Иконографические типы богородицы. Лики Богородицы: от чего защищают иконы Божией Матери

Открытие бизнеса 12.10.2019
Открытие бизнеса

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Что отличает православную веру от других направлений христианства? Это почитание святых икон. Хотя в католицизме и некоторых прочих деноминациях их не отвергают, но столь широко они признаются только в византийской традиции. По многочисленным ликам, которые смотрят с каждой стены, украшают алтарь, легко отличить православный храм от любого другого.

Официально признанных образов - тысячи, у одной только Божией Матери насчитывается более 600, а есть еще и неканонические. Но как сориентироваться в таком многообразии? Поможет данный материал, посвященный иконам их значению.


Для чего нужны иконы

Официально догмат (истина, не подлежащая сомнению) о почитании икон был установлен в 787 г., на 2-м Никейском соборе. До этого времени использование изображений уже давно применялось в церквях. Первые изображения Господа Иисуса Христа, святых и Матери Божией известны со II в.

  • Согласно церковному преданию, первым иконописцем был один из евангелистов, а именно - св. Лука.

Известные отцы Церкви - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин - поощряли живописцев к тому, чтобы они изображали подвиги мучеников за веру. Но не все было так однозначно. Например, Евсевий Кесарийский считал, что человек не в состоянии отобразить божественную природу Христа.

Кто изображается на освященных образах:

  • Троица (в виде ангелов);
  • Господь Иисус Христос в своем человеческом воплощении;
  • Богородица;
  • Ангелы и другие небесные силы;
  • Праведники, мученики, преподобные и т.п.

Церковные иконы имеют вполне определенное назначение. Это вовсе не украшение, не напоминание о вечных муках для грешников. Глядя на них, верующие должны вспоминать о первообразах, взращивать в своих душах чувство любви к Творцу, святым.


О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы - Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

  • Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор - широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника - удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Каждый освященный образ имеет собственную историю, нередко чудесную. По сути не имеет значения, перед каким именно изображением читать молитву. Господь проникает в самое сердце человека, видит любое движение души. Поэтому важно, какие помыслы оттуда исходят, а не то, сколько раз будут совершены поклоны и прочитаны молитвы.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.


Значение и толкование Икон Божией Матери

Казанская

Тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм - прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях.

Именно этот благочестивый муж впоследствии благословлял ополченцев на битву с оккупантами. Чтимый образ был отправлен в бой вместе с народным войском. Тогда и обрела Казанская заступница всенародную известность. Считается, что оригинал был похищен из монастыря в г. Казани, где хранился, в начале 20 в. Воры утверждали, что уничтожили святыню. Но вполне возможно, что она была продана и многие верят в то, что Богородица еще явит свой лик российскому народу.

  • Представляет из себя несколько уменьшенный вариант «Одигитрии» - Божия Матерь изображается лишь по плечи. Она слегка склонила голову ко Христу, который изображен в анфас, его правая рука благословляет молящихся.

Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания, также Казанская часто входит в триптихи вместе с ликом Спасителя и Николая Угодника.

Владимирская икона Божией Матери - значение

Одна из композиций, чьим автором являлся апостол Лука (не буквально, имеется в виду список с оригинала, который когда-то был выполнен евангелистом). Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название.

В столицу святыню торжественно переправили в конце 14 в. Все горожане вышли навстречу ей, а на этом месте сейчас находится Сретенский монастырь (сретенье - встреча). Москве угрожали войска Тамерлана. Но совершенно неожиданно они развернулись, не дойдя до места назначения. Это посчитали проявлением заступничества Матери Божией.

Но и до этих событий Владимирская считалась чудотворной, недаром у ней несколько дней памяти - все свидетельствуют о небесной защите от врагов. Ныне реликвию можно увидеть в храме-музее при Третьяковской галерее. Редкий случай, когда такой древний артефакт удалось сберечь, несмотря на войны и революции.

Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними, помогает Владимирская забеременеть и выкормить ребенка.

Икона «Благодатное небо»

Появилась в России в конце 17 в., привезена из Литвы женой одного из московских князей. Необычная композиция - Божия Матерь запечатлена в полный рост, вокруг ее окружают солнечные лучи, на левой руке - божественный Младенец. На головах Марии и Христа - царские короны. Вокруг парят небесные силы в виде Ангелов.

