Обморок - состояние, при котором человек на время теряет сознание. Возникнуть...
![Обморок: причины, симптомы и порядок оказание первой помощи](https://i0.wp.com/irinazaytseva.ru/Pic/20160224.jpg)
Реестр недобросовестных поставщиков - это своеобразный «черный список». Ведут его и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Если компания попадает в один из них, то участие в закупках в течение последующих двух лет для нее становится практически невозможным, так как большинство заказчиков включают в закупочную документацию требование, чтобы участника не было в РНП.
В законодательстве отсутствует определение «реестра недобросовестных поставщиков». В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. РНП по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба России, руководствуясь Порядком ведения реестра, который утвержден постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1062. Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков ФАС находится в ЕИС в разделе «Контроль и аудит».
Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о 1\неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.
Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.
Направление информации в ФАС для включения является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит .
На официальном сайте «закупки гов » реестр недобросовестных поставщиков размещен в свободном доступе.
РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию , которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений являются:
Победителя включат в список, если он:
Основания для включения уже на стадии исполнения контракта:
Информация, которая находится в реестре перечислена в части 3 статьи 104 44-ФЗ. В ней указано, что в регистр попадают:
Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в РНП, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211.
В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в РНП по 44-ФЗ.
В РНП включаются сведения:
При решении вопроса о включении участника в РНП необходимо проанализировать Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т.п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).
Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.
Список сведений утвержден постановлением правительства № 1211 от 22.11.2012. В реестр попадают:
На главной странице сайта ЕИС на выделенной черным цветом панели слева нажимаем кнопку «Контроль и аудит». В открывшемся списке выбираем «Реестр недобросовестных поставщиков».
В ЕИС размещены и реестр недобросовестных поставщиков 44 ФЗ, и реестр недобросовестных поставщиков 223 ФЗ. По умолчанию выбраны оба варианта. Но можно искать только по одному из них, убрав лишнюю галочку.
Чтобы проверить ИНН в реестре недобросовестных поставщиков ФАС достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск можно вести и по наименованию контрагента.
Если есть дополнительные данные, можно воспользоваться опцией «Расширенный поиск».
Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку Найти.
Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в РНП. Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе, а также об участнике, заявке которого был присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).
Когда сохраняете протокол, система проверит сведения об участниках на предмет наличия в едином реестре РНП. Если окажется, что участники есть в РНП, система предупредит об этом.
Реестр недобросовестных поставщиков — это список контрагентов, нарушивших положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) в ходе подписания или исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупок.
В Российской Федерации существуют правовые нормы, которые регулируют ответственность исполнителей, признанных победителями по результатам закупки. В случае их уклонения от исполнения контракта, они попадают в особый список, который называется Реестр недобросовестных поставщиков, что влечет за собой наложение определенных санкций на таких контрагентов.
22 ноября 2012 г. Правительством РФ было принято постановление, описывающее алгоритм действий — “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц””.
Контролирующим органом, занимающимся рассмотрением жалоб заказчика, поданных на недобросовестных исполнителей, и ведением реестра занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. А в регионах — местные территориальные органы.
Основанием для включения в этот список могут быть следующие причины:
отказ и уклонение заказчика от исполнения или заключения договора;
обращение Заказчика в суд и вынесение судом решения о расторжении контракта на основании серьезных нарушений со стороны подрядчика;
отказ со стороны заказчика от исполнения контракта, по причинам нарушения условия контракта со стороны исполнителя.
Информация о компаниях, занесенных в данную базу, согласно ст. 104 44-ФЗ должна размещаться на едином информационном портале и быть доступна всем желающим на бесплатной основе.
Многие заказчики ставят обязательным условием участия в торгах — отсутствие подрядчика в реестре.
В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, так же есть коммерческие тендеры.
Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.
Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.
Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).
Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.
в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но практически повсеместно у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.
Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.
В зависимости от ситуации, действия заказчика немного отличаются. Рассмотрим подробно каждую из ситуаций:
После того, как документы поступают в ФАС, сотрудники данного учреждения в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть факты, предоставленные в документации и вынести решение.
