Проект сотрудничества с родителями в начальной школе «взаимодействие. Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность Из конституции и семейного кодекса РФ

Автоматизация услуг 19.09.2024

Светлана Садовщикова
Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность

: традиции и современность

«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

Антон Макаренко

Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения. Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей . Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи : за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. 9) .

Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений , основанная на взаимопознании , взаимодоверии , взаимопонимании и взаимоуважении . Работа по организации активного взаимодействия ДОУ с родителями находится в стадии динамичного развития. И если еще несколько лет назад привлечь родителей к работе детского садика было довольно сложно, то сегодня обстановка кардинально изменилась.

Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.

- Педагоги стали более профессиональными и смелыми, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.

Изменились формы общения воспитателей с родителями, которые сегодня взаимодействуют не только с активной ячейкой, но и со всеми родителями. Несмотря на то, что при подготовке к групповым мероприятиям инициатива чаще исходит от педагогов , хорошо уже то, что родители охотно поддерживают эти начинания.

Традиционные формы подразделяются на :

Информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

Индивидуальные (беседы, консультации) ;

Коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе , так и в жизни детского сада.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный , «act» - действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.) . Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Различают следующие формы дискуссии :

Круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

Симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

Дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь» , которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения» , «моделирующие игры» , «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры» , подчеркивает два основных признака : игровой характер и возможность взаимодействия .

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями , позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей , расширить представления детей по различным образовательным областям.

Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей . // Управление ДОУ 2002г., № 4 .

2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г . А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.

3. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьёй . [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

4. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6

5. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5

6. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н . П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

7. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т . П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

8. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г ., №7.

9. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.

10. Шатверян Т. С., Прищепа С. С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений» .

Взаимодействие педагогов с семьёй : традиции и современность

Новый человек является на свет слабым и беспомощным, и всё-таки взрослые, сильные люди держат равнение на этого малыша, окружают его прежде и раньше всего своей заботой, растят, воспитывают, проводят над его колыбелью бессонные ночи, охраняют его от всяческих напастей и болезней, ибо понимают: этому малышу принадлежит будущее.

М. Алексеев.

Будущее детей….

Каким мы хотим его видеть? Безоблачным или полным тревог и огорчений, стабильным или неопределенным, светлым или мрачным? Я думаю, выбор очевиден.
Русский философ, педагог-новатор Николай Федоров напоминает нам из XIX века: «Дети - не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать». И он прав, будущее, как известно, закладывается в настоящем. Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом.
Вневременным показателем общества (вчера, сегодня, завтра) я считаю его духовность и нравственность. Без этих составляющих невозможно существование человека. Невозможно его будущее. Нравственное возрождение нации – главная задача нашего Отечества.
Вселяет надежду тот факт, что эта идея легла в основу государственной политики. Недавно её озвучил президент страны Д.А. Медведев: «Без сомнения, благополучие семьи, сбережение нации, забота о близких, детях и старшем поколении – всё это залог успешного будущего России , наших национальных перспектив ». А государство – это мы с вами. И именно нам заниматься возрождением России.
Что может сделать учитель в столь важном деле? Многое! Но… только в союзе с родителями, общественностью. Как тут не вспомнить слова индийского философа современности Сатья Саи Бабы: «Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы привить детям идеалы. Лучше всего, если ценности будут прививать родители в семье, учителя - в школе, и окружающие люди на улице». Каждый на своем месте, а вместе это - сотрудничество.

Понятие СОТРУДНИЧЕСТВО у меня ассоциируется со словами трудно, совместный труд, творчество .

Труд… Трудно … Действительно, воспитание – процесс непрерывный и трудоемкий. Сложно порой бывает найти общий язык учителю с родителем: большинство родителей озабочено материальными проблемами семьи и самоустраняются от планомерного воспитания ребенка.
Трудно приходится и родителю, который, даже занимаясь воспитанием, не всегда владеет знаниями по психологии, возрастным особенностям ребенка. Такой родитель зачастую действует интуитивно, а это не способствует положительному результату.
Особенно трудно бывает учителю в двух ипостасях – педагога и родителя. Я утверждаю это, опираясь на личный опыт. С одной стороны, я владею теорий, имею опыт работы с детьми разного возраста. Но часто моя учительская позиция вступает в конфликт с моей родительской. Всегда считаешь, что твой ребенок должен быть примером для остальных. Ведь он учительский … Мои «учительско-родительские» старания не прошли бесследно: старшая дочь продолжила семейную педагогическую династию, выбрав профессию учителя.
Но трудности , как известно, закаляют. Я в этом уверена. А их преодоление - процесс увлекательный и творческий.
Творчество. .. Это слово вызывает у меня особые чувства. Ведь это – создание новых по замыслу ценностей. А ребенок – ценность. Да ещё какая! Каждый ребенок уникален. И заслуга в этом родителей в первую очередь. Именно они вкладывают в него основы нравственности, формируют его внутренний мир, знакомят с азами этики и эстетики. У В.А. Сухомлинского есть замечательные слова о том, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Учитель тоже обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Он дает знания, способствует развитию интеллекта, прививает культуру общения.
А если объединить наши усилия? По-моему, от такого творческого тандема выигрывают все и, в первую очередь, ребенок. Дети, воспитанные в обстановке любви и взаимопонимания, вырастают уверенными в себе людьми. Они ответственны, доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Ну, разве не такими мы хотим видеть своих детей?

