Предпринимательское право является. Предпринимательское право. Общие положения о юрлицах, реорганизации и ликвидация

Автоматизация услуг 31.10.2020

Переход к рыночным отношениям, коренные изменения в их государственном регулировании потребовали создания правовой базы предпринимательской деятельности . При этом в регулировании товарно-денежных (имущественных) отношений большое значение приобрело гражданское право . Так, гражданско-правовое регулирование деятельности предпринимателя на рынке обеспечивается путем признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенности собственности , свободы договора , недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав , восстановления, а также судебной защиты нарушенных прав.

Предприниматель - основное действующее лицо рынка и стержень экономической системы , построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до потребителя, организуя движение товара на различных стадиях его оборота, оказывает услуги гражданам и другим предпринимателям, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальные ресурсы общества , содержит государство , уплачивая ему основную массу налогов .

Государство в свою очередь должно создавать все условия для того, чтобы граждане могли свободно заниматься частным предпринимательством к своей и общей пользе.

Гражданское право содержит нормы, непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности и регулирующие взаимоотношения предпринимателей. К таким частноправовым нормам относятся правила о правовом статусе предпринимателя, коммерческом представительстве , особенностях возникновения и исполнения ряда обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (договоров коммерческой концессии , простого товарищества, поставки , банковских договоров и др.).

Вместе с тем участие в рыночных отношениях профессиональных участников (предпринимателей) не исключает применения к этим отношениям общих положений гражданского права о юридических лицах , вещных правах , сделках и т.д.

Рыночное хозяйство рассчитано на юридически равных и имущественно самостоятельных участников, которые реализуют свои частные интересы. При этом государство не может произвольно вмешиваться в частные дела предпринимателей, но обязано обеспечивать условия для ее осуществления, а также контролировать, ограничивать и в определенной мере подавлять частные инициативы. Этому служат специальные нормы о регистрации субъектов предпринимательской деятельности , об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности, о лицензировании , об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и т.д.

Подобное регулирование предпринимательской деятельности реально обеспечивает свободу рыночной конкуренции, устойчивость рыночных отношений, доверие к участникам этих отношений, позволяет не допускать к участию в предпринимательских отношениях тех, кто пытается нажиться противозаконным, нечестным путем.

Правовой контроль за деятельностью участников предпринимательских отношений позволяет обеспечить нормальное функционирование рынка как связующего звена между производством и потреблением , что в свою очередь способствует развитию таких нематериальных ценностей, как деловая репутация и этика деловых отношений.

Таким образом, в структуру предпринимательского права включаются нормы, которые регламентируют правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, имущественные права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предпринимательские сделки , несостоятельность (банкротство) предпринимателей, юридическую ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, предпринимательское право содержит нормы, регламентирующие монополистическую деятельность, цены и тарифы, внешнеэкономическую деятельность, финансирование, инвестиционную деятельность, правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Переход к рыночным отношениям, коренные изменения в их государственном регулировании потребовали создания правовой базы предпринимательской деятельности. При этом в регулировании товарно-денежных (имущественных) отношений большое значение приобрело гражданское право. Так, гражданско-правовое регулирование деятельности предпринимателя на рынке обеспечивается путем признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления, а также судебной защиты нарушенных прав.

Предприниматель - основное действующее лицо рынка и стержень экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до потребителя, организуя движение товара на различных стадиях его оборота, оказывает услуги гражданам и другим предпринимателям, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальные ресурсы общества, содержит государство, уплачивая ему основную массу налогов.

Государство в свою очередь должно создавать все условия для того, чтобы граждане могли свободно заниматься частным предпринимательством к своей и общей пользе.

Основой правового регулирования предпринимательской деятельности является Конституция РФ, которая провозглашает равенство форм собственности (ст. 8 и 9), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем Конституция РФ как закон прямого действия создает правовые гарантии интересов участников предпринимательских отношений, которые никем не могут быть ограничены: право на собственность, право на информацию, право на защиту. Так, ст. 35 устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

Конституция регламентирует разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в частности, в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Конституционные нормы гарантируют единство такого регулирования. В соответствии со ст. 71 установлены правовые основы единого рынка: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, недействительны.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется частноправовыми нормами гражданского права, а также публично-правовыми нормами административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального и других отраслей права.

