Социально-трудовые отношения. Особенности управления социально-трудовыми отношениями

Автоматизация услуг 30.09.2019
Автоматизация услуг

Происходящие в России преобразования требуют решения актуальных проблем в области управления социально -трудовыми отношениями для отраслей ТЭК.

Система социально -трудовых отношений представляет собой сложную, иерархическую структуру связей интегрированных в её рамках людей, организаций, социальных институтов и органов управления. Функционирование и воспроизводство этой системы тесно связано с циклическими воздействиями внешних и внутренних факторов. Можно выделить три типа воздействий:

  • трудовое поведение больших групп наёмного персонала, носящее в значительной степени спонтанный, вероятностный характер;
  • деятельность органов управления разных уровней, обладающая чёткой формализацией отношений и построенная на основе регулирования социальных процессов;
  • рыночные отношения, воздействующие на трудовое поведение работников опосредованно через рынок труда.

Следовательно, регулирование социально-трудовых процессов должно охватывать все типы упомянутых воздействий. В транзитивной (переходной) экономике усиливаются процессы дисбаланса, рассогласования социально-трудовых отношений. Оттого возрастает значение всестороннего анализа динамики социально-трудовых отношений, в том числе процесса формирования и развития трудового потенциала крупной энергокомпании. Структурно-функциональная схема указанного процесса, разработанная автором с учётом , , , , включает основные элементы:

  • трудовые ресурсы;
  • процесс превращения трудовых ресурсов в рабочую силу коллектива;
  • рабочую силу;
  • трудовой потенциал.

На трудовые ресурсы оказывают влияние:

  • политика доходов и демографическая политика государства;
  • изменение образовательного и культурного уровня населения;
  • рационализация размещения трудовых ресурсов.

Процесс превращения трудовых ресурсов в рабочую силу коллектива протекает под влиянием развития системы рабочих мест, оптимизации половозрастной и профессиональной структуры трудовых ресурсов региона (местности, населенного пункта), профессиональной ориентации и переобучения; мер по привлечению людей к общественно-полезному труду.

На формирование рабочей силы оказывают воздействие: рационализация процесса набора, отбора, расстановки персонала, его адаптации в компании, устранение излишков персонала (скрытой безработицы), механизация и автоматизация производства (в том числе устранение ручного и тяжелого физического труда).

На процесс превращения совокупной рабочей силы коллектива компании в трудовой потенциал оказывают воздействие применение прогрессивных форм организации и нормирования труда, совершенствование условий и охраны труда, повышение квалификации работников.

Трудовой потенциал компании формируется под непосредственным воздействием совершенствования стимулирования персонала (материального-денежного и неденежного, временем, трудом, морального), повышения эффективности использования рабочего времени, интенсивности труда, укрепления дисциплины.

Важнейший фактор успешной деятельности крупной энергокомпании — эффективное управление трудовым потенциалом, который представляет собой часть трудового потенциала общества, совокупную способность работников компании к высокопроизводительному и квалифицированному выполнению трудовых функций, обеспечивающих успешное осуществление компанией общественно-полезных производственных, экономических и социальных задач.

Трудовой потенциал включает в себя помимо качественных характеристик рабочей силы (состояние здоровья, образование, способности, квалификация, знания, умения, социальная зрелость) оптимальные для общества затраты трудовой энергии работников и эффективную организацию их совместной целенаправленной и дисциплинированной трудовой деятельности. Кроме того, понятие «трудовой потенциал» имеет и количественную сторону, характеризующуюся обоснованной численностью персонала и интенсивностью труда. Соотношение качественной и количественной сторон трудового потенциала определяется результативностью управления персоналом компании, прежде всего её конкурентоспособностью на рынке труда. В настоящее время энергокомпании основное внимание должны уделять совершенствованию качественных характеристик персонала.

Трудовой потенциал энергокомпании оказывает серьезное влияние на эффективность реализации её экономического потенциала и темпы развития благодаря способности к повышению качества, взаимозаменяемости отдельных элементов. Величина трудового потенциала зависит от условий воспроизводства материально-вещественных факторов.

Повышать эффективность использования трудового потенциала необходимо за счёт роста интенсивности и производительности труда. Особое внимание следует обратить на инновационную составляющую трудового потенциала (уровень знаний, умений и т.п.). Только в этом случае появится возможность использовать «прорывные» технологии.

Трудовой потенциал характеризуется показателями, отражающими меру способности персонала (например, энергокомпании) достичь определённых результатов и обеспечить эффективное экономическое развитие компании. В условиях реструктуризации отрасли резко возрастают требования к системе управления трудовым потенциалом энергокомпаний. Мной разработана концептуальная схема управления трудовым потенциалом энергокомпании, представляющая систему, где все элементы и составляющие независимы, паритетны и равнозначны (рисунок 1 см. в журнале ).

Субъект управления трудовым потенциалом энергокомпании имеет иерархическую структуру: аппарат Министерства энергетики РФ и региональных органов власти; подразделения, занятые управлением персоналом в компаниях федерального и регионального уровня, на предприятиях (учреждениях). Структура объекта управления также является иерархической. Выделены шесть основных направлений деятельности по формированию и развитию трудового потенциала компаний, а именно формирование и воспроизводство человеческого ресурса компании, условий трудовой деятельности персонала, управление социально-трудовыми отношениями и процессом кадровой работы, социальная защита и обеспечение кадров, информационно-аналитическое и научно-методическое обеспечение кадровой работы.

