Психолого-педагогические концепции образования, обучения и умения

Реклама 30.09.2019
Реклама

Теория – это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение различных наблюдений над реальностью.

Теория личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляет собой человек, как он себя ведет и почему поступает так, а не иначе.

Ключевым компонентом в любой теории личности являются концепция развития личности и вопрос о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости и старости, а также определение факторов (генетических или средовых), влияющих на личность. На положения конкретной теории глубоко и основательно влияют взгляды автора на природу личности. Теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным описывать и интерпретировать поведение человека.

Различные теории личности можно свести к нижеследующей классификации (см. Р. С. Немов).

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение). Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон (1878 – 1958) в начале XX в. рассматривал поведение человека как адаптацию живого существа к окружающей его среде. С точки зрения Дж. Уотсона, поведение – это система реакций. Прочитав (в немецком и французском переводе) труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова, Дж. Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс должен стать главной единицей анализа поведения и является ключом к выработке навыков, построению сложных движений из простых, а также к любым формам поведения, в том числе носящим аффективный характер. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего стимула. Главная формула бихевиоризма «S – R» (стимул – реакция). Основные исследовательские задачи бихевиористов сводились к следующему: выявление и описание типов реакций, исследование процессов их образования, изучение законов комбинаций; в качестве более общей и окончательной задачи: по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и по характеру реакции определить вызвавший ее стимул.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (по И. П. Павлову) и оперантное (фиксирующееся при подкреплении любого действия и впоследствии воспроизводящееся с большей легкостью) обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного, и для человека. При этом процесс научения представляется как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Для «закрепления» в нервной системе успешной реакции достаточно использования лишь подкрепления независимо от воли и желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали вывод о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и прошлого опыта.

Формула «S – R» оказалась достаточно ограниченной. В данной теории игнорируется существование сознания, т.е. внутреннего психического мира человека, что само по себе неверно. Распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонаучных позиций.

Необихевиоризм . Попытки включить в исходную бихевиористскую программу категории мотива и психосоциального отношения привели к новому направлению – необихевиоризму.

Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен (1886 – 1959), американский психолог, предложил ввести в схему «S – R» существенную поправку, поместив между S и R так называемые «промежуточные переменные» – V. В результате схема приобретает вид «S – V – R». Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, такие как: цели, намерения, образы ситуаций.

Э. Толмен в 30-е годы XX в. описал поведение как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений («что ведет к чему»). Организм человека не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя гипотезы и проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.

К. Халл (1884 – 1953) доказал, что из всех влияющих на поведение человека факторов решающее воздействие оказывает редукция (усиление) потребности.

Ф. Скиннер (1904 – 1990) считал, что личность индивида состоит из относительно сложных, но тем не менее независимо приобретенных реакций и абсолютно зависит от предшествующих подкреплений. Концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Конституциональные факторы ограничивают поведение. В течение жизни поведение человека может меняться под воздействием меняющегося окружения: так как подкрепляющие особенности в окружении разные, то под их прямым контролем формируется разное поведение. Поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами: наказанием или негативным подкреплением. Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. Тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула . При адаптивном поведении человек обладает способностью делать различия в разных ситуациях окружения – различение стимула . Личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых человек регулирует поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание. Скиннер установил, что процесс формирования поведения обусловливает развитие устной речи, так как язык – это результат подкрепления определенных действий. Скиннер объяснял жизненные кризисы изменением окружения, ставящим индивида в ситуацию, когда набор поведенческих реакций оказывается неадекватным для получения подкрепления в новой ситуации. Он разработал так называемое оперантное обучение, при котором подкрепляется только поведение или операции, которые совершает субъект в данный момент. Сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и последовательно подкрепляемых операций, приводящих к общей цели. Разработанный Ф. Скиннером метод программированного обучения дал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих или умственно отсталых детей.

Социальный бихевиоризм (социально-когнитивная теория) . Д. Мид (1863 – 1931), американский ученый, стал рассматривать личность в процессе ее взаимодействия с окружающими людьми. Он утверждал, что личность является как бы объединением различных ролей, которые на себя принимает. Согласно теории Д. Мида, называемой теорией ожидания, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого и прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми).

Большое значение в развитии социального бихевиоризма (социально-когнитивная теория) в настоящее время играют работы А. Бандуры (1925 г.р.), посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

А. Бандура рассматривает человека как обладающего способностями мышления и саморегуляции, что позволяет ему предсказывать события и создавать средства для осуществления контроля над окружающей средой. Причины функционирования человека А. Бандура понимает как непрерывное взаимодействие поведения, познавательной сферы и окружения. Многие аспекты функционирования личности включают взаимодействие индивида с другими. Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение человека, но также на различные части системы. Хотя на поведение человека влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть человек может оказывать влияние на собственное поведение.

Благодаря способности человека представлять действительный исход символически (посредством предвидения) будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Многое в научении возникает викарно, то есть в ходе наблюдения за поведением других индивиды научаются имитировать это поведение. Осуществление новых реакций, наблюдавшихся некоторое время назад, но никогда не практиковавшихся, оказывается возможным благодаря познавательным способностям человека. Эти символические, когнитивные умения позволяют индивиду трансформировать усвоенное или комбинировать то, что они наблюдали у ряда моделей, в новые паттерны поведения. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то аверсивные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показал его когнитивную ориентацию. Подкрепление сообщает человеку, какие последствия можно ожидать в результате правильной или неправильной реакции.

