История оптиной пустыни. Краткое жизнеописание преподобных старцев оптиной пустыни

Маркетинг и реклама 12.10.2019
Маркетинг и реклама

Главное отличие настоящего духовника от иных, только пытающихся походить на старца, заключается в мудрости и смирении. Одним из самых известных и загадочных представителей российского духовенства, ставшего символом старейшей монашеской обители в России - Оптиной пустыни, а также личным духовным наставником Российского Патриарха Кирилла является старец Илий. Этот человек - редкий пример легкого, возвышенного и чистого душевного состояния. Именно поэтому сотни людей из всех концов страны ежедневно ищут встречи с ним.

Кто такие старцы?

Каждый человек идет по жизни своим собственным путем. Чтобы не сбиться с верного пути, не угодить в пропасть, ему нужен кто-то, кто укажет ориентир, не даст заблудиться, а в нужный момент поддержит и наставит на путь истинный. Такими помощниками с незапамятных времен на Руси были старцы. Их уважали и боялись одновременно, ведь они - последователи древнерусских волхвов, впитавшие с кровью предков Великую Мудрость. Многие старцы обладали даром предсказания и исцеления, но главная цель настоящего старца - познать откровение Божье и духовно помочь нуждающемуся.

Старец Илий: биография

Родился Илий (в миру - Алексей Афанасьевич Ноздрин) в 1932 году в многодетной крестьянской семье в поселке Становой Колодезь Орловской области. Его отец, Афанасий, во время Отечественной войны в 1942 году был тяжело ранен и скончался в госпитале. Мать, Клавдия Васильевна, в одиночку воспитывала четверых детей. Окончив школу в 1949 году, Алексей прошел срочную службу в армии. В 1955 году поступил учиться в Серпуховский механический техникум, а после его окончания в 1958 году по распределению был направлен в Волгоградскую область для строительства хлопчатобумажного комбината в г. Камышин. Но не найдя себя в решил посвятить свою жизнь Богу, поступив учиться в Духовную семинарию города Саратова. В 1961 году, в связи с хрущевскими гонениями и давлением на церковь, семинария была закрыта, а Алексей был вынужден переехать в Ленинград, где продолжил учебу в духовной академии и принял постриг инока с именем Илиан.

С 1966 года служил настоятелем в Псково-Печерском монастыре, а в 1976 году был отправлен нести послушание в обитель русского великомученика Пантелеймона на Святой горе Афон в Греции. Там будущий старец Илий жил в горном ските и духовничал в Пантелеймоновом монастыре. В конце 1980-х годов был отозван обратно в СССР и направлен в восстанавливаемую Оптину пустынь, которая запустевала на протяжении последних 65 лет. Здесь Илиан принял великую схиму, предусматривающую совершенное отчуждение от мира для воссоединения с Богом, а также постриг с именем Илий.

На протяжении последующих 20-ти лет он возрождал в обители старческое служение, что в итоге вернуло Оптиной пустыни былое величие. В 2009 году старец Илий был назначен духовником Патриарха всея Руси Кирилла и переехал в его резиденцию в Троицко-Сергиевой Лавре в поселке Переделкино Московской области. В апреле 2010 года на праздник Пасхи старец возведен Патриархом в сан схиархимандрита.

История обители

Оптина пустынь - православный монастырь для мужчин, расположившийся в двух километрах от города Козельск в По древнему преданию монастырь был основан на рубеже XIV-XV веков раскаявшимся разбойником Оптой (или Оптием), принявшим монашество под именем Макарий. Оптинская обитель служила пристанищем для старцев и стариц, проживающих в отдельных строениях монастыря, но под духовным руководством одного настоятеля. Первые упоминания об этой обители можно найти в писцовых книгах Козельска, относящихся ко временам царствования Бориса Годунова.

В начале XVIII века Оптина пустынь переживала тяжелые времена в связи с постоянными оброками государству на войну со шведами и строительство Петербурга, а в 1724 году вообще была упразднена согласно Духовному регламенту и присоединена к Спасо-Преображенскому монастырю, расположенному в соседнем городе Белеве. Через два года по монастырь был восстановлен, а на его территории началось строительство новых храмов, которое продолжалось вплоть до начала ХХ столетия.

Оптина стала одним из крупнейших духовных православных центров России, со всех сторон к ней тянулись паломники и страждущие, некоторые из которых поселялись в ските, устроенном в 1821 году. По мере поступления пожертвований обитель приобрела земельные угодья, мельницу.

В 1918 году Оптина пустынь была закрыта согласно указу СНК РСФСР, а в 1939 году на территории монастыря по приказу Л. Берии организован концлагерь для пяти тысяч польских военных, расстрелянных позже в Катыни. С 1944 по 1945 гг. здесь расположился фильтрационный лагерь для советских офицеров, вернувшихся из плена.

Оптина пустынь сегодня

Только в 1987 году Советское правительство передало монастырь в распоряжение РПЦ. С этого момента началось активное восстановление монастыря - как материальное, так и духовное. Идеолог и координатор восстановления монастыря Оптина пустынь - старец Илий. Именно благодаря этому человеку обитель вновь обрела славу крупнейшего центра православия и паломничества. Ее уникальная энергетика и красота храмов привлекает тысячи паломников и туристов со всего мира. На территории монастыря располагаются 7 действующих храмов:

  • Введенский собор - главный храм обители;
  • Храм Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту;
  • Храм прп. Илариона Великого;
  • Храм Казанской иконы Божией Матери;
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери;
  • Храм Преображения Господня;
  • Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Переделкино

Дачный поселок Переделкино расположен в Ближайшие железнодорожные станции - «Переделкино» и «Мичуринец». Городок известен не только благодаря монастырю и старцу Илию, а также тем, что там в свое время проживали и работали известные литераторы и артисты. В их числе Александр Фадеев, Белла Ахмадулина, Валентин Катаев, Булат Окуджава, а также который проводил здесь свои знаменитые костры, где выступали Рина Зеленая, Аркадий Райкин, Сергей Образцов. Здесь расположены дома-музеи Окуджавы, Пастернака, Чуковского и Евтушенко.