Принципиально новым является блок «Формирование и воспроизводство человеческого ресурса компании», предусматривающий изучение макроэкономических показателей, влияющих на состояние рынка труда с учётом особенностей баланса трудозанятости, цены рабочей силы, характеристик персонала и т.п. Указанное направление (как и большинство других) развито до уровня методики. Данная методика комплексного учета показателей отраслевых программ по поддержке и развитию занятости работников энергокомпании включает показатели, характеризующие:

  • общее состояние регионального (местного) рынка труда (коэффициент занятости, в том числе на градообразующих предприятиях, движение рабочих мест и работников и др.);
  • уровень безработицы (в том числе скрытой и структурной, коэффициент напряжённости на рынке труда);
  • возможности самоадаптации на рынке труда (самозанятость, вторичная занятость, миграция и т.п.);
  • демографические показатели региона;
  • оценку финансового состояния энергокомпаний.

Последний раздел крайне важен для энергокомпаний, которые характеризуются значительной стоимостью создания новых и поддержания имеющихся рабочих мест. Предложены показатели, характеризующие потенциал сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест за счёт собственных и заёмных средств, включающих рентабельность продукции, отношение долгосрочных заёмов к краткосрочным обязательствам, сумму чистой прибыли, амортизации и долгосрочных заёмов .

Важнейшие показатели, характеризующие остальные направления концептуальной схемы, отражены в интегральной модели оценки результативности управления персоналом компании, которая отражает трудовой потенциал, изменение условий среды и мотивированности работников.

По мнению автора, оценивать результативность управления персоналом крупной энергокомпании наиболее рационально с помощью комплексного показателя. Это объясняется тем, что показатели, характеризующие отдельные направления деятельности по управлению персоналом, часто изменяются противоположно, что усложняет процедуру оценки. Кроме того, потребность в учете значительного количества локальных факторов затрудняет получение информации, отражающей состояние кадровой работы в целом. Последнее очень важно именно при выработке стратегических решений.

Наиболее трудно сформировать комплексные оценочные показатели для сложных, многоуровневых производственных структур, включающих большое число дочерних акционерных обществ, занятых различными видами деятельности: в нефтяном секторе — добычей и переработкой нефти, сбытом нефтепродуктов; в электроэнергетике — производством, передачей и реализацией энергии.

В разработанной модели расчётный трудовой потенциал крупной компании предлагается оценивать следующими частными показателями:

  • изменение возрастного и полового состава персонала, продолжительности его работы в компании, внутренней мобильности и текучести кадров, уровня образования работников, повышение ими квалификационного уровня .

Оценка трудового потенциала компании получается умножением расчётного трудового потенциала на коэффициенты, характеризующие конкурентоспособность компании на рынке труда и эффективность программ повышения квалификации её работников. При этом первый коэффициент определяется как отношение среднемесячных затрат на рабочую силу в расчете на одного работника дочернего АО или компании в целом к данному показателю для промышленности региона (страны). Второй коэффициент характеризует отношение долей персонала, повысившего квалификацию в дочернем АО, и компании в целом, которое корректируется постоянным коэффициентом, равным 0,65. Указанная константа представляет частное от деления годового прибавочного продукта, получаемого в результате повышения квалификации, на затраты на подготовку рабочей силы. Она была определена по данным из , .

Оценка изменения условий рабочей среды (среды функционирования) отражает степень износа основного капитала, изменение удельного веса числа работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, уровень производственного травматизма, широту охвата персонала нормированием и коллективными формами организации труда, уровень социальных выплат персоналу. Особо отмечу возрастающую значимость нормирования труда работников (в том числе их численности), которая характеризует интенсивность использования трудового потенциала.

Мотивированность работников на высокопроизводительный труд предлагается измерять частными оценочными показателями, характеризующими конкурентоспособность уровня заработной платы работника и её потенциал, изменение доли затрат на персонал в себестоимости реализации (издержках обращения), степень дифференциации уровня заработной платы в компании (дочернем АО), уровень задолженности по оплате труда персонала и оценку эффективности системы организации стимулирования труда работников.

Показатели, характеризующие выделенные направления оценки (расчётный трудовой потенциал, состояние рабочей среды и мотивацию персонала), формируются как средние арифметические взвешенные величины. При этом вес входящих в них частных оценочных показателей определяется экспертным путем. Большинство частных показателей представляют относительные величины, характеризующие эффективность работы структурной единицы в рамках всей компании. Это позволяет устранить недостатки оценки от достигнутого состояния производственной системы.

Интегральная модель для компании в целом представляет среднее арифметическое взвешенное комплексных оценок групп дочерних АО, занятых разными видами деятельности. При этом веса рассчитываются как доля численности персонала данной группы в среднесписочной численности работников компании в целом. Разработанная модель допускает введение новых оценочных показателей, характеризующих особенности деятельности конкретных компаний и их дочерних АО. Она апробирована в НК «Роснефть».

Разработанная интегральная модель может использоваться для выработки рациональных стратегических решений и оптимизации планирования кадровой работы. В крупных энергокомпаниях появляется возможность организации мониторинга социально-кадровой деятельности дочерних АО и получения оценки результатов работы по данному направлению руководящих кадров и работников служб управления персоналом. В частности, предлагаемая модель может найти применение для оценки результатов деятельности кадровых служб создаваемых генерирующих компаний, энергоугольных и энергогазовых холдингов. При этом рассмотренная модель расширяет возможности модуля HR SAP R/3 и им подобных систем. Кроме того, разработанная модель может быть основой для организации диагностики управления персоналом и системы кадрового аудита (в том числе аудита организации оплаты труда работников).

В таблице 1 представлены принципы формирования системы диагностики управления персоналом энергокомпании.