Труд – вид деятельности. А деятельность предполагает наличие цели , средств , результата.

Цель у школы и родителей едина: воспитать Человека успешного, достойного, конкурентоспособного. Но в погоне за успехом важно не растерять более ценное, что есть в человеке – Совесть. Для достижения такого результата потребуется работа ума и сердца как семьи, так и школы.
В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык. Хотя это и не просто. Ведь родители - взрослые люди со своими взглядами и претензиями. И не каждый готов к такому сотрудничеству. А без взаимного согласия здесь не обойтись.

Сотрудничество и только сотрудничество! И оно дает свои плоды!

Дорогие папы и мамы! Будущее наших детей - это наше будущее. И оно в наших руках! Мы, учителя, ваши союзники. И у нас общий интерес: Сохраненные дети в Сбереженном мире.

Внимание, любовь, заботу
Своим мы детям отдаем.
Родитель – трудная работа,
Но есть в ней смысл, раз мы живем.
Объединим свои порывы!
Я повторяю много раз,
Что дети – это наша сила!
И процветание России
Зависит только лишь от нас!

Беспалова Марина Владимировна, учитель истории и обществознания филиала МОУ СОШ № 1 «СОШ в п. Маяковское»

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно всё готово – и форма, и бант.
И чудо-цветы украшают сервант.
А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья –
Коту, вместо каши, он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.
На часиков шесть или лучше на пять».
Мне мама сказала: «Наивной не будь –
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз!
Всё завтра меняется в жизни у нас».

…Знакомая каждому картина. Так началась моя школьная жизнь. И моих друзей, и еще многих тысяч детей по всей стране.

СЕМЬЯ +ШКОЛА+УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК = НАШЕ БУДУЩЕЕ!

Смыслова Виктория Анатольевна, учитель немецкого языка МОУ СОШ № 3

Родители и школа: сотрудничество во имя будущего детей

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны и, значит, и историю мира…
А.С.Макаренко.

Видимо, подавляющее большинство людей согласится с А.С.Макаренко. Действительно, нынешние родители воспитывают будущее нашей страны. А помочь им в этом призвана школа.

Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить.

На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

В сегодняшнем цивилизованном мире люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей.

Все люди разные. И все семьи разные. И все дети разные. Это естественно. Но как часто мы склонны это забывать, и искать помощи в каких-то общих рекомендациях, употребляя при этом скучные и фальшивые слова: «ребёнок должен…», «положено, чтобы ребёнок…» и т.п. Это ошибка. Ребёнок изначально ничего не должен, и ничего ему не положено. Это мы должны создать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания и действия. И только со временем, когда он сам поймёт, что он именно должен и кому, он будет отдавать эти «долги» - отдавать своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям и, наконец, к своим детям.

А для этого нам надо принять нашего ребёнка таким, какой он есть, постараться понять его и с учётом его особенностей найти тот единственный способ взаимоотношений с ним, который не приведёт к дополнительным сложностям, а, наоборот, даст почувствовать истинную любовь, тепло и защищённость, которые являются самыми ценными в семье.

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом», - писал Ш. А. Амонашвили.

Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния.

Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах.

Немаловажным является воспитание и развитие ребёнка. И если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, приводит к правонарушениям. К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются.

Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия, как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т.IV – c.504/.

Конкретная помощь со стороны школы на разных ступенях обучения школьников различна, она имеет свои задачи и содержание. Если в дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка являлась игра, то с поступлением ребёнка в школу основным и новым видом деятельности для него является учебная деятельность. Родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности, умению жить в новом для них школьном коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми.

Воспитание детей – это единая цель всего сообщества - родителей, педагогов. Объединившись, мы сумеем достичь её, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированную гражданскую позицию.

Исходя из этой цели, пересматриваются отношения: учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Я ставлю целью перестроить отношение так, чтобы оно было единым: ученик – учитель - родитель , т.е. главная фигура в воспитании и образовании – ученик-ребёнок.

А для этого как учитель начальных классов должна уметь:

Направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

Развивать у родителей положительное отношение к школе, обучению детей, доверие к учителю;

Помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

Тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

Школа должна привлекать родителей к работе с детьми, к участию в школьной жизни своего ребёнка. Это можно делать различными способами, так как существует множество форм работы учителя с родителями. Эти формы делятся на две большие группы: индивидуальные и коллективные. Я стараюсь использовать в своей работе разные формы общения с родителями моих учеников.

Индивидуальные:

1. Изучение семьи школьника . Визит в семью – ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам, наладится ли контакт и взаимопонимание в вопросах воспитания ребёнка в школе и в семье.

2. Анкетирование, социологические исследования – необходимы для знакомства с учениками и изучения условий жизни и быта в семье.

3. Беседы (индивидуальные). Они дают мне возможность не только оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогают родителям в выборе правильного подхода к детям.

Коллективные:

1. Беседы (коллективные) или консультации для родителей могут быть плановыми или неплановыми. Беседы с родителями можно проводить на любые темы.

2. Родительские собрания – основная форма коллективной деятельности. Классные собрания могут быть построены по-разному. Я стараюсь проводить их в нетрадиционной форме. Это может быть семинарское занятие, деловая игра, диспуты и т.п.

