Мазепа Иван (гетман) – краткая биография. Иван мазепа - легендарный гетьман украины

Маркетинг 01.10.2019
Маркетинг

В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Он поминутно терял рассудок от невыносимых, адских болей, проистекающих от десятков неизлечимых болезней. А, приходя в сознание, после долгого нелепого бормотания, истошно скулил: «Отруты мэни - отруты!» («Яду мне - яду!»)…

Но поскольку травить православного даже перед тяжкой смертью всегда считалось непростительным грехом, то старшины и челядь порешили действовать по старинному обычаю - долбить дырку в потолке крестьянской хаты. Чтобы, значит, облегчить грешной душе умирающего расставание с бренным телом.

Как тут не вспомнить старинное поверье: чем больше человек грешит при жизни, тем мучительнее смерть его ожидает. И впрямь - в обозримом прошлом и настоящем тогдашней Малороссии трудно было сыскать более коварного, злого и мстительного человека, нежели Мазепа. Он являл собой пример классического и законченного злодея на все времена и для всех народов.

Даже при том, что общие нравы малорусских политиков той поры особой шляхетностью (благородством) не страдали. Оно и понятно: люди, живущие в окружении более сильных и могущественных соседей, вынуждены были постоянно решать тягостною, но неотвратимую дилемму - под кого бы выгоднее «подлечь». Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач.

К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких

«В нравственных правилах Ивана Степановича, - пишет историк Н.И. Костомаров, которого никак не заподозришь в русофильстве, - смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.

Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем (Пётр I. - М.З)», перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями».

«Он лгал всем, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был сделать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду»

Историк Бантыш-Каменский так характеризует Мазепу: «Имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности".

Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А.С. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».

И в «Полтаве» продолжил: «Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего,/ Что кровь готов он лить, как воду,/ Что презирает он свободу,/ Что нет отчизны для него».

Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу.
Выражение «Проклята Мазепа!» веками относилось не только к плохому человеку, но и вообще к любому злу. (На Украине и в Белоруссии мазепа - неряха, грубиян, злой хам -устар.)

Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять - с 1629 по 1644 годы (то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи!). Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей…

Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу.

Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера.

Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества.

Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе.
Меж тем именно такие коварные способности (элементарно гипнозом владел!) и вознесли Мазепу на вершину власти

Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он - естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю.

Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану - просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» - пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко.

Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас!»

И вот я сейчас задаюсь вопросом, на который никто и никогда не сможет ответить. Ну почему преданный Самойловичу (значит, и русскому царю!) атаман Сирко, этот неистовый защитник православных, заклятый враг татар и турок, не отрубил Мазепе голову на месте за то, что тот, подонок, вёз пятнадцать русских душ в рабство? Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы.

Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем! И потом ещё много раз ездит в русскую столицу, укрепляя теперь уже свой собственный авторитет. Опуская бесчисленные тактические и стратегические ходы Мазепы, между которыми он благополучно «слил» Самойловича и всю его семью, где был почти родным человеком, заметим лишь, что 25 июля 1687 года хитрый царедворец получает с помощью подкупа российской чиновничьей верхушки «клейноты» (символы) гетманской власти - булаву и бунчук.
В правление Мазепы закрепощение посполитых (так называли тогда крестьян) приняло особенно широкий размах

А гетман стал самым крупным крепостником по обе стороны Днепра. На Украине (в то время Гетьманщине) он прибрал к рукам около 20 тысяч дворов. В России - многим более 5 тысяч. В общей сложности Мазепа имел свыше 100 тысяч крепостных душ. Ни один гетман до него и после не мог похвастаться столь сказочным богатством.

А в это время в России происходили очень серьёзные тектонические сдвиги империи, в результате которых на престол взошёл Пётр I. Будете смеяться, но и к молодому царю Мазепа почти с ходу втёрся, как впечатался, в невероятное доверие. Даже сейчас в это с трудом верится, однако в 1700 году Мазепа получает орден Андрея Первозванного - высшая русская награда за №2! (первым награждён князь Иван Головин). Видать, крепко понравился русскому царю ушлый гетман, хотя возрастная разница, их разделявшая, составляла 33 года.
И далеко ведь не случайно Мазепа писал Петру: «Наш народ глуп и непостоянен. Пусть великий государь не слишком дает веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислать на Украину доброе войско солдат, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».

Это, кстати, к вопросу о восторгах некоторых историков по поводу самого долгого гетмановского правления Мазепы - двадцать один год - и о его якобы страстном стремлении к независимости Украины любой ценой. Уже не говорю о так называемых Коломацких статьях, подписанных лично гетманом при его вступлении в должность. Там чёрным по белому указано, что Украине запрещаются любые внешнеполитические сношения. Запрещалось гетману и старшин назначать без согласия царя. Зато все они получали русское дворянство и нерушимость имений.

И, позвольте, где тут «борьба за независимость Украины»? Да, в течение двух десятилетий Мазепа неукоснительно выполнял волю Петра I. И правильно делал. Только предпринимал он это исключительно к выгоде своей. Тут никакой «нэзалэжностью» даже не пахнет. Запахло позже, когда ущербный по всем нравственным параметрам гетман почему-то уверовал, что непобедимая шведская армия разгромит войска нарождающейся Российской империи.

Тогда-то впервые звериное, волчье чутьё Мазепы крепко его подвело. Вестимо, сколько верёвочке не виться… Но прежде, чем напомнить об окончательном падении гетмана, как политика, остановимся ещё на его самой безобразной человеческой подлости…

Первая песнь пушкинской «Полтавы», кто не забыл, начинается так: «Богат и славен Кочубей».

Долгие годы почти ровесники (Мазепа старше Кочубея на год), они были друзьями - не разлей вода. И даже породнились: племянник гетмана, Обидовский, женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Кочубеевне, Матрёне, Мазепа стал крестным отцом.

