Экстремистские течения. Понятие экстремизма и экстремистской деятельности. Социально-демографические характеристики осужденных за экстремизм

Розница 11.09.2024
Розница

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;

экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Статья 3. Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Статья 4. Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Статья 5. Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статья 6. Объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Статья 7. Вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующим территориальным органом.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Статья 8. Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

По указанным в части второй настоящей статьи основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Статья 10. Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения

В случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаются права общественного или религиозного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях".

Статья 11. Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью третьей статьи 8 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.

Статья 12. Недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности

Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Статья 13. Борьба с распространением экстремистских материалов

На территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. К таким материалам относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.

Установление наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных пунктами "а" - "в" части первой настоящей статьи, осуществляется федеральным судом по месту нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, на основании представления прокурора.

Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона, является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, дважды в течение двенадцати месяцев осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции. Федеральный список экстремистских материалов подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Лица, виновные в незаконных изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности.

Статья 14. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Статья 16. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.

Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или ее официальных представителей);

ж) запрет на создание ее организаций-правопреемников в любой организационно-правовой форме.

После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной - можно говорить о «вынужденном экстремизме».


1. Проблема определения понятия

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своей работе «Addressing Extremism» дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

Экстремизм - это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а так же определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» - это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

  • Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия - как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.
  • Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий - руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремистское действие, формирует наши взгляды на него
  • Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).
  • Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
  • Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамаз или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаза могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле.
  • Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта - не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

Экстремизм - это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта.


2. Международно-правовое определение

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1):

Экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Данную Шанхайскую конвенцию подписали: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.


3. Юридическое определение в России
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.


4. Юридические определения в США
Подобные преступления в некоторых штатах США квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам. Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы, но отсутствует в других штатах и государствах.


5. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.


6. Основные направления противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.


7. Субъекты противодействия экстремистской деятельности
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России.


8. Профилактика экстремистской деятельности
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.


9. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности
Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечёт за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.


10. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своём несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.


11. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом
На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно - правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещённой организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций - правопреёмников в любой организационно-правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.


12. Борьба с детским экстремизмом
В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях.


13. Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом
По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

  • создания негативного имиджа и уголовного преследования общественных активистов, членов оппозиционных движений, независимых журналистов;
  • создания негативного имиджа националистических и/или религиозных движений и организаций, дискредитации их позиций и взглядов и легитимации их запрещения.

9 июня 2011 года в ходе обсуждения проекта постановления пленума Верховного суда РФ по уголовным делам об экстремизме докладчик, судья Верховного суда Владимир Давыдов выразил обеспоконность и тем, что в законодательстве не прописано определение спорного понятия «социальная группа», предположил, что вводя подобный термин, «законодатель хотел оттенить слабые, незащищённые группы, но сделал это крайне неудачно». Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно - то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» - пенсионеров, инвалидов, сирот. Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете» 4 июля.

Что такое экстремизм и экстремистская деятельность и виды ответственности

Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Однако экстремизм, как явление, вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.
Виды экстремизма: политический, национальный, религиозный.
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. ФЗ-114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправками, внесенными в названный Закон 25 декабря 2012 года, к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Административная ответственность – наступает за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного деяния, характеризующегося более низкой общественной опасностью, чем преступление. Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).
К нацистской атрибутике и символике могут быть отнесены знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Административно наказуемым является и сбыт, изготовление или приобретение с целью сбыта такой символики.
Символика экстремистской организации – официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Производство и распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (ст. 20.29 КоАП РФ).
Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. К подобным материалам относятся труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности - уголовная. Основанием для уголовной ответственности является совершение преступления, т.е. противоправного, общественно опасного деяния (действия или бездействия), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность. Данный вид ответственности связан с наиболее серьезными правоограничениями для лиц, к ней привлекаемых, вплоть до лишения свободы на определенный срок.
1) Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
2) Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием средств массовой информации.
3) Статья 282.1 УК РФ устанавливает ответственность за организацию и за участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество – организованная группа лиц для подготовки или совершения вышеуказанных преступлений экстремистской направленности.
4) Статья 282.2 УК РФ устанавливает ответственности за организацию деятельности экстремистской организации.
Кроме этого, Уголовным кодексом РФ в ряде статей установлена уголовная ответственность за совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (например: ст. 105 ч. 2 п. «л» – умышленное убийство, ст. 111 ч. 2 п. «е» – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст. 116 ч. 2 п. «б» – побои, и др.).
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
В случае если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрена отдельная ответственность за высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.
Таким образом, должностные лица несут ответственность не только за экстремистскую деятельность, осуществляемую ими как гражданами государства, но и за непринятие мер по пресечению указанной деятельности, в рамках их компетенции.