Помогает от душевных мук, облегчает физические страдания. Если близкий сбился с истинного пути, приходят молиться перед «Благодатным небом». Особо почитается в столице России, поскольку издавна пребывала в одном из соборов Кремля.

«Взыскание погибших»

Датируется 17 в. Прославилась благодаря истории некоего монаха Феофила, который заключил сделку с дьяволом, но позже покаялся и был прощен Царицей Небесной. Правда, для этого ему пришлось неотступно молиться.

Известен также случай, когда некий крестьянин заплутал во время снежной бури. Он уже готовился умереть, когда его обнаружили местные жители. Лошадь повезла несчастного прямо к воротам, а люди услышали в доме голос, который призывал встретить гостя.

Композиция интересна тем, что Богомладенец изображен в полный рост, босые ножки Его опираются на бедро Матери. Одет Он в белую рубашку (символ чистоты души), Чадо крепко обнимает Богородицу за шею. Она же нежно склонилась к лицу своего Сына. Божия Матерь восседает на троне. Молящегося охватывает чувство умиления, когда он видит нежную любовь, которая связывает Марию и Христа.

Перед «Взысканием погибших» отмаливают грешников, пьяниц, наркоманов. Помогает она при головной боли, облегчает состояние эпилептиков, спасает детей от тяжелых болезней.

«Всецарица»

Знаменитое изображение из Ватопедской обители на Афоне прославилось в 17 в. Один юноша, который увлекался колдовством, пришел проверить свои «силы». Но Царица Небесная отринула его прочь. Когда молодой человек пришел в себя, он тут же покаялся.

Известна «Всецарица» и тем, что оказывает помощь онкологическим больным, особенно детям. В Росси находится список, специально сделанный на Афоне. Он пребывает в Москве, в храме Алексеевского монастыря, иногда перевозиться в часовню при детском онкологическом центре (Каширское шоссе). Отмаливают перед «Всецарицей» тех, кто увлекся волхованием, черной магией, гаданием. Это очень страшные грехи, сегодня ими, к сожалению, увлекаются многие.

Композиция восходит к «Одигитрии» - здесь Божия Матерь тоже указывает на Иисуса Христа. Она восседает на троне в царском одеянии. На Христе накидка алого цвета, рубашка зеленая. В левой руке он держит свиток, правой благословляет верующих. Позади трона кружат Ангелы, один сложил руки в молитве, другой поднимает их в жесте приветствия.

«Семистрельная»

Предыстория появления остается загадкой - ученые считают, что святыне не менее полутысячи лет. В 1830 г. она была найдена в храме, где служила ступенькой на колокольню. Во время эпидемии холеры сумела уберечь жителей Вологды от массовой гибели. Многие получали от Божией Матери исцеления от недугов, облегчение душевных страданий.

Довольно редкий вид изображений, где Богородица показана в одиночестве. Считается, что это момент до рождения Спасителя. В сердце ее направлены семь клинков. 7 - символическое изображение полноты, то есть Божия Матерь познала страдания и боль в полной мере. Мечи обозначают душевные муки Марии в те моменты, когда Христос отправился в Крестный путь, затем умирал за человеческие грехи.

Примиряет враждующих, помолиться возле «Семистрельной» необходимо перед началом ответственного дела. Считается, что если повесить возле входной двери, то будет защищать жилище от грабителей, недобрых людей. Очищает помыслы, поднимает настроение.

«Споручница грешных»

Прославилась чудесами в конце 19 в., но икона из Орловской губернии была написана задолго до этого события. После молебна получил исцеление тяжелобольной мальчик. В Москву была отправлена точная копия, которая начала мироточить, затем источать исцеления. Владельцы передали святыню в храм, посчитав, что к ней должны иметь доступ все желающие.

Для христианина очень важно духовное здоровье. Когда душу охватывает уныние, то последствиями будет нехватка сил, нежелание работать и даже просто жить. Выйти из этого опасного состояния поможет Царица Небесная. Обращаются к «Споручнице грешных» также для решения семейных сложностей, в болезнях.

Пресвятая Дева изображена здесь по пояс, Богомладенец держит свою мать за руку. Этим указывается тесная связь между Богом и всем родом человеческим. Богородица и Христос на главах имеют царские короны - в этом проявляется влияние западного стиля, поскольку «Споручница грешных» происходит из Украины или Белоруссии.