С точки зрения социально-когнитивной теории многие поступки человека регулируются самоналагаемым подкреплением. Самоподкрепление имеет место тогда, когда человек устанавливает планку достижений и поощряет или наказывает себя за ее достижение, превышение или неудачу.

Широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.

В последние годы А. Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения.

Когнитивная теория . Дж. Келли (1905 – 1967) – один из первых персонологов, который придал особое значение когнитивным (познавательным) процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека лежит в основе современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Дж. Келли построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма .

Конструктивный альтернативизм доказывает, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений»; осознание человеком действительности – это всегда предмет для истолкования; объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному; ничто не постоянно и не окончательно; факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, и есть различные способы их истолкования. Концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что поведение человека никогда полностью не определено, следовательно, нет истинного или валидного способа интерпретации человека. Человек всегда свободен до некоторой степени в пересмотре или замене своего толкования действительности, однако его мысли и поведение определены предшествующими событиями.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта и предвидения будущих событий. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

Келли охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то подчиненными по отношению к другим частям системы; организация конструктов не закреплена жестко. Люди похожи друг на друга в том случае, если одни и те же события для них имеют примерно одинаковое психологическое значение, а не потому, что они пережили идентичные события в жизни; если два человека разделяют взгляды на мир, то, вероятнее всего, их поведение будет похоже. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди. Чтобы плодотворно взаимодействовать с другим, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого. Сходство конструктов обусловливает формирование дружбы.

Дж. Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств.

Гештальпсихология (нем. g estalt – форма, структура). Одновременно с возникновением в США бихевиоризма в Германии развивается другое направление – гештальтизм. Группа молодых исследователей – М. Вертгеймер (1880 – 1943), В. Келер (1887 – 1967), К. Коффка (1886 – 1941), преемники европейского функционализма – обнаружила в составе сознания человека целостные структуры – гештальты (Gestalt), неразложимые на сенсорные первоэлементы, которым присущи собственные характеристики и законы. Ведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психики человека, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. От того, как воспринимает человек мир, зависит его поведение и понимание ситуации. В развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет (феномен «фигуры и фона» (Е. Рубин) занял главное место среди основных законов гештальта). Основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов.

Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Процесс «переструктурирования гештальта» происходит мгновенно – «инсайт» (англ. i nsight – усмотрение), т.е. озарение, не зависит от прошлого опыта субъекта и является объяснением адаптивных форм поведения. Инсайт означал для гештальтистов переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой меняется характер приспособительных реакций. Гештальтизм считал единственными психологическими фактами непосредственно испытываемые субъектом феномены сознания, пытаясь соотнести «феноменальный мир» с реальным, физическим, в то же время не лишая сознание самостоятельной ценности. М. Вертгеймер выступил против традиционной практики обучения в школе, доказывая, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества.

Психоанализ (Фрейдизм) . Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии; 2) метод терапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Психоаналитическая теория, автором которой является З. Фрейд (1865 – 1939), отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведением. Личность, с точки зрения психоанализа, является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Поведение человека является детерминированным.

Первоначально, описывая топографическую модель личностной организации, З. Фрейд в психической жизни человека выделял три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное . Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент. Сознание охватывает только малый процент всей информации, поступающей и хранящейся в мозге. Область предсознательного , называемая иногда «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание, спонтанно или в результате минимального усилия. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека.

В начале 20-х годов XX в. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в структуру личности три составляющие: ид, эго и суперэго (понятия, принятые в англоязычных переводах, эквиваленты оригинальных терминов Фрейда –«оно», «я», «сверх-я»).

«Оно» (лат. id – оно) – это исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Оно» связано с телесными процессами, так называемая Фрейдом «истинная психическая реальность», отражающая внутренний мир субъективных переживаний, не знающий об объективной реальности. Являясь самой старой исходной структурой психики, «оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Если побуждения сдерживаются и не находят разрядки, то в личностном функционировании создается напряжение. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Фрейд описал два механизма, посредством которых «оно» избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.

«Я» (лат. ego – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания «оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. «Я» должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. «Я» подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и (или) соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности.

«Сверх-я» (лат. super – «сверх», ego – «я») – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализированную версию общественных норм и стандартов поведения. Фрейд разделил «сверх-я» на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это поощрительный аспект «сверх-я». «Сверх-я» направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках, тормозя любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «оно».

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Поведение человека активизируется единой энергией согласно закону сохранения энергии. Источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность. Цель любой формы поведения человека – уменьшение напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.

Согласно теории Фрейда, мотивация поведения человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями, психические образы которых, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . Инстинкты являются конечной причиной любой активности. Фрейд признавал существование двух основных групп инстинктов: инстинктов жизни (под общим названием Эрос) и смерти (называемые Танатос). Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (лат. – хотеть, желать), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Фрейд считал, что всем живым организмам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. «Целью жизни является смерть». Инстинкты смерти лежат в основе всех проявления жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психоаналитическая теория развития основывается на том, что, во-первых, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности, во-вторых, человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий (оральную, анальную, фаллическую, генитальную), коренящихся в инстинктивных процессах организма. Важным понятием является понятие регрессии – возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявления соответствующего поведения.

