Экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Субсидии и компенсационные меры

Розница 28.10.2023

Столица расширит меры поддержки московских компаний-экспортеров. Соответствующее постановление приняли на заседании Президиума Правительства Москвы.

Как показывает анализ внешнеторговой практики, экспортировать продукцию московским предприятиям часто мешают высокие издержки на сертификацию товаров, получение патентов и свидетельств, а также на транспортную логистику.

Чтобы помочь предприятиям-экспортерам преодолеть эти сложности, введены новые субсидии :

— на получение патентов и свидетельств, сертификацию товаров и систем менеджмента (частичное возмещение затрат);

— на транспортировку товаров за пределы страны.

«Экспорт продукции — важнейшая отрасль Москвы. Предполагается компенсировать транспортные расходы экспортеров, а также удалить часть затрат на патентование и получение сертификатов при экспорте продукции», — сказал Сергей Собянин.

Условия субсидирования и отбор предприятий

Размер субсидий на сертификацию и защиту интеллектуальной собственности не может превышать 50 процентов выручки от реализации товаров за пределами России. Расходы на транспортировку каждой партии товаров могут быть компенсированы полностью, однако субсидия не может превысить 20 процентов от стоимости партии.

Установлены максимальные размеры субсидий для возмещения затрат:

— на сертификацию продукции, патентование и транспортировку (три миллиона рублей);

— на сертификацию менеджмента (500 тысяч рублей).

При отборе предприятий-претендентов на получение субсидий будут учитываться размер среднегодовой заработной платы работников, отношение налоговых отчислений к сумме запрашиваемой субсидии и доля доходов от экспорта в общем объеме выручки предприятия.

Эти льготы упростят выход на внешние рынки московским предприятиям, которые производят современную конкурентоспособную продукцию. « Для малого и среднего бизнеса это очень значимо, потому что выход на зарубежный рынок, поиск новых партнеров — это как раз самые первые затраты, которые несут предприниматели», — добавил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Алексей Фурсин.

Лидер по экспорту среди российских регионов

Москва занимает первое место среди регионов России по объему несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг. Он составляет 25 миллиардов долларов США. Это 18,7 процента от общероссийского показателя за 2017 год.

В столице работают больше пяти тысяч компаний-экспортеров , которые поставляют за рубеж 6184 товарные позиции (73 процента от числа товарных позиций, входящих в номенклатуру российского экспорта). По итогам 2017 года объем московского экспорта вырос на 20,9 процента (по сравнению с 2016 годом).

Основные экспортные товары Москвы — механическое оборудование, техника и приборы, автотехника, оптика и медицинская техника, моющие и чистящие средства, промтовары.

Крупнейшие экспортные рынки — Алжир, Белоруссия, Египет, Казахстан и Китай.

Не только субсидии

Кроме субсидий, московские компании-экспортеры получают информационно-консультационные услуги и поддержку в продвижении их продукции на международные рынки. Кроме того, в столице действует программа «Сделано в Москве» по организации коллективных стендов московских производителей на российских и зарубежных выставках.

Так, генеральный директор ООО «Тридекью» Диана Данилюк отметила, что благодаря участию в программе компания смогла продемонстрировать свою продукцию не только российскому, но и иностранному потребителю.

«В июле 2018 года мы впервые с коллективным стендом, сделанным в Москве, приняли участие в международной выставке “Иннопром” в Екатеринбурге. Программа “Сделано в Москве” помогает таким предприятиям принять участие в тех мероприятиях и выставках, в которых самостоятельное участие достаточно затруднительно. Это связано как с логистикой, с организационными сложностями, так и с платным участием», — сообщила она.

Также Диана Данилюк отметила, что на каждом из этапов реализации экспортного проекта очень важна информационная и консультационная поддержка, которую оказывает Правительство Москвы.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, то есть льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 4.3. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Р до Рd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S0 дo S1 и сокращение спроса с D0 до D1. В результате потребители несут потери (область а +Ь), а производители получают дополнительный выигрыш (область а+b+c+d+ е). Но чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (то есть налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1- D1) Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (Ь + с + d + e+f), а значит потери благосостояния страны в целом составят область (Ь + f) Однако в реальности эти потери будут еще большие. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортере увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (Ь +с+d+е+f)

Рисунок 4.3

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин


Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах

(Agreement on Subsidies and Countervailing Measures)

Действие Соглашения распространяется на субсидии, предоставляемые страной - членом ВТО в лице ее правительства или органов государственной власти (далее – государство).

