Результат труда менеджера — это принятое решение и организация его выполнения другими работниками. Список использованной литературы. б) установление графика выполнения работ

Бланки документов 30.09.2019
Бланки документов

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

В разделе на вопрос Предметом труда менеджера являются... заданный автором Ольга Литовченко лучший ответ это Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов. Управление фирмой требует соблюдения определенной технологии разработки, принятия и реализации решений. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту. Поэтому правильная организация труда менеджера очень важно. Труд менеджеров должен быть организован так, чтобы потери рабочего времени были минимальны. Однако эффективность труда должна сочетаться с соблюдением норм управляемости, норм условий труда и рациональным планированием рабочего дня.
Особенности труда менеджеров:
1) управленческий труд имеет целенаправленную природу
2) управленческий труд - это работа с людьми
3) предметом и продуктом труда менеджера является информация
4) управленческий труд и произв. труд имеют одну и ту же единую конечную цель. Объединение и координирование совместных усилий людей направлено на достижение конкретных запланированных результатов.
5) У менеджеров интеллектуальный труд. Продукт труда менеджера - решение.
6) Труд менеджеров весьма разнообразен.
7) Управленческий труд является эффективным. Можно говорить об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигаемое в результате управленческих воздействий. Эффект управления проявляется в том, что элементы системы приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом.

а) информация;

б) решение;

в) полномочия;

г) власть;

3. Непреднамеренное искажение информации означает:

в) упрощение информации;

г) страх перед наказанием,

4. Развитие это:

в) процесс направленный на сохранение целостности организации;

г) процесс направленный на адаптацию организации к возможным изменениям;

5. Дивизиональная структура строиться:

а) по функциональному принципу;

в) по процессному принципу;

г) по линейному принципу;

д) по принципу распределения ответственности.

Задание 3.

Примите решения по ситуации и обоснуйте его:.

Вы – менеджер из крупной компании по продаже автомобилей. Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего на важной сбытовой территории, начались неурядицы в семье. Дело идет к разводу, но дилер пытается приостановить и изменить решение, принятое его женой. В недалеком прошлом это был один из опытных и результативных продавцов вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как Вы поступите? Почему?

Вариант № 9

Задание 1.

Коммуникационный процесс в организациях.

Задание 2.

Выберите правильные ответы:

1. Принцип управления единоначалия (единство распоряжения), означает:

а) наличие одного руководителя в организации;

б) наличие одной цели у организации;

в) наличие одного начальника у сотрудника;

г) наличие одной системы принятия решений;

д) наличие единых критериев оценки работы.

2. Харизма - это власть, построенная на:

а) логике;

б) традиции;

в) личных качествах;

г) страхе наказания;

д) силе закона.

3. К внешней среде организации относятся:

а) цели, задачи, персонал;

б) государство, конкуренты, поставщики;

в) структура организации, потребители, продукция;

г) технология, структура, миссия,

д) культура организации, культура окружения.

4. Сглаживание - это стиль разрешения конфликта, при котором:

а) человек старается уйти от конфликта;

5. Цели организации должны быть:

а) сориентированны во времени;

б) в большом количестве;

в) сориентированы в прошлое;

г) инновационными;

д) направлены на решение текущих задач.

Задание 3.

Вы – менеджер на фирме, производящей программные продукты для ПЭВМ. На одной из презентаций Вы знакомитесь с молодой домой, которая недавно была управляющей на фирме – конкуренте. По какой-то причине она была уволена и, теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или можете взять ее на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее на работу. Обида так сильна, что она с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента. Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?

Вариант № 10

Задание 1.

Ответьте на теоретический вопрос:

Система повышения квалификации персонала: задачи и методы.

Задание 2.

Выберите правильные ответы:

1. Понятие «управляемость» характеризует:

а) воздействие на управляемый объект;

б) эффективное управленческое решение;

в) реакция организации на управленческое воздействие;

г) способность менеджера держать ситуацию под контролем;

д) компетенции персонала управления.

2. Фильтрация как причина искажения информации означает:

а) затруднение в межличностных контактах;

б) модификация сообщения под свои интересы;

в) упрощение информации;

г) страх перед наказанием;

д) невозможность воспринимать и обрабатывать информацию.

