Обратился в европейский суд по правам человека. Основные условия обращения в европейский суд по правам человека. Статус «жертвы» — прямой, косвенной или потенциальной

Как открыть свой магазин 25.09.2019
Как открыть свой магазин

Жалоба в Европейский Суд – документ уникальный и по форме, и по содержанию. К сожалению, встречается огромное количество сайтов, где "свободные" юристы предлагают свои услуги сразу во всех отраслях права: от эмиссии ценных бумаг, до взыскания ущерба от ДТП, а также берутся писать жалобы в ЕСПЧ. Что из этого получается, красноречивей всего говорит статистика рассмотрения жалоб . Как говорится, если ты умеешь все, значит, не умеешь ничего. Для юриста это тоже верно.

Подготовка жалобы в ЕСПЧ – моя специализация. В жалобе мы должны доказать, что действиями государства были нарушены Ваши международно-защищаемые права, в результате чего Вам причинен ущерб. Жалоба может быть написана на официальном языке суда (английский или французский) или на русском языке. Жалоба направляется в ЕСПЧ вместе с пакетом приложений. Его формирование я также беру на себя. Поэтому Вам не придется думать, какие бумаги нужно прилагать, и как все это оформить. Жалобу со всеми приложениями я отправлю в адрес суда, а Вам предоставлю подтверждающие документы. Конечно, Вас интересует, сколько стоит жалоба в ЕСПЧ.

Цена жалобы в ЕСПЧ (средняя): 55 000 руб.

Приятный бонус: в цену жалобы включены все заседания по Вашему делу! Читайте об этом .

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Добиться рассмотрения дела в ЕСПЧ непросто: для этого нужно, чтобы жалоба соответствовала всем критериям приемлемости. Ошибок ЕСПЧ не прощает: при малейшем нарушении требований жалоба будет отклонена. Давайте рассмотрим, какие же условия нужно соблюсти, чтобы Ваше обращение в ЕСПЧ было принято.

В первую очередь, надо помнить, что Европейский (Страсбургский) Суд – это узкоспециализированный международный орган, который следит исключительно за соблюдением Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Европейская конвенция). Поэтому Ваша жалоба должна быть подана против государства, участвующего в данной Конвенции (против физического или юридического лица жалобу подать нельзя), и в ней должно быть заявлено о нарушении именно тех прав, которые эта Конвенция защищает. В нашей статье «Европейский Суд по правам человека» мы уже писали о том, что это за права. Не повторяя их список, отметим, что их содержание не сводится к лаконичным формулировкам Конвенции. За 68 лет существования этого документа его толкование невероятно расширилось благодаря огромной практике Суда. Поэтому многие права, явным образом не указанные в Конвенции, в действительности вытекают из той или иной ее статьи.

Жалобу в Страсбургский Суд могут подавать физические лица, группы частных лиц, неправительственные организации (например, коммерческие фирмы), а также сами государства. Самое главное – в жалобе нужно доказать, что Вы являетесь жертвой совершенного нарушения. То есть действия или бездействие, на которые Вы ссылаетесь, должны затрагивать Вас напрямую. Жалоба в Европейский Суд может быть подана также косвенной жертвой, если между этим лицом и непосредственной жертвой есть особая личная связь (например, близкие родственные отношения, зарегистрированный брак). Однако надо иметь в виду, что Вас не признают жертвой, если Вы сами, хотя бы частично, виноваты в произошедшем.

Жалоба в Европейский Суд подается только после исчерпания заявителем всех эффективных внутригосударственных средств правовой защиты и в течение 6 месяцев с момента вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Эти условия являются главной «ловушкой» для заявителей. С ними нужно разобраться подробно.

Эффективными ЕСПЧ считает те средства правовой защиты, которые Вам непосредственно доступны и которые способны удовлетворить Ваши требования, т.е. при обращении к ним имеется разумная перспектива того, что дело разрешится в Вашу пользу. Неэффективными ЕСПЧ обычно называет те инстанции, где движение дела зависит от дискреционных полномочий промежуточного участника (например, единоличного судьи), а также средства, для которых нет четких сроков рассмотрения обращения. В общем, европейским судьям не важно, как называется та или иная инстанция – они смотрят на ее сущность и определяют, должен ли заявитель обращаться к ней до подачи жалобы в Страсбург. На сегодняшний день картина с эффективными инстанциями в России выглядит следующим образом:

По гражданским делам:

