Зачем ныряем: крещенские купания – церковный обряд или народная традиция? Как окунаться в прорубь на крещение

Интернет-маркетинг 12.10.2019
Интернет-маркетинг

В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Как правильно погружаться в прорубь, как освящается вода?

Купель на Крещение: правила по окунанию в прорубь

В каждой православной стране церковные праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.



Обычаи и богослужения на Крещение

19 января Церковь празднует великий двунадесятый праздник - Богоявление, или Крещение Господне. Этот день отличается рядом традиций и известным всем освящением воды. Однако Крещенское купание - не просто оздоровительная процедура.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


Исторически на берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически - ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь - но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.


В праздник Крещения освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.



Молебен на Крещение

Водосвятие в храмах обычно проводят после утреннего богослужения - Божественной литургии 19 января, однако в больших храмах может производиться и накануне, 18 января.


Великое освящение воды совершается раз в год, в великий праздник - Крещения Господня. В это время духовенство храмов, расположенных возле рек и водоемов, выходит большим крестным ходом к проруби и освящает воду в ней. Отдельно освящается и питьевая вода.


Малое освящение воды может совершаться даже ежедневно, поэтому в храме всегда есть святая вода в свободном доступе. Кроме того, вы можете заказать водосвятный молебен в храме или у себя дома, чтобы помолиться о своем благополучии, помощи своей семье. По окончанию молебна наберите святой воды с собой в пустую чистую бутылку (но не из-под алкоголя).


Во время водосвятного молебна священник от имени всей полноты Церкви будет просит о благополучной жизни, о здоровье молящихся за богослужением, об освящении всего мира Духом Святым. После освящения воды священник кропит святой водой окружающих и жилище или церковь - так зримо приходит к нам благодать Божия.


Молебен совершается следующим образом:


    На середину храма выносят стол с чистой скатертью, на который ставят металлическую чашу с водой, рядом кладут выносной Крест и Святое Евангелие. На столе ставят подсвечник, на котором возникают восковые свечи.


    После начала богослужения с возгласом священника читается псалом 142.


    После Псалтири поется повторяющееся песнопение «Бог Господь» с тропарями. Пока поют молитву, священник совершает каждение чаши с водой крестообразно.


    Затем читается псалом 50-й, тропари и ектения - перечисление кратких прошений о спасении, здравии и благополучии. В это время священник кадит по периметру храм или дом, где совершается богослужение.


    По завершении каждения читается прокимен и слова Апостольского послания (Евр. 2, 14-18), а затем - Евангелие от Иоанна (5 глава, 2-4 стих).


    После чтения Евангелия совершается последование ектении, во время которой читаются прошения об освящении воды, которая кадится священником крестообразно. Затем читается особая молитва, призывающая благодать Святого Духа на воду.


    После чтения молитвы священнослужитель берет Крест (изображением Христа к себе), проводя им над водой крестообразно. Затем весь крест погружается в воду под троекратное пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и иных.


    Вынув из воды Крест, священник целует его (по-церковнославянски - прикладывается к нему), кропит всех присутствующих и церковь или дом по периметру.


    Все молящиеся по очереди прикладываются к Святому Кресту, иерей в это время окропляет каждого святой водой (именно поэтому женщинам не рекомендуется активно краситься перед походом в церковь: косметика потечет; кроме того - чтобы не привлекать к себе лишнее внимание молящихся и не отвлекаться на впечатления, а сосредоточиться на молитве).


    Теперь молившиеся за молебном набирают воду из чаши. Конечно, воду могут набрать и люди, не заказавшие молебен или случайно зашедшие в храм. Однако это уже не совсем правильно: получается, такие люди приобретут святыню нечестным путем (ведь набрать воды могут только заказавшие молебен и молившиеся за ним).



Как делают прорубь, иордань на Крещение

Во многих храмах у водоемов освящают и воду в водоеме (реке, море, озере). В холод, если на воде лежит лед, вырезают крестообразную прорубь, которую еще называют «иордань» (от названия реки Иордан, то есть люди как бы погружаются в маленький Иордан) с лесенкой. У проруби обычно находится два теплых шатра, палатки (для женщин и мужчин), к проруби проложены сходни-мостки и лестница.


