Пещерные храмы Индии — уникальные древние святыни. История и религии. Пещерные храмы Дуньхуана

Маркетинг 20.09.2019
Маркетинг

Мало кого удивишь современными многоэтажными зданиями, творениями из стекла и стали, которые возвышаются до небес. Да, их строительство требует немало капиталовложений, да, нужно большое мастерство архитекторов, а затем и строителей. Мы гордимся достижениями промышленности, выпускающей все более совершенное оборудование. Ежегодно появляются сведения о новых разработках в области технологий. А теперь представьте, что вам нужно построить здание без помощи чудо-инструментов.

И все-таки, это возможно. Если вы приедете в Индию, не откажите себе в удовольствии осмотреть храмы Индии . Удивительно, но они вырезаны прямо в горных породах, руками буддистских монахов. Сердца этих людей были наполнены любовью к Будде и принципам, которые он исповедовал. Религиозные чувства людей нашли свое отражение в великолепных монастырях. Храмы Индии производят впечатление не только внешним обликом, но и внутренним убранством помещений: скульптурами, узорами на стенах, фресками.

Предлагаем вашему вниманию десятку самых известных творений индийских монахов. Некоторые из них труднодоступны, но насколько интересны! Давайте же познакомимся с ними поближе.

Пещерные храмы Индии:

Храмы Индии. Пещеры Эллоры

Таково название храма, созданного примерно полторы тысячи лет назад из пещер склонов Чаранандри. Верующие выдолбили в холмах тридцать пещер, чтобы у монахов было пристанище, когда они захотят уединения и духовной гармонии. Вызывают восхищение своды пещер, украшенные затейливыми письменами. Храм принимал последователей трех самых известных религиозных течений – , буддизм и его ответвления, джайнизм.

Храмы Индии. Пещеры Аджанта

Этот храм также состоит из пещер, целых 34 штуки, с любовью украшенные древними индийцами. Ему более двух тысяч лет, построен он был примерно в первом веке до нашей эры. Как и большинство буддистских храмов, Аджанта испещрена понятными лишь искусствоведам знаками, которые могут рассказать немало о культуре и обычаях того времени. Но есть, на что обратить внимание и любознательным туристам: невозможно остаться безучастным при виде великолепных фресок, которыми расписан каждый квадратный сантиметр пещер.

Храмы Индии. Пещеры Вараха

В седьмом веке н.э. южная Индия оказалась под властью династии Паллава. Правители почитали традиции индуизма, а чтобы прославить верховного бога Вишну, создали в горных пустотах четыре пещерных храма. Также они посвящены богине Бхуми, которая является земной покровительницей. Так что потрясающие своей архитектурой храмы посвящены, в какой-то мере, единению различных божеств.

Храмы Индии. Ундавалли

Семь пещер были вырезаны поклонниками индуизма в песчаной породе. Их создание датируется примерно 400 г нашей эры. Храмы Ундавалли восхваляют каждого из главных богов индуизма – Вишну, Шиву и Брахму. Обычно верующие выбирали для поклонения одно из божеств, однако данное творение в равной степени касается каждого из священной тройки, подчеркивая их единство.

Пещеры Элефанта

Другое их название – Слоновьи пещеры. Следует помнить, что слон всегда занимал особое место в индийской мифологии, да и в обычной жизни эти животные немало помогали людям. Семерка Слоновьих пещер находится на одном из островов Аравийского моря. Их создание относится к 5 веку нашей эры, и до того, как в 16 веке ко власти пришли португальцы, пещеры были священным местом. Часть пещер посвящена богу Шиве, а часть восхваляет полностью все буддистское учение. Что касается слонов, то пещеры получили свое название благодаря статуям, которыми окружен комплекс.

Амарнатх

Этот храм относится к третьему веку до нашей эры. Интересно его строение: Амарнатх полностью аутентичен, поскольку происходит из натуральных пород. Внутри пещера заполнена белым сталагмитом. Он продолжает расти, подпитываясь известняком, и напоминает по форме лунные очертания в различных фазах. Поклонялись в храме индуистскому божеству Шива.