Более полное знакомство с родителями начинается с первого родительского собрания, где я знакомлю их с основными законодательными документами и уставом школы.

Собрания в конце каждой четверти или полугодия провожу отчетные. Моя задача состоит в том, чтобы показать родителям, насколько выросли их дети в плане знаний, умений и навыков. Для таких собраний вместе с детьми оформляем выставки лучших работ по различным предметам, выставку лучших тетрадей, лучших поделок и рисунков и т.п.

Такие выставки помогают мне показать, а родителям представить уровень развития их детей. Таким образом, собрания сближают не только родителей и детей, но и учителя и родителей.

Использование всех форм работы с родителями в системе всегда объективны и обязательны для учителя. Зная, какие в семье взаимоотношения, учитель может оказать помощь в определении методов и приёмов воспитания ребёнка. Не менее важным является авторитет родителей. Он помогает формированию взглядов и убеждений ребёнка, способствует становлению его самостоятельных суждений. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребёнок, по словам В.А.Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

В педагогике существует множество как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями. Каждый учитель вправе выбирать те формы, которые, по его мнению, в большей степени подходят для данного класса учеников и их родителей.

Когда я принимала незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волновало, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми , необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку.

Я смею надеяться, что, работая в содружестве (родители + учитель), мы достигнем поставленных целей в воспитании детей, и пусть это будет нашей совместной победой.

Лукша Инна Михайловна,

учитель начальных классов МОУ гимназии № 6

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

– Ну и профессию ты выбрала себе, – много лет назад сказал мой одноклассник: – Каждый день рассказывай об одном и том же, объясняй одно и то же. Скучно. Не надоест?

… Вот уже 25 лет мой Новый год начинается 1-го сентября – первым школьным звонком и заканчивается 25 мая, когда звенит последний школьный звонок.

… Вот уже 25 лет каждый день я живу по одному и тому же расписанию:

8.30 – звонок

45 минут – урок

10 минут – перемена

45 минут – урок

……….

Скучно? Но разве скучно быть ПЕРВЫМ? Ведь учитель – первый, кто зажигает свечу от свечи философа, социолога, исследователя, зажигает, чтобы, освещая путь и согревая теплом своего сердца, идти вместе с детьми к тайнам познания. Идти каждый день, каждый год …

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ну кто, скажите, кроме учителя, по-доброму может похвастаться своим созвездием – СОЗВЕЗДИЕМ УЧЕНИКОВ, где каждая звездочка – большая она или малая – РАВНОЗНАЧИМАЯ, РАВНОВАЖНАЯ, РАВНОНУЖНАЯ?!

И я равнозначно одинаково спешу к моим звездочкам, как только что появившимся на моём небосклоне, так и уже сияющим не первый год.Спешу каждый день, каждый год…А особенно трепетны и волнительны встречи с теми, кто ушел в самостоятельную жизнь. Как всегда, за неделю до Вечера встречи с выпускниками звонки (нет, теперь не звонки, теперь SMS-ки, электронные письма): «Когда?.. Во сколько?.. Приглашаем!.. Очень ждем!»

Мои 26-летние одиннадцатиклассники (а как иначе назвать?) из школьных звездочек стали действительно звездами: врач, банковский работник, менеджер солидной фирмы, преподаватели (!!!) техникума и академии, научный сотрудник (в 26 лет!). У многих решён пресловутый квартирный вопрос, многие уже опора для родителей… Но многие, особенно парни, не спешат создать семью.

– Жениться? К чему? Сейчас всё так нестабильно…

– А у меня всё распланировано: вначале учёба, работа, устроенный быт, карьера. Затем можно и замуж, но вначале пожить для себя и только потом дети…

(Вы только вдумайтесь, что молодежь оставляет на потом?!)

– А вы смотрите фильм «Школа»? Мы с мужем не спешим иметь детей, а когда посмотрели пару серий… Родить ребенка, вырастить и отдать в такую школу?!

…Такая школа… «Гротеск», – по поводу этого сериала говорят мои нынешние одиннадцатиклассники. И все же… Измученные контрольными срезами, мониторингами, экзаменами ученики, вечно занятые и куда-то спешащие родители, недовольные и нервные учителя. Такую картину мы наблюдаем довольно часто в современной школе. А самая основная проблема современной школы, как отметил ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, – воспитание школьников и отношения семьи и школы. Отметив, что эти отношения «всегда были непростыми», он привел слова Льва Толстого о том, что «взгляды родителей и учителей трудно примирить», так как и те и другие «по-разному смотрят на цели образования».

Не секрет, что в настоящее время чаще всего школа берёт на себя ответственность только за обучение. И учитель, приспосабливаясь к критериям оценки его деятельности, понимает, что основной способ осуществления поставленной перед ним задачи (Даешь высокий балл! Даёшь высокое качество знаний! Даёшь высокий результат ГИА и ЕГЭ) – это труд, труд, труд. Но позволю себе вспомнить народную притчу. «Человек, впрягшись в плуг весной, вспахивает борозду за бороздой. Пот заливает его лицо, а он, тяжело дыша, повторяет: «Пахать, надо пахать!»…А пришел осенью на поле – пустое оно, нет урожая. Оказывается, кроме того что надо ПАХАТЬ, надобно ещё и СЕЯТЬ». Сеять разумное, доброе, вечное. Об этом гласит и Закон РФ «Об образовании»: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования».