3. Процесс контроля состоит из следующих этапов:

а) формулирование стандартов, сверка фактически достигнутых результатов со стандартом, корректи­ровка планов или стандартов;

б) составление планов, доведение планов до персонала, реализация планов,

в) постановка целей, постановка задач, проверка как достигаются поставленные цели и задачи.

г) разработка критериев оценки работы, доведение критериев до персонала, оценка с помощью критери­ев результатов работы;

д) разработка бюджета организации, исполнение бюджета, сверка фактического исполнения с плани­руемым.

4. Принуждение - это стиль разрешения конфликта, при котором:

а) человек старается уйти от конфликта,

б) человек апеллирует к потребности к солидарности;

в) человек требует принять свою точку зрения;

г) человек признает различия во мнениях;

д) человек принимает частично чужую точку зрения.

5. Функционирование это:

а) процесс выполнения своих обязанностей;

б) процесс исполнение полученных заданий;

в) процесс, направленный на сохранение целостности организации;

г) процесс, направленный на адаптацию организации к возможным изменениям;

д) процесс выявления будущих проблем и возможностей организации.

Задание 3.

Примите решения по ситуации и обоснуйте его:

Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно – пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи « Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара. Какое решение Вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

а) информация

б) решения

в) полномочия

г) власть

3-437. Общие функции менеджера выделила в процессе управления школа

а) научного управления (рационалистическая)

б) психологических и человеческих отношений

в) науки управления (количественная)

д) классическая (административная)

4-438. Распоряжение руководителя «Решите проблему, доложите мне, что Вы намерены предпринять. Если я не возражаю, выполните намеченное» - соответствует варианту делегирования ответственности:

а) подчиненный развивает свой потенциал, начальник хочет видеть проблему и лучшее решение

б) начальник доверяет подчиненному, но не дает ему действовать без собственного одобрения

в) начальник полностью доверяет подчиненному, его интересует лишь конечный результат

г) начальник относится с уважением к способностям и мнению подчиненного, однако хочет убедиться в правильности решения.

5-439. Разделение труда менеджера по функциям соответствует … виду.

а) горизонтальному

б) профессионально-квалификационному

в) технологическому

г) структурному

6-440. Индивидуальный стиль менеджера определяется:

а) выбором методов управления;

б) образованием

в) стажем работы

г) степенью свободы при принятии решений для подчиненных

7-441. Соответствие видов работы, которые надо делегировать подчиненным и которые не подлежат делегированию:

1) менеджер должен делегировать подчиненным

2) не подлежит делегированию

а) установление целей

б) рутинную работу

8-442. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач – это

1) полномочия

2) ответственность

4) делегирование

9-443. Предметом труда менеджера является …

1) решение

3) обязательство

4) информация

10-444. Составляющие роли менеджеров, связанной с принятием решений:

2) инициация новых проектов

3) мотивация подчиненных

4) урегулирование споров и иных проблем

Модуль 5 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятие 1

Цель: Рассмотреть мотивационный процесс и особенности теорий содержания мотивации

Задачи:

Знать что такое мотивация.

Уметь изображать схему мотивационного процесса.

Уметь классифицировать теории содержания мотивации

Уметь сравнить теории содержания мотивации

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – С. 131-181.

2. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие, 2003 – С. 122-131.

3. Фандина В.Г. Менеджмент. Учебное пособие, 2004. – Модуль 5.

Понятия мотивации

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятель­ности для достижения личных целей или целей организации.

«Метод кнута и пряника» хорошо известен на протяжении веков. В преданиях и мифах можно найти множество историй, в которых цари держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Долгое время считалось само собой разумеющимся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Постепенно жизнь людей стала улучшаться, и управляющие начи­нали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее.

Нужды и потребности. Человек испытывает нужду, когда он физиологически или психологически ощущает нехватку чего-либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести ха­рактер конкретной потребности. Большинство психологов согла­шаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные, которые часто называют нуждами, и вторичные по­требности, или просто потребности.

Первичные потребности являются по своей природе врожден­ными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении.

Вторичные потребности по своей природе связаны с культур­ным укладом и осознаются с опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические, например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принад­лежности кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности значительно различаются.