Как доехать до монастыря?

Учитывая, что Оптина пустынь находится вблизи станций ЖД «Переделкино» и «Козельск», добраться до нее по железной дороге не составит особого труда. С Киевского вокзала в Москве ходят электрички в направлении Калуги или Сухиничей. До Козельска можно доехать и автобусом от станции метро «Теплый стан».

У владельцев автомобилей, учитывая нынешнее изобилие различных навигационных систем и карт, также не возникнет особых проблем с поиском верного пути. Но если добраться до монастыря - дело не хитрое, то как попасть к старцу Илию на прием - это совершенно иной вопрос. Прежде чем отправиться в путь с этой целью, следует заранее узнать о распорядке дня в обители, а также о расписании приема.

Если Богу угодно

Многие хотят, чтобы с ними пообщался старец Илий (Переделкино). "Как попасть на прием к старцу и примет ли он?" - это основные вопросы приезжающих паломников. Конечно же, схиархимандрит не сможет удовлетворить всех страждущих, но, как говорят местные монахи, если Богу будет угодно, то встреча обязательно состоится. Обычно старец Илий до обеда принимает в трапезной, где за столами располагаются приехавшие, а очередь движется вокруг этих столов. Если люди шумят в очереди или спорят, то он лично разгонит или примирит гостей.

Ближе к 16 часам старец удаляется отдыхать, а когда вернется и вернется ли в этот день, одному Господу известно. У монастыря есть свой интернет-ресурс (www. optina. ru), на котором можно узнать, где сейчас старец Илий и когда состоится очередной прием.

Сила молитвы

Считается, что обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного. Поговаривают, что если он помолится об упокоении души, то душа грешного может освободиться даже от адского плена. Удивительный случай произошел и в Оптиной пустыни. Однажды в скит к Илию привезли тяжелораненого в Чечне бойца. Врачи не знали, как спасти военного и не решались на операцию, так как тот был без сознания, а пуля находилась в нескольких миллиметрах от сердца. Молитва старца Илия «Да воскреснет Бог» заставила поверить в чудо отчаявшихся докторов - раненый пришел в себя и открыл глаза. После проведенной операции солдат начал выздоравливать.


Оптина пустынь близ монастыря, что в шести десятках километров от древней Калуги, издавна притягивала множество паломников. Славилась она святостью, но в особенности старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни, предсказывали будущее… Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть. Но подлинная история монастыря уходит своими корнями в глубину веков, и понять истоки пророчеств оптинских старцев, не обратившись к истории, будет трудно.

В давние времена постоянные опустошительные набеги крымских татар на южные границы Московского государства заставили русских правителей укрепить засеками всю страну от Оки до Дона и от Дона до Волги. Одна из таких засек проходила вблизи города Козельска, основанного в 1146 году. В трех километрах от этого древнего города и находится Оптина пустынь.

Сделавшись оборонительным рубежом от набегов диких кочевников, засека одновременно стала и притоном для разбойничьих шаек, наводивших ужас на мирное население.

В XIV веке в засеке, прилегающей к Козельску, укрывался грозный предводитель разбойников. Но с ним случилось нечто невиданное: Опта раскаялся в своих злодеяниях, переменил образ жизни, постригся в монахи под именем Макария и основал две пустыни - два уединенных монастыря. В том, который теперь называется Оптина пустынь, он, вероятно, и окончил свои дни смиренным отшельником.

Первые письменные сведения об Оптином монастыре относятся к царствованию Бориса Годунова. В начале XVII века, когда Козельск, а вместе с ним и Оптина пустынь были «без остатку» разорены литовцами, в обители уже существовала деревянная церковь Введения Пречистой Богородицы, а в монастыре шесть келий. В конце же века на том месте была построена каменная церковь во имя Введения во храм Богородицы усердием окрестных бояр и всякого чину людей. Помогали монастырю и царевна Софья, и цари Иоанн и Петр Алексеевичи.

Но только-только стала устраиваться Оптина пустынь, как в 1724 году ее приписали к белевскому Спасо-Преображенскому монастырю: братию, состоявшую из 12 человек, перевели в Белев, куда перевезли и разобранные монастырские ограды, кельи и скотный двор. Оптинский храм был превращен в приходскую церковь.

Через два года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь была восстановлена, но имущество ее было возвращено не сразу и то лишь благодаря официальному вмешательству.

Конец XVIII века явился временем полного упадка и оскудения обители. В эти годы число братии не только не превосходило положенного по штату семи, но и постоянно было меньше его. Случалось, что настоятель монастыря был и единственным в нем монахом. Жизнь Оптиной едва тлела…

Возрождением своим пустынь обязана знаменитому митрополиту Московскому Платону, который, посетив ее в 1796 году, «признал место сие для пустынножительства весьма удобным, почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря». Митрополит Платон обратился к настоятелю этого монастыря с просьбой дать для этой цели способного человека. Таковым был признан иеромонах Авраамий.

Прибыв в Оптину, отец Авраамий нашел ее в немыслимом запустении. И только после 20 лет его настоятельства в монастыре возродился твердый порядок. Правда, особо чтимых святынь в самом монастыре не было. Его главным духовным богатством почитались оптинские старцы, жившие в скиту в полукилометре от обители. Скит - это как бы монастырь в монастыре, более уединенный и строгий. На его территории - деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи, первого пустынножителя. Скит потому и образовался в начале XIX века: некий монах построил себе отдельную от монастыря келью, чтобы пустынно жительствовать - жить отшельнически, предаваясь молитве и духовному созерцанию. К нему впоследствии присоединились другие, способные к подобному монашескому подвигу. Но старцами - не по годам, но по духовному разуму - становились единицы.

Расцветом своим и славой Оптина пустынь обязана новому настоятелю - архимандриту Моисею (Путилову), принявшему свою должность в 1825 году. При нем материальное благосостояние монастыря увеличилось и окрепло.