Если информации будет недостаточно для вынесения решения, то заказчику в течение 3-х рабочих дней, с момента получения данных ФАС, отправляется об этом уведомление. И еще 3 дня дается заказчику на обратную связь со службой для предоставления недостающей информации. Если информация о недобросовестности подрядчика подтверждается, то в течение трех дней ФАС включает в реестр недобросовестных поставщиков данного исполнителя.
В случае, когда предоставление информации о недобросовестном поставщике является необходимым правовым действием, в рамках заключаемого контракта, то забывать и игнорировать это действие не стоит. Т.к. непредставление указанной информации влечет штрафные санкции (в соответствии с КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: для должностных лиц 15 000 руб; для юр. лиц — 100 000 руб.
Данные в статье актуальны на момент ее написания, для более полной и актуальной информации следите за правовыми нормами РФ.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок . Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.
В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.
Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.
Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.
Согласно основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:
Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.
Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.
Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.
Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер ( , Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.
«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.
Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:
На сайте Федеральной антимонопольной службы РФ опубликован Реестр недобросовестных подрядчиков в сфере капитального ремонта . Документ содержит информацию об участниках электронных аукционов, уклонившихся от заключения договоров об оказании услуг по капремонту, а также о подрядных организациях, с которыми такие договоры расторгнуты по решению суда. Реестр объединяет в себе сведения о таких организациях по всем регионам России.
«Работы по капитальному ремонту отличаются высокой социальной значимостью, просрочки по таким работам или некачественное их выполнение неблагоприятно сказываются на жильцах многоквартирных домов, — объясняет в комментарии Т94 заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян. — Включение недобросовестных подрядчиков в реестр — одна из мер по предотвращению нарушений при проведении капитального ремонта. Компании, попавшие в реестр, на три года лишаются возможности участвовать в торгах на проведение капремонта. Такая мера позволяет избежать рисков повторного нарушения недобросовестными подрядчиками закона, тем самым уменьшает угрозу срыва мероприятий по капитальному ремонту того или иного многоквартирного дома».
Он напомнил, что подробные правила ведения реестра изложены в Постановлении Правительства РФ № 615 от 1 января 2016 г. Например, в документе указано, что реестр недобросовестных подрядных организаций ведет сам антимонопольный орган. Там будет указана информация об участниках электронных аукционов, уклонившихся от заключения договоров об оказании услуг по капремонту, а также о подрядных организациях, с которыми такие договоры расторгнуты по решению суда или в связи с существенным нарушением их условий. Эти сведения в антимонопольный орган предоставляет организатор торгов, то есть заказчик. После их изучения ФАС принимает решение о включении или невключении той или иной организации в реестр, в зависимости от наличия в ее действиях нарушения.
Сейчас в реестре находится три компании, не исполнившие свои обязательства по капитальному ремонту во Владикавказе, Томске и Тюмени. В ведомстве пояснили, что эти организации попали туда, уклонившись от заключения договоров. Если в антимонопольный орган поступят аналогичные сведения о других компаниях, ФАС рассмотрит вопрос о включении и их в реестр, заверили в службе.
«В наших силах заблаговременно предупредить заказчиков и исключить из торгов заведомо ненадежных участников и подрядчиков, — подчеркнул Рачик Петросян.
В свою очередь Алексей Ульянов , руководитель движения «За реформу ФАС», напомнил о практике ведения реестра недобросовестных поставщиков. По его словам, туда легко попасть, в том числе и ошибочно — например, когда компания оспорила решение ФАС в суде и суд признал его незаконным. По словам эксперта, анализ закупок показал, что примерно 40% решений ФАС признаются в суде незаконными. Если компания из числа добросовестных поставщиков попадет в реестр, то выйти из него ей будет непросто.