Таблица 1

Принципы формирования системы диагностики управления персоналом энергокомпании

Принципы Общенаучные Особенные (теории управления персоналом) Специальные (диагностики управления персоналом)
Методологические Идеализация Системность Комплексность
Методические Инвариантность Конструктивность определений Нормативность
Практической реализации Полезность Интерпретируемость Базирование на действующей системе учёта

Предлагаемая модель может быть использована для оценки развития кадрового «ядра» энергокомпании. Данная проблема чрезвычайно важна, так как наметилось определённое снижение качества кадрового «ядра» энергопредприятий из-за старения персонала, снижения уровня полученного образования и других сходных причин.

  • рабочих основных цехов с разрядом не ниже четвертого и ступенью оплаты труда по Единой тарифной сетке (ЕТС) не ниже пятой;
  • рабочих вспомогательных цехов и непромышленной сферы с разрядом и ступенью оплаты труда по ЕТС не ниже пятой;
  • руководителей, специалистов, служащих со ступенью оплаты труда по ЕТС не ниже восьмой-девятой.

Таблица 2 характеризует соотношение кадрового «ядра» и периферии рабочей силы Каширской ГРЭС-4. По ряду других ТЭС и электросетевых предприятий получены сходные данные.

Таблица 2

Обобщённые данные, характеризующие соотношение ядра персонала
и периферийной рабочей силы Каширской ГРЭС-4 филиала АО «Мосэнерго», %

При формировании ядра коллектива энергокомпании, которое включает высококвалифицированных работников-энергетиков и высокопрофессиональный общепромышленный персонал, следует ориентироваться на внутренний рынок труда компании. Формирование и развитие ядра коллектива должно происходить с обучением за счёт средств компании с последующей обязательной отработкой в течение 3—5 лет, ротацией кадров, управлением карьерой; предоставлением широких социальных льгот работникам ключевых профессий (ссуд на покупку жилья, автомобилей, дачное строительство).

Периферийную рабочую силу, которая охватывает профильный персонал низкой квалификации, работников общепромышленных, массовых профессий и временный персонал, в значительной мере можно формировать за счёт внешнего рынка труда, так как обычно уровень оплаты труда в энергокомпании вполне привлекателен для этих категорий.

Разработанная методика может быть использована для сравнения результатов кадровой работы в отраслях ТЭК. Выполненные расчёты показали, что в 1998 году комплексная оценка результативности управления персоналом для угольной промышленности составила 1,26, нефтяной, газовой и топливной промышленности соответственно 3,05, 5,70 и 2,31. Для электроэнергетики данный показатель составил 1,79, для нефтегазового строительства — 0,95, для отраслей ТЭК в целом — 1,50. Существенный отрыв газовой промышленности по величине оценки автор может объяснить прежде всего высоким уровнем оплаты труда персонала в газовой отрасли, относительной стабильностью её кадрового состава, значительным образовательным потенциалом работников и достаточно высокой долей расходов на персонал в структуре производственных затрат.

Предложенная структурно-функциональная модель процесса управления трудовым потенциалом компании позволяет ставить задачи с переменным целеположением и переменными структурами, учитывать взаимовлияние элементов организационной системы, обеспечивать единые принципы развития компаний или их структурных подразделений. Теоретическая значимость модели возрастает по мере разработки научно-методического обеспечения её элементов. Модель даёт возможность рационализировать информационные потоки, определить оптимальный объём необходимой информации для выработки обоснованных решений в сфере кадровой политики компании.

На наш взгляд, вопросам оптимизации управления социально-трудовыми процессами в электроэнергетике уделяется недостаточно внимания, хотя в период реструктуризации и модернизации электроэнергетики значимость указанных проблем растёт. Поэтому необходимо активизировать усилия ученых и практиков для их решения.

Литература

  1. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. — М.: Наука, 1998. — 254 с.
  2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: Инфра-М, 1999. — 512 с.
  3. Галахов В.И. Кадровое обеспечение федерального железнодорожного транспорта. — М.: Транспорт, 1998. — 150 с.
  4. Гутгарц Р.Д. Информационные технологии в управлении кадрами. — М.: Инфра-М, 2001. — 235 с.
  5. Тимофеев А.В. Проблемы поддержания и развития занятости работников предприятий ТЭК // Вестник электроэнергетики. — 2001. — №3.
  6. Тимофеев А.В., Божанова О.Я., Карасёва Л.П. Проблема оценки результативности управления персоналом крупных компаний топливно-энергетического комплекса // Новые технологии. — 2000. — № 6. — С.12—15.
  7. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: Наука, 1999. — 309 с.
  8. Волков А.Я. Количественные критерии влияния качества персонала на экономическую результативность предприятий (на примере нефтедобывающего акционерного общества): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Ижевск, 1994. — 25 с.
  9. Соловьёв А.В. Социальное партнерство. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. — М.: Дело и Сервис, 2003. — 240 с.
  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
      • Экономические и социальные функции государства
      • Функции государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
    • Принципы и объекты государственного регулирования
    • Методы государственного регулирования экономики
    • Регулирование материального производства
      • Государственное регулирование естественных монополий
      • Антимонопольная политика
      • Финансовое оздоровление предприятий
    • Регулирование фондового рынка
    • Регулирование денежного обращения
      • Структура денежно-кредитной системы
      • Регулирование денежной массы
      • Кредитование социально-экономического развития
    • Валютное регулирование
    • Управление основными хозяйственными комплексами
    • Государственная научная и промышленная политика
      • Государственная промышленная политика
    • Управление топливно-энергетическим комплексом
      • Управление электроэнергетикой
      • Управление газовой отраслью
      • Управление нефтяной отраслью
      • Управление угледобычей
    • Управление агропромышленным комплексом
    • Управление оборонно-промышленным комплексом
    • Управление транспортным комплексом
    • Управление государственным имуществом
      • Управление государственными предприятиями
      • Управление пакетами государственных акций
      • Приватизация и национализация государственного имущества
  • Региональное управление
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
    • Управление социальной сферой
    • Социальная политика государства
    • Регулирование доходов населения
    • Государственная политика в области занятости
    • Управление отраслями социальной сферы
    • Социальная защита населения
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
    • Управление конфликтными ситуациями
      • Управление конфликтными трудовыми отношениями
      • Управление корпоративными конфликтами
    • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
    • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
    • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Управление конфликтными трудовыми отношениями