У меня, на Украине, кумовство издревле почитается как духовное родство. Крёстные родители опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом и крестники должны заботиться о крёстных родителях как о собственных. В 1702 году Мазепа похоронил свою жену и вдовел два года.

В ту пору ему было далеко за шестьдесят, а Матрёне Кочубей - шестнадцать (в «Полтаве» она - Мария). Разница по самым скромным подсчётам - в полвека.

И старик решил жениться на юной крестнице, хотя до этого соблазнил её мать. «Чародiй» пустил в ход все приемы своего обольщения: «Мое серденько», «моя сердечно кохана», «целую все члонки тельца твоего беленького», «помни слова свои, под клятвою мне данные, в тот час, когда выходила ты из моих покоев». «Я с великою сердечною тоскою жду от Вашей Милости известия, а в каком деле, сама хорошо знаешь».

Из писем Мазепы видно, что Матрена, ответившая на его чувства, сердится за то, что гетман отослал её домой, что родители её ругают. Мазепа негодует и называет её мать «катувкой» - палачихой, советует в крайнем случае уйти в монастырь. Естественно, родители решительно воспротивились возможной женитьбе. Официальная причина отказа была в церковном запрете на браки между крестным отцом и крестницей.

Однако изворотливый Мазепа, не заслал бы сватов, если бы не рассчитывал, что церковные власти, великолепно им прикормленные, снимут для него запрет. Скорее всего, Кочубеи прекрасно осознавали, в какую «халэпу» (напасть) может завести всё их семейство коварный и злой жених. Да со временем и Матрёна избавилась от заблуждений:

«Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь! Будешь потом жалеть». И свои угрозы Мазепа исполнил сполна.

По прямому (и это установлено точно!) навету Мазепы, Кочубея и полковника Захара Искру подданные царя приговорили к смерти и выдали гетману для показательной казни. Перед казнью Мазепа приказал ещё раз люто пытать Кочубея, чтобы тот выдал, где спрятаны его деньги и ценное имущество. Кочубея жгли каленым железом всю ночь перед казнью, и он всё рассказал.

Эти «кровавые деньги» поступили в сокровищницу гетмана. 14 июля 1708 года безвинным страдальцам отрубили головы. Обезглавленные тела Кочубея и Искры были переданы родственникам и погребены в Киево-Печерской лавре. На гробовом камне высекли надпись: «Поскольку нам смерть повелела молчати,/ Сей камень о нас должен людям вещати:/ За верность к Монарху и преданность нашу/ Страданья и смерти испили мы чашу».

… А через пару месяцев после этой казни Мазепа предал и Петра I

С первых шагов шведских войск по украинской земле население оказывало им сильное сопротивление. Мазепе нелегко было оправдываться перед Карлом за «неразумность своего народа». Они оба поняли, что ошиблись - как друг в друге, так и в стратегических расчётах - каждый. Однако коварство, подлость и запредельная низменность Мазепы ещё не до конца была исчерпана. Он послал к царю полковника Апостола с предложением, ни много ни мало, предать в руки Петра шведского короля с генералами!

Взамен хамски просил ещё большего: полного прощения и возвращения прежнего гетманского достоинства. Предложение было более, чем неординарное. Посовещавшись с министрами, царь дал согласие. Для блезиру. Он прекрасно понимал: Мазепа предсмертно блефует. Сил для пленения Карла у него не наблюдалось. Полковник Апостол и многие его товарищи пополнили ряды войска Петра I.

Орден Иуды - Одесский ПолитикумКак известно, после исторической Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом и остатками его войска. Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу. Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился.

Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу - кучка из 30 сребреников.

Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Церковь предала имя Мазепы анафеме. И снова из «Полтавы» Пушкина: «Забыт Мазепа с давних пор;/ Лишь в торжествующей святыне/ Раз в год анафемой доныне,/ Грозя, гремит о нём собор».

На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях

Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» (выражение Тараса Григорьевича Шевченко). Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре. После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя (как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга!) По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена?
И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда - вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук

Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Искариот!»

…Никогда не забуду лета 1991 года. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину?

Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству.

А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, академика АН Украины доктора исторических наук Владимира Сергийчука. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов (ОУН) и подвигов Украинской повстанческой армии (УПА): «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины.

Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет».

Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди - бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна.

Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство - это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное».

А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила!».
Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении

Она - не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине.

Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников.

Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.

…После выхода фильма известного кинорежиссера Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения (знакомы мы были с 1970 года) позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу?». «Ну, ты же умный человек и понимать должен, что для актёра не существует запретных ролей. Чем подлее герой, тем его интереснее играть».

«Согласен с тобой, если это Ричард Ш. Он - всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром. Ладно, оставим за скобками то, что Юра (мы с ним тоже были давние знакомцы) - автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея - Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат. Неужели это тебя не покоробило? А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло - тоже не задел?».

Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал. Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми». Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло. Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль. Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией!

Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу.

Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах
А так его личность излишне демонизируется. Меж тем он был элементарным, хоть и очень злым, негодяем. Досадно, что нынешним украинским властям он так по душе.

…Можно сколько угодно говорить, писать и вещать о том, каким выдающимся государственным деятелем был Мазепа, 305 лет назад покинувший наш бренный мир. Достаточно зайти на украинскую Википедию и увидеть там несметное перечисление заслуг славного патриота «нэзалэжной Украины» Ивана Степановича: и полиглот он, и меценат, и храмостроитель, и поэт, и любовник, и «чародей», и…

Но потом вспомнишь Пушкина: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость». И всё встаёт на свои места.

Новости Партнеров

1. Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы под Белой Церковью в шляхетской православной семье. Предки Мазепы, как и он сам, относились к казачьей вольнице, зажатой между Россией, Османской империей и Речью Посполитой.

2. Адам-Степан, отец Ивана Мазепы, был назначен польским королём на должность подчашего Черниговского. Эту должность он занимал вплоть до своей смерти.