Козельская Введенская Оптина пустынь всего за четверть века приобрела широкую известность среди сотен русских монастырей. Поток пожертвований хлынул от тех богомольцев, которых привлекала святая обитель с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

Первым оптинским старцем считается отец Лев (в миру - Лев Данилович Наголкин). Окончательно в Оптиной пустыня он поселился в 1829 году, когда и основал там старчество. Но справедливости ради наравне с отцом Львом следует назвать настоятеля монастыря отца Моисея. Дело в том, что о духовных дарах отца Моисея - прозорливости, рассудительности - знали только близкие, дальние же предполагали в нем обычного монаха, облеченного высоким саном архимандрита и направившего свою энергию на монастырское строительство. Оба - отец Моисей и отец Лев - прошли одинаковый духовный путь. Но так случилось, что к отцу Моисею народная тропа еще не была протоптана, возможно, из-за его обремененности настоятельской должностью. А вот к отцу Льву уже началось настоящее паломничество. Молва о его удивительной прозорливости распространялась стремительно.

Помимо дара прозорливости отец Лев был наделен и даром чудотворных исцелений души и тела. Многим страдавшим от телесных недугов, часто соединенных с недугами душевными, старец подавал благодатную помощь, помазав болящих елеем (маслом) от неугасимой лампады, теплившейся в его келье перед Владимирской иконой Божией Матери. Иных он отсылал в Воронеж ко святым мощам святителя Митрофана. Пройдя пешком сотни верст, больные в дороге часто самоисцелялись и торопились обратно в Оптину, чтобы поблагодарить старца.

В те времена на всю Россию прославился преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Но всего семь лет было отпущено ему для общественного служения, в 1833 году отошел святой в вечность. И вот в другом, ранее неведомом уголке страны стало происходить нечто подобное Саровскому чуду. Молва засвидетельствовала истинную праведность и принадлежность к столь немногочисленному племени «печальников народных» оптинского иеросхимонаха Льва. Рассказы о нем передавались из уст в уста. Тысячи паломников направились в Калужскую губернию, в Оптин монастырь… Но старчество отца Льва продолжалось тоже недолго - 12 лет, с 1829 по 1841 год. Из-за интриг и доносов завистников духовное начальство не раз запрещало ему принимать посетителей. Но отец Лев продолжал свое служение до самой кончины, час которой он предсказал за год до нее.

Духовные заветы отца Льва поддерживали и исполняли все другие оптинские старцы. Его ученику отцу Макарию (в миру Михаилу Иванову) удалось помочь Оптинскому монастырю наладить выпуск книг духовного содержания. Старец объединил вокруг своего начинания известных русских людей, духовно устремленных интеллектуалов, среди которых были С. П. Шевырев, М. П. Погодин, М. А. Максимович, Н. В. Гоголь, братья И. В. и П. В. Киреевские. Со старцами Оптиной их связывала не только литературная работа, многие вверили себя их духовному руководству.

Отец Макарий владел даром глубокого понимания современных ему вопросов, нередко находя в них предвестие будущего. Когда в феврале 1848 года во Франции, а затем и в некоторых других странах Европы вспыхнула революция, старец увидел в этом дурное предзнаменование и для России. А спустя полгода на монастырь и пустынь обрушилась страшная буря с ливнем и градом. С церквей сорвало крыши и кресты, погибло множество плодовых деревьев.

Старец вместе с монастырской братией своими руками убирал поваленные деревья, а на их место сажал новые. И посадки эти были непростые. Они имели вид клина и служили своеобразным зашифрованным письмом в будущее. На клочке земли между скитом и монастырем при помощи деревьев была написана великая тайна, прочесть которую суждено последнему старцу скита. Так передавалась она в Оптиной из поколения в поколение, и во исполнение завета отца Макария не дозволялось уничтожать не только вековых деревьев, но и кустика. Однако в начале 20-х годов нынешнего века, когда монастырь закрыли, но последние старцы еще были живы, безжалостно спиливали великолепные сосны Оптинского леса.

Тайна зашифрованного послания отца Макария так и осталась неразгаданной. Но уже в середине прошлого века предвидел он и поругание оптинских святынь, и грядущие огненные испытания России. По поводу разрушительной бури отец Макарий писал: «Это страшное знамение Божьего гнева на отступнический мир. В Европе бушуют политические страсти, а у нас - стихии. Началось с Европы, кончится нами…»

«Сердце обливается кровью при рассуждении о нашем любезном отечестве, России нашей матушке: куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое: оно обманывает себя в своей надежде… Конечно, в судьбах Промысла Божия написано то, чему должно быть, но от нас сокрыто по неизреченной Его премудрости. А кажется, настает время по предречению отеческому: «Спасающийся да спасет свою душу».

Слова старца Макария чем-то напоминают трагическое удивление знаменитого русского писателя Н. В. Гоголя: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

В представлении большинства современников и нынешних читателей Гоголь - классический писатель-сатирик, обличитель человеческих и общественных пороков. Другого Гоголя, религиозного мыслителя и публициста, автора молитв и таких произведений, как «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Размышления о Божественной литургии», мало кто знает… Вся его жизнь, особенно последнее десятилетие, была непрерывным восхождением к высотам духа. Гоголь не давал монашеских обетов - нестяжания, целомудрия и послушания, но был поистине монахом в миру. Он не имел своего дома и жил у друзей - сегодня у одного, завтра у другого. Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался едва ли не нищим, помогая при этом бедным студентам из собственных гонораров.

Гоголь паломничал в Оптину три раза, и его мысли о великой ответственности писателя пред Богом за свое творчество окончательно сложились не без влияния бесед со старцем Макарием, перед прозорливым духовным оком которого писатель высказывал все свои суждения и мнения.

