Осуществление контроля соблюдением антимонопольного законодательства. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Розница 30.09.2020

Любые образовательные работы на заказ

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Курсовая Помощь в написании Узнать стоимостьмоей работы

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст.15 Конституции Р Ф международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Согласно ст. 10 bis Конвенции Российская Федерация обязана обеспечить гражданам эффективную защиту...

Другие работы

Контрольная

В этом же министерстве ныне функционирует и Береговая охрана США - морская пограничная служба, наделенная правоприменительными полномочиями. В Министерство были переданы и объединены в Бюро по исполнению иммиграционных и таможенных законов Служба иммиграции и натурализации (ранее в составе Министерства юстиции), наделенная следственными полномочиями в сфере исполнения иммиграционных законов...

Дипломная

Господствующей политико-правовой идеологией буржуазии того периода был либерализм, требование невмешательства государства в частно-правовые отношения и осуществления им только лишь охранительных функций. В осуществлении «позитивных функций» государства виделись препятствие свободному предпринимательству и конкуренции, а также посягательство на права собственников-налогоплательщиков. Чисто...

Так, в процессе расследования уголовного дела следователь, выясняя сущность произошедшего криминального события, строит в своем сознании его мысленную модель (так называемую «информационную модель расследуемого события»). Таким образом, информационная модель расследуемого события - это не искусственно созданное теоретическое построение, а результат практического абстрагирования. По мере получения...

Дипломная

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Собрание законодательства РФ.-1999.-№ 9.-ст. 1097., Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий...

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что «государство предоставляет адвокату широкое поле деятельности». Однако вместе с тем также существуют и такие действия, которые адвокату делать не дозволено. Так, он не может принимать поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер (пп. 1, п. 4, ст. 6 Закона); адвокат не праве принимать от лица, обратившегося к нему, поручение...

Дать обобщенную оценку российской криминологии в том виде, в каком она возродилась и сформировалась начиная с 50-х годов XX столетия, не просто. Долгое время она, в значительной мере восприняв идеи классической и социологической школ, развивалась на базе марксистской философии и социологии. Предпринимались отдельные попытки расширить сферу криминологических исследований за счет изучения...

Контрольная

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ «О недрах" - предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Тем самым, между...

Дипломная

А уже в конце 1870-х годов эти идеи равноправия начали пропагандировать и женщины. Среди них стоит отметить роль таких женщин, как М. К. Цебрикова, Е. И Конради, М. В. Трубникова, А. Н. Шабанова, Н. В. Стасова, А. П. Философова. В первую очередь причины обращения к «женскому вопросу» предстают по воспоминаниям этих женщин как усвоение и реализация популярных идей, или, выражаясь социологическим...

Курсовая

И.В. Ершова, проанализировав достаточно большое число уставов казенных предприятий, приходит к выводу о том, что основной целью их деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд, что подтверждается и строго ограниченным в ст. 8 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях перечнем целей создания...

Курсовая

Другой формой юридической ответственности, которая также имеет длительную историю, является гражданско-правовая ответственность. Основанием данной формы ответственности является гражданско-правовой деликт, обычно выражающийся в причинении имущественного вреда одной из сторон гражданских правоотношений. Поскольку вред носит имущественный характер, то и гражданско-правовая ответственность...

Дипломная

Залогодатель - это субъект, внесший залог. Им может быть сам подозреваемый, обвиняемый, а также другое физическое или юридическое лицо. Залогодателем вещи может быть собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Залог применяется для обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд обвиняемого (подозреваемого) и предупреждения совершения им новых преступлений (ч.1 ст. 106...

Контрольная

Взаимосвязи правовой статистики с другими науками отчетливо просматриваются по следующим направлениям: с общей теорией статистики - по методологическим вопросам; с уголовным и гражданским правом - по предмету исследования; с историей - по вопросам воздействия исторических событий на развитие преступности и деятельности по борьбе с ней; с демографией - по вопросам определения криминогенности той...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовые основы и государственная поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности. Понятие систематического осуществления монополистической деятельности. Условия привлечения к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2009

    Возникновение антимонопольного законодательства. Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2007

    Понятие и сущность конкуренции и монополии, их классификация. Нормативно-правовая основа конкуренции в России. Генезис и основные направления развития антимонопольного законодательства на современном этапе. Правовое положение антимонопольного органа.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2018

    Понятие и законодательное регулирование конкуренции. Монополистическая деятельность как антипод конкуренции. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Монополистическая деятельность и основные формы недобросовестной конкуренции. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Необоснованность препятствования созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2009

    Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность, признаки; характеристика отдельных видов. Правовое регулирование противодействия недобросовестной конкуренции. Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об искажениях конкуренции.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2012

    Правовые источники регулирования и состояние конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Основные полномочия Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией является одной из разновидностей государственного контроля, осуществляемого в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Основная цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

Виды, направления и порядок осуществления государственного антимонопольного контроля установлены ст. ст.17, 18 Закона о конкуренции Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденное Приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276. При применении ст. ст.17, 18 Закона о конкуренции установление антимонопольным органом факта наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов является обязательным Приказ МАП РФ от 27 октября 2003 г. N 373 // БНА. 2004. N 6. .

Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т.е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании". комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке" Лебедев К.К. Правовое обеспечение интересов крупного частного капитала в России: тенденции развития законодательства // Развитие хозяйственного законодательства на современном этапе: Мат-лы Межд. научной конф. 29 апреля 2004 г. М.: ТК Велби; Проспект, 2004.С. 43. .

Предварительный контроль заключается в обязательном получении предварительного согласия на совершение установленных Законом о конкуренции юридически значимых действий, подлежащих контролю. Для этого заинтересованные лица представляют в антимонопольный орган заявление о ходатайстве и определенный пакет документов п. 2 ст. 17 Закона о конкуренции и приложение 1 к Положению о порядке представления ходатайств и уведомлений, в котором определен перечень информации, представляемой заявителем в антимонопольный орган. Ходатайство оплачивается государственной пошлиной, размер которой установлен главой 25. 3 "Государственная пошлина" НК РФ. . Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении об удовлетворении ходатайства, отказе в его удовлетворении, удовлетворении ходатайства при условии совершения заинтересованными лицами установленных Законом о конкуренции действий. Указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.

Последующий контроль состоит в обязательном последующем уведомлении о совершенных юридически значимых действиях, подлежащих антимонопольному контролю. Антимонопольный орган должен быть уведомлен заинтересованными лицами в течение 45 дней со дня совершения данных действий, хотя заинтересованные лица вправе по собственной инициативе запросить предварительное согласие антимонопольного органа.

Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией на товарных рынках осуществляется по двум направлениям:

за созданием, реорганизацией (в форме слияния и присоединения) коммерческих и некоммерческих организаций, изменением состава участников (членов) некоммерческих организаций;

за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

Охарактеризуем каждое из направлений государственного антимонопольного контроля, определив объекты предварительного и последующего контроля и правовые последствия несоблюдения установленных законодательством требований.

Государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих и некоммерческих организаций, изменением состава участников (членов) некоммерческих организаций (ст.17 Закона о конкуренции).

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Следует учитывать, что государственная регистрация таких коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.

Последующее уведомление антимонопольного органа необходимо в случаях:

создания, слияния и присоединения некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

изменения состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

создания коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 2 млн. МРОТ;

слияния и присоединения коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 2 млн. МРОТ.

Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение установленного порядка, приводящее к ограничению конкуренции, является основанием для ликвидации таких организаций в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях (ст.18 Закона о конкуренции).

Государственный антимонопольный контроль осуществляется в отношении следующих сделок:

приобретения лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление перечисленных сделок требуется, если суммарная стоимость активов по последнему балансу приобретателя и продавца (лица, передающего права) превышает 30 млн. МРОТ или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. Последующее уведомление антимонопольного органа необходимо в случае, если суммарная стоимость активов по последнему балансу приобретателя и продавца (лица, передающего права) превышает 2 млн. МРОТ.

Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, оспоримы и могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Следует также учитывать, что хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость активов которых по последнему балансу превышает 2 млн. МРОТ, или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, обязаны уведомить антимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы).

2. Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, осуществляется по решению антимонопольного органа в соответствии с требованиями ст. 19 Закона о конкуренции.

Принудительная реорганизация может быть проведена только в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение При применении ст. 19 Закона о конкуренции обязательно установление факта наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующего субъекта. , и в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности).

Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций принимается при наличии следующих условий:

если это ведет к развитию конкуренции;

возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг)).

Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им. Срок исполнения предписания не может составлять менее шести месяцев. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке, исполнение предписания приостанавливается на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Если реорганизация хозяйствующего субъекта не будет осуществлена в срок, установленный антимонопольным органом, то суд в соответствии с п.2 ст.57 ГК РФ по иску антимонопольного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В действующем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

Административная:

Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления. Для органов государственной власти установлен запрет на издание актов (в том числе нормативных) совершение действий, ограничивающих конкуренцию, или которые могут привести к ограничению конкуренции.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Уголовная ответственность:

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.

Рекомендуем почитать

Наверх