01 января 2012 года произошли крупные изменения в правилах обжалования решений судов общей юрисдикции. Спустя 3,5 года ЕСПЧ дал разъяснения о том, какие инстанции после реформы он считает эффективными, а какие - нет (см. Абрамян и Якубовские против России, решение от 12 мая 2015 года). Напомним, за апелляцией следует кассация, которая теперь состоит из двух ступеней: 1) обращение с кассационной жалобой в президиум суда субъекта Федерации (пункт 1 части 2 ст. 377 ГПК РФ); 2) обращение с кассационной жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (пункт 3 части 2 ст. 377 ГПК РФ). Если судья Верховного Суда откажет в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в коллегии, этот отказ можно обжаловать непосредственно Председателю Верховного Суда в порядке ч. 3 ст. 381 ГПК РФ. На прохождение всех уровней кассации дается 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения. В этот срок не включается время рассмотрения кассационных жалоб в соответствующих инстанциях (см. пункты 8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29). Если поданная в Верховный Суд кассационная жалоба приведет к тому, что дело будет рассмотрено Судебной коллегией, то вынесенное ей определение подлежит обжалованию в порядке надзора (пункт 6 части 2 ст. 391.1 ГПК РФ). Если в передаче надзорной жалобы для рассмотрения отказывают, заявитель вправе обжаловать отказ, обратившись к Председателю Верховного Суда (часть 3 ст. 391.5 ГПК РФ). А кроме того, статья 391.11 ГПК РФ позволяет обратиться к Председателю ВС РФ или его заместителю с просьбой внести в Президиум Верховного Суда представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора для устранения фундаментальных нарушений норм права. Примечательно, последним способом можно обжаловать вообще любое вступившее в законную силу постановление, начиная с первой инстанции (см. например, Определение ВС РФ от 15 сентября 2015 г. N 4-КГ15-46). Из многообразия всех этих инстанций ЕСПЧ признал эффективными (обязательными к исчерпанию до обращения в Страсбург) первую, апелляционную и оба уровня кассационной инстанции. Т.е. последним эффективным средством правовой защиты является кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ . Обращение к Председателю ВС РФ в порядке ч. 3 ст. 381 ГПК РФ, а также в рамках ст. 391.11 ГПК РФ названы экстраординарными (неэффективными) средствами. Об эффективности надзора (ст. 391.1 ГПК РФ) ЕСПЧ ничего не сказал, поэтому данная инстанция пока остается спорной.

По арбитражным делам:

В связи с ликвидацией Высшего Арбитражного Суда изменилась процедура обжалования арбитражных постановлений. Судебные акты первой, апелляционной и кассационной (окружной) инстанций арбитража могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда (ст. 291.1 АПК РФ). При отказе в передаче такой жалобы на рассмотрение коллегии можно подать жалобу Председателю ВС РФ в порядке части 8 ст. 291.6 АПК РФ. Если кассационная жалоба будет рассмотрена Судебной коллегией, то на вынесенное постановление может быть подана надзорная жалоба (часть 3 ст. 308.1 АПК РФ). Отказ в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в Президиуме также может быть обжалован Председателю Верховного Суда (часть 7 ст. 308.4 АПК РФ). Кроме того, к Председателю ВС РФ можно обратиться в рамках ст. 308.10 АПК РФ с просьбой внести в Президиум Верховного Суда представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора для устранения фундаментальных нарушений норм права. Эффективность этих инстанций прокомментирована в решении ЕСПЧ по делу Саханов против России от 18 октября 2016 г. Исследовав новую кассацию в арбитражном процессе, суд заключил, что она идентична новой кассации в гражданском процессе, которая получила оценку ранее (Абрамян и Якубовские против России). Поэтому эффективными (обязательными к исчерпанию) по арбитражным делам признаны первая, апелляционная и обе кассационные инстанции (т.е. арбитражный суд округа и Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ) . Обращения к председателю ВС РФ в порядке части 8 ст. 291.6, части 7 ст. 308.4 и ст. 308.10 АПК РФ являются неэффективными средствами правовой защиты. При этом Европейский Суд еще не оценил обжалование судебных актов в порядке надзора (ст. 308.1 АПК РФ) на предмет эффективности. Данное средство правовой защиты пока приходится рассматривать как спорное.

По делам из административных правоотношений (КАС РФ, КоАП РФ):

Оценивая иерархию судебных инстанций, предусмотренных КАС РФ, Страсбург вновь руководствовался своими выводами по делу Абрамян и Якубовские против России. Так, эффективными по КАС РФ признаны первая, апелляционная и обе кассационные инстанции (т.е. Президиум регионального суда общей юрисдикции и Судебная коллегия Верховного Суда РФ). Обращение к ним до подачи жалобы в ЕСПЧ является строго обязательным . Однако кассационные и надзорные жалобы в рамках ч. 4 ст. 323 и ч. 4 ст. 337 КАС РФ квалифицированы как неэффективные средства правовой защиты. Об эффективности общих надзорных жалоб (ст. 332 КАС РФ) ЕСПЧ до сих пор хранит молчание.
Что касается производства по делам об административных правонарушениях (КоАП РФ), то в настоящее время эффективными считаются только первая и апелляционная инстанции судов . Обращение к вышестоящим инстанциям не учитывается при исчислении 6-месячного срока.

По уголовным делам:

Наконец, ЕСПЧ внес ясность и в этом вопросе. 19 апреля 2016 г. было принято решение по делу Тимур Иванович Кашлан против России. В нем ЕСПЧ отметил, что Федеральным законом № 518-ФЗ от 31 декабря 2014 г. был отменен годичный срок на подачу кассационных жалоб по уголовным делам. Теперь кассационная жалоба на вступивший в силу приговор может быть подана в течение неопределенного периода времени, что не отвечает представлению Страсбурга об эффективной судебной инстанции. Поэтому Европейский суд пришел к выводу, что "новая" кассация в уголовном процессе не является эффективным средством правовой защиты , и к ней не нужно обращаться до подачи жалобы в Страсбург. Таким образом, по уголовным делам, рассмотренным с января 2015 г., эффективными являются только первая и апелляционная инстанции.

