Open Library - открытая библиотека учебной информации. Создание основ советского права (1917–1918гг.) Декрет о земле

Правовая поддержка предпринимателя 04.07.2020

Процесс создания основ социалистического права начался на IIсъезде Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г., где были заложены основные направления развития нового права. Важной проблемой, стоявшей перед большевиками, была необходимость создания широкой социальной базы для свершившегося переворота. Это обусловило разработку и принятие ими фундаментальных, социально ориентированных законов, учитывающих интересы солдат, рабочих и крестьян. Советы, вмешиваясь в общественную жизнь, стремились ликвидировать старые порядки и утвердить новые, которые бы отвечали их интересам, при помощи нормотворческой деятельности, рассматриваемой и как правотворческая. Конституция 1918 г. юридически закрепила итоги государственно-правового развития Республики Советов.

Первые декреты о суде.

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые, административные суды, суды народной совести. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью». В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1 ноябрь 1917 г. )-первый государственный акт, положивший начало формированию единой судебной системы. Он отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные ещё судебной реформой 1864 г., ликвидировал прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей. Его приоритет основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 2 февраль 1918 г. )-учреждение окружных и областных судов, которые рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов. Воссоздавались следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозащитников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Приговор по уголовным делам выносился совместно народными заседателями и председательствующим судьёй.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 3 июль 1918 г. )-дальнейшее расширение подсудности (компетенции) местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда-народный суд. В своей деятельности суды были обязаны руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием». Применение судами старого права полностью исключалось.

Советская судебная система.

Принципы судопроизводства:

    Сменяемость судей;

    Гласность и публичность судебного разбирательства;

    Коллегиальность.

Структура судов:

    Местные-рассмотрение незначительных гражданских и уголовных дел;

    Кассационные-разрешение дел по первой инстанции;

    Съезды местных судей-рассмотрение не вступивших в законную силу приговоров и решений местных судов.

В 1917-1918 гг. шёл процесс формирования социалистического права:

    Гражданское право-ограничение права частной собственности, гражданской дееспособности физических и юридических лиц, гражданского оборота и сферы применения гражданского договора как основания возникновения имущественных прав, в то время как право государственной собственности было значительно расширено;

    Семейно-брачное право-22 октября 1918 г. был принят первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве; этим было положено начало зарождению системы органов ЗАГСа; декретом были упрощены условия вступления в брак: брачный возраст-для мужчин с 18 лет, для женщин с 16 лет и взаимное согласие, провозглашено равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни; отмена церковного брака и установление гражданского; передача дел расторжении брака в компетенцию соответствующих местных судов;

    Трудовое право-в декабре 1918 г. был принят первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения-Кодекс законов о труде (КЗоТ), включал 9 разделов и 137 статей; особенность его была в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение; трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР с 16 до 50 лет; установление 8-часового рабочего дня, запрет использования труда женщин и подростков в ночное время; ограничение сверхурочных работ; полное уравнение оплаты труда мужчин и женщин; введение социального страхования; 2-х недельный оплачиваемый отпуск; обеспечение прожиточного минимума и минимальной заработной платы; содержался ряд положений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности;

    Уголовное право-к 1919 г. развитие уголовного права характеризовалось наличием уголовно-правовых актов, которые издавались органами советской власти и содержали в себе нормы об отдельных составах преступлений, а также видах и мерах наказания; 12 декабря 1919 г. Наркомюст издал «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», систематизировав и обобщив в них судебную практику и практику трибуналов; они состояли из введения и 8 разделов; согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который по своей сути был противоположен принцину законности; форма вины не расшифровывалась в кодексе; могла применяться аналогичная форма при решении дел; существовало 16 видов наказания; применялось условное осуждение, имеющее условный характер; на меру наказания влияла социальная принадлежность преступника и социальная направленность деяния; уголовная ответственность наступала с 14 лет; исключение расстрела как высшей меры наказания.

Один из первых нормативных актов Советского государства, утверждённый СНК РСФСР 2 ноября 1917 г.

    Политическая и социальная основа государства-республика советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

    Главные задачи Советского государства и общие положения, отражающие суть советской власти;

    Основы внешней политики страны;

    Основы федеративного устройства.

Это был программный документ III Всероссийского съезда Советов не принятый Учредительным собранием. Россия определялась Республикой Советов и подчёркивала всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик. Национально-государственный принцип-право нации на определение. В целом Декларация предоставляла местам большую самостоятельность и независимость от центра.

III съезд Советов принял также постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Российский съезд Советов, ВЦИК, СНК. Предусматривалась также возможность образования областных республик, разграничение их компетенции и компетенции федеральных органов осуществлялось по соглашению ВЦИК РСФСР и ЦИК этих республик. Съезд законодательно закрепил систему советов как организацию власти и федерацию национальных республик как систему государственного устройства. Оба документа, принятые на съезде, вошли затем в Конституцию, решение о разработке которой также было принять съездом.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК). Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные, политические, экономические,) проблемы. Однако в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Она была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов (проект готовился с апреля 1918 г.). Основы разрабатывались на положениях «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Основные положения:

    Политическая основа-Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

    Социальная основа-диктатура пролетариата;

    Экономическая основа-монополия государства и полная национализация; установление срока действия Конституции;

    Объявление РСФСР по государственному устройству Федерацией;

    Определение системы органов государственной власти:

а) Всероссийский съезд рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и подотчётного ему ВЦИКа;

б) Совет Народных Комиссаров (СНК);

в) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов;

    Закрепление принципа демократического централизма, т. е. вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим;

    Определение конституционных прав и свобод граждан (только трудящихся);

    Многоступенчатость выборов;

    Обязанность трудиться и нести воинскую повинность;

    Отделение церкви от государства.

Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик. 1922-1923 гг. вошли в историю права России как годы кодификации важнейших отраслей советского законодательства.

