Надо ли целовать руку батюшке. О священнослужителях и духовном руководстве

Розница 25.09.2019

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев.

Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отца, только если он, наверное, умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.

Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и поручи, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чтó делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность.

К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще бóльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.

Что означает «взять благословение у священника»?

Взять благословение – это попросить священника молитвенно ходатайствовать перед Господом о ниспослании укрепляющей и освящающей благодати Святого Духа.

Когда надо брать у священника благословение?

При встрече со священником после слова «здравствуйте» (или вместо этого слова) сразу говорят: «Батюшка, благословите» - и берут благословение. Берут благословение у священника и после Исповеди.

Кроме того, брать благословение следует во всех важных моментах духовной и мирской жизни. Прежде чем на что-то решиться, хорошо бы посоветоваться со священником и попросить его благословения.

Как правильно взять благословение у священника?

Для этого надо сложить руки правую на левую ладонями вверх, склонить голову и сказать: «Батюшка, благословите». Священник осеняет человека знаком священнического благословения, говорит: «Бог благословит» - и кладет свою правую руку на сложенные ладони благословляемого. После этого целуют благословляющую руку священника – но не как руку человеческую, а как образ благословляющей десницы Подателя всех благ – Господа.

Почему надо целовать руку священника?

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев любзанием святым» (1 Фес. 5:26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение так же и к сану, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. Почитая таким образом священнический сан, верующие выражают почитание всем великим святителям и духовникам, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми».

Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (1 Кор. 16:20).

Для чего нужен духовный отец?

Духовный отец необходим для помощи и руководства в духовной жизни – для ее устроения, поддержания и совершенствования, то есть для спасения души. Духовный отец нужен для того, чтобы помочь человеку научиться жить по-христиански. Через послушание духовному отцу человек отвергает свои пристрастия, познает волю Божию и приводит свою собственную человеческую волю в соответствие с ней.

Как найти духовного отца (духовника)?

Прежде всего, следует начать регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и усердно молиться, чтоб Господь помог найти духовного отца.

Можно ли выбирать священников?

Когда человек начинает жить духовой жизнью, регулярно посещать храм, участвовать в Таинствах, сверять свою жизнь с установлениями Церкви, у него возникает потребность посоветоваться со священником по разным вопросам – и житейским и духовным. Вот тогда он и начинает искать наставника. И конечно, для духовного руководства можно выбрать того священника, к которому сердце наиболее расположено, которому человек сможет доверить свою душу.

Как относиться к священнику, если знаешь, что он живет недостойно?

Священство не делается оскверненным от недостойного человека: личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Священник является лишь орудием в руках Божиих, а все Таинства невидимо совершает Сам Христос, потому и недостойный по своим духовным качествам священнослужитель является полноправным совершителем Таинств.

Каким бы ни был священник, только через него можно получить разрешение от грехов. А за свои дела каждый сам отвечает перед Богом – и наставник, и повинующийся. Если видите согрешающего священника, помните слова святого апостола: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3).

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Ответы на некоторые вопросы, заданные прихожанами…

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Самое полезное для меня (и я думаю, что для любого человека, владеющего русским языком)—это просто вдумчивое чтение текстов на церковнославянском языке. Во всяком случае, с этого нужно начинать: просто брать Евангелие или молитвослов на церковнославянском и регулярно вдумчиво читать—очень скоро многое начнёт проясняться. Конечно, есть такие слова и грамматические конструкции, которые со временем нужно будет разобрать при помощи словаря, справочника или учебника. Учебников существует несколько, но, на мой взглляд, все они очень похожи, и пользоваться можно любым из них—тем, который Вам легче всего приобрести.

Бог Вам в помощь в изучении церковнославянского языка!

—Зачем целовать руку священника?

Мне очень нравится ответ иеромонаха Иова (Гумерова), поэтому привожу его полностью:

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157). — http://www.pravoslavie.ru/answers/7431.htm

—Говорят, что после принятия Причастия нельзя целовать руку священника. Так-ли это?

Сразу после Причастия нужно поцеловать только край Чашы, как-бы ребро Спасителя, из которого истекает животворящая Кровь Его, а кроме этого вовсе ничего целовать не нужно-ни руку священника, ни иконы, ни крест, потому что на губах ещё могут быть малые частицы или капли Святых Даров. После Причастия нужно сразу подойти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить его вином, смешанным с водой, для того, чтобы никакая часть Причастия не осталась-бы на губах или во рту. После-же этого не остаётся никаких причин для того, чтобы избегать целоваания святых икон, креста или руки священника.

Разъясняет иерей Валентин Макаров.

Так сотворил Господь человека, что каждый его орган или часть тела имеют, как правило, две функции: практическую и сакральную. Голова содержит мозг, как главный орган жизнедеятельности всего организма, и все органы чувств, но голова - также наивысшая от земли часть тела, и ей дана заповедь быть покрытой или открытой во время молитвы, иначе человек посрамляет свою голову.

Сердце для кардиолога – это мышечный насос, который должен безупречно работать как двигатель немецкого автомобиля или как швейцарские часы. Но мы также упоминаем сердце как центр чувственной стороны человеческой жизни, которое может плакать и болеть, быть каменным и холодным, сокрушенным и смиренным, более того, язык Священного Писания говорит о возможности иметь «обрезанное» сердце. Глаз может слезиться от пыли или нанесенной обиды, но может и соблазнять к погибели всего человека или быть носителем бревна. Ноги, руки и все части тела имеют также свои двойственные характеристики. Великий пророк Илия, обличая весь народ, использует образ духовной хромоты, причем на оба колена сразу.

Так и устам присуще сакральная функция – лобызать, или современным языком – целовать. Устами одного из учеников был предан на смертную казнь Учитель, ранами Которого мы исцелились. Касанием уст раскаленного угля некогда был очищен и другой великий пророк Исайя, ради той же борьбы с идолами. Устами мы выражаем любовь к своим близким, устами касается мать своего болеющего ребенка, веря в то, что это касание облегчит его недуг. С соприкосновения уст под брачным покровом может зародиться новая жизнь.

В нашем храме перед началом пения Символа веры все молящиеся дают друг другу «Святое целование». Действительно, насколько это все таинственно и трепетно. Неужели в нашей церковной жизни не останется места для того, чтобы и Самому Христу дать целование? Причем не как Иуда, которого мы всегда упоминаем перед Причастием, дабы не повторить того предательского целования, а как верные последователи остальных учеников, некогда собранных за одной трапезой. Поскольку священник, в первую очередь, призван своими руками и устами повторять эту единожды имевшую место Трапезу, то и он достоин целования. И почесть воздается не столько ему лично, сколько самому священному сану вместе со словом-приставкой «отец» или «батюшка». Насколько мне известно, внутри Церкви такой проблемы не существует. Она более присуща новоначальным. Поэтому можно целовать не обязательно руку, но поручи – часть священнической одежды, которая одевается на запястье.

И последнее, что можно сказать касательно целования, - это «украшение» уст всякими помадами. Кроме практического замазывания икон, одежды, других священных предметов входящим в их состав животным салом, есть и аллегорическое значение. Нанесение помады символизирует прикрытие своих уст чем-то внешним. Это ширма, маска, которая скрывает твои истинные намерения. И получается, что ты прикасаешься лукавыми и лживыми устами, а не сообщаешь святое целование открытым сердцем.

Рекомендуем почитать

Наверх