Проблема и ее решение:

Общее правило гласит: если Вы не используете хотя бы одно из эффективных средств правовой защиты, доступных Вам в России, подача жалобы в Европейский Суд будет бессмысленна – ее объявят неприемлемой. Однако проблема заключается в том, что до настоящего времени ЕСПЧ не объяснил, считает ли он эффективными ряд инстанций в судах общей юрисдикции и в арбитраже. В отношении таких инстанций остается неизвестным, считает ли их ЕСПЧ обязательными к исчерпанию до обращения в Страсбург. Учитывая это, наиболее разумной представляется следующая тактика. Срок на обращение в ЕСПЧ лучше всего исчислять с момента вынесения судебного акта той инстанцией, в эффективности которой сомнений нет. Соответственно, подавать жалобу в ЕСПЧ следует сразу после рассмотрения дела такой инстанцией. Вынесенный ею судебный акт нужно указать в жалобе как окончательный, по Вашему мнению, ввиду неподтвержденной эффективности вышестоящих инстанций. При этом необходимо сообщить ЕСПЧ, что к вышестоящим инстанциям Вы все же прибегнете и информируете Суд о результатах обращения к ним. Подчеркните, что жалобу в ЕСПЧ Вы подаете именно сейчас, чтобы не пропустить 6-месячный срок в случае, если Страсбург признает "новые" инстанции неэффективными.

Неэффективными средствами правовой защиты, помимо уже названных, являются: заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, обращения в Прокуратуру, Конституционный Суд РФ, к Уполномоченному по правам человека, в административные органы и т.д. Прибегать к этим средствам до подачи жалобы не требуется.

Отдельно нужно сказать о ситуациях, когда эффективных средств правовой защиты в принципе не существует . То есть, куда бы заявитель ни «постучался» в поисках правды (например, в отечественный суд, в правоохранительные и административные органы), эффективной помощи он там, по мнению Страсбурга, a priori, не найдет. Поэтому и срок на обращение в Страсбург в таких случаях исчисляется с момента нарушения прав заявителя, независимо от того, обжаловал ли он действия властей на национальном уровне. В качестве примера можно назвать жалобы на:

  • неадекватные условия транспортировки заключенных
  • неадекватные условия заключения, содержания в СИЗО
  • незаконные ОРМ, в том числе жалобы на предполагаемую прослушку телефонных разговоров, подаваемые лицами, не привлеченными к участию в уголовном деле
  • недостаточный медицинский уход в тюрьме
  • необоснованно долгое содержание под стражей
  • отказ в освобождении от тюремного заключения по состоянию здоровья
  • невыплату обанкротившимся ГУПом или МУПом долга по зарплате, взысканного судом
  • направление заключенного для отбытия наказания слишком далеко от дома и семьи
  • содержание лица в металлической клетке во время суда
  • и так далее.

Кроме того, практике ЕСПЧ известно понятие «длящейся ситуации» . Иначе говоря, когда нарушение состоит не в совершении властями какого-то изолированного, «точечного» действия, а в создании для заявителя условий, несовместимых с Конвенцией, в которых он пребывает на протяжении какого-то периода. Если при этом у будущего жалобщика нет эффективных средств правовой защиты, то обратиться в Европейский Суд он может либо в течение 6 месяцев с момента окончания длящегося нарушения, либо (при соблюдении ряда условий) даже до его окончания. Наиболее распространенным примером длящейся ситуации является чрезмерно долгое содержание лица под стражей до объявления приговора.

Очень важно, чтобы Ваше обращение в "эффективные инстанции" было рассмотрено по существу. Если заявление не было рассмотрено из-за допущенной процессуальной ошибки (например, не оплачена госпошлина, не приложена доверенность, пропущен срок и т.п.), то ЕСПЧ будет считать, что Вы в такую инстанцию не обращались, и Ваша жалоба будет отклонена. Кроме того, при обращении в судебные органы России нужно обязательно заявлять о нарушении прав, предусмотренных Конвенцией 1950 г. Не требуется при этом ссылаться на конкретную статью, как и на саму Конвенцию, но тезис о нарушении соответствующих прав должен быть озвучен. Очень важно усиливать свою позицию и искать новые аргументы, обращаясь к новой инстанции. Неправильно, когда заявитель один и тот же текст подает сначала как апелляционную жалобу, а потом дважды как кассационную жалобу. В этом случае скупая мотивировочная часть решения российского суда обеспечена, и она будет выглядеть объяснимой в глазах ЕСПЧ.

Когда последняя эффективная инстанция примет решение по делу, оно будет являться окончательным. Именно с этого момента у Вас есть 6 месяцев, чтобы подать жалобу в Европейский Суд. Последующее обращение к неэффективным средствам защиты внутри государства не прерывает 6-месячный срок.