Среди келейников отца Макария кроме знаменитого Амвросия Оптинского (о нем речь пойдет чуть ниже) был и будущий старец Иларион, в миру Родион Пономарев. Его старческое служение началось в 1860 году, когда отцу Илариону было пятьдесят пять лет. А спустя три года, после кончины отца Макария, он стал скитоначальником. В воспоминаниях современников и других документах сохранилось немало примеров его явной прозорливости, хотя сам он, будучи человеком скромным и смиренным, старался ее скрывать.

Если говорить образно, то жизнь Оптинского скита до конца XIX века можно уподобить трем временам года: весне - при жизни старца Льва, лету - при отце Макарии и плодоносной осени - при старце Амвросии. Тому способствовало и само по себе естественное развитие в Оптиной пустыни традиции старчества, которая всегда была сильна преемственностью - непосредственной передачей духовных навыков и знаний от учителя к ученику.

Мирской славе знаменитого отца Амвросия, помимо прочего, способствовало развитие науки и техники. Старцы Лев и Амвросий действовали словно в различные эпохи. При жизни первого оптинского старца Льва не было регулярного почтового и телеграфного сообщения и железных дорог, как позднее, при отце Амвросии, о котором еще при его жизни немало публикаций попало в прессу.

Но конечно же никакое развитие науки и техники ни в какие времена не заменит собственных усилий человека ради очищения сердца от страстей. Легких путей в стремлении к духовному совершенству не бывает.

Александр Гренков (таково мирское имя старца Амвросия) родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Его дед был священником.

Учился Александр Гренков прекрасно: закончил Тамбовское духовное училище и семинарию, но в академию не пошел, в священники - тоже, предчувствуя, что призвание его другое. В последнем классе семинарии молодой человек перенес опасную болезнь и дал обет: если выздоровеет, то пострижется в монахи. По исцелении он все откладывал его исполнение, и совесть не давала ему покоя.

И только в возрасте двадцати семи лет он тайно от родных и близких бежал в Оптину пустынь.

Вскоре Гренков стал келейником старца Льва, который старался держать его в строгости, однако другим про него говорил: «Великий будет человек», - и в этом также проявилась прозорливость старца Льва Оптинского.

После смерти старца Льва послушник Александр стал келейником старца Макария. В 1842 году он был пострижен с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского).

В 1845 году монах Амвросий сильно простудился и заболел, получив осложнение на внутренние органы. С тех пор он уже не смог по-настоящему поправиться. Однако никогда не унывал и признавался, что телесная болезнь благотворно действует на его душу.

Через два года отец Амвросий был вынужден из-за болезни выйти за штат и стал числиться на иждивении обители. Он уже никогда не мог служить в храме, еле передвигался, не выносил холода и сквозняков, страдал от испарины и был подвержен множеству других недугов.

Но в 1848 году здоровье отца Амвросия, дойдя до критической грани, неожиданно стало укрепляться. Вскоре и к нему потянулись паломники, которым он помогал духовной поддержкой, мудрыми прозорливыми советами.

К старцу за советом приезжали Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, обер-прокурор Святейшего синода граф А. П. Толстой.

Митрополит Евлогий (Георгиевский) писал: «К отцу Амвросию приходили за духовной помощью люди всех классов, профессий, состояний. Он нес в своем роде подвиг народнический. Знал народ и умел с ним беседовать. Не высокими поучениями, не прописями отвлеченной морали назидал и ободрял он людей - меткая загадка, притча, которая оставалась в памяти темой для размышлений, шутка, крепкое народное словцо - вот были средства его воздействия на души».

Преподобный Амвросий Оптинский, как и другие русские пророки, предчувствовал наступление лютых времен для России. В частности, в 80-х годах он писал одному из своих духовных чад: «Не хлопочи о ризе; я передумал, решил, что лучше теперь не делать ризу на Калужскую икону Божией Матери. Первое, у нас денег мало… Второе, вспомнил я слова покойного митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что «приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон».

Подобные мысли часто посещали прозорливого старца, что в ту пору было особенно удивительно.

Отцу Амвросию первому из оптинских старцев явственно, пророчески открылись грядущие судьбы России. Скончался он в октябре 1891 года. Спустя почти столетие, в год тысячелетнего юбилея Крещения Руси (1988), состоялась его канонизация. Амвросий Оптинский первым среди тамошних старцев был причислен к лику святых православной Церкви.

Духовным преемником великого старца Амвросия стал его бывший келейник - отец Иосиф (Иван Литовкин). В 1888 году он также пережил тяжелую болезнь (отцу Иосифу было тогда пятьдесят лет), находился при смерти, но выздоровел и прожил еще четверть века. Отец Иосиф в скорбное для всех время кончины старца Амвросия во всем величии обнаружил силу своего духа. В нем, скорбящем по своему старцу, многие скорбящие от того же нашли духовную поддержку и почувствовали, что дух отца Амвросия живет в новом старце. И оптинская братия по влечению сердца стала приходить к нему со своими духовными нуждами, другие монахи и миряне потянулись к старцу. И так продолжалось почти до самой его кончины, последовавшей в мае 1911 года.

Близилось время страшного октябрьского переворота, до основания сотрясшего огромную Российскую империю, исковеркавшего многовековой уклад народной жизни, перевернувшего с ног на голову истинные ценности. В пророчествах последних оптинских старцев нарастала тревога за судьбу отечества. Преподобный Варсонофий Оптинский (Павел Плиханков) не дожил до 1917 года и не узнал, насколько пророчески сбылись его предсказания и о наступлении революции, и о гонении на веру Христову. Много раз говорил он своему ученику, будущему иеромонаху старцу Никону (Беляеву):

«Мы-то уж уйдем, а вы будете участниками и современниками всех этих ужасов… До ужасных времен доживете вы. Помяните мое слово, что увидите вы «день лют».

«Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся… Ад разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Все монастыри будут разрушены, и имеющие власть христиане будут свергнуты. Это время - не за горами…»

«До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас. Повсюду ненавидят христианство. Оно - ярмо для них, мешающее жить вольно, свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождается новейшее поколение. Хотят без Бога жить. Ну что же? Плоды такой жизни очевидны… Антихрист явно идет в мир. Но этого в мире не признают… Отсюда, из монастыря, виднее сети диавола. Здесь раскроются глаза, а там, в миру, ничего не понимают…»

«Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными силами человека. Это сила посторонняя, злая сила. Источник ее - диавол, а люди злые являются только его орудием, посредством которого он действует. Это антихрист идет в мир. Это его предтечи. Что-то мрачное, ужасное грядет в мир, человек остается как бы беззащитным. Настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает».

«Все идут против России, то есть против Церкви Христовой, ибо русский народ - Богоносец, в нем хранится истинная вера Христова».

Под крылом старческого наставления в Оптиной были известные и умнейшие люди России, мыслители и писатели: у старца Макария - философ И. В. Киреевский, у старца Амвросия - философ К. Н. Леонтьев, у старца Варсонофия - духовный писатель С. А. Нилус. Он более всех потрудился для увековечивания в своих книгах подвигов святых оптинских старцев и подвижников, всего уклада монастырского жития, знаменательных событий его истории.

Остановимся на состоявшейся в 1909 году беседе Нилуса с преподобным оптинским старцем Иосифом (ум. 1911), касающейся также пророчеств о России). Старец говорил тогда Нилусу: «- Плохо стали жить люди православные, - ответил старец, - плохо, что и говорить! Но знай, пока стоит престол царя самодержавного в России, пока жив государь, до тех пор, значит, милость Божия еще не отъята у России, и знамения эти, что ты или люди видят, еще угроза только, но не суд и конечный приговор.

Батюшка! И царю и самодержавию со всех сторон угрожают беды великие!

Э, милый! И сердце царево, и престол его, и сама его драгоценная жизнь - все в руках Божиих. И может ли на эту русскую святыню посягнуть какая бы то ни было человеческая дрянь, как бы она ни называлась, если только грехи наши не переполнят выше краев фиала гнева Божия? А что она пока еще не переполнена, я тебе по одному случаю вот что скажу. Позапрошлым летом (в 1907 г. - Авт.) был у меня один молодой человек и каялся в том, что ему у революционеров жребий выпал убить нашего государя (Николая II. - Авт.). «Все, - говорит, - у нас было приготовлено, и мне доступ был открыт к самому государю. Ночь одна оставалась до покушения. Всю ночь я не спал и волновался, а под утро едва забылся… И вижу: стоит государь. Я бросаюсь к нему, чтобы поразить его. И вдруг передо мною, как молния с неба, предстал с огненным мечом сам Архангел Михаил. Я пал ниц перед ним в смертельном страхе. Очнулся от ужаса, и с первым отходящим поездом бежал вон из Петербурга, и теперь скрываюсь от мести своих соумышленников. Меня они, - говорит, - найдут, но лучше тысяча самых жестоких казней, чем видение грозного Архистратига и вечное проклятие от помазанника Божиего…» Вот, друг, тебе мой сказ: пока Господь своим Архистратигом и Небесным воинством своим хранит Своего помазанника, до тех пор - жив государь! Запомни».

Великие оптинские старцы говорили: «Придет конец Православию и самодержавию в России, тогда придет и конец всему миру».

О самом старчестве отец Варсонофий пророчествовал: «Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, - у нас в Оптиной догорают огарочки. Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление: им разрушаются все силы. Везде он старался его погасить и погасил! Есть монахи, исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают. Потому без старчества во многих монастырях осталась одна лишь форма монашеского жития, одна внешность».

Отец Варсонофий скончался 1 апреля 1914 года - за четыре месяца до начала Первой мировой войны, с которой пошел отсчет последних лет пути России в страшную бездну.

Один из последних оптинских старцев отец Анатолий (Александр Потапов) узнал о Февральской революции, когда находился в Москве, в доме одного благочестивого семейства. Все стали спрашивать прозорливца: что же будет?

«Будет шторм, - отвечал старец. - И русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут… Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает? Штиль… И явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо».

Незамедлительно старец вернулся в Оптину и теперь явно открывал приходящим к нему тайну движущейся на Россию бури, укреплял духом к величайшему подвигу терпения и веры.

Не прошло и полгода, как буря грянула, в первую очередь обрушившись на духовные основания России, к которым принадлежало монашество. Монахов арестовывали, ссылали, издевались над их святынями. Духовные чада отца Анатолия, оберегая его, предложили на время покинуть Оптину, но старец ответил: «Что же в такое время я оставлю святую обитель? Меня всякий сочтет за труса, скажет: когда- жилось хорошо, то говорил - терпите, Бог не оставит, а когда пришло испытание, первый" удрал. Я хотя больной и слабый, но решил так и с Божьей помощью буду терпеть. Если и погонят, то тогда только покину обитель святую, когда никого не будет. Последний выйду и помолюсь и останкам святых старцев поклонюсь, тогда и пойду».

Вскоре последовал арест старца. По дороге в Калугу он сильно заболел, думали - тиф и сдали преподобного в тифозную больницу. Там, не разбираясь, обрили ему голову и бороду. Как и предсказал старец, через неделю он вернулся в Оптину. Многие не узнали отца Анатолия в таком виде, узнав же - сильно опечалились. Старец, веселый, вошел в келью, перекрестился и сказал: «Слава Тебе, Боже! Посмотрите, какой я молодчик!» За врагов молился и не держал никакой злобы.

С конца 1918 года в Оптиной стало не хватать хлеба. Братия и старцы терпели голод.

Начавшаяся разруха проникла и в монастырь: зимой в келье старца почти не топили. Попавшаяся на удочку революционной пропаганды молодежь била у старца окна, одну зиму келья простояла без стекол, так что в морозные дни застывала в кружке вода. С каждым днем приходили все более и более тревожные слухи. Старец сохранял удивительное спокойствие, тем самым ободряя братию. Однако здоровье его ухудшалось.