В процессе его разработки основным вопросом были основания уголовной ответственности, которая определялась либо характером деяний, либо в соответствии со свойствами личности субъекта, совершающего деяние (ст. 6 делила все преступления на 2 категории: против пережитков дореволюционного строя и действующие непосредственно против порядка управления и общественных отношений, установленных советской властью). После издания данного документа круг уголовно наказуемых деяний неоднократно изменялся, что было вызвано изменениями общественной опасности тех или иных деяний в конкретной обстановке. Однако неизменным оставалось то, что каждое деяние, которое советский уголовный закон считал преступлением, объективно относится к числу общественно опасных.

Земельный кодекс (сентябрь 1922 г.).

Он был введён в действие в декабре того же года. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс «навсегда отменял право частной собственности» на землю, недра, воды, и леса в пределах РСФСР.

Гражданский кодекс (октябре 1922 г.).

Принят на основе Декрета ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР. Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права. Рассматривались вопросы вещного, обязательственного, наследственного права. По кодексу имущественные права принадлежали всем независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания; наряду с государственной и кооперативной собственностью выделялась частная собственность; широкое распространение получили договоры аренды и концессии; законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода.

Трудовое право (ноябрь 1922 г.).

КЗоТ состоял из17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наёмный труд за вознаграждение. В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры.

Процессуальное право (февраль 1923 г.).

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утверждён ВЦИК. Он закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят в июле и введён в действие с сентября 1923 г. Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

«Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» (1924 г.).

Они выражали единые для всего Советского Союза принципы советского социалистического уголовного права и состояли из 39 статей, которые входили в 4 раздела:

    Пределы действия уголовного законодательства;

    Общие постановления;

а) преступления, посягающие на основы советского строя;

б) все прочие виды преступлений.

    Меры социальной защиты и их применение судом;

    Условно-досрочное освобождение.

К задачам относилась судебно-правовая защита государства и трудящихся от общественно опасных деяний, подрывающих власть трудящихся или нарушающих установленный ею правопорядок.

Уголовный кодекс РСФСР (1926 г.).

    Общая-статьи о целях наказания и его видах, при этом в ней не было понятия «наказание», а было понятие меры «социальной защиты»;

    Особенная-прейскуранты преступлений

а) контрреволюционные;

б) против порядка управления;

в) должностные;

г) против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

д) имущественные;

е) против отделения церкви от государства;

ж) воинские;

з) хозяйственные.

Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодификационной работы в других национальных республиках, где существовали различные особенности экономического, социального и правового строя. Следующим этапом кодификационной работы стало создание Основ союзного законодательства. На сессии ЦИК СССР в октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили единую для всех республик судебную систему во главе с образованным в 1923 г. Верховным Судом СССР.

1. Гражданское право 2. Семейное право

3. Земельное право 4. Трудовое право 5. Уголовное право

1. Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.

Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.

27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального

обеспечения.

Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.

Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

2. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.

3. В феврале 1919 г. ВЦИК было принято Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.

Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.

В развитие Положения о.совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.

4. Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.

29 октября 1917г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.

В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда. ,

В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.

Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.

5. 12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.

Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.

Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.

Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК “К гражданам России” и обращение II Всероссийского съезда Советов “Рабочим, солдатам и крестьянам”. Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Эта Декларация не была традиционным документом либерального государства о правах индивидуума. Она провозглашала принципы социальной и экономической политики, и уже в этом документе выражалась главная идея, отличавшая Советское государство от буржуазно-либерального: свободу человека надо защищать не от государства, а с помощью государства.

Конечно, перестройка всей системы права не могла быть моментальной, и в 1917-1918 гг. наряду с законами Советского государства действовали нормы старого права, которые постепенно теряли свою силу по мере становления нового законодательства.

Издавать законодательные акты имели право Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК. а с 1919 г. также Президиум ВЦИК. Правовые акты издавали также центральные органы управления и местные Советы. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся (например, профсоюзы в сфере трудового права). Чаще всего законодательные акты именовались декретами.

Вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы правоохранительных органов создано еще не было. При отсутствии установленных правовых норм практические вопросы решались или исходя из старых норм, или опираясь на “революционное правосознание”, источником которого было классовое сознание (или даже “классовое чутье”). На деле это часто означало принятие решений под давлением обстоятельств, исходя из “революционной целесообразности”. В целом господствовал здравый смысл и общие культурные нормы, но все стороны многомерного конфликта, который разразился в России, многократно прибегали к крайним мерам и страшным эксцессам, свойственным всякой революции и гражданской войне.

Но эксцессы - это особый срез истории государства и права. Он требует академического, свободного от идеологических пристрастий описания и изучения. Время для этого, видимо, еще не пришло.



В ходе первых мероприятий Советской власти в собственность государства последовательно перешли земля и ее недра, банки, предприятия промышленности, железные дороги и флот и т.д. Сфера частной собственности граждан на орудия труда и средства производства, служащая для извлечения дохода, резко сократилась.

Многие акты были прямо направлены на подрыв частной собственности и особенно на пресечение нарастающего вала сделок, направленных на распродажу и разделение крупной собственности с целью вывести ее из-под угрозы национализации.

Сокращались договорные отношения. Вместе с тем еще в декабре 1917 г. СНК подтвердил, что все обязательства, возникающие из договоров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, сохранялись в силе. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном уже на административном, а не на гражданском праве.

Декрет ВЦИК Об отмене наследования (27 апреля 1918 г.) отменил наследование как по закону, так и по завещанию. После смерти владельца как движимое, так и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Супругу или ближайшим родственникам переходила лишь часть имущества, стоимостью не более 10 тысяч рублей (в инструкциях НКЮ разъяснялось, что главное - не установленный предел, а источник приобретения наследуемого имущества).



