Честных древ животворящего креста господня. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. О празднике. Проповедь дня

Оборудование для магазина 25.09.2019
Оборудование для магазина

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В календаре Православной Церкви 1(14) августа именуется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Что же Святая Церковь молитвенно воспоминает в этот день? Уже в самом названии праздника мы можем увидеть суть события. Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Этот обычай издревле существовал в столице Византийской империи - во граде святого Константина. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честного Креста».

В месяцеслове Русской Церкви до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Животворящему Кресту Господню, которая появляется в отечественной богослужебной традиции с введением Иерусалимского устава. Но в 1168 году в России при митрополите Киевском Константине устанавливается в этот день празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Так называемый в народном обиходе «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами в 1164 г.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Благоверный князь Андрей имел благочестивый обычай, шествуя на брань, брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два священника. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым.

После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов. Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.

Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину Великому в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

Греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо — исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". В Константинополе издавна существовал обычай освящать воду в первый день каждого месяца (кроме сентября и января) по Уставу, изложенному при Константинопольском Патриархе Фотии. Порядок совершения был следующим: по окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершалось водоосвящение, а "после водоосвящения идет протопресвитер, а по стопам его архидиакон и протопсалт, если есть, или иной кто равного звания, - архидиакон, неся Крест, а последний - сосуд со святой водой. Император идет навстречу. Протопресвитер, взяв Крест от архидиакона, подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует Крест, а окружающие поют многолетия". Благочестивый придворный византийский обычай освящать воду в первый день каждого месяца, был унаследован Православной Русью и положил начало водоосвящению 1 августа, возможно с этой традицией и был связан выбор дня крещения для киевлян.

В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое указание, касающееся праздника Креста Господня 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". И согласно с этим в этот день, по сложившейся традиции, во всех храмах совершается малое освящение воды, после которого освящается мед нового медосбора. По благочестивому жизненному укладу, складывавшемуся веками на Руси, любое действие русский человек начинал с молитвы, испрашивая благословение Божие на свой труд, а заканчивал благодарственной молитвой. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию, совершавшемуся по традиции в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.. После обедни и водоосвящения священник освящал мёд нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного мёда ("попова доля") оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: "На Первый Спас и нищий медку попробует!" Поэтому именовался Первый Спас и "медовым".

Вот как праздновали Происхождение честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, "с Евдокимова дня на Происхожденьев", государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, - которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами - золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту - святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной "иорданской" водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.

После чина водоосвящения устраивались народные гуляния. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская "праздницкая" - народное гуляние, происходившее на островке около крепостных "Происхожденских", или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.

Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника: "Спас на воде", или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: "На Спаса купаться - незамоленные грехи простятся". Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.

В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи. В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.

Из всего вышеописанного мы видим, что празднование в Русской Церкви дня «Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня» имеет особый, уникальный характер, т. к. в русской традиции это празднество объединило в себя несколько разновремённых традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

14 августа (1 августа по юлианскому календарю) в первый день Успенского поста Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 14 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честного Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение ».

Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

14 августа в Русской Православной Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г.

Благоверный князь Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха ) взял в поход против волжских болгар (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги ) чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами (мусульманами). Греческий император Мануил Комнен, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога, а потом, после совета со своими архиереями и сановниками, решили установить 14-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери .

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Празднование Происхождению Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 августа (1 августа ст. ст.). В этот же день празднуем Всемилостивому Спасу.

Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1 ». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:

А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй - , а третий - Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 8

Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним - чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними - крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника - поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря - одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, Владимир
Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот - Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Происхождение Честных древ Креста Господня. Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец - источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода - святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.

Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

В народе праздник Происхождения Честного Креста Господня называли «медовым» Спасом, а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу, т.е. медовому, пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, кто приходил в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». Первый Спас особенно почитался в южной полосе Великороссии, где ранее созревал хлеб и плоды и где этому празднику приписывалась роль и значение второго Спаса, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто производилось до Преображения Господня, именно 14 августа.

14 августа - день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко - маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белоруссии - макатером. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом - усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод». В день Маккавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».


Спасов день на севере. И. М Прянишников, 1887 год

В некоторых сербских селах в Медовый Спас освящали воду и молодой базилик. С этого дня переставали купаться в водоёмах. Считалось, что тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью. В Македонии погода в течение «Макавеев» (6 или 12 дней праздника Маккавеев) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года и т. д.). Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли - «Зетьовден».

Рекомендуем почитать

Наверх