Конечно, если вам повезет, на вашем приходе могут натопить баню и из нее будет вход к проруби. Тогда вы совместите приятное с полезным.
Или рискните, затопите баню в Крещенскую ночь на берегу.



Что взять с собой на Крещение, на купание в проруби

Стоит взять с собой большое полотенце, если вы хотите окунуться и, конечно, прийти ко времени начала богослужения: иначе это будет лишь «оздоровительное» мероприятие, а не духовный подвиг.


    Во время освящения воды священник погрузит в воду крест. По окончании молебна зайдите в шатер, наденьте купальник (лучше соблюдать приличия, на купальник также можно надеть длинную рубаху для купания, которая продается в церкви). Входя в воду, держитесь за перила. Если есть силы - креститесь, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» и затем погружайтесь с головой. Повторите трижды и вылезайте.


    Если сил нет, перекреститесь, на берегу скажите про себя: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» - окунитесь один раз (можно даже не погружаться с головой) и вылезайте.


Известно, что по благочестивому преданию в Крещенскую ночь небо открывается и в течение 18-19 января вода освящается во всех водоемах. Поэтому если вы хотите окунуться дома, осените себя перед окунанием крестом и произнесите названную нами молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». При этом лучше быть одетым в плавки или купальник, иначе получится странный обряд, молиться голышом неприлично (вы все же предстоите перед Богом).


Еще лучше посетить храм, помолиться за богослужением, подготовиться и причаститься, а затем набрать святой воды.



Противопоказания к купанию в проруби

Помните, что лучше беречь свое здоровье, «береженого Бог бережет». Конечно, окунуться в прорубь - подвиг во имя Господа, и его духовное значение трудно преувеличить. Но есть болезни, патологии, которые являются противопоказанием к окунанию:


  • Гипертония, стенокардия – из-за резкого сужения сосудов при перепаде температур вы можете получить инфаркт или инсульт;

  • Гипотония (постоянно низкое давление) – опять же сосуды реагируют так, что человек может упасть в обморок;

  • Воспалительные заболевания дыхательных путей, ОРВИ - вы можете получить серьезные осложнения;

  • Сердечно-сосудистые заболевания;

  • Эпилепсия и черепно-мозговые травмы, а также атеросклероз;

  • Патологии нервной системы;

  • Патологии эндокринной системы - диабет, тиреотоксикоз;

  • Глазные заболевания - опять сужение сосудов может привести к ухудшению зрения и пр.;

  • Заболевания дыхания, включая туберкулез и астму;

  • Любые воспалительные процессы в организме - в мочеполовой, пищеварительной, половой системе;

  • Узнайте, нет ли у вас аллергической реакции на холод.

Учтите, что на приходах, при церквях проруби курируют администрацией населенного пункта, здесь всегда дежурят спасатели и медики, вот в «самодеятельной» проруби купаться может быть действительно опасно. И уж во всяком случае не купайтесь в одиночестве! Мало ли как реагирует ваш организм, даже если до того вы практиковали купание в проруби.
По сути, это мало того, что опасно - не полезно духовно, если вы при этом не помолились не причащались.



Купание семьей на Крещение

Женское здоровье особенно хрупко, но многие женщины смело решаются искупаться на Крещение, чтобы совершить подвиг ради Бога, прося Его об особой милости.


Особенно рекомендуют купаться на Крещение при бесплодии. Увы, многие семьи сегодня бесплодны. Женщины годами стараются забеременеть, лечатся оба супруга. Со временем из-за разочарования могут разрушаться отношения, появляется обида на жизнь и на Бога - Творца и Вседержителя. Это совершенно неверное направление мировоззрения. Господь - наша надежда. Он творит чудеса. Не оставляя медицинского лечения, нужно обязательно прибегать и к Небесному Врачу.


Засвидетельствовано множество случаев исцеления от бесплодия и обретения радости материнства отчаявшимися женщинами после молитвы перед иконой «Помощница в родах». Церковь благословляет укреплять свою веру и поддерживать медикаментозное лечение в случае бесплодия регулярными молитвами. Никогда не стоит отчаиваться: помните о воле Божией и о судьбе родителей Самой Богородицы, которые только в преклонном возрасте смогли обрести долгожданную Дочь, ставшую Царицей Небесной.