Цель Соглашения является не чрезмерное ограничение права правительства страны – члена ВТО на предоставление отечественным предприятиям и организациям субсидий, а запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран.

Субсидия имеет место, когда выполняются два условия:

1) государство осуществляет меры:

По финансовому содействию в форме:

· прямых переводов денежных средств (в т.ч. дотаций, займов, покупки акций) или обязательств по их переводу (в т.ч. гарантий по займам);
· отказа от взимания или невзимания платежей, поступающих в доход государства (в т.ч. в форме предоставления налоговых льгот);
· льготного или безвозмездного предоставления государством товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, либо льготного приобретения товаров или услуг;
· осуществления платежей в механизм финансирования;

По поддержанию доходов или цен в любой форме, когда прямым или косвенным результатом является увеличение экспорта какого-либо вида продукции с территории этого государства или сокращение импорта такого вида продукции на территорию этого государства;

2) вследствие этого обеспечивается получение какой-либо выгоды.

Положение о получении выгоды является основным при определении того, представляет ли конкретная мера субсидию или нет. В общем можно считать, что любая мера правительства по оказанию финансового содействия, которая несовместима с коммерческими соображениями, обеспечивает получение выгоды.

Принципиально новым моментом является понятие специфичности субсидий. Субсидия является специфической, если:

Она предоставляется конкретному предприятию или конкретной отрасли экономики либо конкретной группе предприятий или отраслей (далее – определенные предприятия);
и
- орган, предоставляющий субсидию, или законодательство, в соответствии с которым этот орган действует, четко ограничивает доступ к субсидии только для определенных предприятий.

В Соглашение включено положение, имеющее важное значение для решения вопросов, связанных с созданием на территории страны - члена ВТО особых экономических зон, зон экономического развития и т.п.: субсидия считается специфической, когда доступ к ней ограничен для определенных предприятий, расположенных в конкретно обозначенном географическом регионе, который находится под юрисдикцией субсидирующего органа.

Необходимо отметить, что любая экспортная или импортозамещающая субсидия является специфической.

Субсидия не является специфической там, где установлены объективные критерии или условия, определяющие право на получение субсидии и ее размер, при этом указанное право должно быть автоматическим, а объективные критерии и условия строго соблюдаться. Критерии или условия считаются объективными, если они:

Являются нейтральными;
- не создают преимуществ для определенных предприятий по сравнению с другими;
- носят экономический характер;
- являются горизонтальными по способу применения.

Например, к таким критериям и условиям может относиться число наемных работников или объем производства предприятия. Необходимо отметить, что такие объективные критерии или условия должны быть сформулированы в соответствующем законе, норме или в другом официальном документе таким образом, чтобы гарантировать возможность их проверки.

Соглашением установлены две категории субсидий: запрещенные и разрешенные субсидии.

Запрещенные субсидии

К субсидиям, которые запрещены к применению в странах - членах ВТО, относятся:

Экспортные субсидии, т.е. субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспортных поставок. В их числе:
· прямое субсидирование экспортных поставок;
· предоставление для выпуска экспортной продукции субсидированных факторов производства;
· полное или частичное освобождение предприятий - экспортеров от уплаты прямых налогов за экспортные поставки;
· осуществление правительственных программ предоставления гарантий по экспортным кредитам и страхования таких кредитов с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам;
· предоставление экспортных кредитов по более низким ставкам по сравнению со ставками коммерческих кредитных учреждений и др.

Иллюстративный перечень экспортных субсидий приведен в приложении I к Соглашению;

Импортозамещающие субсидии, т.е. субсидии, направленные на стимулирование использования товаров отечественного производства вместо импортных товаров.

Любая запрещенная субсидия рассматривается как специфическая.

Для компенсации воздействия запрещенных субсидий затронутая страна - член ВТО может по результатам расследования вводить компенсационные пошлины или обратиться к системе разрешения споров, действующей в рамках ВТО.

