Соответствовать дополнительным требованиям 2. Требования к участникам закупки. Какие требования не являются едиными, относит закон ли к таковым дополнительные требования

Бланки документов 11.09.2019

Глава 9. Требования к участникам закупки, составу и оформлению заявки на участие. Критерии допуска и критерии оценки

Участниками закупки могут быть:

  • любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • несколько таких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки,
  • любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель
  • несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
  • Участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ).
  • При осуществлении конкретной закупки требования к участникам должны содержаться в документации о закупке.
  • Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Все требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

9.1. Требования к участникам закупки

При закупке заказчик вправе установить следующие требования для участника закупки:

  1. требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметов закупки;
  2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;
  3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в процедурах закупки;
  4. отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленным требованиям в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято.

Также заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона №223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом №44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона о закупках).

Кроме того, заказчик может установить в документации о закупке требование к квалификации участника закупки (наличие опыта работы в данной области), включая наличие у такого участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы, оказания услуги поставка (выполнение, оказание) которого является предметом договора.

При этом в документации о закупке могут быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными в документации ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника закупки установленным требованиям.

9.2. Требования к заявкам на участие в закупке

Порядок подачи и состав заявки на участие в закупке не урегулирован законом 223-ФЗ. Пункты 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ содержат положение о том, что в документации о закупке должны быть предусмотрены следующие требования:

  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • к описанию участниками закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

Таким образом, при подготовке заявки необходимо руководствоваться требованиями и формами документов, предусмотренными документацией о закупке. Так, заказчик может сам разрабатывать необходимую и удобную ему форму заявки.

Участник закупки может подать заявку на участие в закупке как в письменной форме в запечатанном виде, не позволяющем просматривать содержимое заявки до вскрытия в установленном порядке, если процедура закупки проводится в «бумажной» форме, так и в виде электронного документа, если закупка проводится в электронной форме, либо если возможность подачи заявки в электронном виде была предусмотрена закупочной документацией.

В качестве примера можно предложить следующие сведения для внесения в заявку:

    • фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о местонахождении, почтовый адрес, номер контактного телефона, сведения о руководителе (единоличном, коллегиальном исполнительном органе) (для юридического лица);
    • фамилия, имя, отчество, данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), сведения о месте жительства, почтовый адрес, номер контактного телефона (для физического лица и индивидуального предпринимателя);
  1. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  2. наименование и характеристики поставляемых товаров (работ, услуг), например поставка продуктов питания с подробным описанием ГОСТа, ТУ и т.д.;
  3. согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении процедуры закупки;
  4. цена договора с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);
  5. документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке (если такие требования установлены заказчиком). Например, заказчиком в документации о закупке было установлено требование о наличие на предприятии штатной единицы инженера-технолога, участник закупки прилагает ксерокопию диплома об образовании.

К заявке участник закупки по требованию заказчика может приложить следующие документы:

  • полученную не ранее чем за один месяц до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за один месяц до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, котировочная заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
  • копии учредительных документов заявителя (Устав и (или) учредительный договор) (для юридических лиц) в последней (действующей) редакции, соответствующие представленной в составе заявки выписке из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенной копии такой выписки;
  • копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Заказчик имеет право запросить дополнительные документы в зависимости от предмета закупки.

Если заявка на участие подается в письменной форме, все листы заявки на участие должны быть прошиты в единый том, содержать опись входящих в состав данного тома документов с указанием количества листов. Место прошивки должно быть заверено подписью участника закупки или лицом, уполномоченным таким участником и печатью участника закупки. Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие, поданы от имени участника закупки, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие документов и сведений.

Рассмотрение заявок на участие осуществляется заказчиком на предмет соответствия заявок требованиям, установленным документацией о закупке, и соответствия участников закупки требованиям, установленным в документации о закупке.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие заказчиком принимается решение о допуске к участию участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие, участником или об отказе в допуске такого участника закупки к участию.

Участник закупки не допускается к участию в случае:

  1. непредставление сведений и документов, предусмотренных документацией, или предоставление недостоверных сведений;
  2. несоответствие сведений и документов, содержащихся в заявке на участие, требованиям документации;
  3. предложения цены договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в документации.