Храмы Индии. Удаягири

Так называется святилище из четырнадцати храмов, построенное в пятом веке н.э. Его можно найти над одним из индийских каньонов. Вы сразу заметите храмы благодаря необычной форме входов и установленным там статуям, изображающим морду борова. Храм предназначен для последователей буддизма.

Храмы Индии. Канхери

Они были созданы в первом веке до нашей эры. Этот комплекс характерен несколькими необычными для индуистских храмов особенностями. Во-первых, он расположен не среди скал, а в глубокой чаще джунглей, куда непросто добраться. Во-вторых, он представляет собой аж 109 пещер, вырезанных в мрачной черной скале, и окруженных большими колоннами. Через комплекс проходят водные русла.

Пещеры Бхимбетка

Пожалуй, не так уж много осталось столь древних строений, как храмы Бхимбетка, которым более ста тысяч лет. Этот комплекс включает в себя семь сотен пещер, стены которых украшены наскальной живописью. Индийцы изобразили сцены из повседневной жизни: охоту, уход за животными, примитивную торговлю.

Храмы Индии. Бадами

Архитектура храмов прекрасна и удивительна, поскольку соединяет в себе культуру различных частей Индии. Создание пятерки храмов датируется шестым веком. Только представьте, сколько сил было потрачено, чтобы руками вырезать в песчаных породах пещеры. Они находятся в красивейшем уголке природы, среди зелени в горах. В храм приходили как почитатели Шивы и Вишну, так и приверженцы джайнизма.

Глядя на величественную и в то же время изящную архитектуру храмов, невольно задумываешься о том времени и о тех людях, чьими усилиями были созданы столь долговечные творения. Множество знаний о культуре, философских и религиозных воззрениях древних индийцев можно подчерпнуть, изучая наскальные фрески. Изображения, покрывающие стены храмов, расскажут о жизни индийцев и о жизни их богов, какой ее представляли древние люди. И, конечно же, не могло не отразиться в них единение национальных особенностей народов, которые ассимилировались в Индии.

Индии , которые дошли до наших дней, свидетельствуют о высокой культуре и религиозности народов населявших эту великую страну с давних времен. Вырезать храм в скале сможет далеко не каждый! Для этого нужно обладать огромным терпением и незаурядными способностями в архитектуре и скульптуре. Сделанные примитивными инструментами пещерные храмы Индии производят потрясающее впечатление на всех посетителей независимо от их убеждений и вероисповедания!

Этот пост ознакомит вас с десятью самыми выдающимися пещерными храмами Индии !

Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями. Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны

1. Рассказ пойдёт о 10 самых выдающихся храмах Индии и начинается обзор с пещер Эллоры. 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские прежде всего являлись монастырями — убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами

2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта, которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.

Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками

3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами — ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми

4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти - индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами. В его оформлении можно найти много элементов схожих с Та Пром, который расположен в Ангкоре.

5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы - первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая — Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их

6. В отличие от многих пещерных храмов Индии , Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающая от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива

7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова

8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.

9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На

Индия - страна исключительно богатая своей культурой, традициями и историческим наследием. Перемещаясь по стране можно встретить абсолютно разные пейзажи, традиции и этнические группы. Каждый из 28 индийских штатов отличается друг от друг, каждый имеет свои особенности и местный колорит, в каждом есть достопримечательности, достойные отдельного упоминания. В Гоа - это пляжи, в Ладакхе -буддийские монастыри и горные перевалы, штат Махараштра знаменит на весь мир своими пещерными храмами! Здесь расположены лучшие представители как индийской так и мировой пещерно-храмовой архитектуры - пещерные храмовые комплексы Аджанта и Эллора.