Разрешенные субсидии

Все остальные субсидии относятся к разрешенным, которые делятся на две группы:

Субсидии, дающие основание для проведения расследований («желтые» субсидии). К таким субсидиям относятся специфические субсидии, которые оказывают неблагоприятное воздействие на интересы других стран - членов ВТО в форме:
· причинения материального ущерба отрасли экономики импортирующей страны - члена ВТО, который может являться основанием для проведения этой страной соответствующего расследования с целью введения компенсационной пошлины на субсидированный импорт;
· аннулирования или сокращения выгод, получаемых прямо или косвенно другими странами - членами ВТО по ГАТТ 1994, в частности, выгод от тарифных уступок, закрепленных в национальных перечнях уступок;
· причинения или угрозы причинения серьезного ущерба интересам другой страны - члена ВТО. Серьезный ущерб считается существующим в случае:
если общий уровень субсидирования импортируемого вида продукции превышает 5% от стоимости;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет отрасль экономики;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет предприятие, причем эти субсидии не должны представлять однократные меры, которые являются разовыми и не могут повторяться для данного предприятия и которые принимаются только для того, чтобы дать время для осуществления долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;
прямого списания задолженности государству и государственных субсидий на погашение задолженности.

Затронутая страна - член ВТО может вводить по результатам расследования компенсационные пошлины или обратиться к процедуре разрешения споров, действующей в рамках ВТО;

Субсидии, не дающие основания для проведения расследования. К таким субсидиям относятся все субсидии, не являющиеся специфическими, а также некоторые специфические субсидии.
Следует отметить, что положения Соглашения о субсидиях, не дающих основания для проведения расследований, потеряли силу по состоянию на 1.01.2000 г.
Компенсационные меры могут быть приняты лишь по результатам расследования, проводимого соответствующими органами импортирующей страны.

Инициирование расследования

Расследование проводится по письменному заявлению отрасли экономики импортирующей страны или от ее имени (аналогично тому, как это проводится в случае антидемпингового расследования).

В заявлении должны быть обязательно приведены достаточные доказательства существования:

Субсидии и, по возможности, ее размеры;
- материального ущерба, под которым понимается ущерб отрасли экономики импортирующей страны или угроза причинения такого ущерба либо существенная задержка в развитии такой отрасли экономики;
- причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и предполагаемым ущербом.

Однако при особых обстоятельствах решение об инициировании расследования может быть принято соответствующими органами импортирующей страны – члена ВТО и без получения заявления от отрасли отечественной экономики или от ее имени. Для этого органа должны иметь доказательства наличия субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними, достаточные для обоснования инициирования расследования.

Проведение расследования

Следует отметить, что расследование немедленно прекращается, когда:

Размер субсидии является минимальным (de minimis) и составляет менее 1% стоимости;
или
- объем субсидированного импорта либо материальный ущерб незначителен.

Определение материального ущерба должно основываться на прямых доказательствах и включать объективное расследование:

Объема субсидированного импорта и его влияния на цены внутреннего рынка импортирующей страны на виды продукции, подобные субсидированным;
или
- последствий такого импорта для производителей подобных видов продукции в импортирующей стране.

Порядок участия в расследовании экспортеров и других заинтересованных сторон, сроки проведения расследований – как и в случае антидемпинговых расследований.

Добровольные обязательства

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационных мер (временных мер или компенсационных пошлин), если будут получены добровольные обязательства, удовлетворяющие страну, проводящую расследование:

От правительства экспортирующей страны-члена ВТО: об отмене или ограничении субсидии либо о принятии других мер, касающихся последствий предоставления субсидий;
или
- от экспортера: о согласии пересмотреть свои цены таким образом, чтобы устранить неблагоприятные последствия предоставления субсидии.

Компенсационные меры

По результатам расследования органы расследования импортирующей страны принимают решения о введении следующих компенсационных мер:

Временных мер в форме временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или залогами на сумму, равную предварительно рассчитанной величине субсидирования. Временные меры вводятся с целью предотвращения материального ущерба, который может быть нанесен субсидированным импортом в период проведения расследования.
Срок, на который вводятся временные меры, не превышает 4 месяцев;

Компенсационных пошлин.
Решение о введении и о размере компенсационной пошлины принимается органами власти импортирующей страны-члена ВТО.
Компенсационной пошлиной, вводимой в отношении какого-либо вида продукции, на недискриминационной основе облагается импорт такого вида продукции из всех источников, по которым в ходе проведенного расследования установлено, что эти источники пользовались субсидиями, в результате чего причинен материальный ущерб; при этом импорт из каждого источника облагается индивидуальной компенсационной пошлиной.
Размер компенсационной пошлины, взимаемой с субсидированного импортируемого товара, не должен превышать установленный размер субсидии в пересчете на единицу субсидированного и экспортированного товара.
Срок, на который вводится компенсационная пошлина, и ее размер определяются необходимостью противодействия субсидированию, которое причиняет ущерб. Пошлина не может вводиться на срок, превышающий пять лет с даты ее введения. Но этот срок может пересматриваться органами расследования импортирующей страны в сторону увеличения, если для этого имеются объективные основания.