«Помощница в родах»

Чтимый лик пребывает в Серпухове. Откуда и когда появилось изображение - неизвестно. Редкий по композиции образ - относится к типу Иммакулата. На нем Младенец изображается перед Богородицей, он заключен в некую ауру, над которой Мария простирает руки. Сама Дева показана с непокрытой головой, волосы распущены по плечам - совсем так, как принято при родах.

Само название указывает на ситуации, в которых женщины ищут помощи у Святой Девы. Каждая будущая мать просит облегчения страданий во время разрешения от плода. К тому же многих в эти часы терзает страх перед внезапной смертью, волнение за ребенка. Как продут роды, будет ли малыш в порядке? Все это в руках Божиих, поэтому женщины обращаются к своей Заступнице. Когда появляется малыш, то молятся о достаточном количестве грудного молока, здоровье новорожденного.

«Неопалимая купина»

Самый древний образец сегодня можно увидеть в Оружейной палате, он датируется 17 в.

Купина - это куст терновника, в одной из Библейских глав повествуется о том, как Моисею явился Господь в огненной купине. Символически несгораемый куст обозначает Царицу Небесную, которая смогла сохранить духовную чистоту посреди греховного мира.

Композиция очень сложная, содержит множество символов, призванных раскрыть все пророчества о Деве Марии и Спасителе. В центре - Богоматерь Одигитрия. На ее груди изображается лестница, ведущая в небеса, которую видел Иаков. Символически показаны евангелисты в виде Ангела, Орла, Льва и Тельца. Имеются также Архангелы, библейские сюжеты и другие символы. Над всем этим парит восседающий на троне Господь Иисус Христос.

«Неопалимая купина» покровительствует пожарным, ее просят о защите жилища от огня, нападений воров, недоброжелательных посетителей. Молятся также о том, чтобы душа не сошла в адский огонь.

Икона «Неупиваемая чаша» - значение

Имеет византийское происхождение. Точное время написания неизвестно. До нашего времени сохранились лишь копии, которые хранятся в монастырях г. Серпухова. Именно туда обратился в конце 19 в. солдат, погибающий от греха винопития. Ему приснился старец и велел идти в обитель. Хотя у мужика уже отказывали ноги, он из последних сил поплелся к инокам. Ему удалось найти изображение Пречистой. После молебна солдат получил полное освобождение от своей тяги к вину, ноги его были исцелены.

С той поры страждущие потянулись в Серпухов. И сегодня множество мужчин и женщин, подверженных алкоголизму или наркотической зависимости приезжают в монастырь. Многие получают исцеление, возвращаются в семьи, находят работу и устраивают свою жизнь.

Перед Девой Марией стоит чаша, в ней - Христос. Божия Матерь с воздетыми руками молится, оба смотрят прямо на верующих. Композиция очень красивая, полностью симметрична и напоминает о совершенстве Господа, о Его жертве за весь мир. Чаще всего перед «Неупиваемой чашей» просят избавления от одержимости алкоголем, наркотиками и прочих зависимостях.

«Неувядаемый цвет»

Очень красивая композиция, на которой Богородица держит белые цветы. На одном из греческих островов есть традиция - в день Благовещения прихожане приносят в храм букеты свежих лилий. Они остаются в храме до конца лета, когда празднуется другой великий богородичный праздник - Успение. В этот день происходит чудо - высохшие лилии вновь распускают бутоны! В память о чудесных событиях и написан «Неувядаемый цвет».

В России копия греческого изображения появилась между 17 и 18 вв. Иконография имеет, скорей всего, западное происхождение. Пресвятая Дева нежно держит Младенца Христа. Он возносит правую руку в жесте благословения. Пречистая немного склонила голову к своему Сыну. В деснице Царица Небесная держит белые цветы (иногда изображают виноград или алые розы, но ведь именно белую лилию преподнес Архангел Гавриил Марии в день Благовещения).

«Неувядаемый цвет» особенно покровительствует женскому полу:

  • девушки просят о хорошем муже;
  • замужние - о даровании здоровых деток;
  • помогает Пречистая вернуть в жизни радость;
  • возвращает душевное равновесие.