Следствием неадекватной разрядки энергии либидо является тревога. Тревога является функцией «я», и ее назначение – реагирование в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Тревога помогает человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Регуляторные механизмы, направленные на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, вызываемых тревогой, Фрейд называл защитными механизмами или психологической защитой личности. Фрейд определял защитные механизмы «я» как сознательную стратегию, используемую личностью для защиты от открытого выражения «оно» и встречного давления со стороны «сверх-я».

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) действуют на неосознанном уровне, являясь средствами самообмана; 2) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности.

Некоторые основные защитные стратегии личности:

Вытеснение – процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание; «мотивированное забывание»: человек не осознает вызывающих тревогу конфликтов, не помнит травматических прошлых событий. Постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и т.д. Вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях.

Проекция – процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекция позволяет возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения».

Замещение – процесс, в котором проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Рационализация – способ защиты «я» посредством обращения к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих.

Регрессия – процесс, для которого характерен возврат к детским моделям поведения.

Реактивное образование – защитный механизм, проявляющийся в выражении в поведении и мыслях человека противоположных побуждений.

Сублимация – защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, так как она позволяет «я» изменить цель и (или) объект импульсов без сдерживания их проявления. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в науке и культуре.

Неофрейдизм . Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшихся с Фрейдом и избравших путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, – А. Адлер и К. Г. Юнг.

1. Индивидуальная теория личности А. Адлера. А. Адлер (1870 – 1937) дал своей теории название «индивидуальная психология» (от лат. individuum – неделимый). Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом. Только по направлению к личностно значимым целям индивид может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Адлер утверждал, что, стремясь к совершенству, человек способен планировать свои действия и определять собственную судьбу. Он считал, что поведение человека всегда зависит от его мнения о себе и об окружении, в которое он должен вписываться, т.е. поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Стремление к превосходству является врожденным фундаментальным законом человеческой жизни. Превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Стремление к превосходству проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества. Стиль жизни – комплекс поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Все поведение человека происходит в социальном контексте; у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес (нем. gemeinschafttsgefuhl – «социальное чувство», «чувство солидарности»), который является врожденным и заставляет отказаться от эгоистичных целей ради целей общества. С позиции Адлера, жизнь человека ценна только в той степени, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Выраженность социального интереса является критерием оценки психического здоровья личности. Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. Адлер считал, что на личность оказывают большее влияние субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт.

2. Аналитическая теория личности К. Г. Юнга. К. Г. Юнг (1875 – 1961), швейцарский психолог, посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческий опыт. Согласно аналитической теории личности К. Юнга, личность мотивирована интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Человеку (как и человечеству вообще) присуще стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичный понятию личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания, основой самосознания. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений, связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Материал личного бессознательного уникален и, как правило, доступен для осознания. Коллективное бессознательное , согласно К. Юнгу, состоит из мощных первичных психических образов, общих для всех человеческих существ и являющихся результатом эмоционального прошлого человечества, так называемых архетипов (греч. arche – начало и typos – образ). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Количество архетипов неограниченно, наиболее значимые – это персона (лат. – маска), тень (социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы), анима (внутренний образ женщины в мужчине), анимус (внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы). Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это обретение и развитие самости (или полная реализация «Я»), то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Самореализация доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг.

Наиболее известным вкладом К. Юнга в психологию считаются описанные им две жизненные установки (эго-ориентации): экстраверсия и интроверсия, а также психологические функции: рациональные – мышление и чувство; иррациональные – ощущение и интуиция, из которых только одна личностная ориентация и одна пара функций осознаются человеком. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

Юнг одним из первых признал вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в психологии.

Гуманистическая психология . Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – бихевиоризму и психоанализу. А. Маслоу (1908 – 1970), американский психолог, получил признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Гуманистическая психология уходит корнями в экзистенциальную (лат. existentia – существование) философию, разработанную европейскими мыслителями и писателями: С. Кьеркегором, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж. – П. Сартром. Многие выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности, такие как Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей, Л. Бинсвангер.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. С точки зрения экзистенциалистов, каждый человек осознает, что он в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывает боль, отчаяние, одиночество и тревогу. Как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей. Концепция становления человека предполагает поиск им подлинной и полной смысла жизни. Единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Экзистенциалисты подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества.

Согласно точке зрения А. Маслоу, каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу утверждал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные творческие возможности для позитивного роста и совершенствования; что природа человека в сущности хороша и разрушительные силы в нем являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему – приоритета, или доминирования. Однако он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов, например, творческий человек может развивать и выражать свой талант, несмотря на социальные трудности и социальные проблемы. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает полного, завершенного удовлетворения потребностей. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию (высшую потребность) как желание человека стать тем, кем он может стать, т.е. развить собственный врожденный потенциал. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Многие люди не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы , который характеризуется страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. Маслоу сделал предположение, что социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Препятствием для самоактуализации, согласно Маслоу, может быть сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Реализация потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту, наличия у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни, гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна . Направление исследований структуры личности в отечественной психологии во многом определили положения С. Л. Рубинштейна (1889 – 1960), получившие название субъектно-деятельностной теории.