Ставка временных и компенсационных пошлин прибавляются к ставкам таможенных пошлин, применяемых в импортирующей стране к товарам, которые аналогичны субсидированным товарам.

Временные меры и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая поступает для внутреннего потребления в импортирующей стране после того, как соответствующие решения о введении таких мер или пошлин вступят в силу.

Что касается положений Соглашений, относящихся к информации о расследовании и возможности срочного рассмотрения административных действий, связанных с принятием окончательных решений по результатам компенсационных расследований, то они аналогичны таким же положениям Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ 1994 (Антидемпингового кодекса).

В Соглашении содержатся положения о специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран - членов ВТО.

Споры между странами-членами ВТО, возникающие в связи с предоставлением субсидий, рассматриваются в соответствии с положениями Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешения споров, с учетом особых и дополнительных правил и процедур, предусмотренных в Соглашении.

Экспортные субсидии - это финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом производителю экспортного товара. Экспортные субсидии принимают различные формы:

прямой перевод денежных средств;

обязательства по переводу таких средств;

отказ от получения причитающихся государству доходов;

льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг;

льготное приобретение товаров;

поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из названных выше функций.

К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, применение которых ограничено определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей, создает для них обоснованные преимущества в сравнении с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта либо замещением импорта.

Производственные субсидии по сравнению с таможенными тарифами имеют преимущества, заключающиеся в том, что они стимулируют развитие национального производства и не вызывают абсолютного сокращения потребления, поскольку не повышают уровень внутренних цен выше мировых.

Оборотной стороной экспортных субсидий являются компенсационные импортные пошлины, которые предоставляют страны, куда устремляются экспортные потоки товаров и услуг.

Компенсационные пошлины - это ответная реакция на экспортные субсидии, которые вызывают обострение напряженности в международной торговле. В результате использования компенсационных импортных пошлин экспортирующая страна не субсидирует национальный экспорт, а, наоборот, финансирует бюджет импортирующей страны. Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. Специальное антидемпинговое законодательство характеризует экспортные субсидии как «нечестную» конкуренцию. В связи с этим было принято Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам («Кодекс по субсидиям», 1993 г., Уругвайские многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ).



«Кодекс по субсидиям» предусматривал создание нормальных условий конкуренции на мировом рынке, ликвидацию так называемых запрещенных экспортных субсидий. Однако это не решает проблем, ибо имеются способы государственного субсидирования отечественного экспорта в обход ВТО (до 1995 г. ГАТТ).

Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939-1945) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортных и экспортных квот, добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

Нетарифные барьеры - одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.

К нетарифным барьерам относят:

стандарты качества;

санитарные ограничения;

требования к экологическим характеристикам оборудования;

ограничения выпуска лицензий на импорт;

административные запреты на продажу некоторых видов продукции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

Внешнеторговые ограничения, нацеленные на прямые ограничения импорта для защиты определенных отраслей отечественного производства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экспортные ограничения и др.

Административные ограничения - технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.

Косвенное воздействие на внешнюю торговлю - лицензии, квоты (контингенты).

Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров. Лицензии бывают двух типов:

автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени;

неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товаров с указанием его количества, стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером). Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт - это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического давления на страну-импортера. Выделяют два вида импортных квот:

абсолютная квота - количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

тарифная квота - разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная - способ количественных ограничений экспорта товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экспортных цен и, следовательно, доходов от экспорта. Иногда экспортные квоты нацелены на обеспечение предложения благ на внутреннем рынке, чтобы предотвратить чрезмерный рост цен на них внутри страны. Экспортная квота применяется и как количественный показатель, показывающий роль экспорта товаров и услуг для экономики страны, отраслей и предприятий. В последнем десятилетии XX в. доля экспорта в ВВП США и Японии составляла немногим более 10%, Великобритании и Франции - около 24, Германии - 34, Бельгии - 70%,

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

внутренние цены поднимаются выше мировых;

ограничивается предложение импортных товаров. Но квоты отличаются от тарифа в двух аспектах.