Защищает Благословенная Дева семьи от раздоров, отводит искушения, девицам помогает сохранить чистоту до брака.

Икона «Знамение»

Первое общеизвестное чудо - помощь жителям Новгорода во время осады (1170 г.). Чудотворная икона до сих пор хранится в новгородском соборе. Являет тип изображения «Оранта» - Божия Матерь возвела руки к небу в молитве, видны ее ладони. В этом жесте Пречистая как бы открывает свою душу навстречу Спасителю. Христос изображен на уровне груди Девы Марии, он пишется в медальоне, на Господе - одежды священника.

Известно много случаев, когда через «Знамение» подавалось исцеление от заболеваний глаз. Помогает во время дальних путешествий, защищает от врагов, во время конфликтов.

Иверская икона Божией Матери

Явлена в одном из Афонских монастырей на рубеже 10 и 11 вв. Считается, что первоначально лик Пречистой появился на доске благодаря чуду - Дева Мария умылась и приложила свой лик. Этот отпечаток был отправлен в Грузию вместе с апостолом Андреем - отсюда и название (Иверия - это Грузия). Афонский же образ был явлен в огненном столбе. Он долгое время защищал монахов от вражеских набегов.

Один из самых распространенных типов - Одигитрия. Божия Матерь правой рукой указывает на Христа, как на единственный путь к спасению. Изображение поясное, на голове Марии - корона.

Дарует избавление от телесных хворей. Помогает обрести крепкую веру, возвращает заблудших на путь праведный. Защищает те дома, в которых находится - недаром именуется также Вратарницей. Убережет от пожаров, предотвратит кражи.

«Спорительница хлебов»

Весьма необычное написание Божией Матери - она восседает на облаке, благословляя находящееся внизу хлебное поле. Благословил этот образ старец Амвросий (Оптина пустынь), датой создания называют 1890 г. Списки быстро разошлись по всей округе - тот год выдался неурожайным и народ просил заступничества небесных сил.

Священный Синод пытался запретить нетрадиционное изображение, но среди населения он был очень популярен. В 1993 г. патриарх Алексий официально внес икону в церковный календарь. Просят у «Спорительницы» помощи в избавлении от засухи, о богатом урожае.

Значение других важных икон

Святая Троица

Наиболее известна композиция, написанная праведным Андреем Рублевым. Он сумел выразить сложнейший богословский догмат о Триедином Боге, используя образы, перспективу, разнообразные мелкие детали. Каждая из них имеет собственное глубокое значение. Не случайно даже положение рук, наклон головы каждого Ангела.

Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь - источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому:

  • об успехе добрых начинаний;
  • о здоровье и благополучии близких;
  • о решении бытовых проблем;
  • о прощении грехов и даровании спасения души.

В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся - Сын, справа - Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва.

Великомученик и целитель Пантелеймон

Образ красивого молодого человека в плаще можно найти в любом православном храме. Кто же этот юноша? При жизни он был доктором - исцелял тела людские, а после праведной мученической кончины стал святым. Своим примером многих вдохновил на то, чтобы принять христианство. Так врач телес стал врачом и духовным. Но до сих пор верующие по всей России и за ее пределами молятся около образа в минуты, когда их тяготит болезнь.

  • Исцеления можно просить от любого недуга, не только телесного, но и духовного.

Великомученик Пантелеймон отказался от блестящей карьеры придворного лекаря - он был вхож в императорский дворец. Все ради того, чтобы бесплатно помогать узникам, беднякам - во имя Христово. Завистники донесли на него, молодого врача арестовали, подвергли допросу, затем жестоким пыткам. Но святой радостно выносил все муки, славя имя Божие. Добровольно он опустил голову на плаху, палачи его плакали. Радостно отойдя в райские обители, оттуда он продолжает молиться за нас, грешных.

Целитель изображается с ложечкой в руке - в ней находятся лекарства. На нем синего цвета одеяние (знак невинности души) и красный плащ - символ мученичества. Пантелеймона можно легко узнать по светлым вьющимся волосам.

Об иконе.

Блаженная Матрона Московская

Одна из любимых святых в столице, в последние десятилетия стала известна по всей России. На образе старица стоит на фоне городских стен и принимает благословение у Христа, которое ей посылается с небес. Всю свою нелегкую жизнь провела Матрона в молитве. Она обладала даром прорекать будущее, умела исцелять и физические недуги. Никогда за свою помощь не брала денег.