Впрочем, имущество умершего могли получить его нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники. Реально декрет отменил наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой.

Особым декретом были запрещены дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. рублей.

В сфере интеллектуальной собственности государству было дано право на национализацию авторских произведений и изобретений. Авторские права было нельзя передавать по наследству.В прежних системах права России трудовое право не выделялось в особую отрасль, оно составляло краткую часть гражданского права. Теперь оно формируется как самостоятельная отрасль права. Вопросы трудовых отношений составляли важный раздел политэкономии марксизма и обсуждались в документах РСДРП с самого ее возникновения. Общие положения взглядов большевиков на трудовые отношения были отражены в декретах 1917-1918 гг.Присущие марксизму категории рабочей силы, труда, прибавочной стоимости и заработной платы были разработаны применительно к рыночной экономике Запада в ее чистом, даже абстрактном варианте. Они не отражали реальных трудовых отношений в России и воспринимались общественным сознанием существенно иначе, нежели в теории. На революционном этапе развития Советского государства это не имело большого значения, т.к. из марксизма были взяты, в основном, злободневные идеи равенства, справедливости и освобождения от эксплуатации человека человеком. Впоследствии расхождение между теорией марксизма и советской реальностью стало все больше и больше вредить здоровью советского общества.Первым правовым актом о труде было постановление СНК от 29 октября 1917 г. “О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени”. Советское государство первым в мире законодательно установило 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму.Продолжительность рабочей недели не должна была превышать 46 часов. Был запрещен ночной труд женщин и подростков до 16 лет (это кстати, вызвало акции протеста некоторых фабзавкомов). Женщины и подростки до 18 лет не допускались к подземным и сверхурочным работам. Рабочий день подростков до 18 лет был ограничен 6 часами.Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере и т.д. Постановление это было передано на места по телеграфу и вступало в силу немедленно. В декабре 1917 г. декретом ВЦИК было введено страхование по болезни. В июне 1918 г. СНК ввел оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа ввела всеобщую трудовую повинность. Позднее это положение вошло в первую Конституцию РСФСР, которая объявила труд обязанностью всех граждан и провозгласила лозунг: “Не трудящийся да не ест!”.В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде (КЗОТ). Он подробно регулировал трудовые отношения и связанные с ними социальные права (например, права на пособие по безработице). КЗОТ действовал как на государственных, так и на частных предприятиях. Он определил место профсоюзов, их полномочия в регулировании найма и увольнения, оплаты труда и т.д. В Советском государстве семейное право впервые стало формироваться как самостоятельная отрасль, ранее оно входило в гражданское право. Уже в декабре 1917 г. были изданы два декрета: О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния и О расторжении брака. Декреты содержали важные новые нормы о браке и семье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Государство впредь признавало лишь гражданские браки, церковный брак объявлялся частным делом супругов. Акты гражданского состояния была уполномочена вести исключительно гражданская власть: отделы записей браков и рождений.Устанавливались моногамная форма брака, добровольность вступления в брак, отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не влияла принадлежность к сословию, религии, национальности. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях как в отношении родителей к детям, так и детей к родителям. Родителями ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление. Допускался судебный порядок установления отцовства.Вводился свободный развод по желанию одного или обоих супругов (при обоюдном согласии - без суда, прямо в ЗАГСе). С кем остаются несовершеннолетние дети, как распределяются обязанности супругов по их воспитанию и содержанию, решал суд. Первым актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов “Об отмене смертной казни”. На деле смертную казнь, начиная с февраля 1918 г., применяла ВЧК.В июне 1918 г. ревтрибунал приговорил к смертной казни адмирала А. Щасного, обвиненного в попытке сдать Балтийский флот немцам. Против этого приговора резко протестовали левые эсеры. Примечательно, что, будучи сторонниками террора и казней без суда в ВЧК, они отвергали именно судебный приговор как “возрождение буржуазной государственности”. 16 июня 1918 г. было издано постановление НКЮ, наделившее ревтрибуналы правом применения высшей меры.К апрелю 1918 г. было принято 17 уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г.- соответственно 40 и 69. К правовым актам относятся руководства и инструкции НКЮ для ревтрибуналов. Они создавали нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибуналам. 6 октября 1918 г. Кассационный отдел при ВЦИК систематизировал эти нормы.Была сделана попытка сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к компетенции трибуналов, раскрыть содержание понятия контрреволюционной деятельности. Перечень деяний, подпадающих под эту категорию, был очень широк и неравнозначен (от контрреволюционных выступлений, ставящих своей целью свержение Советского правительства, до угроз по отношению к деятелям советских или хозяйственных органов).Особенность правовых актов этого периода - возможность привлечь к суду ревтрибунала провокаторов, осведомителей или иных служащих старого режима, деятельность которых до установления Советской власти признавалась вредной для революции. Однако для этого всякий раз требовалось специальное постановление местного Совета или исполкома, формально в этой части закону придавалась обратная сила - недопустимая по меркам современного государства вещь. По сути это была скорее превентивная мера с целью обезвредить потенциального противника. В 1919 г. НКЮ, обобщив законодательство и судебную практику, общих судов и ревтрибуналов, издал акт по Общей части уголовного права: Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала дают общее определение права и уголовного права в классовой фразеологии. Так, задача советского уголовного права- посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс. Документ включал восемь разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.В целом, если отвлечься от идеологической (“классовой”) окраски, основные принципы Руководящих начал вполне соответствуют тем представлениям о преступлении и наказании, которые сложились в Новое время в гражданском обществе, а не в традиционном праве. Преступление определялось как нарушение общественных отношений, а наказание как мера, посредством которой власть защищает данный порядок общественных отношений. То есть цель наказания определялась как охрана общества от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения - а не как месть, “ликвидирующая” преступление.При определении меры наказания суд должен был оценивать опасность для общества личности преступника, а не только совершенного им деяния. Таким образом, с самого начала советского уголовного права допускалась возможность превентивных наказаний - до совершения преступлений.