Во-первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к нарастанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При тарифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижаются вслед за мировыми.

Во-вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требу-

ется одно - платить таможенную пошлину. В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:

Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повышать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяющие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицензионных льгот проще, нежели введения тарифов.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпочтительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирования сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Экономические последствия введения импортной квоты можно проиллюстрировать на рис. 15.3.

Из рис. 15.3 вытекают следующие выводы.

Ухудшилось благосостояние потребителей, поскольку в результате введения квоты на импорт растут цены, сокращая тем самым потребительский излишек на величину области («a +b + c + d + e»).

Повысилось благосостояние производителей, поскольку в результате повышения цен они увеличили объемы выпуска. Их дополнительный выигрыш составил область «а».

Квота

Область («с + d») представляет собой наценку на разрешенный импорт и означает перераспределение доходов от потребителей (своего рода трансферт) в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.

Доля ущерба потребителей («a + b + с + d + е») компенсируется выигрышем производителей - «а» и теми, кто выдает лицензии («с + d»). Чистые потери благосостояния нации составляют область («b + е»).

Чистые потери благосостояния страны при введении квот могут быть выше в сравнении с чистыми потерями при введении импортного тарифа в двух случаях:

когда квота вызывает монопольную власть национального производителя либо иностранной фирмы-импортера продукции;

когда импортные лицензии размещаются неэффективно.

Выделяют следующие методы размещения импортных лицензий:

открытый аукцион: государство предоставляет лицензию фирме, которая предлагает за нее наибольшую цену;

система явных предпочтений: правительство предоставляет импортные лицензии более престижным фирмам в объеме, который соответствует их доле в суммарном объеме накануне введения квот;

«затратный метод»: лицензии выдаются фирмам, которые располагают большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) - это разновидность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая навязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой более значительных мер торговой политики со стороны своих партнеров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышленности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые преимущества в торговой политике. Во-первых, они менее заметны для на

циональных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт. В связи с этим покупатели относятся к ним более благожелательно. Во-вторых, при добровольных экспортных ограничениях иностранные фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта. Следовательно, зарубежные партнеры в определенной степени могут возместить понижение размеров экспорта посредством роста цен на него.

Добровольные экспортные ограничения стали использоваться с 50-х гг. XX в. в торговых отношениях между США и странами Европы, с одной стороны, и Японией - с другой, по поводу текстильных товаров. Затем этот вид нетарифных ограничений стал применяться и новыми промышленно развитыми странами.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относятся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг - продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по которой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране-изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкуренции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта. Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

продажей по высоким ценам других товаров;

реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;

получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

В 1967 г. в рамках ГАТТ (ныне ВТО) был принят международный антидемпинговый кодекс, регламентирующий процедуру выявления и доказательства демпинга, а также способы компенсации нанесенного ущерба фирмам импортирующей страны, выпускающей аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая сторона может внести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. В антидемпинговом законодательстве, принятом в Австрии в 1962 г., впервые определен количественный показатель товарного демпинга, согласно которому экспортная цена считается демпинговой, если она ниже по меньшей мере на 20% в сравнении с ценами на внутреннем рынке или на 8% ниже мировой цены. Демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется для ее укрепления. Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС) предусмотрены меры против демпинга, в частности антидемпинговые пошлины.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спадов, т. е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости. Различают следующие виды демпинга:

постоянный демпинг отражает долговременную тенденцию фирм-монополистов извлекать монопольную прибыль посредством реализации товаров по более высоким ценам на отечественном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока конкуренция зарубежных фирм;

спорадический демпинг выступает в виде нерегулярной реализации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравнении с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

хищнический демпинг представляет собой временную реализацию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производства. Использование этого вида демпинга преследует цель устранить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну либо вывоза из какой-либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам. Торговое эмбарго может распространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, наносит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем. Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экспорта своих товаров.