Портрет начала XVIII века. Из «Киевской старины» Фото: Public Domain

3. Благодаря положению отца юный Иван Мазепа был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. После смерти отца в 1665 году он занял должность подчашего Черниговского.

4. Карьера Ивана Мазепы при дворе польского короля забуксовала из-за вероисповедания: он был православным, в то время как при дворе преобладали католики, которые относились к Ивану пренебрежительно.

5. Взятый в плен людьми гетмана Войска Запорожского на Левобережной Украине Ивана Самойловича Мазепа был назначен воспитателем его детей. Завоевав расположение гетмана, он был пожалован чином генерального есаула.

6. Иван Мазепа, ездивший в Москву с различными поручениями, сумел завоевать расположение фаворита царевны Софьи Василия Голицына . Когда его покровитель Самойлович попал в опалу, Мазепа при поддержке Голицына был избран гетманом Войска Запорожского на Левобережной Украине.

7. Падение Софьи и переход власти к Петру I на положении Мазепы не сказались. Более того, гетман вошёл в число приближённых царя. 8 февраля 1700 года Мазепа стал вторым кавалером учреждённого Петром ордена Андрея Первозванного. Пётр лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы».

8. Осенью 1707 года Иван Мазепа сказал приближённым: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству». Под «крайней нуждой» гетман понимал неизбежное военное поражение русского царя. До момента открытого перехода Мазепы на сторону Швеции Пётр I не раз получал на него доносы, но не верил им. Генеральный судья Войска Запорожского Василий Кочубей , предупреждавший царя о предательстве Мазепы, был казнён за клевету на гетмана.

9. Пётр I, поражённый предательством Мазепы, повелел избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский . В ноябре 1708 года в Глухове Мазепу предали церковной анафеме, а затем учинили над ним символическую казнь. Чучело, изображавшее гетмана, было публично повешено палачом. Мазепу лишили всех его наград и владений, по приказу Петра I был изготовлен специальный Орден Иуды. Царь намеревался нацепить пятикилограммовый серебряный круг с изображением повесившегося на осине предателя Христа на шею пленённого Мазепы.

10. Официальный договор со шведским королём Карлом XII о борьбе против Петра I Мазепа подписал в апреле 1709 года, а уже в июне шведские войска были наголову разбиты в Полтавском сражении. Для семидесятилетнего гетмана-предателя это был полный крах. Сумев избежать плена, он укрылся в Бендерах на территории Османской империи. 22 сентября 1709 года он умер. 11 марта 1710 года Пётр I издал манифест, в котором категорически запрещалось попрекать «малороссийский народ» изменой Мазепы.

В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Он поминутно терял рассудок от невыносимых, адских болей, проистекающих от десятков неизлечимых болезней. А, приходя в сознание, после долгого нелепого бормотания, истошно скулил: «Отруты мэни - отруты!» («Яду мне - яду!»)…

Но поскольку травить православного даже перед тяжкой смертью всегда считалось непростительным грехом, то старшины и челядь порешили действовать по старинному обычаю - долбить дырку в потолке крестьянской хаты. Чтобы, значит, облегчить грешной душе умирающего расставание с бренным телом.

Как тут не вспомнить старинное поверье: чем больше человек грешит при жизни, тем мучительнее смерть его ожидает. И впрямь - в обозримом прошлом и настоящем тогдашней Малороссии трудно было сыскать более коварного, злого и мстительного человека, нежели Мазепа. Он являл собой пример классического и законченного злодея на все времена и для всех народов.Даже при том, что общие нравы малорусских политиков той поры особой шляхетностью (благородством) не страдали. Оно и понятно: люди, живущие в окружении более сильных и могущественных соседей, вынуждены были постоянно решать тягостною, но неотвратимую дилемму - под кого бы выгоднее «подлечь». Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач.

К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких

«В нравственных правилах Ивана Степановича, - пишет историк Н.И. Костомаров, которого никак не заподозришь в русофильстве, - смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем (Пётр I. - М.З )», перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями».

«Он лгал всем, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был сделать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду»

Историк Бантыш-Каменский так характеризует Мазепу: «Имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности".

Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А.С. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».

И в «Полтаве» продолжил: «Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего,/ Что кровь готов он лить, как воду,/ Что презирает он свободу,/ Что нет отчизны для него».

Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу.

Выражение «Проклята Мазепа!» веками относилось не только к плохому человеку, но и вообще к любому злу. (На Украине и в Белоруссии мазепа - неряха, грубиян, злой хам -устар .)

Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять - с 1629 по 1644 годы (то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи!). Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей…

Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу.

Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера.

Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества.

Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе.

Меж тем именно такие коварные способности (элементарно гипнозом владел!) и вознесли Мазепу на вершину власти

Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он - естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю.

Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану - просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» - пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко.Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас!»

И вот я сейчас задаюсь вопросом, на который никто и никогда не сможет ответить. Ну почему преданный Самойловичу (значит, и русскому царю!) атаман Сирко, этот неистовый защитник православных, заклятый враг татар и турок, не отрубил Мазепе голову на месте за то, что тот, подонок, вёз пятнадцать русских душ в рабство? Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы.

Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем! И потом ещё много раз ездит в русскую столицу, укрепляя теперь уже свой собственный авторитет. Опуская бесчисленные тактические и стратегические ходы Мазепы, между которыми он благополучно «слил» Самойловича и всю его семью, где был почти родным человеком, заметим лишь, что 25 июля 1687 года хитрый царедворец получает с помощью подкупа российской чиновничьей верхушки «клейноты» (символы) гетманской власти - булаву и бунчук.

В правление Мазепы закрепощение посполитых (так называли тогда крестьян) приняло особенно широкий размах

А гетман стал самым крупным крепостником по обе стороны Днепра. На Украине (в то время Гетьманщине) он прибрал к рукам около 20 тысяч дворов. В России - многим более 5 тысяч. В общей сложности Мазепа имел свыше 100 тысяч крепостных душ. Ни один гетман до него и после не мог похвастаться столь сказочным богатством.

