Жизненная позиция: активная и пассивная. Слова, из-за которых резюме могут отложить в сторону

Реклама 29.09.2019
Реклама

С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где их исток? Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.

Сценарий, закладываемый в этом возрасте, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае он позволяет реализовать планы: разбогатеть, писать музыку и стать известным композитором или спортсменом, хорошим семьянином или просто счастливым человеком. Во втором – может включить негативные жизненные программы: установку на отсутствие денег, развитие алкогольной и наркотической зависимости и других проблем.

Основные программные компоненты, закладываемые в сценарий формируются родителями до 7 лет. Именно в это время ребенок получает первые впечатления о жизни. Так человек, заходящий в кафе впервые, за доли секунды формирует первое впечатление: «сарай» – низкие, давящие на голову потолки, слишком яркий свет и по-сельски развязный контингент или, напротив, – по-домашнему уютно, приятный персонал, есть столики, за которыми можно расслабиться и побеседовать, музыка не навязчива, репертуар подобран отлично. Даже если в кафе, которое вам с первого раза не понравилось, все изменится с точностью до наоборот, вы все равно в него больше не пойдете, поскольку первое, самое устойчивое впечатление у вас уже сложено.

Точно также ребенок до 6-7 лет, отвечая на важные для него вопросы, составляет свое первое впечатление о себе и мире: какой он, кто он, приятно ли учиться, хорошее ли место школа, можно ли доверять родителям, друзьям, что такое дружба?

Если его первоначальные ожидания обмануты, он разочаровывается в том что не оправдало ожиданий и замыкается в себе. Это не что иное, как защита: если я ограничиваю контакты с миром, то в следующий раз он не сделает мне так больно, а если и сделает, то боль будет намного меньше.

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

4 основные жизненные позиции

В свой первый класс дети приходят, уже получив первый «болевой» опыт со своей жизненной позицией: любимчиками, лидерами, неудачниками, выбирающими последние парты. В школе, с учетом этого, закрепляются и развиваются уже сформированные ранее психологические реакции. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют: не выбирайте хорошую школу – выбирайте хорошего классного руководителя.

Многих поломанных судеб не было бы, а у психологов было бы на порядок меньше работы, если отношение родителей к своим детям в первые годы их жизни было бы другим. Если мама подняла вовремя, а собака лизнула, а не укусила, то отвечая себе на вопросы: «Каков Я?», «Каково мое окружение?» ... и «Каков мир?» ... ребенок в свои 2–3 года «поставит плюсики». Он сформирует жизненную позицию счастливого и позитивного человека, настроенного на созидание.

Важно: между человеком и поступком в его мире всегда будет разница. Поэтому он никогда не скажет «Ты форменный идиот», наживая при этом врага или теряя друга, а заметит: «Сегодня ты поступил по-идиотски». Это схема: Я «+» Ты «+» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Если собака все же укусила, а родители в ответственный момент занимались собой, подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден «проминусовать». Поскольку его представления о мире оказались ошибочными, то он делает вывод, что плох он, что он «неудачник». Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. При этом своих самых близких ему людей – истинных виновников миллионов поломанных судеб на момент принятия решения ребенок всегда оправдает, ставя им свой заветный плюсик. С годами, продолжая упорно минусовать себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть лох и непингуемый ламер. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».


Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2–3 лет. Главными виновниками перекоса жизненной позиции, опять-таки, становятся родители, бабушки, дедушки.

Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема Я «+» Ты «-» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ».


Не менее деструктивна жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ». Такая позиция в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.


Когда все ХОРОШО

Психологически здоровым можно признать человека, который оценивает себя – Я «+», умеет разглядеть позитивное начало в своих близких – Ты «+», охотно завязывает новые знакомства – Они«+», находит интересную работу – Труд«+».

Оценку и выбор жизненной позиции изначально ребенок начинает с самого себя – Кто Я «+» или «-»? Если выбирается «+» – ребенок признает себя сильным, талантливым, умным, способным, таким же, как папа / таким же, как мама.