Заместитель прокурора Варненского района юрист 1 класса И.А. Багаутдинов

Понятие «экстремизм» происходит от латинского слова extremus, что означает «крайний». Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.

Например, проводится массовая разрешённая демонстрация протеста против определённого решения власти города и т. д. Это - законное право граждан на выражение своего мнения. Но если эта демонстрация сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки (поджоги автомашин, погромы магазинов, нападение на граждан или представителей охраны порядка), это уже противоправные экстремистские действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные.

Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан, в снижении уровня защищённости их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. Всё это может привести к тяжёлым социальным последствиям, создавая повышенную напряжённость в обществе.

Наиболее уязвимы и подвержены влиянию экстремистской идеологии не учащиеся и не работающие подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно-значимых интересов.

Вступление в экстремистскую организацию или в террористическое формирование во многом является следствием отсутствия чётко сформулированной цели жизни, а также экономических надежд.

В российском законодательстве определение экстремизма содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».

Приведём текст из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения...
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

На основе приведённых в Федеральном законе положений можно выделить три направления экстремистской деятельности.

  1. Физическое осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам.
  2. Распространение в обществе экстремистских идей, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни.
  3. Финансирование экстремистской деятельности.

Особенно опасна экстремистская деятельность, связанная с угрозой материальным объектам культуры, частной собственности и, главное, жизни людей. Часты сообщения средств массовой информации о беспорядках в ходе демонстраций, вандализма по отношению к средствам личного и общественного транспорта, даже к памятникам. Так, в 1997 г. члены одной из молодёжных организаций взорвали памятник Николаю II в подмосковном селе Тайнинское и мемориальную плиту в память гибели императорской семьи на Ваганьковском кладбище. Виновники этих событий понесли наказание по статье Уголовного кодекса «Вандализм».

В 2008 г. были осуждены члены другой экстремистской группы, существовавшей под видом неформального клуба военно-спортивного клуба, который нигде не был официально зарегистрирован, за совершение взрывов на Черкизовском рынке и в других общественных местах. Эти взрывы, к сожалению, пример того, как экстремизм находит выражение в своей крайней форме - терроризме. Осуждённые получили различные сроки наказания, в том числе четверо из них - пожизненное заключение.

Такой вид экстремистской деятельности как распространение в обществе экстремистских идей в настоящее время получил широкое распространение с помощью Интернета. В последние годы усилилась роль использования Интернета как средства пропаганды экстремистских и террористических идей. Через «всемирную паутину» экстремисты открыто вербуют новых сторонников, помещают игровые ролики, общаются друг с другом, пропагандируют символику, в том числе ксенофобскую и фашистскую. Многие экстремистские организации в мире имеют свои сайты (по оценкам экспертов их свыше 500), посредством которых распространяется преступная идеология, направленная на расшатывание общественного порядка и государственной власти.

Третий вид экстремистской деятельности - финансирование - осуществляется в форме оказания финансово-материальной помощи экстремистским организациям или их участникам при изначальной осведомлённости о том, что передаваемые средства будут использоваться в интересах организации и осуществления экстремистской и, возможно, террористической деятельности. Финансирование экстремистов может идти даже из-за рубежа через каналы спецслужб различных стран, заинтересованных в нестабильности в Российской Федерации.

Выводы

  1. Экстремистская деятельность создаёт повышенную напряжённость, так как служит возбуждению социальной, расовой, национальной и религиозной розни в обществе.
  2. Подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно значимых интересов наиболее подвержены влиянию идеологии терроризма.
  3. Терроризм является крайней формой экстремизма.