А в это время в России происходили очень серьёзные тектонические сдвиги империи, в результате которых на престол взошёл Пётр I. Будете смеяться, но и к молодому царю Мазепа почти с ходу втёрся, как впечатался, в невероятное доверие. Даже сейчас в это с трудом верится, однако в 1700 году Мазепа получает орден Андрея Первозванного - высшая русская награда за №2! (первым награждён князь Иван Головин). Видать, крепко понравился русскому царю ушлый гетман, хотя возрастная разница, их разделявшая, составляла 33 года.

И далеко ведь не случайно Мазепа писал Петру: «Наш народ глуп и непостоянен. Пусть великий государь не слишком дает веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислать на Украину доброе войско солдат, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».

Это, кстати, к вопросу о восторгах некоторых историков по поводу самого долгого гетмановского правления Мазепы - двадцать один год - и о его якобы страстном стремлении к независимости Украины любой ценой. Уже не говорю о так называемых Коломацких статьях, подписанных лично гетманом при его вступлении в должность. Там чёрным по белому указано, что Украине запрещаются любые внешнеполитические сношения. Запрещалось гетману и старшин назначать без согласия царя. Зато все они получали русское дворянство и нерушимость имений.

И, позвольте, где тут «борьба за независимость Украины»? Да, в течение двух десятилетий Мазепа неукоснительно выполнял волю Петра I. И правильно делал. Только предпринимал он это исключительно к выгоде своей. Тут никакой «нэзалэжностью» даже не пахнет. Запахло позже, когда ущербный по всем нравственным параметрам гетман почему-то уверовал, что непобедимая шведская армия разгромит войска нарождающейся Российской империи.Тогда-то впервые звериное, волчье чутьё Мазепы крепко его подвело. Вестимо, сколько верёвочке не виться… Но прежде, чем напомнить об окончательном падении гетмана, как политика, остановимся ещё на его самой безобразной человеческой подлости…

Первая песнь пушкинской «Полтавы», кто не забыл, начинается так: «Богат и славен Кочубей».

И далее: «Но Кочубей богат и горд/ Не долгогривыми конями,/ Не златом, данью крымских орд,/ Не родовыми хуторами,/ Прекрасной дочерью своей/ Гордится старый Кочубей».Долгие годы почти ровесники (Мазепа старше Кочубея на год), они были друзьями - не разлей вода. И даже породнились: племянник гетмана, Обидовский, женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Кочубеевне, Матрёне, Мазепа стал крестным отцом.У меня, на Украине, кумовство издревле почитается как духовное родство. Крёстные родители опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом и крестники должны заботиться о крёстных родителях как о собственных. В 1702 году Мазепа похоронил свою жену и вдовел два года.В ту пору ему было далеко за шестьдесят, а Матрёне Кочубей - шестнадцать (в «Полтаве» она - Мария). Разница по самым скромным подсчётам - в полвека.И старик решил жениться на юной крестнице, хотя до этого соблазнил её мать. «Чародiй» пустил в ход все приемы своего обольщения: «Мое серденько», «моя сердечно кохана», «целую все члонки тельца твоего беленького», «помни слова свои, под клятвою мне данные, в тот час, когда выходила ты из моих покоев». «Я с великою сердечною тоскою жду от Вашей Милости известия, а в каком деле, сама хорошо знаешь».Из писем Мазепы видно, что Матрена, ответившая на его чувства, сердится за то, что гетман отослал её домой, что родители её ругают. Мазепа негодует и называет её мать «катувкой» - палачихой, советует в крайнем случае уйти в монастырь. Естественно, родители решительно воспротивились возможной женитьбе. Официальная причина отказа была в церковном запрете на браки между крестным отцом и крестницей.Однако изворотливый Мазепа, не заслал бы сватов, если бы не рассчитывал, что церковные власти, великолепно им прикормленные, снимут для него запрет. Скорее всего, Кочубеи прекрасно осознавали, в какую «халэпу» (напасть) может завести всё их семейство коварный и злой жених. Да со временем и Матрёна избавилась от заблуждений:

«Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь! Будешь потом жалеть». И свои угрозы Мазепа исполнил сполна.

По прямому (и это установлено точно!) навету Мазепы, Кочубея и полковника Захара Искру подданные царя приговорили к смерти и выдали гетману для показательной казни. Перед казнью Мазепа приказал ещё раз люто пытать Кочубея, чтобы тот выдал, где спрятаны его деньги и ценное имущество. Кочубея жгли каленым железом всю ночь перед казнью, и он всё рассказал.

Эти «кровавые деньги» поступили в сокровищницу гетмана. 14 июля 1708 года безвинным страдальцам отрубили головы. Обезглавленные тела Кочубея и Искры были переданы родственникам и погребены в Киево-Печерской лавре. На гробовом камне высекли надпись: «Поскольку нам смерть повелела молчати,/ Сей камень о нас должен людям вещати:/ За верность к Монарху и преданность нашу/ Страданья и смерти испили мы чашу».

… А через пару месяцев после этой казни Мазепа предал и Петра I

С первых шагов шведских войск по украинской земле население оказывало им сильное сопротивление. Мазепе нелегко было оправдываться перед Карлом за «неразумность своего народа». Они оба поняли, что ошиблись - как друг в друге, так и в стратегических расчётах - каждый. Однако коварство, подлость и запредельная низменность Мазепы ещё не до конца была исчерпана. Он послал к царю полковника Апостола с предложением, ни много ни мало, предать в руки Петра шведского короля с генералами!

Взамен хамски просил ещё большего: полного прощения и возвращения прежнего гетманского достоинства. Предложение было более, чем неординарное. Посовещавшись с министрами, царь дал согласие. Для блезиру. Он прекрасно понимал: Мазепа предсмертно блефует. Сил для пленения Карла у него не наблюдалось. Полковник Апостол и многие его товарищи пополнили ряды войска Петра I.