Для стимулирования экспорта в практике международной торговли используются финансовые методы, значительная часть которых основана на прямом или косвенном субсидировании правительством национальных экспортеров. Применение финансовых методов в значительной степени ограничено, поскольку многосторонние договоренности в рамках ВТО считают их средством недобросовестной конкуренции на рынке. Однако большинство стран мира используют различные формы финансирования, которое осуществляется через усложненные схемы. Это позволяет снижать цену экспортных товаров и повышать за счет этого, их конкурентоспособность на мировом рынке. К источникам финансирования экспорта относятся: государственный бюджет; околоправительственные учреждения (банки, фонды, союзы); частные экспортеры; банки, обслуживающие частных экспортеров .

наиболее Распространенными финансовыми методами нетарифного регулирования являются: субсидирование; экспортное кредитование; специальные импортные процедуры. Рассмотрим их подробнее.

Субсидирование

Субсидии является обычным и широко распространенным инструментом реализации экономической политики правительств, который используется для решения широкого спектра проблем и достижения разнообразных целей, обусловленных особенностями социально-экономического развития стран. Они применяются для:

Выравнивание производственных, экономических и социальных условий отдельных регионов страны;

Поддержки занятости, содействие подготовке и переподготовке кадров и прогрессивным изменениям в структуре рынка труда;

Внедрение комплексных экономических и социальных программ, направленных на ускорение развития в развивающихся странах; содействие реструктуризации определенных секторов экономики с целью достижения целей социальной политики;

Поддержки научно-исследовательских программ; поддержки становления новых отраслей и экспортных производств, содействие привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры и т.д.

Согласно с трактовкой, что приведенное в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (СКЗ), субсидия - это "финансовый вклад правительства и какого-либо государственного органа" и "льгота, полученная в связи с этим".

Субсидия - финансовая или иная экономическая поддержка в любой форме, осуществляется правительством стран - участниц внешнеторговых операций, и которая может предоставляться индивидуально, отдельной отрасли, отдельного региона или неопределенной группе лиц (физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев.

Субсидирование обычно концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно наибольших масштабов субсидирования вступает в торговле сельскохозяйственными товарами.

Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применения в соответствии с Соглашением СКУ. Классификацию субсидий приведены на рис. 6.3.

Наибольшее влияние на развитие международной торговли экспортные субсидии. Основная задача экспортных субсидий - расширение экспортных рынков, увеличении сбыта и искусственное повышение конкурентоспособности экспортных товаров, которое решается путем использования средств национального бюджета. То есть, субсидирование - это д экспортным секторам путем перераспределения средств плательщиков (населения и предприятия других отраслей) через госбюджет.

Таблица 6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СУБСИДИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Вид субсидий

Характеристика

3 точки зрения механизмов осуществления поддержки

Прямые субсидии

Непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом совершения экспортной операции или производства товара. Они равны разнице затрат экспортера или производителя и полученного ими дохода

Косвенные субсидии

Форма скрытого дотирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возврата предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования. Эти субсидии могут касаться как экспортных так и импортных товаров

Перекрестные субсидии

Дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет другой отрасли или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен.

3 точки зрения держателей субсидий

Внутренние субсидии

Различные формы субсидирования производителей товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскированное субсидирования

Экспортные субсидии

Бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по цене ниже, чем на внутреннем рынке, и увеличивать тем самым экспорт

3 точки зрения объекта субсидирования

Субсидирование затрат

Дотирование используемых материалов, затрат на зарплату, проведения исследований, создания и использования инфраструктуры

Субсидирование товара (продукта)

Прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства или экспорта

Субсидирование потребления

Субсидирование использования отходов или местного сырья и компонентов

Субсидирование перестройки структурного производства

Субсидии на сокращение площадей под той или иной сельскохозяйственной культурой

Субсидирование отдельных регионов

Субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам

3 точки зрения законности применения в соответствии с Соглашением СКУ

"Запрещены" субсидии"

Обусловлены показателями экспортной деятельности или преимущественным использованием отечественных товаров перед импортными. В отношении таких субсидий предусматривается специальный порядок урегулирования споров, основными чертами которого являются: ускоренное рассмотрение дела органом решения споров (ОРС) и безусловной отмены субсидий, признанных "запрещенных"

Вид субсидий

Характеристика

Субсидии, "которые дают основания для принятия мер"

В случае, если субсидии вызывают негативные последствия, а именно:

Вред национальной экономике импортирующего государства - члена ВТО;

