Комплекс упражнений по коррекции гиперактивности ребенка. План-конспект индивидуального занятия «Снижение импульсивности и гиперактивности

Учет и отчетность 11.10.2019
Учет и отчетность

Нина Николаевна Зайцева
Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Гиперактивные дети импульсивны , чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением . Им свойственна двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность, раздражительность. В наше время дети импульсивны, своенравны, требуют к себе особого внимания и понимания. Поэтому зачастую таких детей вовлекаем в игровое взаимодействие, чтобы дети чувствовали себя комфортно, улыбались, радовались, могли общаться как с воспитателем, так и со своими близкими людьми. Игры стараемся разнообразить по содержанию. Подбираем игры на развитие внимания, игры- упражнения на согласованность совместных действий. Предлагаем родителям использовать эти игры .

Игры на на развитие внимания и Формирования самоконтроля двигательной активности.

Эти игры требуют от ребенка высшей концентрации внимания.

"Не теряй пару".

Дети в парах друг за другом идут по кругу, взявшись за руки. После первого сигнала быстро опускают руки и продолжают идти рядом. не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

"Будь внимателен".

Воспитатель показывает несколько физических упражнений :

1)И. п. Пятки вместе. носки врозь. Поднять руки вверх, вперед. в стороны;

2)"Юла". Поочередное вращение кистями каждой руки по вертикальной оси;

3) Присесть, держа обе руки за головой, удерживая равновесие.

После показа двух- трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнение и повторить их по словесному описанию.

"Кто больше соберет предметов".

По всей группе раскладываем предметы разных геометрических форм и разного цвета. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащие предметы и друг друга. После окончания музыки быстро собирают предметы. Выигрывает тот , кто собрал больше предметов.

Варианты :

а) собрать предметы одного цвета;

б) собрать предметы заданной формы;

в) собрать предметы парами. тройками, четверками (по форме или по цвету) .

"Найди свой домик".

По всей группе разложены обручи, возле них кубики разного цвета в произвольном порядке. Игроки бегают под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики возле обручей. По сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик и запрыгнуть в обруч.

"Не ошибись"

По кругу расставлены кегли разного цвета. Под музыку дети выполняют произвольные движения. передвигаясь по группе. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот ,кто сделает это первым.

Игры на согласованность совместных действий.

Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимы, интонации. Такие игры мы используем во время физкультминуток, динамических пауз, во время прогулок.

"Воображение".

Игра проводится с воображаемым предметом. Имитируют парные действия- переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами, прыгают, чешут затылок и т. д.

"Дружная пара".

Дети в парах берутся за руки и по первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 секунд, по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

"Угадай, что я делаю".

Дети по очереди в парах с помощью мимики и пантомимы изображают действия, например :катится с горки лыжник, дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т. д. И каждый отгадывает в своей паре, кто, кого изобразил.

"Веселые хлопушки".

Дети садятся в парах напротив друг друга на полу. Воспитатель показывает. Хлопает левой рукой по левому колену, дети должны это движение повторить. Затем взрослый хлопает по правому колену, дети повторяют одновременно и это движение и предыдущее. игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

"Мы- петрушки".

Дети сидят на корточках в парах. держась за руки (разговаривают, шутят. По сигналу одновременно подпрыгивают. Затем под музыку одновременно притопывают ногами по показу воспитателя, выполняют приставные шаги с приседанием, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

После проведения таких игр детей становятся наиболее спокойными, собранными,родителям легче понять своих детей и выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чмсел в натуральном ряду. Ход игры: двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают.

Игровые упражнения для детей 2–3 лет по ФЭМП Игровые упражнения «Что катится, что не катится». Воспитатель вносит в группу закрытую коробку с шарами, гремит ими и предлагает детям посмотреть,.

Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников 3–7 лет Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников (5- 6 лет) Содержание: 1. Волшебный сон 2. Согреем бабочку.

Игры и упражнения с карандашами для детей любого возраста "Шуршалочка" Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он “ шуршит. ” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3-лет ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ На втором и третьем голу жизни происходит дальнейшее развитие.

Цель:

Создать психологически непринужденную атмосферу для комфортного общения детей и взрослого, снятия напряжения мышечных зажимов, гармонизации отношений между детьми.

Развивать умение контролировать импульсивные действия, управлять своим телом, выполнять инструкции, соблюдать правила общения.

Методические приемы:

Беседы, направленные на гармонизацию общения;

Музыкотерапия;

Цветотерапия;

Упражнения на развитие волевой регуляции;

Игры на концентрацию внимания;

Упражнение на дыхание;

Психологическое тестирование.