Новые явления в правовой жизни. В 1917-––1918 гг. наряду с новыми советскими нормами продолжали сохраняться и нормы старого права, которые постепенно, по мере развития законодательства, теряли свою силу.

Правовую жизнь этого периода в стране характеризуют широкое непосредственное участие трудящихся населения и их общественных организаций во всех областях нормотворчества; законодательная деятельность местных органов государственной власти; осуществленияе правотворчества многими центральными государственными органами; преимущественно комплексный характер издаваемого нормативного материала.

Одна из примечательных черт советского законодательства 1917-––1918 гг. заключается в том, что правовые акты были комплексными и охватывали вопросы нескольких отраслей права. Но некоторые декреты Октября имели и четко выраженный специальный характер –– таковы, например, декреты о введении 8-часового рабочего дня, о социальном обеспечении трудящихся и социальном страховании, о суде, акты семейно-брачного законодательства, отдельные акты административно-правового, финансово-правового, уголовно-процессуального характера.

В период после победы Октябрьской революции советское законодательство не было кодифицировано. Однако уже начала складываться подразделявшаяся на отрасли права система советского права , единство которой было обусловлено новыми производственными отношениями, а также единством основных принципов, пронизывающих содержание всех правовых актов Ссоветской власти. В этот период времени закладывались такие отрасли права, как гражданское, уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и ряд других. Поскольку РСФСР являлась ведущей в тот период времени республикой, целесообразно рассматривать формирование основных отраслей права именно на ее примере, поскольку другие советские республики брали за основу своего законодательства законодательство РСФСР, творчески обобщая его с учетом своих национальных особенностей.

Создание основ гражданского и земельного права. Первый этап строительства нового законодательства отличался комплексностью и переплетением сразу же нескольких отраслей права. Примером может служить гражданское и земельное право. Законодательство дореволюционной России, как и законодательство других государств, главным видом собственности признавало частную собственность. Задачей новой социальной революции было уничтожение капиталистической частной собственности на орудия труда и средства производства.

По Декрету о земле В ночь наот 26 октября (8 ноября) 1917 г.ода II съезд Советов принял Декрет о земле. По этому декрету помещичья собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа и согласно Крестьянскому Ннаказу, составленному на основании 242 местных крестьянских наказов, «вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т.д.» объявлялась всенародным достоянием и переходила в пользование трудящихся. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфисковывались. Право пользования землей было предоставлено всем гражданам, желающим обрабатывать ее своим трудом. Земля была изъята из гражданского оборота.



Советская власть передавала крестьянам более 100 млн. десятин земли. Этим Декретом только что созданное Советское государство положило основание национализации земли , проходившей в форме конфискации. Согласно Декрету, вся земля поступала в общенародный земельный фонд. Землепользование было уравнительным, то естьт.е. земля распределялась между трудящимися по трудовой или по потребительской норме с периодическими переделами земельного фонда. Крестьянам была предоставлена большая инициатива в распределении земли и в выборе форм землепользования.

Важным дополнением Декрета о земле явился Декрет о социализации земли от 19 февраля 1918 г.ода «О социализации земли» . В ст.атье 1 Декрета устанавливалось, что «всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФСР отменяется навсегда», и земля переходит в пользование всего трудового народа. В знаменитой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, подобно Декрету от 19 февраля 1918 г.ода, провозглашалась социализация земли с уравнительным землепользованием .

Принцип уравнительного землепользования не был большевистским. Это мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства в противовес национализации. Этот лозунг отстаивали эсеры. Но, поскольку большинство крестьян требовали распределения земли по этому принципу, Коммунистическая партиябольшевики вынужденоаы была принять его и проводить в жизнь.

Первые декреты Советского правительства о земле, установив социализацию земли с уравнительным землепользованием, помогли крестьянству довести до конца буржуазно-демократическую революцию, облегчили и ускорили переход к социалистической революции в деревне, к социализму в земледелии. По существу, провозглашенная «социализация» была пролетарской национализацией земли, поскольку частная собственность на землю была отменена. Отмена частной собственности на землю, изъятие земли из частного оборота, запрещение частных сделок с землей: продажи, аренды, дарения, наследования и т.д., передача земли в ведение лишь органов государства означалаи собой, что уже первыми декретами о земле была установлена национализация земли.

«Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и первыми декретами отменялась также частная собственность на леса, воды и недра, и они объявлялись государственной собственностью . Причем леса, недра и воды, имевшие общегосударственное значение, поступали в исключительное пользование государства, а мелкие реки, озера и леса переходили в пользование общин, но при условии заведования ими местными органами государственного управления. Таким образом, упомянутые выше законы землю, леса, недра и воды объявляли всенародной, то естьт.е. государственной собственностью и отменяли весь дореволюционный порядок, связанный с частным правом владения и распоряжения в этой области, закладывая, тем самым, социалистические основы советского гражданского права .

Наряду с этим, первые законы о земле заложили экономические и юридические основы для развития земельного и колхозного права . Уже законы этого периода, в отличие от земель сельскохозяйственного значения, различали выделяли земли специальной культуры и промышленного значения. В первых законах о земле наряду с уравнительным распределением земли между землепользователями, предусматривались необходимые гарантии для роста социалистических форм сельского хозяйства. В целяхДля скорейшего достижения социализма, как Российская Федеративная Советская Республика, говорится в этом же указывалось в Декрете о социализации земли, РСФСР «оказывает всяческое воздействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество коммунистическому артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным».