Гражданское право содержит нормы, непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности и регулирующие взаимоотношения предпринимателей. К таким частноправовым нормам относятся правила о правовом статусе предпринимателя, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения ряда обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (договоров коммерческой концессии, простого товарищества, поставки, банковских договоров и др.).

Вместе с тем участие в рыночных отношениях профессиональных участников (предпринимателей) не исключает применения к этим отношениям общих положений гражданского права о юридических лицах, вещных правах, сделках и т.д.

Рыночное хозяйство рассчитано на юридически равных и имущественно самостоятельных участников, которые реализуют свои частные интересы. При этом государство не может произвольно вмешиваться в частные дела предпринимателей, но обязано обеспечивать условия для ее осуществления, а также контролировать, ограничивать и в определенной мере подавлять частные инициативы. Этому служат специальные нормы о регистрации субъектов предпринимательской деятельности, об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности, о лицензировании, об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и т.д.

Подобное регулирование предпринимательской деятельности реально обеспечивает свободу рыночной конкуренции, устойчивость рыночных отношений, доверие к участникам этих отношений, позволяет не допускать к участию в предпринимательских отношениях тех, кто пытается нажиться противозаконным, нечестным путем.

Правовой контроль за деятельностью участников предпринимательских отношений позволяет обеспечить нормальное функционирование рынка как связующего звена между производством и потреблением, что в свою очередь способствует развитию таких нематериальных ценностей, как деловая репутация и этика деловых отношений.

Тема 2. Понятие, структура и виды предпринимательских отношений

2.2. Структура предпринимательских отношений

Как любые другие общественные отношения урегулированные нормами права, предпринимательские отношения имеют определенную структуру и включают в себя объект правоотношения, субъекты правоотношения и содержание правоотношения.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает правоотношение. В предпринимательских отношениях объектом может быть товар, работа, услуги и т.д.

Субъекты правоотношения – это конкретные его участники, наделенные взаимными правами и обязанностями.

Права всегда субъективны, т.к. носят диспозитивный характер, и их использование зависит от воли субъекта. Обязанности, как правило, закреплены либо в нормативном правовом акте либо в договоре.

Права и обязанности в конкретном правоотношении всегда взаимосвязаны. Если у одного субъекта возникает какое-либо право, то у его контрагента появляется соответствующая обязанность.

– внутренняя дифференциация правовых норм и их группировка по различным институтам.

Структура системы предпринимательского права включает в себя отрасль права и правовой институт.

Отрасль права – наиболее крупное (главное) структурное подразделение системы права, регулирующее однородные или комплексные общественные отношения.

Правовой институт – комплекс правовых норм, регулирующих относительно однородные группы отношений, составляющих в совокупности отрасль права. Можно выделить институт банкротства, институт приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.

Система предпринимательского права – логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасль законодательства, научную и учебную дисциплину.

Предпринимательское право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть предпринимательского права включает в себя:

1) понятие предпринимательского права;

2) методы предпринимательского права;

3) систему предпринимательского права;

4) предпринимательские правоотношения;

5) основные принципы предпринимательского права;

6) государственное регулирование предпринимательской деятельности;

7) юридическую ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;

8) защиту имущественных прав и интересов предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, гарантии участников предпринимательского права.

Особенная часть рассматривает правовое регулирование:

1) несостоятельности (банкротства) предприятия;

2) конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности;

3) товарного рынка (качества продукции, работ и услуг);

4) ценообразования;

5) банковских услуг;

6) инвестиционной деятельности;

7) внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

Предмет правового регулирования – относительно самостоятельный круг общественных отношений, регулируемый данной отраслью права.

ВОПРОС 4.

ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предпринимательская деятельность в России осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными в Конституции РФ и в Гражданском кодексе РФ.