Как известно, после исторической Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом и остатками его войска. Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу. Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился.

Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу - кучка из 30 сребреников.Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Церковь предала имя Мазепы анафеме. И снова из «Полтавы» Пушкина: «Забыт Мазепа с давних пор;/ Лишь в торжествующей святыне/ Раз в год анафемой доныне,/ Грозя, гремит о нём собор».

На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях

Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» (выражение Тараса Григорьевича Шевченко). Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре. После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя (как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга!) По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена?

И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда - вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук

Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Искариот!»

…Никогда не забуду лета 1991 года. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину?

Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству.

А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, академика АН Украины доктора исторических наук Владимира Сергийчука. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов (ОУН) и подвигов Украинской повстанческой армии (УПА): «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины.

Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет».

Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди - бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна.

Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство - это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное».

А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни ; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила!».

Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении

Она - не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине.

Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников.

Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.

…После выхода фильма известного кинорежиссера Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения (знакомы мы были с 1970 года) позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу?». «Ну, ты же умный человек и понимать должен, что для актёра не существует запретных ролей. Чем подлее герой, тем его интереснее играть».

«Согласен с тобой, если это Ричард Ш. Он - всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром. Ладно, оставим за скобками то, что Юра (мы с ним тоже были давние знакомцы) - автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея - Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат. Неужели это тебя не покоробило? А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло - тоже не задел?».

Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал. Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми». Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло. Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль. Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией!

Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу.

Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах

А так его личность излишне демонизируется. Меж тем он был элементарным, хоть и очень злым, негодяем. Досадно, что нынешним украинским властям он так по душе.

…Можно сколько угодно говорить, писать и вещать о том, каким выдающимся государственным деятелем был Мазепа, 305 лет назад покинувший наш бренный мир. Достаточно зайти на украинскую Википедию и увидеть там несметное перечисление заслуг славного патриота «нэзалэжной Украины» Ивана Степановича: и полиглот он, и меценат, и храмостроитель, и поэт, и любовник, и «чародей», и… Но потом вспомнишь Пушкина: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость». И всё встаёт на свои места.

1639 года в с.Мазепинцы под Белой Церковью на Киевщине, умер 21 сентября 1709 года в возле н. п. Бендеры в Молдове. Самый известный гетман Войска Запорожского (1687-1708), ставший героем для украинских патриотов и предателем для России, князь Священной Римской Империи.

Логику россиян о Мазепе понять не сложно: "Мазепа был любимцем Петра I, обласканный властью", кавалер №2 Высшего российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного с бриллиантами (первым был генерал-фельдмаршал Головин, сам Петр I получил орден за №6, Меньшиков - №7), был богатейшим человеком в Украине с неограниченной властью, все имел и... все потерял, когда "предал Москву в самый ответственный момент Северной войны", перейдя на сторону Карла XII. Спрашивается, что ему не хватало? У россиян нет ответа на данный вопрос, ответ есть у украинцев.

Почему Иван Мазепа - герой Украины.

1-й подвиг Ивана Мазепы: Родина выше собственной выгоды и личного счастья. Чтобы понять Ивана Мазепу, россиянам нужно вспомнить

Сколько добровольцев ушло осенью-зимой 1941 г. на фронт и погибло, будучи талантливыми педагогами, физиками, хлеборобами, но не красноармейцами, поставив интересы страны выше личных в минуты смертельного лиха;

Сколько сотен (!) тысяч украинцев весной и летом 2014 г. вступило в добровольческие батальоны, Нацгвардию, ВСУ, стали волонтерами и просто помогали армии чем могли, чтобы защитить независимость Украины, рискуя и погибая, получая инвалидность, передавая с трудом заработанные средства для армии, которая из "голой и босой" стала одной из лучший в всего за 1,5 года.

Патриотизм выше рассудка и здравого смысла и тогда и сейчас, а и - это разные нации. Этот тезис помогает понять, почему после Переяславской Рады 1654 и смерти Богдана Хмельницкого (1657)

За 30 последующих лет Россию "предали" более десятка (!) украинских гетманов (Выговский (1657-1659), Юрий Хмельницкий (1659-1662), Яким Сомко, Иван Брюховецкий, Остап Гоголь, Демьян Многогрешный, Михаил Ханенко, Самойло Самусь, Иван Самойлович и др.). Гетманы менялись, как в калейдоскопе и каждый пытался... "предать", выведя себя и подконтрольную территорию из-под Кремля. Почему? Ответ прост: гетманы считали московского царя временным союзником, а не своим сувереном и господином и "предавали" его каждый раз, как только пыталась закрепиться на украинской земле, показав "кто в доме хозяин";

На этом фоне "предательство Мазепы" выглядит типичным поведением украинского гетмана и его окружения, которые помнили времена до "присоединения к Москве" (50 лет назад) и своих старших побратимов, которые за эти 50 лет более десятка раз пытались выйти из-под контроля Москвы;

Бурная реакция россиян так же понятна: в отличие от предыдущего десятка "предателей-гетманов", они считали Мазепу "своим", "пригретым", "обласканным", "награжденным", чей поступок уйти из-под власти Москвы был для них полной неожиданностью.

Главное отличие Ивана Мазепы от предшественников в том, что он многие годы готовился к этому шагу, о чем свидетельствует вся его деятельность за 21 год гетманства в Украине (1687-1708).

2-й подвиг Ивана Мазепы: прекращение гражданской войны ("Великой Руины" 1657-1687) и возрождение экономики и политического влияния Украины в мире.