– Но ведь процесс воспитания начинается в семье! – возразят многие. – И успешность его зависит прежде всего от образа жизни родителей, которые являются примером для детей.

А другие добавят:

– И в «Концепции модернизации российского образования» сказано: «Исключительная роль в воспитании детей принадлежит семье».

…Очередной выпуск и очередной 5-й класс. Среди любопытных, робких, спокойных лиц пятиклашек отмечаю одно – жизнерадостное, весёлое, открытое. Как тянул он руку, как спешил он выплеснуть всё, что знает! И какими искорками загорались его глаза, каким становился он важным, когда учитель ставил заветную «5» в дневник! Но случалось, и довольно часто, другое – потухший взгляд, совершенная апатия…

Я потом узнала, что папы у мальчика нет, а мама пьёт. И лишь когда она выходила из запоя, вспоминала о своих обязанностях, помогала сыну в учёбе. Но с каждым годом это было всё реже и реже. Мальчик не готовился к урокам, пропускал занятия, потому что дома шумные мамины компании и, как следствие, бессонные ночи.

Как-то задала ему выучить стихотворение, чтобы хоть за что-то поставить оценку. На мой очередной вопрос – «Выучил?», раздраженно ответил: «Да что вы привязались со своим стихотворением? У меня мамку лишают родительских прав, а меня в приют. А я не хочу в приют, я хочу с мамкой!»

Мать лишили родительских прав, подросток попал в детский дом, совсем забросил учебу и по окончании 9-ти классов получил справку. Сейчас ему 18. Частенько вижу в городе подвыпившим… Знаю, что социальные педагоги, учителя, воспитатели пытались повлиять на мать, на ребёнка. Пытались! Но, вероятно, недостаточно. А сколько таких учеников выходит из стен школы! В погоне (любой ценой!)за средним баллом мы не успеваем заметить, что творится в душах детей.

Я давно пришла к убеждению: каждый учитель в своей работе должен преследовать следующие цели: понять личностные качества ребёнка, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний, т.е. приоткрыть микромир каждого ребёнка, показать, что даже самый «плохой» ученик в душе талантлив, а может быть, и гениален, научить ребёнка жить в этом «прекрасном и яростном мире», помочь осознать – важно не то, кем ты будешь, важно, каким ты будешь. И как здорово, когда и для родителей важен прежде всего внутренний мир ребёнка, его душа!

Ещё один мой ученик – Иван Пчелинцев. С малых лет заметив в сыне страсть к рисованию, мама всячески старалась развить в нём этот талант: учеба в ДШИ, выставки, конкурсы в России и за рубежом... О его успехах не однажды писали в газетах. В 7-м классе на Московской международной Неделе Моды и Искусства подросток занял III место и получил специальный приз от Московского Дома Моды. В свои 14 лет – член молодежной лиги «Союза дизайнеров России» и …неуспевающий ученик в школе. Как сильно он переживал эту дисгармонию! «Мне очень стыдно…Я стараюсь учиться, – говорил Иван, – но у меня почти нет свободного времени: выставки, конкурсы … Только мама понимает меня и поддерживает, как может». А если бы не понимала? Если бы, как многие другие родители, интересовалась только одним: «Что получил?»

И тысячу раз прав Лев Толстой, сказав однажды: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Я уверена (и очень рада, что в этом убеждении я не одинока): эффективность образовательного процесса в школе возможна только при условии партнерства с родителями , ведь, по сути, мы, и учителя, и родители, делаем одно: воспитывая и обучая сегодня, мы создаём завтра, ибо сегодняшние дети – завтрашние взрослые, а значит, и лицо страны.

На сегодняшний день отношения между семьёй и школой обнаруживают массу проблем, связанных с несовпадением взаимных ожиданий. Как правило, родители не удовлетворены качеством образования. А школа в свою очередь предъявляет серьёзные претензии к семье: родители не выполняют свои обязанности по отношению к собственным детям.

А дети? В семье они слышат нелестные суждения о школе, а в школе должны подчиняться тому, что не одобряют родители. Мало того, что в большинстве случаев родители молчат и в борьбе за хороший аттестат боятся открыто заявить о своих претензиях, они убеждают детей терпеливо выносить эту несправедливость, дабы не впасть в немилость и не накликать беду. А потом удивляемся: где научились наши дети так выкручиваться, угодничать, лицемерить?

Вот и получается: жизнь – большая полноводная река. На одном берегу – школа, на другом – семья. А посередине, в лодке, – наши дети. И плывут они по жизни, гребя изо всех сил, а многие – просто опустив весла, каждый своим курсом, в зависимости от того, что им повезло или не повезло получить от семьи и школы.

Это в природе – гора с горой не сходится. Но мы люди, homo sapiens. И я уверена, мы можем найти компромиссное решение проблемы взаимоотношений семьи и школы, чтобы будущее наших детей, а значит, и страны, было светлым и прекрасным. Я думаю, школа должна заниматься не перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребёнке заложено природой и семьёй, сохраняя при этом индивидуальность, развивая творческое начало, заложенное в ребёнке. А семья должна смотреть на школу как на помощницу в деле воспитания. Благотворность правильных взаимоотношений семьи и школы необходима, ибо взаимный дух СО-ТРУДНИЧЕСТВА, СО-ТВОРЧЕСТВА, СО-ВМЕСТНОГО поиска хороших для детей решений принесёт пользу всему обществу . Нет на свете неспособных детей. Есть глухие и слепые дяди и тети, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – ЛИЧНОСТЬ.