Принципы предпринимательского права – его основополагающие начала.

Основные принципы:

1) Свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

2) Юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все виды и формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3) Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа – необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

Важная роль в поддержании конкуренции и в борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

4) Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности . Это основной стимул и главный побудительный мотив предпринимательства. Прибыль – разница между полученным доходом и произведенными расходами.

5) Государственное регулирование предпринимательской деятельности . Это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6) Законность в предпринимательской деятельности . Это основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

7) Единое экономическое пространство . На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

ВОПРОС 5.

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Признаки предпринимательской деятельности :

1) Систематичность и постоянство .

2) Самостоятельность, свобода в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений без вмешательства со стороны государственных органов . Но это не исключает общего регулирования со стороны государства. Предприниматель действует по своему усмотрению и в своих интересах. Он свободен и автономен в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей.

3) Предпринимательский риск – деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно возможного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, будучи не в состоянии однозначно предвидеть, добьется ли он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения.

4) Нацеленность на систематическое получение прибыли .

В зависимости от основной цели деятельности предпринимателя различаются коммерческие и некоммерческие организации.

Не являются предпринимательской деятельностью :

1) нотариальная деятельность;

2) адвокатская деятельность;

3) деятельность по реализации гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства;

4) деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Предпринимательская деятельность – вид экономической деятельности, связанной с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, использованием научных достижений.

Предпринимательская деятельность – составная часть экономической деятельности, которая тесно связана с рынком и товарно-денежными отношениями.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (прежде всего коммерческие организации), так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предпринимательское право

Предпринимательское право - комплексная интегрированная отрасль права , совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Сторонники концепции утверждают, что самостоятельность данной отрасли обусловлена, как минимум, тремя факторами.

Во-первых, предпринимательская деятельность как предмет регулирования имеет ряд специфических черт, отличающих её от иных сфер человеческой деятельности.

Во-вторых, помимо частной сферы существует и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Государственное предпринимательство требует особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права.

В-третьих, в современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.

Смежные правовые отрасли

  • Энергетическое право
  • Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
  • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
  • Правовое регулирование индивидуального предпринимательства
  • Государственное регулирование в сфере предпринимательства
  • Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах

Кроме того, ряд исследователей относят к предпринимательскому праву также правовое регулирование страхования , правовое регулирование рынка аудиторских услуг , оценочной деятельности, правовое регулирование рекламного рынка , и др.

История развития науки предпринимательского права

Развитие предпринимательского права в дореволюционный период

Сторонники коцепции предпринимательского права исходят из того, что законодательство в сфере предпринимательства, экономики не может быть только частным или только публичным. Соответствующие сферы жизнедеятельности общества в силу своей специфики не предполагают возможность формирования исключительно частного или публичного законодательства. К тому же разграничение права на отрасли и обоснование их самостоятельности - немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих учёных-юристов. Для общества в целом главным являются полнота и эффективность правового регулирования предпринимательства в РФ.

Концепция предпринимательского права как комплексной отрасли права уже много лет разрабатывается в РФ и в зарубежных странах (концепция "бизнес-права" или business law). С этих позиций не утрачивают сделанные более 60 лет назад выводы В. К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трём условиям:

Наиболее последовательно позиция о самостоятельности предпринимательского права как отрасли права отстаивается в работах В. В. Лаптева , В. К. Мамутова , В. С. Мартемьянова , хотя имеются определённые различия неконцептуального характера. Так, В. С. Мартемьянов определял предпринимательское право как отрасль права, составляющую "совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества" .

Специфика предпринимательского права а также предпринимательского законодательства находит выражение в сочетании, взаимодействии частно-правовых и публично-правовых интересов, частно-правовых и публично-правовых средств. Следует отметить, что сегодня трудно отнести ту или иную отрасль права только к частному или только к публичному праву. Происходит сближение частно-правовых и публично-правовых сфер регулирования, что выражается, в частности, в значительном повышении роли суда в разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров при применении публично-правовых средств.