Когда дело ПЛОХО

Если в возрасте 2–3 лет ребенок поставил себе «-» – он заведомо согласился с тем, что он туп, неловок, труслив, увы весь в папу/в папину маму, не интересен окружающим, не нужен. Именно такая жизненная позиция в 13–16 лет часто приводит школьниц совершенно нормальной комплекции, преследующих цель похудеть любой ценой, к анорексии с фатальным исходом.

Ты «-» расположен к конфликтам с членами своего микросоциума, которых он заносит в список неблагополучников. При этом проявляется его склонность к сарказму и едкой иронии, желание их перевоспитать и готовность распрощаться даже по пустяковому поводу. Если преобладает позиция Они«-», человек избегает новых контактов, а у новых партнеров в общении замечает только недостатки. Адаптация в малознакомой обстановке проходит черепашьими темпами. Если Труд«-» - присутствует постоянная неудовлетворенность материальным результатом. Тогда человек занят постоянным поиском лучшей работы, стремясь улучшить, главным образом, материальное благосостояние.

Важно: С появлением «-» в одной из позиций меняется позитивное содержание других. Так если «+» исчезает из позиции Ты «+», происходит искажения в восприятии Я. Тогда человек, общаясь с близкими проявляет высокомерие.

Реже практически во всех жизненных ситуациях все позиции характеризует «+» – личность стабильна. Когда в одни моменты жизни позиции остаются положительными, в другие – отрицательными – то не стабильна. Как заметил Литвак, присутствие даже одного минуса в личностном комплексе влечет за собой появление минусов в остальных, что рано или поздно приведет к неврозу.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Нельзя сказать, что жизненная позиция является неким врожденным фактором. Многие ее аспекты определяют условия, в которых человек провел детство, которые он встречал. Жизненная позиция приобретает конкретные формы точно так же, как и личность, которую человек осознает не сразу. Тем не менее, хотя характер влияет и на личность, и на жизненную позицию, сознательно можно изменить и то, и другое.

Активность в жизненной позиции определяет то, насколько человек успешен. Он смел и инициативен, не боится действовать и готов к активным свершениям. Неважно, лидер ли человек с такой позицией, или ведомый, он всегда имеет свою точку зрения, и не согласится нарушить свои принципы.

Противоположной по свойствам являете пассивная жизненная позиция. Она характерна для равнодушных и инертных людей. Такой человек, скорее, склонен избегать трудностей, недели разрешать их. Пассивность может проявляться не только в апатичном и подавленном состоянии, хотя чаще всего для таких людей и характерно отсутствие инициативы в решении проблем. Бывает, что человек просто следует чужим указаниям, не ставя их под сомнение. Некоторые пассивные люди создают видимость активности, они суетятся и шумят, но отсутствие вектора поведения выдает их инертность.

Некоторые люди становятся пассивными вследствие жизненных неурядиц. В этом случае часто пассивность связана с агрессией к более активным окружающим, человек проявляет желание урезонить и «воспитать правильным образом» тех, кто не смирился, подобно ему, с неудачами.

Проактивная жизненная позиция

Еще одним подтипом жизненной позиции является проактивность. Действительно, бывает, что обстоятельства складываются против человека, и он ничего не может в данный момент сделать. Даже активная натура порой сдается под напором проблем. Но проактивный человек никогда не сдается.

С проактивностью связано такое понятие, как сфера влияния. Есть вещи, на которые вы сейчас повлиять не в силах, но есть и другие, которые напрямую зависят от вас. Как бы ни была мала ваша сфера влияния, вы должны направлять усилия именно на нее и на ее расширение. Думать и тратить силы на то, что не зависит от вас, бессмысленно. Это выглядит очевидным, но большинство людей поступают иначе. Например, вспомните, как часто окружающие вас люди сетуют на правительство или ругают погоду. Если вы прямо сейчас не можете это изменить, не тратьте энергию на это. Совершенно точно, что есть вещи, которые вам по силам: делать как можно лучше то, что от вас зависит, то, чем вы сейчас занимаетесь.

