 16%.

Требования к кандидату

Работу в этой области можно найти и со степенью магистра, однако большинству психологов для трудоустройства требуется докторская степень в области клинической психологии. Клинические психологи должны иметь отличные коммуникативные навыки. Кроме того, необходимо осуществлять творческий подход к разработке планов лечения и ухода.

Каковы плюсы и минусы карьеры в клинической психологии?

К преимуществам карьеры в области клинической психологии относится то, что помощь людям в преодолении проблем может оказаться чрезвычайно полезной для самого психолога: различные потребности клиентов позволяют врачам искать творческие решения, самостоятельно определять свою занятость.

Однако, есть и минусы. Страховые компании требуют подробных записей о клиенте, поэтому клиническим психологам приходится выполнять очень много бумажной работы. Для них всегда существует риск выгорания из-за требовательного характера работы: долгие часы они проводят с нервными, нестабильными, нетерпеливыми клиентами.

Среди психологов есть много разных специалистов. Одним из них является клинический. Такой специалист имеет квалификацию в клинической психологии, которую раньше называли медицинской. Его пациентами являются люди с разными проблемами и пограничными состояниями. Он находится на границе гуманитарной и медицинской работы. В отличие от врачей, клинический психолог не назначает лекарств. Он занимается диагностикой и коррекцией проблем.

С чем работает клинический психолог

Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи , психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога - это упор на специальные предметы:

  • наркологию;
  • психиатрию;
  • фармакологию;
  • неврология;
  • анатомию центральной нервной системы.

Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача - помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.

Выпускникам разрешается работать с любой возрастной категорией - детской и взрослой.

Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.

Отдельная категория пациентов - люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм. Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога - семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.

Особенности и методики

Условно всех клинических психологов можно поделить на две большие группы - теоретиков и практиков. К первой относят тех специалистов, которые занимаются исключительно преподаванием соответствующих дисциплин. Они также разрабатывают методики коррекции и диагностики. Практики занимаются их воплощением в жизнь. В своей работе специалист использует большой спектр диагностических инструментов. Он не ограничивается разного вида тестами (с вариантами ответов или возможностью оценить свое состояние по балльной системе). В диагностике тревожных расстройств большое значение имеют проективные методики ("Дом, дерево, человек", "Несуществующие животные" и т. п.), интерпретация которых представляет собой отдельное направление. Существуют способы для оценки когнитивных функций.

Рекомендуем почитать

Наверх