Между тем большевики объявили монастырь «рассадником контрреволюционной пропаганды».

29 июля 1922 года в Оптину приехала чрезвычайная комиссия. Старца Анатолия долго допрашивали и хотели увезти. Он попросил для себя отсрочку на сутки - чтобы приготовиться. Ему грозно сказали, что завтра утром за ним приедут и арестуют. Отец Анатолий уединился у себя в келье. К утру сильно ослабел. Келейник поспешил за фельдшером отцом Пантелеймоном. Когда они вошли, старец неподвижно сидел в кресле со склоненной набок головой.

Наутро приехала комиссия, спросили: «Старец готов?» «Да», - ответил келейник и открыл дверь в келью, в которой уже стоял гроб с телом почившего.

В эпоху духовного и материального процветания Оптиной пустыни, продолжавшегося около ста лет и прервавшегося в 1917 году, в ней были и другие старцы, не столь заметные, но также обладавшие даром прозорливости, четырнадцать из преподобных оптинских отцов, которые более других потрудились в духовном служении своему отечеству, были причислены к лику святых православной Церкви.

В советское время участь Оптиной пустыни, как и других монастырей, оказалась трагической. В Вербное воскресенье 1923 года монастырь закрыли. Тогда же был отправлен в ссылку (в Брянскую область) последний собор но избранный старец Нектарий, который после Февральской революции предсказал, что в 1918 году «государь и вся семья будут убиты, замучены». Но обитель, до 1923 года пытавшаяся держаться под видом сельхозартели «Оптина пустынь», не сдавалась и после. Изгнанные монахи расселились по квартирам в Козельске и старались, насколько это было возможно, вести монастырскую жизнь. Их изгнали и оттуда. Часть их оказалась в городе Белеве Тульской области, где к концу 20-х годов собралось множество монашествующих из закрытых монастырей Тульской и Калужской епархий.

В конце 1937 года в Белеве были арестованы последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобриков), белевский епископ Никита. Пятнадцать священников и монашествующих, а также трое мирян. По вздорному обвинению в «контрреволюционной деятельности» все они вскоре были расстреляны.

А Оптина пустынь, шесть с половиной десятилетий простоявшая в поругании, возродилась к новой жизни в конце 80-х годов, как и предсказывали оптинские старцы. Предрекали они и возрождение России. Отец Нектарий говорил в 20-е годы: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата…» Сбудется и это, как сбывались все другие пророчества оптинских старцев.

К нему шли за советом и утешением, и никому старец не отказывал в помощи, своим вниманием и теплом согревал всех приходящих. Выходил из его кельи человек, на крыльях летел, мир казался ему обновленным.

Старчество стало отличительной чертой Оптиной Пустыни. Слава об этом монастыре и ее старцах разносилась по всей России и за ее пределами.

Первый

Первым старцем в Оптиной Пустыни был Преподобный Лев Оптинский (Л.Д. Наголкин), человек крупного телосложения, с зычным голосом и копной густых волос. Резкий и стремительный. Вместо долгих уговоров, старец порой одним словом выбивал у посетителя почву из-под ног, заставляя осознать свою неправоту и раскаяться. Он, как психолог, знал, каким способом достичь своей цели.

Преподобный Лев Оптинский не только исцелял душу, но и врачевал. Многих немощных он спас от смерти. Успешно лечил старец Лев и бесноватых (одержимых бесом). Под конец жизни он предсказал, что Россия перенесет много горя и потрясений. Святые мощи преподобного Льва находятся во Владимирском храме монастыря.

Старец Макарий

Иеросхимонах Макарий (М. Иванов) - ученик Преподобного Льва Оптинского. Был он огромного роста, с некрасивым лицом, побитым оспой, косноязыкий. Обладал даром ясновидения. Увидев человека в первый раз, мог сразу назвать его по имени. Отвечал на письма раньше, чем их получал.

Письма он писал с утра до вечера. В них заключены и ответы на многочисленные духовные вопросы. Они и сегодня полезны и интересны.

Преподобный Макарий в монастыре создал и возглавил группу ученых и литераторов (монахов и мирских людей). Они переводили древние духовные писания. Под влиянием старца Макария в России возникла школа издателей и переводчиков духовной литературы. К нему на исповедь приезжали писатели Толстой и Гоголь.

Народ за этим старцем ходил толпами, люди мечтали хотя бы через окно увидеть его. Он всех одаривал своей любовью. Усталый и больной, Преподобный Макарий до самой смерти принимал паломников.

Преподобный Илларион Оптинский

Иеросхимонах Иларион (Р.Н. Пономарев) прекрасно распознавал и лечил душевные болезни покаянием. К нему люди ехали за советом в трудных жизненных ситуациях. Мудрость старца просто поражала: говорил он очень мало, но его слова имели великую силу.

Однажды к Преподобному Илариону Оптинскому обратился брат купца. Молодой купец был вдовцом и просил благословить его на второй брак. Старец посоветовал отложить свадьбу на год и сказал, что купец вскоре сам приедет в Оптину Пустынь. Купец не послушался. Его новая жена умерла через три недели. Через некоторое время сам он приехал в обитель и принял .

А еще старец Иларион любил работать в саду: он прививал деревья, высаживал цветы. Монахи и пришлые люди любовались и восхищались прекрасными цветниками Оптиной Пустыни, выращенными трудами одного человека.

Оптина Пустынь стала единственным местом в России, где общество людей достигло наивысшей степени духовности. Не каждый монах, а все братство. Было немало святых

День Оптинских старцев ежегодно отмечается 24 октября. Что за великие личности были - старцы Оптиной пустыни?

Кто такой Оптинский старец?

Прародителем Оптинского старчества был старец Пасий Величковский. Ученик его Лев - первый Оптинский старец, который возглавил целое движение монахов, перебравшихся жить в которого в то время был архимандрит Моисей. Благодаря его заслугам было много сделано в монастыре: построены гостиницы, трапезные, библиотека, мельница, заводы, корпуса, конные дворы и даже стены с башенками. Архимандриту помогали тысячи паломников, приехавшие в Оптину пустынь.