Прекращение войн и набегов

- позволило начать экономическое возрождение украинских земель , чьи посевы не жгли каратели и кочевники, женщин и детей не угоняли в рабство, а мужчины не убивали друг друга в междуусобице;

- Мазепа пытался установить "гражданский мир" на Гетманщине , широко раздавая казацкой старшине земли (об этом свидетельствуют гетманские универсалы Василию Борковскому, Прокопа Левенцу, Михаилу Миклашевский, Ивану Скоропадскому и др.), одновременно защищая интересы простых казаков и простолюдинов, что было зафиксировано универсалами от 1691, 1692, 1693, 1701 и других, в которых регулировались вопросы и отработка;

- Иван Мазепа серьезно укрепил международный имидж Украины , что помогло спасти Украину от разрушений после государственного переворота в Московском 1689 года. Произошло это, благодаря дипломатическому подходу Мазепы, который сумел наладить отношения как с царевной Софьей и фактическим руководителем московского князя Голицина, а также с их преемником - царем Петром I.

Несмотря на запрет международных дипломатических отношений, зафиксированного в "Коломацких статьях", соглашении между Украиной и Московским государством, подписанным во время избрания Мазепы гетманом, он имел многочисленные связи с монархическими дворами Европы, в частности, Веттинов в , Гираев в Крыму и др. С целью обороны южных границ построил крепости на юге Украины, в частности, Новобогородицкую и Ново-Сергиевского на реке Самара.

3-й подвиг Ивана Мазепы: развитие образования для развития государства. Он постоянно опекал множество учебных заведений, за своисредства строил корпуса Киево-Могилянской академии и Черниговского коллегиума, которые позже также были обогащены современными на то время библиотеками редкими рукописями.

Для развития культуры того времени большое значение имели мероприятия гетмана по изданию произведений украинской литературы, в частности, произведений Афанасия Зарудного, Дмитрия Туптало, Григория Двоеслова и многих других.

Косвенно деятельность Мазепы сказалась и на развитии архитектуры и изобразительного искусства, дало основание ученым-искусствоведам говорить о возникновении в Украине в конце XVII - начале XVIII в. уникального стиля - "мазепинского барокко". Кроме того, целенаправленная политика Мазепы привела к общему возрождению, которое сказалось не только на развитии всех отраслей искусства, но и в сфере философии, теологии, общественных и естественных наук.

4-й подвиг Ивана Мазепы: поддержка украинской церкви, как будущей идеологической опоры украинского государства . За счет самого Ивана Мазепы было построено, отрестраврировано и преображено огромное количество церковных сооружений. Самыми известными из них были здания в таких монастырях, как Киево-Печерская Лавра, Пустынно-Николаевский, Братский Богоявленский, Кириловский, Золотоверхо-Михайловский, Черниговский Троицко-Ильинский, Лубенский Мгарский, Густинский, Батуринский Крупницкий, Глуховский, Петропавловская, Домницкий, Макошинский, Бахмачский, Каменский, Любецкий, кафедральные соборы в Киеве - Святой , Переяславе и Чернигове, церкви в Батурине, и другие.

Иван Мазепа также занимался состоянием православной церкви за пределами Украины. Среди подарков, сделанных Мазепой иностранным Московского Патриархата, наиболее известна серебряная плащаница, что сохраняется в алтаре греческого православного собора Воскресения при Гробе Господнем в и используется только в особо торжественных случаях. Другим известным подарком было Евангелие 1708, переписанное и украшенное гравюрами средства для богослужебного использования православных сирийцев г. Алеппо. Кроме этих подарков, гетман выделял определенные средства на милостыни и помощь христианам за рубежом. Всего, по подсчетам казацкой старшины, сделанными сразу после смерти Мазепы, за 20 лет своего правления гетман на меценатские цели потратил не менее 1 110 900 дукатов, 9 243 000 злотых и 186 000 империалов.

5-й подвиг Ивана Мазепы: его жизнь и смерть... прославили Украину. По сей день Мазепа - самый популярный украинец в мире , обошедший все последующие поколения украинцев от до и президентов независимой Украины. Ему посвящено 186 гравюр, 42 картины, 22 музыкальных произведения, 17 литературных произведений, шесть скульптур. Среди наиболее известных произведений - гравюры И. Мигуры, И. Щирского, Д. Галяховского, Л. Тарасевича, М. Бернингротга; портреты неизвестных художников XVII - начала XVIII в., хранящихся в музеях Украины; полотна историко-легендарного содержания известных художников А. Деверия, Ю. Коссака, Л. Булянже, Г. Верне, Т. Жерико, Е. Делакруа, Е. Харпентера, М. Геримського; поэтические и прозаические произведения Дж. Байрона, Гюго, Ю. Словацкого, А. Пушкина, Ф. Булгарина, Г. Асаки; музыкальные инструментальные и оперные произведения П. Сокольского, К. Педротти, Ш. Пурни, Дж.В. Гинтона, Ф. Педреля, П. Чайковского, М. Гранваль, Ф. Листа, Ж. Матиаса, О. Титова, С. Рахманинова.

Что дало бы Украине поражение России в Северной войне против Швеции.

Иван Мазепа использовал опыт гетмана Петра Дорошенко - на несколько лет Украине от Москвы после Переяславской рады для чего заключил союзный договор с Турцией.

Северная война 1700-1721 Швеции с Россией давала уникальный шанс Украине получить независимость от Кремля, т.к.

1. первым предал... Петр 1, когда в 1706г. Карл XII разгромил польские войска российского союзника и ставленника короля Августа, принудил того отречься от польской короны (1706 год), а нового короля Станислава Лещинского заставил объявить войну России. Над Украиной нависла угроза польской при поддержке войск Карла XII), Мазепа обратился к Петру за помощью. Но царь, в то время ожидавший наступления шведов, ответил: "Я не дам и десяти солдат. Защищайся, как знаешь".

2. в случае поражения России, Швеция могла передать Украину под протекторат своего союзника - Польши, как прекрасный трофей в войне (саму Швецию далекая практически не интересовала)

3. в случае совместной победы Швеции с и Украиной, гетманщина получала долгожданную независимость

4. в украинских землях росло недовольство "чужой войной" на которую по требованию Москвы Иван Мазепа посылал все новые и новые казачьи подразделения, которые несли до 60% потерь в боях с лучшей на тот момент армией Европы во главе которой стоял Карл XII.