Действуя в соответствии с этим правилом, проактивные люди выбираются из кризисов быстрее и с меньшими потерями.

Самое главное, что стоит понять: ваша жизненная позиция целиком зависит от вас. Даже если вы порой проявляли пассивность, вы все равно можете начать вести себя активно или проактивно прямо сейчас, и это решение никогда не будет слишком поздним.

Активная жизненная позиция проявляется в разных аспектах жизнедеятельности человека – в учебе, труде, в отношении к делу, в честности и в принципиальности. Занимать в жизни активную позицию непросто. Мало считать себя внутренне принципиальным и честным человеком и таить в себе эту честность и принципиальность, прибегая к ней лишь в удобных и безопасных для себя случаях. Некоторые считают, что: «Я активным буду ровно настолько, насколько мне это выгодно и безопасно. А если невыгодно и небезопасно – подальше от такой активности».

Активная жизненная позиция не начинается с такого-то числа, такого-то месяца, она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни ради общества, в котором он живет и трудится. Его принцип: приносить пользу людям.

Один из наших космонавтов сказал, что «перед каждым человеком альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего».

Почему во все времена люди ценили дерзание, благородство, приоритет дела над сытым довольством, даже над собственной жизнью? Чтобы понять, почему с тонущего корабля сильные мужчины спасают в первую очередь детей и женщин, а не самих себя, надо еще и еще раз вернуться к тому, что жизнь человека и счастье человека – это человеческая жизнь и человеческое счастье. Именно это выделяет человека из животного мира с его уровнем собственно-биологического благополучия.

Истинно по-человечески может быть счастлив лишь тот, кто способен отдавать больше, чем брать. Каждый человек должен как можно раньше понять, а поняв, сделать своим жизненным правилом, что ничего серьезного в жизни нельзя достигнуть без упорного труда. Человек, неудовлетворенный собой, своей работой, своим положением – это человек попросту съест и себя, и ближних своих, а то и попытается найти утешение в водке, в загулах, в самоутверждении грубостью.

Социальная активность – желание действовать среди множества таких, как ты, а не смотреть со стороны, как действуют, суетятся другие. Способствуют социальной активности открытый характер и нужда в людях, и благосклонное к ним отношение, коммуникативность, социальная ответственность и социальные потребности. Социальная активность делает человека социально предприимчивым, социально уверенным.

При правильном определении своего жизненного трудового пути человек и сам будет счастлив, и государству принесет гораздо больше пользы, чем в том случае, если выбор будет ошибочным. Человек должен иметь любимую работу, полезную людям.

Забота о здоровье не есть частное дело

Нельзя думать, что забота о здоровье есть чисто частное дело. Для нашей Родины далеко не безразлично, уйдем ли мы из жизни в 40 лет, когда мы еще только набираем опыт и только частично его отдали другим. Или же мы сможем передать сполна свои знания, опыт следующему поколению. По существу, ранний износ – это есть украденные годы наиболее интенсивного и полноценного труда, создающего богатства для народа. Те, которые создают что-то ценное, они-то как раз и работают до самозабвения, не считаясь со здоровьем. Здоровым может и должен быть каждый. Для этого ничего не требуется, только забота о своем теле, что является необходимым требованием каждого культурного человека.

Чем небрежнее относятся к машине, тем скорее она выходит из строя. А человек?! Для бесперебойной работы органов человека необходим режим, т.е. последовательность труда и отдыха.

Режим имеет большое значение для людей умственного труда, где переутомление приводит к истощению нервной системы. Для предупреждения его необходима смена впечатлений и разрядка.

Хорошую разрядку дает общение с природой, пребывание на свежем воздухе. Можно сходить в кино, театр, пройтись быстрым шагом по улице. В поддержании здоровья и длительной активной жизни большое значение имеет сон, как самый ценный и необходимый отдых;

Наиболее полезным является ночной сон в течении 7–8 часов. Важно сочетать умственный труд с физическим.

Кроме режима труда и отдыха, для сохранения работоспособности человека большое значение имеет также режим питания.