Одним из главных источников конфликтности являются трудовые и корпоративные отношения. Участниками трудовых отношений выступают работники и работодатели. Основную роль в трудовых отношениях призван играть рынок рабочей силы.

Государство участвует в согласовании интересов сторон трудовых отношений, формировании цивилизованного рынка труда, достижении социального партнерства, а в случаях его нарушения - в защите общества от негативных последствий конфликта.

Коллективным трудовым спором (конфликтом) являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам цены и условий найма, занятости, социальных гарантий, выполнения коллективных договоров и соглашений. Конституцией РФ предоставляется право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая забастовку.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175. Он предусматривает право выдвижения требований работниками, их рассмотрение, применение примирительных процедур, участие посредников, использование трудового арбитража, оформление соглашения по результатам разрешения коллективного трудового спора. Обязательным является несудебный порядок рассмотрения требований трудового коллектива или профсоюза, отклоненных администрацией.

Предполагается участие государственного органа, содействующего разрешению коллективного трудового спора. Орган действует в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудового спора, готовит посредников и трудовых арбитров, финансирует примирительные процедуры.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора применяется, если примирительные процедуры не привели к его разрешению либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет достигнутого соглашения. Примерный порядок проведения забастовок приводится в таблице.

В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти, местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения общественного порядка, сохранности имущества, а также работы машин, остановка которых представляет угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2001 г. № 142 федеральные органы исполнительной власти устанавливают для своих отраслей перечень минимума работ (услуг), которые предприятия обязаны выполнять в период забастовок.

Судом может быть признана незаконной забастовка, если она объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Забастовка является также незаконной, если создает угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц, обороне страны и безопасности государства. В этом случае решение по коллективному трудовому спору принимает Президент РФ в 10-дневный срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов страны или отдельных территорий, Президент и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

Примером наиболее значимого конфликта является забастовка на заводе ЗАО «Форд мотор компании» (российская «дочка» Ford) во Всеволожске (Ленинградская область), на котором занято около 1800 рабочих. В 2005 г. на заводе собрано около 40 тыс. автомобилей.

Забастовщики выдвинули следующие требования:

  • повысить заработную плату на 30%;
  • уравнять заработную плату работников разной квалификации при выполнении одинаковой работы;
  • допустить профсоюз к распределению средств фонда социального страхования.

Второе и третье требования администрацией удовлетворены быстро, а за повышение заработной платы борьба продолжалась долго, забастовка при этом прекращалась и возобновлялась. В конечном счете конфликт разрешен: заработная плата повышается на 14,5%, что фиксируется в коллективном договоре сроком на 3 года.

Среди автомобильных заводов оплата на Всеволожском заводе наивысшая - 15 тыс. руб. в месяц (АвтоВАЗ - 13 тыс. руб., ГАЗ - 10,0, Северсталь-Авто - 8,0 тыс. руб.). Основанием для выдвижения требования о повышении заработной платы был существенный рост производительности труда на заводе. Удовлетворение этого требования обойдется администрации в 4 млн. руб. ежемесячно.

В России наметилась явная тенденция затухания забастовочной активности. В 2005 г. зафиксированы протесты на предприятиях с общей численностью около 84 тыс. чел. (2600 забастовок), это незначительная величина по сравнению с другими странами. В 2006 г. забастовочное движение сходит на нет, снижается социальная напряженность, протестные настроения. Причиной такого поворота стало, в частности, упорядочение взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках социального партнерства. Так, количество подписанных коллективных договоров увеличилось с 162,7 тыс. в 2000 г. до 207,0 тыс. в 2005 г. Однако имеют место социальные конфликты в других формах: пикетирование государственных учреждений, перекрытие автомобильных дорог, голодовки.

Органы регулирования социально-трудовых отношений

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений . Положение о Комиссии утверждает Президент РФ. В ее состав входят представители трех сторон: федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, т.е. она формируется на основе принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности представителей. Это постоянно действующий орган системы социального партнерства. Каждой стороне выделено по 30 мест. Для формирования представительства профсоюзное объединение сообщает данные о своей численности и соответственно получает определенное количество мест от профсоюзной стороны. Правительственная сторона формируется из представителей федеральных органов государственной власти (Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации).

Президент РФ утверждает координатора Комиссии, который не является ее членом и не вмешивается в оперативную деятельность сторон, не участвует в голосовании; он организует работу Комиссии, председательствует на заседаниях, подписывает ее решения. Каждая из сторон для оперативного взаимодействия с другими сторонами избирает координатора стороны и его заместителя. Координаторы сторон и их заместители являются членами комиссии.

Основные цели Комиссии заключаются в выработке общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, укреплении социального партнерства, содействии урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Комиссия призвана проводить коллективные переговоры, готовить к заключению генеральное соглашение, контролировать его выполнение, регулировать разногласия при заключении и реализации отраслевых (тарифных) соглашений, не допускать в соглашениях нарушения социальных гарантий, установленных законодательством.