Но самое главное достояние - углубление в духовность, которое стало возможно благодаря прибытию старцев Льва и Макария. С того времени и начался духовный расцвет. Что за удивительная личность - этот Оптинский старец Лев?

Старец Оптинский - преподобный Лев

Это был человек, живший интересами народа. Он очень любил людей и всячески их жалел. Перед его умом и прозорливостью никто не мог устоять и слезы покаяния катились из глаз каждого. Старец Лев поистине исцелял людей. Деревенские жители принимали его своим отцом.

Но не все так радушно принимали старца. Некоторые запрещали ему общаться с простым людом. Это было несправедливо, что говорило лишь о невежестве. Добрые дела быстро забывались и старчество в то время изрядно притеснялось. Преемником старца Льва стал иеромонах отец Макарий, выходец из дворянской семьи.

Преподобный Макарий

Оптинский старец Макарий все свое отрочество занимался хозяйственной деятельностью. Сначала работал бухгалтером, позже он решил полностью управлять хозяйством, с чем не так уж и хорошо справлялся. Во всех своих бедах он всегда обращался к Священным Писаниям, но над ним за это часто смеялись не только обидчики, но и его семья. Но однажды обидчики Макария пали перед ним в раскаянии. С тех пор Макарий решил посвятить остаток своей жизни Богу. Он отправился в Площанскую пустынь, в которой принял постриг. По прибытии старца Льва в Площанскую пустынь отец Макарий принял его своим духовным учителем.

Оптинский старец Макарий был наставником ученых людей и интеллигенции. Преимущественно общался с теми, кто переводил на русский язык творения отца Паисия и других аскетов.

Настоящий расцвет Оптиной пустыни наступил благодаря старцу Амвросию - приемнику отца Льва и Макария.

Отец Амвросий

Дед Амвросия был священником. Старец родился в один из праздников, когда в доме его деда было множество гостей. Позже Амвросий часто шутил, что родился на людях и живет всю жизнь на людях. Воспитание Амвросия проходило в церковной среде. Он с успехом окончил духовную семинарию благодаря своим уникальным способностям. Свой наставнический путь Амвросий начал с принятия учеников на дому. Позже он стал настоятелем Липецкого духовного училища. Тяжелая болезнь заставила старца уйти в монастырь. Но, поправившись, Амвросий какое-то время все еще продолжал мирскую деятельность. Позже, по совету старца Илариона, Амвросий отправился в Оптину пустынь, где стал помощником отца Макария в издательской деятельности, поскольку знал 5 языков. Все что ни делал монах - он это делал для Господа. Все вокруг это замечали и за это горячо любили Амвросия. И духовная жизнь, и практическая удавалась монаху. Его советы, часто данные в шутливой форме, быстро запоминались. Всеми возможностями он старался спасать человеческие души, иногда даже прибегая к кнуту и епитимиям.

Чудеса целительства

Особую роль в его жизни играла икона Божьей Матери «Спорительница хлебов». Батюшка всех призывал ей молиться. Так, он учил тому, что Божья Матерь заботится не только о душе человеческой, но и о земных нуждах каждого.

Старца Амвросия знали как великого чудотворца. Множество людей исцелил он от беспощадных болезней. Во времена старчества Амвросия начала зарождаться интеллигенция, главной идеей которой было изменение политического строя страны. Но многих настигло разочарование. идеалистов умело заполнял Оптинский старец Амвросий. Он возрождал смысл жизни в умах многих людей. Толпы тянулись в то время в Оптину пустынь. Здесь люди заряжались энтузиазмом жить дальше счастливо и без забот. Посещали этот монастырь и деятели искусства, известные литераторы, политики, философы.

Общественная деятельность

Старец Амвросий более тридцати лет занимался подвижничеством. Последние десятилетия он занимался основанием и устройством женской в которой впоследствии обрело умиротворение более тысячи монахинь. Здесь же была школа, больница и приют для девочек. После смерти старца все погрузились в печаль.

Оптинский старец Иосиф преподобный

Это был ближайший спутник отца Амвросия. Старец воспитывал его в своей хибарке. С самого детства Иосифу являлся дар видеть святых. Ему являлась Божья Матерь. Любимым его занятием было чтение Священных Писаний. Когда родители мальчика оставили этот мир, купец, у которого он тогда работал, захотел женить на нем свою дочь. Но юноша мечтал о другой жизни, о жизни, всецело посвященной Господу. Тогда он решил отправиться к старцу Амвросию и тот настоятельно рекомендовал ему остаться в монастыре. 30 лет Амвросий с огромной любовью заботился об Иосифе. После смерти Амвросия, Иосиф стал настоятелем женской обители в Шамордино. Он принимал посетителей, и многие видели в нем олицетворение самого батюшки Амвросия.

За свою жизнь подвижник терпел множество испытаний. Многие годы у него не было даже места, где он мог бы уединиться в молитве. Он жил прямо в приемной, в которой постоянно было множество людей, но все это только закаляло его.

Старец Иосиф был аскетом. Он практически не ел, мало спал, довольствовался старой бедной одеждой. Но все это только развивало его духовное богатство. Взамен за тяготы Господь наделил его даром прозорливости и возможностью исцелять людей. Толпы паломников обращались к нему за помощью и советом. Всего несколькими словами он мог снимать камень с души, наставлять и утешать. Его благодатная молитва покрывала всех страждущих.

Старец Варсонофий Оптинский

Старец Варсонофий до пострига вел активную мирскую жизнь. Он был полковником, предводителем Оренбургского казачества. В тяжелый момент смертельной болезни старец приказал читать Священные Писания. В этот момент Небеса разошлись, и исцеляющий яркий свет озарил все вокруг. Что-то в душе монаха перевернулось. Небесный голос сказал ему отправиться в Оптину пустынь. Люди в миру не хотели отпускать Варсонофия, пытаясь его удержать всяческими званиями. Хотели его сделать генералом и даже женить. Но старец с легкостью преодолевал все трудности и препятствия.

