Казнь на кресте (распятие). Технические подробности. Восьмиконечный православный крест: фото, значение, пропорции

Открытие бизнеса 25.09.2019
Открытие бизнеса

В католической и православной традиции крест является великой святыней в меру того, что именно на нем Пречистый Агнец Божий Господь Иисус Христос притерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Кроме крестов, венчающих православные храмы и католические костелы, существуют и нательные распятия, которые верующие люди носят у себя на груди.


Существует сразу нескольких отличий нательных православных крестов от католических, которые сформировались в течение нескольких столетий.


В древней христианской Церкви первых веков форма креста преимущественно была четырехконечной (с одной центральной горизонтальной перекладиной). Такие формы креста и его изображения находились в катакомбах во времена гонений на христиан со стороны римских языческих властей. Четырехконечная форма креста и поныне остается в католической традиции. Православный крест чаще всего являет собой восьмиконечное распятие, на котором верхняя перекладина - табличка, на которой была прибита надпись: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", а нижняя скошенная перекладина свидетельствует о раскаянии разбойника. Такая символичная форма православного креста указывает на высокую духовность покаяния, сподобляющего человека царства небесного, а также сердечного ожесточения и гордости, влекущей за собой вечную смерть.


Кроме этого, в можно встретить и шестиконечные формы креста. В данном виде распятия кроме основной центральной горизонтальной имеет место и нижняя скошенная перекладина (иногда встречаются шестиконечные кресты с верхней прямой перекладиной).


К другим отличиям относят изображения Спасителя на кресте. На православных распятиях Иисус Христос изображен Богом, победившим смерть. Иногда на кресте или же иконах крестных страданий Христос изображен живым. Такое изображение Спасителя свидетельствует о победе Господом смерти и спасении человечества, говорит о чуде воскресения, последовавшем после телесной смерти Христа.



Католические кресты более реалистичны. На них изображен Христос, умерший после страшных мук. Зачастую на католических распятиях руки Спасителя провисают под тяжестью тела. Иногда можно видеть, что пальцы Господа согнуты как бы в кулак, что является правдоподобным отображением следствия вбитых в кисти гвоздей (на православных крестах ладони Христа расскрыты). Часто на католических крестах можно увидеть кровь на теле Господа. Все это акцентирует внимание на страшных муках и смерти, которую претерпел Христос для спасения человека.



Можно отметить и другие отличия православных и католических крестов. Так, на православных распятиях ноги Христа прибиты двумя гвоздями, у католических - одним (хотя в некоторых монашеских католических орденах до XIII века встречались кресты с четырьмя гвоздями вместо трех).


Имеются различия православных и католических крестов и в надписи на верхней табличке. "Иисус Назарянин Царь Иудейский" на католических крестах абривиатурой на латинский манер - INRI. У православных крестов надпись - IHЦI. На православных крестах на нимбе Спасителя надписание греческих букв, обозначающих слово "Сущий":



Также на православных крестах часто есть надписания "НИКА" (обозначает победу Иисуса Христа), "Царь Славы", "Сын Божий".

3.7 (73.15%) 111 votes

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.


Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.


Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

Женский нательный крест


В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).


Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .


Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.


Пример каноничных нательных крестов разных времён:


Пример неканоничных крестов разных времён:



Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии


Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать

Мужcкой крест современной работы



Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

Во времена римского владычества распятие считалось самой позорной и мучительной казнью. Однако Христос, проливший Свою кровь и принявший мучение на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил тем самым крест в символ спасения и вечной жизни (Мф. XXVII, 31-56; Мк. XV, 20-41; Лк. XXIII, 26-49; Ин. XIX, 16-37). И в то же время, только Крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" (кстати, раскрытые ладони - признак именно православного варианта Распятия, но об этом ниже).

Почему Крест восьмиконечный? Что означают малая верхняя и косая нижняя перекладины? Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано "Иисус Назарянин Царь Иудейский" (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина - подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Сокращение "ГГ" как раз и означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы..." . "ГА" - глава Адама. Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия - по сторонам большей перекладины. "Солнце преложися во тму, и луна в кровь претворися..." .

Иисус изображается с кресчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие "истинно Сущий", как Бог сказал Моисею "Аз есмь Сый" (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения - титлами, имя Спасителя "IC XC" - Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: "НИКА" (греч. - Победитель).

Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в западной (католической) и восточной (православной) церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа. Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...". В Распятии работы Грюневальда (Матиса Нитхардта) (см. илл.) воплотились откровения Бригитты.

Древнерусские образы Распятия строги, даже скупы в проявлении чувств. Христос изображается не только Живым, Воскресшим, но и Царствующим Спасителем и Вседержителем. Христос - Царь Славы, Христос - Победитель держит и призывает в Свои объятия всю Вселенную. Именно поэтому Иисус на православном Распятии изображается обязательно с раскрытыми ладонями. Пришедшие к началу XVII в. с запада сюжетные мотивы католического Распятия вызвали бурные обсуждения и вскоре были осуждены. Еще одно отличие католического Распятия - скрещенные и пробитые одним гвоздем обе ступни Спасителя. В православном распятии каждая нога пригвождена отдельно своим гвоздем. Если Христос распят на трех вместо четырех гвоздях, то с уверенностью можно сказать, что перед Вами католическое Распятие.

Большие многофигурные композиции Распятия - тема для отдельного рассмотрения. Можно упомянуть только о некоторых вариантах изображения. Распятию предстоят чаще всего Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции - т. н. "Распятие с разбойниками", в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа - два разбойника, один с опущенной головой, другой - с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

"Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения" - свидетельствует 73-е правило Трульского собора (691 г.). Каждый, с верой взирающий на Крест, получает спасение и защиту.
Крест вздымается от земли в небо. Это мост, соединяющий землю с Царствием Небесным. Человек может подняться от своей земной греховной, суетной, тщеславной жизни в это Царствие, в вечность. Поднимут человека вера и Новый Завет с Богом.

"Крест - хранитель всей Вселенной. Крест - красота Церкви, Крест - царей держава, Крест - верным утверждение, Крест - ангелом слава, Крест - бесом язва..."

Так как время поста приближает нас к неделе Крестопоклоной, считаем необходимым разъяснить значения символов, которыми обычно надписывают Распятие Христа (Православный Крест).

Во времена римского владычества распятие считалось самой позорной и мучительной казнью. Однако Христос, проливший Свою кровь и принявший мучение на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил тем самым крест в символ спасения и вечной жизни (Мф. XXVII, 31-56; Мк. XV, 20-41; Лк. XXIII, 26-49; Ин. XIX, 16-37). И в то же время, только Крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" (кстати, раскрытые ладони - признак именно православного варианта Распятия, но об этом ниже).

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием вины. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).

Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Сокращение "ГГ" означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы...". "ГА" - глава Адама.

Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия - по сторонам большей перекладины. "Солнце преложися во тму, и луна в кровь претворися...".

Христос изображается с кресчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие "истинно Сущий", как Бог сказал Моисею "Аз есмь Сый" (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения - титлами, имя Спасителя "IC XC" - Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: "НИКА" (греч. - Победитель).

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века. Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в Западной (Католической) и Восточной (Православной) Церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа. Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...".

Древнерусские образы Распятия строги, даже скупы в проявлении чувств. Христос изображается не только Живым, Воскресшим, но и Царствующим Спасителем и Вседержителем. Христос - Царь Славы, Христос - Победитель держит и призывает в Свои объятия всю Вселенную. Именно поэтому Иисус Христос на православном Распятии изображается обязательно с раскрытыми ладонями. Пришедшие к началу XVII в. с запада сюжетные мотивы католического Распятия вызвали бурные обсуждения и вскоре были осуждены.

Большие многофигурные композиции Распятия - тема для отдельного рассмотрения. Можно упомянуть только о некоторых вариантах изображения. Распятию предстоят чаще всего Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции - т. н. "Распятие с разбойниками", в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа - два разбойника, один с опущенной головой, другой - с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

"Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения" - свидетельствует 73-е правило Трульского собора (691 г.). Каждый, с верой взирающий на Крест, получает спасение и защиту. Крест вздымается от земли в небо. Это мост, соединяющий землю с Царствием Небесным. Человек может подняться от своей земной греховной, суетной, тщеславной жизни в это Царствие, в вечность. Поднимут человека вера и Новый Завет с Богом.