- "исчезновение" или поражения выгод, которые прямо или косвенно изымаются государствами-членами по ГАТТ-94;

Серьезный ущерб интересам других государств - членов ВТО

Субсидии, "которые не дают оснований для применения мер*

Субсидии, которые не подпадают под одну из трех следующих категорий помощи:

Помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75 % от их стоимости после начала производства);

Помощь, которая предоставляется в рамках программ регионального развития;

Помощь, которая способствует адаптации имеющегося оборудования в новых экологических требований

Следствием предоставления экспортных субсидий является расширение продажи товаров на внешнем рынке при падении цен на него. Побочным эффектом экспортного субсидирования, если оно непосредственно осуществляется в зависимости от показателей экспорта, может быть рост цен на внутреннем рынке, которое происходит вследствие переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Для страны-экспортера субсидирование - это дополнительные бюджетные расходы. От субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеров; экономика стран всегда терпит чистых потерь. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере, то есть утечка средств из страны.

Перечень запрещенных экспортных субсидий согласно Приложения И Соглашения к СКУ включает следующее:

Прямые субсидии, которые зависят от результатов экспорта;

Схемы удержания валюты, включая выплату премий за экспорт;

Льготные внутренние расценки на транспортировку и фрахт при экспортных отгрузках;

Предоставление правительством, прямо или косвенно, товаров или услуг для использования в производстве экспортных товаров на условиях более выгодных, чем при предоставлении аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров или услуг для производства товаров для внутреннего потребления, если (в случае товаров) такие условия являются более выгодными, чем коммерческие условия, доступные экспортерам на мировом рынке;

Исключения (освобождение, уменьшение или отсрочка) с прямого налогообложения (например, налоги на заработную плату, на прибыль связан с экспортом, процентные выплаты, роялти, налоги на недвижимое имущество) или с социальных выплат;

Специальные отчисления, прямо связанные с экспортом или его показателями, которые превышают вычеты, предоставляемые в отношении производства для внутреннего потребления и которые применяются при расчете базы для начисления прямых налогов;

Исключение или уменьшение косвенных налогов (например, НДС, акцизы, налоги с продаж, налоги на оборот, франчайзинг, гербовые сборы и т.д.) по продукции, продаваемой на экспорт, если оно превышает такое освобождение или уменьшение по такой же продукции, что продается на внутреннем рынке;

Исключение или уменьшение или отсрочка уплаты кумулятивных косвенных налогов предварительной стадии, то есть налогообложение товаров и услуг, которые используются прямо или косвенно в производстве экспортных товаров, на разных последовательных стадиях производства;

Уменьшение или возврат сборов, связанных с импортом (например, тарифов или других сборов), если оно превышает такое уменьшение или возврат импортных сборов, которые взимаются с импортируемых материалов, что используются в производстве экспортных товаров;

Программы экспортных гарантий или страхования по привилегированным ставкам, которые недостаточны для того, чтобы покрыть долгосрочные расходы по этим программам;

Экспортные кредиты по более низким ставкам, чем те, по которым правительства фактически приходится платить за использование таких средств, если предоставление кредитов используется для обеспечения существенного преимущества относительно условий экспортного кредитования;

Любые другие расходы за счет государства, которые прямо или косвенно приводят к росту экспорта любого товара с ее территории или к уменьшению импорта какого-либо товара на ее территорию.

Основные мотивы (причины) использование экспортных субсидий странами-экспортерами:

Предоставление дополнительных выгод производителям и экспортерам за счет некоторых расходов для экономики страны в целом. Основной груз - на налогоплательщиках и предприятиях отраслей, которые не связаны с производством субсидированного товара;

Поддержка занятости в экспортных отраслях;

Стимулирование развития тех или иных отраслей для совершенствования структуры экономики;

Вытеснение иностранных конкурентов с рынка;

Расширение экспорта как источника поступления иностранной валюты.

Предоставление экспортных субсидий имеет несколько противоречивые последствия, поскольку одновременно косвенно стимулирует импорт. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падение экспортных товаров. В результате растет спрос на импорт. Таким образом, нет смысла субсидировать экспорт товаров, которые являются важными источниками валютных поступлений.

Экономические последствия для страны-импортера в целом подобные последствий демпинга.

Внутреннее субсидирование товаров, которые конкурируют с импортом, является инструментом внешнеторговой политики, который ограничивает импорт и способствует замещению импортных товаров товарами, которые производятся внутри страны.