Что это значит? Допустим, сегодня последняя эффективная инстанция огласила определение по Вашему делу. Тогда уже с завтрашнего дня начинается «обратный отсчет» 6-месячного срока на обращение в Страсбург. Если предварительно Вы решите подать жалобу в инстанцию, которую ЕСПЧ не считает эффективной (например, обратиться к Председателю ВС РФ в порядке ч. 3 ст. 381 ГПК РФ), то не остановите этим течение 6-месячного срока и рискуете его пропустить.

Срок на обращение в Страсбург начинает течь на следующий день после того, как Вам стало известно содержание вынесенного окончательного решения. Если решение не было оглашено публично, но по закону должно быть направлено сторонам по почте, то срок начнет течь на следующий день после получения Вами этого решения. Если же оно автоматически сторонам не направляется, то срок будет исчисляться со дня получения решения в канцелярии суда.

Еще один важный момент. Не так давно появилось дополнительное требование к заявителям. Теперь необходимо доказывать, что допущенным нарушением заявителю был причинен значительный ущерб. Речь не обязательно идет о крупной материальной потере. Имеется в виду характер наступивших последствий. Даже мелочь может перевернуть жизнь человека. Но в каждом случае это нужно убедительно аргументировать.

В заключение отметим наиболее распространенные ошибки, из-за которых жалоба может быть отклонена в Страсбурге без рассмотрения:

  • Данные заявителя не вписаны в формуляр, и приложения к жалобе не позволяют установить ее отправителя. То же касается обращений, подписанных псевдонимом или представителем, действующим по доверенности от неизвестного лица.
  • Подано заявление, аналогичное ранее рассмотренному: совпадают стороны, требования и обстоятельства дела.
  • Заявитель уже обратился в иной международный орган для разрешения спора.
  • Заявитель дезинформирует Суд, использует оскорбительную лексику, разглашает условия мирового соглашения, действует только из желания начать судебное состязание и т.д. (злоупотребление правом).
  • Подана жалоба «четвертой инстанции». Страсбургский Суд подчеркивает, что он не является вышестоящей инстанцией по отношению к государственным судам. Поэтому он не пересматривает ранее установленные обстоятельства и сделанные в их отношении выводы государственных органов, не занимается толкованием национального права и не отменяет судебные решения. Страсбург делает собственные суждения и выносит юридически обязательные предписания.
  • Из представленных документов видно, что никакого нарушения Конвенции 1950 г. не было. Например, когда дело было рассмотрено государственными судами должным образом; когда допущенное властями на основании закона вмешательство было соразмерно общественному интересу; когда по аналогичным делам имеется сложившаяся практика ЕСПЧ, из которой следует, что нарушение отсутствует, и т.д.
  • Заявителем не представлены документальные доказательства нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  • Невразумительность обращения. Это касается случаев, когда с точки зрения юридический техники, жалоба в Европейский Суд составлена неграмотно и не позволяет должным образом разобраться в ситуации.

Объявляя жалобу неприемлемой, ЕСПЧ должен мотивировать свой вывод, однако на практике это часто не соблюдается, и в рассмотрении документов отказывают немотивированно (мотивированное решение Вам не высылают, а предоставляют лишь информацию о том, что жалоба объявлена неприемлемой). Истинную причину этого явления можно угадать в чрезвычайной перегруженности судей, которые технически не могут «осилить» весь поток поступающих обращений и поэтому выбирают из их числа лишь те, которые наиболее обоснованы и правильно составлены.

Если жалоба в Европейский Суд подготовлена верно, и была принята им к производству, то по итогам разбирательства Страсбург может признать факт нарушения государством прав заявителя и присудить ему справедливую компенсацию. Она выплачивается за понесенный материальный, моральный ущерб, а также за судебные расходы и издержки. Также может быть взыскана упущенная выгода. А при возмещении судебных расходов и издержек учитываются средства, потраченные как в период производства в Европейском Суде по правам человека, так и на этапе внутригосударственного разбирательства. Кроме того, судьи могут вынести «пилотное» постановление и в нем указать государству на определенные дефекты законодательства и правоприменительной практики, потребовав принятия специфических мер по их исправлению.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобы. Данный сайт посвящен исключительно рассмотрению индивидуальных жалоб. Наряду с ними в Страсбургский Суд может быть подана так называемая межгосударственная жалоба, то есть жалоба одного государства против другого.

С 01 января 2014 года Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство только в случае подачи полной жалобы на , полностью заполненном в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, к которому приложены копии всех необходимых документов. С 01 января 2014 года Европейский Суд по правам человека не принимает , то есть подача таковых не приводит ни к регистрации жалобы, ни к пресечению шестимесячного срока на обращение в Страсбургский Суд.

Требования к содержанию жалобы содержатся в .

Критерии приемлемости, то есть условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу, описаны в разделе .

В соответствии со жалоба в Европейский Суд по правам человека может быть подана:

  • физическим лицом,
  • неправительственной организацией или
  • группой частных лиц,

которые утверждают, что они явились жертвами нарушения конвенционного права.