Пещерный комплекс Эллора расположен в штате Махараштра в 30 км от города Аурангабад. Сюда можно добраться на поезде или самолете из Мумбаи- экономической столицы Индии. Пещеры вырезаны в базальтовых холмах Чаранандри. Всего в комплексе насчитывается 34 пещеры, самая древняя из которых датируется 5 в н.э. Просто удивительно, что в столь давние времена люди создавали такие прекрасные и сложные памятники архитектуры. Не имея современных инструментов, они обрабатывали огромные объемы каменной породы. Только для создания храма Кайласанатха потребовалось выдолбить более 200 000 тонн горной породы! На это у древних архитекторов ушло более 100 лет!

Индийские пещерные храмы Эллоры - яркий пример веротерпимости, которой так славится Индия. Известно. что в этой стране уживаются все основные мировые религии. Так, среди 34 пещер Эллоры: 12 -буддийских, 17 - индуистских и 5 относятся к религии джайнов, что демонстрирует мирное сосуществование этих религий в тот далекий период истории Индии.

Пещеры различаются по внешнему виду размеру и декорации. От самых маленьких до трехэтажных. Часть из них богато декорированы резьбой и скульптурами, некоторые абсолютно пустые. Также пещеры различаются по своему назначению. Буддийские пещеры - самые древние в комплексе. Все они построены в период 600-730 гг н.э Они делятся по назначению на Вихары - монастыри и Чатьи -молельные холлы. Древние архитекторы выдолбили в скале целые общежития с кухнями, спальнями, залами для собраний. Многие вихары украшены скульптурами, потолки покрыты резьбой, которая придает им вид деревянных конструкций. Пещер типа Вихара в комплексе большинство. Другой тип пещер -Чатья это соборы для медитаций и коллективных практик. Наиболее известная из Чатья - пещера №10, вмещающая статую Будды 5 метровой высоты, восседающего перед ступой из цельно выдолбленной породы. Индуистские пещеры датируются 700-900 гг и насчитывают 17 пещер. Две самые впечатляющие - пещеры 29 и 21 Некоторые пещеры были перепрофилированы из буддийских в индуистские. Так, например, одну из самых красивых индуистских пещер Dashavatara (пещера №15) ранее была буддийскими монастырем. Другие известные пещеры Rameshvara (Пещера 21), украшенная фигурами богини реки Ганги и Ямуны на входе и Dhumar Lena (Пещера 29), конструкция которой похожа на пещеру c острова Элефанта близ Мумбаи. Джайниссткие пещеры вырубались в 9-10 веке. Они славятся детальной резьбой по камню. Самые впечатляющие из них - пещеры Chhota Kailash (30), Indra Sabha (32) и Jagannath Sabha (пещера 33) На примере того, когда вырезались пещеры, мы можем проследить изменение религиозных течений в Индии. Шедевром комплекса Эллора является храм Кайласанатха. Это потрясающий воображение многоэтажными храмовый комплекс, названный в честь горы Кайлас, на которой, по легенде, восседает индуистский бог Шива. Вырезанный в цельной скале, этот храм поднимается на 30 метров. Умение, красота резьбы и настойчивость архитекторов просто потрясает. Чтобы создать этот храм пришлось снять 200 000 тонн (!!!) твердой скалы, вся работа заняла около 100 лет!!! Первоначально храм был покрыт белой штукатуркой для сходства с заснеженной горой Кайлас.