Ни в коем случае не следуйте никаким ритуалам и не обращайтесь к экстрасенсам. Одна из благочестивых православных традиций - молебен о даровании детей и о благополучном разрешении от бремени (легких родах). Его можно заказать в любом храме. Есть ряд святых, которые имеют особую благодать в помощи беременным и желающим рождения ребенка, а на Крещение, да и в любой день вы можете заказать молебен ко Господу Иисусу Христу или Богородице. Господь - главный Помощник и Покровитель каждому, а Божия Матерь - Заступница пред Богом рода человеческого. Можно заказать молебен о даровании детей перед любой иконой Богородицы, особо молятся об этом перед иконой Богородицы «Неувядаемый Цвет», «Помощница в родах».


Если вы хотите искупать ребенка, отцу стоит держать его на руках, окунуть один раз и сразу закутать в полотенце.



Обычаи на Крещение

Правильными традициями можно назвать следующие:


    Пост перед праздником. В Крещенский Сочельник по Уставу Церкви нельзя есть до первой звезды (если нет сил - поешьте), а потом кушали кутью, как и на Рождество - это сладкая каша с медом и сухофруктами.


    Накануне праздника, 18 января, также шли на Всенощное бдение. Сегодня в некоторых храмах оно совершается ночью, вместе с Литургией - опять же, как на Рождество Христово. В большинстве храмов вечером, накануне Крещения, вода освящается в храмах и водоемах. Иногда, чтобы не подвергаться опасности на ночном водоеме, его освящают только 19 января.


    Стоит посетить храм и 19 января утром - прийти на Литургию, подготовившись к Исповеди и Причастию.


    После Литургии, если будет совершаться освящен водоема и он находится недалеко, к нему торжественно идут крестным ходом священники и прихожане. Обряд освящения воды, которая будет называться Великой Агиасмой (великой святыней), совершает только священник. Они трижды опустит в прорубь крест, а затем благословит им народ.


    Освящают, но не столь торжественно, воду и в храме. В этот день и часто в течение трех дней или недели в храмах устанавливают большие баки, к ним выстраиваются целые очереди людей. Не берите большой объем воды - ее всегда можно добавить в обычную воду с благоговением. Положите пожертвование за святую воду: это купленная храмом питьевая вода, ведь, хоть Господь и благословляет воду, а нужно остеречься: ни в каком храме не берут воду на Крещение просто из грязных водоемов. Ее приобретают на средства благотворителей.


Важное крещенское чудо в том, что, по свидетельствам многих людей, святая вода не портится в течение целого года: ученые даже нашли, что святая вода имеет измененный молекулярный состав. Это чудо Божие, а не действие серебра, из которого делают храмовые кресты (ведь часто погружают в воду и деревянные кресты).


Да хранит вас Господь и просвещает!


Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:

Протоиерей Виталий Шинкарь

Традиция вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.

Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.

Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.

Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.

Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.

Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.

Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.

К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.

К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.

А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.

В результате же происходящие сегодня на купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.

«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»

Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».

Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.

Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной

Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».

Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:

«Братия и сестры моржи! Хочу вам напомнить некоторые вещи. Если кто думает, что крещенская вода смывает грехи – тот ошибается, это неправда. Да, святая – святыня, но грехи смываются покаянием, в таинстве исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым. Правда, вы такие слова и словосочетания навыкли слышать, потому объясню попроще: если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом. Жизнь дает только Он Сам, потому что нас любит. А мы Его? Вот вопрос важный.

В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.

Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?

И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».

Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого

Протоиерей Игорь Прекуп:

Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.

Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.

В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.

Протоиерей Игорь Прекуп

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.

Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.

MENSBY

4.6

Самые распространенные вопросы о купании на Крещение и рекомендации МЧС. Когда купаться на Крещение? Обязательно ли купаться на Крещение? Откуда пошла традиция купаться в холодной проруби на Крещение? Что нужно знать о Крещении Господнем? Как легко перенести купание в проруби?