К работе по урегулированию коллективных трудовых споров Комиссия может привлекать работодателей, руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, независимых экспертов. Она вправе вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивших выполнение мероприятий по реализации генерального соглашения.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров . В систему Службы входят Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Роструда, территориальные органы того же назначения. В систему Службы по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ также могут входить соответствующие подразделения этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Работники службы пользуются правом беспрепятственного посещения организаций в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, их порождающих.

Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах . Материально-техническое обеспечение комиссии осуществляет служба занятости. Действует также оперативная Комиссия Правительства РФ по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций.

Установлена ответственность как работодателя, так и работников за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Профсоюзы защищают коллективные права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство. В этих целях они добиваются расширения производства, развития малого бизнеса, прогнозируют ситуацию на рынке труда, вместе с органами власти и работодателями разрешают споры. Профсоюзы и их органы защищают индивидуальные права членов профсоюзов, связанные с трудовыми отношениями. Особенно важно защитить работников на небольших предприятиях, где нет профсоюзных организаций. Здесь первостепенную роль должен играть контроль со стороны за соблюдением трудового законодательства.

На современном этапе развития управление социально-трудовыми отношениями занимает одно из центральных мест в деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Зачастую, управление социально-трудовыми отношениями и регулирование социально-трудовыми отношениями отождествляются между собой. Мы считаем возможным разграничить данные понятия, определив, регулирование социально-трудовых отношений как более широкий термин, который отражает процесс создания условий для развития трудовой среды общества в соответствии с действующим законодательством, направленный преимущественно на содействие занятости на­селения и предотвращение или сокращение безработицы в масштабах государства. Необходимо отметить, что помимо государственного регулирования социально-трудовых отношений существует регулирование, осуществляемое негосударственными структурами и распространяющееся на негосударственный сектор экономики. Эти структуры, также как и государственные органы, призваны играть в решении проблем регулирования социально-трудовых отношений.

Относительно предприятия, как хозяйствующего субъекта, мы считаем возможным применение такого термина, как управление социально-трудовыми отношениями, выражающееся в процессе организации целенаправленного воздействия на объект социально-трудовых отношений, в результате которого удовлетворяются потребности субъектов социально-трудовых отношений, что приводит к поставленным целям. Целью управления социально-трудовыми отношениями на предприятии выступает обеспечение сбалансированности и защита интересов участников социально-трудовых отношений.

Система управления социально-трудовыми отношениями призвана воздействовать на трудовой потенциал работников с целью изменения его параметров в нужном для организации направлении.

К основным задачам управления социально-трудовыми отношениями на предприятии можно отнести:

1. Выявление роли управления социально-трудовыми отношениями как фактора повышения экономических результатов деятельности;

2. Определение основных методов управления социально-трудовыми отношениями;

3. Определение экономических и социальных способов управления на предприятии.

В процессе управления социально-трудовыми отношениями необходимо выделить объект и субъект управления.

Объектом управления социально-трудовых отношений можно определить отношение работ­никовк труду и в отношении к условиям потребления их рабочейсилы.

Субъектами управления социально-трудовых отношений являютсятрудящиеся, их социальныегруппы, совокупный работник влице трудовыхколлективов.

Механизмами управления социально-трудовых отношений выступает экономическая и социальная политика предприятия.

С позиции работодателя управление социально-трудовыми отношениями проявляется в необходимости обеспечения баланса между наличием рабочих мест и уровнем квалификации трудовых ресурсов; обеспечении реализации программ развития персонала и планирования его должностного и профессионального роста для максимизации результатов трудовой деятельности, поддерживаемых существующей организационной культурой и системой взаимоотношений в трудовом коллективе.

С позиции работника заинтересованность в управлении социально-трудовыми отношениями проявляется в необходимости поддерживания уровня собственной конкурентоспособности, определяемого системой жизненных ценностей и места трудовой деятельности в этой системе, а также формированием достойной оплаты труда и формированием доходов от трудовой деятельности.

Реализация управления социально-трудовыми отношениями на предприятии происходит посредством используемых в этих целях инструментов управления.

По нашему мнению, в качестве основных инструментов управления социально-трудовыми отношениями на предприятии можно выделить регламентацию, материальное стимулирование социальное управление.

Регламентация социально-трудовых отношений представляет собой установление и соблюдение правил, регулирующих порядок трудовой деятельности на предприятии, в частности, на основании установленных ТК РФ норм трудовых отношений, на предприятии разрабатываются и утверждаются ряд локальных нормативных документов, которые не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

Материальное стимулирование как инструмент управления социально-трудовыми отношениями направлены на побуждение работников к качественному труду, и основанные на использовании материальной заинтересованности в повышении основного и дополнительного денежного вознаграждения в целях реализации стратегии предприятия.

Основным элементом материального стимулирования выступает заработная плата, которая как инструмент управления социально-трудовыми отношениями представляет собой мощный стимул к более эффективной трудовой деятельности работников предприятия, поскольку именно посредством регулирования размера заработной платы может быть обеспечена относительная сбалансированность экономических интересов сторон трудового процесса. Эффективная система оплаты труда, интегрированная в стратегию организационного развития предприятия, предполагает ее индивидуализацию, увязку с конечными трудовыми результатами. Последние определяются степенью достижения целей управления.

Социальное управление направлено на обеспечение целей позитивного развития социально-трудовых отношений на предприятии и создания условий для развития работника в период его трудовой деятельности посредством повышения уровня и качества жизни, улучшения условий труда, повышения квалификационного и образовательного уровня, усиления охраны здоровья и т.д.