Фактически данное правило означает, что жалоба в Страсбургский Суд не может быть подана органом публичной власти (должностным лицом) или организацией, за которую государство само несет ответственность. В противном случае государство в лице одних своих органов могло бы обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на себя же (в некотором смысле в лице других своих органов), что недопустимо. Однако отграничение органов публичной власти (должностных лиц) и организаций, за которые государство несет ответственность, от частных лиц является не такой простой задачей. Для этого необходим по меньшей мере анализ функций того органа, лица, организации, в отношении которых ставится вопрос о том, не являются ли они органом публичной власти (должностным лицом), организацией, за которую государство несет ответственность. Если они выполняют публичную функцию, то с точки зрения данного критерия приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека они могут быть признаны государственным органом. Вместе с тем должностное лицо является таковым только при выполнении возложенных на него функций публичной власти. Человек, являющийся должностным лицом, безусловно, может вступать в множество различных отношений в статусе частного лица. И в этом случае он может обратиться в Страсбургский Суд именно как частное лицо в защиту , принадлежащих ему как частному лицу. Например, судья не может обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека на нарушения тех его прав, которые связаны с выполнением им функций по отправлению правосудия. Но если судья полагает, что государство в лице тех или иных своих органов в принадлежащие ему частные права или не выполнило своих по их защите, ничто не препятствует его обращению в Страсбургский Суд.

Несмотря на отсутствие прямого указания на это в , с жалобой в Страсбургский Суд может обратиться, например, коммерческая организация, которая в плане порядка создания, финансирования, управления, контроля, осуществляемых функций никак не связана с государством. Если у юридического лица имеется связь с государством, необходимо анализировать вопрос о возможности обращения такого юридического лица в ЕСПЧ, исходя из конкретных особенностей его статуса.

Применительно к физическим лицам не существует требований достижения ими определенного возраста или состояния дееспособности. Так, человек, признанный российским судом недееспособным, может обратиться в Европейский Суд по правам человека от своего имени, и его жалоба не будет по этой причине неприемлемой. Жалобы от имени детей, являющихся жертвами нарушений , обычно подают родители.

Ни место жительства заявителя, ни его гражданство(а) (подданство(а)), равно как наличие или отсутствие либо изменение (утрата) такового(ых) сами по себе не имеют никакого значения с точки зрения возможности обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, поскольку права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, жалобы на нарушения которых рассматривает Европейский Суд по правам человека, гарантированы каждому, независимо от места жительства и (или) гражданства (подданства) (хотя ряд прав в силу своего содержания может принадлежать только гражданам или, напротив, только иностранцам; см. текст ). Однако на момент нарушения заявитель должен государства, с жалобой на которое он обращается в Страсбургский Суд.

В подавляющем большинстве случаев родственники жертвы нарушения не могут без обратиться в Европейский Суд по правам человека от имени жертвы. (При наличии жалобу от имени заявителя может подать любое лицо, в т.ч. не являющее родственником.) Хотя из этого правила есть исключения. Наиболее известное из них – обращение с жалобой на нарушения права на жизнь, в результате которого жертва лишилась ее. Содержание лица под стражей или нахождение его в местах лишения свободы само по себе никоим образом не свидетельствует о невозможности самостоятельного обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека. В случаях, не подпадающих под исключения, родственники могут обратиться в Страсбургский Суд только от своего собственного имени в отношении тех нарушений, которые связаны с нарушениями , принадлежащих их близким, но все же допущены непосредственно в отношении их самих.

Лицо считается жертвой нарушения конвенционного права в том случае, если оно может обосновать, что в его право было осуществлено неправомерное или в отношении принадлежащего ему права государством не были выполнены возложенные на него . Лицо не может обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушения, которые потенциально могут быть допущены в отношении него в будущем. Например, в Страсбургский Суд нельзя пожаловаться на тот или иной закон или практику его применения, если лицо не может представить доказательства того, что закон действительно уже был применен к нему. Исключения составляют случаи, когда в силу специфики лицо не может однозначно доказать факт применения к нему закона, хотя имеет некоторые основания полагать, что он был к нему применен. Наиболее типичный случай – применение в отношении лица тайных мер, например, оперативного наблюдения, предусмотренного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Данная мера по определению носит скрытый характер, а факт ее применения считается государственной тайной до тех пор, пока соответствующая информация не будет рассекречена. Для этих случаев Европейским Судом по правам человека введено понятие «потенциальная жертва». Этим термином обозначается лицо, которое не может прямо доказать в его конвенционное право, но может привести ряд косвенных доказательств, указывающих на вероятность того, что оно имело место.

В ряде случаев лицо может считаться жертвой нарушения права, которое может иметь место в будущем. Это касается ситуаций, в которых высока вероятность того, что действие (бездействие), приводящее к нарушению, будет иметь место, а ущерб, который может быть причинен лицу, является фактически непоправимым. Одной из типичных ситуаций такого рода является выдача лица государству, в котором оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни. Однако для признания за лицом статуса жертвы решение о его выдаче должно быть окончательным.