Купаться можно только в местах специально оборудованных для крещенских купаний и проведения обрядов, которое должно быть ограждено.

Несмотря на благоприятный эмоциональный настрой к погружению в прорубь необходимо подойти продуманно и осторожно. Ведь купание в ледяной воде без специальной подготовки и закаливания может вызвать осложнения. При повышенном артериальном давлении возрастает риск спазма сосудов, и даже микроинсульта, а если давление низкое – судороги и опасность потери сознания в воде.

Перед погружением в воду не нужно пить спиртного, алкоголь только поможет быстрому переохлаждению и даст лишнюю нагрузку на сердце.

Охлаждайтесь постепенно: сначала снимите верхнюю одежду, через несколько минут - обувь, затем разденьтесь по пояс, и только потом заходите в воду.

Перед купанием разотрите тело любым жирным кремом или оливковым маслом.

Находитесь в воде не дольше двух минут.

После – разотритесь махровым полотенцем и поспешите в теплое помещение, где можно выпить горячего чаю.

Купание в купели до освящения её представителем Русской Православной Церкви;

Купание без представителей служб спасения и медицинских работников;

Купание детей без присмотра родителей или взрослых;

Нырять в воду с разбега;

Загрязнять и засорять купель;

Приводить с собой собак и других животных;

Оставлять на льду, в гардеробах и раздевальнях бумагу, стекло и другой мусор;

Подавать крики ложной тревоги;

Подъезжать к купели на автотранспорте;

Напоминаем жителям о том, что в период крещенских купаний необходимо соблюдать осторожность при выходе на лед, опасно выходить к проруби толпой, лед может иметь разную толщину и находиться на нем нужно с особой осторожностью.

При первых признаках разрушения ледяного покрова необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться панике, быстро, но осторожно лечь на лед и отползти на безопасное место.

Если же вы все-таки оказались в воде, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки, не стоит подтягиваться за кромку льда. - держась за нее руками, надо осторожно вынести на лед сначала одну ногу, потом вторую, а затем медленно отползти или откатиться в сторону от опасного места.

Помогая провалившемуся под лед, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, другие подручные предметы, аккуратно, стараясь не провалить лед в том месте, где вы находитесь.

Неукоснительное соблюдение правил безопасности позволит обойтись без жертв.

Также отметим, что во избежание чрезвычайных ситуаций организаторам прорубей даются рекомендации для оборудования мест крещенских купаний, а именно:

Прорубь вырубается на льду на расстоянии не более 20-25 метров от берега;

Глубина не должна превышать 1,5 метров;

Прорубь внутри должна ограждаться сеткой рабица;

На грунте должны устанавливаться трап и две деревянные лестницы с двух противоположных сторон для входа и выхода людей из проруби;

Что же происходит с организмом человека при соприкосновения с холодной водой? Например, при зимнем купании в проруби?

Многие медики говорят, что:

1. Погружаясь в ледяную воду с головой, вода мгновенно пробуждает центральную нервную часть головного мозга, а мозг исцеляет организм.

2. Кратковременное воздействие низких и сверхнизких температур воспринимается организмом как положительный стресс: снимает воспаление, боль, отек, спазм.

3. Наше тело окутывает воздух, теплопроводность которого в 28 раз меньше теплопроводности воды. В этом и состоит фокус закаливания холодной водой. А во время короткой пробежки по снегу (например, до проруби и обратно) охлаждается только 10% поверхности тела.

4. Холодная вода высвобождает глубинные силы организма, температура тела после соприкосновения с ней достигает 40º, при которой гибнут вирусы, микробы и больные клетки.

Однако не забывайте и о противопоказаниях к купанию в проруби:

Зимнее плавание противопоказано людям при следующих острых и хронических (в стадии обострения) заболеваниях:

Воспалительные заболевания носоглотки, придаточных полостей носа, отиты;

Сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки клапанов сердца, ишемическая болезнь сердца с приступами стенокардии; перенесенный инфаркт миокарда, коронаро-кардиосклероз, гипертоническая болезнь II и III стадий);

Центральной нервной системы (эпилепсия, последствия тяжелых травм черепа; склероз сосудов головного мозга в выраженной стадии, сирингомиелия; энцефалит, арахноидит);

Периферической нервной системы (невриты, полиневриты);

Эндокринной системы (сахарный диабет, тиреотоксикоз);

Органов зрения (глаукома, конъюнктивит);

Органов дыхания (туберкулез легких - активный и в стадии осложнений, воспаление легких, бронхиальной астме, экземе).