Храм Кайласанатха

Попадая в пещерный комплекс Эллора, начинаешь совсем по-другому воспринимать людей, живших на индийской земле в те далекие время. Будучи далекими от современных технических методов работы, они вырезали потрясающие воображения скульптуры, снимали колоссальные объемы скальной породы, украшали стены и потолки пещер изысканными фресками. Все это делалось исключительно из религиозных и эстетических побуждений. Еще одним выдающимся памятником древней архитектуры является пещерный храмовый Комплекс Аджанта. Расположенный в 100 км от Аурангабада он включает в себя 29 пещер, самая древняя из которых датируется 2 веком до нашей эры. Пещеры Аджанты были построены ранее комплекса в Эллоре. Собственно, строительство более новых храмов в Эллоре послужило одной из причин оттока верующих из Аджанты. Основанные более 2 тысяч лет назад (по мнению ученых в 230 г до н.э.) пещеры были заброшены вскоре после падения династии Харишина (430 г н.э.) и обнаружены только в 1819 году британским офицером Джоном Смитом во время охоты. Он случайно наткнулся на вход в одну из пещер (пещера №10) и, чтобы как то обозначить свою находку, выцарапал свое имя и дату находки на одной из колонн, эта надпись слабо видна и по сей день. Более полутора тысяч лет пещеры предоставляли кров только диким животным и летучим мышам. Сейчас комплекс представляет собой истинный шедевр древнеиндийской культуры. Помимо скульптуры в пещерном комплексе сохранились уникальные фрески, передающие непревзойденный уровень мастеров той эпохи.

Ученые считают что пещерный комплекс возводился в два этапа, первый 230г. до н.э.- 220г. н.э во время правления династии Сатавахана. Пещеры этого периода считаются самыми древними постройками в Индии в которых сохранились элементы росписи! Второй этап строительства пришелся на 460-480 гг н.э. Вскоре после этого пещерные постройки были заброшены. Пещеры Аджанты выдолблены в скальной породе на излучине реки Вагхор. Всего в комплексе 29 пещер,нумерация идет от главного входа. В ряд пещер доступ закрыт, некоторые закрываются периодически на реставрацию. Рассказать про все пещеры в рамках этой статьи невозможно. Наибольшую важность представляют пещеры № 1,2,4,16,17,19. Пещера №1 встречает нас сразу после главного входа в комплекс. Она была отреставрирована в самую последнюю очередь, но является одной из самых богато декорированных в комплексе. Именно здесь можно увидеть фрески Ваджрапани и Падмапани (буддийских бодхисатв) - визитную карточку пещерного комплекса Аджанта. Стены и фасад пещеры украшены резьбой, рассказывающей о жизни Будды и дополнены декоративными мотивами.

Двигаясь дальше по каменным проходам и лестницам мы попадаем в пещеру №2. Эта пещера также славится своими фресками, покрывающими стены и потолок. Настенная живопись сохранилась здесь лучше, чем в пещере № 1. Фрески повествуют о деяниях Будды и Бодхисатва, известных как Джатака. Они являются наглядным пособием, рассказывающим общине монахов о жизни и религиозных деяниях Будды. Данные фрески являются лучшими и самыми древними образцами древне-индийского искусства. Фасад пещеры богато украшен резьбой.

Следующая значимая пещера - №4, является самой большой в комплексе. Она запланирована как грандиозный монастырь, но так никогда и не была закончена. В пещере находится скульптура Будды, надпись на постаменте которой упоминает, что она являлась подарком от человека по имени Мэтера и принадлежит к 6 веку н.э.. Пещера состоит из вестибюля, молельного зала и келий для монахов.

Самой старой пещерой комплекса считается пещера № 10, именно ее и обнаружили первой британцы во время охоты. Пещера № 16 считается одной из самых красивых в комплексе и ранее служила входом в храмовый комплекс. Фрески пещеры рассказывают о "умирающей принцессе" Сундари - жене брата Будды - Нанды. Также в пещере установлена статуя Будды, восседающего на троне.

Каждая пещера комплекса содержит элементы декора и скульптуры, являющиеся бесценными образцами древне-индийского искусства. Храмовый комплекс Аджанта внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1983 году. Без сомнения он является жемчужиной западной Индии, хотя и не имеет такой популярности среди туристов как Тадж-Махал или храмы Каджурахо. Можно долго рассказывать о пещерах и описывать статуи и фрески, но лучше один раз побывать в этом месте.