Социальное управление на предприятии осуществляется в двух формах: социальное обеспечение и социальная помощь.

Социальное обеспечение подразумевает дополнительные расходы предприятия по оказанию социальной поддержки свои фактическим или прекратившим трудовую деятельность по возрасту или утрате трудоспособности работникам, осуществляемые за счет альтернативных источников финансирования.

Социальная помощь, как инструмент управления социально-трудовыми отношениями на предприятии, заключается в совокупности социальных услуг и разных видов социальной поддержки работников в период возникновения сложных жизненных ситуаций, а также обеспечения в денежной ли натуральной форме предоставляемых, с учетом закрепленных в законодательстве, социальных гарантий.

Немаловажным аспектом управления социально-трудовыми отношениями на предприятии в современных условиях выступает внедрения автоматизированных технологий.

Современные информационные технологии изменили само понятие рабочего места. Так, при проведении совещаний современные системы позволяют виртуально собирать сотни человек одновременно, показывая докладчику реакцию аудитории и т.д. Такие условия труда на современном этапе развития экономики особо востребованы.

Кроме того, использование информационных технологий в управлении социально-трудовыми отношениями позволит управлять перемещением сотрудников, планировать их карьерный рост, оценивать лояльность и перспективность, моделировать условия материальной и нематериальной мотивации труда. Разработка и внедрение таких программ выступает инструментом, облегчающим труд руководителей отделов по управлению персоналом.

Автоматизация процессов управления персоналом полезна всем субъектам социально-трудовых отношений: как руководителям, так и рядовым сотрудникам.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что управление социально-трудовыми отношениями на предприятии необходимо для поддержания экономической и социальной стабильности предприятия, которая наиболее доступным образом ориентировала бы работников на большую заинтересованность в труде, высоком заработке, профессиональном росте, уверенности в своем устойчивом положении в трудовом коллективе при условии выполнения своих служебных обязанностей, а также для формирования объективной необходимости и возможности разрешения противоречий, возникающих как в процессе трудовой деятельности, так и в самих социально-трудовых отношениях.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).

2. Барисов А.Б. Большой экономический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2007. – 860 с.

3. Клименко О.И. Некоторые теоретические аспекты познания проблемы регулирования социально-трудовых отношений // Вестник БУКЭП, №3, 2001. – с. 31-42.

4. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. – 2-е изд.,-М.: ИНФРА-М, 207. – 272 с.

  • ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Предложен авторский подход к формированию инновационной модели социально-трудовыми отношениями, который будет способствовать перерастанию индивидуальной компетентности в организационную. Основная идея организационных изменений заключается в признании необходимости совершенствования системы управления социально-трудовыми отношениями.

  • Комплексная оценка хозяйственной деятельности предприятия (организации) системы ГМУ
  • Механизм государственного регулирование финансовых ресурсов муниципального образования
  • Научные подходы к формированию патриотической позиции будущих бакалавров туризма

Человеческие ресурсы являются важным ресурсом для стратегического успеха организации, а для продуктивной работы необходимо выстроить эффективную систему управления. Управление, в свою очередь, можно определить как особый вид деятельности, который может превратить неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу, а именно организовать взаимодействие людей так, что бы они выполняли определенные действия для достижения определенных действий.

Исследования в данной области подчеркивают важность человеческих ресурсов в системе управления организации, что определяет необходимость усовершенствования существующих подходов в управлении социально-трудовыми отношениями.

Важным фактором в формировании системного подхода управления персоналом организации являются социально-трудовые отношения, который позволяет организации занимать устойчивые позиции на рынке. Это связано с тем, что именно социально-трудовые отношения отражают все изменения, происходящие во всех организационных процессах, формируют условия эффективного использования трудового и интеллектуального потенциала работников, так как тип социально-трудовых отношений и уровень их развития позволяет с большей или меньшей эффективностью реализовать возможности человеческих ресурсов для достижения высоких финансовых результатов.

Социально-трудовые отношения определяются как существующая взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе трудовой деятельности, которые нацелены на регулирование и улучшение качества трудовой жизни. В то же время социально трудовые отношения субъективированы, так как отражают субъективно определенные интересы, потребности, намерения и действия участников этих отношений, определяемые их осознанной и взаимной зависимостью. Социально-трудовые отношение могут решать не только проблемы эффективной занятости и социальной защиты персонала организации, но и повышения технологизации управления человеческими ресурсами, что обусловлено изменениями условий труда и качества персонала. .

Стоит отметить, что социально-трудовые отношения делятся на определённые типы, зависимости от способа их регулирования. При этом тип социально-трудовых отношений определяется их сущностью, а именно, тем, каким конкретно образом принимаются важные организационные решения, а так же касающиеся изменений в социально-трудовой сфере внутри организации. В зависимости от сложившегося типа социально-трудовых отношений в организации можно охарактеризовать психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. Так, на практике, базисную роль в формировании организационного типа социально-трудовых отношений играют сложившиеся модели управления людьми в организациях, определяющих нормы индивидуального, группового и межгруппового поведения, основанные на равенстве (или наоборот неравенстве) прав и возможностей всех субъектов таких отношений.

Между тем, социальная деятельность коллектива не может существовать стихийно, самотёком. Развивающиеся в нём многосложные социальные процессы должны быть целенаправленными, сознательно регулируемые, что предполагает планирование социального развития коллектива.