Мочеполовой системы (нефрит, цистит, воспаление придатков, воспаление предстательной железы);

Желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, энтероколит, холецистит, гепатит);

Кожно-венерические заболевания.

И напоследок отметим, что для купания в проруби нужно свято верить, что это очистит тело и душу.

Патриарх Кирилл: В этот праздник нам дано чувственно воспринять то, чем на самом деле явилось Богоявление.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

Крещение- Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Совсем скоро, уже 19 января, православные христиане будут отмечать один из главных церковных праздников - Крещение Господне. В умах простых людей, даже далёких от веры в бога, это торжество ассоциируется с омовением в купелях, которые как правило прорубаются в открытых водоёмах. Только вот обязательно ли соблюдение данного ритуала? С этим вопросом корреспондент портала сайт обратился к настоятелю хабаровского Спасо-Преображенского собора протоиерею Георгию Сивкову.

Купание в проруби на Крещение не обязательный ритуал

- Расскажите о традициях празднования Крещения Господня. С чего всё началось?

- Традиция пошла ещё с первых веков Христианства. Отмечали молитвенным общением с господом. Первоначально Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, хотя разница между этими событиями равно 30 годам. Позднее их разделили, а временной промежуток между нами назвали святками. Каждый из этих праздников предварялся и предваряется сейчас однодневным постом - сочельником. Нужен он для того, чтобы благоговейно подготовить себя к встрече этих событий из жизни господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, любой церковный праздник основывается на каких-то отдельных примерах из жизни господа, божией матери или святых угодников. Всё это связано со спасением человека. Крещение Господне для нас вспоминается тем, что Иисус Христос показал нам пример принятия этого таинства. Он не нуждался в омытии грехов, так как сам был безгрешен, но сделал это из послушания закону и правилам божьим. Своим естеством господь освятил воду и теперь его последователи имеют возможность прикоснуться к нему.

Если человек не верит в бога, но при этом принимает участие в крещенском омовении, то почувствует ли он какие-либо изменения в себе?

Если принимать воду или креститься в иордани без веры в господа, то никакого очищения человек в духовном плане не почувствует. Если же есть вера, то вместе с водой он принимает благодать божью. Для христианина это может стать новой отправной точкой, ведь за спиной он оставляет всё, что было ранее. Крещенская вода соединена с божьей благодатью, но повторюсь, принимается она только тогда, когда человек верит.

Скажите, обязательно ли на Крещение Господне окунаться в холодную иордань, оборудованную на реке или каком-то другом водоёме?

Нет, это просто народная традиция, которая вошла в нашу жизнь. В церковных правилах нет никаких постановлений о купаниях в праздник Крещения Господне. Ко всему нужно подходить в определённой разумной степени. Но церковь идёт навстречу желаниям людей, но при этом объясняя, какие необходимы рамки для соблюдения благоговения к святой воде.

Церковь против, чтобы освящались какие-либо открытые бассейны. Такие запросы регулярно приходят. Мы объясняем, что при совершении таинства не должно происходить никаких развлечений или массовых купаний. Нужно с почтением относиться к празднику.

- Есть ли человеческие действия в этот праздник, которые церковь не поощряет?

Не допускается подходить к таинству Крещения в нетрезвом виде. Порицается также купание только ради того, чтобы похвастаться перед знакомыми или друзьями. У нас же зачастую первое, что люди делают после окунания - фотографии в социальные сети выкладывают. Это уже тщеславие какое-то.

- Как правильно подойти к омовению?

Нужно настроиться, что вы делаете импровизированную жертву богу, совершение маленького подвига. Важны благие мысли. Вот в таком настроении и важно заходить в воду. Желательно избежать купания в плавках или купальниках - желательно надеть на себя специальную длинную крестильную рубашку. Их используют при омовениях в святых источниках, например.