Как страшный приговор современному состоянию семьи и школы читаю слова Николая Белозёрова, учителя истории из Вологодской области: «Семья и школа – два тяжелобольных человека. И у одного и у другого – кризис ценностей и экономия души». Да, «пилюля горькая, а проглотить придётся».

Раздался детский плач в ночной тиши -

Потерянный, надрывный, безутешный...

Наверное, твоей святой души

Коснулась тень моей души мятежной.

Не плачь, малыш... Я свечку затеплю

Перед иконой над твоей кроваткой.

Прижмись покрепче к моему теплу

И спи спокойно, безмятежно, сладко.

О высшем мире, о святой любви

Я так душой израненной тоскую...

Когда целую пальчики твои,

Я словно руки Ангела целую.

Не плачь... Мне никогда не надоест

Дарить тебе любовь и утешенье,

Дитя моё…Мой неподъемно легкий крест,

Моя Голгофа и мое спасенье.

Засни, улыбкой сердце мне согрей...

Я сон твой грешной мыслью не нарушу

Быть может, ради чистоты твоей

Бог исцелит больные наши души.

Кто-то из древних сказал: «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители, воспитатели, учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа. Дом, в котором будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться ЗВЕЗДЫ, РАВНОЗНАЧИМЫЕ, РАВНОНУЖНЫЕ, РАВНОВАЖНЫЕ…

Дерманская Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1

Родительское собрание на тему «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

Цель:

повысить качество отношений семья – школа и создать систему сотрудничества семьи и школы с целью осуществления благоприятных условий для формирования личности ребёнка;

Задачи:

1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;

2. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

3. Развитие общих интересов взрослых и детей;

4. Воспитание сплочённости семьи.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я проведу сегодня родительское собрание на тему «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Ученик – учитель – родители» - это три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Если взять чашу терпения, влить туда полное сердце Любви, бросить две пригоршни Щедрости, плеснуть туда же Юмора, посыпать Добротой, добавить, как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешать. Затем полученный состав положите на отрезок отведенной вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!

Если мы все (учителя, родители, ученики) будем применять этот рецепт, то наш воз сдвинется с места к цели.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.

Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

ШКОЛА – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на глубочайшее и первоочередное влияние семьи.

СЕМЬЯ – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Объединение людей, ревностно защищающее.

Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:

Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);

Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;

Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать

Обязанности и права семьи.

Из конституции и семейного кодекса РФ:

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей.

Они призваны:

воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

подготавливать их к общественно полезной деятельности,

приучать к дисциплине,

заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

стимулировать к осознанному выбору профессии.

Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.

Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относится к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.

Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать – с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнению своих школьных обязанностей и помощи по дому.

Обязанности и права школы:

Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ)

Организует учебно-воспитательный процесс в школе

Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;

В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.

Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.

Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.

Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим.

Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя.

Педагогика должна стать наукой для

всех – и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были

наши учреждения, самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо

заботиться о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни.

В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у исто­ков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном пони­мании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1.Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в та­ких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он ма­ленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения со­циально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожи­точный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увле­каются просмотром передач политического или художественного ха­рактера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувст­вовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уни­кальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где за­кладываются основы будущей личности.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходи­мыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощу­щает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются осно­вы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчужде­ние между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной на­циональной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уро­вень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся о факторах, влияющих на становление личности учащихся. Были получены следующие результаты:

Факторы, влияющие на становление

личности учащихся

Учащиеся

Общество

Из таблицы видно, для детей главный фактор, влияющий на становление его личности, семья.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении

Воспитание – дело обоюдное и очень важное.

Мечта каждого родителя - умный и здоровый ребенок. Мечта каждого ученика - хорошее образование. Зная, что школа обеспечит вашему ребенку высокий образовательный уровень, вы можете быть уверены в хорошем будущем вашего ребенка.

Учебно-образовательные программы определяют базовые знания, умения и навыки для каждого предмета и каждого класса. Чтобы ваш ребенок был успешным в школе, в работе, смог адаптироваться в современном сложном мире, он должен совершенствовать свои знания и навыки. Чем выше ваш ребенок подготовлен академически, тем больше у него перспектив выбора в будущем.

Помните, что для вас важно следить за академическими успехами вашего ребенка, чтобы вовремя знать о его успехах и неудачах.

Поддержание откровенного диалога между вами и учителями вашего ребенка будет способствовать его учебным успехам. Учителям важно ваше участие, которое поможет совершенствовать знания и навыки ребенка, необходимые для будущей жизни. Чем выше будет ваша заинтересованность в образовании и воспитании вашего ребенка, тем успешнее школа поможет ему в достижении образовательных стандартов.

Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

Воспитание ребенка в семье

Памятка для родителей.

Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать

Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.

Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.

Правило 6 . с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

Правило 7 . научить общаться с другими детьми, людьми.

Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Правило 9. Воспитание - это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны.

Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»

Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи4 расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

Спасибо вам за внимание.

Список используемой литературы:

    Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982

    Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985

    Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985

    Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988

    Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование

    Ресурсы Интернет.

ФИО: Кайгородова Татьяна Павловна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Пермский край Карагайский район

Должность: учитель начальных классов

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ »

ПРОЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

в начальной школе

Длительность проекта: 4 года.

Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.

Соловейчик В.

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат.

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего. Учащиеся, родители и классный руководитель – коллектив единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.

На период с 2012 по 2016 учебный год мною разработана программа воспитания «Вместе – дружная семья». Для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании я составила данный проект. Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года по направлениям. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Информация», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Не могу не отметить, что на первом году взаимодействия необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе , уровень тревожности , развития интеллекта, мотивации , эмоциональный фон («Десять моих я», «Краски», «Мое настроение» и т.д.). Начинаю изучать семью каждого из учеников. После этого я налаживаю взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими ближайшими родственниками своих учеников. Перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Практически в каждом классном коллективе формируется активная творческая группа родителей, которая помогает мне заинтересовать других родителей разного рода деятельностью, направленной на достижение желаемого результата. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

В течение многих лет работы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Срок реализации проекта : 4 года.

Участники проекта :

    родители учащихся

    классный руководитель

    педагог-психолог

    учителя-предметники

Цель:

Создание условий для активизации процесса воспитания и создание условий для совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации.

Задачи:

1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель — учащийся учитель;

2.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

3.Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и прочего характера;

4.Привлекать родителей к управленческой деятельности школы (Совет школы, Совет профилактики, родительский комитет).

5.Создать условия для формирования у родителей положительного отношения к школе.

Предполагаемые результаты

    Участие родителей в управлении ОУ (Совет школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);

    Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);

    Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;

    Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

    Формирование положительного отношения к школе.

Показатели результативности:

    Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;

    Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;

    Степень активности родителей в реализации проекта;

    Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

    Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

    Презентация результатов проекта.

Механизмы реализации проекта

    Создание системы отношений: организация традиционных, тематических и творческих совместных мероприятий.

    Использование приемов и форм в работе, направленных на демонстрацию семейного передового опыта воспитания, опору на семейные традиции.

    Использование в деятельности приемов КТД, применение различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.

    Использование приемов, стимулирующих социальную активность.

    Способствовать положительной мотивации родителей и учащихся и возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.

    Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Семья и школа – это два социальных института, и от согласованности их деятельности зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Основные направления в работе с родителями

Диагностическое

    Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).

    Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе. (Наличие огромного количества разработанных анкет и диагностик позволяют отследить не только динамику развития взаимоотношений, но и другие моменты при сотрудничестве с родителями).

Просветительское

    Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, библиотекаря, учителей-предметников.

    Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

    Оформление буклетов-памяток для родителей по взаимодействию с детьми.

Коррекционное:

    Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.

    Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.

    Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

Консультативное:

    Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка;

    Посещение семьи.

Организационное:

    Проведение совместных традиционных творческих и тематических мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения учащихся, родителей и педагогов школы).

    Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч с администрацией учебного заведения.

    Дни коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческая деятельность.

Этапы реализации проекта

Организационный – сбор информации о семьях учащихся (диагностики): изучение образа жизни семей, выявление особенностей семейного воспитания, изучение воспитательного потенциала семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.), выявление положения детей в системе семейных отношений.

Составление социального паспорта класса: составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей и др.

Основной создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы: организация работы родительского комитета класса, общешкольного родительского комитета, работа лектория психолого-педагогического просвещения родителей, проведение дня открытых дверей в классе, в ОУ. Организация совместного досуга: формирование системы массовых мероприятий с родителями, организация совместной общественно — значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

Заключительный – рефлексия, анализ результатов проекта, выводы мониторинговых исследований.

Основные идеи взаимодействия

Наиболее эффективными формами работы с родителями считаю родительские собрания и мероприятия . Именно они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы собраний позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной внеурочной деятельности. Пример родителей — неоценимый образец для детей.

Примерная тематика классных родительских собраний

1 класс

1.Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников. Встреча за круглым столом.

2. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Лекция психолога о результатах диагностики детей, поступающих в первый класс.

3. Игра и игрушка в жизни младшего школьника. Родительская конференция.

4. Перелистывая страницы учебного года. Подведение итогов года за чашкой чая.

2 класс

1. Поощрения и наказания детей в семье. Семейные традиции. Круглый стол.

2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Игра. Тренинг.

3. О разумной родительской любви. Совместный праздник с детьми.

4. Как взрастить в ребенке нравственность? Из опыта семейного воспитания.

3 класс

1.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе. Лекция психолога.

2. Эстетическое воспитание в семье — школа высококультурного человека.

3. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения. Презентация опыта.

4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?

5. Поощрение и наказание как методы воспитания. Дискуссия.

4 класс

1.О памяти и интеллектуальном развитии школьника. Лекция психолога.

2. О родных и близких с любовью. Семейная гостиная.

3.Как научить своего ребенка жить в мире людей? Круглый стол.

4. «Прощай, начальная школа»! Праздник.

В плане улучшения качества семейного воспитания особое внимание уделяю системе педагогического всеобуча родителей , который начинается до поступления ребенка в школу. Цель работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе, успешному обучению, а также достижению желаемых результатов в воспитании в течение всего срока обучения в школе.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система мер по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

    опора на положительный опыт семейного воспитания.

Ключевые мероприятия 2012-2013 учебного года

Диагностические:

    Лекция педагога-психолога об итогах психологического обследования учащихся, поступающих в первый класс.