Одним из важных актов подрыва против крупной буржуазной собственности были Законы от 27 (14) апреля 1918 г.ода «Об отмене наследования» и от 20 (7) мая 1918 г.ода «О дарении» . Эти Законы были направлены против капиталистической частной собственности и не затрагивали интересов трудящихся. Закон «Об отмене наследования» отменял наследование, как по закону, так и по завещанию, и наследственное имущество стоимостью свыше 10 тыс.яч рублей переходило в доход государства. В случае нетрудоспособности призываемых наследников, им из имущества, входившего в сумму свыше 10 тыс.яч рублей, выдавалось содержание в размере, которое устанавливалось органами социального обеспечения и местными сСоветами. Этот декрет Хотя этот акт и был назван «Об отмене наследования», но он, по существу, сохранил наследование супруга, родственников по прямой нисходящей линии, а также братьев и сестер в том случае, если наследственное имущество не превышало 10 тыс.яч рублей, в частности, если оно состояло из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства. Чтобы вести борьбу с обходом Закона об отмене наследования, декретом актом «О дарении» было запрещено дарение имущества, стоимостью свыше 10 тыс.яч рублей. При признании дарения противозаконным, предмет дарения поступал в собственность государства.

Вышеназванные Названные и другие законы, направленные на национализацию орудий и средств производства буржуазии, на установление монополии внешней торговли, обеспечивали переход в руки социалистического государства командных высот, экономической базы диктатуры пролетариата как основы для социалистического строительства.

Семейное право. В царской России брачно-семейные отношения регулировались десятым томомт. Х Свода законов Российской Империи 1835 г., закреплявшего феодально-патриархальные устои. Временное правительство никаких изменений в царское законодательство не внесло. Дореволюционное законодательство России о браке и семье было основано на неравноправии женщин с мужчинами, на деспотизме мужа и отца, на бесправии внебрачных детей. Ряд очень важных вопросов брачно-семейных отношений находился в ведении Церкви.

Советская власть провозгласила новые принципы семейного права. История советского законодательства в области брачно-семейных отношений начинается с издания двух знаменитых Декретов от 19 и 20 декабря 1917 г.ода «О расторжении брака » и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния », установившиех основные принципы семейного права и разрешившиех неотложные вопросы этой отрасли права. Дореволюционное законодательство юридически связывало супружеские отношения исключительно только с религиозным браком. С отделением Церкви от государства и школы от Церкви религиозная церемония венчания утратила юридическое значение. Декабрьские декреты 1917 г. отменили законность религиозных браков и провозгласили юридически значимыми только браки, зарегистрированные в отделе записей актов гражданского состояния. Церковный брак, совершенный после 20 декабря 1917 г.ода, не порождал прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если они не были зарегистрированы в установленном порядке. Декреты последовательно проводили идею равноправия женщины с мужчиной в браке, семье и имущественных отношениях. Устанавливался свободный порядок разводов: брак мог быть расторгнут при заявлении обоих или одного из супругов. Законы 1917 г.ода каких-либо оснований для развода не устанавливали. Внебрачные дети во всем были уравнены с детьми, рожденными в браке.

Трудовое право. На второй день пролетарской революции был создан Народный комиссариат труда . 11 ноября (29 октября) 1917 г.ода был издан Декрет «О восьмичасовом рабочем дне», установивший продолжительность рабочего времени. В ст.2 Декрета провозглашалось как незыблемое правило, что рабочее время «… не должно превышать 8-ми рабочих часов в неделю». Были установлены обязательные перерывы среди рабочего дня для отдыха и приема пищи.

Декрет о 8-мивосьмичасосовм рабочем дне 14 июля 1918 г.ода был дополнен Постановлением СНК РСФСР об отпусках, которым рабочим и служащим всех отраслей труда было предоставлено право получить один раз в году отпуск с сохранением зарплаты.

Декретом СНК от 18 мая 1918 г.ода была ликвидирована старая фабричная инспекция и организована новая инспекция труда, избираемая организациями самих трудящихся (профсоюзами и страхкассами); она по закону получила широкие права по охране жизни и здоровья трудящихся. Инспекции труда было предоставлено право привлекать к ответственности за нарушение трудового законодательства и за непринятие необходимых мер по охране жизни и здоровья трудящихся.

Советским правительством были изданы декретыакты о социальном страховании: Положение от 11 декабря 1917 г.ода «О страховании на случай безработицы», Декрет от 22 декабря 1917 г.ода «О страховании на случай болезни» и другие. Все это свидетельствует о том, что в первый период Ссоветской власти была создана широкая система норм по трудовомуго правуа, регламентирующих вопросы трудовых отношений и социального страхования в интересах социалистического строительства. Таким образом, В 1917-––1918 гг. были изданы акты принципиального характера, заложившие основы новых трудовых отношений, в том числе в области социального страхования и социального обеспечения.

Уголовное право. Уже в первых период проведения Октябрьской революции Советское правительство издает ряд декретовах советской власти, в которых давались общие указания, общие директивы относительно уголовно-правового преследования. Так, Декрет «Оо земле», ограничиваясь названиями преступлений и общими указаниями на их наказуемость, объявил, что всякая порча конфискованного имущества, являющегося достоянием всего народа, является тяжким преступлением, караемым революционным судом. Декрет «Оо суде №1», давая общие указания, намечая основные принципы организации деятельности судебных органов, предоставлял огромное поле деятельности широким народным массам. В Декрете говорилось, что местные суды решают дела именем Российской Республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств, если они не отменены рРеволюцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Советское уголовное право с первых дней Октябрьской революции было направлено на борьбу с разными видами преступлений против Республики. Примером могут служить такие акты, как обращения СНКовета Народных Комиссаров: «О борьбе с буржуазией и ее агентами, саботирующими дело продовольствия армии и препятствующими делу заключения мира», «О борьбе со спекуляцией», «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемых Центральной Радой», «Об аресте вождей гражданской войны против революции» и другие. Эти обращения были изданы в период ноября- –– декабря 1917 г.ода и содержали не только общие политические указания, но и конкретные нормы уголовного права. Кроме обращений Совета Ннародных Ккомиссаров, был издан ряд декретов, указывающих на борьбу с особо опасными преступлениями, как-то: «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоения себе функции государственной власти», «О набатном звоне», «О взяточничестве», «О спекуляции» и т.д.