С. Л. Рубинштейн предположил, что психика человека активна и существует как психическая деятельность . Отражение человеком внешнего мира трактуется как деятельность субъекта, т.е. как высший уровень активности (изначально практической). Одной из главных целевых функций психической деятельности является управление поведением и эмоциональным состоянием. Деятельность – в единстве своих компонентов – означает неразрывную связь человека с внешним миром. Содержание внешнего мира – в меру активности человека – постепенно и все более становится содержанием мыслей, чувств, познания, науки и т.д. Человек и его психика формируются и проявляются в ходе изначально практической, а затем теоретической, но в принципе единой деятельности. Субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять и формировать его самого.

Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться и к каждому человеку. Развитие личности опосредовано результатами его деятельности. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний, в них она не только выявляется, но и формируется. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится другим человеком. Историю человеческой жизни следует свести к ряду внешних дел.

Деятельность Рубинштейном характеризуется следующими особенностями :

1) это всегда деятельность субъекта, точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность (не может быть бессубъектной деятельности);

2) она есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. необходимо является предметной и содержательной;

3) она – хотя бы в минимальной степени – всегда творческая;

4) самостоятельная (что не противоречит совместности).

Модуль 3. Социальная психология

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами.

1. Чарльз Кули выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория "зеркального Я" - процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.Кули предполагал, что "зеркальное Я" представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей.Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность.В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди.

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. Можно провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. "Само-имидж" - это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе - это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя - "истинное Я", или "Я такой, какой есть на самом деле". "Само-имиджи" слой за слоем обычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление о самом себе. В целом можно сказать, что последовательность "само-имиджей" скорее корректирует, чем вытесняет наше представление о самом себе, или самоидентичность.

Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость - это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и неловкость в общественных ситуациях. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. Вследствие этого естественность их поведения страдает - они не могут "расслабиться" и не дают сами себе окунуться в водоворот социальных взаимодействий.

Подавленность - это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Подобно застенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуации идет наперекос. К примеру, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений. Так, на спортивных соревнованиях мы можем приложить максимум стараний, чтобы обеспечить правильность выполнения упражнений - координацию и точность мышечных движений тела - путем контроля за выполнением программы. Однако подобный самоконтроль нарушает автоматизм или отточенность исполнения, вследствие чего неизбежны ошибки.

2. Согласно концепции Мид а, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию "ролевой игры", "коллективной игры" и "обобщенного другого". На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и "примеряет" на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется "значимый другой". К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную.в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать. На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что - несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется "обобщенный другой". Отношение такого "обобщенного другого" отражает отношение более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, "обобщенный другой" - это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

3. Пиаже непосредственно наблюдал поведение младенцев, детей, подростков. Пиаже особо подчеркивал способность ребенка активно искать смысл мира. Дети не просто пассивно впитывают информацию, они активно отбирают и интерпретируют то, что видят, слышат, чувствуют в мире вокруг них. В своих наблюдениях за детьми, на основе многочисленных экспериментов, проводимых им в рамках своей теории, Пиаже пришел к выводу, что человек проходит несколько стадий когнитивного развития, т. е. обучения думать о себе самом и своем окружении. На каждой стадии приобретаются новые навыки, которые, в свою очередь, зависят от успешного завершения предыдущей стадии.

1) Сенсомоторная - длится от рождения до двух лет. Примерно до четырех месяцев младенец не способен отделять себя от своего окружения. Например, ребенок не понимает, что стенки его кроватки трясутся от того, что он трясет их сам. Младенец не отличает предметов от людей и совершенно не подозревает, что что-либо может существовать вне поля его зрения. Дети постепенно учатся отличать людей от предметов, обнаруживая, что и те и другие существуют независимо от непосредственного их восприятия самими детьми. Пиаже называет эту стадию сенсомоторной, потому что младенцы учатся в основном посредством прикосновения к предметам, манипуляций с ними и физического освоения своего окружения. Основным достижением этой стадии является понимание ребенком того, что окружающий мир имеет различающиеся и стабильные свойства.

2) Дооперациональная стадия - с двух-до семилетнего возраста, когда дети овладевают языком и приобретают способность использовать слова для представления объектов и образов в символическом виде. Например, четырехлетний ребенок может, раскинув руки, передать идею "самолета". Пиаже называет эту стадию дооперациональной, потому что дети пока не способны использовать свои развивающиеся умственные способности систематически. На этой стадии дети эгоцентричны. То, как Пиаже использует это понятие, обращено не к эгоизму, а скорее к стремлению ребенка интерпретировать мир исключительно в терминах своей собственной позиции. Он не понимает, что другие видят предметы в иной перспективе, отличающейся от его собственной.