Критический момент выбора настал для Мазепы в октябре 1708 года, когда Карл XII начал свой поход на Москву не через (в лесных массивах шведы несли потери от "партизанских ударов), а через лесостепь Украины. Мазепа принял решение перейти на сторону Швеции.

Подобные отношения были характерны для того времени в Европе: если сюзерен не выполнял своих обязательств относительно вассала, то последний оставлял своего покровителя-сюзерена и переходил под протекцию другого. В итоге 1708 году Мазепа подписал договор с Карлом XII, в котором указывалось следующее:

1) Карл XII обязывался защищать Украину, которая должна была стать независимой государством Европы с титулом княжества;

2) территория независимого украинского княжества расширялась за счет отвоеванных от России украинских земли;

3) гетман и все сословия украинского общества сохраняли свои права;

4) Мазепа признавался пожизненным правителем Украины, а после его смерти генеральная рада имела право избрать нового гетмана;

5) на время ведения войны шведам передавались следующие города: Полтава, Гадяч, Батурин и др. для размещения гарнизонов

Мазепа подчеркивал, что не ищет в этом никакой личной пользы. Большинство казаков не поняло планы Мазепы, оставило гетмана и ушло на соединение с армией Петра I. С гетманом осталось несколько тысяч человек. В Полтавской битве шведская армия проиграла, остатки войск Мазепы ушли в Молдову, где предводитель украинских казаков умер 21 сентября 1709 года

- Иван Мазепа принадлежал к семье известной правобережной украинской шляхты. Начальное образование получил в школе Киевского братства, впоследствии окончил Киево-Могилянский коллегиум и Иезуитскую коллегию в Варшаве. В течение трех лет учился в , и Голландии, где получил блестящее европейское образование, опыт европейской политической и культурной жизни. Знал несколько иностранных языков;

- Мазепа был первым украинским гетманом, который неизменно держал гетманскую булаву в течение почти 22 лет (8081 день). Этот период характеризовался экономическим развитием Украины-Гетманщины, стабилизацией социальной ситуации, подъемом церковно-религиозной жизни и культуры;

В начале XVIII века в условиях Северной войны (1700-1721) Иван Мазепа в союзничестве с польским королем Станиславом Лещинским, а также шведским королем Карлом XII предпринял попытку реализовать свой военно-политический проект. Главной целью данного проекта был выход из-под протектората Московского государства и образования на украинских землях независимого государства;

- целью Мазепы как гетмана Войска Запорожского было объединение казацких земель Левобережья, Правобережья, и, если возможно, Слобожанщины и Ханской Украины в составе единого Украинского государства, установление прочной автократической гетманской власти в становой государстве европейского типа с сохранением традиционной системы казацкого устройства.

Иван Мазепа глазами художника Юрия Журавель.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель так увидел Ивана Мазепу:

Биография Ивана Мазепы.

1659 год - после вернулся после обучения в Речь Посполитую;

1662-1669 годы - король Ян-Казимир поручал Мазепе несколько различных дипломатических миссий в Украине, Османской империи, Московии;

С 1663 года Иван Мазепа жил в родовом имении в селе Мазепинцы;

Конец 1669 года - вступил на службу к гетману Петру Дорошенко, что стало "переломным моментом" в жизни и деятельности будущего гетмана, который с тех пор полностью отдал себя украинскому государственному делу;

1668-1669 годы - женился;

После 1674 года Мазепа исполнял обязанности генерального есаула. Принимал участие в войне Дорошенко как союзника Османской империи против Речи Посполитой (поход на Галичину 1672);

Июнь 1674 года - Порошенко послал Мазепу в и Османской империи, дал татарский эскорт, несколько пленных казаков с Левобережья, предназначенных в подарок хану и султана чиновникам. Во время путешествия у реки Ингул Мазепа попал в руки запорожцев, которые могли его убить; кошевой атаман узнал Мазепу и спас;

Июль 1674 года - гетман Левобережной Украины Иван Самойлович, узнав об этом, потребовал у Сирка выдать ему Мазепу. Сирко сначала отказал, но под давлением московского правительства вынужден был отправить Мазепу в Батурин. Своим опытом в международных делах, безупречными манерами Мазепа убедил Самойловича сделать его доверенным лицом (был избран военным есаулом);

1687 год - в руки Мазепы попала гетманская булава после того, как Самойлович был сброшен с гетманства и отправлен в Сибирь;

28 октября 1708 года - Мазепа надеялся предотвратить разграбление своей земли королем Карлом XII, который пришел в Украину. Поэтому он перешел на сторону Шведов. Вместе с ним перешли и три тысячи казаков. Через несколько дней после этого Батурин был уничтожен русскими войсками;

Июнь 1709 года - Мазепа и Карл XII бежали в Молдову, которая на то время принадлежала Османской империи;

.

Одной из самых «пререкаемых» фигур в русско-украинской истории остается по сей день Гетман Мазепа . По традиции, идущей от Петра I, его принято считать чуть ли не исчадием ада. Недавно появилась и другая тенденция — к героизации Мазепы; особенно это характерно для нынешней Украины, ищущей исторических скреп. И то, и другое — явные кривды. Демоном во плоти знаменитый гетман не был. Но, несомненно, некая патология в поведении гетмана Мазепы по отношению к соратникам прослеживается.

Гетман Иван Мазепа, юные годы

Иван Степанович Мазепа происходил из православной шляхетской семьи. Он появился на свет в 1639 году в родовом имении Мазепинцы неподалеку от Белой Церкви. Образование получил, согласно своему статусу, превосходное — сначала в Киево-Могилянской коллегии, затем в иезуитском коллегиуме в Варшаве, а впоследствии учился в Италии, Голландии, Франции и Германии. Свободно владел европейскими языками и латынью.