Мотивационное поведение состоит в том, что потребности чело­века служат мотивом к действию. В связи с этим рассматривают по­буждение как ощущение недостатка в чем-либо, имеющее опреде­ленную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворен­ной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Проблемы мотивации через потребности обусловлены тем, что существует множество разнообразных конкретных человеческих потребностей, целей, которые, по мнению разных людей, приво­дят к удовлетворению их потребностей, и типов поведения при достижении этих целей. Структура потребностей человека опреде­ляется его местом в социальной структуре, культурным укладом и приобретенным опытом. Поэтому для мотивации нет какого-то од­ного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, может не иметь значения для других.

Вознаграждение - это то, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности у людей значительно различается, как и оценка вознаграждения.

Внутреннее вознаграждение - это то удовлетворение, которое приносит сама работа. Так, внутренним вознаграждением является чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возника­ющие в процессе работы, - это тоже внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение обеспечивает организация. Примеры внешних вознаграждений - зарплата, продвижение по службе, символы служебного престижа, похвалы и признание, а также до­полнительные выплаты и отпуска.

Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий, рисунок 30.


Рисунок 30 – Схема мотивационного процесса

Первая стадия – возникновение потребностей. На этой стадии возникает потребность, она проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.

Третья стадия – определение целей (направления) действий. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

ü что я должен получить, чтобы устранить потребность;

ü что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

ü в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

ü насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. На этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Закон результата заключается в том, что степень удовлетворе­ния, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В соот­ветствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого поведения, которое ассоциируется с недостаточ­ным удовлетворением. Если конкретные типы поведения оказыва­ются каким-то образом вознагражденными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз чело­век, встретившись с проблемой, пытается разрешить ее опробо­ванным способом.

Денежное вознаграждение - наиболее очевидный способ, ко­торым организация может вознаградить сотрудников, но оценки размеров денежного вознаграждения противоречивы. Сторонники теории человеческих отношений утверждают, что наиболее важны социальные потребности людей, тогда как сторонники теории на­учного управления считают, что материальное вознаграждение обя­зательно ведет к усилению мотивации.

Исследователи-бихевиористы установили, что только при на­личии определенных условий рост зарплаты стимулирует повыше­ние производительности труда. Первое из них состоит в том, что люди должны придавать зарплате большое значение. Второе заклю­чается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между зарплатой и производительностью, в то, что увеличе­ние производительности обязательно приведет к росту зарплаты.

Компенсация и мотивация. Исследования показали, что хотя большинство менеджеров и провозглашают свою приверженность оплате труда по конечному результату, на практике они компенси­руют затраченные работником усилия в соответствии со стажем и проведенным на работе временем, а вовсе не по характеристикам достигнутых результатов.

Теоретически в организациях должна существовать однозначная связь между тем, что и как делает работник и сколько за это получа­ет. Оплата и результативность, оплата и производительность должны быть связаны между собой. Общество ориентировано на конечные результаты деятельности, и в основе этого лежит предположение, что полная компенсация за затраченные усилия, включая зарплату, должна в разумной степени отражать вклад каждого работника или, более конкретно, то, насколько эффективно он работал.

Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу относятся: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления.

Управление производством представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Оно включает в себя выполнение различных функций. По своему содержанию эти функции можно свести в несколько основных групп: . Руководство Планиро-вание Организация Мотивация. Контроль Регулирова-ние

Характеризуя управленческий труд, необходимо отметить, что его объектом является сфера его приложения – организация, структурное подразделение, территория, то есть управление производством или другими объектами.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и письменной (документированной), по функциональной принадлежности – технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, по используемым носителям – бумажная, магнитная и т.п.

Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в заданном режиме.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, уровень и полнота использования которых, определяют культуру и эффективность управления в организации.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд– творческая составляющая умственной деятельности. Административный труд- вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. Операторный труд это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций предопределенного характера.

Рассматривая особенности управленческого труда, что этот труд, как и труд рабочих, является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя, техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника.

Особенность результатов управленческого труда – в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов или отделов, в которых они трудятся. То есть его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений – по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг.

Рекомендуем почитать

Наверх