Вопросы

  1. Какие существуют виды экстремистской деятельности и в чём их различия?
  2. Какие категории людей наиболее подвержены воздействию экстремистской идеологии?
  3. Какая существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом?

Задание

Проанализируйте приведённые действия, связанные с экстремистской деятельностью, и подготовьте сообщение о значении экстремистского мышления для вовлечения в террористическую деятельность.

Дополнительный материал к § 15

Пути распространения экстремистских идей

Экстремизм бывает не только в виде массовых беспорядков, но и «словесный», в виде пропаганды - распространения экстремистских идей, таких, как превосходство либо неполноценность граждан по их отношению к религии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию. Форма «словесного» экстремизма - уничижительные и/или оскорбительные характеристики членов той или иной религиозной, социальной, расовой, национальной, языковой группы.

«Словесный» экстремизм проявляется и в виде информационного воздействия на людей, которые вовлекаются таким образом в экстремистскую деятельность.

Террористическим актам, как правило, предшествуют публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, а исполнители террористических актов были привлечены к исполнению этих действий. Экстремистская агитация может рассматриваться как форма насилия над личностью, так как она с помощью определённых информационных технологий заставляет человека совершать антиобщественные поступки, противные человеческой природе, морали, религиозным установлениям. Ярким примером такой экстремистской агитации является превращение человека в террориста-смертника. Но при внимательном рассмотрении таковыми являются все формы и виды экстремистской агитации.

И пропаганда, и даже написанный на заборе лозунг «Уничтожить (кого-либо)!» - это идеи, облечённые в слова. Идеи сами не перемещаются, а распространяются через книги, брошюры, магнитофонные записи, компакт-диски, радио, телевидение, Интернет. И через действия - публичные призывы к реализации этих идей в форме проповедей или речей, заявлений или публикаций в средствах массовой информации или иным образом.

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, - постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна. Потому что ксенофобия и расизм в отношении иностранцев нередко приобретают масштабы социальных явлений, а ряд убийств и случаев жестокого обращения вызывает большую обеспокоенность ростом деструктивной агрессии в социуме. Противодействие экстремизму - одна из главных задач любого государства. Это залог его безопасности.

Понятие "экстремизм"

Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм - в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе "предельный", "критический", "невероятный", "крайний". Экстремизм - это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.

Характеристика экстремизма

Одновременная приверженность к крайним действиям и взглядам возможна в любой сфере общественной жизни. Каждое преступление - это также крайняя степень антисоциального поведения, острая форма социального конфликта, выход за нормы, но мы же не называем всю преступность экстремизмом. Потому что эти понятия разные. Под экстремизмом следует понимать четко определенное явление. Некоторые исследователи определяют экстремизм как привязанность, преданность крайним мерам и взглядам (как правило, в политике). Они отмечают, что экстремизм проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности: политике, межнациональных и межэтнических отношениях, религиозной жизни, экологической сфере, искусстве, музыке, литературе и др.

Кто такой экстремист?

Понятие "экстремист" часто ассоциируется с лицом, которое использует и защищает насилие в противовес общепринятым нормам общества. Иногда так называют людей, которые пытаются навязать свою волю социуму с помощью силы, но не так, как правительство или конституционное большинство. Существует и другое мнение, согласно которому экстремизм - это не просто и не всегда течение, которое отождествляется с насильственным фактором. Например, английский исследователь в своей работе замечает, что политика ненасильственной борьбы (сатьяграха) Махатмы Ганди в Индии является примером нового типа экстремизма. Итак, экстремизм можно рассматривать как способ радикального возражения против не только законодательных правил, но и общественных норм - установленных правил поведения.

Молодежный экстремизм

Юношеский экстремизм в России - явление относительно новое, в отличие от Британии, в которой оно появилось еще в 50-60-х годах XX в. Это предопределяет недостаточный уровень разработанности данной темы в юридической литературе. На наш взгляд, существует ряд нерешенных проблем, связанных с исследованиями и предотвращением преступлений экстремистского характера, совершаемых молодежью в составе группы. Экстремизм в молодежной среде постоянно набирает обороты. Это, например, такие движения, как скинхеды, антифа.