При анализе реальных моделей социально-трудовых отношений было выявлено, что систему факторов, формирующих конкретную модель социально-трудовых отношений, и выбор соответствующих методов управления, обуславливает организационный контекст конкретной организации. При этом развитие трудовых отношений определяется не только изменением соответствующих организационных структур, но и субъективным восприятием происходящих институциональных изменений отдельными работниками или группами (как формальными, так и неформальными). Таким образом, фактически сложившаяся в организации модель социально-трудовых отношений является результатом сочетания специфических обстоятельств и конкретных факторов, влияющих на них. При этом было установлено, что наряду с формальными социально-трудовыми отношениями в каждой организации складывается неформальная (нелегальная) система социально-трудовых отношений, развитие которой может привести к существенному перераспределению власти и ответственности в организации.

Обе системы социально-трудовых отношений (формальная и неформальная) характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей отдельных работников и различных групп во всех организационных процессах, обусловленных институциональной спецификой конкретной организации. Выстраивание неформальной (нелегальной) системы социально-трудовых отношений, представляющей собой совокупность неформальных институциональных практик основных субъектов этих отношений, часто происходит параллельно с формальной, что может оказать крайне негативное воздействие на общее организационное развитие.

В практике управления часто возникают ситуации, когда руководители сосредотачивают свои усилия лишь на одном из этих аспектов социально-трудовых отношений. В результате неожиданно для себя и предприятия в целом они попадают в крайности, касающиеся работы с персоналом.

Первая крайность - когда забывают про стратегические вопросы и сосредотачивают своё внимание на оперативном управлении. При таком подходе персоналу понятно, что нужно делать, но не понятно - зачем, в каком количестве и с каким качеством. «Вы работайте, - говорит руководитель предприятия,- а я в конце месяца скажу, кто работал хорошо, а кто недостаточно хорошо».

Вторая крайность - подбор персонала «на авось». На таком предприятии работают родственники, знакомые, знакомые знакомых, и хорошие знакомые родственников знакомых.

Третья крайность - требовать выполнения планов и особого качества работы, не предоставляя возможности профессионального обучения. Вы работайте лучше и быстрее, а если не можете - это Ваша проблема, готовьтесь к увольнению.

Четвёртая крайность - постоянно меняющаяся система оплаты труда работников и отсутствие связи заработной платы с количественными и качественными показателями работы.

Пятая крайность - чрезмерное увлечение руководством предприятия контролем работы кадров.

При определении стратегии предприятия в построении социально-трудовых отношений нельзя игнорировать одну область и сосредотачивать свои управленческие усилия на другой области отношений.

Социально-трудовые отношения отражают специфику производственного процесса, который в каждой организации характеризуется уникальностью, отраслевой принадлежностью, что формирует определенную организационную структуру, сферы функционирования социально-трудовых отношений, значительно отличающиеся по типу, экономическим интересам субъектов, удовлетворенности работников условиями труда, уровнем заработной платы. Изменения, происходящие в рабочем процессе организации в целом, либо в отдельных бизнес- процессах, отражаются на всей системе социально-трудовых отношений, в первую очередь на экономических интересов их субъектов, заставляя последних принимать новые решения относительно применяемых моделей поведения и организационного взаимодействия.

На формирование инновационной модели социально-трудовых отношений оказывает воздействие сама сущность современной организации, которая с одной стороны активно влияет на процесс формирования системы социально-трудовых отношений, а с другой, находится под воздействием отдельных членов организации (чаще всего ключевых сотрудников, участвующих в принятии стратегически важных решений) и разнообразных организационных групп, являющихся полноправными субъектами социально-трудовых отношений. При этом в организациях регрессивного типа наибольшее влияние на формирование неформальной системы социально-трудовых отношений оказывают неформальные группы, активно продвигающие свои интересы.

Это связано с тем, что как институциональный субъект компания представляет собой совокупность индивидов, объединенных на основе выполнения определенных институциональных требований, ограничивающих нормы, средств и методы их действий в процессе достижения конкретной цели. Институциональные требования, выступающие в качестве объектов институциональных взаимодействий внутри организации, рассматриваются как набор необходимых для осуществления хозяйственной деятельности ограничений, выполнение которых обеспечивает субъекту (индивидууму или группе) достижение цели наиболее оптимальным способом, а также позволяет ему сохранить относительную устойчивость и экономическую стабильность. Накопление изменений в институциональных требованиях приводит к развитию противоречий между требованиями, сложившимися в результате предшествующего опыта, и требованиями как результатом изменившихся обстоятельств.

В то же время, как институциональный продукт компания становится формой согласования интересов на основе отказа ими от некоторой части своих личных (частных) интересов, что становится основой развития институциональных противоречий в рамках организации. Внутриорганизационные противоречия выступают как противоречия между формально закрепленными и реально складывающимися взаимоотношениями между субъектами социально-трудовых отношений всех уровней, способствующие созданию стимулов к благоприятному или неблагоприятному отбору модели экономического поведения. Так как согласие, или преследование общего интереса субъектов, возможно при условии отказа ими от некоторой части своих личных (частных) интересов, то это становится основой развития противоречий в рамках организации как института. Противоречие между частным и общим интересом может проявляться как конфликт между организационными требованиями и потребностями институционального агента. Обособление «подавляемых» частных интересов проявится как институциональный конфликт между разными субъектами социально-трудовых отношений.

Противоречия, принимая форму конфликтов, разрешаются посредством регламентации взаимодействий и обеспечения возможностей достижения целей всеми субъектами социально-трудовых отношений как участниками институционального процесса. Но если конфликт и преодолен, то это не означает, что между сторонами установилось равновесие и наблюдается гармонизация интересов, так как сложившаяся модель социально-трудовых отношений, отражая в нормах и правилах предпочтения разных субъектов этих отношений (организационных формальных и неформальных групп, отдельных индивидов), не может не принуждать некоторых из них к их соблюдению. Принуждение, заставляя их подчиняться институциональным требованиям, не снимает противоречий, лежащих в основе конфликта. Разрешение одного противоречия порождает другие противоречия, и институциональный процесс развития модели социально-трудовых отношений выступает постоянный поиск согласия, компромиссов, взаимных уступок участников этого процесса (групп и отдельных индивидов).