Известно, что в молодые годы гетман Мазепа состоял при дворе польского короля Яна Казимира, где числился среди «покоевых дворян». Придворная участь молодого «схизматика» была, конечно, незавидна. Н. И. Костомаров пишет:

«Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь».

Карьерист

На Волыни, согласно Костомарову, Иван Мазепа имел романтическое приключение. Он вступил в связь с молодой женой некоего престарелого пана Фальбовского, за что был жестоко им проучен. Фальбовский подкараулил соперника, раздел его донага, привязал к спине лошади и, нахлестав ее, пустил вскачь. Лошадь, не разбирая пути, через кусты, ринулась к дому, и через некоторое время ошарашенные слуги Мазепы снимали с нее своего окровавленного господина. Впоследствии этот сюжет не раз вдохновлял живописцев.

Имело ли место это происшествие в действительности, мы не знаем. Дальнейшая личная судьба Мазепы складывалась вполне благополучно и здраво — до роковой истории с Мотрей Кочубей. В 1665 году он после смерти отца получил должность подчашего Черниговского, в 1668 году женился на вдове белоцерковского полковника Анне Фридкевич, не упуская из виду, вероятно, той пользы, которую мог принести ему в его карьере тесть — генеральный обозный Семен Половец. Расчет оказался верен. Именно по протекции Половца Мазепа вошел в ближний круг гетмана Петра Дорошенко и сравнительно скоро дослужился до звания генерального писаря.

В 1674 году Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь просить помощи у турецкого султана (а за несколько месяцев до того по его же поручению Иван Мазепа был в Переяславле на казацкой раде, где свидетельствовал о желании гетмана пойти под руку московского царя; такая вот «школа измены»).

Мазепа меняет высоких друзей

С поездкой в Туретчину связана резкая перемена в биографии Мазепы. Правда, в Константинополь он так и не попал. Костомаров повествует:

«Кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к Чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены».

К Самойловичу он также умел войти в доверие. Тот поставил его наблюдать за воспитанием своих сыновей, а затем пожаловал чином генерального есаула. По поручениям гетмана Мазепа не раз бывал в Москве, где свел близкое знакомство с . Голицын, с его полонофильством, не мог, конечно, не очароваться образованным и учтивым на польский манер посланником гетмана. И именно ему Мазепа был обязан избранием в гетманы. Когда после неудачного крымского похода (первого) Самойлович оказался «во всем виноват», Голицын устроил ссылку гетмана в Сибирь и продвижение своего учтивого друга на его место. Интриговал ли сам Мазепа против Самойловича, некогда, по чести говоря, его облагодетельствовавшего? Неизвестно. Но плодами интриг воспользовался. И, сколько можно судить, не без удовольствия.

В очередной свой приезд в Москву гетман Мазепа обнаружил здесь перемены. И, с легкостью отрекшись от голицынско-софьинской партии, обаял молодого Петра.

«Мазепа ведает любовь»

Уже из этих успехов гетмана Мазепы можно заключить нечто о его характере. Но на Петре он, кажется, успокоился. Впрочем, лишь до времени.

Что же касается ситуации в Малороссии, безраздельно подвластной Мазепе, то она была очень непроста. Мазепа «панствовал», народ роптал. Против гетмана беспрестанно составлялись доносы. Но царь не имел веры им, всецело положившись на своего соратника. Тот же умело поддерживал в нем убеждение в собственной незаменимости, постоянно подчеркивал лукавство и ненадежность казаков. Даже донос Кочубея оказался неопасен для него.

Справедливости ради следует сказать, что у любого возникли бы сомнения в правдивости этого доноса: слишком известна была вражда между Мазепой и Кочубеем, которого дочь Матрена (в пушкинской «Полтаве» — Мария) сбежала в 1704 году к гетману «без венца». Гетман и не прочь был повенчаться, но Мотря приходилась ему крестницей. Он отослал девушку к родителям, однако продолжал писать любовные письма, где называл ее своим «серденьком». Ясно было, что опозоренный Кочубей пойдет на все, лишь бы отомстить. Но месть вышла боком ему самому: в 1708 году бывшего генерального писаря Войска Запорожского после пыток казнили через отсечение головы.

Гетман Мазепа - Кавалер ордена Иуды


В 1708 году гетман Мазепа, захватив с собой гетманскую казну, бежал к Карлу XII, стоявшему лагерем неподалеку от Новгорода-Северского. Для Петра I, ожидавшего военной помощи от гетмана, весть об его измене стала оглушающим ударом. Покуда войска не сошлись в решающей битве, в ход были пущены приемы информационной войны. Жестоко разорив руками Меншикова гетманскую столицу Батурин, Петр назначил выборы нового гетмана в Глухове. Было всенародно объявлено, что:

«Иоан Мазепа изменил и пристал к еретическому королю шведскому, малороссийские отчизни отчуждился, хотя оную под иго работы лядской поддати и храмы Божии на проклятую обратити унею»,

Мазепа, в свою очередь, научил Карла XII распространить слух, что Петр сам ведет переговоры с Римом об искоренении правой веры и насаждении «латинства». Но в это мало кто верил.

Вообще, союз Мазепы с Карлом оказался несчастен и для того, и для другого. Народ, никогда ничего доброго от гетмана не видевший, за ним не пошел. Те немногие казаки, что пристали к нему, быстро образумились и явились с покаянием к Петру. При бывшем гетмане остались едва ли не только самые отчаянные запорожцы. Но от них уж добра ждать не приходилось никому. Известно, что за обедом в палатке Мазепы (чуть ли не в присутствии короля) некие из них так упились, что стали грабить со стола посуду. Кто-то сделал им замечание. И тотчас был зарезан.

После Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом XII в Бендеры, где вскоре умер. Он, без сомнения, знал, что Петр тщится выкупить его у османов, желая предать позорной казни. Знал и о том, что специально для него в единственном экземпляре изготовлен серебряный орден Иуды...

Рекомендуем почитать

Наверх