Преступность и экстремизм

Преступный экстремизм - это противоправное, общественно опасное деяние лица или группы лиц, направленное на достижение своих целей (цели), основанное на базе крайних идеологических, политических и других взглядов. Следуя такому пониманию, вполне обоснованным будет утверждение о том, что практически каждое преступление и является проявлением экстремизма. Преступность, связанную с проявлением различных его форм, невозможно рассмотреть в полной мере без исследования экстремизма как негативного социального фактора и его соотношения с механизмом государственной власти и социального управления.

Расово-националистический экстремизм

Как подтверждают исследования социальной действительности, одним из распространенных типов является национальный экстремизм. Как правило, это проявление крайних взглядов в сфере и по поводу взаимного сосуществования различных этносов и рас. Одним из составляющих объекта указанных посягательств являются именно этносы во всем их разнообразии, а не нации, как часто отмечается в публицистических, научных и других источниках. Экстремизм известен человечеству с давних времен, с тех пор, когда власть над окружающими людьми начала приносить материальные выгоды и поэтому превратилась в предмет стремлений отдельных индивидов. Они пытались достичь вожделенной цели любыми средствами. При этом их не смущали моральные принципы и барьеры, общепринятые правила, традиции, интересы других людей. Цель всегда и во все времена оправдывала средства, а персоны, которые стремились к вершинам власти, не останавливались даже перед использованием самых жестоких и варварских мер, включая уничтожение, открытое насилие, терроризм.

Историческая справка

Экстремизм существовал со времен появления организованного общества. В разные периоды он представал в разных формах. В частности, в Античной Греции экстремизм был представлен в форме нетерпимости к другим народам. Так, в произведениях известных древнегреческих философов Аристотеля и Платона наблюдается употребление названия "барбара" (barbarus) или "варвары" относительно соседних народов. Этим они проявляли к ним неуважение. Римляне употребляли это название ко всем народам негреческого или неримского происхождения, но в конце существования Римской империи слово "варвар" начали употреблять в контексте различных Такая же тенденция наблюдалась и в древнем Китае, когда соседи Поднебесной воспринимались как дикие и жестокие племена иностранцев. Последние назывались "еде" ("карлики" и "собаки") или "сии" ("четверка варваров").

Специалисты в сферах социологии и юриспруденции считают, что причины экстремизма кроются в человеческой психологии. Он возник в момент образования государственности. Однако современный экстремизм в России обусловлен многими социальными, правовыми, политическими, религиозными, административными, экономическими и другими процессами, происходящими на определенном географическом пространстве в течение последнего столетия. Анализ специальной литературы по данной проблематике свидетельствует о том, что в любом государстве экстремизм имеет разные социальные и криминологические характеристики. Кроме этого, экстремизм, как и каждое общественное явление, характеризуется исторической изменчивостью.

Фактически все заговоры и мятежи, которыми богата как отечественная, так и мировая история, представляли собой, с точки зрения действующего в то время законодательства и существующего общественного устройства, не что иное, как своеобразные типы преступных группировок, которые стремились к достижению политических целей. Но одновременно были случаи групповых стихийно-импульсивных вспышек произвола, вандализма и насилия над личностью, а также существовали объединения преступной направленности. Мнение о том, что в двадцатые годы прошлого века организованная преступность (по крайней мере в современном ее понимании) не состоялась, вряд ли может быть признано правильным. Ведь исторические исследования свидетельствуют о наличии разветвленной структуры преступных группировок, например в дореволюционной и времен гражданской войны Одессе, причем указывается, что деятельность этих преступных экстремистских группировок имела характер и все признаки власти (наряду с губернаторской и французской оккупационной). Экстремизм и преступность - явления родственные. Только преступники стремятся к материальной выгоде или власти, а экстремисты отстаивают политические, религиозные или расовые убеждения, что тоже не исключает стремления к материальному.