Таким образом, развитие системного подхода управления социально-трудовыми отношениями происходит в процессе разрешения институциональных противоречий, т.е. согласования индивидуальных, групповых и общеорганизационных интересов и требований. Причем в наиболее процветающих организациях преимущественное значение приобретают общеорганизационные институциональные требования, даже если система социально-трудовых отношений строится преимущественно по инновационному типу, для чего активно используются объединяющие идеи, ситуации или цели.

При этом формируется психологическая атмосфера, способствующая конструктивному взаимодействию сотрудников и рабочих групп в процессе решения своих рабочих задач.

Таким образом, в рамках каждой организации формируется специфическая модель социально-трудовых отношений, как сочетание формальной и неформальной системы социально-трудовых отношений комбинирующая определенные их типы и формы. В связи с чем важное значение приобретает процесс управления развитием социально-трудовых отношений, который должен происходить в направлении формализации нелегальной системы социально-трудовых отношений. Это изменение должно осуществляться исключительно ненасильственным путем при помощи формального закрепления спонтанно сложившихся приемлемых институциональных практик субъектов социально-трудовых отношений. При этом оппортунистические формы поведения могут быть нейтрализованы только в рамках организационного процесса институциональных изменений путем их постепенного превращения в прогрессивные (инновационные) модели поведения. Важным фактором успеха может стать внедрение прогрессивных технологий принятия важных организационных решений, основанных на реальных возможностях членов организации принимать важные решения и совершать конструктивные действия.

Предлагаемый принцип формирования модели управления социально-трудовыми отношениями будет способствовать перерастанию индивидуальной компетентности в организационную. Основная идея организационных изменений заключается в признании необходимости долгосрочного, всеобъемлющего изменения и развития организации и ее членов, поэтому процесс управления развитием кадрового потенциала организации непосредственно связан с процессом развития системы управления социально-трудовыми отношениями.

Список литературы

  1. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. М., СПб., К.,:Вильямс, 2003.
  2. Кобец Е.А. Проблемы социального развития производственных коллективов// Инновационные технологии в экономике и управлении.2007.№2(3).
  3. Андреева И.В., Кошелева C.B., Спивак В.А. Управление персоналом.- СПб.: Олма-Пресс, 2010. - С. 234.
Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие Спивак Владимир Александрович

Стили управления трудовыми отношениями

Менеджеры являются группой, растущей вместе с современным обществом, и все больше признается, что их способность определять многие аспекты трудовых отношений крайне важна для промышленности и общества. Для понимания роли управления в индустриальных отношениях применимы те же подходы, что и в управлении организацией, рабочей группой. Стратегии могут как быть последовательными моделями в части принятия решений и действий, так и включать скоротечные меры, предусматривающие ряд выборов в направлении заданной цели. В какой-то степени стратегии могут быть связаны с рыночными условиями и финансовой деятельностью фирмы в ситуации неблагоприятного спроса. Тогда в управлении наверняка начнут искать способ большего контроля над отношениями занятости (и не только над оплатой труда), поскольку слабость организации и местная автономия вероятнее всего проявляются там, где конкуренция на рынке товаров была относительно слаба.

Стратегии также связаны с предпочитаемым стилем управления индустриальными отношениями. Основными стилями являются: авторитарный (директивный), патерналистский (директивный, но направленный на благоденствие), конституциональный (переговорный, основанный на достижении соглашения между организованными работниками и руководством) и партисипативный (основанный на соучастии, вовлечении работников в принятие решений). Первый и второй соотносятся с унитарной схемой полномочий в организации, третий и четвертый оперируют плюралистическими понятиями. Вариантами таких стилей являются традиционализм (основанный на противостоянии профсоюзам), фальсифицированный (имитированный) патернализм, имитированный современный и стандартный современный подходы. Последний связан с осознанием ключевой роли человеческих ресурсов в достижении конкурентного преимущества, вовлечением персонала в принятие решений, политикой делегирования полномочий, соответствующим стимулированием.

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

1.4. Государственная система управления трудовыми ресурсами Выделяют такие методы реализации государственной политики в области занятости:1. Международное сотрудничество в области разделения труда: создание зон свободного перемещения рабочей силы, миграция по

Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

8. Государственная система управления трудовыми ресурсами Государственная система управления трудовыми ресурсами включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти, которые влияют на формирование и развитие основных

Из книги Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе автора Котлер Филип

Партнеры-дистрибьюторы в качестве творческих союзников: управление отношениями В маркетинге 3.0 власть принадлежит потребителям. К сожалению, не все организации имеют прямой доступ к ним. Обычно между компанией и ее клиентами находятся разного рода посредники. Эти

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Из книги Профилактика трудового спора с работником и действия в случае его возникновения автора Лукаш Юрий Александрович

Из книги Прицельный маркетинг. Новые правила привлечения и удержания клиентов автора Бребах Греш

Из книги Управление бизнесом. Психология успеха автора Пономарев Антон

4. Как управлять и зачем? Стили управления В соответствии с теорией управления, руководитель добивается успеха за счет организации труда других людей. То есть буквально загребает жар чужими руками.Как известно, основная цель любого дельца – получение прибыли. Психолог

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Рекомендуем почитать

Наверх