Надо воспитывать сдержанность в еде. Излишний вес говорит о том, что нет должной заботы о культуре тела.

Физическое богатство человека – реальная задача государства. Физическая культура – это противовес нервным потрясениям, современной комфортной, физически неутомительной жизни.

Состояние здоровья определяется резервами, которые можно черпать только из физической культуры и спорта. Нет более трудного соперника у человека, чем он сам. А точнее, чем его лень. Нет такого вида спорта, который не учил бы человека выдержке, силе воли, умению мобилизоваться в самых сложных моментах. Спорт – это самоутверждение человека. Спорт – это средство реализовать свои возможности, а разве не к этому именно стремится человек, желая быть счастливым?

Полноценное качественное питание, ограниченное в количестве и по калорийности. Работоспособность, производительность труда, выносливость, общая активность зависят от содержания в пище витаминов и микроэлементов. Необходима культура питания наряду с повседневной физической нагрузкой.

Жизнь семьи, ее внутренний мир – это очень важная составная часть нашего образа жизни. Общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственно здоровой семье. Вопрос о браке, отношениях мужчины и женщины, о детях представляет собой социальную, общегосударственную проблему. Сохранить в этом деле принципиальность, чистоту, высокие моральные устои – это и естьто, к чему должен стремиться каждый человек.

Отсутствие половой культуры и кризисным состоянием интимной жизни можно объяснить неуважение людей друг к другу, хамство, истерический крик как метод доказательства собственной правоты, конфликты дома и на работе, вечный конфликт с самим собой, меняющийся характер сексуальной жизни ставит нравственные проблемы не только перед человеком, но и перед обществом.

Неумение пользоваться контрацептивом – одна из главных причин катастрофического роста нежелательных беременностей и абортов среди подростков.

Каждый сознательный человек должен воспитывать в себе чувство величайшего уважения к таинствам любви а не относиться к любимому человеку только как к источнику физических наслаждений.

Что надо человеку для счастья?

Порука собственного счастья и счастья близких людей – в моральных устоях человека, в его умениях соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями тех, кто его окружает, с потребностями общества.

Таким образом, можно сделать вывод: для счастья человека очень важно единство общественного и личного, наличие у человека большого, интересного дела, которое приносит пользу людям («человек для людей» – вот необходимый компонент), и всего того, что принято называть личным счастьем (дружба, любовь, хорошая семья, дети, крепкое здоровье, благополучие и др.). «Счастье – это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти с работы домой».

Важно, однако, чтобы человек не замыкался в узком мирке своей семьи, своего маленького благополучия, чтобы он умел, в случае необходимости подчинять личное общественному.

В романе Л. Леонова «Русский лес» есть такие слова: «Люди требуют от судьбы счастья, успеха, богатства, а самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям». Конечно, существуют люди (и их к сожалению немало), которые избирают кратчайший, как они считают, путь к счастью, игнорируют интересы общества и окружающих, сводят роль принципов морали в своей жизни до минимума. Только жизнь рано или поздно наказывает их за это, приводит к жизненному краху, показывает, что они жили не так, избрали призрачный путь, двигаясь по которому нельзя найти настоящее счастье,

Современному человеку очень много нужно для счастья: нужны здоровье и материальные блага, дружба и любовь, семья и коллектив, наука и искусство, физкультура и спорт, радость творчества и мир на Земле, и многое другое.

С первых дней человек становится членом общества. Он вскоре постигает истину: только тот может называться человеком, кто живет для других – живет не только среди людей, но и для людей.

Реферат третий

Студентка

пед. факультета, III курс

Формирование активной жизненной позиции личности - центральная задача нравственного воспитания, поставленная XXV съездом КПСС, в которой концентрируются усилия общества развитого социализма по воспитанию духовно-нравственного облика советского человека, отражается эффективность идеологической работы партийных, общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.

Следовательно, на первый план как в теоретическом, так и в практическом аспектах выступает выяснение ее сущности, содержания механизма формирования, организации воспитательного процесса. Успешное решение этих вопросов возможно лишь на основе марксистско-ленинской этической теории, с учетом реальной практики нравственного воспитания в условиях строительства коммунистического общества.

Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т. д. Как нравственная активность, жизненная позиция выражает моральное напряжение личности, ее готовность к практическому действию. В конечном счете жизненная позиция личности - это ее нравственная позиция, оптимизирующий фактор ее деятельности.

Когда речь идет о жизненной позиции личности как деятельности, то следует иметь в виду два противоположных полюса ее проявления - активность и пассивность.

Активная жизненная позиция характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Реализация этой позиции связана с утверждением положительных норм в жизнедеятельности людей, она ориентируется на критерий коммунистической нравственности: нравственно все то, что способствует, содействует созиданию коммунистического общества.

Об активной жизненной позиции следует говорить не только применительно к личности. Заслуга марксизма-ленинизма состоит в том, что бесконечные и разнообразные действия живых личностей были обобщены как действия социальных групп, как действия классов. Марксизм-ленинизм не растворил личность в массе, как иногда утверждают наши идейные противники, не принес ее «в жертву» классу, а указал на более широкие масштабы проявления социальной, в том числе нравственной, активности личности в рамках социальной группы, класса, всего общества. В современных условиях социалистическая личность получает более широкие возможности для проявления активной жизненной позиции.

Антиподом активной жизненной позиции является пассивность. Она проявляется в инертности личности, равнодушии к общественным проблемам, в нежелании участвовать в разрешении той или иной конфликтной нравственной ситуации, в расхождении слова и дела. Пассивная позиция личности не менее опасна для дела нравственного воспитания, чем явно негативная позиция, связанная с проявлением морального зла. В этом смысле пассивная позиция также «активна», ибо она бездеятельна. Уяснение сущности жизненной позиции неразрывно связано, таким образом, с анализом ее направленности.

Определяя направленность деятельности личности - положительную или отрицательную, жизненная позиция оказывает регулирующее воздействие на практическое поведение, стимулируя полезную нравственную деятельность на благо общества и противодействуя проявлению морального зла. В реальной действительности они не отделены непреодолимой преградой и находятся в постоянном взаимодействии.

Стержнем жизненной позиции выступает мировоззрение личности, ее убеждения, ее установка на духовно-нравственные ценности. В жизненной позиции находит свое концентрированное выражение внутренний мир личности. Если в процессе нравственного воспитания более или менее ясно то, что закладывается на «входе» во внутренний мир личности, и молено судить о том, что появляется «на выходе» по поступкам и поведению людей, то внутренний мир личности еще не поддается взору воспитателя. Это обстоятельство еще раз свидетельствует в пользу анализа жизненной позиции как деятельности, в которой проявляется мировоззрение, убеждения, внутренние установки личности, обусловливающие ее активность.

Ориентируясь на положительные нравственные ценности социализма, коммунизма, личность проявляет свою активность, утверждая в действительности все передовое, прогрессивное. И наоборот, руководствуясь ценностями иного порядка, скажем, ставя в качестве своей непосредственной практической цели накопительство, стяжательство и т. д., человек может деградировать как личность.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов. Она тесно связана с таким духовным качеством советского человека, как коммунистическая устремленность к высоким общественным целям, представляющая собой сплав высоких устремлений личности, ее сознательности, воли и практического действия.

Сочетание общественных и личных интересов, более того, сознательное подчинение личных интересов общественным, когда в результате воспитания общественные интересы становятся внутренними личными интересами,- неотъемлемые черты активности жизненной позиции. Нравственное воспитание направлено на то, чтобы воспитать в человеке эту способность.

Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство знаний и убеждений, единство слова и дела как повседневной нормы поведения. В совокупности этим и определяется содержание активной жизненной позиции.