Таким образом, наиболее обоснованной и адекватно отражающей реалии сегодняшнего этапа развития системы российского права представляется точка зрения, согласно которой предпринимательское право - самостоятельная интегрированная отрасль российского права, имеющая тенденцию перерастания в основную отрасль.

Источники предпринимательского права

Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов различной отраслевой принадлежности:

  • Конституция РФ (ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
  • Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
  • ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 0т 8 августа 2001 г.
  • ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24 июля 2007 г.
  • ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.
  • Фз "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г.
  • ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г.
  • ФЗ "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г.
  • ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.
  • ФЗ "Об иностранных инвестициях" от 9 июля 1999 г.
  • ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г.
  • ФЗ "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г.
  • ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года
  • ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г.
  • ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г.
  • ФЗ "О центральном банке РФ" от 27 июля 2002 г.
  • ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г.
  • ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г.
  • ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г.
  • ФЗ "О рекламе" от 13 марта 2006 г.
  • ФЗ "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г.
  • ФЗ "О недрах" от 21 февраля 1992 г.

Комплексный характер законодательных актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов.

Систематизация законодательства о предпринимательской деятельности представляет собой объективный и закономерный процесс. В некоторых странах с рыночной экономикой законодательство о предпринимательской деятельности кодифицировано, то есть приняты Хозяйственные кодексы.

Система, когда в стране одновременно с гражданским кодексом принят хозяйственный или торговый кодекс, называется дуалистической системой частного права . В других странах (в том числе в России) принята монистическая система , означающая, что принят только гражданский кодекс .

В российской юридической литературе обсуждается вопрос о кодификации предпринимательского законодательства, то есть о переходе его на дуалистическую систему частного права. Сторонники принятия Хозяйственного кодекса России предлагают объединить в нём нормы частного и публичного права, участвующие в регулировании отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности . Сторонники цивилистического подхода, погалают, что что частные отношения в предпринимательском праве (торговое право) должно войти в Гражданский Кодекс. На сегодняшний день вопрос о создании Предпринимательского (Хозяйственного) Кодекса до конца не решён вследствие спора между хозяйственниками и цивилистами. Отличие между Гражданским и Хозяйственным кодексами, с точки зрения хозяйственников, состоит в том, что Гражданский и Хозяйственный кодексы регулируют одни и те же отношения, с той разницей, что Гражданский кодекс определяет их внешнюю составляющую, а Хозяйственный - внутреннюю. В случае принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса России в него могут войти следующие разделы:

Часть 1. Хозяйственное право

  • Раздел 1. Общие начала предпринимательства
  • Раздел 2. Хозяйствующие субъекты (регистрация, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, виды (АО, ГУП и др.), формы объединений и совместной деятельности (концерны, холдинги), право собственности и другие вещные права на хозяйствующие субъекты (приватизация, национализация)
  • Раздел 3. Организация на предприятии (менеджмент, маркетинг, капитал, финансовая состоятельность/банкротство, трудовые ресурсы, бухгалтерский учёт, организационные договора, делопроизводство)
  • Раздел 4. Государственное регулирование в предпринимательской деятельности (линзирование, стандартизация, сертификация)

Часть 2. Торговое право

  • Раздел 5. Торговля (организация торговли и оказания услуг, права предпринимателей и права потребителей)
  • Раздел 6. Конкуренция (защита конкуренции, тендеры, естественные монополии)
  • Раздел 7. Реклама
  • Раздел 8. Особенности правового регулирования в отдельных областях хозяйствования (товарном, биржевом, финансовом, банковском, игорном, ресторанном, торговом мореплавании и др.)
  • Раздел 9. Специальные режимы хозяйствования

Принятие Предпринимательского Кодекса с точки зрения цивилистов также возможно, но в него будет входить только частно-публичные внутрихозяйственные отношения в организации, не затрагиваемые в Гражданском Кодексе. Существуют и другие варианты кодификации, в частности с регулированием имущественных и личных неимущественных отношений в предпринимательской деятельности, в то время как ГК регулирует те же самые отношения между обычными субъектами.

Примечания

Ссылки

Рекомендуем почитать

Наверх