Сама блаженная старица постоянно страдала от различных недугов - она была слепа, ноги ее плохо слушались, а со временем и вовсе отказали. Не было у женщины своего угла, питалась она чем придется. Но никогда не унывала и не роптала на Бога, посылавшего эти испытания. В ней лишь возрастала любовь к людям. Сегодня мощи праведницы находятся в Покровском монастыре г. Москва. О чем же просят блаженную Матронушку?

  • О помощи в зачатии и рождении детей.
  • Об удачном замужестве.
  • О разрешении финансовых трудностей.
  • О физическом здоровье для себя и близких.

Какого-то ограничения на просьбы нет и быть не может. Помощь будет оказана в любом праведном деле, с которым человек сам справиться не в силах.

Преподобный Серафим Саровский

Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом.

Монах говорил, что цель человеческого бытия - обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской.

Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его отшествия в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела - но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего.

Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки - непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении.

Петр и Феврония

Благочестивая супружеская пара, жившая в г. Муром. Петр был князем, Феврония однажды исцелила его от тяжелой болезни и стала верной супругой. Сказания о чете сохранились в церковной истории. Сегодня праведники служат примером молодому поколению. Они обладали терпением, мудростью, смирением. Воспитывали детей в христианской вере, а когда жизнь стала клониться к закату - оба посвятили себя Богу.

Конечно, их просят о помощи в браке: найти взаимопонимание, построить отношения, основанные на библейских истинах, воспитать детей так, чтобы они стали хорошими людьми. Девушки могут попросить достойного супруга, замужние дамы - долгожданного наследника.

Обычно пару изображают вместе, они в одеждах, подобающих их званию при жизни. Петр и Феврония поднимают главы к небу, над ними - образ Спасителя.

Святитель Николай

Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть.

На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся.

Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует - недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги.

Образа - неотъемлемая часть Православия. Они есть в храмах, домах и даже в салонах автомобилей. Не следует поддаваться желанию накупить как можно больше иконок и завешивать ими всю квартиру. Достаточно ликов Спасителя, Богородицы и нескольких святых. Количество святынь не влияет на качество молитвы. Очень хорошо, если изображения праведников направляют мысли к небу, усиливают веру - в этом и состоит их основная задача.

Светлый лик

Светлый праздник Рождества, праздник веры, надежды и любви. Праздник света в душе каждого из нас, который боле 2000 лет пришел к нам с нею в этот день. Дева Мария, Пресвятая Дева, Богородица, Мариам, Царица Небесная, Сеиде Мариам - так обращаются к ней в разных странах, разные люди. Когда мы видим ее, обращаемся к ней - этот свет становится больше. Именно светлые лики Богородицы составляют большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий, войн, эпидемий, пожаров. Легенды о случаях чудесного избавления входят в Историю русского государства.

Десятки типов ее изображений - более 800 создавалась на протяжении многих веков, основанных на исторических событиях, отражают особе место Божьей Матери в христианской культуре. Сведений о ней осталось немного, но именно ее мы видим в самых важных событиях, но какой? По разным сведениям различают от 4 до 6 основных типов икон Богородицы, остальные называют изводами - то есть вариантами основных образов.

Оранта (Молящаяся)

Так ее изображали еще первые христиане - в виде молитвенного обращения: в фас, по пояс и с поднятыми руками, согнутыми в локтях, а на фоне сферы Спас Эммануил.

Иконы этого типа еще называют Панагия (всесвятая) , а на Руси этот образ именуют Знамение в память о штурме осажденного Новгорода в 1169 году, когда согласно преданию из пронзенного стрелой образа Богородицы потекли слезы.


Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом самый распространенный в православной иконописи. Самыми известными образами Знамения являются - Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная . Особое место занимает чудотворная икона Божьей Матери Неупиваемая чаша , где Христос изображен в золотом кубке. Многим эта икона стала известна после выхода повести И. С. Шмелева "Неупиваемая Чаша" (1918).