Единство знаний и убеждений, слова и дела реализуется в нравственном поступке. Актуализация этой проблемы в нравственном воспитании вполне закономерна. Она связана с приобщением к знанию в широком смысле этого слова массы трудящихся. Задача состоит не только в том, чтобы дать глубокие знания о закономерностях развития природы, общества и мира человека, но и в том, чтобы воплотить эти знания в высоконравственное поведение. Речь, следовательно, идет о чрезвычайно важной стороне нравственного воспитания, его способности формировать человека с такими моральными свойствами, которые были бы адекватны выдвинутым обществом целям.

Знания сами по себе, в том числе знание принципов и норм морали, не всегда являются достаточной гарантией высокой нравственности человека на деле. В реальной жизни знания у отдельных людей нередко уживаются с безответственностью, сопровождаются притуплением общественных чувств.

Если в результате издержек нравственного воспитания сложился индивидуалист, думающий только о своем эгоистическом благополучии, то знание норм морали и права он может использовать для личной наживы, карьеры или какой-нибудь другой собственной выгоды. И поэтому знание принципов и норм общественной морали автоматически еще не ведет к освобождению от нравственных пороков. Здесь все зависит от того, насколько системе нравственного воспитания удалось «переплавить» эти знания в прочные нравственные убеждения, а затем в моральные поступки.

Противоречия между словом и делом в практическом поведении могут возникать, в частности, на почве неглубокого, поверхностного и формального усвоения знаний о существе общественных отношений в нашем обществе. Если усилия личности направлены на уяснение лишь общих положений, то она может стать на путь морального догматизма, который выражается в приукрашивании или, наоборот, охаивании действительности. И если в процессе усвоения знания упускается из виду механизм возникновения, развития и воздействия того или иного явления, то у человека появляется шаблон, который отнюдь не способствует самостоятельному мышлению. Моральные силы личности в этом случае гасятся, теряют свою действенность.

Высказывается иногда и такая точка зрения, что неизбежной причиной расхождения между словом и делом является моральный скептицизм, неверие в реальные силы коллектива и человека. Такое положение может возникнуть, если слово не подкрепляется делом и личность на себе это испытывает. Нередко указанное явление возникает в производственной среде, когда неорганизованность и Неритмичность в работе, бесхозяйственность ведут к штурмовщине, к невыполнению производственных планов, в конечном счете к ослаблению эффективности нравственного воспитания. Вот почему в организации социалистического соревнования особое внимание партийных и общественных организаций обращается на воспитание единства слова и дела у всех тружеников нашего социалистического общества.

Требование единства слова и дела не является чем-то внешним и чуждым человеку. Оно соответствует всей направленности развития социалистической личности, внутренне созвучно ее нравственным убеждениям, отучает человека от беспочвенного мечтательства. Единство слова и дела может выступать и в качестве элементарной нормы нравственности, порядочности. В нем есть общечеловеческое содержание, веками закрепляемое и развиваемое прогрессивными традициями народа. В сущности требование единства слова и дела - это требование доверия в процессе общения между людьми, требование нравственной надежности личности. В повседневной жизни оно облекается в форму заявлений, обязательств. Было бы, конечно, известной идеализацией утверждать, будто в деятельности каждого человека оно всегда получает реальное выражение. Нередко действия людей сводятся к пустым декларациям, они могут брать на себя заведомо невыполнимые обязательства. Разрыв между словом и делом может иметь место и в сфере пауки, когда схоластическое теоретизирование подменяет реальное изучение явлений. Расхождение между словом и делом может свести на нет любые воспитательные мероприятия.

Борьба с расхождением между словом и делом, формирование активной жизненной позиции личности - это повышение коммунистической идейности, воспитание устремленности к высоким общественным целям, которые зиждятся на практическом воплощении убеждений в практические дела. Вместе с тем ликвидация расхождения между словом и делом - это повышение профессиональной и идейной подготовки труженика социалистического общества, со знанием дела воплощающего в жизнь коллективные и собственные решения.

В условиях развитого социализма данное требование обогащается новым нравственным содержанием. Оно включает в себя в качестве неотъемлемой составной части обязанности личности по отношению к обществу, коллективу, другим людям, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции СССР 1977 г. Выполнение требования единства слова и дела способствует нравственному самоутверждению личности, ведет к повышению ее ответственности за порученное дело. Вся практика коммунистического строительства, опыт соревнования свидетельствуют о намерении трудящихся сдержать взятое на себя слово, воплотить его в конкретные практические дела.