Преступность в Советском Союзе как прародитель экстремистских движений в России

В течение двадцатых годов прошлого века во время реализации руководством Советского Союза так называемой новой экономической политики (НЭП) организованные преступные группировки действовали главным образом в сфере экономики. Прикрытие своей деятельности они осуществляли под видом псевдокооперативов и других подобных экономических структур. Общеуголовная преступность только восстанавливала свое влияние после жестких мер, принятых властями с целью вышеупомянутого прекращения грабежей и убийств.

Свертывание экономических преобразований в конце 20-х и в течение 30-х годов прошлого века возобновило доминирование общеуголовной организованной преступности. Этот же период характеризуется возникновением преступного сообщества "воров в законе", причем в науке и публицистике выражают различные предположения относительно его формирования - от стихийного возникновения до преднамеренного создания органами государственной безопасности в местах лишения свободы с целью обеспечения противовеса возможным объединениям политических заключенных и контроля за ними. Во времена Второй мировой войны и в послевоенные годы произошел второй всплеск организованной преступности в форме бандитизма. В научных исследованиях, в которых указано, что организованная преступность не является новым феноменом для общества, говорится о ее появлении в 50-х годах... Для борьбы с бандами привлекались воинские части, в органах внутренних дел были созданы специальные подразделения по борьбе с бандитизмом, которые успешно действовали до середины 50-х, когда уровень бандитизма в результате принятых властью жестких мер существенно снизился, и подразделения были ликвидированы.

Вскоре появились тезисы о вымирании преступности при социализме и ликвидации профессиональных уголовников и бандитизма в СССР. Последние постулаты, доминирующие в криминологии советских времен, фактически скрывали реальную постепенную латентизацию организованной преступности общеуголовной направленности, зарождение на фоне деформации экономических отношений организованной преступности экономической или, как ее долгое время называли ученые, "хозяйственно-корыстной" направленности.

Молодежные движения в США и СССР

В 60- х годах ХХ ст. в США возникло новое молодежное течение, которое тесно связано с музыкальными группами. Экстремизм в молодежной среде берет начало именно с этих пор. Члены нового движения получили название хиппи, или "дети цветов". В конце 70-х - начале 80-х подобное явление возникает и в СССР. Хиппи в США проявили себя довольно жизнеспособной силой во время борьбы с ретроградами и консерваторами. В отличие от американских "детей цветов", которые протестовали, боролись с войной, продолжавшейся во Вьетнаме, советские хиппи боролись против коммунистической репрессивной системы. В противовес властной системе советская молодежь создавала свою. С середины 70-х годов в Штатах приходит в упадок.

Движение молодежи в СССР, по сути, стало родоначальником всех последующих молодежных трендов, в том числе и экстремистских.

Следующая волна экстремистской организованной преступности наметилась на территории уже в конце ХХ в. вследствие известных социальных потрясений и общественных преобразований. Этому в значительной степени способствовали такие факторы, как выход на волю значительного количества заключенных, разрушение старых полицейских структур, малая численность и низкая новых, упадок экономической сферы, девальвация устоявшихся социальных ценностей, дезориентация общества. Рэкет и бандитизм захлестнули общество. Наряду с этим начали появляться различные молодежные движения: анархисты, металлисты, рэперы и т.п. В национальных субъектах федерации махровым цветом расцвел религиозно-политический экстремизм. Войны в Чечне ещё более усугубили ситуацию. стали представлять множество исламистских террористических группировок. Как реакция общества на это начали возникать различные националистические экстремистские движения славянского толка: скинхеды, нацболы, националисты и т.п. Ко всему этому в дополнение примешивалась бандитская и тюремная романтика. Спустя некоторое время в обществе начинает набирать обороты борьба с экстремизмом фашистского толка. Появляется движение «Антифа». Также происходит трансформация фанатских организаций футбольных клубов в группировки «ультрас». Идеология и принципы данного движения были позаимствованы в Британии (как и болельщиками практически всех футбольных клубов в мире). С середины 90-х экспансия бандитских общественных структур стала приобретать дерзкий характер. Организованные преступные группировки вступили в период бурного развития. Хорошее техническое оснащение и вооружение, налаживание международных связей ОПС и ОПГ сделали милицию фактически неконкурентоспособной с ними. Причины экстремизма и бандитизма 90-х годов связаны с социально-экономическими, политическими и военными потрясениями. Такое масштабное проявление экстремизма и бандитизма на просторах страны вынудило государственный аппарат принимать какие-то меры.