Одигитрия (Путеводительница)

Изображения Одигитрии строгие и прямоличные, Божия Матерь держит Младенца Христа на левой руке, указывая на него правой, их головы не касаются друг друга. Одигитрия древнейший тип изображения Богородицы, который восходит у первому в истории иконописцу апостолу Луке. Здесь она предстает как путеводительница к Богу и вечному спасению.


На Руси к наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: Смоленская, Иверская (Вратарница), Тихвинская, Иерусалимская, Троеручица, Страстная, Споручница грешных.

Елеуса (Умиление)

Образы Богородицы, принадлежащие к типу Елеуса - полны нежности и умиления, любви земной и небесной, божественной и человеческой. Младенец-Христос припадает левой щекой к правой щеке Богоматери, Божия Матерь прижимает к Себе Сына.


В греческом варианте этот тип икон называют Гликофилуса. Сладкое лобзание - один из чудотворных образов, так же относящихся к Умилению, написанный, по преданию, евангелистом Лукой. Самая трогательная из чудотворных икон - Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Она знает, какие страдания ждут его. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон. Сюда же относят и другие удивительные по красоте и силе иконы - Донская , Взыграние младенца, Млекопитательница, Взыскание погибших.


Самой почитаемой в России стала Владимирская икона Божией Матери, именно ее чаще всего можно увидеть в венчальных парах вместе с образом Спасителя. Именно образ Умиления находит самый большой оклик в сердце человека, ведь идея жертвенного служения, боль и скорбь матери всегда была близка и понятна на Руси.

К иконам типа Умиление относятся: Владимирская, Волоколамская, Донская, Федоровская, Жировицкая, Взыскание погибших, Почаевская .

Панахранта (Всемилостивая)

На иконах этого типа Божия Матерь изображена сидящей на престоле, держащей. На коленях она держит Младенца Христа. Престол здесь выполняет роль символа славы Богородицы, как самой совершенной, из рожденных на Земле.


В России наиболее известны Державная и Всецарица .

Агиосортисса (Заступница)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Другие иконы, на которых Богоматерь изображается одна, могут быть отнесены к одному из основных типов, например Остробрамская - к Знамению, так же как и Невеста Неневестная (ее иногда называют Умиление, это келейная икона преп. Серафима Саровского), или к разряду Акафистных , прославляющих ее. Это, например, одна из самых чтимых икон - Богородица Семистрельная или Умягчение злых сердец.

Любой иконописный тип — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.


В родах Помощница, Спорительница Хлебов, Козельщанская, Целительница, Умиление

Принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (или синем как у Феофана Грека), синей тунике и голубом покрове. На мафории изображают три золотые звезды - как знак ее непорочности и кайма как знак ее прославления. Мафорий (плат замужней женщины) - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой или синий цвет платья - Девство. И в написании образа Богородицы никогда не используют черный цвет - цвет скорби, ведь она - свет и надежда.

Иконография Богородицы это огромная часть нашей культуры. Многие ее образы можно назвать молодыми, например Державная была найдена в 1917 году, спрятанной в подвале церкви, а написана она была в конце XIX века. Каждая из сотен известных икон Божией матери имеет свою символику и значение, свою историю…

К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.

Различные варианты икон

Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.

Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:

  • Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
  • Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
  • Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
  • Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.

Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:

  • Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
  • Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
  • Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
  • Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.

Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону

Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.

Общие детали образа

На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.

Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.

Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.

Молитвы Пресвятой Богородице

На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.

Молитва 1

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Молитва 3

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Православная иконография Богородицы

Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности в подземных некрополях римских катакомб. Сокрытие христианства, Святых иконописных образов обусловлено было гонением на веру в те времена. Вплоть до эпохи царствования Константина и Елены.

«Оранта» означает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками, то есть выражает образ христианской святости, неустанного молитвенного обращения.

«Одигитрия» в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице, персонифицирующей Церковь. Дева Мария указует на Спасителя как на Путь Жизни - в этом смысле Она и является Путеводительницей. Христос говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14;6).

На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических «изводах». Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.

Икона Смоленской Божией Матери повторяет древнейший Царьградский образ Одигитрии, список которого был привезен из Греции супругой Владимира Великого - Анной - и позднее поставлен Владимиром Мономахом в Смоленском соборном храме. Тихвинская Богоматерь и подобные ей иконы Лиддская и Римская отражают иконографию нерукотворного образа Богородицы, запечатлевшегося на колонне храма в Лидде еще при жизни Апостолов Спасителя. Очень почитался на Руси и афонский Иверский образ, список которого был заказан в 1648 г. царем Алексеем Михайловичем, а затем вложен в Новодевичий монастырь.