Материалы: магнитная доска, магнитофон, цветные ладошки, разноцветные лепестки, предметные карточки

Ход занятия психолога с гиперактивными дошкольниками

1.Вступление.

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.

Дети становятся в круг, держатся за руки, дарят друг другу улыбку, с помощью стихотворения желают всем добра.

2. Упражнение «Мое настроение».

Цель: активизировать детей к проявлению внутренней психологической активности.

Дети, стоя в кругу, выражают свои мысли относительно своего настроения.

3. «Правила радостного общения».

Цель: сориентировать детей на другой субъект, развивать восприимчивость, симпатию.

Дети вспоминают правила общения между собой:

Не перебивать;

Никого не обижать;

Всем помогать;

Улыбаться, быть вежливыми;

Говорить друг другу комплименты;

Если сделал что-то плохое - извиниться;

Мириться.

4. Упражнение «Какого цвета мое настроение, на что он похоже».

Цель: способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.

Дети подходят к столу, где находятся разноцветные лепестки, выбирают лепесток который соответствует их настроению и составляют «Цветок настроения».

Объясняет значение каждого цвета. Затем дети высказывают мнение, на что похоже их настроение, выбирают определенную карточку.

5. Игра «Интервью».

Цель: Развивать осознание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои мысли.

Дети отвечают на вопрос:

«Когда бывает весело, радостно....»;

«Когда бывает грустно....».

6. Игра «Запрещенное движение».

Цель: развивать скорость реакции, умение соблюдать правила игры.

Дети стоят лицом к ведущему, под музыку дети повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Дети по очереди выполняют роль ведущего.

7. Упражнение «Цветные ладошки».

Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.

Дети стоят лицом к ведущему. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать; желтую ладошку «шепотилка» - можно тихо передвигаться и шептать, на сигнал «молчанка» - синяя ладошка - дети должны замереть на месте и не двигаться.

8. Упражнение «Возьми себя в руки».

Цель: побуждать детей учиться умению контролировать импульсивные действия.

Психолог объясняет, что если дети чем-то обеспокоены, взволнованы, сердиты - хочется кого-то ударить, толкнуть, что-то разбрасывать, есть очень простой способ, чтобы взять себя в руки надо обхватить ладонями свои локти и сильно прижать руки к груди.

9. Музыкотерапия.

Цель: развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умения рассказать о своих чувствах.

Дети слушают музыкальный фрагмент и делятся впечатлениями о том, какие чувства вызвал характер музыки.

10. Упражнение «Спаси птенца».

Цель: формировать уверенность, умение прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Дети представляют что у них в ладонях маленький, беспомощный птенец. Они его согревают своим дыханием, отдают свою любовь и тепло. Затем, когда он мысленно оживает, его выпускают на свободу (разжимают ладони, поднимая их вверх) и видят, как птенец радостно взлетает.

11. Упражнение «И я...»

Цель: расширить представление детей о мире человеческих чувств. Развивать умение и желание дарить тепло друзьям и любовь родным людям.

Психолог предлагает детям закончить предложение:

Бабушка заболела, и я....

Маленький братик не может уснуть и я....

Упала сестренка и я....

Папа ремонтирует стул и я....

Дедушка отдыхает и я....

Мой друг печальный и я....

Приближается мамин праздник и я....

У меня есть конфеты и я....

12. Упражнение «Психологическая похвала».

Цель: обеспечить положительную психологическую атмосферу в группе, удовольствие.

Я хороший, ласковый ребенок

И приветливый, добрый, интересный.

Упражнения для гиперактивных детей.

На здоровье обучающегося начальной школы влияют очень много факторов. Чтобы сохранить здоровье ребенка учитель должен помнить:

Выстраивать нормальные, здоровые взаимоотношения с учеником;

Учитывать эмоциональные личностные особенности детей;

Учитывать утомляемость детей;

Учитывать учащихся с повышенной потребностью во внимании;

Обращать внимание на учащихся с повышенной двигательной активностью;

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при распределении любой нагрузки;

Учить планировать режим дня;

Помогать ребенку ощутить собственную значимость.

Повышенная двигательная активность.

    Уважайте ребенка и принимайте его таким, какой он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях;

    Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;

    Говорите сдержанно, спокойно, мягко;

    Для подкрепления устных инструкций используйте зрительные стимуляции;

    В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;

    Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером;

    В отношениях с обучающимися придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку;

    Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. На уроках – физминутки, игры с двигательными элементами (с мячом, на улице, достать, отдать, принести и т.д.). Во второй половине дня – длительные прогулки, игры на свежем воздухе, пробежки;

    Но в то же время нужно оберегать этого обучающегося от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию активности;

    Научить ребенка устраивать тихие перерывы;

    Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими. Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом ключевые слова;

    В минуты, когда ученик плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» - уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3-4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо;

    Иногда педагоги от нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание ругают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции.