С первых дней своего существования органы ВЧК являлись органами внесудебной расправы. Это видно из тех задач, которые ставились перед комиссией: «1.) Ппресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России, со стороны кого бы они не исходили.; 2.) Ппредание суду военного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними». ВЧК, наряду с осуществлением задач разведки и контрразведки, проводила предварительное расследование, осуществляла задачи пресечения преступлений, наказания преступников, проводила конфискацию имущества, опубликование списков врагов народа и т.д.

В рассматриваемый период издаются законы, которые содержат точные юридические нормы, определяющие составы преступлений и в ряде случаев устанавливающие конкретные уголовные наказания. Декрет от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года предусматриваетл как точные определения взяточничества, подстрекательства, пособничества, «прикосновенности» к взяточничеству, покушения на получение или дачу взятки, так и точные санкции за данные деяния. Декрет от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» от 22 июля 1918 года содержит в себе десять точных составов преступлений и конкретных наказаний за них. Вместе с тем особенностью первого реального периода в становлениия советского уголовного законодательства молодой советской республики было революционное правотворчество. Примером этого могут служить некоторые акты, выработанные рабочими и крестьянами не только в городах, но даже селах и деревнях.

Если по Декретам о суде №1 от 22 ноября 1917 г. и №2, утвержденном 20 и опубликованном 22 февраля 1918 г., допускалось использование в приговорах и решениях советских судов законов старых свергнутых правительств, то Декрет о суде №3, изданный 20 июля 1918 г.ода, запрещает это, устанавливая, что местный суд может «налагать наказания до 5 лет лишения свободы, руководствуясь декретами рабочего и крестьянского правительства и социалистической совестью».

К ноябрю 1918 г.ода резко возросла роль советского закона . Законы, изданные Советским правительством, были положены в основу социалистического правопорядка. Чрезвычайный VI Ссъезд Ссоветов в своем Постановлении от 8 ноября 1918 г.ода «О точном соблюдении законов» указал, что за год революционной борьбы революционный класс России выработал основы законов Советской республики, и призвал всех граждан, все органы и всех должностных лиц строжайше соблюдать законы, изданные и издаваемые центральными органами Ссоветской власти.

Гражданское процессуальное право. Декрет о суде №1, упразднивший старую судебную систему и создавший новый советский суд, заложил, вместе с тем, и принципы советского гражданского судопроизводства, которые были развиты в последующих законодательных актах. В наиболее полном виде нормы гражданского права представлены в законодательстве РСФСР. В в рассматриваемый период нормы гражданского процессуального права не объединялись в гражданский процессуальный кодекс. Они вместе с уголовно-процессуальными нормами и нормами, регламентирующими организацию советского суда, содержались в единых законодательных актах. Декреты о суде №1, 2, 3 и Инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г.ода «Об организации и действии местных народных судов » закрепили принципы и основные институты советского гражданского процессуального права.

Декрет о суде №2 закрепил активную роль советского суда в установлении истины по делу, в защите прав сторон. Ст.атья 14 Декрета предусматривала, что в отношении доказательств суд не стеснен никакими формальными соображениями и от него зависит, допустить или нет по обстоятельствам дела те или иные доказательства. Свобода советского суда в выборе доказательств, активная роль в установлении объективной истины при рассмотрении и разрешении гражданского дела –– одна из характерных черт нового советского гражданского судопроизводства. В дореволюционном гражданском процессе суд не имел права собирать доказательства по своей инициативе и ограничивался установлением формальной истины по делу.

Декрет о суде №2 содержал важные процессуальные нормы, которые определяли виды судебных доказательств (объяснения сторон, показания свидетелей, письменные доказательства, заключение экспертов) и порядок их исследования судом. Декрет отменил присягу в суде и установил, что свидетели до их допроса предупреждаются об ответственности за ложные показания. Тайна купеческих и прочих книг была отменена.

Первые декреты о суде определили виды судопроизводства в советском гражданском процессе и подсудность гражданских дел. Декрет о суде №2 и Инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г.ода содержали указания на два вида производства в советском гражданском процессе: исковое производство (по спорам о праве) и бесспорное производство (по установлению фактов, имеющих юридическое значение).

Одной из характерных тенденций было расширение подсудности гражданских дел народным судом. Декрет о суде №1 передавал рассмотрение гражданских дел, ранее подсудных мировым судьям, в ведение местных народных судов. Устанавливалось, что местные суды решают все гражданские дела с ценой иска до 3 тыс. рублей. Декрет не содержал каких-либо указаний о подсудности иных гражданских дел, но предусматривал издание особого закона о производстве по другим судебным делам.

В новом суде Судебные расходы по гражданским делам были невелики по размерам и не препятствовали трудящимся обращаться в народный суд. Суду предоставлялась также возможность отсрочки уплаты пошлин и издержек.

Декреты о суде предоставили сторонам в процессе равные процессуальные права и обеспечили возможность ведения дела в суде как лично, так и через представителей. Упразднив старую адвокатуру, Декрет о суде №1 установил, что в качестве поверенных по гражданским делам допускаются все лица, которые пользуются гражданскими правами. По Инструкции НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г.ода в качестве представителей по гражданским делам допускались лишь лица, состоявшие в коллегии правозаступников.

По делам, по которым присуждались денежные взыскания свыше 100 руб.лей, допускались кассационные жалобы. В условиях множественности и децентрализации кассационных инстанций возникла необходимость обеспечить единство кассационной практики по гражданским делам. Для этих целей создавался (по Декрету о суде №2) Верховный судебный контроль , которому было предоставлено право при наличии противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями выносить объединяющие принципиальные решения.