3) Период конкретных операций, длится от семи до одиннадцати лет. Дети в этой фазе овладевают абстрактными логическими понятиями. Они способны без особых затруднений воспринимать такую идею, как случайность. На этой стадии дети менее эгоцентричны. Если на дооперациональной стадии девочку спросить: "Сколько у тебя сестер?", она сможет правильно ответить "одна". Но если спросить "Сколько сестер у твоей сестры?", она, скорее всего, ответит "Нисколько", потому что не может воспринимать себя с точки зрения своей сестры. На стадии конкретных операций ребенок способен с легкостью отвечать на такие вопросы правильно.

4) Период с одиннадцати до пятнадцати лет - это, по определению Пиаже, период формальных операций. В подростковом возрасте ребенок приобретает способность понимать чрезвычайно абстрактные и гипотетичные идеи. Столкнувшись с проблемой, дети на этой стадии способны перебрать все возможные пути решения и оценить их теоретически, чтобы получить ответ. Согласно Пиаже, первые три стадии развития являются универсальными, однако не все взрослые достигают стадии формальных операций. Развитие формально-операционального мышления частично зависит от уровня образования.

4. Согласно Фрейду , ребенок - существо с потребностями, обладающее энергией, которую не в состоянии контролировать вследствие своей полной беспомощности. Ребенок должен научиться тому, что его потребности и желания не всегда могут быть немедленно удовлетворены, - а это болезненный процесс. По мнению Фрейда, младенец, помимо потребностей в пищи и питье, имеет еще потребность в эротическом удовлетворении. Слово "эротический" в данном контексте означает универсальную потребность в близком и приятном телесном контакте с другими. Младенцы в самом деле испытывают потребность в тесном контакте с другими людьми, в том числе в объятиях и ласке.

Как описывал это Фрейд, процесс психологического развития человека сопровождается сильными напряжениями. Ребенок постепенно учится удерживать свои стремления, однако в подсознании они сохраняются как мощные мотивы. В раннем развитии ребенка Фрейд выделяет несколько типичных стадий. Особое внимание он уделяет фазе, наступающей в возрасте четырех-пяти лет, когда большинство детей приобретают способность обходиться без постоянного присутствия своих родителей и выходят в более широкий социальный мир. Фрейд называет этот период эдиповой стадией. По его мнению, чувство привязанности, формирующееся у детей по отношению к родителям, имеет безусловный эротический элемент в указанном ранее смысле. Если позволить этим привязанностям развиваться дальше, то ребенок по мере своего физического созревания начинает испытывать сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Однако этого не случается, поскольку дети учатся подавлять эротические желания.

Маленькие мальчики скоро узнают, что нельзя продолжать "держаться за мамины юбки". Согласно Фрейду, мальчик испытывает антагонизм по отношению к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Это и составляет основу эдипова комплекса. Эдипов комплекс преодолевается, когда ребенок подавляет эротическое влечение к матери и антагонизм к отцу (большая часть этого происходит на бессознательном уровне). Это знаменует первый крупный шаг в развитии автономии личности, ребенок освобождается от своей ранней ювисимости от родителей, в частности, от матери.

Представления Фрейда о развитии девочки проработано в меньшей степени. Он считал, что в данном случае имеет место процесс, обратный тому, который наблюдается у мальчиков. Девочка подавляет свои эротические желания по отношению к отцу и бессознательное неприятие матери, стараясь стать такой же, как и мать, - стать "женственной". С точки зрения Фрейда, то, каким образом протекает процесс подавления эдипова комплекса в детском возрасте, очень сильно влияет на позднейшие отношения с людьми.

Какова же структура общества, состоящего из нескольких миллиардов личностей?

Ответ на этот вопрос дает Рэлф Линтон в работе «Исследование человека».

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Социальные статусы характеризуют устойчивость общества, преемственность его жизнедеятельности. Социальные роли характеризуют изменчивость общества.

Социальный статус - позиция (положение) индивида (группы) в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.).

Каждый человек обладает рядом статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Главный статус в статусном наборе – это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Существует несколько классификаций статусов.

Различают

социальный статус и

личный статус.

Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель малой социальной группы.

Различают

предписываемый статус и

достигаемый статус.

Предписываемым является любой полученный не по своей воле статус, над которым индивид не имеет контроля, например, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан обществом или группой.

Система родства дает набор

прирожденных статусов и

предписываемых статусов:

Сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. - прирожденные статусы. Их получают кровные родственники.

Некровные родственники (теща, тесть, свояк, свояченица, шурин, деверь и пр.) - это предписываемые, но не прирожденные статусы, поскольку их приобретают благодаря браку. Таковы также статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии, мужа, жены, крестного отца и матери.

Их получают по собственному желанию.

Иногда вид статуса определить трудно.

В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами предписываемого и достигаемого.

Например, гендерный статус - социальное выражение пола.

Помимо своей воли человек от природы получает тот или иной пол, но в процессе социализации может выбрать по собственному желанию традиционную или нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Статусы также подразделяются на

постоянные и временные,

формальные и неформальные.

Формальные статусы предусмотрены в нормативных документах социальных институтов.

Неформальные существуют по взаимному соглашению самих людей.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов.

В общественном мнении со временем вырабатывается, передается изустно, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом.

Человек может иметь высокий социальный и низкий личный статус, и наоборот.