На уроке:

    Усаживать ребенка за первую парту центрального ряда, использовать больше наглядности, закрывать дверь в класс, создавать «Ситуации успеха», индивидуально объяснять домашнее задание.

    Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости;

    Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.).

    Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребенком чуть аккуратнее, чем предыдущая.

    Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;

    При необходимости – объяснять материал индивидуально (один на один).

    Проверка знаний такого ученика производится в начале урока.

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Напряглись – расслабились». Нужно напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать тоже самое с каждой частью тела – правая рука, левая рука, шея, спина, живот, правая нога, левая нога.

2. «Ладушки». Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером. Ритм постоянно ускоряется.

Хлопушка «кулак-ладонь»: хлопок в ладони, затем хлопок кулак о ладонь. Ускорение ритма обязательно.

3. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1-правую руку на пояс, 2-левую руку на пояс, 3-4-правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5-6-правую руку вверх, левую руку вверх, 7-8-хлопки руками над головой, 9-10-опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо, 11-12-левую руку на пояс, правую руку на пояс, 13-14-хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3-средний, 4-5-быстрый, 6-медленный.

4. Самомассаж.

Мы помоем лобик,
Мы помоем щечки,
Не забудем носик,
Шейку, подбородок.

5. Сон под музыку.

6. «Балансировка». Ребята балансируют с газетой в положении стоя. При этом:

Они держат газету на вытянутых руках;
- на левой и правой руке попеременно, стоя на обеих ногах;
- на левой и правой руке попеременно, стоя на одной ноге;
- держат газету на голове;
- на плечах;
- на затылке;
- попеременно на правой и левой ноге.

7. Развитие общей моторики (выполнять движения соответственно тексту):

У лисицы острый нос,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса плавненько похаживает, Шубу рыжую поглаживает.

8. Этюды для души.

9. «Кричалки – шепталки – молчалки».

Специальные карточки разных цветов или заготовленные, вырезанные ладошки. Красный – кричать, шуметь, зеленый – шептать, голубой – молчать, соблюдать тишину.

Повышенная утомляемость

В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией.

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Зеркало». Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрятся учащиеся. Они должны: замереть на месте, повернуться вправо, влево, постоять на пальчиках и поморгать глазами, покивать головой, постоять, помахать попеременно левой и правой рукой, постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

2. «Клоуны». Учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания: брови свести и развести, глаза сильно прищурить и широко раскрыть, губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их, шею максимально вытянуть, втянуть, плечи максимально свести, развести, руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

3. «Близнецы». Учащиеся кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя выполняют команды: присесть, встать, встать на цыпочки, наклониться влево, вправо, прогнуться назад, постоять на правой ноге, согнув левую в колене и наоборот. В данном положении имитация движения: поезда, самолете, трактора, гусеницы, черепахи, змеи, медведя, пингвина.

4. «По кругу». Участники становятся в круг. Передают свернутую в трубочку газету: перед собой, за собой, за спиной, стоя на одной ноге, зажимая палочку коленями и т.д.

5. Релаксационные сказки.

6. Отдых под музыку.

Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. , наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.

Гиперактивному ребенку не всегда просто найти общий язык со сверстниками, ведь далеко не все из них непоседы. Коррекция поведения ребенка поможет в том числе и наладить социальную жизнь малыша

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание - скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое - так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.

Мелкую моторику нужно развивать не только у совсем маленьких детей, но также у школьников - любимый детьми конструктор, головоломки, плетение из бисера или лепка помогут ребенку лучше управлять своими движениями

Игры

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры - связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.

Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель : Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Примечание : Разные дни недели могут соответствовать определенному времени - например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное - неукоснительно следовать правилам.


В час тишины малыш может заняться теми играми, которые не будут мешать семье отдыхать - например, рисованием, лепкой, чтением

Игра «Передай мяч»

Цель : реализовать избыточную детскую энергию.

Примечание : Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Гвалт»

Цель : развиваем внимание.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель : Сделать деток более дружными, сплотить их.

Примечание : Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.

Игра «Зеваки»

Цель : развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.

Примечание : Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.