Лицо утрачивает статус жертвы при соблюдении следующих условий:

  • государство признало нарушение конвенционного права и одновременно
  • исправило это нарушение, в том числе, в необходимых случаях,
  • выплатило справедливую компенсацию за него.

Распространено мнение, будто Европейский Суд по правам человека фактически не рассматривает жалобы на нарушение права на справедливое судебное разбирательство в отношении лиц, признанных национальными судами виновными в совершении ряда особо тяжких преступлений. Однако это лишь миф. Например, Александр Аркадьевич Пищальников, Постановление по делу которого было оглашено Европейским Судом по правам человека 24 сентября 2009 года, был признан судом первой инстанции виновным в квалифицированном убийстве, пытках, похищении человека, незаконном лишении свободы, краже, грабеже, покушении на грабеж, разбое, участии в преступном сообществе и подделке документов. Это не помешало Страсбургскому Суду признать, что в отношении него имели место нарушения (право на справедливое судебное разбирательство).

В ЕСПЧ нельзя обратиться с «иском в защиту общественных интересов» (так называемым actio popularis). Любое нарушение, изложенное в жалобе в Страсбургский Суд, должно быть конкретным, касаться определенного лица или определенных лиц. Безусловно, при обращении с индивидуальной жалобой можно отразить, что в ней поднимаются вопросы, затрагивающие и других лиц, что может говорить о значимости рассмотрения данного дела. Однако жалоба все равно должна касаться конкретного дела, конкретного нарушения, конкретного лица или лиц, готовых обратиться в Европейский Суд по правам человека «на примере» своего дела.

Здравствуйте, уважаемые друзья! В этой статья я расскажу, как подать жалобу в ЕСПЧ, каков порядок, какой срок, какие условия приемлемости, что такое Европейский суд по правам человека и при чем тут Конвенция о защити прав и основных свобод человека и Протоколы к ней.

Если необходимо обратиться в ЕСПЧ самостоятельно то читайте статью .

Статья состоит из следующих разделов:

  • Порядок подачи жалобы.
  • Государство-ответчик должно ратифицировать Конвенцию или Протокол к ней.
  • Статус «жертвы» — прямой, косвенной или потенциальной.
  • Исчерпание внутренних средств правовой защиты.
  • Срок для подачи в ЕСПЧ.
  • Отсутствие решения по аналогичной жалобе. ЕСПЧ – единственный орган обращения.
  • Обоснованность жалобы, отсутствие злоупотребления правом.
  • Значительный ущерб заявителя.
  • Обеспечительные судебные меры (Правило 39 Регламента Суда).

Что такое Европейский суд по правам человека?


Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Одним из таких органов является , который находится в городе Страсбурге, во Франции.

Суд учрежден и действует на основе «» (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

Число судей равно числу Государств, членов Совета Европы (в настоящее время – 47). Судьи должны обладать высочайшими моральными качествами и удовлетворять требованиям для занятия высочайших судебных должностей в своей стране или быть признанными авторитетами в области права (ст. 21 Конвенции). Судьи избираются на 9 лет без права переизбрания Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, не менее чем трех кандидатов, представленных Государством, от которого назначается судья. Сроки полномочий судей истекают по достижении ими 70-летнего возраста, при этом занимая свои посты вплоть до замены, продолжая рассматривать уже поступившие к ним дела.

Порядок подачи жалобы

Много полезной информации для заявителей, желающих обратиться в Европейский Суд можно найти на официальном сайте — http://www.echr.coe.int/ (Раздел для заявителей на русском языке – http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/rus&c= ).

При подаче обращения следует убедиться в том, что оно соответствует требованиям ст. 47 Регламента Суда, в которой указано, какие документы и информация должны быть предоставлены. Жалоба должна быть подана на специальном Формуляре (http://www.echr.coe.int/Documents/Application_Form_RUS.pdf ), если только Суд не решит иначе.

Жалоба должна соответствовать определенным критериям приемлемости.

Защита прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней.

Суд принимает индивидуальные жалобы любых физических лиц, неправительственных организаций, или группы частных лиц, когда речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней.

Государство-ответчик должно ратифицировать Конвенцию или Протокол к ней

Жалоба должна быть направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол (Не все государства ратифицировали каждый Протокол. Список ратификаций можно найти по адресу http://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/chartSignature/3 ).

Действие (бездействие) государства в лице его органов (должностных лиц)

Обращение должно касается обстоятельств, за которые несут ответственность органы публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной и т.д.). Суд не принимает к рассмотрению иски, направленные против частных лиц или частных организаций.


Понятие «государственный орган» вырабатывается ЕСПЧ самостоятельно, независимо от отнесения его к таковым в национальном праве. Основным признаком «государственного органа» является выполнение функций публичной власти. Жалоба может быть подана на действия частной организации, если при этом будет доказано, что с точки зрения контроля, финансирования или управления организация является государственной и выполняет публичные функции. Специфика зависит от конкретных обстоятельств дела.

Нарушение государством прав, предусмотренных Конвенцией или Протоколами к ней после ратификации.

Жалоба должна касаться действий и событий, имевших место после ратификации Государством Конвенции или соответствующего Протокола.