Социальный статус, которого человек в данный момент не имеет, но очень хочет занять называется референтным статусом.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные завидуют богатым, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Статусы определяют характер, содержание, продолжительность, интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда становятся социальными нормами, если их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого не перестают быть ожиданиями.

Поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется социальной ролью. Иное поведение ролью не является. Социальная роль - индивидуальное поведение человека в соответствии с занимаемым статусом.

Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Готовность, предрасположенность к социальному отношению принято называть установкой. «Ролевой набор» - все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом.

Мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью, переносим стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, формы, титулов) даже внешне отличаться от носителей низших статусов.

Большинство ролей являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, в них не вкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли (их меньшинство), прежде всего связанные с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко, как внутренняя трагедия. Социальная роль - это маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я», все зависит от степени идентификации с ролью.

Поведение человека в соответствии с социальной ролью делает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общественные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной и ролевой идентификации, т.е. когда имеет место чисто (или преимущественно) ролевое поведение. Чисто ролевое поведение - модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации. Реальное поведение людей чаще всего не сводится к чисто ролевому, оно значительно богаче.

Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей. Вступая в самые различные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) между собой, они порождают многоцветность, мозаичность поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. В-третьих, исполнение роли зависит от обстоятельств, времени и места. Чисто ролевое добровольное поведение не навязано личности извне и во многом является результатом ее свободного выбора. Такое поведение при всех издержках и деформациях обычно не приводит к нарушению нравственных основ личности.

Бывают случаи, когда чисто ролевое поведение навязывается личности извне в результате давления группы или социальных обстоятельств. Личность сама определяет какие статусы занимать и какие роли играть. К выбору статусно-ролевого набора нужно подходить ответственно. Во-первых, необходима адекватная самооценка собственных физических и умственных способностей. Во-вторых, следует избегать возникновения статусно-ролевого конфликта. Для этого следует стремиться не занимать статусы со взаимно исключающими социальными ролями

Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% - это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

Каждый человек считается личностью, которая проходит через этапы своего развития. Современные концепции рассматривают эти этапы, чтобы понимать, как воспитывать и воздействовать на человека в разный период времени. Поскольку многие психологи прошлого и современного мира изучают данное направление, то выделяют виды концепций, которые будут рассмотрены в интернет-журнале сайт.

Что такое концепция развития личности?

Что такое концепция развития личности? Это теоритическое знание, которое направлено на изучение всех этапов развития личности. Они рассматривают как целостное существо. Однако наука не способна объяснить все явления. Люди вырастают разными, однако в их развитии можно увидеть определенную общность, которая и включается в концепции.

Личностное развитие не заключается исключительно в формировании навыков и способностей. Здесь рассматривается человек целиком, со всеми своими качествами и индивидуальностью. Все люди проходят одинаковые этапы в своем развитии, однако на них влияют различные внешние факторы и индивидуальные особенности, включающие противоречия. Вот почему невозможно разработать единой концепции, которая бы объясняла, как развивается .

Основные концепции развития личности

Во все века человек хотел понять, как развивается личность. Основные концепции развития говорят о том, что это является непрерывным процессом, где усматривается закономерность количественных и качественных изменений в психике. Это не сиюминутное изменение, а конкретно направленное движение, при котором человек растет.

Основными направлениями в изучении концепций являлись:

  1. Социогенетические. Рассматривают человека как пассивное существо, которое поддается внешнему воздействию социума. Внешние факторы формируют личность. Только остается непонятным, почему в одних условиях вырастают люди с различной психикой.
  2. Биологизаторские. Рассматривают человека как генетически запрограммированного индивида. Его гены диктуют ему, какими эмоциональными реакциями, поступками и наклонностями он будет обладать.

Однако данные концепции являются ограниченными. Поэтому принято их объединять, когда на развитие личности влияют как генетические, так и социальные факторы. Вместе с тем начинают возникать все более новые направления в изучении развития личности:

  • Психоаналитическое – индивид адаптируется к внешней среде, вырабатывает нужные защитные механизмы и навыки для удовлетворения своих потребностей.
  • Концепция черт – человек вырабатывает те или иные качества и навыки по мере жизни.
  • Биосоциальное – отдельные качества определены биологически (мышление, ощущение, восприятие и пр.), а другие – социальным воздействием (направленность, интересы, способности).
  • Гуманистическое – индивид постоянно занимается утверждением своего «Я».

Современные концепции развития личности

Автором современной концепции развития личности является А. Менегетти, который акцентировал внимание на семантическом поле индивида. Под семантическим полем понимается среда, в которой постоянно пребывает человек. Она-то и влияет на его становление. На 30% человек контактирует с окружающим миром сознательно, на 70% — бессознательно.

Негативное отношение у него было к моральности, которая не выражала истинной натуры человека, а наоборот, заставляла ее проявлять защитные механизмы, быть неполноценной, развивать .

Особое внимание выделялось неизменной величине Н, под которой понимался интеллект человека – сознательное восприятие. Интеллект помогает в положительных (развитие) и негативных (блокировка развития) изменениях в личности.

Помимо истинного «Я» автор выделял «лже-Я», которое является комплексом. Комплексы в человеке вырабатываются родителями в детстве, которые тем или иным образом проявляют свою любовь. Зачастую комплексы не меняются с годами, однако влияют на то, как живет человек.