Используемые материалы:
Филатов В. В. Словарь изографа. Библиотека клирика.-М. Православное издательство "Лествица", 2000. -256 с.
Иконы в храме и в вашем доме. Д. Басов, С. Басов. -СПб.: Изд-во "А.В.К.-Тимошка", 2001. - 160 с., ил.
Райгородский Л. Д. Беседы о русских иконах.-СПб.:"Глаголъ", 1996.- 116 с.: ил.

Образ распятия Иисуса Христа – центральный для христианства, ведь именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Изображение Креста Животворящего, на котором и был распят Господь, известно еще со времен раннего христианства. Оно повторялось в настенных росписях, барельефах, скульптурных изображениях и иконах. Более того, смерть Иисуса – один из центральных сюжетов западноевропейской классической живописи.

История образа

Казнь через распятие считалась одним из самых страшных наказаний для преступников в Римской Империи – приговоренный не просто умирал, но и испытывал перед кончиной сильные мучения. Практиковалась она повсеместно, и до христианства крест не носил символического значения, а был лишь орудием казни. Такой приговор мог получить только преступник, не являвшийся римским гражданином, а Иисуса официально казнили за тяжкое преступление – покушение на государственный строй Империи.

Распятие подробно описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа вместе с двумя преступниками. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария, апостол Иоанн, Мария Магдалина. Тут же были римские солдаты, первосвященники и простые зеваки. Практически все эти персонажи отображаются на иконе распятия Иисуса Христа, каждый играет свою символическую роль.

Изображенные символы

Центральным образом иконы является Крест Животворящий с Иисусом Христом на нем. Над головой расположена табличка с надписью «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский». По преданию, надпись сделал сам Понтий Пилат. Приближенные указали на неточность, ведь нужно было написать, что Иисус говорил, что он царь, но царем не являлся. На это римский префект ответил: «Я написал, что написал».

В период Раннего Христианства, в I веке н. э., Спаситель изображался с открытыми глазами, что символизировало бессмертие. В православной традиции Сын Божий пишется с закрытыми глазами, а главное значение иконы – спасение человеческого рода. Вечную жизнь и божественное начало Иисуса символизируют оплакивающие его парящие в небе ангелы.

По бокам от креста на иконе обязательно пишется Дева Мария и апостол Иоанн, который после казни, по велению Божьему, заботился о ней до самой смерти как о родной матери. В поздней иконографии на образах встречаются и другие действующие лица – Мария Магдалина, первосвященники и солдаты. Часто изображается сотник Лонгин – римский воин, который пронзил бок распятого Иисуса. Церковь чтит его как мученика, и на иконе он появляется с нимбом.

Еще одним важным символом выступает гора Голгофа, под которой был похоронен Адам. Иконописцы изображают в ней череп первого человека. По преданиям, кровь из тела Христова просочилась через землю и омыла кости Адама – так был смыт первородный грех со всего человечества.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций . В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

О чем молиться

Даже на кресте Иисус продолжал молиться за всех людей: «Прости им, Отче. Ибо не ведают, что творят». Поэтому иконе распятия люди молятся о прощении грехов. Считается, что перед этой иконой легче искренне раскаяться в неправедных делах и получить духовное очищение.

Христу молятся те, кто не находит выхода из тяжелой ситуации, кому сложно изменить обстоятельства и исправить свои поступки. Икона распятия дает силы и может помочь вести праведную жизнь, невзирая на прошлое.

Изображение двух разбойников, один из которых получил прощение, напоминает молящимся, что раскаяться можно всегда. Нет того случая, когда Бог не поможет искренне покаявшемуся человеку. До последней минуты жизни у каждого есть шанс получить Царство Небесное.

Как толковать сон об иконах распятия

Приснившаяся икона – хороший знак, символ утешения в Боге, а иногда предостережение от возможных греховных дел. Особенно благоприятны такие сны для истинно верующих. Однако для правильного толкования учитываются некоторые детали. Например, если приснилось, что лик расположен в церкви – в трудное время единственным спасением и поддержкой станет вера. А вот иконы в доме во сне говорят о раздоре и долгих ссорах.

К чему снится икона распятия? Сонники трактуют это как тревожный знак, поскольку такие сны сулят потери в разных сферах жизни. Если вы молитесь перед образом, нужно больше внимания уделять духовной жизни, меньше заботиться о материальных благах. А вот если снятся другие иконы Спасителя, лик Иисуса Христа, можно ожидать помощи в трудных обстоятельствах.

Рекомендуем почитать

Наверх