На иконе Богоматери «Умиление»

Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей». Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах святой Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).

Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями. Епифаний Кипрский в Слове на Великую Субботу, сопоставляя Рождество Христово с погребением Спасителя, пишет, что Христос рождается и погребается в каменной пещере, возлежит в яслях, как во гробе, помазуется смирной при погребении, принимая ее же в дар от волхвов при Рождестве.

Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью». Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.

Сама идея рождения человека и смерти взаимосвязана, отражая один из постулатов христианства. Рождение в физическом теле есть испытание, своего рода начало «воскрешения» духовного развития. Смерть физического тела есть освобождение, рождение нового этапа развития - Высшего Суда - для души.


Основные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин.
Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

4. Звезды на мафории имеют два значения:

* это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»,
* символ Святой Троицы.

Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

5. Надпись MR OU – сокращение слов «Матерь Бога», а IС ХС – сокращенное именование Спасителя.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.

По Православному церковному календарю на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери - около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы. Всего же ее икон насчитывается около 860. Это свидетельство не только особого почитания Богородицы, особой роли Ее как Заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых, но и свидетельство многообразия Богородичной иконографии.

Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются основные типы:

1. «Молящаяся»(«Оранта», «Панагия», «Знамение»)
2. «Путеводительница»(«Одигитрия»)
3. «Умиление" («Елеуса»)
4. «Всемилостивая" («Панахранта»)
5. «Заступница" («Агиосортисса»)

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)


Богоматерь Оранта Великая Панагия.

Иконографический тип «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-«Оранты»(молящаяся) (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

2. «Путеводительница» («Одигитрия»)


Богоматерь Смоленская. Начало XVI века.

Иконографический тип «Путеводительница» («Одигитрия»)На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

3. «Умиление»(«Елеуса»)


Богоматерь Толгская. Около 1327г.

Иконографический тип «Умиление»(«Елеуса»)На иконе «Умиление»мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Из икон этого типа наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление»находил, видимо, особый отклик в сердцах, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех православных христиан.

4. «Всемилостивая" («Панахранта», «Всецарица»)

Иконографический тип «Всецарица»Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны - «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница»(«Агиосортисса»)

Иконографический тип «Заступница»(«Агиосортисса»)На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Славимые имена Пречистой Девы
Мать Святой Руси, Посредница спасения, Одигитрия-Путеводительница, Предстательница, Мать святого Православия, Новая Ева, Непорочное начало, Матерь-Заступница, Матерь спасения, сходящая свыше, Владычица небесного Царьграда, Царица неба и земли, Державная, Царица мира, Мать наша и Госпожа, Матерь новой жизни, Мария Победа, Ходатаица, Соискупительница, Распределительница благодатных милостей и даров, Первоигумения, Первосвященница Мельхиседекова, Гора несекомая, Башня Давидова, Живая Книга жизни, Мистическая Роза, Неувядаемый Цвет, Садовница Райского сада, Царица вышнего Иерусалима, Мария - Ковчег спасения последних времен, Мать Евангелия любви, Наставница апостолов и учителей, Укрепление мучеников, Победоносная в брани, Живая Церковь, Купина Неопалимая, Огнезрачный Престол Божества, Скиния последних дней, Жена Облеченная в Солнце, Невеста Агнца..."

(На правах рукописи. Священник Илья (Попов), священник Тимофей (Животов), М., 1998г.
Опубл. в церковной литературе)

На Святой Руси явлено около 500 чудотворных икон Пречистой Девы, - великое свидетельство Ее живого непрестанного присутствия в стране Своего удела. Чудотворные иконы - проявления, излияния Богородичной любви и Света. Знамение необоримого Покрова и наставления верным (умозрение, богословие в красках, великое множество откровений и явлений Святой Девы было дано через иконы) и грозное обличение нечестивых, в первую очередь, "христианских" фарисеев и книжников. (См., напр., "Сказание о чудотворных иконах Богматери и о Ея милостях к роду человеческому").

Рекомендуем почитать

Наверх