Перемещаемся в совсем другую страну, и смотрим на совершенно другую религию.

Пещерный храм Аджанты — это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой — утес в виде подковы с 29 пещерами. Храм Аджанты расположен в индийском штате Махараштра.

Аджанта - это комплекс пещерных храмов, которые являются одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех — монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались, и более десятка мест, где расположены ряды пещерных храмов.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.

Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, в потом Раштракута и Чалукта), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.

Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки — и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.

Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Пещеры Аджанты, демонстрирующие искусство раннего буддизма, находятся в живописном скальном массиве на реке Вангхора. Аджанта — деревня, пещерные храмы в стороне: до них ехать минут 15, по красивому серпантину ходят экскурсионные автобусы (новые и не обшарпанные, как обычные рейсовые). Место специально оборудовано для туристов: близ пещер есть камера хранения, где можно оставить вещи, душ и ресторан. Вход — 10 рупий, а для иностранцев, с недавнего времени — 5 долларов.— Правда, можно бесплатно пройти с другой стороны реки, как это делают местные жители. Но индусы — внимательный народ, и маневр иностранцев вряд ли укроется от их взгляда. Когда мы поднялись на холм напротив пещер, и вернулись через реку обратно, они вновь спросили у нас билеты.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Пещерные храмы Аджанты строились тысячу лет — до VII века н.э. Потом на тысячу лет о них забыли. Они были вновь обнаружены случайно: в 1819 г. английский офицер, с самым банальным именем Джон Смит, охотился в горах, преследуя тигра. След скрывшегося животного привел его в пещеры, уникальные по красоте росписей.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Расшифровка надписей дала датировку и информацию о сюжетах фресок и скульптур. Их создатели и сами считали свои творения шедеврами. Они сознательно стремились к тому, чтобы дело их рук пережило тысячелетия. Надпись в одной из самых древних пещер Аджанты гласит, что человек должен возводить памятники, долговечные, как солнце и Луна, ибо он будет наслаждаться раем столько, сколько на Земле жива память о нем. А надпись 5 века н.э. сообщает:

“То, что вы видите — это впечатляющий пример искусства и архитектуры, возведенной в прекраснейших скалах мира. Пусть этим горам, которые хранят такое множество пещерных храмов, будут надолго дарованы мир и спокойствие”.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой Индии чудесной" — все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Пещеры выбивались из камня не подряд. Наиболее древние пещеры (8-13 и 15) находятся посредине массива. Архитектура позволяет выделить пещерные храмы хинаянского и махаянского периода. Согласно традициям искусства Хинаяны, более ранней формы буддизма (его “узкой колесницы”, ставящей акцент на индивидуальном внутреннем совершенстве), Будду не принято было изображать. На него намекают только символы: например, дхармачакра — колесо закона. Эти пещеры лишены скульптур. Зато их храмы (9 и 10 залы, с рядами восьмиугольных колонн, датируемые 2-1 веками до н.э.), имеют огромную монолитную звучащую ступу — и их потрясающе звучная акустика лучше всего подходит для пения мантр. Возникает желание попеть — или зайти в маленькие четырехугольные кельи по бокам 12-й пещеры: посидеть на каменных ложах и ощутить, как жили монахи.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

А более поздние пещеры Махаяны (“широкой колесницы”, акцентирующей роль боддхисаттвы, спасающем все живые существа), по обе стороны от центральных, отличают изображения будд, боддхистаттв и богов. Фрески и скульптуры в нишах дают богатейший материал для созерцания. Частые скульптуры буддийских персонажей в пещерах Аджанты — богиня процветания Харити с ребенком и наги, змееподобные божества с головой кобры. На потолках пещер — резные орнаменты лотосов и фрески мандал.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды демоном Марой: медитирующего Будду окружают соблазнительные женщины, животные и демоны. На другой — огромная скульптура лежащего Будды с закрытыми глазами: его уход в нирвану.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур. Резные фигуры у потолка изображают шесть мудр Будды.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

"Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, — пишет О. С. Прокофьев, — Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

То есть, пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО. Это не мешает тому, что для индусов это — святые места. Чтобы войти внутрь любого пещерного храма, надо снять обувь (а если учесть, что в Аджанте их 29, там проще ходить босиком).