Для Российской Федерации, в частности, датой ратификации Конвенции и Протоколов № 1 и 4 является 05 мая 1998 года, а датой ратификации Протокола № 7 – 01 августа 1998 года.

При этом стоит заметить, если нарушение носит длящийся характер, т.е. возникло до даты ратификации и продолжается после ратификации, то этот критерий можно считать соблюденным.

Статус «жертвы» — прямой, косвенной или потенциальной

Заявитель лично и непосредственно должен являться жертвой нарушения («прямая жертва») одного или более основополагающих прав, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней.

Если предполагаемая жертва нарушения умерла до подачи обращения, у лица, имеющего должный законный интерес в качестве близкого родственника, имеется возможность подать жалобу в отношении смерти или исчезновения. В таких случаях Суд признает, что близкие члены семьи (такие как родители) лица, за смерть или исчезновение которого, предположительно, налагает ответственность на Государство, могут самостоятельно претендовать на присвоение статуса «косвенной жертвы» предполагаемого нарушения статьи 2 (право на жизнь), и вопрос о том, являются ли они законными наследниками покойного, не имеет отношения к делу.

В некоторых особых ситуациях Страсбургский суд признаёт, что заявитель может являться «потенциальной жертвой». Например, в случае, если заявитель не смог установить, что законодательство, на которое он жалуется, было фактически применено в отношении него вследствие тайного характера мер, которые оно санкционировало (постановление по делу Klass и другие против Германии), или в случае, когда было вынесено, но не исполнено постановление о выдворении иностранного гражданина, при том, что исполнение постановления подвергло бы его в принимающей стране обращению, противоречащему статье 3 Конвенции (право не подвергаться пыткам или бесчеловечному обращению или наказанию), или нарушению его прав по статье 8 (право на уважение частной жизни, семьи, жилища и корреспонденции) (постановление по делу Soering против Соединенного Королевства).

Исчерпание внутренних средств правовой защиты

Заявители должны дать возможность органам власти Государства устранить нарушение прав на внутригосударственном уровне. Это требование обычно означает, что перед обращением в Суд с той или иной жалобой необходимо обратились с ней во все судебные или иные инстанции, которые признаются подлежащими исчерпанию. При этом должны быть соблюдены все процессуальные требования, включая сроки обращения в суд и обжалования. Тем не менее, не должны быть задействованы неэффективные средства правовой защиты или средства, которые выходят за рамки обычной процедуры обжалования, например, обращения в органы власти, которые не обладают полномочиями выносить обязательные к исполнению решения или не следуют четко установленным процедурам.

На сегодняшний день более менее известно, обращение в какие инстанции, в порядке предусмотренном всеми процессуальными кодексами - ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ - в действующих редакциях не представляет собой внутренних средств правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, а в какие - является, по общему правилу, необходимым средством правовой защиты до подачи жалобы в ЕСПЧ. Если говорить кратко, то по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ требуется, когда это возможно и разумно способно привести к признанию и исправлению нарушения, на которое подается жалоба, пройти не только апелляцию, но кассацию (уровня субъекта РФ, а затем в Судебную коллегию Верховного Суда РФ). Обращение к Председателю Верховного Суда РФ как с кассационном, так и с надзорном порядке, средством правовой защиты не считается. По УПК РФ достаточно пройти стадии суда первой и апелляционной инстанции, подача кассационной (см. Решение по делу Kashlan против Российской Федерации) жалобы не является эффективным средством правовой защиты. С 06 августа 2014 года из практики ЕСПЧ стало понятным, что процедура пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, предусмотренная КоАП РФ, не соответствует требованиям, предъявляемым к средству правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, и, соответственно, не является эффективным средством правовой защиты (см. Решение по делу «Смадиков против Российской Федерации)

Срок для подачи в ЕСПЧ

Полная жалоба должна быть подана в ЕСПЧ в течение шести месяцев после даты вынесения окончательного решения по делу. Шестимесячный период обычно отсчитывается либо от даты вынесения решения самой вышестоящей судебной или иной инстанцией, завершающей процесс исчерпания эффективных средств правовой защиты по делу, либо от даты получения этого решения заявителем или его адвокатом. Если для конкретной жалобы нет эффективного средства защиты, шестимесячный срок отсчитывается от даты обжалуемых событий или решений. Течение шестимесячного периода прерывается только при поступлении в Суд полной жалобы, соответствующей требованиям статьи 47 Регламента Суда. Этот срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если он выпадает на воскресенье или праздничный день. Таким образом, заполненный формуляр с приложенными к нему необходимыми документами должны быть отправлены в Суд не позднее последнего дня шестимесячного срока. Позаботьтесь о том, чтобы они были отправлены по почте заблаговременно. Жалобы, направленные по факсу, не прерывают течение шестимесячного срока.

Протокол 15 изменил сроки подачи

01 мая 2017 г., был подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон N 79-ФЗ «О ратификации Протокола № 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод».

Протокол № 15 предусматривает, в частности, сокращение времени для подачи жалобы в ЕСПЧ с шести до четырех месяцев .