Хороводные игры были известны еще нашим предкам. Они играли не только ритуальную роль, но также помогали развить у детишек концентрацию и внимательность

Игра «Четыре стихии»

Цель : тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание : Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание : Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель : Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Примечание : Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель : упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

Импульсивных и подвижных детей часто называют гиперактивными. Однако не следует путать детскую активность, что является нормой, с гиперактивностью, что является неврологической проблемой. Последнюю называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И сегодня это довольно распространенный диагноз.
Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.

Активный ребенок

1. Крутится как заведенный, не может усидеть на одном месте, предпочитает активные игры. Однако, если его заинтересовать, может заниматься и чем-то спокойным.

2. Проявляет интерес и любопытство, говорит без умолку, все комментирует, задает много вопросов.

3. Несмотря на дневную активность, хорошо спит ночью.

4. Подстраивается под ситуацию, не везде проявляет активность в равной степени (например, дома – это человек с «моторчиком», а в садике вполне спокойный ребенок).

5. Не проявляет агрессию, но при этом может отстаивать свои интересы.

Гиперактивный ребенок

1. Постоянно находится в движении, проявляет активность во всех ситуациях одинаково. Он будет прыгать и шуметь как дома, так и в магазине, гостях или в школе. Причем он не может остановиться, даже если сильно устал. Практически неуправляем – никакие доводы не работают, договориться с ним невозможно.

2. Говорит много, эмоционально, перескакивает с мысли на мысль, «глотает» окончания или пропускает слова. Не может слушать других.

3. Трудно засыпает, плохо спит.

4. Может быть агрессивным или провоцировать других детей. Если переживает сильные эмоции, не может себя контролировать.

Конечно, это лишь внешние признаки, по котором можно отличить СДВГ от простой активности. У специалистов – детских нейропсихологов и психоневрологов – существуют более подробные критерии оценки. Поставить этот диагноз может только врач, причем после тщательного обследования, которое включает тестирование, энцефалограмму головного мозга и длительное (не менее полугода) наблюдение психоневролога.

Вне зависимости от того, является ли повышенная активность ребенка подтвержденным диагнозом или просто его особенностью, именно родители могут помочь малышу справиться с проблемами в поведении. Жизнь возбудимых (и активных, и гиперактивных) детей должна подчиняться определенным правилам.


7 правил для активных и гиперактивных детей

1. Обязательно установите четкие «границы», которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах (запреты, временные рамки, правила поведения дома и на улице и т.д.). Это позволит ребенку почувствовать почву под ногами, а значит, стать собраннее и спокойнее.

2. Организуйте постоянный режим дня. Жизнь по расписанию за счет своей предсказуемости также будет успокаивать малыша. Возбудимым и активный детям крайне важно полноценно отдыхать: ночной сон должен длиться не менее 10-12 часов, а дошкольниками и младшим школьникам не стоит пренебрегать и дневным отдыхом. А чтобы было легче запомнить последовательность событий дня, повесьте расписание на видное место.

3. Избегайте продуктов, оказывающих возбуждающее действие на нервную систему (шоколад, напитки, содержащие кофеин).

4. Дозируйте нагрузку и впечатления. Не злоупотребляйте шумными играми и общением. Обязательно чередуйте активные занятия со спокойными.

5. Удовлетворяйте потребность ребенка в двигательной активности – запишите его в спортивную секцию или в бассейн, чтобы он мог выплеснуть лишнюю энергию.

6. Обязательно тренируйте внимание с помощью специальных упражнений. Обратитесь к детскому нейропсихологу – он порекомендует подходящий именно вашему малышу комплекс для домашних занятий.

7. Ограничивайте просмотр мультфильмов и игры на компьютере, планшете, телефоне. Дошкольнику без вреда можно смотреть телевизор или находиться за компьютером не более 30-40 минут в день, причем лучше с перерывами, младшему школьнику – не более часа.

ВАЖНО: поставить ребенку диагноз СДВГ может только доктор! Не стоит верить на слово воспитателям или педагогам, которые говорят вам, что ребенок гиперактивный. Тем более не следует заниматься самолечением – так вы можете только навредить. Например, ребенку с СДВГ успокоительные препараты зачатую не просто бесполезны, но и противопоказаны. Оказывая тормозящее действие на быстроту нервных реакций, они препятствуют развитию памяти и внимания.

Если у вас появились сомнения, и вы подозреваете у своего малыша гиперактивность, начните с посещения детского нейропсихолога – с помощью специальных методик он поможет подтвердить или опровергнуть подозрение на СДВГ, при необходимости, направит к доктору, а также предложит систему занятий, которые помогут ребенку развивать усидчивость и внимание.
***
Коркунова Мария , д етский нейропсихолог

Рекомендуем почитать

Наверх