9.3. Оценка и сопоставление заявок

В зависимости от способа проведения закупки заказчик осуществляет оценку заявок, поданных участниками закупки. Оценка заявок на участие осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки, установленными документацией. Критерии оценки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие каждой заявке присваивается порядковый номер. Заявке на участие, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие, которая поступила ранее других заявок на участие, содержащих такие условия.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках, должны оцениваться и сопоставляться такие заявки по критериям, указанным в документации.

Основными критериями оценки заявок на участие могут быть:

  1. цена договора (один из существенных критериев);
  2. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  3. качество работ, услуг и (или) квалификация участника при осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг;
  4. расходы на эксплуатацию товара;
  5. расходы на техническое обслуживание товара;
  6. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  7. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  8. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
  9. Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях договора, обо всех участниках размещения заказа, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в процедуре закупки, предложение которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении процедуры закупки условий. Протокол в день его подписания размещается заказчиком на официальном сайте.

При составлении документации о закупке заказчик указывает единые и дополнительные требования, которым должен соответствовать участник для того, чтобы принять участие в конкретной закупке. Эти требования к участнику условно можно разделить на 2 категории: единые требования и дополнительные требования.

Единые требования

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Комментарии и рекомендации: требование к участнику по п. 1 ч. 1 ст. 31 устанавливается заказчиком, если к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, законодательством РФ установлены какие-либо специальные требования. Например, наличие у участника специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31. Некоторые сложности возникают в применении данного требования при проведении запроса котировок.
Форма котировочной заявки (ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ) не предусматривает представление участниками копии лицензии (допуска или свидетельства СРО) в составе заявки. С комментариями по данному вопросу можно ознакомиться в письме Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28и-1616: «…заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки». При этом заказчик обязан проверить соответствие участника данному требованию. Это возможно путем направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов и т.д.
Возникающие при этом сложности (неактуальная информация на сайтах с реестрами лицензий, длительность получения ответов от лицензирующих органов и пр.) могут привести к допуску к участию или заключению контракта с участником, не соответствующему п.1 ч.1 ст. 31. Судебная и арбитражная практика по данному вопросу больше сводится к правомерности установления требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 при проведении запроса котировок, однако имеются и противоположные решения. Таким образом, рекомендуется избегать проведения запроса котировок при осуществлении закупок, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих предоставление документов, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 31. Например, такую закупку всегда можно провести электронным аукционом, чтобы избежать возникновения возможных спорных вопросов по правомерности установления требования по предоставлению указанных документов в составе заявки.

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Комментарий: Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Комментарий: Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

7) Участник закупки не является офшорной компанией.

К единым требованиям также относится установление требования об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Установление данного требования является правом, а не обязанностью заказчика. Но при его установлении Заказчик при рассмотрении заявок и перед заключением контракта с победителем обязан проверить соответствие участника указанному требованию.

К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования. Перечень документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, устанавливается Правительством РФ.

Ознакомиться с актуальными нормативными актами, действующими в сфере применения Закона № 44-ФЗ, Вы можете в разделе нашего сайта Контрактная система (44-ФЗ) .

Для Вас доступна дистанционная программа обучения руководителей контрактных служб, контрактных управляющих и специалистов в сфере государственных и муниципальных закупок . Программа обучения имеет практическую направленность и построена согласно логике и последовательности действий заказчика при переходе от работы по Закону № 94-ФЗ к работе по контрактной системе (Закону № 44-ФЗ).

При осуществлении закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам процедур закупок:

  • участники должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки;
  • участники процедур закупок должны быть правомочны заключать контракт;
  • непроведение ликвидации участника процедуры закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника процедуры закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника процедуры закупки в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в процедурах закупок;
  • отсутствие у участника процедур закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедур закупок по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Участник процедур закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято:

  • отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – закон о контрактной системе) реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике процедуры закупки, а также для юридических лиц – сведений об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника процедуры закупки;
  • отсутствие у физического лица – участника процедуры закупки либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица – участника процедуры закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участниками процедур закупок исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Правительство РФ вправе устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные единые требования к участникам процедур закупок, в том числе:

Критерии и процедуры оценки заявок (предложений) участников процедур закупок

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
  • квалификация участников процедур закупок (включая наличие у участника процедур закупки необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, управленческая компетентность, опыт и деловая репутация) в случае, если возможность использования такого критерия при осуществлении закупок предусмотрена правительством РФ ( закона о контрактной системе).