Концепция духовно-нравственного развития личности

Согласно другой концепции (духовно-нравственной), вся жизнь человека подчинена тем отношениям, которые у него выстраиваются с другими людьми. Человек постоянно стремится к социализации, что и проявляется в его отношениях с людьми. Основной упор в развитии личности делается на ее воспитание и школьное обучение. Именно в этот период ребенок получает навыки социального взаимодействия с тем окружением, в котором он проживает.

Здесь включаются традиции, мораль, этика и прочие правила, которые приняты в обществе. Личность их должна изучить. Вместе с тем моральность не выступает важным фактором в формировании полноценной личности, поскольку она больше регулирует внешние проявления индивида, а не внутренние.

В человеке должно находиться внутреннее желание быть высококультурным, нравственным, воспитанным, интеллигентным. Без этого все меры, направленные на воспитание личности, будут лишь ограничивать ее, заставлять быть не собой. Если же человек сам желает быть духовно-нравственным, тогда у него есть стимулы для развития в себе соответствующих навыков.

Концепция развития личности Эриксона

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона тесно связана с психоанализом Фрейда. Однако он не только использовал идеи Фрейда, но и выдвинул ряд своих, сосредоточив усилия главным образом на изучении Эго. Эриксон рассматривал личность как продукт социальных взаимодействий и того выбора, который делает каждый человек. Он считал, что Эго постоянно развивается в зависимости от личного опыта человека. Конечная цель общения с другими людьми – развитие умения лучше понимать самого себя. На любой стадии развития человек может пойти различными путями. Именно выбор пути оказывает наибольшее влияние на то, кем человек в конечном счете становится. Ниже приводятся стадии психосоциального развития согласно концепции Эриксона.

Стадия 1. Базовое доверие или недоверие (от рождения до 1 года).

Если индивида в детстве опекал человек, который относился к нему с вниманием и которому ребенок полностью доверял, то, став взрослым, он сам будет относиться с доверием к происходящим в мире событиями. Чувство предсказуемости и неразрывной связи с теми, кто ухаживает за человеком, усиливается, если учитываются как базовые, так и смешанные его потребности. Это первичное доверие включает и доверие к самому себе. Подрыв чувства первичного доверия у ребенка может привести к его замыканию в себе, а иногда даже к полному разрыву взаимоотношений с окружающими.

Стадия 2. Автономия или сомнение (1-3 года).

Когда дети начинают ходить, все их способности (речь, общительность, физические возможности и познание) начинают быстро развиваться. Вместе с физическим и умственным развитием дети приобретают все большую уверенность в себе и занимаются исследованием окружающей среды. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно изучать свой мир. Если родители будут его ограничивать, это может привести к формированию застенчивости и неуверенности в своих силах.

Стадия 3. Инициатива или вина (3-6 лет).

Успешно преодолев первые две стадии развития, ребенок продолжает развивать чувство своей независимости, но более специфическим образом. В поступках ребенка уже меньше мятежных ноток, а на первое место выходит инициатива. Если ребенку не удается успешно преодолеть этот этап, он может стать безответственным человеком. И, как следствие, каждый раз в подобных ситуациях будет проявляться чувство вины как выражение нарушенных отношений с другими людьми.

Стадия 4. Усердие или чувство неполноценности (6–12 лет).

В этом возрастном периоде от ребенка ждут прилежания и усердия в той или иной сфере деятельности. Бесцельные игры уже рассматриваются как недостаток трудолюбия. Цель этого этапа заключается в развитии особых способностей ребенка, необходимых для выполнения конкретных задач в будущем. Если ребенок рассматривает свободное время как отдых от учебы, может ли это привести к возникновению чувства неполноценности? Нет, потому что подобное использование игрового времени считается целенаправленным.

Стадия 5. Идентичность или смешение ролей (12-18 лет).

Эриксон считал, что нормой поведения на этом этапе станут поиски индивидуальности. Подростки экспериментируют, самовыражаясь. Этот феномен получил название кризиса идентичности. Успешно преодолев этот этап, подросток становится более устойчивой личностью.

Стадия 6. Близость или изоляция (18-35 лет).

Для дальнейшего развития личности этот возрастной период предполагает установление близких взаимоотношений с другими людьми. Если человек знает, кто он такой, то начинает направлять свою энергию на поиск партнеров. Конечно, эти люди также должны обладать пониманием того, кто они такие. Не случайно именно в этом возрасте люди создают семьи. Не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения с кем-либо, оказываются в социальной изоляции. Не следует думать, что установление близких отношений предполагает только интимную связь с представителями противоположного пола. Это может быть также общение с друзьями, коллегами или с кем-то еще.

Стадия 7. Генеративность или стагнация (с 35 лет).

Генеративность – потребность в том, чтобы быть нужным, и осознание того, что человек направляется по жизни в «следующее поколение».

Стадия 8. Целостность Эго или отчаяние.

В пожилом возрасте люди часто предаются воспоминаниям о своей жизни. Если воспоминания доставляют удовольствие, человек ощущает целостность Эго, интегрированность и завершенность. Если нет, то наступает отчаяние.