    Анкетирование и мониторинг: «Вы и ваши дети», «Общественная оценка и поддержка школы родителями», «Школа глазами родителей», «Изучение характера отношений между педагогами и родителями» и др.

    Педагогические практикумы: «Какие вы родители?», «Во что играют наши дети?»

Просветительские:

    Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни младшего школьника». Родительская конференция.

    Школьная научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников (Приглашение родителей).

    Изготовление и распространение буклетов-памяток на темы воспитания и обучения.

    Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Коррекционные:

    Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года». Подведение итогов года за чашкой чая.

    Тренинги: «Грубость и агрессивность», «Ошибки в воспитании».

    Круглые столы, собрания, родительские комитеты по обмену и распространению передового опыта воспитания.

    Индивидуально-профилактическая работа.

Консультативные:

    Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников».

    Регулярные индивидуальные консультации для родителей («О преодолении трудностей адаптации первоклассников в школе», «Оказание необходимой помощи и поддержки одаренным учащимся и учащимся, имеющим затруднения в обучении», «О корректном поведении в школе и вне школы», «Злость и агрессия», «Построение конструктивных взаимоотношений со сверстниками» и другие).

    Консультации для родителей «Как подготовить проектно-исследовательскую работу».

Организационные:

    Родительское собрание «Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников». Встреча за круглым столом.

    Рейды: «К уроку готов!», «Обложка», «Сменка», и другие (организация и проведение силами родителей).

    Тематические мероприятия: литературная гостиная «В гостях у сказки», математический турнир «Веселые звездочеты», семейная игра «Пословица недаром молвится», «Вечер отдыха для первоклассников» (помощь в организации и проведении, а также участие родителей).

    Ремонт класса, его озеленение, помощь при генеральных уборках.

    Организация экскурсии в районный краеведческий музей;

    Совместный отдых на природе.

    Посещение театрализованных представлений.

    Подготовка художественных номеров для праздника «Посвящение в первоклассники» и участия в концерте, посвященному Дню Победы.

    Участие в разнообразных творческих конкурсах: «Жизнь леса и судьбы людей», «Экоёлочка», «Вода – бесценный дар природы», «Зелёная планета», в акции «Птицы за моим окном» (при содействии родителей).

Классное руководство – это не работа, это образ жизни . Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно . В течение многих лет работы веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Листы активности родителей и учащихся помогают увидеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год. Необходимо отметить , что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказываем пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, менялось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались по запросам участников воспитательного процесса.

В данном проекте отражена только деятельность с родителями.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД МАОУ Гимназия № 3 Павленко Оксана Владимировна

Тема: Технология сотрудничества во взаимодействии семьи и школы

Цель: Организовать совместные мероприятия с родителями

«Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника …. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...»

К. Д. Ушинский

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют социум, семья, а школа направляет этот процесс в русло конкретных педагогических задач. Драматург и писатель Виктор Розов писал: «Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом-это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы, все-таки основы формирования личности начинаются в семье.»

Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом. На сегодняшний день актуальное значение приобретает не только взаимодействие в нашем традиционным понимании, а прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и школы, он стремится к достижению конечной цели– обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно с семьей и школой. Общеизвестно, что родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.

Януш Корчак подчеркивает, что «сотрудничество, вера в опыт и совместная жизнь движут обучение и воспитание». Нельзя не согласиться с данным высказыванием, так как личный опыт, совместная работа школы и семьи в условиях сотрудничества позволяют поднять на качественно новый уровень педагогический процесс, сделать его более интенсивным и эффективным.

Таким образом, семейно-педагогическое сотрудничество может быть представлено через взаимодействие учителей, воспитателей и родителей осуществляемое в совместной ценностно значимой̆ деятельности на основе субъект-субъектных отношений, характеризующееся диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач и преодоление конфликтов в условиях партнерства и взаимосодействия, что обеспечивает личностный рост школьников и развитие воспитательного потенциала семьи.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Каждая школа в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

Основная форма работы с семьей из моей практики - это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. На протяжении второго года работы в классе, в котором я работаю, сложилась традиция проведения ряда мероприятий, активными участниками которых являются родители («Ищем Деда мороза и подарки»).

Задача сотрудничества «Семья и школа» - сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.

Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка. Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. «Туристический слет» - школьный слет, посвященный Всемирному Дню Туризма 27 сентября. Школьники и родители проходили испытания на лесной поляне в городском парке. На каждой станции были свои задания. Завершился туристический слет пикником, который подготовили родители. Заряд бодрости и сплоченности получили участники соревнований.

Перед воспитателями стоит очень важная задача – поселить счастье в каждой семье. В основе нашей работы с семьёй – педагогика равноправного сотрудничества, диалога и взаимодействия. Лейтмотив общения: “Школа - для семьи, вместе с семьёй”. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса нам позволяют разнообразные формы взаимодействия.

В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку, его интересам и проблемам, вызвать расположение и симпатии к делам класса, школьного учреждения, мне помогают следующие, наиболее оправдавшие себя в работе, интерактивные формы сотрудничества.

Каждый воспитатель группы продленного дня выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя группы продленного дня с родителями.

Свою работу с детьми выстраиваю на основе тесного взаимодействия с семьей, через проведение совместных мероприятий и праздников. Их задача: обогатить родителей педагогическими знаниями для успешного всесторонне- гармоничного развития личности ребёнка. Активно использую разнообразные формы работы: экскурсии, стенгазеты, выставки детских работ, конкурсы, праздники, мастер-классы, акции, беседы и др. О нескольких из них я хочу вам рассказать.