Для своего нормального функционирования развитой социализм вырабатывает и соответствующие данному этапу общества более высокие нормы нравственности, выступающие регуляторами поведения. Свои регулятивные функции они осуществляют в виде предписаний для всех видов жизнедеятельности. Выдвигаемые новые требования нравственности не являются произвольными образованиями, они отражают то, что уже сложилось в обществе, и одновременно указывают цель для морального воспитания. Выдвижение задачи формирования активной жизненной позиции у каждого советского человека - это новое требование ко всей системе нравственного воспитания на этапе развитого социалистического общества, перерастающего в общество на коммунистических началах.

Активная жизненная позиция - это необходимый элемент для успешной социализации человека. Попробуем вникнуть в смысл этого определения. Каждый человек в силах повлиять на окружающую его действительность. То есть мир не статичен, он постоянно меняется под воздействием людей. Человек, обладающий активной жизненной позицией, заинтересован в усовершенствовании бытия. Такой индивид концентрирует свое внимание не только на личных переживаниях, но и на

Активная жизненная позиция характерна далеко не для каждого человека. Стремление преобразовывать этот мир требует множества В частности, это собственные принципы, мировоззрение, убеждения,

То есть человека, которого просто не устраивает существующая действительность, нельзя назвать личностью с активной жизненной позицией. Стоит помнить, что прежде чем что-либо критиковать и ломать, необходимо иметь представление о том, как будет выглядеть новое, более усовершенствованное бытие.

Активная жизненная позиция, прежде всего, предполагает деятельность. Не достаточно просто теоретически реконструировать действительность, нужно также двигаться в этом направлении. Каждый человек справляется с этой задачей по-разному. Один направляет все свои силы на решение глобальных проблем, другой заботится о благополучии собственной страны, третий стремится помочь людям, которые окружают его.

Необходимо, чтобы активная жизненная позиция гармонично сочеталась с разумностью, желанием помочь другим и чувством меры. В ином случае за стремлением к преобразованиям могут последовать исключительно негативные последствия. К примеру, человек обладает некими идеалами, которые он желает реализовать на практике, но его эгоцентризм мешает пониманию того, что большинство людей придерживается совершенно иного мировоззрения. Отсюда можно сделать простой вывод. Человек должен направлять свою деятельность на благо общества, а не на удовлетворение собственных интересов.

Социальная позиция индивида подразделяется на несколько граней. Это может быть подчинение указаниям лидера, но самостоятельное и активное поведение по отношению к другим участникам группы.

Жизненная позиция может выражаться и в соблюдении всех норм и требований социума, но в стремлении к лидерской позиции в коллективе.

Стремление к преобразованию мира может привести и к негативным последствиям. Активная жизненная позиция в некоторых случаях выражается в пренебрежении общественными нормами, поиске собственного «Я» вне социума, к примеру, в преступных группировках, среди хиппи.

Это может быть и стремление построить собственную действительность. К примеру, человек не принимает нормы социума, имеет свое представление о том, каким должен быть мир, и активно привлекает других людей для усовершенствования бытия. К примеру, к таким людям можно отнести революционеров.

Чаще всего активной жизненной позицией обладают именно молодые люди. Это неудивительно, ведь именно молодежь всегда являлась своеобразным двигателем в делах преобразования мира. У молодых людей менее консервативные взгляды, у них имеются свежие идеи и оригинальное мировоззрение. Как известно, у подростков много энергии, необходимо направлять ее на созидание, иначе переизбыток сил может привести к негативным результатам.

Подведем итоги. Активная жизненная позиция - это антипод равнодушия и отстраненности. Человек, обладающий рассматриваемым качеством, интересуется всем происходящим в стране и в мире, принимает живое участие в любых начинаниях, хочет внести определенный вклад в окружающую его действительность.

Рекомендуем почитать

Наверх