Однако Верховный судебный контроль не был организован. Декрет о суде №3 предусматривал организацию в Москве Кассационного суда , но и он не был создан. В условиях гражданской войны и иностранной интервенции не было возможности создать необходимые структурные звенья судебной системы. Декрет о суде №2 устанавливал, что исполнение решений судов производится Красной гвардией. Все решения суда подлежали немедленному исполнению, и подача кассационной жалобы не останавливала исполнения, оно могло быть остановлено только по специальному решению первой или кассационной инстанций.

Наряду с судебным порядком защиты личных и имущественных прав граждан, закон уже в этот период предусматривал возможность разрешения споров о праве гражданским третейским судом. Порядок образования и деятельности этих судов регламентировался Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 г.ода «О третейском суде» . Третейский суд образовывался по усмотрению сторон в составе одного посредника или одинакового числа членов третейского суда с каждой стороны и одного посредника, избранного всеми членами суда.

Уголовное процессуальное право. В первые месяцы после социалистической революции были провозглашены демократические начала советского уголовного процесса: законность, состязательность, гласность, осуществление правосудия на языке большинства проживающего населения. В то же время советскому уголовному процессу были присущи и некоторые черты, отражающие особенности того периода времени.

Своеобразно решался вопрос об источниках процессуального права. Революционное правосознание, которое Декретом о суде №1 объявлялось источником права, не все понимали правильно. В теории получили распространение взгляды на правосознание как на правовые эмоции, как на явления индивидуальной психики. Судопроизводство этого периода в значительной мере опиралось на «местное право», которое сплошь и рядом конкретизировало декреты. Именно в преобладании местных норм и заключалась причина большой пестроты судебной практики. Допускаемое первыми декретами применение норм старого права не получило широкого распространения.

Первые декреты о суде не устанавливали особых правил производства в народных судах и трибуналах, созданных для разбора дел о контрреволюционных преступлениях. Процессуальные правила в судах и трибуналах в основном были одинаковы. Существенными особенностями отличалось в первые месяцы революции предварительное следствие, к характерным чертам которого относилось предоставление народному судье права самостоятельно вести предварительное следствие по подсудным ему делам, широкое распространение коллегиальности в работе следственных комиссий, в отдельных случаях даже гласности при решении вопроса о предании суду.

С первых же дней существования советского суда получил развитие институт защиты как важнейшая гарантия соблюдения прав обвиняемого и установления объективной истины по уголовному делу. Защитники допускались к предварительному следствию лишь по спискам, утвержденным Советами. К общественной защите (как и к общественному обвинению) допускался любой гражданин из публики, но только один. Это был своеобразный дополнительный способ прислушаться к мнению масс.

Особенности развития права в годы Ггражданской войны. Чрезвычайные условия гражданской войны затронули все стороны жизни нового государства. В стране, которая теперь представляла собой военный лагерь, требовалась мобилизация всех сил и средств. Особая роль отводилась праву. В законодательстве рассматриваемого периода нашла отражение централизация государственной власти, которая была необходима в условиях превращения страны в военный лагерь. Сужалась сфера применения норм гражданского права. Договоры и сделки заменялись административно-командными приказами, то естьт.е. значительно расширялась сфера норм административного права. В ранг государственной политики был возведен принцип уравнительного распределения продуктов и предметов широкого потребления.

Второй важной особенностью являлось сужение нормотворческой деятельности Ссоветов, являвшихся политической основой государства. Правовое регулирование общественных отношений, в годы гражданской войны, осуществлялось не только законодательными актами, но и приказами и инструкциями центральных ведомств (наркоматами, главками ВСНХ).

8 декабря 1918 г.ода Совет Ообороны принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты ». Издание этого акта было вызвано тем, что на местах, в рассматриваемый период, местные органы власти нередко издавали свои нормативные акты, которые противоречили актоам, издаваемым правительством страны. Такая путаница и хаос не только нарушали нормальное функционирование государственного аппарата, но и нарушали принципы демократического централизма. Исходя из чрезвычайных условий Ггражданской войны, основная масса правовых норм была направлена на укрепление дисциплины в войсках, на фронтах и в тылу на производстве.

Особенностью правовых норм периода Ггражданской войны было соотношение убеждения и принуждения. Умелое сочетание принуждения и убеждения было применено к бывшим офицерам и генералам царской армии, которые, работая под контролем революционных военных советов и военных комиссаров, сыграли большую роль в создании боеспособных вооруженных сил Республики. Многие из них стали выдающимися военноначальниками и героями гражданской и Отечественной войны. Нормы советского права, регламентируя права и обязанности военных комиссаров, реввоенсоветов, командующих, сыграли важную роль в деле становления новой армии.

В годы Ггражданской войны все большую роль начинают играть различные чрезвычайные органы, не предусмотренные Конституцией РСФСР 1918 г.ода –– революционные военные советы, ревкомы, разного рода чрезвычайные комиссииары. В связи с этим законодательство уделяло больше внимания регламентации деятельности этих органов. Цель заключалась в том, чтобы они не подменяли органы государственной власти, созданные Конституцией, и их правомочия касались только вопросов военных. При этом подчеркивалось, что принудительная сторона советского права носит временный характер.

Особенностью советского права в тот период времени было еще и то, что до конца 1918 г.ода продолжали действовать отдельные нормы дореволюционного права, которые не были отменены революцией и не противоречили революционному правосознанию. И лишь после утверждения ВЦИК Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.ода старое законодательство окончательно потеряло силу. С этого момента действовали только правовые нормы, установленные советской властью.

Создание основ советского права.

Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавшего его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действо­вать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществля­лось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами. Приоритет «революционного правосо­знания» в качестве источника права, основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

В сентябре 1918 ᴦ. ВЦИК принял Кодекс законов об актах граж­данского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В ко­дексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним, отменялся принцип общнос­ти имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как об­щественная обязанность родителœей, а не их частное дело. Провозгла­шался принцип разделœения имущества родителœей и детей, запреща­лось усыновление. Законодатель опасался скрытой «социально-эко­номической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.).

В декабре 1918 ᴦ. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР. Он был разработан Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщал всœе предшествующее советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всœех лиц, работающих по найму во всœех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям труда Нарко­мата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обес­печения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике - сплош­ной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от шестнадцати до пятидесяти восьми лет.

Произошло резкое сокращение торгового оборота͵ из которого были изъяты национализированные имущества, ценные бумаги (акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и ему подобное предельно сократили товарооборот. Система «главкизма» исключала товарно-денежные отношения между предприятиями. Монополия внешней торговли исключила из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частные ка­питалы. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отноше­ния, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулиро­ванием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и иска­жены.

В феврале 1919 ᴦ. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледе­лию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном распоряжении соответ­ствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землеполь­зования рассматриваются как отживающие. Целью становится со­здание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования. Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики и быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постанов­ления ВЦИК). Прежде всœего, законодатель стремился решить наи­более важные и актуальные (социальные, политические, экономи­ческие) проблемы. При этом в процессе законотворчества формиро­валась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Введение административно-правового регулирования во всœех сферах жизни привело к сужению сферы гражданско-правовых отношений. При отсутствии писаных норм главным источником права в советской респуб­лике стало революционное правосознание, революционное правотворчество. Идея революционной целœесообразности была положена и в основание зако­нодательного нормирования этой сферы. А началось оно с вещного права, с формирования нового типа собственности - социалистической. Приня­тый Вторым съездом Советов один из первых декретов советской власти – декрет о земле – отменил частную собственность на землю, леса, воды, недра, которые объявлялись всœенародным достоянием. Государство ста­новилось единственным распорядителœем земли. Оно предоставляло ее в пользование отдельным лицам и общественным организациям и могло изъять ее по решению государственного органа. Все гражданские сделки с землей, купля-продажа, залог, дарение, завещание и др. запрещались, а старые признавались недействительными. Пользователям запрещалось применение наемного труда и аренда земли.

Учитывая пожелания крестьян, сформулированные в наказах советам и земельным комитетам ещё в августе 1917 ᴦ., декрет провозгласил много­образие и равноправие форм землепользования (подворное, общинное, артельное, хуторское), что обеспечило большевикам поначалу крестьян­скую поддержку. Помещичьи имения конфисковывались и переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов кресть­янских депутатов. На части этих земель создавались совхозы, большинст­во имений было разграблено. Отнятия у собственников земля подлежала уравнительному перераспределœению между крестьянами.

Провозгласив многообразие форм землепользования, советы уже в ян­варе 1918 ᴦ. (с декрета о социализации земли) начали отступление от про­возглашенных принципов и при перераспределœении земли стали отдавать предпочтение коммунам и товариществам. Это вызвало яростное сопро­тивление крестьян-собственников, у которых в ходе «социализации» было отнято 50 (из 80) миллионов га земли. Изъятию подверглись также запасы хлеба, сельхозинвснтарь, тягловый скот, переданные коммунам. Только летом 1918 ᴦ. было зарегистрировано 108 «кулацких» бутов, подавлен­ных с помощью военной силы. Результатом стало резкое падение уровня производства и переход к продразверстке уже в конце 1918 ᴦ.

В феврале 1919 ᴦ. ВЦИК издал Положение о социалистическом земле­устройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля в нём определялась в качестве единого государственного фонда, который передавался в распоряжение соответствующих наркоматов. Все формы единоличного землепользования рассматривались в нём как отжинающие. Обобществление землепользования в совхозах, коммунах, ТОЗах и созда­ние единого производственного хозяйства признавалось главной целью социалистических преобразований на селœе. Государственные предприятия, городские советы, профсоюзы получили право получать земельные уча­стки для создания на них совхозов.

Социалистическая собственность складывалась также из принудитель­но и безвозмездно национализированной «капиталистической частной соб­ственности». Промышленные предприятия изымались из гражданского оборота͵ всякого рода сделки по отношению к ним были запрещены. На­ционализация охватила и сферу жилья, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ традиционно являлось в России объектом частной собственности.

В 1918 ᴦ. советская власть ввела государственную монополию внешней торговли и установила запреты и ограничения на целый ряд объектов внутренней торговли: хлеб, нефть, сельхозмашины, сырье, табак, спички, текстиль, изделия из золота. Большинство товаров подлежало государст­венному распределœению, на остальные вводились твердые государственные цены. Частные лица были вытеснены из торговли, что привело к возник­новению «черного рынка».

В апрелœе 1918 ᴦ. ВЦИК принял декрет об отмене наследования. Отме­нялись всœе виды наследования (по закону и по завещанию). После смерти владельца имущество становилось достоянием государства. Наследствен­ная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей и поступала родст­венникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. Это могло быть имущество в усадьбе, до­машняя обстановка, «средства производства трудового хозяйства». Вместе с тем, до издания декрета о всœеобщем социальном обеспечении нетрудо­способные наследники (по прямой нисходящей линии, братья, сестры и переживший супруг), а из них наиболее нуждающиеся, могли получать содержание из имущества умершего.

Стремясь перекрыть всœе источники «нетрудового обогащения», зако­нодатель запретил специальным майским декретом ВЦИК о дарениях вся­кое «безвозмездное предоставление» (передачу, переуступку и т.п.) имуще­ства на сумму свыше 10 тысяч рублей. Отменялась передача по наследству и авторского права. Произведения искусства и литературы национализи­ровались и публиковать их могло теперь только государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ус­танавливало ставки авторского вознаграждения.

Рекомендуем почитать

Наверх