Первый праздник, который провела в первом и во втором своем классе в группе продленного дня - День матери, вошедший теперь в традицию класса. День матери занимает особое место в нашей стране. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Поддержим традиции бережного отношения к женщине, закрепим семейные устои. Ко Дню матери с привлечением пап класса я надумала испечь сахарное печенье, помимо открыток. В организации праздника участвуют только папы. В преддверии праздника папы и дети в столовой гимназии готовят из сахарного песочного теста печенье для мам, вырезают различными формочками тесто и посыпалось печенье яркими посыпками, орехами и с помощью повара подарки выпекают, а вечером дома с папами сладкий подарок, созданный своими руками, будет вручен любимым мамам. В классе после того, как печенья испеклись, мы привязывали ленту на печенье. Можно только представить, как папы и дети совместно готовят печенье! Если раньше родители (особенно папы) были только пассивными зрителями школьной жизни своего ребенка, то сейчас они становятся ее активными участниками. Цель такого праздника: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. И теперь с каждым годом дети и папы ждут это мероприятие в классе. Некоторые родители поделились своими яркими впечатлениями об этом мероприятии и рассказали, как они дома стали тоже к празднику выпекать печенье всей семьей.

Школьное мероприятие «Осенняя ярмарка» - это масштабное мероприятие, охватывающее учащихся всей школы и их родителей. Это событие долгожданное, любимое и детьми, и родителями. Подготовка начинается заблаговременно: вместе с детьми родители продумывают тематику своих столов, изготавливают плакаты, баннеры, шьют костюмы, придумывают, кричалки-зазывалки. Дети и родители приходят на ярмарку со своим «товаром» для продажи, одетые в традиционные русские костюмы. Такая совместная деятельность и родителей сближает, работает на сплочение классного коллектива, заряжает позитивной энергией на весь учебный год.

Следующее мероприятие - День именинника, ставшее традицией класса. За организацию мероприятия отвечают родители, я готовлю сценарий праздника. Родители делятся на творческие группы и определяют для каждой группы свое мероприятие. Кто-то из этой группы занимался покупкой подарков, другая часть родителей занималась организацией стола, а третья помогала с конкурсами для детей.

Новогодняя мастерская – добрая традиция проведения предновогодних мастер-классов по изготовлению елочных игрушек из фетра, магнитов с символикой года, изготовление совместно с родителями огромных конфет, ставших прекрасным дополнением к торжеству.

Акция «Кормушки и скворечники для птиц» - одна из старейших традиций развешивание скворечников, синичников, гоголятников и прочих птичьих домиков. Ученики пришли в школу с кормушками и скворечниками, которые они изготовили вместе с родителями.

Праздник первой отметки – еще один из праздников ставший традиционным в начальной школе имеет важное значение в жизни ребят и их родителей. Название праздника говорит само за себя. Какие отметки самые лучшие, с какими надо дружить, а какие приносят только слезы и неприятности. Чтобы узнать эти ответы на все вопросы, в классе провела мероприятие. Получение первых школьных отметок – знаменательное событие в жизни каждой семьи.

На тематических выставках представляем детские работы, поделки, изготовленные детьми, сделанные семьями.

Акция «Бессмертный полк» - посвящена чествованию героев Великой Отечественной войны и поклонению их памяти. Участники акции будут нести транспаранты, на которых изображены портреты дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, которые защищали нашу Родину в Великой Отечественной войне. Цель акции - сохранение семейной памяти о родственниках участниках боевых сражений. Наш класс вместе со своими родителями принял активное участие.

По организации совместной работы начальной школы и семьи в условиях сотрудничества позволила прийти к таким выводам: в свою очередь большинство родителей принимают активное участие в проведении мероприятий для детей: участвуют сами, помогают в организационных вопросах.

Взаимодействие педагогов с родителями в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо! Таким образом, создание единой воспитательной среды нужно для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей решает поставленные воспитательно-образовательные задачи в целях воспитания гармонично развитой личности ребёнка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей. От эффективности взаимодействия между педагогом и родителями зависит решение многих задач воспитания и обучения, что дает нам право говорить о семейно-педагогическом сотрудничестве.

Сотрудничество учителей и воспитателей группы продленного дня, учащихся и родителей в образовательно-воспитательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.

Список литературы

1. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

2. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – Екатеринбург: У–Фактория, 2009. – 384 с.

3. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2000. – 272 с.

4. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии: учебное пособие для студ., обуч. / Г. К. Селевко. – М., 2002. – 196 с.

5. Семёнов, В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В. Д. Семёнов. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.

6. Организация сотрудничества семьи и школы./ И.Парфенова, Е.Казакова // Воспитание школьников. - 2002. - №3. – С.25-28.

7. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании. Л.Байбородова // Воспитательная работа в школе. – 2003. - № 4. – С.8-12.

8. Гайворонская Н. И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

Подписи к слайдам:

Осенняя ярмарка

Социализация личности ребенка невозможна без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Спасибо за внимание! Фотоматериалы для презентации подготовлены из опыта работы воспитателя группы продленного дня МАОУ Гимназии №3 г. Южно-Сахалинска - Павленко Оксаны Владимировны


Рекомендуем почитать

Наверх