Правила описания объекта закупок и условий контракта

Требования со стороны заказчика должны руководствоваться принципом разумной достаточности, быть объективными, содержать необходимые функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупок (при необходимости). Описание объекта закупок может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии и т.п.

Внимание !

Обязательным условием является включение в описание объекта слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При составлении описания объекта закупок должны использоваться, где это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупок.

В случае, если в документации об осуществлении закупки содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт, документация должна содержать изображение такого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку (предложение).

Если в документации об осуществлении закупки содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт, документация должна содержать сведения о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками процедур закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт.

В случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, то в документации об осуществлении закупки должно содержаться указание на лекарственные средства по их международным непатентованным наименованиям.

Разрешается указание на лекарственные средства по их торговым наименованиям в отношении лекарственных средств, входящих в Перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется по торговым наименованиям.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в , должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Закон не допускает включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена законом о контрактной системе.

Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Контракт

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением или приглашением принять участие в закрытых процедурах осуществления закупки и документацией об осуществлении закупки и заявкой (предложением) участника процедур закупок, с которым заключается такой контракт. В него включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

Если просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, допускает заказчик, то он выплачивает другой стороне неустойку (штраф, пени). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Если же просрочку исполнения обязательства допускает поставщик (подрядчик, исполнителем), предусмотренного контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) выплачивает заказчику неустойку (штраф, пени). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Поставщик (подрядчик, исполнитель) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Внимание!

С несколькими участниками процедур закупок допускается заключение контракта на поставку технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее). При этом условия и порядок заключения контракта с несколькими участниками процедур закупок, устанавливается заказчиком в документации об осуществлении закупки.

В настоящее время разрабатываются проекты типовых контрактов, которые будут размещаться в единой информационной системе и составят библиотеку типовых контрактов.

При заключении контракта по соглашению заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в контракт может быть включено условие о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда. При этом в контракте должны быть определены виды споров, разрешение которых осуществляется в третейском суде, а также условия участия сторон контракта в расходах, связанных с разрешением споров в третейском суде.

При заключении долгосрочных, дорогостоящих стоимостью более 100 млн руб. и особо важных комплексных контрактов в состав контракта должен включаться план-график исполнения контракта.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товаров (работ, услуг), о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также о порядке и сроках оформления результатов приемки ( закона о контрактной системе).

Банковское сопровождение контрактов

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов устанавливает Правительство РФ, а конкретные случаи банковского сопровождения поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг регламентируется органами исполнительной власти в зависимости от нужд субъекта РФ, федеральных и муниципальных нужд. Все расчеты отражаются на счетах, которые открываются в указанном банке ( закона о контрактной системе).

Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Если срок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) истек до заключения контракта, то заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, что обязательно фиксируется в единой информационной системе. Соответственно определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе ( закона о контрактной системе).

О том, какие антидемпинговые меры предусматривает закон о контрактной системе, какие функции возлагаются на контрактную службу заказчика, что должна включать в себя конкурсная заявка, читайте .

В части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны со своей стороны устанавливать такие дополнительные требования.

Изменения 2019 года

В 2019 году были введены новые дополнительные требования к участникам закупок. Изменения внесло Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294. Новые требования действуют для участников конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, в том числе закрытых и открытых, и аукционов.

Если заказчик закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта с НМЦК больше 10 млн руб., должны быть установлены такие требования:

  • в течение 3 лет до закупки участник имел опыт исполнения хотя бы одного подобного контракта;
  • стоимость такого контракта должна быть не меньше 50% от НМЦК в этой закупке, если НМЦК превышает 10 млн руб., 40% при НМЦК больше 100 млн руб., 30% при НМЦК 500 млн. руб. и 20% при начальной цене 1 млрд. руб. и более.