Таким образом, пещерный храм Аджанты — это действительно сокровище мирового масштаба.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post140621893/

В 30 километрах от Аурангабада расположены всемирно известные пещерные храмы Эллора, благодаря хорошей сохранности и поразительным размерам пещеры привлекают туристов со всего мира. Именно пещерные храмы Эллоры и Аджанты наполняют отели города Аурангабад под завязку.

Пещеры в Эллоре могут соперничать с такими признанными чудесами света как Египетские пирамиды, Камбоджийский Ангкор Ват и т.д.. Весь пещерный комплекс, состоящий из 34 пещер внесен в список ЮНЕСКО и ревностно охраняется этой уважаемой организацией.

Все пещерные храмы в Эллоре можно разделить на несколько групп, буддистские, индуистские, джайнские и отдельно от всех храм Кайласа (Kailasa Temple пещера 16). Для удобства туристов, все пещеры пронумерованы и имеют информационные таблички (на английском), так что проблем с поиском необходимых пещер быть не должно.

История пещер Эллоры

По вопросу происхождения и целесообразности постройки пещерных храмов постоянно ведутся научные дискуссии и на сегодняшний день имеется несколько теорий о том, для чего же обычные смертные выгрызли из скалы такие красоты.

Считается что пещерные храмы Эллоры были построены на пути крупного торгового пути, и в непосредственной близости к сегодняшнему Даулатабаду , в окрестностях которого тоже имеются буддистские пещеры. Успешные купцы жертвовали часть своей прибыли на постройку храмов, что могло лишь способствовать процветанию их торговли.

Удивляет факт толерантности, ведь три верования прекрасно уживались бок о бок и прекрасно вели хозяйственную деятельность, так некоторые пещеры изначально предполагались под одну религиозную ветвь с легкостью могли быть перестроены под нужды другой религии и никто не воевал.

Всего в Эллоре 34 пещеры, 12 буддистских, построенных в период с 600 по 800 года н.э., 17 индуистских, построенных в период с 600 по 900 года н.э. и всего 5 джайнских, построенных в период с 800 по 1000 года н.э.

Если посмотреть вглубь истории, то Эллора отчетливо демонстрирует период возрождения индуизма во времена династий Чалукья и Раштракута, за которым следует упадок буддизма на территории Индии. Что характерно, так это джайнские храмы в Эллоре, их всего 5, но могло быть значительно больше, ведь власть активно поддерживала это религиозное направление.

Все пещеры на территории комплекса пронумерованы, нумерация начинается с южной стороны (буддистские пещеры), первые номера пещер расположены по правой стороне от храма Кайлас, который сразу напротив входа.

Самой грандиозной постройкой в Эллоре является храм Кайласа - это имитация горы Кайлас в Гималаях, на которой по легенде живет бог Шива. Фотографии уникального храма Кайлас можно найти в любом туристическом путеводителе по Индии, но вживую храм поражает еще сильнее.

12 буддистских пещер расположены южнее от храма Кайласа и многие из них выглядят очень просто и не вызывают восхищения, но особняком стоит пещера номер 10, она считается самой красивой буддистской пещерой во всей Индии. Обязательно посетите пещеру номер 10.

Индуистские пещеры настолько эмоциональны (к примеру тот же храм Кайласа), что вы их сразу отличите от всех остальных. Еще одна отличительная черта индуистских пещер - наличие фаллических лингамов, характерных особенностей присутствия бога Шивы. Большинство индуистских пещер в Эллоре вырезали сверху вниз, так что никаких строительных лесов древние строители не использовали.

Рекомендуем почитать

Наверх