Альфред Адлер пытался определить происхождение стремления к осуществлению контроля. Он считал, что желание контролировать и потребность в достижении чего-либо появляются в ходе сложного процесса самооценивания.

По Адлеру, у всех людей есть идеальное представление о самих себе и желание его реализовать. В случае несоответствия между идеальным представлением и тем, кем человек является на самом деле, у людей возникает чувство неполноценности, которое позже формируется в комплекс неполноценности. Этот комплекс, в свою очередь, способствует пониманию того, каким человек хотел бы быть, что ведет к формированию потребности в контроле.

Концепция развития личности Выготского

Л.С. Выготский рассматривал социальную среду как важный фактор в развитии личности. В данной концепции рассматриваются и естественное созревание, и овладение нормами поведения и мышления, и изучение языку и письму. Все это сказывается на том, в каком направлении развивается личность.

  1. Сначала взрослый воздействует на ребенка, направляя его на совершение непроизвольных действий.
  2. Далее ребенок использует по отношению к себе такие же приемы, которые использовались родителями.
  3. Затем он начинает применять их к взрослым.

В развитии ребенка активно участвуют обучение и образование. Человек не рождается готовой личностью, а становится ею по мере своего взросления. Здесь участвуют как биологически заложенные факторы, так и те нормы культуры, которые принято вкладывать в ребенка.

Итог

Концепция развития личности – это становление психики отдельного индивида. Имеются определенные общности факторов, которые влияют на данный процесс. Однако каждый человек индивидуален, что проявляется в итоге в том многообразии характеров и манер поведения, которые люди проявляют, уже будучи сформированными.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Моисеев Дмитрий Викторович

(студент гр. 15СПО2)

Педагогика как социальное явление. Социализация личности в процессе образования

(реферат по педагогике)

Проверил

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры педагогики

И.Л. Беккер

Пенза 2016

1.Введение ………………………………………….………...….…..………3

2. Развитие личности как педагогическая проблема……….……..….........3

3.Концепции развития личности……………………………………………4

4.Заключение…………………………………………………………………6

Введение

Образование выступает как общественное явление и рассматривается как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного состояния к другому (в настоящее время это переход от индустриального общества к информационному). Развитие образования тесно связано с общественными условиями: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Связь образования и культуры является наиболее тесной. Это проявляется, в частности, в том, что одним из принципов образования является «культуросообразность», т. е. обучение в контексте культуры. Образование в силу его культуросообразности включает в себя обучение и воспитание, которые неразрывно связаны между собой. Функционирование и развитие образовательной системы осуществляется в педагогическом процессе, который складывается, с одной стороны, из обучения (педагогическая деятельность), с другой -- из учения (учебной деятельности). Кратко охарактеризуем две стороны педагогического процесса. Педагогическая деятельность -- это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие и одновременно выступающее как основа саморазвития. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего, цель (осознанный образ предвосхищенного результата), мотивы и предметное содержание. Целью педагогической деятельности является развитие обучающихся. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта. Основным средством педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания. Учебная деятельность -- это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Развитие личности как педагогическая проблема

Роль воспитания и обучения в формировании личности.

Проблема развития личности - наиболее сложная и дискуссионная среди проблем педагогической теории и практики. Эта проблема рассматривается многими науками.

Следует различать понятия «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Многие ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Мы часто употребляем понятия: развитие, формирование, социализация. Они не синонимичны и их также следует различать. Развитие - это универсальное свойство природы, человека, общества. В философском понимании развитие - это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В психологии это понятие употребляется, когда речь идет о каком-либо изменении: прогрессивном или регрессивном. В педагогике - это качественно-количественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие - это процесс количественно-качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие - это морфологические, физиологические и биохимические изменения. Социальное развитие - это психические, интеллектуальные, духовные изменения.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа.

Концепции развития личности

Процесс развития личности объясняется по-разному. Существует три концепции: биологическая, социальная и биосоциальная.

В соответствии с биологической концепцией человек - это биологическое существо. На его природной сущности, потребностях, влечениях, инстинктах строится все поведение и этим же определяется развитие, вое- питание, по их мнению, может лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Социологическая концепция основана на представлениях о том, что человек, рождаясь как биологическое существо, постепенно социализируется под воздействием среды общества, ближайшего окружения; среда - определяющий фактор формирования личности, воспитание призвано корректировать характер влияния среды; яркое проявление биологической сущности человека говорит о низком уровне развития.

Биосоциальная концепция утверждает, что человек - существо биологическое и социальное. Психические процессы имеют биологическую природу; направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.

А.В. Мудрик условно выделил три группы задач для каждого этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.). Социально-культурные задачи(познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые) специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи вызваны становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы решения.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых (Л.И. Анцыферова). Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности.

Формирование личности - это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития.Формировать - означает «придавать определенную форму, законченность».

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т. е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют.

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависят содержание образования, выбор форм и методов обучения.

Заключение

Под обучением понимается не процесс «передачи» готовых знаний от учителя ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способы осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Обучение не может игнорировать органическое созревание мозга, как считает американский психолог Дж. Брунер; неправильно и обратное утверждение, что органическое созревание мозговых структур происходит совершенно независимо от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30

Рекомендуем почитать

Наверх