При этом, несмотря на вступление в силу 12 мая 2017 года (через 10 дней после опубликования) названного выше Федерального закона, срок на обращение в ЕСПЧ остается шестимесячным.

Положение Протокола № 15 об ограничении срока на обращение с жалобой в Страсбургский Суд вступит в силу одновременно для всех 47 государств – членов Совета Европы только по прошествии 6 месяцев со дня вступления в силу самого Протокола № 15.

Протокол № 15 вступит в силу в первый день месяца, который настанет после истечения трех месяцев, считая со дня, на который все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют его. Таким образом, между тем днём, когда все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют Протокол № 15, и днём вступления в силу его положений о сокращении времени на подачу жалобы в ЕСПЧ пройдёт около 9 месяцев. При том, что положения Протокола № 15, касающиеся ограничения срока на обращение в ЕСПЧ, не будут иметь обратной силы, т.е. не будут применяться к жалобам, в отношении которых окончательное решение по делу по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции вынесено до дня вступления в силу этих положений.

Отсутствие решения по аналогичной жалобе. ЕСПЧ – единственный орган обращения

В соответствии с подпунктом b пункта 2 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , ЕСПЧ не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена им, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

Жалоба не считается повторной, если Суд не принимал по ней решения по существу, если изменились фактические обстоятельства.

Заявитель должен указать в формуляре, что ЕСПЧ является единственным органом, в который адресована жалоба (иным органом может являться к примеру Комитет ООН по правам человека).

Обоснованность жалобы, отсутствие злоупотребления правом

Согласно подпункту а пункта 3 статьи 35 Конвенции Суд может объявить жалобу неприемлемой если она является несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом (например в виде применения оскорбительных выражений в адрес Суда или судей).

Значительный ущерб заявителя

Согласно подпункту b пункта 3 статьи 35 Конвенции жалоба может быть объявлена неприемлемой, если заявитель не понес значительный ущерб , если только принцип уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу, а также при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

Данный критерий введен в действие с 01 июня 2010 года Протоколом № 14. Критерий был применен в Решении по делу «Королев против России».

Более подробно о критериях приемлемости можно посмотреть здесь — http://www.echr.coe.int/Documents/Admissibility_guide_RUS.pdf

Обеспечительные судебные меры (Правило 39 Регламента Суда)

При получении жалобы Суд может обязать государство принять определенные меры на период рассмотрения дела в Суде. Как правило, государству дают указание воздержаться от тех или иных действий, например, не отправлять заявителя в страну, где ему могут грозить смерть или пытки.

В заключение хотелось бы отметить, что официальными рабочими языками Суда являются английский и французский. Первоначально формуляр можно заполнять на любом из языков 47 Государств – членов Совета Европы. Однако со стадии коммуникации (т.е. уведомления Государства о поданной жалобе) вся переписка должна вестись на одном из основных языков, если только Председатель Палаты не даст разрешение продолжить использование официального языка заинтересованного Государства (пп. а п. 3 ст. 34 Регламента Суда).

Адрес для отправки писем по почте и телефон Суда можно найти в разделе «Контакты» на сайте www.echr.coe.int

Процедура обращения граждан в Европейский Суд по правам человека

5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург).

Европейский Суд представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.

Суд рассматривает заявления, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией.

Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека, и которые относятся к событиям наступившим после ратификации настоящей Конвенции этим государством.

Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не могут настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998г).

Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений.

Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Российским гражданам надо иметь ввиду то, что большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.

В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. Это значит, что защиту прав человека должны обеспечивать прежде всего государственные органы, в первую очередь включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. По общему правилу нет необходимости обращаться в Верховный Суд РФ в качестве суда последней инстанции, достаточно обратиться в местный суд первой инстанции, а также в порядке обжалования в соответствующий суд второй инстанции (городской, областной и др.).

Также особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (после решения суда II инстанции). Это означает, что любой российский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если окончательное решение по его делу будет принято после ратификации Россией Конвенции по правам человека и только в течении шести месяцев после этой даты.

Суд не рассматривает жалобы, которые являются анонимными; являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования; являются необоснованными; представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если:

Жалоба не соответствует вышеназванным правилам;

Заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;

Вопрос был уже решен;

По любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение петиции.

Процесс рассмотрения жалобы Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Так же Европейский Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.

Заявитель может получить освобождение от уплаты судебных издержек при защите своего дела в Суде. При подаче заявления следует обратить особое внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов, где рассматривалось ваше дело. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к рассмотрению лиц в течении шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне.

Несмотря на то, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке. Жалобы направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы направит Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.

Жалобы следует направлять по адресу:

European Court of Human Rights, Council of Europe

F - 67075 Strasbourg Cedex France

Fax: 3-33-88-41-27-30

Ваше письмо должно содержать следующие сведения:

а. краткое изложение Вашей жалобы;

б. указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;

в. средства защиты, которые Вы использовали;

г. список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и инстанций, вынесших их. Приложите к Вашему письму фотокопии вышеупомянутых документов. (Эти документы не будут Вам возвращены. Следовательно, Вы заинтересованы посылать только копии, а не оригиналы документов).

Рекомендуем почитать

Наверх