«С другой стороны, мы видим, что для посреднических структур-однодневок реестр вообще не проблема, — говорит эксперт. — Попав в него, они тут же перерегистрируют компанию. К примеру, был случай, когда несколько компаний участвовали в аукционе и получили чуть ли не госзаказ на уборку школ. Они заказ не выполнили, а деньги вывели. Конечно, их внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Но есть опасения, что такая схема будет повторяться. Таким образом, с реестром возникают большие проблемы у добросовестных поставщиков, и маленькие – у недобросовестных».
Контролировать реестр должен финансовый орган, как и всю контрактную систему, считает Алексей Ульянов. Впрочем, если рассматривать опыт США, то это может быть и Казначейство, и Минфин, и та же Счетная палата.
«Если речь идет о деньгах, то нужно, чтобы за ними следило профильное ведомство, а функции контроля взяла бы на себя Счетная палата, — уверен Алексей Ульянов. — При этом необходимо свести на «нет» проведение закупок по строительству через аукционы. ФАС является их сторонником и проталкивает тему расширения аукционных перечней, в том числе по строительству. Но так мы возвращаемся к 94-ФЗ, когда все было на аукционах. В строительстве эта тема особенно чувствительна, учитывая, что на отрасль приходиться 40% от всего объемов госзакупок. Кроме этого, неразумно на аукционе закупать услуги, нигде в мире этого не делается. Проводить аукционы допустимо только для стандартных небольших товаров, которые надо четко прописывать, а не для крупных, где большие подряды. На аукционе победитель получает все. Если, например, в каком-то регионе действует две-три строительные фирмы, и одна получает все, то другие остаются просто вне бизнеса. Это компания пытается поддержать проигравшие компании, но тогда на это обращет внимание ФАС и называет картельным сговором».
По словам Алексея Ульянова, нужно делить заказ на несколько подрядчиков — в этом случае заказчик будет застрахован, а цена даже может оказаться ниже. Аукцион же эксперт считает схемой, которая способствует мошенничеству и монополизации рынка особенно в строительстве. Реестр – просто попытка отделаться от этих вопросов, но он не решает существующих проблем. Их решением могло бы стать прекращение использования аукционов и переход на конкурсы или запросы котировок или предложений.
Впрочем, пока реестр только начал работу, и судить о ней пока рано. Хотя даже к его размещению появляются вопросы. Так, по действующему законодательству реестр должен размещаться на сайте zakupki.gov.ru. Однако сейчас соответствующий раздел на этом сайте не введен в эксплуатацию, поэтому информация из реестра пока размещается на сайтах уполномоченных региональных органов власти. При этом на сайте того или иного органа публикуются сведения только в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории соответствующего региона. Единый общероссийский Реестр недобросовестных подрядчиков в сфере капитального ремонта можно найти только на сайте ФАС по
В 78 субъектах уже проведены предварительные отборы добросовестных подрядчиков капремонта. В сформированные реестры вошли около 3 000 подрядных организаций страны. Глава Минстроя России Михаил Мень сообщил об этом, общаясь с журналистами.
Для повышения качества работ, проводимых в рамках капитального ремонта, была введена принципиально новая схема отбора подрядчиков. Первым этапом проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, а сам конкурс на конкретные работы проводится среди компаний, уже доказавших свою компетентность и надежность.
«Мы считаем, что к проведению капитального ремонта могут быть допущены только хорошо зарекомендовавшие себя компании. При этом критерии попадания в реестр добросовестных подрядчиков публичные и понятные, поэтому в перечень таких компаний может попасть любая надежная компания. Например, в числе требований к подрядчику – отсутствие проигранных исков по предыдущим контрактам, что вполне понятное и справедливое условие»,- прокомментировал Михаил Мень.
По данным на 1 февраля, предварительные отборы проведены в 78 субъектах РФ. Число поданных заявок превысило 7 500. «Однако, в сформированные реестры было включено менее половины претендентов – сегодня таких компаний около 3 000. Все еще не сформированы реестры в 7 регионах, в том числе, в Республиках Коми, Карелия и Дагестан, Сахалинской, Самарской, Ульяновской областях и Алтайском крае», - сообщил глава Минстроя России Михаил Мень.