Спустя десять лет монашества, Варсонофий получил статус иеромонаха. После службы священником в русско-японской войне, он вернулся в Оптину пустынь и возглавил скит.

Много судеб спас старец своими наставлениями, но не всем нравилась его деятельность. Много жалоб поступало на него, и его устранили из Оптиной пустыни.

Старец Оптинский Анатолий

С раннего детства старец Анатолий искал Бога и стремился жить по его законам. Но его строгая мать не желала, чтобы он ходил в монастырь. После ее смерти старец сразу же отправился в Оптину пустынь. Позже он принял прибежище у старца Амвросия и стал его послушником. Преподобные Оптинские старцы воспитывали его в аскезе.

Отец Амвросий попросил Анатолия помогать ему, и тот сразу же погрузился в активную деятельность. Среди своих Анатолий носил прозвище «Утешитель». Особое признание получил он у простого народа, особенно у крестьян. Но и знать прислушивалась к его советам.

Нектарий Оптинский

В юношестве Нектарий (Николай) был смышленым мальчиком. Он был отличным работником в лавке у купца. После предложения женитьбы по совету купца Николай отправился за благословением к Феоктисте, которая посоветовала ему отправиться в Оптину пустынь. Там Николая встретил отец Иларион и отправил его к Амвросию, который убедил его остаться в монастыре.

В 1912 году Нектарий был посвящен в старцы. Но он до последнего не принимал этого звания, смиренно считая себя недостойным его. Старец принимал множество посетителей в своей маленькой хибарке. К каждому он находил свой подход. Некоторым долго давал наставления, а другим просто оставлял книги в приемной. В ожидании своей очереди, люди читали их и все их вопросы разрешались. Интеллигенция и простые люди для старца не имели различий. Он одинаково относился и к тем, и к другим, и говорил на их языках.

В 1923 году монастырь закрыли, а старец Нектарий был взят под арест. После выхода на свободу Нектарий отправился в село Холмищи, но и там его донимали жаждущие совета люди.

В 1989 году Оптину пустынь возродили, а мощи старца Нектария с Холмищ перевезли сюда. Очевидцы говорили, что от мощей старца исходило приятное благоухание, а сами они имели янтарный цвет. Поэтому все, кто обращался за помощью к старцу даже после его смерти, получали его благословение.

Оставили простому люду Оптинские старцы поучения ценные. Никогда не осуждать своих близких, молиться Господу о прощении за осуждение собственного брата. Для достижения успеха всегда необходимо прилагать усилия. Человек должен стать слугой своей жизни, а не она должна ему служить. Никогда не следует становиться рабом своих чувств. К Господу следует идти путем смирения.

Множество великих дел для человечества совершили последние Оптинские старцы. Одним из них был Никон.

Старец Никон

Два брата, Иван и Николай, с детства унаследовали любовь к Богу, привитую родителями. Повзрослев, они решили отправиться в Оптину пустынь. Старец Варсонофий сразу же увидел у Николая особый дар, поэтому взял его в свои ученики.

В 1915 году после пострига Николай получил имя Никон. И уже в 1917 году он получил сан иеромонаха.

После закрытия Оптиной пустыни практически всех старцев изгнали, некоторых арестовали. Старцу Никону поручили принимать прихожан, желающих исповедаться. Так он стал последним Оптинским старцем.

До нашего времени дошли лишь наставления этих богоизбранных монахов. Особую роль в жизни каждого христианина играет молитва Оптинских старцев. Это душевное обращение к Господу уничтожает все препятствия и помогает правильно настраивать свой ум на весь предстоящий день.

Молитва Оптинских старцев полная

"Господи, дайте мне с душевным спокойствием встретить все, что пошлет мне наступающий день. Господи, дайте мне всецело предаться воле Вашей святой. Господи, во всякий час сего дня, во всем наставляйте и поддерживайте меня. Господи, какие бы ни приходили известия в течение всего дня, научите меня принимать их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Ваша святая воля. Господи, прояви Свою святую волю для меня и окружающих. Господь, во всех моих делах и помышлениях, руководи моими чувствами и мыслями. Господи, во всех непредвиденных ситуациях не дай мне забыть, что все это ниспослано Тобой. Господи, научите меня правильно общаться с близкими и окружающими меня людьми, старшими, младшими и равными, чтобы никого не огорчить, но всем принести благо. Господи, дайте мне сил переносить утомление настоящего дня и все события в течение дня. Господи, руководите моей волею, научите меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить".

В таком варианте можно произносить Но у этой молитвы есть и продолжение.

"Господи, не оставьте меня при встрече лицом к лицу с врагами моими, но ради Святого имени Вашего управляйте мною.

Господи, осветите мое сердце и разум, чтобы я мог понимать Ваши вечные законы, которыми управляете Вы миром, чтобы я мог правильно служить Вам и своим ближним.

Господи, спасибо Вам за все, что было со мной и будет, ибо я твердо верю, что тем, кто любит Тебя Ты особо благоволишь. Господи, благослови меня на все слова, помышления и дела, удостой меня с радостью прославлять Тебя, ибо только Ты достоин и прославлен во веки веков. Аминь".

Молитва Оптинских старцев на день заряжает верой и дает защиту. Читая ее каждый день, можно разрешить многие неразрешенные проблемы. Песни Оптинских старцев поистине исцеляют не только тело, но и душу.

Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют "прообразом Царства Небесного", "осколком земного рая", "вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества ". Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен. В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.

Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время

Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.

Старцы и новомученики Оптиной пустыни

На иконе "Собор Преподобных Оптинских старцев" традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.

Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой "Пасха красная" повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.

Старец Илия



Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.

Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.

Старец Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского.

Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.

О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.

Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.

Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!

Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни

Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.


Рекомендуем почитать

Наверх