Экономический эффект выражается в расширении внутреннего производства. Отличие от ситуации с использованием импортных пошлин или квот заключается в том, что в случае использования внутренних субсидий не меняются цены на внутреннем рынке субсидированного товара.

Введение внутренней субсидии на товары, которые конкурируют с импортом, позволяет:

Расширить внутреннее производство товара за счет вытеснения с внутреннего рынка импортных товаров и сокращения объема импорта;

Получать субсидии эффективным предприятиям, что будет способствовать расширению производства;

Искусственно стимулировать неэффективные предприятия и производства, это потери экономики.

Экспортное кредитование

Экспортное кредитование представляет собой одну из форм скрытого субсидирования экспорта, которое мы уже рассматривали выше .

Экспортное кредитование - это финансовый метод внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государственного развития экспорта национальными производителями. Оно может осуществляться в следующих видах:

- субсидирование кредитов национальным экспортерам (кредитов от государственных банков под ставку процента ниже рыночной);

- государственных кредитов иностранным импортерам при условии обязательного соблюдения ими обязательств приобретать товары только у фирм страны, им такой предоставила кредит (связанный кредит);

- страхование экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (непредвиденные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Виды экспортных кредитов:

- краткосрочные (до 1 года для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет для кредитования экспорта машин и оборудования);

- долгосрочные (более 5 лет для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов).

Экспортные кредиты могут приобретать формы внешней помощи другим государствам. Практически все двусторонние межправительственные кредиты, которые получает Украина от иностранных государств, имеют связанный характер, т.е. обусловлены закупкой определенных товаров в стране, которая их предоставила и поэтому может рассматриваться как форма торговой политики стимулирования экспорта.

Размер субсидирования через целевое кредитование рассчитывается как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей процентной ставке. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко является предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений.

Существуют и другие способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, которые не поддаются количественной оценке, а именно:

Перенесение сроков первых платежей по кредитам на более отдаленный период;

Оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок;

Государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.

Специальные импортные процедуры

К специальным импортным процедурам, которые применяются в Украине, относятся (ст. 19 Закона О ВЭД):

Применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур;

Режим предварительных импортных депозитов, вносимых в банки;

Введение временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния.

Государственные закупки по импорту комплексного оборудования или массовых партий других товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны обязательно осуществляться с использованием процедуры международных торгов.

Предварительные импортные депозиты - внесение субъектами внешнеэкономической деятельности на беспроцентные счета в банках, которые обслуживают их на территории Украины, на период от момента вступления договорами (контрактами), которые заключаются юридической силы до момента прохождения товаров, поставляемых в соответствии с указанными договорами (контрактами), через таможенную границу Украины или передачи товаров иностранными субъектами хозяйственной деятельности на территории Украины, денежных средств в валюте договора (контракта) в сумме, определенной в установленных процентах к стоимости соответствующего договора (контракта) (ст. 1 Закона О ВЭД).

Режим предыдущих импортных депозитов вводится Национальным банком Украины с целью регулирования платежного баланса Украины, который устанавливает порядок осуществления операций с предыдущими импортными депозитами и относительный размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора (контракта), который не может превышать 50 процентов.

Предварительный импортный депозит открывается не позднее чем через три рабочих дня с момента вступления договором (контрактом) юридической силы. В случае нарушения указанного срока или других условий открытия предварительных импортных депозитов к субъектам ВЭД применяются санкции,которые определяются порядком, утвержденным Национальным банком Украины.

Средства, поступающие на счета предварительных импортных депозитов, отражаются в сводном специальном счете, который открывается каждым коммерческим банком, ведущим операции с предварительным импортными депозитами, в пользу Национального банка Украины. Указанные средства находятся в распоряжении Национального банка Украины.

Субъекту ВЭД, открыл предварительный импортный депозит, соответствующим банком выдается справка установленной формы, которая является основанием для пропуска товара через таможенную границу Украины.

Запрещается применение режима предварительных импортных депозитов относительно товаров, в которых вводится режим лицензирования и квотирования импорта.

В случае достижения платежным балансом Украины критического состояния применяется, как исключение, процедура внедрения, изменений и отмены временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары, которая опирается на нормы соответствующих статей ВТО.

Рекомендуем почитать

Наверх