Перед тем как войти в воду нужно перекреститься один или три раза, прочитать молитву. Более сведущие люди могут пропеть тропарь к Крещению Господню. Но всё это личное желание. На самом деле никаких строгих правил не существует - только традиции.

- В народе твёрдо устоялось мнение, что купание в праздник Крещения Господне очищает от грехов. Так ли это?

Нет, это не так. Есть таинства покаяния и исповеди, к которым христианин при желании и исправлении своей жизни должен прибегнуть. Человек в присутствии священника просит у бога прощения, а тот читает над ним разрешительную молитву. Так и получают прощение грехов. Конечно, мы лично должны обращаться к богу. Но чтобы зайти воду и тебе сразу сняли все грехи, то такого нет. Без покаяния это невозможно.

- Если человек хочет совершить омовение, но прорубь на реке не для него, то где ещё это можно сделать?

В некоторых храмах есть свои закрытые купели. Например, в Спасо-Преображенском соборе к ней будет свободный доступ в праздник. Чаще всего приходят люди с детьми или те, кому по состоянию здоровья не подходит купание в открытой холодной воде.

- Сами священнослужители обязательно окунаются в открытую иордань в праздник?

Ну, если говорить обо мне, то последние года три я этого не делал, но до этого было. А вообще, многие священники вообще ни окунаются и не окунались. Вообще, спрашивать об этом у нас не принято - это личное дело каждого.

- Можно ли окунаться в иордань до того, как её официально освятили?

- Ну, всё-таки главное, - это богослужение. Это таинство исповеди и причастия, а купель лишь дополнение. А так просто приезжать и купаться…ну пусть купаются. Но к празднику Крещения Господне это вряд ли будет относиться. Надо всё-таки думать, что церковь, это не только массовое купание и освящение яиц на Пасху - это всё вторично. Если на этом останавливаться, то к богу никогда не приблизиться.

В день Крещения многие люди набирают воду в открытых водоёмах и порой даже употребляют её. Вы как-то предостерегаете своих прихожан от подобных действий?

Вообще, пить такую воду мы очень не рекомендуем. Эта жидкость подходит максимум для окропления чего-либо. Открытые водоёмы у нас сейчас достаточно грязные. Питьевую воду можно за пожертвование взять в храмах. Например, в этом году мы будем завозить жидкость из артезианской скважины, освящать её и бутилировать.

- Если можно озвучить, то из чего складывается размер пожертвований за воду, которую вы разливаете в храме?

На самом деле, мы закладываем в размер пожертвований ровно столько, чтобы окупить затраты - о прибыли речи идти не может. Доставка воды и бутылки, в которые мы её разливаем, обходятся не дёшево. Если вообще людей интересует, то хочется сказать, что мы на полном самообеспечении - никаких дотаций от государства не получаем.

Живём мы только на пожертвования. Если их не будет, то и церкви не будет. Для примера, в одном только нашем кафедральном соборе зимой в месяц мы отдаём за теплоснабжение больше 200 тысяч рублей. За электричество тоже выходит внушительная сумма - и 50 и 60 тысяч рублей бывает. Кроме того, в храме люди работают -все, кто его обслуживает должны зарплату получать.


Немногие задумывались над тем, откуда появилась на Руси столь экстремальная славянская традиция - купаться в лютый мороз в проруби. Она корнями уходит глубоко во времена древних скифов, окунавших своих младенцев в студеную воду, когда христианства еще и в помине не было. А вот массовые купания в проруби-иордани, приуроченные празднику Крещения Господнего - это совершенно новый обряд.


Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей


Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.


И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.


Богоявление и Крещение Господне


Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.


В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.


«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»


Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.


Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними - верующий народ.

Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.

святошничал" и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.

Title="Ледяной Крест.

Ледяной Крест.

Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-kreschenie-0021.jpg" alt="Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь. Автор: Анатолий Данилов." title="Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь.

На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника - Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.

А так как купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это способ очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако это глубокое заблуждение - человек не может грешить целый год, а потом, окунувшись в прорубь, освобождаться от греха. Это может быть для него лишь символом обновления.
обзоре .

Рекомендуем почитать

Наверх