Кроме того, по новым правилам дополнительные требования устанавливаются при закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения, а также по благоустройству территории при начальной цене выше 10 млн. руб. Участник должен подтвердить, что в течение последних трех лет до участия в этой закупке исполнил хотя бы один контракт по строительству или реконструкции линейного объекта или некапитального строения или по благоустройству территории. Стоимость такого контракта должна составлять не меньше 20% от НМЦК в проводящейся закупке.

Пять комплектов требований к участникам для всех способов закупки

В контрактной системе есть инструменты, которые помогают заказчику работать только с добросовестными поставщиками. Например, требования к участникам закупок. Но тут опасно перестараться и собственными руками подвести себя под предписание. Читайте, какие виды требований применять в разных способах закупки.
Из статьи вы узнаете:
☆ Какие виды требований устанавливают в закупках по общим правилам;
☆ Что застрахует вас от несостоявшихся процедур и недобросовестных поставщиков;
☆ Как способ закупки влияет на требования к участникам - умная таблица.

Еще одна категория закупок, для участия в которых нужно подтвердить соответствие доптребованиям, это работы по ремонту и содержанию автодорог с НМЦК больше 10 млн руб. Участник должен предоставить как минимум 1 контракт, исполненный за последние 3 года. Контракт может быть заключен на строительство или реконструкцию линейного объекта, на ремонт или содержание дорог. Его стоимость должна составлять не меньше 20% от НМЦК в проводящейся закупке.

В каждом из трех перечисленных случаев придется предоставить:

  • копию исполненного контракта;
  • копии актов о выполненных работах, в которых видна стоимость (акты должны быть подписаны в течение 3 последних лет);
  • копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Дополнительные требования к участникам закупок

Устанавливаются они в следующих закупках:

  • конкурс с ограниченным участием - открытый и закрытый;
  • двухэтапный конкурс - открытый и закрытый;
  • закрытый аукцион.

Требования могут касаться необходимых финресурсов, которые необходимы участнику для исполнения контракта. Также может потребоваться владение оборудование и прочими материальными ресурсами. Часто заказчики требуют опыт аналогичных закупок. Кроме того, иногда требования связаны с квалификацией и количеством специалистов.

Когда нельзя выдвигать дополнительные требования к участникам закупок? Если закупка не входит в список Правительства и доптребования могут быть расценены как ограничение конкуренции.

Когда заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупок

Случаи, при которых должны быть установлены дополнительные требования, определяет Правительство РФ. Если закупка входит в список, заказчик обязан прописать в документации доптребования. О дополнительных требованиях и случаях их применения говорится в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Например, для участия в закупке работ на объектах культурного наследия, работа по реставрации коллекций музеев и т.д. нужно иметь аналогичный опыт в течение последних 3 лет. Достаточно одного исполненного контракта с ценой не меньше 20% от НМЦК в этой закупке. Также потребуется подтвердить, что участник владеет необходимыми оборудованием и имуществом.

Чтобы участвовать в закупке транспортных услуг - воинских морских и речных перевозок, потребуется также подтвердить опыт за последние 3 года и наличие в собственности или на правах аренды судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов. На судно придется предоставить полный комплект документов.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов Приложение N 2. Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99
"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 1 октября, 21 ноября, 7 декабря 2015 г., 20 октября, 14 ноября 2016 г., 4 августа 2017 г., 21 марта, 15 июня, 18, 25 июля 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1 . Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

2. Установить случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2 . Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 269);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6432);

пункт 19 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3577);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 682 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4319).

Правительство РФ уполномочено устанавливать дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Они действуют в т. ч. при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации архивных документов, музейных коллекций; при строительстве (кроме некоторых видов деятельности), если начальная (максимальная) цена контракта (лота) превышает 10 млн руб.; при оказании транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок.

Одно из дополнительных требований - наличие определенного опыта в исполнении подобных контрактов.

Перечислены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к тем, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Приведены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием.

Ранее изданные постановления Правительства РФ по аналогичным вопросам признаны утратившими силу.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 25 июля 2019 г. N 962


Постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. N 932


Постановление Правительства РФ от 15 июня 2019 г. N 772

Дополнительные требования к году выпуска автобусов, предусмотренные позицией 5 приложения N 1 (с изменениями , внесенными укзанным постановлением),

Рекомендуем почитать

Наверх