Двухтысячные годы

В XXI в. ситуация меняется с началом кризиса идеологий. Старые формы идеологической политики потеряли свою значимость. Прежде всего, это означает их перестройку, развитие и переход на новые формы. Власть смогла обуздать бандитизм и стала предпринимать мероприятия по профилактике экстремизма, особенно исламских течений. В новое десятилетие смело шагнули скинхеды, их оппоненты - «Антифа», националисты. Движение «ультрас» набрало ещё большие обороты. Противодействие экстремизму со стороны государства больше касалось исламских террористических организаций и организованной преступности. Это и понятно, так как они представляли наибольшую опасность. Поэтому профилактика экстремизма мало затронула славянские молодежные движения. В то же время идеологии приводит к образованию протестных движений. Он мобилизует разнообразные оппозиционные структуры, а именно активных меньшинств, целью которых является привлечение внимания общественности к определенным идеям и социальным проблемам. Здесь ведущую роль играет протест, а не контридеология. В ответ на это появляются провластные организации. Существует также потребительский экстремизм.

Мировые тенденции

В мире радикальные движения протеста направлены на изменение сознания человека. Итак, сейчас выделяют три основных вида таких движений: антиглобалисты, неоанархисты и энвайронменталисты. Антиглобалисты - сепаратистское движение за национальное освобождение и сохранение этнической уникальности. Неоанархисты выступают за сопротивление централизованному государственному аппарату снизу вверх и доминирование общества над государством. Энвайронменталисты, как отмечает английский исследователь Джон Шварцмантель, - это движение, направленное на решение одной из проблем - выживание. Оно направлено на критику просвещения и антропоцентризма, получивших высший уровень развития в индустриальном обществе, в котором человек постулируется как высшее существо в природе. Данные движения могут выступать в двух формах: как суперидеология будущего или узконаправленное экологическое движение. Борьба с экстремизмом отнимает много сил и времени у всех мировых спецслужб и органов правопорядка.

Типы экстремистских движений

Разграничивать экстремистские сообщества и преступные объединения, посягающие на личность и права граждан, следует по следующим признакам.

1) Экстремистское движение, созданное с целью осуществления преступлений, а также разрабатывающее планы и/или условия для их совершения.

Целью создания преступного объединения выступает само насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью, побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению других противоправных действий.

2) Экстремистское сообщество, созданное для совершения преступлений малой или средней тяжести.

Деятельность преступного объединения соединена с совершением преступлений всех степеней тяжести.

3) Экстремистское движение, созданное с целью подготовки к совершению преступлений экстремистского толка на основе идеологической, расовой, политической, религиозной или национальной ненависти.

Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Чисто преступное объединение может быть образовано по различным мотивам, которые не являются определяющими.

Итоги

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что современный экстремизм - одно из самых разрушительных явлений. Оно влияет не только на правосознание, но и вообще на образ мыслей и жизни людей. Для необходимых многочисленных реформ, проводимых сегодня практически во всех сегментах государства, экстремизм выступает весомой угрозой на пути достижения успеха. В связи с этим любые исследования в данном направлении не что иное, как просто попытка оценить ситуацию и разобраться в данном феномене, а с другой стороны - выработка эффективных мероприятий по нейтрализации наиболее опасных проявлений негативного течения. Профилактика экстремизма всех толков (в том числе провластного) является залогом успеха развития любого общества. Любые движения подобного рода начинаются с протеста. Когда в обществе сильно увеличивается масса протестного электората, атмосфера в нем накаляется. Появление экстремистских организаций - это уже следующий этап. По сути, в социуме срабатывает некий клапан. То есть таким способом сбрасывается напряженность. Однако существует определенный порог, за которым следует социальный взрыв. Борьба с экстремизмом не должна опираться только на силовые методы. Они, как правило, дают лишь временный эффект.

Рекомендуем почитать

Наверх